Особенности трудовой миграции в европу. Основные маршруты нелегальной миграции. Трагедии и операции по спасению

Представители некоторых профессий в России полагают, что их труд несправедливо низко ценится. По этой причине они иммигрируют в Европу, где работа врача, педагога, дальнобойщика, и многие другие профессии, ценится значительно выше.

Однако у процедуры трудовой миграции в Европу имеется ряд особенностей, с которыми необходимо предварительно ознакомиться потенциальному мигранту.

Что такое трудовая миграция?

Само понятие трудовой миграции означает смену места проживания граждан, с целью более выгодного трудоустройства, как в плане внутренних показателей (размер заработной платы, условия труда, коллектив и т.д.), так и касательно внешних факторов (климатические условия, удаленность от места проживания и т.д.).

Различают два основных вида трудовой миграции:

  • Внутренняя — в пределах одной страны;
  • Внешняя (международная) — с переездом в другую страну.

В случае трудовой эмиграции из России в Европу речь идет о внешнем (международном) типе.

Также, каждый из перечисленных видов подразделяется на следующие категории, зависящие от длительности трудовой миграции:

  • Постоянная. Подразумевает трудоустройство в другой стране на постоянной основе. Разницы нет, планируют ли трудовые мигранты оформлять гражданство и получать паспорт государства переезда, или ограничатся ВНЖ или ПМЖ с разрешением на осуществление трудовой деятельности;
  • Временно-постоянная. Если срок переезда с целью работы ограничен периодом от одного до шести лет, то он попадает под эту категорию. Такой вид трудовой миграции в Европу из России чаще всего и называют «временными заработками»;
  • Сезонная. Наиболее распространенная категория трудовой миграции, когда граждане переезжают с целью участия в сезонных работах, среди которых - следующие:
    • Сельское хозяйство;
    • Рыбная ловля;
    • Строительство;
    • Сфера услуг;
  • Приграничная. В определенных случаях, гражданам России приходится регулярно пересекать границу государства, для осуществления трудовой деятельности. Поэтому были разработаны законы, упрощающие данную процедуру;
  • “Утечка мозгов”. Миграция, в ходе которой за границу переезжают специалисты, занимающиеся интеллектуальным трудом: ученые, педагоги, IT специалисты.

Участники процесса трудовой миграции в Европу из России - это мигранты различных типов. Среди них:

  • Переселенцы . Люди, которые намерены переехать в другое государство с целью получения ПМЖ или гражданства, за счет трудоустройства. Иногда они переезжают с семьями, иногда сами;
  • Работники по контракту (как правило, с низким или средним уровнем квалификации). Обычно такие рабочие отправляются с целью участия в сезонных работах, не требующих специальных навыков и знаний;
  • Специалисты высокого класса . Представители интеллектуальных профессий часто мигрируют, что приводит к процессу “утечки мозгов”;
  • Нелегалы . От этой проблемы страдает практически вся международная трудовая миграция. Лица, пересекающие границу или устраивающиеся на работу нелегально, часто лишают таким образом законных граждан рабочих мест;
  • Беженцы . Граждане, ищущие политического убежища или бежавшие от войн, бегут за границу в поисках нового места проживания и работы. В некоторых случаях такие мигранты пересекают границу нелегально и, в порядке трудовой миграции, устраиваются на специальности, не требующие особенных навыков и знаний.

Люди каких профессий в первую очередь могут эмигрировать из России?

Если россиянин собирается переехать в Европу в порядке трудовой иммиграции, ему необходимо знать, какие профессии там востребованы.

Список наиболее перспективных вариантов для трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Специалист сферы IT . В России программисты и системные администраторы тоже ценятся, однако за границей их заработная плата, как правило, выше, и составляет от 50 тысяч долларов в год;
  • Инженер . Специалисты, связанные с аэрокосмической сферой, автомобилестроением и нефтедобычей в Европе ценятся высоко, и могут рассчитывать на оклад около 40-45 тысяч долларов в год;
  • Врач . Одна из наиболее незаслуженно обделенных стран на территории России. В Европе ситуация совершенно иная, и там представители некоторых врачебных специальностей могут зарабатывать от 40-50 тысяч долларов в год;
  • Медсестра . Хотя по всему миру люди пренебрежительно относятся к этой профессии, работодатели ценят квалифицированных медсестер не меньше врачей, что выражается в зарплатах от 44 тысяч долларов в год;
  • Учитель . К педагогам в России отношение в последние годы значительно ухудшилось, что привело и к снижению заработных плат. В Европе квалифицированный педагог может рассчитывать на оклад около 12-15 тысяч евро в год;
  • Аниматор . Одна из немногих “профессий”, для которой не нужно образование, кроме свободного владения языком страны переезда. Правда, зарплата у этих рабочих сравнительно небольшая, но стабильная. и составляет от 8 до 20 тысяч евро в год. Россияне без высшего образования или востребованной специальности часто выбирают такой вариант трудовой миграции в Европу из России;
  • Дальнобойщик . Водитель с правами на категорию “Е”, свободным знанием английского языка и прошедший 2 месяца стажировки в порядке трудовой миграции может получить право на трудоустройство в Европе и на среднюю заработную плату от 12 до 24 тысяч долларов в год;
  • Юрист . Специалистов в этой области в России довольно много. Из этого вытекает высокая конкуренция и низкая заработная плата юристов. За рубежом ситуация отличается, особенно в отношении Италии, где представитель этой профессии может зарабатывать от 90 тысяч евро в год.

Разумеется, в разных странах ситуация может различаться, поэтому рекомендуется провести “разведку”, посредством туристической поездки перед полноценной трудовой миграцией в Европу из России.

Требования и нюансы переезда

При трудовой эмиграции из России в Европу ко всем мигрантам предъявляются определенные требования. В первую очередь это включает знание языка страны переезда, подготовка и подача всех необходимых документов и оплата всех полагающихся сборов. Кроме того, иммигрант должен доказать отсутствие судимостей, налоговых и кредитных задолженностей на родине.

Наконец, трудовая миграция в Европу из России подразумевает поиск россиянином работы за границей. Следовательно, он должен обладать определенными знаниями и навыками, соответствующими выбранной специальности. Хотя, если цель трудовой миграции - исключительно заработки, можно пойти разнорабочим и за год-два заработать вполне приличную сумму, по российским меркам.

Необходимые документы

Вся процедура трудовой миграции требует от россиянина подготовки и предоставления целого ряда документов, в том числе и для оформления трудовой визы.

Перечень документов для шенгенской визы при трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Заполненную ;
  • Оригинал загранпаспорта;
  • Ксерокопию определенных страниц загранпаспорта, где имеются:
  • фотография заявителя;
  • персональные данные;
  • другие Шенгены;
  • Фотографию заявителя, соответствующую следующим требованиям:
    • цветное, чистое и контрастное изображение;
    • ширина — 3,5 см, высота — 4,5 см;
    • фон изображения — светлый, нейтрального тона, не дающий бликов;
    • заявитель на снимке должен быть изображен без головного убора или очков, если те не нужны в соответствии с религиозными/медицинскими требованиями (в любом случае, лицо они не должны закрывать);
    • выражение лица на снимке — нейтральное, глаза открыты, рот закрыт;
  • Медицинскую страховку. Сумма покрытия должна составлять минимум 30000 евро, а действовать полис россиянина должен на всей территории Евросоюза, охватывая весь период поездки;
  • Подтверждение финансовой состоятельности заявителя, в роли которого может выступать:
    • выписка с банковского счета;
    • пенсионное удостоверение;
    • стипендия;
    • справка с места работы, где указывается месячная заработная плата заявителя;
    • справка о доходах, для частных предпринимателей;
    • спонсорское письмо, если поездку финансирует третья сторона, с подтверждением платежеспособности спонсора;
  • В случае, если заявителем на получение шенгенской визы для трудовой миграции в Европу из России является ребенок (в возрасте от 16 лет, для участия в сезонных работах), который выезжает в сопровождении только одного из родителей или доверенного лица, к вышеприведенному списку документов добавляются следующие документы:
    • оформленное в письменном виде и нотариально заверенное разрешение на выезд за границу;
    • если ребенок едет без родителей — доверенность на сопровождающего, за подписью родителей.
  • Квитанция об оплате консульского и сервисного сборов.

После того, как россиянин получил долгосрочную визу (краткосрочная не подходит для эмиграции), он через определенное время, может претендовать на получение ВНЖ. Тут список документов слишком изменчив, все зависит от ситуации. Главное, что должен доказать заявитель — право на получение вида на жительство. Какие справки и удостоверения нужны для этого — ему скажут в соответствующем миграционном органе страны переезда.

В случае с ПМЖ (третий этап трудовой миграции в Европу из России) ситуация почти такая же. За исключением того, что россиянин обязан доказать свободное владение государственным языком и предоставить документы, подтверждающие его продолжительное пребывание в стране без долговременных выездов (более 90 календарных дней).

Наконец, чтобы оформить гражданство страны, куда россиянин переехал из России в порядке трудовой миграции в Европу, он должен подать соответствующее заявление, доказать отсутствие судимостей и кредитных долгов, а также еще раз подтвердить уровень владения государственным языком. В среднем, на получение гражданства посредством трудовой миграции, можно рассчитывать через 10 лет пребывания на территории выбранного государства.

Стоимость

Основная часть расходов при трудовой миграции приходится на начало процедуры — оформление долгосрочной шенгенской визы.

Суммы выплат составляют при трудовой миграции в Европу из России:

Затем, на этапах оформления ВНЖ и ПМЖ может потребоваться изготовление копий определенных документов, или запрос на получение справок из России (например, для подтверждения гражданского статуса россиянина). Но здесь суммы слишком сильно различаются и указать точный размер расходов почти невозможно.

Так или иначе, но вся процедура трудовой миграции в Европу из России, от оформления шенгенской визы до получения гражданства страны переезда может занять от 7 до 12 лет. Не все готовы ждать так долго.

Другой способ переезда в Европу

К счастью, для россиян есть и альтернативный вариант, как стать гражданами ЕС в порядке трудовой миграции — оформить гражданство Румынии. Миграционное законодательство этой страны значительно менее строго к заявителям, чем большинство других членов Евросоюза, и получить ее паспорт сравнительно просто. В частности — свободное владение языком — хоть и полезно, но не обязательно. Даже для гражданства хватит и поверхностных знаний.

В среднем, стоимость оформления румынского паспорта для граждан РФ составляет от 1000 до 1800 евро, если они лично подавали все документы и были в Румынии минимум 3 раза. Цена возрастает примерно до 2200 евро, если документы для трудовой миграции подавались через почту, и заявитель посещал страну 2 раза.

В любом случае, на процедуру оформления румынского гражданства уходит не более 1,5 лет. Чтобы начать оформление документов прямо сейчас, заполните заявку.

За последние два десятилетия неконтролируемая миграция приобрела характер настоящей социальной катастрофы для многих европейских стран. Конечно, проблемы с мигрантами из стран Азии и Африки имели место в Европе и прежде, но были куда менее масштабными. Сейчас, учитывая масштабы миграции, они приобрели такой характер, что и власти стран Евросоюза, и рядовые европейцы более не могут закрывать на них глаза.

Известно, что места компактного проживания диаспор выходцев из азиатских и африканских стран превращаются в своеобразные гетто, а если мигрантов становится слишком много, лик городов меняется до неузнаваемости. Марсель никогда не был мононациональным городом, но сейчас с первого взгляда не поймешь, Франция это или Западная Африка. Только в одну маленькую Бельгию за последние десять лет прибыло не менее миллиона мигрантов из стран Африки и Азии. Можно представить себе, как они изменили жизнь и быт уютных бельгийских городков. Например, Моленбек, где сейчас проживает огромное количество выходцев из африканских и азиатских стран, считается самым неблагополучным и опасным районом Брюсселя. Коренные бельгийцы делают все возможное, чтобы переселиться подальше от этого района. Только в одном Моленбеке живет не менее 150 тыс. мигрантов - и это по официальным данным, а нелегалов может быть гораздо больше.

Кварталы, заселенные легальными и нелегальными мигрантами, превращаются в эпицентры уличной преступности, наркоторговли и, что еще более страшно, в базы для экстремистских группировок. Именно среди мигрантов международные террористические организации вербуют исполнителей своих кровавых терактов, которые участились в европейских городах. Например, в упомянутом Моленбеке в Брюсселе открыто действуют представительства различных фондов и организаций, финансируемых Саудовской Аравией и Катаром. Кстати, от 2 до 4 тысяч жителей Бельгии арабского и африканского происхождения воевали в Сирии и Ираке в рядах террористических формирований. Многие из них потом вернулись в свой «новый дом» - в район Моленбек. Некоторые кварталы, населенные мигрантами, фактически не контролируются полицией, которая опасается туда заходить не только и даже не столько из-за повышенных рисков сопротивления правонарушителей, сколько из-за возможных проблем с правозащитниками.

Естественно, что такое положение дел влечет за собой далеко не самые позитивные последствия для политической жизни Европы. В европейских странах происходит возрождение националистических и даже расистских настроений на бытовом уровне, а политики все чаще говорят о необходимости ограничения миграции и утверждают, что большое количество мигрантов может привести европейскую цивилизацию к краху. При этом акцент часто делается на несовместимость культурных ценностей европейцев и приезжих. К примеру, в Венгрии руководство страны открыто говорит о том, что прибытие большого количества мигрантов угрожает традиционному образу жизни венгерского населения, христианским ценностям. Примерно теми же словами рассуждают и политики Чехии, Словакии, Польши.

Сейчас именно в Восточной Европе власти жестче всего настроены по отношению к мигрантам. В Венгрии, Польше, Чехии и Словакии мнения чиновников и народа по вопросу о миграции в целом сходятся. Это объясняется не только тем, что восточноевропейские страны всегда имели склонность к национализму и стремились к мононациональному составу населения, но и многочисленными экономическими и социальными проблемами. Руководители этих государств напоминают Евросоюзу, что сначала им бы хотелось решить собственные проблемы, а не размещать огромное количество беженцев и мигрантов на своей территории. В Евросоюзе страны Восточной Европы давно стали «диссидентами» по миграционному вопросу и такое положение будет сохраняться, пока Брюссель не «сменит пластинку» в отношении размещения беженцев и миграционной политики в целом.

Впрочем, сейчас за странами Восточной Европы начали подтягиваться и западноевропейские государства. Одной из первых стремление положить конец нелегальной миграции высказала Италия. Именно эта страна является первой целью африканских мигрантов, переплывающих на ветхих суденышках Средиземное море. Добираясь до тунисского или ливийского побережья Средиземного моря, выходцы из Конго и Мали, Чада и Эритреи, Сомали и Судана на свой страх и риск плывут на лодках и катерах к итальянскому берегу. Теперь береговая охрана стала заворачивать такие суда обратно. А что делать?

Хотя руководство Евросоюза упорно пропагандирует идеологию толерантности, обычные европейцы не менее явно дают понять, что ее не разделяют и разделять не собираются. Это относится даже к сотрудникам правоохранительных органов, которых в идеологическом отношении обрабатывают очень плотно. Но полицейские работают «на земле», живут не в самых престижных кварталах и сами прекрасно видят, к каким последствиям приводит рост неконтролируемой и нелегальной миграции. Поэтому когда в Нидерландах проводилось социологическое исследование настроений личного состава полиции, то социологи были крайне удивлены его результатами - оказывается, более 60% полицейских не видят ничего предосудительного в том, чтобы останавливать людей для проверки документов на основании их расовой или национальной принадлежности. Интересно, что точно такие же результаты дали и опросы обычных голландцев - 64% респондентов ответили, что считают приемлемым задержание мигрантов в качестве профилактического метода борьбы с преступностью.

Конечно, вступить в террористическую организацию может и этнический голландец, но гораздо больше вероятности, что так поступит все же выходец из азиатской или африканской страны. Голландцы не одиноки - в Великобритании более половины опрошенных британцев тоже считают необходимым проявление большего внимания со стороны полицейских к людям арабской и африканской внешности. Если это и расизм, то виновны в нем лишь те группы населения, чьи представители слишком активно отметились в уличных грабежах и драках, изнасилованиях и торговле наркотиками, терроризме и массовых беспорядках.

Однако проблема миграции в Европе уже зашла слишком далеко. Если новых мигрантов можно не пускать в европейские страны, в том числе и силовыми методами, если нелегальных мигрантов можно выявить и депортировать, пусть потребуются для этого значительные усилия полиции, то как быть с теми мигрантами, кто уже обзавелся гражданством, родил в европейских странах детей, являющихся, получается, новыми коренными жителями? На самом деле, не только недавно приехавшие мигранты, но и дети и даже внуки мигрантов сейчас представляют собой большую проблему для социокультурного единства европейского общества.

Во Франции социологи еще давно обращали внимание на проблему второго поколения мигрантов. Если мигранты - родители, приехавшие в свое время во Францию, пытались устроиться на работу, интегрироваться в новое общество, то их дети в конечном итоге оказались все равно никому не нужными, социально депривированными, и это привело их либо на преступный путь, либо в экстремистские организации. Например, братья Саид и Шериф Куаши, совершившие громкий теракт в офисе редакции журнала Charlie Hebdo, родились в семье алжирских иммигрантов, но рано потеряли родителей и воспитывались в приюте. Все их детство прошло во Франции, эта страна была их родиной. Но братья Куаши, повзрослев, пошли по наклонной дорожке - случайные заработки, не требующие особой квалификации, употребление наркотиков, мелкий криминал, а затем - вербовка в террористическую организацию.

Для потомков мигрантов их национальное происхождение становится тем важным способом самоидентификации, который позволяет отделить себя от коренного населения, все равно не принимающего их, и даже поставить себя над «развращенными» европейцами, подчеркнуть свою инаковость. Кроме того, «возвращение к корням» очень полезно и в практическом смысле - связываясь с диаспорами, такие потомки мигрантов получают возможность заработка, находят поддержку и защиту в конфликтных ситуациях.

Мигранты привыкли встречать сочувствие и помощь и со стороны леволиберальной общественности. Многие европейские политические активисты буквально помешались на идеях толерантности, действуя даже в ущерб собственным согражданам. Права и интересы совершенно чужого человека, приехавшего из Афганистана или Сомали и не собирающегося интегрироваться в европейское общество, работать и учиться, для них оказываются более значимыми, чем безопасность и комфорт коренного населения. В результате мы становимся свидетелями парадоксального отношения к насильникам, в том числе и насилующим подростков и детей - такие горе-правозащитники пытаются оправдать их самыми нелепыми аргументами, в том числе и выставляя виноватыми самих жертв преступлений.

Естественно, что больше всего в такой ситуации достается полиции. Стоит полицейским применить силу или оружие против распоясавшихся уличных хулиганов или преступников, как тут же начинаются атаки по всем фронтам - заявления правозащитников и либеральных политиков, уличные акции протеста леваков, беспорядки и погромы, организованные самими мигрантами. Такая ситуация очень не нравится полицейским. Пресс-секретарь Альянса национальной полиции во Франции Валери Мурье подчеркивает, что полицейские устали от такого непонимания. Мало того, что они ежедневно рискуют, находясь на страже порядка, так они еще и становятся объектом нападок со стороны всевозможных правозащитников.

В то же время, вряд ли можно говорить о существовании в современной Европе расизма в том виде, в каком его разделяли, к примеру, американские куклуксклановцы или южноафриканские националисты. Европейцы с подозрением относятся к арабским и африканским мигрантам не потому, что те обладают смуглым или темным цветом кожи, а потому что поведение многих мигрантов идет вразрез с европейскими правилами поведения, с культурными ценностями и с нормами законодательства. Проще говоря, европейцы боятся мигрантов из-за многочисленных уличных преступлений, террористических актов, вовлеченности в наркобизнес. Если у европейца есть какие-то средства, он сделает все возможное, чтобы съехать с района, где проживает много африканских или ближневосточных мигрантов.

Между тем, и сами мигранты далеко не лояльны к принявшим их европейцам. Чаще всего они относятся к ним презрительно или пренебрежительно, считая слишком слабыми, развращенными, трусливыми. Людям, выросшим в традиционных обществах Африки или Среднего Востока, сложно привыкнуть к европейским моделям поведения. Для европейцев, в свою очередь, кажутся недопустимыми такие обычаи мигрантов, как женское затворничество или обрезание девочек, домашнее рабство, многоженство, практика выдачи замуж без согласия девушки. Что таить, полиции большинства европейских стран фактически закрывают глаза на то, что творится внутри диаспор, позволяя мигрантам жить так, как те считают нужным. Но в мигрантской среде такой подход лишь способствует еще большей убежденности в слабости европейцев.

Те же потомки мигрантов, что родились и выросли во Франции и Бельгии, Нидерландах и Великобритании, если не смогли продвинуться выше по социальной иерархии и остались в нижних слоях общества, начинают ориентироваться на своих соплеменников, недавно приехавших в Европу. Они кажутся им более брутальными, активными, организованными. Мигранты второго и третьего поколения очень хотят вновь стать «в доску своими» среди современных мигрантов первой волны. Отсюда и возрождение интереса к национальным традициям, и склонность к поддержке религиозно-экстремистских идей. То есть, фактически мы можем говорить о появлении в Европе «расизма наоборот», в котором жертвой становится как раз белый человек. И это действительно так - достаточно сопоставить, к примеру, количество подвергшихся изнасилованию со стороны мигрантов европейских женщин и количество африканских или азиатских женщин, изнасилованных европейцами.

Понятно, что такое поведение некоторых мигрантов рано или поздно родит настоящее противодействие со стороны населения Европы. Причем из-за отдельных преступников, насильников, наркоторговцев пострадают и вполне добропорядочные люди из числа мигрантов, которые планировали просто жить и работать в европейских странах. Сейчас у европейских элит уже не остается выхода - или они начнут ограничивать миграцию и более жестко контролировать мигрантскую среду, или в обозримом будущем их сметут альтернативные политические силы националистического толка. Ведь националисты набирают все больший политический вес в европейских странах, что связано с растущей поддержкой населения.

Если в Европе политический маятник вновь качнется вправо и к власти придут радикальные националисты, то виноваты в этом будут, прежде всего, не малограмотные переселенцы из развивающихся африканских и азиатских стран, а те современные европейские политики, кто поддерживал политику «открытых дверей» и впускал в европейские страны неограниченное количество мигрантов, не думая о настоящем и будущем.

Полковник А. Маринин

Всего лишь десятилетие назад "безопасность" была синонимом обороны и измерялась в основном военной мощью и способностью вооруженных сил отстоять суверенитет и территориальную целостность страны. В настоящее время для большинства европейских государств угрозы безопасности приобрели иной характер. Среди таковых: некомпетентное управление, коррупция, организованная преступность, контрабанда (оружия, наркотиков, людей), этнические и религиозные конфликты, распространение оружия массового поражения, дефицит природных ресурсов, терроризм и, наконец, масштабная миграция в Европу с Ближнего Востока и из Африки, вызванная действиями США и Евросоюза по разжиганию конфликтов в этих регионах.

Таким образом, Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского "Исламского государства" (ИГ).

В результате, согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов. А по утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн человек. По оценкам экспертов ООН, общая численность беженцев в странах ЕС в 2015-2016 годах превысит 1,2 млн человек. В свою очередь, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, в текущем году страны ЕС могут получить более 1 млн обращений от иностранных граждан о предоставлении убежища.

Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала нынешнего года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 21 сентября 2 870 человек.

Обеспокоенность высокими темпами миграционных процессов выразил председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, который заявил, что неспособность Европы решить эту проблему будет порождать противоречия между Брюсселем и национальными правительствами, что "может повлиять на стабильность и мир на континенте". Кроме того, по прогнозам западных специалистов в области межнациональных и религиозных отношений, сделанным еще до массового наплыва беженцев, к середине столетия минимум до 40 % населения крупнейших европейских городов, таких как Париж, Лондон, Брюссель и других, будет мусульманским. При этом если контролируемая властями трудовая миграция способствует экономическому росту стран ЕС, то нелегальные массовые потоки беженцев, напротив, создают угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести.

1. Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примерами могут служить отторжение Косово у Сербии, македоно-албанские межэтнические противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.

2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков "живого товара", наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки "Исламское государство". Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.

По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока. По его словам, многие приезжие беженцы являются суннитами и местные салафиты (сторонники крайне консервативного толкования ислама) рассматривают этот факт в качестве благоприятной почвы для реализации своих замыслов.

3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран -участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, и Словакия ввели в сентябре погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы - открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

В Венгрии 4 сентября вступил в силу пакет поправок, принятых парламентом страны, которые предусматривают ужесточение законодательства о миграции, участие вооруженных сил в блокировании границы с Сербией, уголовное преследование тех, кто нелегально пересекает ее, и ускоренную процедуру рассмотрения запросов о предоставлении убежища. По словам представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в этой стране Магдалены Майковски-Томкиной, новое законодательство противоречит международной конвенции ООН о статусе беженцев и законодательству ЕС в этой области.

Использовать вооруженные силы для сдерживания потоков беженцев готовы также Хорватия, Болгария (на границе с Турцией), Чехия, и Финляндия.

Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Вернер Файманн, "необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз".

4. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

Основные направления политической активности мигрантов в странах ЕС: организация протестных акций (митинги, пикеты, демонстрации), политическая деятельность мигрантских общин на муниципальном уровне, этнический лоббизм на высшем политическом уровне (транснациональная политика мигрантских общин), использование парламентских методов политической борьбы. Представители мусульманских ассоциаций лоббируют также интересы своих соотечественников в правительствах таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и ряда других.

Результатами такой деятельности являются: облегчение процесса натурализации во многих европейских странах; предоставление права голоса на местных выборах; формирование совещательных органов, призванных оказывать поддержку мигрантам, в том числе и политическую; рост числа религиозных учреждений с перспективой исламизации континента.

Все большую актуальность приобретает проблема взаимоотношения европейских государств с мигрантами-мусульманами, которые являются самой многочисленной и наиболее активной частью населения мигрантов. При этом обращает внимание их религиозный фанатизм, применение насильственных методов утверждения своего религиозного мировоззрения и связь мигрантов-мусульман с террористическими организациями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что представляет прямую угрозу национальной безопасности стран Евросоюза. Например, сейчас в Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих, по разным оценкам, от 130 до 180 тыс. человек. По утверждению зарубежных специалистов, примерно 2/3 исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно Соединенным Королевством.

Примером такого рода деятельности является Радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ), которая открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, настаивает на превращении арабов в "равноценный этнос", придании арабскому языку статуса государственного, а исламу - роли официальной религии, введении квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. Активисты ЕАЛ наравне с полицией патрулируют улицы населенных мусульманами кварталов г. Антверпен, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. По некоторым данным, по своей направленности лига близка к организации "Хезболлах" и ее целью является создание в Европе исламского государства.

В настоящее время в странах Западной Европы официально проживает более 16 млн мусульман. Лидером является Франция, где ислам исповедует 5,5 млн человек (около 7 % населения), второе место занимает Германия (4,3 млн, или около 5 %), третье - Великобритания (2,8 млн, или 4,5 %), четвертое - Италия (1,5 млн, или 2,5 %) и пятое - Испания (1 млн, или 2,2 % населения).

Население указанных стран пытается противостоять происходящим процессам. А там, где это возможно, выражает свое мнение посредством референдумов. Так, в Швейцарии на референдуме в феврале 2014 года большинство жителей страны высказались за ограничение иммиграции из ЕС и введение на нее соответствующих квот. О настроениях населения свидетельствуют также результаты социологических опросов. Например, согласно исследованиям центра "Мильворд Браун" (Millward Brown), 56 % жителей Польши выступают против размещения в республике беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Противоположной позиции придерживаются 38 % респондентов. Даже в наиболее лояльной к беженцам Германии 56 % населения полагает, что их массовый приток может существенно изменить политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.

Рост миграции, формирование мигрантских общин и обособленное развитие этнических меньшинств приводят к росту ксенофобии и национализма среди коренного населения европейских государств, усилению активности ультраправых партий и организаций, призывающих к защите национальной идентичности, что, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы национальной безопасности.

Все более популярными в странах-участницах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в , Ж.-М. Ле Пен во Франции, П. Кьярсгаард в Дании, Ф. Девинтер в Бельгии), в программах которых в обязательном порядке присутствует положение о запрете миграции и высылке иммигрантов. По мнению лидера французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, массовый приток мигрантов, с которым столкнулся сейчас Евросоюз, сопоставим с нашествием на Западную Европу варваров в IV веке и "если французский народ не предпримет никаких действий, миграционное вторжение, которое мы переживаем, будет ничуть не лучше чем то, что было в IV веке. И, вероятно, будет иметь такие же последствия".

Обращают на себя внимание и слова, произнесенные в свое время лидером Ливии М. Каддафи: "Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Более чем 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за считанные десятилетия".

Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

5. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию "теневой" экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Так, в связи с намерением Германии разместить у себя до 800 тыс. беженцев министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует уже в этом году представить пакет мер экономии в связи с увеличением расходов на беженцев. Речь идет об экономии всеми федеральными министерствами в 2015 году около 500 млн евро. Кроме того, правительство этой страны намерено оказать в 2016 году единовременную помощь федеральным землям ФРГ в размере 4,1 млрд евро, которая пойдет на нужды, связанные с приемом и обустройством беженцев.

По утверждению премьер-министра Чешской Республики Богуслава Соболей, в настоящее время континент неспособен принять постоянно усиливающийся поток беженцев, в связи с чем если в ближайшие месяцы наплыв мигрантов не спадет, то почти все европейские государства могут пережить крах социальной системы.

6. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - Соединенные Штаты. Сегодня каждый четвертый американец - небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 году около 18 % населения страны не разговаривало дома на английском языке, а 4 % - просто не знают его или владеют им очень слабо. В 60 % случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

Аналогичные процессы происходят и в Европе. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше - от 25 до 29 млн человек. В Лондоне доля белого населения к середине столетия сократится (в %) с 72 до 45, африканцев - с 11 до 9, а доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26, китайцев - с 3 до 6, метисов - с 4 до 14. Получение же статуса беженца дает возможность на соединение членов семьи, что приводит к дальнейшему росту мигрантов в европейских странах.

Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран - необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

7. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

Проблема осложняется еще и тем, что с наступлением осени на Ближнем Востоке и, особенно, в Африке возникают эпидемии. Так, в сентябре в Ираке отмечена вспышка холеры, в связи с чем группа депутатов иракского парламента потребовала от правительства ввести в стране режим чрезвычайного положения. В Сирии из-за разрушенной системы водоснабжения ситуация также угрожающая. В Афганистане в августе началась эпидемия холеры - на северо-востоке страны уже заразились 1,5 тыс. ^человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. Остается риск других инфекционных заболеваний, таких как холера". Смертность от лихорадки Денге достигает 50 % Инкубационный период этой болезни составляет до двух недель, причем человек выглядит здоровым и может беспрепятственно добраться до Европы. Там об этой болезни не слышали с 30-х годов прошлого века. Теперь же ее вспышки зафиксированы во Франции и Хорватии.

По-прежнему не устранена угроза эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. По данным ВОЗ, число ее жертв с февраля 2014-го по март текущего года превысило 10 тыс. человек.

Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

Следует отметить, что конфликты на Ближнем Востоке должны быть делом прежде всего богатых арабских стран, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества. По словам официального представителя иракского МИД А. Джамаля, "арабские страны в настоящее время находятся в удручающем положении с гуманитарной точки зрения и свидетельством этого становятся сотни тысяч арабских беженцев из государств региона. Очень жаль, что ни одна из структур ЛАГ, в отличие, например, от Евросоюза, так и не разработала чрезвычайного плана, направленного на срочное решение проблемы беженцев". По мнению дипломата, такая бездеятельность говорит о "неуклонном снижении уровня межарабского сотрудничества и двойных стандартах в деятельности самой межарабской организации". В то же время, по утверждению представителей Саудовской Аравии, в королевстве уже находятся около 2,5 млн сирийцев, покинувших свою страну с 2011 года, когда начался конфликт между Дамаском и вооруженной оппозицией.

На этом фоне европейские политики предлагают различные способы решения неконтролируемой массовой миграции, в том числе проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза "Евронавфор - Средиземноморье" по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.
Сам президент США Б. Обама в ходе встречи в сентябре с испанским королем Филипе VI заявил, что Европа, Соединенные Штаты и весь остальной мир должны сотрудничать в решении проблемы миграционного кризиса. Он заявил даже о готовности Вашингтона в течение двух лет принять 15 тыс. сирийских беженцев - "весомый" американский вклад в решение проблемы, если учесть, что Сирию начиная с 2011 года покинули около 4 млн человек, то есть пятая часть населения страны.

Ряд других политиков усматривают причины крупнейшего после Второй мировой войны мигрантского кризиса в провокационных действиях США и ЕС на Ближнем Востоке, способствующих разжиганию региональных майданов, вооруженных конфликтов и созданию экстремистских террористических организаций. С учетом этого приходит понимание необходимости проведения политики, направленной на мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

Первые шаги в этом направлении были предприняты на экстренном саммите ЕС 23 сентября, на котором главы государств и правительств утвердили основные предложения Еврокомиссии (ЕК) по урегулированию миграционного кризиса. На его преодоление Евросоюз готов израсходовать в ближайшие два года 9,2 млрд евро, из которых 1 млрд будет направлен Турции, 700 млн - Македонии, 100 млн экстренной помощи - странам Евросоюза, 200 млн Всемирной продовольственной программе, 300 млн - на оказание прямой гуманитарной помощи беженцам и 600 млн европейским агентствам "Фронтекс" и Европол в 2016 году. Странам Евросоюза придется также выделить из национальных бюджетов средства для финансирования решения проблемы беженцев.

Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ "Фронтекс", а также агентства по координации действий полицейских структур - Европола. В центрах по предоставлению убежища, так называемых "горячих точках", которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства "Фронтекс", Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется "предпринять новые международные усилия" для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

К обсуждению согласованных министрами внутренних дел стран ЕС квот на прием 120 тыс. мигрантов в дополнение к 40 тыс. беженцев, прием которых был согласован в июле, саммит не возвращался. Накануне министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

В то же время, как отметил председатель Европейского совета Д. Туск, принятые квоты о распределении 120 тыс. беженцев не разрешат миграционный кризис. Более того, в экстренных ситуациях страна ЕС может приостановить прием беженцев и уведомить Еврокомиссию о том, что она не в состоянии принимать участие в их приеме. Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесут на рассмотрение Евросоюза только в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

Несмотря на видимое единство, в ЕС сохраняются противоречия между членами этой организации. Так, по утверждению премьер-министра Словакии Р. Фицо, его страна никогда не согласится с предложенным Брюсселем механизмом распределения беженцев, так как вовсе не Братислава бросала бомбы на ливийцев. Словакия будет действовать по двум направлениям: во-первых, подаст иск по этому поводу в суд ЕС в Люксембурге; во-вторых, не станет выполнять решение о квотах на беженцев, принятое министрами внутренних дел на экстренном Совете ЕС 22 сентября. В свою очередь, Франция заявила, что намерена разместить на своей территории не более 30 тыс. беженцев, а Венгрия планирует построить заграждение на границе с Хорватией. Становится очевидным, что Евросоюз не в состоянии принять всех беженцев из конфликтных регионов.

Таким образом, принятые на саммите Евросоюза решения способны только на время частично смягчить проблему неконтролируемых потоков беженцев и показывают неспособность этой организации самостоятельно решать ее в дальнейшем. Актуальным становится вопрос о совместных усилиях ЕС, России, стран Ближнего Востока и других заинтересованных государств в урегулировании ситуации в регионе и создании там нормальных социально-экономических условий, что позволит существенно уменьшить угрозу массовой миграции в Европу и стабилизировать ситуацию на континенте.

— Известно ли вам, как рядовые европейские граждане относятся к миграционной политике и в целом к тому, что сейчас происходит в Европе?

— Общественное мнение в Европе сильно политизировано. Мнения разные: кто-то мигрантов приветствует, кто-то считает, что происходит постепенный закат Европы в результате увеличения доли выходцев из неевропейских регионов. Однако сейчас мы отчетливо наблюдаем, что ксенофобские, расистские, антимигрантские настроения в Европе растут.

В результате антимигрантских настроений праворадикальные партии набирают популярность, а евроскептицизм становится все более сильным. И, судя по всему, ситуация будет усугубляться, так как неконтролируемая миграция продолжится в этом и следующем году.

Насколько сильно, на ваш взгляд, изменился облик Европы?

— На самом деле, ничего нового не произошло, и водораздела никакого нет, ведь в Европе и до 2014 года проживали десятки миллионов мигрантов. Во всех европейских странах, начиная с России и заканчивая Великобританией, значительный процент населения составляют мигранты. Только в XX и XIX веке миграция приобрела другие формы.

Проблемы возникают, когда миграция становится неконтролируемой. Причиной недовольства в Европе стала не сама миграция, а ее неконтролируемый и массовый характер.

Но все же нельзя отрицать, что многие европейцы воспринимают произошедшее, как трагедию? Может ли ситуация настолько усугубиться, что граждане европейских стран потребуют, чтобы некоторые политики ответили за свои действия?

— Это трагедия для тех, чья жизнь изменилась в негативную сторону. Это те люди, которые непосредственно сталкиваются с негативными сторонами миграции: преступностью и террористическими проявлениями. Но их не так много.

В Европе лагеря мигрантов не располагаются во всех городах и деревнях, во всех лесах и полях. Шесть европейских стран приняли 80% всех мигрантов, а остальных миграция почти не коснулась. Поэтому лучше не обобщать.

Количество мигрантов, например, в Ирландии, Великобритании, Финляндии или Португалии не представляет никакой угрозы для государства и общества. Но в странах, где сконцентрирована неконтролируемая миграция, безусловно, миграционные процессы влияют на обыденную жизнь людей, в том числе негативно.

Происходят точечные террористические акты, гибель людей — это всегда трагедия. Но европейская цивилизация выжила в двух мировых войнах. Поэтому сравнивать нынешнюю ситуацию с потенциальным крахом, перед которым Европа стояла в первой половине XX века, конечно, нет никаких оснований.

Вы считаете, что миграционная проблема в Европе преувеличена?

— Европа и сейчас, при всех уже случившихся трагедиях, остается одним из самых благополучных для проживания человека мест на земле. Да, жизнь Европы меняется не в лучшую сторону, но я бы не преувеличивал трагизм этой ситуации. Многое зависит от того, как в последующие несколько лет европейские государства справятся с этим вызовом.

Европа в состоянии выйти из миграционного кризиса? От каких факторов будет зависеть удачное разрешение сложившийся ситуации?

— Главная проблема — дестабилизация во многих странах вокруг Европы, откуда поступают беженцы. Но даже если ситуация в этих странах нормализуется, глобализация в любом случае ведет к увеличению диспропорций и социально-экономических диспаритетов.

Важно понять, что миграция в Европу нарастала бы в любом случае.

Другое дело, что миграция могла бы быть контролируемой и регулируемой, но случилось то, что случилось, и сейчас перед Евросоюзом стоит задача в 2017 году выйти на механизмы, которые возьмут миграцию под контроль.

Миграцию в целом остановить нельзя, потому что история человечества — это история миграции, которая всегда носила стихийный характер. Конечно, миграционные процессы можно регулировать, как Европа это делала всю вторую половину прошлого столетия. Но для этого необходима общая политика в сфере миграции.

Как вы считаете, европейские политики пожалели, что так охотно принимали беженцев?

— Изначально европейские политики опирались на общественное мнение. Была мощная общественная поддержка. Меркель объявила, что Германия справится с наплывом мигрантов, и граждане с большим перевесом ее поддержали. Сейчас Германия принимает мигрантов и помогает беженцам из гуманитарных соображений.

В каждой стране была своя мотивация. Германия, например, в общественном сознании до сих пор несет комплекс вины за события XX века. Безусловно, когда выпал шанс стать пристанищем для сотен тысяч людей, бегущих от войны, многие правозащитники и либерально настроенные граждане посчитали, что нельзя его упустить. Посчитали, что это шанс показать, насколько Германия изменилась.

Сейчас ситуация вышла из-под контроля, и, естественно, ставятся уже другие вопросы: не сколько еще людей мы можем принять, а что делать с теми, кого мы уже приняли, и как сделать так, чтобы минимизировать в текущем и следующем году приток новых беженцев или скрытых экономических мигрантов.

Давайте в завершении нашего разговора отвлечемся от сугубо европейской темы. Хотелось бы узнать ваше компетентное мнение о взаимоотношениях ЕС с Россией и другими постсоветскими государствами. Как они будут развиваться в долгосрочной перспективе?

— Отношения России и ЕС — процесс сложный, со взлетами и падениями, но нетрудно спрогнозировать, что рано или поздно нынешний период охлаждения будет пройден. Мы найдем решения проблем, если не всеохватывающие, то секторальные.

Россия и ЕС будут сосуществовать и в XXI веке, и после. Отношения будут развиваться так же, как развивались многие столетия — достаточно неоднозначно. Некоторые страны Европы продолжат заявлять о готовности к сотрудничеству, нормализовывать конфликты и решать вопросы в конструктивном плане. Другие страны продолжат занимать жесткие позиции вплоть до антироссийских.

Россия никуда не денется из Европы, и западные европейские страны также, учитывая, что Евросоюз не находится в преддверии своего краха или распада, и будет существовать все обозримое будущее.

Для России это один из самых значимых регионов планеты. Для России ЕС — крупнейший торговый партнер. Около 44% товарооборота РФ с зарубежными партнерами приходится на Евросоюз. Поэтому с уверенностью можно сказать, что отношения будут развиваться так же, как это происходило до сих пор.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.