Правосознание понятие и отличительные черты. Характерные черты правосознания. Правовая культура: понятие и виды
Какое определение правосознания дано автором? Что автор считает главной чертой правосознания?
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Правовая идеология, охватываемая понятием «правовая система», представляет собой активную часть правосознания. Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определённой среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому). Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание.
Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.
Правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.
Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.
«Правовая культура» – явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).
(С. С. Алексеев )
Пояснение.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
2) ответ на второй вопрос:
Главной чертой правосознания автор считает осознание людьми ценностей права и представления о том, насколько действующее позитивное право соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
- Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.
- В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).
- Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.
Из работы русского философа И. Л. Ильина «О правосознании».
Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчиненного гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.
Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.
Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...
Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.
Вопросы и задания к документу
- Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
- Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
- Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?
Вопросы для самопроверки
- Что такое правосознание?
- Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
- Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
- Каковы основные функции правовой культуры?
- Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
- На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
- Каковы предпосылки правомерного поведения?
- Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?
Задания
- Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кар-бонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
- К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
- «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».
- Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
- Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1 % возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.
Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.
Мысли мудрых
«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».
Ф. Ламенне (1782-1854), французский писатель, философ
Всегда присутствует какое-либо отношение к праву.
Особенности правосознания следующие:
- очень тесно взаимодействует с моралью , политикой, нравственным сознанием;
- характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;
- влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);
- отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.
Структура правосознания:
- правовая идеология — отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.
Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;
- правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением . В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:
- стойких — обычаи , традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);
- подвижных — настроения. Они наиболее подвержены переменам.
Виды правосознания:
- индивидуальное. Присуще конкретному человеку , индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;
- групповое — представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;
- массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);
- общественное — это правосознание макроколлективов (например, населения государства , части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).
Правовая культура: понятие и виды
Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву , стремление следовать предписаниям закона , то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.
Правовая культура зависит от уровня развития:
- правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);
- правовой действительности;
- законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).
Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.
Правовой нигилизм и правовой идеализм
Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.
Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:
- так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;
- подмена законности политической или идеологической целесообразностью;
- нарушение прав человека . Причем оно касается не только какихто глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.
Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права :
- прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;
- повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;
- конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.
Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма — правовой идеализм (фетишизм).
Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.
В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти — Верховного Совета и о назначении новых выборов . Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное — еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.
Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.
Сущность правосознания проявляется в его особенностях.
1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.
Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.
К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и на правления их развития.
Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.
Законодатель, осознав объективную необходимость правового регулирования этого явления общественной жизни, 22 декабря 1992 года принял закон РФ "О трансплантации человеческих органов".
5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.
Значение правосознания очень велико, оно определяет качество юридической практики, является детектором развития общества.
Структура правосознания состоит из следующих элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология (рациональный компонент) включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умудренного жизнью сельского старца, и работу Г.Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество, реализации права. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука, которая определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации.
Правовая психология (эмоциональный компонент) - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.
Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы .
Первый элемент - информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент - оценочный . Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.
На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.
Виды правосознания.
1. По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность правовых явлений выделяют:
1. Обыденное правосознание.
2. Профессиональное правосознание.
3. Научное правосознание.
Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень - профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
2. По субъектам носителям правосознания выделяют:
1. Общественное правосознание.
2. Групповое правосознании.
3. Индивидуальное правосознание.
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.
На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.
37. Деформации правосознания.
Под деформацией правосознания понимается искаженное представление о праве и правовых явлениях.
Деформация правосознания может проявляться в различное форме.
1. Правовой нигилизм , т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно: и совершенно так же поступает правительство».
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека.
Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику.
2. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм , одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем путл ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные иконы, принимаемые мудрыми правителями.
3. Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, намеренном, обманном, конфликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.
Правовая демагогия тесно примыкает кправовому нигилизму, однако отождествлять их нельзя. Это во многом несовпадающие понятия.
Если правовой нигилизм означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность юридического и именно ее использует в своих целях. Правовой демагог может быть «глубоким» нигилистом, но ценность права осознает и это его свойство эксплуатирует.
4.В одном понятийном ряду с правовой демагогией находится юридический фетишизм. Имеется в виду гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Юридический фетишизм выступает лишь средством правовой демагогии.
5. В юридической и публицистической литературе последнего времени стало активно использоваться понятие « правовой цинизм ». Правовой цинизм - своего рода «потолок» юридической демагогии. Это та же правовая демагогия, но только сильно концентрированная. Более того, о правовом цинизме, видимо, можно вести речь и тогда, когда налицо демонстрация наиболее наглых, откровенно вызывающих форм правовой демагогии, явного пренебрежения правом при использовании его в очевидных узкокорыстных целях.
38. Правовая культура: понятие, структура и виды.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние, правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.
Элементы правовой культуры:
1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т. д.
2. Вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.
3. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д.
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.
Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности , человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.
39. Понятие и виды правомерного поведения.
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.