Основания отмены постановления суда административном правонарушении. Обжалование постановления об административном правонарушении на Жалоба.net. Кто именно может подать жалобу

При несогласии с привлечением к административной ответственности за нарушение ПДД важно знать порядок обжалования постановлений об административном правонарушении ГИБДД. Процедура применима для доказывания своей невиновности, снижения штрафа или прекращения производства по иным основаниям. Чтобы дело было принято и рассмотрено судом, необходимо соблюсти ряд требований.

В зависимости от органа, вынесшего постановление, определяется структура по рассмотрению жалобы:

  1. Судебное постановление обжалуется в вышестоящий суд.
  2. Документ, принятый коллегиально должностными лицами ГИБДД – в районный суд.
  3. Единолично должностным лицом – в районный суд либо в вышестоящий госорган.

Подать заявление о несогласии с постановлением вправе следующие лица:

  • виновное лицо по материалам административного дела;
  • потерпевший;
  • представители частного лица по закону (родители, опекун, попечитель);
  • представители юр лица (руководитель или иное лицо, указанное в учредительных документах);
  • адвокат, представитель по нотариальной доверенности.

Рассматривая вопрос, как оспорить постановление, важно помнить о соблюдении сроков обжалования. Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба может быть представлена в течение 10 суток после получения постановления . При получении копии документа непосредственно от инспектора, вынесшего его, срок начинает исчисляться на следующий день. Если нарушение зафиксировано камерой видеонаблюдения, исчислять 10 дней нужно со дня получения письма по почте.

При пропуске срока суд откажет в принятии заявления. Вместе с заявлением необходимо подать ходатайство о восстановлении срока. Важно указать и подтвердить уважительные основания пропуска 10 дней . К таким основаниям относятся:

  • неполучение постановления, при отсутствии признаков уклонения от вручения;
  • нахождение в отъезде, командировке;
  • прохождение лечения в стационаре и пр.

В случае отклонения ходатайства судья выносит определение.

Чтобы опротестовать постановление ГИБДД нужно подготовить заявление в письменной форме. Представить его в суд для рассмотрения возможно следующими способами:

  1. Отправить по почте. Письмо должно быть заказное с уведомлением о вручении. Вы будете точно знать дату получения вашего заявления и подтвердите соблюдение срока.
  2. Принести жалобу лично в канцелярию. На вашем экземпляре будет поставлена отметка о времени поступления обращения.

Подать заявление можно непосредственно в суд или в орган, принявший постановление. При определении подведомственности пакет документов будет переслан в соответствующую структуру. Документы направляются в течение 3 дней. Жалоба не облагается госпошлиной.

Как подготовить заявление

  1. Наименование суда, его адрес, в который подается заявление, ФИО заявителя, контактные данные, наименование органа ГИБДД. Эти сведения размещаются справа в верхнем углу.
  2. Описание ситуации, фактов и обстоятельств дела.
  3. Указание причин несогласия привлечения к административной ответственности. Это существенные нарушения, повлиявшие на объективное решение (протокол составлен неуполномоченным лицом, истекли сроки давности, неправильная квалификация, ошибки при процедуре медицинского освидетельствования и пр.).
  4. Требование отменить акт, смягчить меру наказания.

К жалобе обязательно прикладываются все подтверждающие документы.

Срок рассмотрения жалобы на постановление в суде составляет 2 месяца . Дело ведется единолично судье с участием заинтересованных лиц. В ходе заседания проверяется явка сторон спора, полномочия их представителей, принимается решение по заявленным отводам и ходатайствам. В случае неявки участников процесса, принимается решение об отложении дела или его рассмотрении без них.

Перед рассмотрением жалобы судья вправе:

  • назначить экспертизу;
  • вызвать лиц, имеющих отношение к делу;
  • запросить дополнительные материалы.

В судебном процессе кратко оглашается заявление, выясняются обстоятельства вынесения постановления, его законность. По доводам жалобы заслушиваются стороны, свидетели, эксперты и проводятся необходимые процессуальные действия. Доводы заявления не ограничивают полномочия суда, дела проверяется полностью.

По результатам рассмотрения суд вправе вынести одно из следующих решений:

  1. Оставить постановление в силе и отказать в удовлетворении жалобы.
  2. Изменить акт (переквалифицировать или смягчить наказание). Назначение более строгого наказания в пределах санкции статьи не допускается.
  3. Отмена решения и прекращение дела.
  4. Отмена постановления и возвращение всех материалов для повторного рассмотрения.

Заявление обязательно нужно направить в суд при наличии оснований для прекращения административного дела, которыми являютс я:

  • малозначительность деяния;
  • истечение срока для привлечения к ответственности (при нарушении ПДД лицо привлекается к административному наказанию не позднее 2 месяцев.);
  • нарушение было результатом крайней необходимости (выезд на встречную полосу для предотвращения ДТП);
  • амнистия;
  • отсутствие состава правонарушения.

Протокол является одним из основных доказательств правонарушения в административном судопроизводстве. Если гражданин, нарушивший ПДД, не согласен с протоколом ГИБДД, то основания для признания его недействительным необходимо изложить в жалобе на проставление. Законом не установлена самостоятельная процедура обжалования протокола и не предусмотрены специальные сроки для этого. В ряде случаев протокол вообще не составляется:

  • При вынесении наказания в виде штрафа или предупреждения на месте совершения нарушения. Сотрудник ГИБДД сразу составляет постановление.
  • Нарушение ПДД зафиксировано при помощи фото- и видеосъемки. Постановление составляется в отсутствии виновного лица и направляется почтой.

Основаниями для отмены протокола является нарушение процессуальных норм при его составлении . К форме протокола законом установлены следующие требования:

  • дата, время и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника госоргана, зафиксировавшего нарушение;
  • идентификационные сведения о лице, в отношении которого составлен протокол;
  • имена и контакты потерпевших, свидетелей;
  • описания времени и места события;
  • указание на нарушенные нормы закона;
  • статья, предусматривающая ответственность;
  • объяснения виновного лица;
  • иные сведения, относящиеся к делу.

Если в протоколе отсутствуют существенные данные по делу, он признается составленным с недостатками и не может рассматриваться как доказательство по делу. Подобные обстоятельства устанавливаются на этапе подготовки к процессу при рассмотрении дела судом. Ненадлежащим образом оформленные документы извращаются в госорган. Такой возврат может стать причиной истечения срока привлечения к ответственности. Кроме возврата, судья вправе вынести постановление о прекращении дела.

Постановление о прекращении производства по делу, о назначении административного наказания, а также отдельные виды определений, например, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию.
Особенностью обжалования постановлений, вынесенных должностными лицами, является то, что они могут быть обжалованы либо вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд.
Если постановление обжаловано вышестоящему должностному лицу, то при получении отрицательного ответа по жалобе, можно обратиться в суд, а затем и вышестоящий суд. Таким образом, можно говорить о существовании трех инстанций, в которые можно обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

  1. Право обжаловать постановление (определение) по административному делу принадлежит как лицу, в отношении которого дело было возбуждено, так и потерпевшему. Например, потерпевший может реализовать это свое право, если будет отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, либо будет назначено слишком мягкое наказание (минимальный размер штрафа при наличии отягчающих обстоятельств).
  2. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (определения). Следовательно, КоАП РФ не предусматривает возможности подачи так называемой краткой жалобы, а уже впоследствии подачи дополнений к ней.
  3. Жалоба подается через суд или должностное лицо, которым было вынесено постановление (определение) по делу. Однако факт подачи жалобы непосредственно в тот орган, который выступает вышестоящей инстанцией по отношению к вынесшему постановление (определение), не является препятствием для рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции.
  4. Постановление (определение) может быть обжаловано:
    1. если постановление вынесено судьей - то в вышестоящий суд;
    2. если постановление вынесено должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в район­ный суд по месту рассмотрения дела, то есть по месту нахождения должностного лица, которое вынесло постановление (определение).

Далее, поступившая жалоба в течение 3 суток с момента ее поступления должна быть со всеми материалами дела направлена в соответствующий суд или вышестоящий орган, или вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Соответствующий суд или вышестоящие орган и должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в течение 10 суток с момента ее поступления к ним. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
В отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ, КоАП РФ не содержит отдельных статей, в которых бы содержался перечень оснований для отмены вышестоящей инстанцией постановления по делу об административном правонарушении. Например, ГПК РФ называет такие основания, как неправильное толкование закона, применение закона, не подлежащего применению в данном деле, существенное нарушение норм процессуального права, неполное установление обстоятельств дела, имеющих юридическое значение для Дела и т.д. КоАП РФ только называет виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы (ст. 30.7.):

  1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  3. об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, если имеется хотя бы одно обстоятельство, указанное в статье 2.9. и 24.5 КоАП РФ, либо при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строго административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного взыскания;
  5. об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если постановление было вынесено неправомочным судьей, органом или должностным лицом.

Таким образом, этот перечень должен служить основой для написания жалобы.
Например, в п. 4 говорится о существенном нарушении процессуальных требований. То есть орган, рассматривавший дело, нарушил ряд процессуальных норм, например, допустил рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом не извещенных о времени и месте рассмотрения дела, отказал в истребовании необходимых по делу доказательств и т.п. Но каким бы ни было! процессуальное нарушение со стороны компетентного органа, оно! должно повлечь за собой невозможность в связи с этим объективно полно и всесторонне рассмотреть дело.
Также в п. 4 есть второе основание, которое связано с неправильным применением норм материального права, а точнее неверной квалификацией совершенного действия (бездействия). Смысл этого основания заключается в том, что, судя по всем обстоятельствам делая необходимо было применить иной закон, иную статью, которая предусматривает более строгое административное наказание, чем назначенное. Но и это основание может быть использовано в качестве основания для отмены постановления только в том случае, если потерпевший специально на него укажет в своей жалобе.
Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения, а в течение трех суток после вынесения копия решения вручается или высылается заинтересованным лицам: физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы.
Статья 30.9 КоАП РФ устанавливает возможность пересмотра и решении, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Иными словами, после вынесения указанного решения, оно может снова обжаловано в вышестоящую инстанцию. Правила подачи жалобы и процедура ее рассмотрения аналогичны правилам при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Соответственно, остается таким же и срок на обжалование - 10 суток.
После пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, последнее вступает в законную силу и может быть исполнено.

Известные русские правозащитники и юристы утверждают, что более 80 % россиян незнакомы со своими конституционными правами или знают их лишь частично. В нашей стране привыкли беспрекословно подчиняться существующему законодательству, и немногие граждане решаются оспаривать те или иные обвинения в свой адрес. Это касается и нарушений, не предусматривающих уголовное наказание, но все же обязывающих человека выплатить штраф за административное правонарушение или отдать в пользу государств какое-нибудь имущество и т. д. На самом деле каждый гражданин имеет право на оспаривание подобного постановления. Поэтому если он уверен в своей невиновности и может ее доказать, то вполне можно добиться отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Определение

Под эту категорию попадают преступления, совершенные физическим или юридическим лицом, для которых наказание не предусмотрено в Уголовном кодексе РФ. Административным правонарушением является противоправное действие или бездействие, повлекшее за собой нарушение законодательством норм, что предусматривает наступление административной ответственности. Такие деяния не наносят серьезного вреда обществу, хотя некоторые нарушения могут быть признаны также и уголовными, все зависит от ситуации.

Для того чтобы действия гражданина или организации было квалифицированы как нарушение, предусматривающее определённую ответственность, необходимо убедиться, что здесь имеют место все составляющие административного правонарушения. Обычно в этот перечень входят четыре элемента:

  • те общественные отношения, которые нарушило физическое или юридическое лицо;
  • признаки противоправного деяния;
  • субъект правонарушения, то есть тот, кто совершил деяние и может понести за него наказание;
  • установленная вина, цель правонарушения.

Применение мер ответственности возможно только при установлении совокупности всех признаков, необходимых для признания действия правонарушением.

Виды административных нарушений

Полный список деяний, за которые предусмотрена ответственность подобного рода, представлен в КоАП, где прописан все статьи административных правонарушений. Вот некоторые из них:

  • несоблюдение правил дорожного движения;
  • неоплаченный проезд в общественном транспорте;
  • неисполнение родителями своих обязанностей по отношению к своему ребенку;
  • нарушение прав государственной собственности;
  • распространение ложных сведений;
  • административным правонарушением является распитие спиртных напитков или курение в общественных местах, нарушение спокойствия, драки и оскорбления;
  • занятие проституцией;
  • самовольная вырубка деревьев;
  • разбрасывание мусора, загрязнение атмосферы и многое другое.

Штраф за административное правонарушение является самым распространённым способом наказания. Но существуют и другие виды привлечения к ответственности: лишение какого-либо специального права, например, на вождение автомобиля, предупреждение, закрытие организации или административный арест.

Как происходит привлечение к ответственности?

Процедура привлечения правоохранительными органами гражданина к административной ответственности предусматривает следующие действия:

  1. Составление протокола событий, где описаны действия лица, а также перечислены признаки административного правонарушения. То есть это доказательство вины субъекта, здесь указана версия полицейских. Сам по себе протокол не может быть обжалован, так как он не нарушает ничьих прав.
  2. Постановление об административном нарушении, этот документ и является основанием для привлечения гражданина к ответственности, предусмотренной существующим законодательством.

Право вынесения заключения о подтверждения вины того или иного лица принадлежит либо руководителю отдела МВД, или другому должностному лицу, уполномоченному рассматривать подобные вопросы, либо дело передается в суд. Именно на стадии рассмотрения протокола об административном правонарушении, у гражданина больше всего шансов добиться отмены обвинения.

Поэтому необходимо обязательно затребовать у сотрудников копию протокола, явится на заседания и там отстаивать свои права.

В каких случаях можно обжаловать решение

Основания для отмены постановления об административном правонарушении - это нарушения процессуального порядка привлечения к ответственности. Требования к составлению протокола и вынесению решения по нему также прописаны в КоАП, ниже будут представлены некоторые основания:

  • протокол об административном нарушении должен быть составлен сотрудником полиции, в должностной инструкции которого прописано подобное право;
  • этот документ имеет четкие требования к составлению, здесь должны быть указаны Ф. И. О составителя, время совершения противоправного действия, место, обстоятельства, а также Ф. И. О субъекта правонарушения, его адрес и другие сведения; протокол подписывается обеими сторонами и свидетелями (если они есть), в случае отказа нарушителя оставить свою подпись, сотрудник делает соответствующую запись; физическое или юридическое лицо имеет право приложить к протоколу собственное объяснение или замечания на действия должностного лица;
  • в качестве оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении могут послужить недостаточные разъяснения должностным лицом прав и обязанностей гражданина с проставлением соответствующей пометки в протоколе;
  • копия протокола обязательно должна быть вручена лицу, совершившему административное правонарушение под расписку, в противном случае это может послужить поводом к опротестованию документа;
  • на рассмотрение протокола дается 15 дней, в случае если это право не было соблюдено, документ является недействительным;
  • рассмотрение дела должно проходить в присутствии гражданина, в случае же, если он по какой-то неуважительной причине был не оповещен о времени заседания, это также может послужить аргументом к оспариванию.

В постановление о назначение административной ответственности, помимо основных сведений о нарушителе, органе, принимающем решение, и перечисления обстоятельств дела обязательно должна быть ссылка на нормативный акт, статью административного правонарушения, в связи с которой выносится решение.

Несоблюдение хотя бы одного из вышеперечисленных требований становится поводом для подачи жалобы на аннулирование постановления об административном взыскании.

Кто может обжаловать решение?

Протокол о выявление противоправных действий может быть отправлен на рассмотрение в местный орган МВД или же в суд, в случае если документ был направлен в обе инстанции, решение принимает судья. Право опротестования постановления имеет юридическое или физическое лицо, совершившее правонарушение, оно и является заявителем. Жалобу имеет право подать:

  1. Субъект нарушения, то есть лицо, в отношение которого рассматриваются меры по привлечению к ответственности;
  2. Потерпевшая сторона, обычно под этим определением понимают государственные органы, по отношению к которым было совершено противоправное действие, а также любой гражданин, которому был причинен физический, моральный или имущественный вред.
  3. В случае если нарушитель является юридическим лицом, его права могут отстаивать законные представители, то есть это начальники юридических отделов организаций.
  4. Защитник гражданина или его официальный представитель (юридическое или физическое лицо).

Заявление на отмену по делу об административном нарушении подается в орган МВД вышестоящему должностному лицу или вышестоящий орган управления либо в суд.

Порядок и сроки обжалования

Если гражданин не согласен с вынесенным решение о привлечение его к административной ответственности, то он имеет право подать жалобу в вышестоящий орган МВД или же в суд с требованием отменить постановление. Это право прописано в ст. 30 КоАП РФ, решение может быть обжаловано в течение десяти дней после вынесения. Причем в случае если гражданин по каким-то причинам не успел в установленный срок предоставить ходатайство об отмене постановления об административном правонарушении, его право может быть восстановлено по решению судьи. Бывают ситуации, когда по незнанию порядка обжалования гражданин отправляет документы в другую инстанцию, здесь государственные органы обязаны перенаправить заявление в соответствующее ведомство в течение трех дней.

После поступления жалобы в суд или правоохранительный орган сотрудники обязаны рассмотреть ее в ближайшее время, подробно разобраться в обстоятельствах дела. Обычно предварительная проверка включает следующие действия:

  1. На первом этапе выясняется, нет ли обстоятельств, исключающих принятие решения данным должностным лицом или судьей, нет ли личной заинтересованности одной из сторон в обстоятельствах дела. Определяют законность указанных признаков административного правонарушения.
  2. При необходимости назначаются экспертизы, делаются дополнительные запросы, опрашиваются лица, непосредственно участвующие в произошедшем.
  3. В случае если рассматриваемое дело об отмене постановления по делу об административном правонарушении не входит в компетенцию данного должностного лица или судьи, дело отправляется в другие ведомство.

Ст. 29.6 КоАП РФ четко диктует сроки рассмотрения поданного заявления, окончательное время будет зависеть от инстанции, куда было направлено ходатайство. Если материалы будут направлены в орган МВД, то законом предусмотрен срок в 15 дней, если в суд, то до 2 месяцев. В зависимости от ситуации, сроки иногда продлеваются, например, могут понадобиться дополнительные экспертизы, опрос свидетелей или др.

Форма подачи жалобы

При написании заявления об отмене постановления об административном правонарушении необходимо следовать некоторым общим правилам. Законодательством не предусмотрена четкая форма жалобы, и требования к документу были установлены еще в советские времена. Необходимо, чтобы гражданин указал все сведения, относящиеся к рассматриваемому делу и таким образом, чтобы к информации не возникало лишних вопросов:

  • Ф. И. О заявителя, адрес и иные данные в случае необходимости;
  • полное наименования и место расположения государственного органа, которое выносило постановление о назначение ответственности за административное нарушение;
  • информация о постановление и дата его вынесения;
  • доводы гражданина по поводу несогласия с вынесенным решением с приложением доказательств или свидетельств других лиц;
  • просьба заявителя.

К жалобе обязательно необходимо приложить копию вынесенного ранее постановления о назначении административного взыскания и иных необходимых документов. В случае несоответствия изложенной информации, или же предоставления ложных сведений, суд может оставить заявление без дальнейшего движения. Согласно законодательству юридические и физические лица за подачу жалобы госпошлиной не облагаются.

Как проходит заседание

Существуют определённые нормативные правила рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, прописанные в КоАП РФ. Само рассмотрение проводится судьей или должностным лицом единолично и предусматривает следующий порядок действий:

  1. Заседателем объявляется, кто выносит решение, кто является заявителем и в чем заключается жалоба.
  2. Выясняется присутствие всех заинтересованных лиц, а также свидетелей произошедшего.
  3. Если заявитель представлен юристом или правозащитником, суд проверяет законные основания его присутствия.
  4. В случае неявки кого-либо из участников процесса, выясняется причина их неявки, и в некоторых случаях заседание может быть отложено до момента, когда все лица смогут явиться в суд.
  5. Участникам заседания разъясняются их законные права.
  6. Произносятся отводы и ходатайства.
  7. После представления суду всех материалов дела, доказательств неправомерности вынесенного решения о назначении административной ответственности, слов свидетелей и должностных лиц, выписавших протокол, озвучивания заключения экспертов и т. д. Суд проверяет предоставленную информацию и оглашает решение о законности и обоснованности вынесенного ранее постановления.

Обычно достаточно информации, предоставляемой одной из сторон дела, но в случае участия в процессе прокурора, заслушивается также и его позиция.

Что проверяет суд?

Суд по административному правонарушению в соответствии с законодательством обязан проверить все сведения о вынесение решения о назначение ответственности физическому или юридическому лицу. Судья должен быть объективен во время изучения обстоятельств произошедшего, а также по отношению к субъекту нарушения, перед ним стоят следующие задачи:

  • уполномочено ли было должностное лицо в вынесение подобного решения;
  • как был соблюден установленный порядок оформления материалов по делу, существовали или нет ошибки или недочеты при заполнении протокола и постановления;
  • насколько обоснованы обвинения в адрес гражданина, совершал ли он противоправное действие, указанное в постановлении о назначение административной ответственности;
  • какова степень вины гражданина и соответствует ли она наложенным на него взысканиям;
  • насколько были учтены при вынесении решения по административному нарушению личность гражданина, его семейное положение, общественная позиция и другое.

Решение суд принимает, основываясь на ст. 30 7 КоАП РФ, где прописан порядок и условия всех процессуальных действий по этому вопросу. Как показывает судебная практика, именно внимание к мелочам дела оказывается главным моментом в окончательном заключении об отмене постановления.

Вынесение решения

Согласно ст. 30 7 КоАП РФ решение может быть вынесено в следующей форме:

  1. Обращение заявителя оставлено без удовлетворения, то есть все факты и выводы, изложенные в постановлении, признаны законными.
  2. Полная отмена постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такое решение возможно при выявлении судом одного из обстоятельств, нарушающих процессуальный процесс или же в случае недоказанности деяний.
  3. Внесение некоторых изменений в постановление, при условии, что административное наказание не будет более серьезным и положение лица, совершившего проступок, не ухудшится.
  4. Отмена постановления по делу об административном правонарушении с последующим возвращением дела на новое рассмотрение в суд или отдел МВД, где было принято первое решение. Чаще всего такое происходит при обращении с жалобой от потерпевшего, которого не устроило первое постановление и он требует более серьезного наказания для нарушителя.
  5. Отмена постановления и отправление его в другое ведомство, если было установлено, что решение принималось неправомочным судьей или должностным лицом, не имеющим на это право.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении влечет за собой возврат денежных средств, которые уже заплатил гражданин, возвращение ему специальных прав, объектов собственности, а также возмещение ущерба за неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов. В течение трех дней юридическое или физическое лицо и потерпевший получают копию постановления суда, оно вручается лично или высылается на почтовый адрес.

Обжалование решения

В случае несогласия с вынесенным судом решением, гражданин имеет право подать протест в надзорные органы. Обжаловать решение имеют право лица, привлеченные к ответственности за данное правонарушение, а также прокуроры разных государственных структур.

Существует следующий порядок подачи жалобы:

  1. Все документы предоставляются непосредственно в органы надзора.
  2. Жалоба должна обязательно содержать следующие пункты:
  • наименования суда, куда подается протест;
  • указываются все сведения о физическом или юридическом лице (или прокуроре), подающему жалобу;
  • информация о других участниках процесса, с описанием их роли в деле;
  • указывается суть постановления об административном нарушении;
  • перечисляются доводы лица, объясняющие, почему решение не может считаться справедливым;
  • указывается список документом, прилагаемых к жалобе;
  • подпись заявителя.

К основному тексту протеста в обязательном порядке должны быть приложены копии постановления, копия решения суда по жалобе на постановление, копии документов, удостоверяющие право лица присутствовать на заседании в качестве законного представителя.

В случае отказа надзорных органов аннулировать постановление о наложение административного взыскания, и подтверждения, что все предыдущие решения были законными, повторное принесение протестов по этому делу не допускается.

К ним относятся: лицо, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении и его защитник, потерпевший и его представитель, законные представители физического или юридического лица. Полномочия защитника — адвоката и представителя потерпевшего должны быть оформлены соответствующими документами – ордер, доверенность. Порядок обжалования постановлений, вынесенных сотрудниками ДПС ГИБДД определяет: жалоба подается в вышестоящий орган – управление ГИБДД, вышестоящему должностному лицу – начальнику территориального подразделения ГИБДД либо в районный суд по месту рассмотрения дела пункт (3 части 1 статьи 30.1 КРФ об АП). Место рассмотрения дела, как правило, тождественно понятию место вынесения постановления. В случае одновременной подачи жалобы в суд и вышестоящий орган ГИБДД, рассмотрение жалобы будет произведено судом.

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении гибдд

Изменение места рассмотрения Если волей случая нарушение ПДД, которое вам приписывают, произошло далеко от места где вы проживаете, то существует возможность перенести место рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно статье 29.5 КоАП РФ часть 1, по месту вашего проживания.

Перенос дела возможен на основании ходатайства, которое предоставляется по месту изначального рассмотрения правонарушения.


Важно

В представленном видео даны разъяснения юриста какие действия необходимо предпринять водителю для переноса места рассмотрения дела: Так же можно подать официальное ходатайство и о переносе места рассмотрения жалобы на уже вынесенное Постановление, оно направляется в то отделение, где и было зафиксировано нарушение.


В случае отказа, рассмотрением обжалования будет заниматься только та судебная инстанция, к которой принадлежит район нарушения.

Обжалование постановления гибдд

Протоколом фиксируются лишь технические моменты: сведения об участниках аварии, нарушении, автотранспортных средствах, свидетелях, виде нарушения, объяснительные участников.

Постановление же содержит факты:

  • решение о наказании, которое полагается;
  • статья КоАП РФ, по которой вынесли решение;
  • разная дополнительная информация.

Постановление выносят по итогам рассмотрения дела о нарушении ПДД.
Обжалуют именно постановление, так как оно является окончательным решением инспектора ГИБДД или судьи.
Оно не содержит решения о выносимом наказании (штрафе, лишении прав и прочее).


Но для возможности доказать свою правоту необходимо все внимание уделить протоколу.

Порядок обжалования постановления — как обжаловать штраф гибдд?

Внимание

Податель жалобы не облагается государственной пошлиной, что делает процесс обжалования доступным и не затратным.


Если нарушитель или потерпевший являются «иногородними», могут возникнуть трудности адресами дислокации органов, в которые надлежит предъявлять жалобу. По этой причине адреса и реквизиты организаций, в которые обжалуется постановление ГИБДД, необходимо выяснять при вынесении (вручении) постановления по делу. Как вариант, определить место нахождения подразделения ГИБДД МВД России или федерального суда, можно при помощи любой поисковой системы Интернет сети.

В постановлении по делу об АПН, сотрудник ДПС ГИБДД указывает и разъяснить дублирует в устной форме сроки и порядок обжалования.

В копии экземпляра постановления, предназначенного для потерпевшего, также разъясняется порядок и срок его обжалования.

403 - доступ запрещён

Мы постарались подробно изложить все ключевые моменты для того, чтобы вы могли самостоятельно составить и подать жалобу. Если у вас возникли затруднения и своими силами решить проблему не удается, не стоит отказываться от борьбы, обратитесь за бесплатной юридической помощью к нашим правовым экспертам. Опытные юристы помогут вам выиграть дело в суде. Кто может обжаловать Правовая норма, содержащаяся в Кодексе об Административных правонарушениях раздела 30.1 дает четкие разъяснения, кто может подавать жалобы на вынесенное Постановление, подробнее о лицах, относящихся к этой категории говориться в ст.-ст.

Порядок обжалования постановления гибдд о правонарушении

Вашей жалобе, используйте законные доводы, ссылайтесь на статьи ПДД, КоАП), например «С данным решением я не согласен по следующим причинам», перечислите причины, ссылайтесь на статьи КоАП, ПДД;

  • доказательства Вашей невиновности;
  • перечень прилагаемых сведений (ФИО и контакты свидетелей, запись видеорегистратора с указанием даты записи);
  • обозначить конкретные требования: отмена постановления на основании вышеизложенного или смягчение наказания (например: «На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями КоАП, прошу Вас отменить постановление (номер, дата) по делу об административном правонарушении»);
  • подпись, дата оформления.

Образец жалобы на постановление ГИБДД можно найти на разных интернет-ресурсах. Как показывает практика, шанс добиться отмены постановления после подачи жалобы руководству ГИБДД крайне низок.

Как обжаловать постановление гибдд

Читать еще Европротокол при ДТП — стоит ли «заморачиваться»? Дежурный сотрудник ГИБДД, который принимает документ от автора или его представителя, оформляет талон-уведомление (такой талон выдается лицу, передавшему жалобу).

После приема заявления данное уведомление направляется в отдел делопроизводства. Проверка заявления В ходе проверки уполномоченные должностные лица:

Решение по жалобе на постановление ГИБДД Срок рассмотрения жалобы на постановление ГИБДД, поданной в досудебном порядке, не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации.
добровольно прекращено противоправное поведение;

  • добровольное сообщение о правонарушении лицом, которое его совершил, в ГИБДД;
  • лицо, нарушившее ПДД, оказывает содействие сотрудникам ГИБДД в установлении обстоятельств правонарушения;
  • нарушитель предотвратил вредные последствия своего поступка;
  • нарушитель добровольно возместил причиненный им ущерб или добровольно устранил вред;
  • нарушитель добровольно исполнил предписание об устранении нарушения до вынесения постановления;
  • правонарушение было совершено, когда водитель находился в состоянии аффекта или при тяжелых личных или семейных переживаниях;
  • лицо, нарушившее ПДД, является несовершеннолетним;
  • правонарушение совершила беременная женщина или женщина с малолетним ребенком.

Но смягчают наказание далеко не всегда, даже при наличии вышеназванных обстоятельств.

Как обжаловать постановление гибдд?

  1. В качестве доказательства своей правоты в строке «Объяснения» напишите основные факты и доводы (например, что правила дорожного движения вами не нарушались или укажите информацию о неправомерности со стороны сотрудника ГАИ).
  2. В незаполненных полях документа поставьте прочерки (если таковые не были сделаны ранее).
  3. Настаивайте на том, чтобы к протоколу были прикреплены объяснения свидетелей (родственников, прохожих и т.д.).
  4. Требуйте копию заполненного документа.

Помимо протокола, сотрудник автоинспекции выписывает еще один документ – постановление об административном правонарушении, где прописываются «меры наказания» для виновного лица.
В зависимости от степени тяжести наступивших последствий и вида причиненного вреда, разделяют уголовную, административную, а также гражданско-правовую ответственность. Например, когда при нарушении ПДД РФ произошло дорожно-транспортное происшествие, не повлекшее последствий, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ, то возбуждается дело об административном правонарушении.

Производство по такому делу выполняется по правилам, предусмотренным КОАП РФ.

Должностные лица органов ГИБДД осуществляют контроль за соблюдением норм и Правил дорожного движения и при выявлении нарушений, перечисленных в главе 12 Кодекса, в установленном порядке выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

При выявлении факта нарушения ПДД РФ, сотрудники ГИБДД возбуждают производство по делу об административном правонарушении.

По каждому из возбужденных дел, ими принимается решение.

Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение являются только существенные нарушения процессуальных требований КоАП, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В судебной практике к таким нарушениям относят:

Рассмотрение дела субъектом административной юрисдикции при наличии оснований для его отвода или самоотвода;

Рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и (или) потерпевшего, не извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела;

Нарушение правила о языке, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении;

Отсутствие в постановлении подписи субъекта административной юрисдикции либо подписание постановления не тем субъектом административной юрисдикции , который в нем указан;

Необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по месту его жительства, а также оставление такого ходатайства без рассмотрения;

Несоблюдение требований ст. 24.4 КоАП об обязательном разрешении ходатайств, заявленных участниками процесса, при рассмотрении дела по существу.

Наряду с перечисленными нарушениями, влекущими безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, следует назвать и такие, которые могут привести к его отмене и возвращению дела на новое рассмотрение. В их числе: нарушение процессуального порядка применения мер обеспечения производства; немотивированный отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, вызове свидетелей, заявленных при рассмотрении дела в первой инстанции.

Указанные нарушения влияют прежде всего на оценку представленных доказательств с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности. Поэтому исходя из тех последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности их устранения при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также при повторном рассмотрении дела в первой инстанции, судья вправе отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение либо прекратить производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено соответствующее постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП).

В то же время такие процессуальные нарушения, как превышение установленного срока рассмотрения дела, порядка проведения судебного заседания, отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении сведений о порядке возмещения судебных издержек, судьбе изъятых вещей, а также различные технические ошибки (например, неверное указание в вводной, мотивировочной или резолютивной частях постановления фамилии правонарушителя, статьи КоАП, подлежащей применению, или наименования специального технического средства), не могут повлиять на конечные выводы суда и не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении.


Является ли основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении то обстоятельство, что при рассмотрении дела судьей не были разрешены ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности (например, о вызове свидетелей, об истребовании схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в месте совершения правонарушения?

Несоблюдение требований ст. 24.4 КоАП об обязательном разрешении ходатайств, заявленных участниками процесса, при рассмотрении дела по существу является существенным нарушением процессуальных требований КоАП, так как нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, гарантированное ст. 25.1 Кодекса.

См., например : Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05.05.2010 по делу N 4А-595/2010; Постановление Московского городского суда от 29.10.2010 по делу N 4а-2938/10; справку Кемеровского областного суда от 09.03.2011 N 01-07/26-143.

Можно ли отменить не вступившее в законную силу решение судьи районного суда, оставившее в силе постановление должностного лица о назначении административного наказания, и возвратить дело на новое рассмотрение в районный суд, если будет установлено, что судьей районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП (например, жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом не извещенного о месте и времени рассмотрения дела), а на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек?

Нарушение процессуальных требований КоАП является основанием для отмены решения судьи районного суда, вынесенного по жалобе на постановление должностного лица, если это нарушение существенно ограничило гарантированные КоАП права лица, привлекаемого к административной ответственности, или иных лиц, участвующих в деле, либо иным образом повлияло или могло повлиять на вынесение законного и обоснованного решения по жалобе.

Конкретные проявления таких нарушений слишком многочисленны и многообразны. Однако чаще всего они выражаются в рассмотрении жалобы в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени рассмотрения дела, а также оставлении без рассмотрения ходатайств указанного лица.

При наличии подобных нарушений решение судьи районного суда, которым постановление должностного лица о назначении административного наказания оставлено в силе, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в районный суд. При этом не имеет значения тот факт, истек ли на момент рассмотрения жалобы в региональном суде срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку истечение данного срока не препятствует устранению допущенных нарушений при повторном рассмотрении дела в районном суде.

См., например : Постановление Московского городского суда от 25.06.2010 по делу N 4а-1036/10.

Аналогичный подход применяется и на стадии пересмотра вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, поскольку в условиях действующего регулирования полномочия надзорной инстанции в части возвращения дела на новое рассмотрение идентичны полномочиям суда второй инстанции.

Можно ли отменить не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и возвратить дело на новое рассмотрение по жалобе потерпевшего на мягкость наказания в связи с необходимостью применения более строгого наказания, предусмотренного данной нормой, или такая отмена возможна только в связи с необходимостью переквалификации административного правонарушения на другую статью (часть статьи) КоАП?

По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП при наличии жалобы потерпевшего на мягкость назначенного наказания решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение может быть принято как в связи с необходимостью применения более строгого наказания, предусмотренного данной нормой, так и в связи с необходимостью переквалификации административного правонарушения на другую статью (часть статьи) КоАП, если при рассмотрении жалобы она не может быть осуществлена.

Вправе ли судья, рассматривающий жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, отменить постановление о назначении административного наказания и направить дело на новое рассмотрение по основаниям, не указанным в жалобе? Если да, то можно ли при повторном рассмотрении дела назначить указанному лицу более строгое наказание?

Данный вопрос был достаточно актуален для судей. В Обзоре судебной практики за IV квартал 2008 г. Верховный Суд РФ разъяснил, что исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 и п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в их системной взаимосвязи судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, поэтому судья, рассматривающий жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, вправе отменить вынесенное в отношении его постановление о назначении административного наказания и направить дело на новое рассмотрение в случае, если будет установлено, что судом (органом, должностным лицом) были допущены нарушения процессуальных требований КоАП, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в том числе, когда назначено наказание, не предусмотренное санкцией статьи (части статьи) КоАП, неправильно применена ч. 2 ст. 4.4 КоАП либо нарушена подсудность рассмотрения дела.

При этом Верховный Суд РФ подчеркнул, что принцип "невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе" не может быть нарушен. Сказанное означает, что при новом рассмотрении дела судья связан ранее примененным административным наказанием и назначить более строгое наказание не вправе.

В качестве примера реализации данной точки зрения в судебной практике приведем следующий пример.

Постановлением мирового судьи Ш. был подвергнут административному наказанию по ч. 4 ст. 12.15 КоАП в виде лишения управления транспортным средством на срок четыре месяца. Решением судьи районного суда данное постановление было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. В результате повторного рассмотрения дела Ш. было назначено административное наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП в виде лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев. Решением судьи районного суда это постановление было оставлено в силе.

Проверив законность и обоснованность постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, заместитель председателя Московского городского суда указал на то, что по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП назначение более строгого наказания по сравнению с назначенным ранее возможно только при наличии жалобы потерпевшего на мягкость наказания. Поскольку первое постановление мирового судьи было отменено по жалобе Ш., то назначение более строгого наказания при новом рассмотрении дела противоречит закону. На этом основании состоявшиеся судебные решения по делу были изменены путем снижения размера назначенного Ш. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами с шести до четырех месяцев.

Постановление Московского городского суда от 25.02.2009 по делу N 4а-0262/09.

Можно ли отменить не вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности и возвратить дело на новое рассмотрение, если прокурором принесен протест на мягкость назначенного наказания?

Исходя из буквального толкования положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость назначенного наказания.

По смыслу данной нормы, определяемому с учетом положений ст. 30.10 КоАП, предусматривающей право прокурора на опротестование не вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях и порядок его реализации, по протесту прокурора постановление о назначении административного наказания может быть отменено лишь в случаях существенных нарушений процессуальных требований КоАП.

Такое же правило действует и на стадии пересмотра вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях. Его правомерность подтверждена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики за III квартал 2005 г.

Вправе ли судья отменить не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и возвратить дело на новое рассмотрение по протесту прокурора в связи с мягкостью назначенного наказания, если потерпевшие по делу отсутствуют (например, по ст. ст. 12.1 - 12.4 КоАП), т.е. в интересах неопределенного круга лиц?

По протесту прокурора постановление о назначении административного наказания может быть отменено в случаях существенных нарушений процессуальных требований КоАП независимо от того, имеется ли по делу потерпевший либо нет. Это особенно важно учесть, поскольку по некоторым делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (например, по ст. ст. 12.1 - 12.4 КоАП) потерпевших в принципе быть не может.

Правомерность такого подхода подтверждена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики за IV квартал 2007 г.

Правомочен ли судья районного суда, рассматривающий жалобу потерпевшего на мягкость административного наказания, назначенного по ч. 2 ст. 12.24 КоАП, отменить постановление должностного лица и направить дело на новое рассмотрение мировому судье, а не должностному лицу, вынесшему постановление, поскольку наказание в виде лишения права управления транспортным средством вправе назначить только судья?

В части 2 ст. 12.24 КоАП установлено, что нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 3.8 КоАП особенность предметной подведомственности таких дел состоит в том, что они могут рассматриваться судьями лишь в том случае, если орган или должностное лицо придут к выводу о необходимости назначения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, применение которого относится к исключительной компетенции органов судебной власти , и передадут дело на рассмотрение судье.

Проведенный анализ вышеназванных положений КоАП, оцениваемых в контексте нормы п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса, позволяет сделать вывод о том, что в тех случаях, когда потерпевший подает жалобу на мягкость назначенного наказания в виде штрафа, в связи с чем возникает необходимость применения более строгого административного наказания в виде лишения специального права, районный суд, в который поступила такая жалоба, вправе отменить постановление по делу об административном правонарушении и передать его на новое рассмотрение мировому судье, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.8 КоАП наказание в виде лишения специального права может быть назначено только судьей.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за IV квартал 2008 г., усмотрение должностного лица об отсутствии необходимости в передаче дела мировому судье и о достаточности такого наказания, как административный штраф, при повторном рассмотрении дела может стать непреодолимым препятствием для судебной защиты прав потерпевшего, что недопустимо. Иной подход противоречил бы смыслу правосудия.

Какое решение должен принять судья по итогам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, выяснив, что протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, относящиеся к описанию события административного правонарушения?

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме (равно как и наличие в протоколе неоговоренных исправлений, относящихся к описанию события административного правонарушения), противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту и лишают судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения и принять правильное решение по делу.

Согласно ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП подобные нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, обязывают судью при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола должностному лицу, его составившему.

Вместе с тем на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.

В связи с изложенным, наличие в протоколе об административном правонарушении существенных недостатков, выявленных на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания, влечет признание данного протокола недопустимым доказательством, что является основанием для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Приведем пример .

Заместитель председателя Московского городского суда Дмитриев А.Н., рассмотрев жалобу П. на Постановление мирового судьи судебного участка от 5 октября 2011 года N 338 района Дмитровский г. Москвы и решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка от 5 октября 2011 N 338 района Дмитровский г. Москвы года П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 (четыре) месяца.

Решением судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2011 года Постановление мирового судьи судебного участка от 5 октября 2011 N 338 района Дмитровский г. Москвы года оставлено без изменения, жалоба Р. в защиту П. - без удовлетворения.

В настоящей жалобе П. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в протоколе об административном правонарушении имеются неоговоренные исправления, копия исправленного протокола ему не направлялась; при рассмотрении дела мировой судья необоснованно отказал в удовлетворении заявленного им ходатайства об отложении судебного заседания.

Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка от 5 октября 2011 года N 338 района Дмитровский г. Москвы и решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2011 года законными и обоснованными.

При рассмотрении дела и жалобы судебными инстанциями установлено, что 7 августа 2011 года в 09 часов 50 минут П., управляя автомашиной марки "..." государственный регистрационный знак..., следовал по... км +... м федеральной автомобильной дороги "...", где в нарушение требований дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" Приложения N 1 к ПДД РФ выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и виновность П. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, схемой совершения административного правонарушения, материалами фотофиксации, схемой дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, рапортом сотрудника ГИБДД.

Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Довод П. о том, что в протоколе об административном правонарушении имеются неоговоренные исправления, копия исправленного протокола ему не направлялась, уже являлся предметом проверки при рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление мирового судьи и был обоснованно отвергнут по мотивам, изложенным в судебном решении.

Как усматривается из схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, действие дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" Приложения N 1 к ПДД РФ, установленного на... км +... м, распространяется до... км +... м. При этом при рассмотрении дела мировым судьей сам П. не отрицал, что совершил обгон транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" Приложения N 1 к ПДД РФ. С учетом изложенного, имеющееся в протоколе об административном правонарушении исправление относительно указания места совершения правонарушения не является существенным и на правильность установления фактических обстоятельств дела и вывод судебных инстанций о наличии в действиях П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, не повлияло.

Кроме того, названный довод не ставит под сомнение достоверность и допустимость указанного протокола как доказательства, поскольку внесение соответствующего исправления не повлекло нарушение права П. на защиту, так как сведений о том, что он был лишен возможности знать, в чем обвиняется, в представленных материалах не имеется.

Таким образом, наличие в протоколе об административном правонарушении неоговоренного исправления не повлияло на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. Протокол об административном правонарушении был исследован судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы, оценка ему дана в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований, порочащих данный документ как доказательство, судебными инстанциями обоснованно не выявлено.

Довод П. о том, что при рассмотрении дела мировой судья необоснованно отказал в удовлетворении заявленного им ходатайства об отложении судебного заседания, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Требования ст. 24.4 КоАП РФ мировым судьей выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайства мировой судья мотивировал в определении от 5 октября 2011 года, обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, отсутствуют.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес обоснованное и законное решение, в котором дал надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам по делу об административном правонарушении и всем доводам жалобы, сомнений которая не вызывает.

Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.

При назначении наказания мировой судья учел данные о личности П., а также характер совершенного им административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения.

Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено П. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка от 5 октября 2011 года N 338 района Дмитровский г. Москвы и решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении П. оставить без изменения, надзорную жалобу П. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Московского городского суда

А.Н. Дмитриев

Постановление Московского городского суда от 15.09.2011 по делу N 4а-1890/11.

Является ли основанием для отмены постановления о назначении административного наказания отказ судьи в удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства?

Согласно ст. 24.4 КоАП в зависимости от конкретных обстоятельств дела судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства. Поэтому если отказ в удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мотивирован и обстоятельств, которые могли бы поставить их под сомнение, не имеется, то основания для отмены вынесенного постановления отсутствуют. Однако произвольный отказ в удовлетворении такого ходатайства недопустим и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении ввиду существенного нарушения процессуальных требований КоАП.

Какие требования предъявляются к форме и содержанию решения судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении? В какой процессуальной форме выносится решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и что оно должно содержать?

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении.

По своей структуре решение судьи, рассмотревшего жалобу, должно состоять из четырех частей:

1) вводной;

2) описательной;

3) мотивировочной;

4) резолютивной.

Во вводной части решения указываются: дата и место вынесения решения; фамилия, инициалы судьи, его вынесшего; сведения о лице, подавшем жалобу; участники производства, присутствовавшие при рассмотрении жалобы.

В описательной части решения излагается краткое содержание постановления по делу об административном правонарушении, существо жалобы и доводы в ее обоснование, объяснения лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы; указываются дополнительные доказательства, представленные во вторую инстанцию.

В мотивировочной части решения судья должен указать основания, по которым он пришел к выводу об отклонении или удовлетворении жалобы, отмене, изменении постановления, оставлении его без изменений или прекращении производства по делу. Выводы судьи в этой части решения должны быть основаны на анализе имеющихся в материалах и дополнительно представленных доказательствах и сопоставления их с постановлением по делу об административном правонарушении.

Здесь же судья обязан изложить свое мнение о правильности юридической квалификации административного правонарушения, соразмерности назначенного административного наказания степени тяжести и общественной вредности административного правонарушения или указать обстоятельства дела, являющиеся основанием для его прекращения, а также сделать ссылки на материальные и процессуальные нормы, на основании которых выносится решение. Оставляя постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, судья должен указать в решении мотивы, по которым отклоняются доводы жалобы.

В резолютивной части решения излагается суть принятого решения, срок и порядок его обжалования.