Запросы и проверки обэп. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями Обэп и пк мвд рф

Сотрудники этой структуры - люди закрытые: на контакт идут с большой неохотой, и то чаще во время проверок. Бойцы Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) всегда считались элитным подразделением российской милиции. В советское время их прозвали «белыми воротничками». Одетые с иголочки, холеные и при этом наделенные немалой властью - они продолжают производить неизгладимое впечатление на самых уравновешенных бухгалтеров и руководителей компаний.

О тонкостях оперативной работы, о том, как работалось в советское время и сейчас, о том, что было и что стало, нам рассказал полковник МВД в отставке, кандидат юридических наук Владимир Петров.

«Московский бухгалтер» («МБ»): Владимир Михайлович, в общей сложности вы проработали в правоохранительных органах более тридцати лет. Не жалко было уходить?

В. П.: Вы знаете, мог еще поработать, но время пришло. Да и молодым надо уступать дорогу.


Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...


«МБ»: Благородно с вашей стороны. Сейчас для многих главным критерием выбора профессии является размер заработной платы. Наша милиция, как известно, большими окладами никогда не славилась, а в советское время и подавно. Чем вас привлекла эта профессия?

В. П.: Все просто - романтика, ореол загадочности, царящий над ней. Профессия сыщика всегда меня привлекала, вызывала неподдельный интерес. Да и вообще нормальная мужская работа: допросы, обыски, выемки, раскрытие уголовных дел.

«МБ»: Ну хорошо, а почему именно работа в МВД, а не в КГБ, например?

В. П.: Хороший вопрос. В конце 1970-х гг. осуществлялся набор сотрудников в такие структуры как МВД и КГБ. Я в то время был молодым кандидатом в члены КПСС. Меня вызвали в райком партии и предложили пойти работать в одну из этих структур - на выбор. Я без особых раздумий отдал предпочтение МВД.

«МБ»: Вы сразу были приняты в штат, или нужно было получить образование?

В. П.: Сперва нужно было окончить высшее учебное заведение. В 1978 г. я поступил на дневное отделение Московской высшей школы милиции. Кстати, это учебное заведение открылось в 1975 году и проводило в течение четырех лет полноценный набор студентов, в котором оказался и я.

«МБ»: Сложно было в то время поступить. Насколько я понимаю, и сейчас конкурс бешеный?

В. П.: Поступить действительно, как и сейчас, было непросто. Нужно было как минимум иметь хорошую физическую подготовку. Ну, и пришлось серьезно готовиться к вступительным экзаменам, в период службы в армии (прим.: служил в танковых войсках) кое-что подзабыл.

«МБ»: Кого сразу отсеивали?

В. П.: Начну с того, что кандидаты на учебу проходили тщательный медицинский отбор, в том числе психологический. Я помню, что брали людей без крайностей: слишком толстые или слишком худые оставались за бортом. Кстати, набирали исключительно мужской курс. Девушек, во всяком случае в Московскую высшую школу милиции, тогда не принимали.


«МБ»: А на что жили, будучи студентом? Я знаю, что подрабатывать на стороне как учащимся, так и действующим сотрудникам милиции было запрещено...

В. П.: Как, впрочем, и сейчас. Считалось, что подработка мешает полноценному получению знаний. Приходилось выкручиваться, тайно подрабатывать. Надо было на что-то кормить семью. Я как раз только женился, родился ребенок. Сами понимаете - на одну стипендию в 40 рублей сложно было прожить.

«МБ»: Во время вашей учебы в Москве проходила Олимпиада-80. Вас как-то привлекали к обеспечению правопорядка?

В. П.: На протяжении всех четырех лет обучения курсанты столичной высшей школы милиции постоянно привлекались для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий. Нередко нас направляли нести патрульно-постовую службу на территории одного из отделений милиции, где складывалась неблагоприятная криминогенная обстановка. Несмотря на отсутствие средств защиты - даже дубинок не было - мы успешно задерживали правонарушителей. У нас была хорошая физическая подготовка - быстро бегали, знали приемы.

Что касается Олимпиады-80, то это самое запоминающееся мероприятие, на котором мне довелось поработать, будучи курсантом. На протяжении всего периода проведения я и мои однокурсники находились в Олимпийской деревне - в районе станции метро «Юго-Западная».

Желающих попасть с улицы на территорию Олимпийской деревни было очень много, порой даже подделывали пропуска. Поэтому приходилось быть крайне бдительными.

В гостиницах во время проведения Олимпийских игр работали под прикрытием девушки-курсанты из Рязанской высшей школы милиции. Они трудились на разных должностях, где требовалось знание иностранных языков - к примеру, горничными.

Задача, которую перед нами ставило руководство - в первую очередь быть бдительными, чтобы не допустить каких либо правонарушений, и мы, скажу без ложной скромности, с этой задачей справились. По итогам несения службы мне была вручена почетная грамота от самого министра внутренних дел генерала Николая Анисимовича Щелокова.

«МБ»: После окончания Школы милиции началось, как я понимаю, самое интересное - работа. Куда вас направили?

В. П.: В 1982 году по распределению меня направили в Управление по борьбе с хищением социалистической собственности - в народе более известное как УБХСС (прим.: в 1991 г. переименован в ОБЭП - Отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

«МБ»: Чем занимался всемогущий УБХСС? Почему все так боялись этой структуры?

В. П.: Структура действительно была всемогущая. Управление по борьбе с хищением социалистической собственностью ГУВД состояло из множества отделов, которые выявляли преступления по ряду направлений: спорт, медицина, строительство, транспорт, связь, промышленность, торговля, общественное питание, а также отделы по борьбе со спекуляцией и нарушением правил валютных операций. Одним словом, УБХСС курировал все отрасли народного хозяйства без исключения.

Я начинал работать в одном из районных отделов УБХСС в группе по борьбе со спекуляцией. Статья 154 УК РСФСР «Скупка и перепродажа с целью наживы» предусматривала не только административное, но и уголовное наказание, которое наступало, когда сумма наживы превышала 30 рублей


Первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же...


К примеру, человек или группа людей скупали в магазинах определенный товар оптом, а затем продавали его по завышенной цене - вот и повод для возбуждения уголовного дела.

Откуда эти граждане брали деньги - вопрос риторический. Мне кажется, здесь вполне уместно провести аналогию с персонажем из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Александром Ивановичем Корейко.

«МБ»: Да, показательный пример. А как вы собирали компромат на спекулянтов и фиксировали нарушения - компьютеров, видеокамер и прочей техники тогда не было?

В. П.: Поступало много жалоб от населения, в том числе рассматривались анонимки - на них тоже приходилось реагировать и выносить официальное решение в соответствии с законом. За этим зорко следила Прокуратура.

Для выявления факта спекуляции сначала документировался факт скупки товара, его цена, кто продал, затем фиксировался факт продажи, проводилась так называемая контрольная закупка, опрашивались свидетели, приглашались понятые. Когда все доказательства были собраны, материал при наличии оснований направлялся в следствие для возбуждения уголовного дела.

Что касается техники, то тогда у меня было длиннофокусное фоторужье - я получал его под расписку у эксперта-криминалиста. Благодаря этому «инструменту» я мог заснять издалека подозреваемых по делу, зафиксировать факты противоправной деятельности фигурантов по моей разработке, сфотографировать переброску товара, номера машин и прочее.

«МБ»: А чувство жалости к задержанным испытывали когда-нибудь? Было желание от пустить?

В. П.: Всякое бывало. Я же живой человек. Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...

«МБ»: В начале 1990-х гг. уголовную ответственность за спекуляцию отменили…

В. П.: При всем этом люди продолжали отбывать наказание. И этот факт до сих пор не дает мне покоя. При этом амнистия проводилась, но под нее подпадали определенные категории граждан: осужденные впервые, ранее не судимые, имеющие на иждивении малолетних детей, совершившие преступления небольшой тяжести и другие.

«МБ»: Действовала ли тогда так называемая «палочная система» или это явление появилось гораздо позднее?

В. П.: Всегда был план по выявлению количества преступлений и его нужно было строго выполнять. Тем сотрудникам, кто не справлялся с этой работой, предлагали подыскать место на гражданке.

«МБ»: Ну, если с палочной системой все понятно, то что тогда с коррупцией? Кто в то время был чемпионом по взяткам - чиновники или правоохранители?

В. П.: Коррупция была, но не в таких масштабах, как сейчас. На территории нашего района за короткий срок было задокументировано несколько фактов взяточничества среди чиновников. Но это были уже 90-е годы.

А что касается сотрудников милиции - тогда такого не было. Чтобы взятки брали? Нет, была партийная дисциплина.

«МБ»: Среди сотрудников правоохранительных органов, как и среди врачей, всегда существовала так называемая круговая порука - из серии «свои, брат», это правда?

В. П.: Мне кажется, это нормальная практика - так называемое цеховое братство. Ничего плохого я в этом не усматриваю.

Единственное, что я могу сказать, первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же. Типа - «я готов закрыть глаза на мелкое нарушение, но за небольшое вознаграждение». Из-за этого выросло количество арестов сотрудников ДПС. В общем, свои стали сдавать своих же.

«МБ»: Ваша работа - это не только разъезды, она также предусматривает много писанины. Как справлялись с бумажной рутиной?

В. П.: Действительно, бумажной писанины очень много - различные рапорты, отчеты, оформление документов. Плюс к этому приходилось много ездить по различным организациям, архивам, запрашивать справки, выписки. Но при этом я всегда понимал, что никто эту работу за меня не сделает. Как говорил капитан Жеглов: «У нищих лакеев нет».


Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал... За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег. А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.


«МБ»: А что для вас было самым ценным в работе?

В. П.: Может, и слишком пафосно звучит, но все-таки чувство выполненного долга. Когда по собранным материалам возбуждено уголовное дело и ты знаешь, что преступник ответит по закону.

Понимаете, когда долго ведешь дело, собираешь информацию, мотаешься по всей Москве, а порой и по стране, то самое ценное в работе - конечный, искомый результат.

«МБ»: Вы всегда работали в команде или в одиночку тоже действовали? Был какой-то интересный случай в вашей практике?

В. П.: Да, было дело. Осенью 1982 года мы задерживаем в разных районах Москвы мужчину и женщину, которые отдельно друг от друга занимались спекуляцией. Материалы передаются в следствие. В отношении них возбуждаются два разных уголовных дела. Пока идет следствие, подозреваемых отпускают под подписку о невыезде. В скором времени выясняется, что женщина представилась чужим именем и фамилией - некой Ольгой Пуст. По делу мужчины меня направляют в командировку в Латвию, в город Елгава. Во время проведения обыска в его доме в квартиру заходит женщина, та самая, назвавшаяся Ольгой Пуст. Увидев меня, она ужасно испугалась, побледнела и даже пыталась бежать, но я успел ее задержать.

«МБ»: В 1990-е годы многие участвовали в различных пирамидах, вас эта участь миновала?

В. П.: Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал. Не побоялся и вложил деньги во «Властилину». За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег.

А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.

Я получил оперативную информацию и поехал ее проверять. Один. Было это в 1982 году. Приезжаю на квартиру - дверь открыл мужчина, который впоследствии окажется основателем самой известной пирамиды в России. Он снимал жилье в одном из спальных районов Москвы, где занимался незаконным бизнесом. При обыске я обнаруживаю ряд записывающих устройств - мужчина делал аудио- и видеозаписи, а потом незаконно их продавал в разные города оптовикам без уплаты налогов. Опечатав всю аппаратуру, составив протокол, я доставил задержанного в СИЗО местного отделения милиции. В отношении мужчины было возбуждено уголовное дело «за незаконное предпринимательство», но реального срока он тогда не получил. По прошествии десяти лет я увидел своего бывшего подопечного по телевизору и, честно признаюсь, сразу его не узнал. Что скажешь - заматерел.

«МБ»: А в лихие 90-е работалось сложнее, криминальные разборки вас как-то коснулись?

В. П.: Нет, в работе нашего отдела ничего не изменилось. Мы были молодые, смелые. Так называемые «малиновые пиджаки» чаще попадались в руки сотрудников РУБОПа. Пиджаки у задержанных, как рассказывали, регулярно трещали.

«МБ»: Порядка было больше тогда или сейчас?

В. П.: Сейчас все же порядка больше. Есть какая-никакая стабильность. При этом лучше всего было при Брежневе. Хуже всего - при Горбачеве: к власти пришел человек, бесконечно далекий от политики и экономики. Безработица, пустые прилавки и туманная перспектива судьбы страны - вот что царило.

«МБ»: В конце 90-х гг. вы уходите с оперативной работы и на протяжении нескольких лет занимаетесь научной деятельностью, а потом еще и преподавательской. Почему решили сменить любимую работу?

В. П.: Так получилось. За столько лет оперативной работы накопилась усталость. Захотелось тишины и покоя. Понимаете, я на протяжении нескольких лет возглавлял подразделение по борьбе с экономическими преступлениями. Было непросто. Решил уйти в науку - работал во ВНИИ МВД в лаборатории по исследованию проблем экономической преступности и противодействию коррупции. Там занимался анализом: изучал динамику экономической преступности в масштабе страны, публиковал научные статьи. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по борьбе с экономической преступностью. В этом же году меня пригласили преподавать в школу милиции (прим.: переименована в Университет МВД) на должность руководителя кафедры криминалистики, где я проработал 5 лет.

«МБ»: Может, нужно было уйти в бизнес. Не было таких мыслей?

В. П.: Я рассматривал для себя такую возможность, но ничего дельного мне не предложили. Если бы и ушел, то скорее в область юриспруденции, но как-то не сложилось.

Екатерина Петрова, специально для журнала «Московский бухгалтер»

К Вам пришла проверка

С бератором вы будете знать, кто может приостановить деятельность фирмы, чего хочет полиция, налоговая инспекция, пожарные и трудовики, а теперь еще и экологи, таможенники и страховщики. Вы будете готовыми к приходу проверяющих из любой инстанции ежедневно и в любое время.

Экономические преступления являются чрезвычайно распространёнными. Вспомнить хотя бы коррупцию, которую не поносит разве что ленивый. Они подтачивают фундамент государства и негативно влияют на положение народа. Поэтому и существует такая структура, как управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Что оно собой представляет? Как действует?

Общая информация

Более 80 лет назад в правоохранительных структурах появился отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, кратко называемый ОБХСС. С начала перестройки были внесены изменения в его функционирование. А структура была переименована в управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Следует отметить, что это чрезвычайно необходимое подразделение в современных условиях, ведь прямые потери от них составляют сотни миллиардов рублей. В стране ежегодно совершаются сотни тысяч налоговых преступлений. И это только те, что регистрируются и входят в уголовные дела. Ежегодно десятки тысяч людей несут то или иное наказание. Но и это не останавливает преступников. Поэтому и необходимо управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, ФСБ и в рамках прочих структур.

Чем же оно важно?

Какими делами занимаются ответственные сотрудники МВД? На просторах Российской Федерации популярным является ведение незаконного бизнеса, осуществление фиктивных банкротств, а также присутствуют незаконные захваты предприятий. Кроме этого, не следует забывать и о должностных преступлениях, коррупции, производстве и распространении контрафактной продукции, а также возмещении причинённого экономического ущерба.

История развития

Чтобы лучше разобраться в теме статьи, давайте начнём с ОБХСС. Эта структура, согласно документам, была создала для борьбы со спекуляциями. Её сотрудники занимались тем, что следили за функционированием предприятий потребительской кооперации и государственной торговли. Они стали настоящим кошмаром для тех, кто желал поживиться за счет страны. Увы, эта структура так и не смогла искоренить воровство полностью как явление. Но всё же ощутимое продвижение было заметно. Так, выделяемые государством средства почти всегда доходили до адресатов, а о подпольных миллионерах вроде Корейко все на определённое время позабыли.

Но новые времена меняют вызовы. Так постепенно возник департамент экономической безопасности. Но это была только переходная структура, что в последующем тоже была реформирована. И сейчас к основным проблемам главное управление по борьбе с экономическими преступлениями относит коррупцию, взяточничество, расхищение государственных средств, преступления в кредитно-финансовой сфере, топливно-энергетическом комплексе, на объектах промышленности, во внешнеэкономической деятельности.

Почему была осуществлена реорганизация?

Почему ДЭБ был превращен в УБЭП? Официально всё было подано как изменение названий. Но реорганизация не свелась к одним именам. Так, во время изменения было смещено всё руководство времен ДЭБ. Ранее это подразделение было, по сути, неподконтрольным МВД. Причем оно являлось частью центра межведомственной группы влияния, куда входили сотрудники следственного комитета, а также офицеры из управлений К и М. Чтобы ослабить внутренние склоки и интриги, а также сконцентрировать снимание специалистов на деле, был осуществлен ряд перестановок.

Территориальное деление

Наибольшее значение имеет структура федерального значения. Но есть и структурные подразделения, которые занимаются определённой республикой, областью, районом или краем. В больших городах могут создаваться отдельные отделы, например управление по борьбе с экономическими преступлениями СПБ или Москвы. Как определяют структуру, которая должна заниматься расследованием? Если преступление было совершено на территории края и не является масштабным, то им занимаются местные специалисты. Допустим, на территории села был открыт нелегальный игровой зал. Зачем для такого дела привлекать специалистов федерального уровня? С таким экономическим преступлением справятся и сотрудники краевого отделения. А вот если организованной преступной группой было украдено 100 миллионов рублей с объекта федерального значения - это да, повод для привлечения федеральных специалистов.

Какие основные задачи?

Многие граждане видят только одну сторону деятельности этих подразделений. Но чтобы иметь полноценное представление об этих структурах, необходимо знать всё, чем они занимаются. И для начала можно перечислись основные задачи:

  1. Осуществление мер по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в пределах компетенции.
  2. Участие в усовершенствовании нормативно-правового регулирования;
  3. Помощь в определении и формировании основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности.
  4. Определение существующих угроз и выработка мер по их нейтрализации.
  5. Участие в федеральных целевых программах и планировании.
  6. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных налоговых и экономических преступлений в сферах экономики, государственной службы и органах местного самоуправления.
  7. Организация оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на защиту всех форм собственности от различных преступных посягательств для обеспечения благоприятных условий развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.
  8. Проведение документальных ревизий и проверок для выявления, пресечения и раскрытия налоговых и экономических преступлений.
  9. Организация борьбы с легализацией денежных средств и прочего имущества, которые были получены преступным путём.
  10. Противостояние финансированию терроризма, экстремизма и прочей противоправной деятельности.

Выполнение функций

Как видите, задачи перед ними важные и масштабные. Но, увы, полностью выполнить их не получается. К сожалению, невозможно полностью искоренить воровство. И сейчас нужно констатировать, что свои функции управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД выполняет не в полной мере. Почему же сложилась такая ситуация? Следует признать, что довольно многим преступникам удаётся уйти от наказания из-за тех же самых преступлений, по которым их ловят. А именно - коррупции. Так, даже если самый честный работник УБЭП поймает проворовавшегося чиновника, последний может дать взятку судье. Можно доказать, что здесь что-то не то, но на это требуется время, которого достаточно, чтобы улизнуть из Российской Федерации. Возможно даже такое, что ничего доказать не получится. А использовать в качестве аргумента «я чувствую здесь коррупцию» не выйдет, ведь у нас правовое государство, где необходимо доказать вину человека из-за действия презумпции невиновности. Так, пока суд не решит, что чиновник - вор, мы его так называть не можем.

Заключение

Хотя каждый год за экономические преступления в Российской Федерации осуждаются десятки тысяч людей, конца-края не видно настоящему потоку нарушений. Необходимо поддержать наши органы безопасности в их нелегком деле, ведь сейчас многие уверены, что ничего не делается. Да, безусловно, есть негативные моменты, и их довольно много. Но существуют и позитивные тенденции. И они тоже заслуживают нашего внимания.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ГУЭБиПК МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «чёрных риелторов », участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорилось в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России.

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic , дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки».

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ „Империя“ Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания»

История

Создано данное подразделение в 1937 году . Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Экономическая сфера является одной из важнейших сфер общества на ряду с политической, социальной и духовной. От экономической сферы зависит состояние благ в обществе, поэтому за ней требуется определенный контроль, дабы были добросовестные отношения и честные отношения. Такой контроль осуществляется УЭБиПК (УБЭП) , являющиеся специальным органом, занимающимся этим вопросом.

УЭБиПК (УБЭП)

Управление по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции – это специальное подразделение, которое работает на базе МВД РФ, которые занимается вопросами, касающихся безопасности экономического пространства Российской Федерации, а также выполняет другие функции министерства внутренний дел.

Управление имеет различные направления деятельности, среди которых:

  1. - обнаружение каких-либо угроз на безопасность экономического пространства, естественно, в пределах своих полномочий, так как подобные функции могут лежать и на других органах, например, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного Комитета и др.
  2. - данный орган также участвует в том, что определить государственные программы, а также прогнозе перспектив на будущее осуществление деятельности;
  3. - в компетенцию УЭБиПК (УБЭП) также входит расследование, устранение, предупреждение крупных преступлений в области экономики и налогов;
  4. - расследуются также резонансные преступления;
  5. - профилактика по защите различных видов собственности, экономического пространства и т. д.;
  6. - проведения различного рода проверок, в том числе документов, отчетов и т. д. В случае обнаружения могут быть применены различные меры ответственности, в зависимости от нарушений;
  7. - отдельно стоит отметить противодействие легализации денег или имущества, которое получилось путем совершения преступлений;
  8. - противодействие терроризму, экстремизму путем предотвращения их финансирования.

Как можно заметить Управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействием коррупции охватывает многие сферы деятельности, но в пределах своей компетенции. Это логично, так как на самом деле во многих сферах экономическая составляющая играет ключевую роль, без которой невозможно совершение большинства действий. При обращении в различные структуры стоит понимать, что установлены свои порядки действий. К сожалению, обычный гражданин о них узнает уже тогда, когда попадает в эти структуры, что бывает несколько осложняет достижение желаемого результата.

В таком случае лучше заранее посмотреть определенные порядки, которые закрепляются в федеральных законах, ведомственных приказах и некоторых других актах. В данных актах указывается, каковы действия лиц в тех или иных ситуациях, как должны обращаться граждане, каковы порядки, сроки и т. д. Кроме того, исходя из целей данной структуры можно понять, а стоит ли действительно обращаться в этот орган, подразделение или организацию, так как в некоторых случаях это необязательно, либо гражданин вообще попадает в заблуждение и думает, что ему это необходимо, а на самом деле нет. В итоге получается зря потраченное время, которого при выполнении некоторых процедур катастрофически не хватает. Разобравшись в вопросе таких проблем может просто не возникнуть.

Права сотрудников УЭБиПК

Права сотрудников УЭБиПК стоит рассматривать в плоскости вообще, так как по сути они имеют практически те же полномочия, только в пределах своей компетенции.

Итак, если опираться на Приказ МВД РФ No340, то можно увидеть целый ряд полномочий сотрудников полиции , связанных с экономической безопасностью:

  1. - проведение опросов – сотрудник может опросить гражданина (здесь стоит учитывать, что опрос отличается от допроса, который имеет более строгий процессуальный статус);
  2. - получать справки – в экономической деятельности справки имеют важное значение, так как в них может быть указана какая-нибудь важная финансовая информация, кстати говоря, отсутствие справки тоже может говорить о некоторых важных деталях (например, когда у фирмы откуда-то появилось большое количество денег, а откуда они появились неизвестно);
  3. - сбор образцов для исследования – важными образцами для исследования в данной деятельности в основном являются документы;
  4. - сотрудники могут также производить проверочную закупку различных товаров, которые не допустимы, либо ограничены в обороте; данный пункт легче понять на примере: в магазин с санкции сотрудников полиции направляется несовершеннолетнее лицо, чтобы купить сигареты или алкоголь (запрещены к продаже до 18 лет), если продавец не продает товар, то проверка прошла успешно, если продал, то, к сожалению, проверка не было пройдена. На самом деле примеров такого дела множество, но это один из самых простых;
  5. - исследовательская деятельность документации и предметов – тут берутся различные документы, например, отчеты из бухгалтерии для сверки;
  6. - производство наблюдения – в случаях, предусмотренных законом, сотрудники получают права на слежку для того, чтобы предотвратить совершение преступления;
  7. - осуществлять запросы на удостоверение личности – в документах могут быть указаны различные имя и фамилия, но кто такой этот человек сотрудник может не знать, для этого делается запрос его личности, дабы сразу знать его контактные данные и другие сведения;
  8. - исследование место нахождения организации, бумаг, ее финансов – опять исследуется то, что находится в здании, есть ли у фирмы активы, способна ли компания делать определенные инвестиции или они сделаны сверх-бюджета;
  9. - контроль за отправкой различных сообщений (почтой, факсом и др.) – отслеживается содержание это отправлений, кому они были отправлены и др.;
  10. - прослушивание телефонных звонок – с определенной санкции разрешается прослушивать телефоны определенных лиц, который подозреваются в чем-либо;
  11. - снятие сведений с различных источников – примером может быть жесткий диск компьютера, с которой снимается вся информация, а чаще всего просто изымается сам жесткий диск;
  12. - внедрение своих оперативников – это может быть похоже на фильмы со шпионами, но действительно внедрение может иметь важный шаг к тому, чтобы раскрыть крупное преступление;
  13. - поставка, над которой осуществляется контроль – фирме может поставляться определенная продукция, сотрудники могут проверить одну из них от начала до конца, чтобы понимать действительно ли все осуществляется так, как указано в документах, и тот ли товар перевозиться или нет;
  14. - эксперимент – здесь опытным путем рассчитывается, что, если в таких же обстоятельствах поступить также в реальной жизни, и каков будет результат; это дает понимание практическому применению различных механизмов.

ОРД и их осуществление

ОРД – это оперативно-розыскная деятельность, то есть по сути та деятельность, которая направлена на выявление, предупреждение, расследование преступлена.

Деятельность Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции подпадет под действия правоохранительных органов, для которых есть общие правила проведения ОРД. Понятно, что будет учитываться специфика самого управления, тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия не так уж будут отличаться от других.

Итак, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», можно выделить несколько различных мер:

  • 1) Разрешается проводить ОРД и в связи с этим изымать документацию, различные предметы или материалы, информацию, а также прервать какое-нибудь оказание услуги, если есть факт общественной опасности;

Если изымается документация или другие предметы, то в связи с этим обязательно должен быть составлен специальный акт (протокол), заполненный в соответствии с УПК.

Если в ходе ОРД изымается документация, то на нее должны быть предоставлены копии, которые должны быть заверены тем лицом, которые их издавал, после чего они будут переданы тому лицу, у которого проходило изъятие. Естественно, здесь также на все действия составляется протокол. Копирование и заверение документов происходит для того, чтобы лицо также могло дальше осуществлять свою деятельность, так как без документов будет проблематично, например, вступать в правоотношения, да и попросту функционировать.

  • 2) Можно вступать в определенные отношения с лицами, которые захотели оказать помощь в оперативно-розыскной деятельности. Такая помощь может быть безвозмездной, когда правоохранительные органы ничего не предоставляют взамен, либо возмездные, кода помощнику полагается какое-нибудь вознаграждение.
  • 3) Разрешается в ходе ОРД брать по соглашению различные помещения, транспорт и т. д. Например, есть офис за которым необходимо произвести наблюдение, а, напротив, этого офиса, например, тоже офисы. Можно договориться с другой компанией, чтобы она предоставила одно офисное помещение для слежки.
  • 4) Разрешается всячески подвергаться конспирации, то есть могут шифроваться документы личности, автомобили, эмблемы ведомства и т. д. Но стоит отметить, что естественно просто так это делать запрещено, только в целях конспирации, дабы способствовать предотвращение или раскрытию общественно опасных деяний.
  • 5) Также разрешается даже создавать организации, который способствовали подобным мероприятиям.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, естественно, сотрудники правоохранительных органов выносят какие-либо требования. Если эти требования являются обоснованными и не нарушают законы Российской Федерации, то эти требования должны быть исполнены теми лицами, к которым предъявляются данные требования.

Отказ от выполнения данных требований может нести различного рода ответственность, так как это влияет на то, что лицо просто препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий, что в конце концов может повлиять, например, на раскрытие преступлению. В связи с этим ответственность может существенно разниться, в зависимости от ущерба и природы самих требований, выносимых в отношении данных лиц.

Основные задачи УБЭП

Сотрудники УБЭП у всех людей вызывают настороженность. Даже у тех личностей, у которых нет собственного дела. Основная функция сотрудников – это регулирование важных вопросов в сфере экономики. Существует несколько основных задач, которыми занимается УБЭП в полиции.

  1. Организация методов борьбы с предпринимателями и физическими лицами, не оплачивающими налоги;
  2. Определения степени экономической угрозы в стране;
  3. Раскрытие финансовых преступлений;
  4. Проверка работы компаний и их партнеров;
  5. Контроль деятельности малого бизнеса.

Часто, сотрудники УБЭП посещают фирму без предупреждения. Причиной их визита может стать даже звонок клиента, который недоволен обслуживанием. Как правило, люди, осуществляющие проверку, раскрывают свои полномочия не сразу. Они могут прийти в магазин, салон или любую, другую организацию как обычные потребители. Это в принципе является вполне логичной мерой, так как при предупреждении возможно, что нарушения уже будут устранены, а потом после проверки они опять будут допускаться, а так официально будет выявлено нарушение и приняты определенные меры по их устранению.

После того как их обслужили работники предприятия, они показывают свои корочки и объясняют неправильность их работы. Как правило, упор во время проверки они делают на то, что поступила жалоба от потребителей и они отреагировали на нее. Следует понимать, что подобные акты хотя и сделаны в основном для того, чтобы именно сотрудники государственных органов и иных связанных с ними организацией понимали свои права и обязанности и знали, что им можно делать, а что нельзя.

Тем не менее, они все равно становятся очень полезными и для обычных граждан на тот случай, если, например, сотрудник государственного органа исполняет свои права и обязанности неправильно, либо вовсе нарушает права и законные интересы обычных граждан. В таких случаях, если знать права и обязанности сотрудников государственных орган, обычный гражданин может знать, что они злоупотребляют своими полномочиями и тем нарушают права обычного гражданина. На такой случай, лучше всего подавать жалобы, не соглашаться с подобными действиями и т. д. Тем не менее, стоит обращать на «размытые» формулировки в законе, когда полностью нельзя понять может право на это сотрудник или нет, в конечном итоге, это может обернуться не в пользу гражданина, если не доказать другое.

Важно! По всем вопросам деятельности и работы УЭБиПК, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по экономическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Нынешний начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Андрей Курносенко.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

История

Создано данное подразделение 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. В принятом положении об ОБХСС, в частности, говорилось, что он создается для «обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, а также для борьбы со спекуляцией». Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Как центральный аппарат курирует УБЭП (управления по борьбе с экономическими преступлениями) и УНП (управления по налоговым преступлениям), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.