Должны ли сотрудники дпс пристегиваться ремнями безопасности. Обычный водитель хотел оштрафовать сотрудников дпс за непристегнутый ремень. Штраф за непристегнутый ремень

Руководство МВД намерено лишить инспекторов дорожного движения важной привилегии: права не пристегиваться ремнями безопасности. Ведь в случае аварии ни форма, ни жезл не спасают.

Сейчас министерство внутренних дел подготовило проект изменений в действующие Правила дорожного движения. Об этом сообщил первый заместитель директора департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор милиции Владимир Швецов.

Согласно сегодняшнему законодательству сотрудники ГИБДД могут не пристегиваться ремнями безопасности. Мы хотим убрать эту привилегию.

Речь идет о пункте 2.1.2 ПДД, в котором прописано, что может не пристегиваться ремнем тот, кто обучает новичка вождению, когда машиной управляет ученик. В населенных пунктах допускается ездить непристегнутыми водителю и пассажирам автомобилей оперативных служб со спецокраской. Именно это исключение из правил МВД предлагает убрать. Швецов подчеркнул, что за нарушения Правил дорожного движения сотрудники милиции будут наказываться самыми жесткими мерами. Словно они простые водители, которые, как известно, платят 500 рублей. Пожалуй, даже строже: наказание планируется не только в административном порядке, но и по службе. Обычных граждан выговором на работе за проезд на красный свет, к счастью, не наказывают. Инспектор же ГИБДД, по словам Швецова, сам должен быть образцом поведения на дороге, независимо от того, на службе он в данный момент, или у него выходной. Что - справедливо.

Понятно, что когда милицейская машина спешит на срочный вызов или задание, ей надо дать зеленый свет. И какое-то нарушение правил будет оправданно, ведь время не ждет. Однако люди в погонах часто понимают свои привилегии как право ездить как хотят, без оглядки на правила. Мигалки могут включить даже по дороге на обед. А пристегиваться ремнями вроде как ниже милицейского достоинства.

Процесс, кстати, уже пошел. Идея озвучивалась уже не раз и не два, но впервые дошла до подготовки постановления правительства только сейчас. Последней каплей стала авария на МКАД, когда при столкновении автоинспектор вылетел из распахнувшейся двери патрульного автомобиля и попал под колеса проезжавшей мимо машины.

Надо сказать, что в Европе вся полиция пристегивается ремнями безопасности. Скинуть ремень - дело доли секунды. К тому же быть не пристегнутым за рулем автомобиля, оборудованного подушками безопасности, - себе дороже. А в последнее время эту систему пассивной безопасности устанавливают даже на наши отечественные машины. Кстати, большинство милиционеров, за которыми закреплены автомобили, проходят специальные курсы по управлению автомобилем. Там они пристегиваются в обязательном порядке. Почему эта наука выветривается на дороге - совершенно не понятно.

Напомним, что глава МВД России Рашид Нургалиев после серии крупных ДТП в стране, в том числе с участием милиционеров, поручил всем начальникам региональных управлений ведомства провести переаттестацию всех сотрудников, за которыми закреплен автотранспорт, на знание правил и умение управлять автомобилем, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Пристегнув ремень безопасности в автомобиле, мы становимся участниками дорожного движения, выезжая на дорогу, как водитель вы должны осознавать, что управляете источником повышенной опасности, и должны уважительно относиться не только к другим участникам дорожного движения, но и сотрудникам ГИБДД, которые всегда ГОТОВЫ Вам напомнить, что ПДД созданы, что бы их соблюдать. И так как отстоять свое ЗАКОННОЕ право на ДОРОГЕ, знают далеко не все водители.

ОСТАНОВКА (законность действий сотрудников ГИБДД)

По поводу остановки п.2 ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 июня. N 329 «О РЕФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ», говорит четко, когда Вас могут остановить:

  • нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
  • наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
  • нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
  • выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
  • необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
Согласно «Наставлению по работе ДПС» «13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. 18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.

Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:

Б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

Е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения. (Т.о., выходить из машины или нет навстречу инспектору – ваше право, а не обязанность)

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

18.9. По требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение. 18.7. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их».

На счет времени остановки, можно сослаться только на п.1.2 ПДД: «остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства».

Обратите внимание на слово «преднамеренная», т.е. заранее осмысленная.

Если вас останавливает светофор или шлагбаум – это не остановка. Так же не уточняется, с чьей стороны преднамеренность: вашей или инспектора. Инспектора «иногда» припугивают водителей тем, что они могут задержать вас на 3 часа (ст.27.5 п.1 КРФобАП).

Тогда Вам следует сказать, что составление протокола не является мотивом задержания, т.к. задержание возможно для рассмотрения дела или исполнения постановления.

В п.13.6 «Наставления по работе ДПС» имеется примечание: «Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий».

Если нежелательные последствия наступили, то инспектор несет за них полную ответственность. Неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ. Смело продолжайте движение в соответствии с правилами, так как «требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения» (приказ МВД РФ N6 от 10.01.1994г. «Наставления по ДПС» п.8.3.).

Важно иметь в виду, что сотрудникам МВД в соответствие со ст. 19.3 КРФобАП дано право привлекать к административной ответственности за неповиновение ЗАКОННОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Предполагаем, что требование об остановке, предъявленное вам, было законным. А вот насчет формы можно поспорить… Вдумайтесь, что такое неоднократное требование в настойчивой форме? Это, как минимум, три взмаха жезлом, пять свистков и десять раз громко произнесенная фраза типа «Стой, стрелять буду!».

Но даже если бы сотрудник ГИБДД успел все это проделать, то вряд ли в суде он сумеет доказать, что пять раз махал, три – свистел, а десять – орал. Доказать такое документально (с предъявлением аудио-видеозаписей или снимков, сделанных с помощью аэрофотосъемки) НЕВОЗМОЖНО! ВАС ОСТАНОВИЛИ…

Итак, инспектор должен подойти и назвать фамилию, должность, подразделение, где он работает, а также объяснить ПРИЧИНУ ОСТАНОВКИ на основании глав 4 и 8 Приказа МВД РФ от 10.01.94. N 6, т.е. «Наставления по ДПС».

Передавайте документы в руки инспектору ДПС при свидетелях, ибо жуликоватые сотрудники ГИБДД нередко прячут один из документов в карман (чаще - доверенность) и утверждают, что ее не было…

Для сведения: п.18.7 Наставления по ДПС гласит: с документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Предъявив документы, не бегайте следом за инспектором: выходить из машины - это ваше право, но не обязанность.

В каких случаях надо выходить из машины, если Вас остановил сотрудник ДПС? п.18.4. «Наставления по ДПС» гласит: Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:

А) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

Б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:

В) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

Г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;

Д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;

Е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Удачной поездки за рулем Вашего любимого автомобиля! (

Материал собран из разных источников, в том числе и такой книги как «Наставление по общению ГИБДД»)

Изменить размер текста: A A

Из машины можно не выходить - Александр Михайлович на проводе. За городом патрули «прячутся» в кустах - иной раз и не заметишь. А если не остановиться, говорят, 15 суток грозит... - Если вы неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ, смело продолжайте движение. В соответствии с правилами, требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения, а сигналы подаваться своевременно, чтобы не создавать помех другим водителям. Даже если сотрудник ГИБДД неоднократно требовал остановиться, он вряд ли сможет доказать этот факт, если дело дойдет до суда. В данном случае инспектор должен доказывать вину водителя, а не наоборот. Если вас обвиняют в том, что не остановились, это говорит не о вашем нарушении, а о том, что инспектор не выполнил приказ МВД , по которому он должен своевременно и четко остановить автомобиль. Кстати, машины запрещено останавливать на участках с ограниченной видимостью, до и после поворота, перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Инспектор обязан выбирать безопасные места для остановки. - Меня зовут Анатолий. Как себя вести, если останавливают без явного нарушения? - Есть пять требований, которые водитель должен выполнять на дороге: остановиться по требованию сотрудника милиции, передать ему документы для проверки, предоставить свой автомобиль в случае необходимости сотруднику милиции или ФСБ для выполнения оперативного задания, пройти медицинское освидетельствование и выполнить распоряжения регулировщика. Больше водитель ничего не обязан. Я, например, никогда не выхожу из машины, если меня остановили для проверки документов. Есть пункт 18.4 наставления по ДПС, где написано, что сотрудник ДПС предлагает водителям выйти из салона только: - для устранения технической неисправности; - когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; - для проведения сверки номеров и агрегатов в присутствии водителя; - для проведения досмотра, когда водитель подозревается в совершении преступления; - для помощи в оформлении дорожно-транспортного происшествия (свидетельствование). Во всех остальных случаях вы вправе остаться за рулем и передать документы через окно, а инспектор может осмотреть машину только снаружи. Конечно, он имеет право произвести досмотр машины, но для этого нужно выполнить ряд процедур - составить протокол в двух экземплярах и привлечь свидетелей. Кстати, даже в этом случае вы не обязаны открывать капот или багажник - вы всего лишь предоставляете транспортное средство для досмотра. Пристегните ремни! - Обязательно ли пристегиваться ремнем? В Краснодарском крае за это штрафуют, а на Дону нет... - Правила обязывают пристегиваться, однако в Ростове к этому требованию относятся либерально, и не пристегиваться вошло у наших водителей в норму. Если вас все-таки остановили за это нарушение, инспектор может выписать штраф - 50 рублей. Но доказать факт нарушения нельзя, даже если будут свидетели. Вы можете смело сказать: «Пока вы ко мне подходили, я отстегнулся». Если инспектор говорит, что видел, как вы ехали без ремня безопасности, надо ходатайствовать о проведении эксперимента, который докажет, что это можно увидеть с расстояния, на котором ваш автомобиль стали останавливать. - Вас беспокоит отец маленького ребенка. Подскажите, нужно ли все-таки покупать детское кресло? - С 1 января дети до 12 лет в машине должны сидеть в специальных креслах (поправки к Правилам дорожного движения, пункт 22.9). Исключение - дети-переростки, которые, несмотря на свой возраст, выглядят гораздо старше и поместиться в такое сиденье не смогут. Для них закон предусматривает другие правила: можно пристегнуться обычными ремнями безопасности. А чтобы они проходили через плечо и не сдвигались к горлу, нужно подложить на сиденье подушку или подставку. По неофициальным данным, в Ростове к этому нововведению будут относиться либеральнее, как и к непристегнутым ремням. Примечательно, что кресла не подлежат обязательной сертификации. Значит, попытка снизить травматизм оправдается не в полной мере. Если товар не сертифицирован, непонятно, защитит ли он ребенка при аварии... Тонировка и аптечка - не повод для штрафа - Евгений Васильевич, меня заставляли сорвать тонировку со стекол - иначе машину отгонят на штрафплощадку. Кто прав? - Согласно правилам, эксплуатация транспортного средства запрещается, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзор с места водителя. Именно этим сотрудники ГИБДД обосновывают необходимость срывать пенку, то есть устранять неисправность. Однако водитель может следовать дальше, обеспечив меры предосторожности, если просто опустит тонированное стекло на своей двери и передней двери со стороны пассажира. Сообщите об этом инспектору. Он выпишет штраф 50 рублей, а вы поедете дальше - с целой тонировкой. - А еще меня как-то оштрафовали за то, что в аптечке не было бинта... - Сотрудники ГАИ не вправе проверять техническое состояние автомобиля на дороге, в том числе и комплектность аптечки. Огнетушитель и аптечка являются теми предметами, которые могут быть использованы в любой момент по необходимости. Когда она возникла, это ваше личное дело: допустим, пять минут назад вы оказали помощь прохожему. И нигде не регламентировано, что вы должны сразу же бежать в магазин за новым бинтом для аптечки, а без этого не можете продолжать движение. Протоколы подписывайте обязательно - Меня зовут Ашот. Недавно на пересечении ул. Текучева и пер. Нахичеванского появилась двойная сплошная линия, после чего здесь «поселились» инспекторы ГИБДД. В дождь и грязь разметка не видна, а наказание для этого вида нарушения - лишение прав. Как быть тем, кто попался? - Если вам вменяется такое нарушение, но при этом плохие погодные условия, разметку не видно из-за грязи и снега или она затерта, достаточно одного свидетеля либо фотографии данного участка, чтобы оспорить факт нарушения. Впишите в протокол, что дорожные условия не соответствуют установленным требованиям. Можно дописать, что вами сделана фотография или был свидетель. - А если свидетеля нет? - Можно сразу же остановить или потребовать, чтобы сотрудник ГАИ остановил автомобиль, водитель которого выступит свидетелем. Можете попросить об этом прохожего или позвонить друзьям: по закону, свидетелем может являться любой ваш родственник или знакомый, а не только сотрудник ГАИ или привлеченные им лица. Кстати, отказаться от подписи в протоколе право каждого, но я советую всегда расписываться. Если этого не сделать, вам могут приписать еще какое-то нарушение либо допишут свидетелей, которые подтвердят, что вы нарушитель. Обязательно возьмите копию протокола. У вас есть 10 дней на оспаривание: если вы вовремя направите все документы в ГАИ, будет создана комиссия для расследования. - А если в протоколе свидетель со стороны инспектора подтверждает факт нарушения? - Как правило, инспектора останавливают свидетелей уже постфактум. Допустим, вас обвиняют в том, что вы проехали на запрещающий сигнал светофора. Но если вы не можете остановиться без применения экстренного торможения, вы вправе проехать на желтый сигнал, чтобы не создать аварийную ситуацию. Инспектор увидит вашу юридическую грамотность и может остановить другую машину, чтобы ее водитель свидетельствовал о вашем нарушении. Но этот человек мог видеть только то, что ваш автомобиль стоял у обочины, а не то, как вы якобы проехали на красный свет. Именно это и зафиксируйте в протоколе. В случае судебного разбирательства вас оправдают, а со стороны инспектора это будет служебный подлог. Я всегда советую: если вы не правы, заплатите штраф. Но если правы, отстаивайте свою позицию до конца! Алкоголь за рулем запрещен, но допускается - Евгений, подскажите, пожалуйста, какая доза алкоголя допустима за рулем? Могут ли оштрафовать за бутылку пива? - В России , равно и как в ряде других стран, по правилам дорожного движения, употреблять алкоголь нельзя. Однако есть приказ Минздрава (ведомство которого, а именно - экспертизы, и определяют, пьян ли человек), по которому допускается содержание алкоголя в крови водителей в пределах 0,5 промилле. Это порог. Если он превышен, водитель признается пьяным. Но, если произойдет ДТП , то никто не посмотрит - 0,5 или 0,1 промилле алкоголя в крови. Суд будет ориентироваться на сам факт употребления алкоголя. Именно поэтому я не рекомендую пить вообще! - А как подсчитать эти самые промилле в крови? - 0,5 промилле означает, что на 1 литр содержащейся в организме жидкости приходится 0,5 грамма алкоголя. То есть в крови содержится 0,05% алкоголя. Сколько промилле в двух бутылках пива? Две бутылки пива (1 литр) содержат 5% алкоголя, то есть 35 граммов чистого алкоголя. Рассмотрим два примера - с мужчиной и женщиной. Мужчина весит 80 кг, выпил 2 бутылки пива. Жидкость в организме мужчины составляет примерно 70% от общего веса тела, в данном случае это 56 кг. Тогда на 1 кг содержащейся в теле жидкости будет примерно 0,6 промилле (35 г: 56 кг). Это означает, что на 1 000 граммов содержащейся в теле жидкости приходится 0,6 граммов чистого алкоголя (0,06%), или 0,6 промилле. У женщины же содержание жидкости в организме составляет 60%. И при весе 55 кг после употребления пива - 1,06 грамма или 1,06 промилле (35 г: 33 кг). А вообще уровень алкоголя в крови зависит от множества факторов: психического состояния, здоровья печени и других. Поэтому приведенный выше расчет приблизителен. Я знаю, что у многих есть брелоки-алкотестеры. Люди покупают их специально, чтобы не попадать в сомнительные ситуации. Бывает так, что вы трезвы, но не спали всю ночь и выглядите явно не в расцвете сил! - Как себя вести, если инспектор проверяет «на трезвость»? - Инспектор, как правило, задает вопрос: «Спиртное употребляли?» На этот вопрос можно не отвечать. Это ваше право. Можете сообщить инспектору, что, задавая такой вопрос, он вас оскорбляет. Вполне возможно, что по каким-то причинам вам этот вопрос неприятен. Если сегодня он задает такой вопрос, завтра вас могут спросить о чем-то еще более личном. Если вы не пили или пили в пределах нормы, соглашайтесь на экспертизу. Мало того, настойчиво и уверенно требуйте этого! Отказ от ее прохождения, кстати, это лишение водительского удостоверения. Не поддавайтесь на уговоры и предложения инспектора решить все на месте. Если вы правы, не бойтесь экспертизы и не поддавайтесь психологическому давлению. И последнее: на дороге на трезвость проверять не имеют права! Ямы на дорогах должны быть в пределах нормы - Здравствуйте, Евгений Васильевич! Меня зовут Станислав. Я на прошлой неделе посреди бела дня влетел в такую глубокую яму в Ростове на улице Горького, что машина едва не рассыпалась на части! - Как водитель со стажем, хорошо вас понимаю! Полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог. Они обязаны принимать меры к обозначению мест проведения работ, мест повреждения дорожного полотна в результате каких-либо иных причин. Если покрытие не соответствует нормативам, должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями. Согласно ГОСТ 50597 - 93 г., максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин и просадок полотна составляют по длине - 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. - А что делать, если из-за плохих дорожных условий, разгильдяйства дорожников, отсутствия соответствующих дорожных знаков, обозначающих ямы или места проведения ремонтных работ попадешь-таки в аварию? - Нужно вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта дорожно-транспортного происшествия. Не трогайте пострадавший автомобиль, пусть находится в таком виде, как попал в яму. До прибытия сотрудников ГИБДД постарайтесь найти свидетелей, запишите их ФИО, домашние адреса, телефоны. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, по возможности сделайте фотографии. Когда прибудут сотрудники ГИБДД, примите участие в составлении протокола. После оформления документов постарайтесь снять с них копии. Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в группе разбора и обязательно придите туда лично. При необходимости обратитесь в больницу. - Но это все хорошо в теории! А дойдет ли дело до суда?.. - Не спорю, на этапе оформления ДТП и получения нужного вам заключения могут встретиться трудности. Дорожные службы, получив информацию из ГИБДД о происшедшем, стремятся уничтожить следы своей деятельности. Поэтому, чтобы оставить у себя доказательства, желательно сфотографировать место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и получить контакты свидетелей. Бывает, что сотрудники ГИБДД не выдают в установленные законом сроки справки о ДТП, не ищут виновных дорожников. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру. Бывает, ГИБДД принимает решение, что в аварии виноваты не дорожные службы, а вы сами. В этом случае такое решение можно обжаловать в вышестоящей организации. Здесь вам как раз пригодятся свидетели и фотографии, сделанные на месте аварии. Если же все нужные вам решения получены и ГИБДД признало, что вы не виновны в ДТП (оно произошло из-за плохой дороги), вы приступаете к следующему этапу - возмещению причиненного вам ущерба. Прямую линию провела Юлия БАНИШЕВСКАЯ. [email protected] Фото Анастасии МАТВЕЕВОЙ .

3. К работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более
, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
3.1. В зависимости от условий производства все работы на высоте делятся на:
а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;
б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.

20. Работодатель для обеспечения безопасности работ, проводимых на высоте, должен организовать: а) правильный выбор и использование средств защиты;
б) соблюдение указаний маркировки средств защиты;
в) обслуживание и периодические проверки средств защиты, указанных в эксплуатационной документации производителя.

30. Ответственный руководитель работ (при назначении) или производитель работ обязан:
д) по прибытии на место производства работ организовать, обеспечить и контролировать путем личного осмотра выполнение технических мероприятий по подготовке рабочего места к началу работы, комплектность выданных в соответствии с нарядом-допуском и (или) ППР на высоте СИЗ от падения с высоты, включая аварийный комплект спасательных и эвакуационных средств, комплектность средств оказания первой помощи, правильное расположение знаков безопасности, защитных ограждений и ограждений мест производства работ;
38. Не допускается изменять комплекс мероприятий, предусмотренных нарядом-допуском и ППР на высоте, обеспечивающих безопасность работ на высоте.

Т.о. выбор средств безопасности при производстве работ на высоте должен начинаться еще при подготовке ППР, а потом неукоснительно выполняться.

Работник говорит что на лесах не нужно пристегиваться.

Каждый член бригадыдолжен выполнять указания ответственного исполнителя работ, а также требования инструкций по охране труда по профессии и по видам работ, к которым он допущен.
Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» {КонсультантПлюс}

Так что работодатель должен сам озаботиться составлением правильных производственных инструкций, инструкций по ОТ и ТБ, ознакомить с ними работников и требовать выполнения.