Граница между Дагестаном и Азербайджаном (Дагестан). Правила принимающей стороны Пересечение азербайджанской границы на автомобиле год

Дагестан с тюркского языка переводится как "страна гор", а Азербайджан - "страна огней" (хотя известны и другие этимологические варианты). Граница между ними проходит по реке Самур, через которую сооружен так называемый Золотой мост. Этимологию этого названия, думаю, объяснять не надо.

Граница между Россией и Азербайджаном официально открыта - ни виз, ни приглашений не надо. Только паспорт пограничнику покажи (до недавнего времени общегражданский, теперь заграничный) и езжай дальше. В аэропорту "Домодедово" вся эта процедура и вовсе занимает не больше десяти минут, а пограничные будочки с их обитательницами в военной форме воспринимаются как вынужденная бутафория.

К слову, и наземные пограничные укрепления по обоим берегам Самура в начале 1990-х выглядели надуманно. По обеим сторонам границы раскинулись лезгинские и аварские села, в которых живут близкие родственники, друзья. Сотни лет парни из "азербайджанских" сел сватали "дагестанских" девушек, "дагестанцы" женились на "азербайджанках". После 1991 года административная граница получила статус государственной, а путь между родственными селами существенно затруднился. В целом таможенники и пограничники к местным жителям относились невзыскательно, но паспорт им приходилось все-таки носить с собой. Какой-нибудь лезгинской бабушке, чтобы проведать внуков на другой стороне реки, надо было выстаивать очередь у пограничного пункта. А не так давно она ходила здесь пешком, при условии, конечно, что поклажа с гостинцами была не тяжела.

Пограничную зону на реке Самур обустроили почти незаметно для местных жителей. Словно из земли выросли заграждения из проволоки, появились полосатые шлагбаумы, узкие проходы между ними, пункты пропуска с деревянными будочками. Стало гораздо больше служивых - пограничников, таможенников, милиционеров, ветеринаров. Заметно прибавилось транспорта, особенно в теплое время года, когда наступает сезон овощей и фруктов. Люди в форме стали подолгу проверять большегрузные автомашины, багажники легковушек. Создавалось впечатление, что в России с приходом новой власти резко усилились требования к качеству завозимых товаров.

Когда я оказался перед шлагбаумом на реке Самур - а произошло это в июне 2001 года, - вся эта территория выглядела хорошо укрепленной и неприступной цитаделью. И "штурмовать" мне ее пришлось ночью. Дела звали в Баку. Но в Москве билетов на самолет не оказалось на ближайшие дней десять. Знакомые посоветовали лететь через Махачкалу. Оттуда на автомобиле можно доехать до Баку за пять-шесть часов. Добираться летом по морскому побережью очень приятно.

А сколько потребуется времени на преодоление государственной границы?

Вот этого сказать не можем. Мы же в советские годы в качестве туристов ездили...

Непредсказуемость перехода и стала для меня решающим аргументом в выборе пути. Взыграл журналистский азарт. Сколько же на самом деле потребуется времени? Удачная возможность оказаться на месте воображаемой лезгинской бабушки, внуков которой угораздило родиться на противоположном берегу Самура.

К пограничному пункту пропуска я подъехал на такси поздним вечером, примерно за час до полуночи. Друзья предлагали переночевать в Махачкале, утром обещали дать машину и поговорить с кем надо для беспрепятственного преодоления границы. Объяснить, что я не для этого летел из Москвы, что мне нужны впечатления рядового путника, оказалось сложно. Мой журналистский интерес был принят за стеснительность. Пришлось лукавить - говорить, что уже на завтра намечена встреча с очень серьезным человеком в Баку. Кавказский человек может не понять профессиональные условности журналистской работы, но важное дело, да еще с "очень серьезным человеком", для него превыше покоя. Меня отпустили с богом. И на самой границе я не стал искать людей, которые за определенную плату, как здесь принято, устроили бы проезд без очереди.

Когда поедете на ту сторону? - спросил я водителя обычной приграничной маршрутки. Интересная деталь: преодолеть этот участок государственной границы, как мне объяснили, можно было только на транспорте. Пешеходов за шлагбаум не пускали - так решалась проблема занятости местных водителей маршруток и еще чьи-то финансовые проблемы, поскольку проезд через пограничную территорию (участок длиной пятьсот метров) стоил 3-10 долларов в зависимости от вида транспорта.

Есть еще три места в салоне. Садись, останется два, - ответил водитель.

Двух пассажиров мы ожидали минут сорок. К границе люди подъезжали группами, они нанимали или легковое такси, или искали другую маршрутку. Один человек из нашей маршрутки не выдержал ожидания, вышел и каким-то образом проник во впереди стоящую машину. Остальные терпеливо замерли в салоне. В основном это были женщины. Несколько пожилых - в длинных темных юбках, с тюками. Очевидно, женщины занимались торговлей. Дама средних лет с маленькой сумочкой походила на врача или учительницу, добирающуюся домой после рабочего дня. Рядом с водителем сидел молодой парень в белой рубашке вообще без всякой поклажи, к тому же навеселе.

Наконец все места в маршрутке оказались заняты и мы под ободряющий гул пассажиров преодолели первый шлагбаум. Маршрутка поползла по гравийной дороге мимо пограничного бронетранспортера, милицейских "Жигулей", небольшого покосившегося домика с флагами Российской Федерации и Республики Дагестан. Затем машина повернула в сторону, объехала небольшую лужайку, огороженную плетенной из проволоки сеткой, и опять встала как вкопанная. Впереди нас тянулся хвост автомобильной очереди.

Еще один шлагбаум, - пояснил парень в белой рубашке. Женщины в салоне никак не выражали своего нетерпения. Недовольно ворчали только парень и я. Он это делал вслух, я - про себя. Парню захотелось от нетерпения закурить, мне - свежего воздуха. Мы оба вылезли из маршрутки.

Живительный ветерок со стороны моря согнал сонливость. Часы показывали полночь. Темная южная ночь расслабляла, однако намекала и на неожиданности. Сбоку послышался хруст гравия, и передо мной возникла фигура человека в милицейской форме. Это была первая неожиданность.

Слышь, у напарника день рождения, получится на подарок? – спросил с ярко выраженным местным акцентом человек в форме.

Сколько надо? - уточнил я.

Полтинник посмотри. Чисто по-братски, - ответил мой собеседник.

У меня есть тридцать, - предложил я.

Полтинник посмотри. И поехал туда-сюда, еще другому дал.

Посмотри по-братски, - посоветовала фигура.

Торговаться с человеком в форме да еще темной ночью на берегу стремительной реки Самур мне даже понравилось. От сонливости не осталось и следа.

Есть сто рублей, - предложил я. Но мой собеседник, видимо, уловив какой-то подвох, отошел в сторону. Пройдя несколько метров, он наткнулся на подвыпившего парня в белой рубашке. Между ними произошел похожий диалог. Длился он недолго, так что человек в форме вскоре опять появился возле меня. Очевидно, его терзали какие-то сомнения - с какой стати ему суют взятку, превышающую тариф в два раза?

Есть сто, - вновь предложил я.

Ну, ты интересный человек, - рассмеялся парень, неожиданно повернулся и зашагал прочь.

Дагестанский блюститель порядка был в своей просьбе не одинок, подобных предложений - "дай полтинник, и поехал дальше" мне довелось немало услышать в ту ночь по обеим сторонам "Золотого моста". Но все же на российском берегу это делали несколько грубовато, "с наездом". Без добродушия и улыбчивого лукавства, чего на азербайджанской стороне оказалось в избытке. Мне подумалось, что определить на каком ты находишься участке границы, можно было даже по выражению лиц служилых людей с погонами.

Продолжение следует

Для визита в Азербайджанскую Республику (АР) гражданам России виза не нужна. Это правило действует для любых целей посещения, при условии, что россияне пробудут в стране не дольше 90 дней. Въезд для граждан РФ и других стран СНГ осуществляется только на основании заграничного паспорта. При этом важным условием является срок действия документа - он должен распространяться на весь период проживания в стране.

Если поездка затянется, то понадобится виза в Азербайджан, выдачей которой занимается Посольство страны, расположенное в Москве.

Безвизовый въезд

Между Россией и Азербайджаном установлен безвизовый режим, россиянам для посещения этой республики специальный въездной документ не нужен. Пересечение границы осуществляется на основании заграничного паспорта, действующего на протяжении всего визита в страну. Медицинская страховка, бронь гостиницы, подтверждение финансового состояния или другие документы не нужны. При желании путешественники могут оформить страховой полис по личной инициативе.

На границе в паспорте иностранца делается отметка о въезде в страну. Аналогичный штамп ставится при выезде из Азербайджана. Оплачивать сборы как при сухопутном, так и при воздушном пересечении границы, не нужно.

Гражданам других государств, кроме стран-участниц СНГ, для посещения Азербайджана нужна виза, выдачей документа занимается консульский отдел Посольства страны.

Путешествие с детьми

Несовершеннолетние старше 14 лет выезжают на основании собственного заграничного паспорта. Дети младшего возраста могут путешествовать по документам родителей и свидетельству о рождении. В последнем случае в загранпаспорт одного из родителей должна быть внесена информация о ребенке и вклеена его фотография.

Кроме того, для въезда в Азербайджан нужно согласие на выезд из РФ, если ребенка сопровождает только мама или папа, а также в случаях самостоятельной поездки несовершеннолетнего или посещения страны с третьими лицами.

Поездка в Азербайджан на автомобиле

С 2014 года действуют новые правила въезда в Азербайджан на автомобилях. Машины, не имеющие сертификата соответствия экологическому топливному стандарту «Евро-4» въезжают в страну только при условии внесения в качества залога гарантийной суммы в размере 30-40 % от рыночной стоимости автомобиля. Деньги вносятся на специальный счет и возвращаются при выезде из республики. Ограничения касаются транспортных средств американских и европейских производителей, выпущенных до 2005 года, и японских машин, сошедших с конвейера до 2011 года.

Вместо внесения гарантийной суммы водитель может заручиться письменным согласием гражданина Азербайджана, который возьмет на себя ответственность на время, пока автомобиль будет находиться в стране.

Законодательных ограничений для въезда транспортных средств, соответствующих указанному стандарту, нет. Для подтверждения соответствия машины «Евро-4» необходимо предоставить соответствующие документы.

На границе водитель также предъявляет:

Согласно законам Азербайджанской Республики, на каждую пересекающую границу республики машину должен быть оформлен страховой полис ОСАГО. Страховку легко купить на контрольно-пропускном пункте при въезде в страну. Полис выдается на 1 месяц или 1 год. Стоимость страховки на год составляет от 50 манат (около 30 долларов) на 1 месяц - 20 % от суммы годовой страховки ОСАГО для конкретного типа автомобиля.

Кроме того, при въезде водитель обязан оплатить транспортный налог (от 15 долларов).

Стоит иметь, в виду, что в Азербайджане запрещается ездить на автомобилях с тонированными стеклами, на нарушителей накладываются штрафные санкции.

Миграционный учет

В обязанности иностранного гостя входит обязательная регистрация в органах Миграционной службы в течение 10 дней с даты въезда в Азербайджан. Если поездка продлится меньше этого времени, регистрироваться не нужно. Для постановки на учет принимающая сторона (администрация отеля, санатория, туристической базы или собственник жилого помещения, где остановился иностранец) в указанный срок подает в органы Миграционной службы документы:

  • (выдается в отделении);
  • Копию загранпаспорта иностранца.

Документы можно направить:

  1. Через интернет на сайте Миграционной службы РА (migration.gov.az);
  2. Электронной почте [email protected];
  3. При личном визите в отделение Миграционной службы;
  4. Почтовым отправлением на адрес службы.

Регистрация гарантирует россиянам возможность легального проживания в стране на 90 дней - весь период безвизового въезда. При смене места проживания необходимо пройти регистрацию заново по новому адресу нахождения.

В течение суток после подачи заявления иностранного путешественника регистрируют, о чем принимающая сторона получает письменное уведомление. Госпошлина за постановку на учет не берется. При выезде гостя из страны принимающая сторона обязана уведомить об этом факте Миграционную службу, которая на основании такой информации снимает иностранца с учета.

Видео: о перспективах упрощения въезда и развития туризма в Азербайджане

Нагорный Карабах

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) - непризнанное мировым сообществом (за исключением Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья), самостоятельное государство, объявившее о своей независимости в 1991 году. Фактически считается административным регионом Азербайджана, но в настоящее время не контролируется его властями.

Дж.АЛЕКПЕРОВА

Азербайджан и Россия проведут очередную встречу по демаркации государственной границы в конце февраля в Баку. Но очередная встреча по делимитации азербайджано-грузинской государственной границы намечена на первый квартал 2018 года.

При этом, если в первом случае еще как-то удалось договориться, то во втором еще много спорных моментов…

«На данном этапе азербайджано-грузинских отношений вопрос делимитации госграницы не является ключевым и животрепещущим. Дело в том, что между нашими государствами есть вопросы, которые с легкостью решаются. Формат двухстороннего сотрудничества Азербайджана и Грузии носит стратегический характер. Обе страны задействованы в совместных проектах, и уверен, что в Грузии это видят и хорошо понимают». Об этом сообщил Echo.az профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов.

Но в то же время, по его словам, оставлять эту проблему нерешенной много лет нельзя.

«Грузинская сторона в этой ситуации, если она, конечно, хочет продолжать тесные отношения с Азербайджаном, который в какой-то степени обеспечивает энергетическую безопасность грузинского народа, должна немножечко шире смотреть на проблему делимитации госграницы,» — сказал Садыхов.

«Я считаю, что нельзя зацикливаться на определенном участке в вопросе делимитации, а просто пойти на компромисс с Азербайджаном. Грузия может пойти на определенные уступки, ведь между нашими странами уже налажено тесное плодотворное сотрудничество, нельзя допустить, чтобы между нами оставались вопросы, которые могут привести к конфликту,» — считает он.

«Лучше совместно бороться с общими угрозами, которые стоят перед регионом, преодолевать общие риски. Именно поэтому надо прийти к взаимопониманию, преодолевать сложности и решать проблемы», — сказал политолог.

Отметим, что российско-азербайджанская граница — современная сухопутная межгосударственная граница между Россией (Дагестаном) и Азербайджаном. Ее протяженность — 327,6 километра на материке и 22,4 километра морской границы. Граница установлена договором, подписанным в Баку третьего октября 2010 года. Он вступил в силу в день обмена ратификационными грамотами — 18 июля 2011 года.

Граница разделяется на три участка — горный, предгорный (проходит по реке Самур) и низинный (дельта реки Самур в Прикаспийской низменности). С начала 1990-х годов встала проблема по делимитации границы между Россией и Азербайджаном, начал обсуждаться вопрос равного деления водных ресурсов реки Самур.

Автомобильное, железнодорожное и пешеходное сообщение между Россией и Азербайджаном осуществляется через несколько контрольно-пропускных пунктов. Третьего сентября 2010 года был подписан «Договор о государственной границе между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой», которым была завершена делимитация государственных границ двух стран.

Согласно указанному договору, с целью демаркации государственной границы Азербайджан-Россия была создана совместная демаркационная комиссия. В настоящий момент она ведет процесс демаркации государственной границы.

Грузия с Азербайджаном имеет общую государственную границу общей протяженностью в 446 км (по данным Грузии) или 480 км (по данным Азербайджана). Из них на сегодняшний день около 180 км остаются несогласованными. Делимитация и демаркация государственной границы началась в 1996 году двусторонней грузино-азербайджанской межправительственной комиссией.

В настоящее время делимитировано и демаркировано 66% общей границы. В ходе работы комиссии, начиная с 2007 года, возникли непреодолимые препятствия — в связи с монастырским комплексом Давид Гареджи, который находится в 60 км на юго-восток от Тбилиси. Азербайджан считает, что монастырь является памятником албанской культуры, и называет его Кешишчи-Даг.

6 мая 2012 года азербайджанские пограничники заняли часть монастырского комплекса Давид Гареджи, которая, по словам грузинского министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, к спорной территории не относится, и во времена СССР являлась частью Азербайджанской ССР.

Также с 6 мая 2012 года азербайджанскими пограничниками прекращён пропуск к комплексу грузинских паломников, священнослужителей и политиков. Грузинское руководство заявляет, что Азербайджану принадлежит лишь 2% территории комплекса Давид Гареджи — монастырь Удабно.

Спорной территорией остается также село Эрисимеди. В конце 1970-х годов река Алазани в Сигнагском районе, которая разделяла Грузинскую и Азербайджанскую ССР, поменяла русло, и некоторая часть грузинской территории осталась по ту стороны реки. Грузия в конце 1980-х годов построила там деревню и расселила переселенцев из Аджарии и кистинцев из Ахметского района (жители Панкисского ущелья).

Однако азербайджанская сторона настаивает на том, что часть территории комплекса «Давид Гареджи» и село Эрисимеди принадлежат Азербайджану.

Ряд грузинских историков заявляет об исторической области Эрети, часть которой находится на территории нынешнего Азербайджана. Грузинская сторона считает Загатала, Гах, Балаканы своей исторической провинцией Саингило, а местное население рассматривает в качестве грузин, попавших под насильственную исламизацию.

В докладе Сети неправительственных организаций по защите окружающей среды Кавказа (CENN) отмечается, что на алазанской линии границы между Грузией и Азербайджаном выявлено 69 мест, где произошли изменения. Из них в 42 случаях граница передвинута в глубь Грузии, а в 27 случаях — в глубь Азербайджана.

Дополнительным раздражителем в грузино-азербайджанских отношениях является регион Квемо-Картли или Борчалы — заселенный большой общиной азербайджанцев. Переименование азербайджанских населенных пунктов на грузинский манер, перевод школьного образования на грузинский язык, земельные и кадровые проблемы и т. д. — вызывают раздражение местного азербайджанского населения.

Грузинские правительства в постсоветский период производили переселение грузин (в основном сванов) в регион Квемо-Картли, ссылаясь на стихийные бедствия в Сванетии, что ныне приводит к периодическим, порой массовым, столкновениям представителей азербайджанской и грузинских общин. Этническая активность (преимущественно протестная) азербайджанцев в Грузии находит широкий патриотический отклик в Азербайджане.