Примеры безопасности с учетом рисков от чс. Управление рисками чрезвычайных ситуаций. Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций

"...Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций: вероятность возникновения неблагоприятных (негативных) последствий воздействия поражающих факторов источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..."

Источник:

"БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 22.0.11-99"

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.05.1999 N 175)

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население и территорию...
  • - вероятность возникновения в течение определенного промежутка времени источника ЧС с фиксированными параметрами поражающего фактора...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - снижение вероятности возникновения природных ЧС путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природоохранных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпи-демиологических и специальных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение индивидуального и социального риска до или ниже предельно допустимого уровня, установленного соответствующим органом исполнительной власти с учетом...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - деятельность органов управления соответствующих уровней власти по планированию и реализации мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - система социально-экономических ограничений деятельности организаций, на определенный срок и объемы предельного социально-экономического ущерба от возможной чрезвычайной ситуации на данной территории...
  • - превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их воздействия на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных масштабов природных чрезвычайных ситуаций на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - снижение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природноохранных, санитарно-гигиенических,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...: социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: совокупность мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ...

    Официальная терминология

"Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

Риск чрезвычайной ситуации

потенциальная возможность случайной реализации природной, техногенной и других опасностей, негативные последствия которых превосходят некоторые пределы, зависящие от масштабов последствий (локальная, местная, региональная, территориальная, федеральная).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Риск чрезвычайной ситуации" в других словарях:

    риск чрезвычайной ситуации - 3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий. Источник …

    - (риск ЧС) вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02 94.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    риск возникновения чрезвычайной ситуации - риск ЧС Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины безопасность в чрезвычайных… …

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0.02 94 EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    риск потери Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

    риск экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность экономического ущерба Ni от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины риски потерь … Справочник технического переводчика

    РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. ГОСТ Р 22.0.02 94 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Риск возникновения чрезвычайной ситуации - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.