Угроза чрезвычайной ситуации. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Природная чрезвычайная ситуация

Человек называет себя «царем природы», и надо признать, что в этом присутствует значительная доля истины. За каких-то пятьдесят тысяч лет мы прошли впечатляющий путь от звериных шкур и каменного топора до атомного реактора и полетов в космос. Несмотря на несомненные достижения, современный человек так же беспомощен перед мощью стихии, как и его далекий предок кроманьонец. Силы природы настолько велики, что перед ними бессильно все могущество наших технологий.

На Земле ежегодно происходят сотни и тысячи различных природных катастроф, опасных и чрезвычайных ситуаций: ураганы, смерчи, пожары, наводнения, землетрясения и др. Их жертвами становится большое количество людей. Более того, сама хозяйственная деятельность человека является источником серьезной потенциальной опасности. Ее результатом часто бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут по своим последствиям превзойти любые ураганы или землетрясения. В качестве примера можно привести Фукусиму или Чернобыль.

Еще больше опасностей и разрушений несут войны, являющиеся сами по себе страшным бедствием. Кроме опасностей, возникающих при ведении военных действий, они приводят к потокам беженцев и настоящим гуманитарным катастрофам, в основном от которых страдает гражданское население. Только с начала 90-х годов в мире произошло 38 локальных военных конфликтов и 41 небольшая война.

Далеко не всегда можно понять причины чрезвычайных ситуаций или предотвратить их, но вот бороться с последствиями разгула стихии и помогать пострадавшим от нее мы не только способны, но и обязаны. В каждой стране существует специальная структура (или несколько), в задачи которой входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также помощь в чрезвычайных ситуациях гражданскому населению.

В нашей стране подобные обязанности выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации. Решение ввести или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает Правительство РФ, МЧС или специальные комиссии. Работа специальных служб, государственных структур, органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций в условиях ЧС регулируется федеральным законом (ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Что такое чрезвычайная ситуация?

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая сложилась на определенной территории в результате техногенной аварии, природного явления или стихийного бедствия. Как правило, она несет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожает материальные ценности, наносит ущерб природной среде и народному хозяйству.

В СМИ часто используется термин «экстремальная ситуация» (ЭС), которым обозначают различные происшествия: ДТП, пожары, нештатные ситуации на производстве и др. В этих ситуациях (ЭС и ЧС) много общего, однако ЧС по своему масштабу куда значительней и несет более серьезные последствия.

В описаниях чрезвычайных ситуаций встречаются слова «авария», «катастрофа», причем используются они в качестве синонимов. Это не совсем корректно. Авария – нештатная ситуация, связанная с техникой или механизмами. Например, поломка производственной линии, крушение транспортного средства, утечка химических веществ. Масштабы подобных происшествий очень сильно варьируются. Катастрофа – более широкий термин, он обозначает трагическое происшествие со значительным ущербом и, как правило, с массовым поражением и гибелью людей.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций может быть прямым и непрямым (косвенным). К первому виду относится стоимость разрушений и повреждений, ущерб от выхода из строя объектов хозяйственной деятельности, нанесение вреда природным ресурсам, потеря трудоспособности работников из-за увечий. Косвенный ущерб: экономические потери из-за остановки хозяйственной деятельности, затраты на ликвидацию последствий ЧС, социальное обеспечение населения, пострадавшего при введении чрезвычайного положения и др. Нередко косвенный ущерб куда больше прямого и может оказывать негативное влияние на экономику страны в течение десятилетий.

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Существуют и трансграничные чрезвычайные ситуации, когда, например, авария или катастрофа происходит за пределами российских границ, но поражающие факторы оказывают пагубное влияние и на нашу территорию. Несколько лет назад на китайском предприятии произошла утечка ядовитых веществ, которые затем попали в российскую часть Амура.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Природные чрезвычайные ситуации: общее описание и особенности

Самый обширный класс ЧС, в который входят бедствия, вызванные стихийными силами природы. К данной группе относятся землетрясения, засухи, смерчи, сели, пыльные бури, ураганы, снежные лавины в горах, извержение вулканов и много другое. Она настолько многочисленна, что для удобства была разбита на несколько подгрупп.

Например, есть чрезвычайные ситуации, вызванные гидрометеорологическими явлениями, такими как сильный ветер, слишком обильные осадки, снегопады, засухи и др. Предупреждением ЧС этого типа в нашей стране занимается Росгидрометцентр.

Климатические природные явления – самый частый виновник возникновения ЧС на планете. Более того, именно они ответственны за большинство жертв, которые приходятся на природные ЧС. По данным ООН, эта цифра достигает 90%.

Второй тип природных чрезвычайных ситуаций – это опасные геофизические явления, такие как землетрясения и извержения вулканов. Им нет равных по разрушительной способности. Сильное землетрясение вполне может уничтожить большой город, став причиной гибели сотен тысяч человек. Не меньшей разрушительной мощью обладают и вулканы – судьба римского города Помпеи является наглядным тому доказательством.

К сожалению, мы пока не можем уверенно предсказывать такие губительные природные явления, поэтому защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данного типа очень сложна. Остается только бороться с их последствиями. Почти 40% территории России относится к зоне повышенной сейсмической опасности, причем на 9% могут случаться землетрясения магнитудой до 7-8 баллов.

Еще одной опасной подгруппой природных ЧС являются геологические чрезвычайные ситуации. К ним относятся оползни, сели, просадки почвы, лавины, пыльные бури.

В отдельную подгруппу природных ЧС относятся различные морские стихийные явления: тайфуны, цунами, сильные штормы, интенсивный дрейф льдов. Понятно, что подобные чрезвычайные ситуации опасны для прибрежных районов, кроме того, они наносят значительный ущерб судоходству и морским промыслам.

Также к природным чрезвычайным ситуациям относится массовое поражение сельскохозяйственных животных и растений различными заболеваниями или вредителями. Данные ЧС хоть и не приводят к гибели людей и разрушению материальных объектов, но они чреваты значительными экономическими потерями. Профилактикой подобных чрезвычайных ситуаций этого типа и борьбой с ними занимаются ветеринарные службы.

Традиционной для России чрезвычайной ситуацией природного характера являются лесные пожары. Этому способствуют огромные площади лесных массивов на территории нашей страны. Ежегодно фиксируется от 10 до 30 тыс. пожаров различной площади и сложности. Они наносят огромный ущерб экономике страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации, их описание и особенности

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с нештатными ситуациями на различных технических объектах: заводах, электростанциях, трубопроводах, хранилищах, транспорте и др. Эта группа также довольна многочисленна и неоднородна. В нее входят различные виды ЧС, отличающиеся как своим характером (поражающими факторами), так и масштабами.

Наиболее сложными и опасными считаются аварии, которые могут привести к выбросу ядовитых химических или радиоактивных веществ. Подобные инциденты несут значительную угрозу здоровью людей и окружающей природной среде. Не менее опасны утечки биологически опасных веществ.

К техногенным ЧС относятся аварии на транспорте, пожары на промышленных объектах, обрушения зданий и сооружений.

Особо опасны чрезвычайные ситуации, связанные с критической инфраструктурой населенных пунктов: аварии электросетей, городских очистных сооружений, тепловых сетей и др. Современный человек очень зависит от всего этого, отключение в большом городе электричества хотя бы на сутки полностью нарушает нормальный ритм его жизни. Такие ЧС отнюдь не являются редкостью.

Еще один вид опасных техногенных ЧС — это аварии на гидротехнических сооружениях: плотинах, дамбах. Они могут привести к многочисленным жертвам и затоплению значительных территорий.

Экологические ЧС и их влияние на флору и фауну

Экологические чрезвычайные ситуации – создание обстановки на определенной территории, которая пагубным образом действует на растительный и животный мир, а также общее состояние водной, воздушной среды. Причиной этого вида ЧС может быть серьезная техногенная авария или же стихийное бедствие, неэффективная (а то и попросту варварская) хозяйственная деятельность человека.

Примером техногенной аварии, которая привела к возникновению экологического ЧС, могут служить трагические события на Чернобыльской АЭС, их результатом стало отчуждение огромных территорий. Однако бездумное отношение человека к природе приводит к бедствиям и чрезвычайным ситуациям гораздо чаще, чем аварии. Например, выработка недр является причиной проседания почвы, оползней и обвалов, а вырубка лесов уменьшает биоразнообразие, вызывает сели и наводнения. Масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу могут серьезно повысить уровень Мирового океана и затопить прибрежные территории.

Чрезвычайные ситуации социального характера

Подобный тип ЧС возникает в результате острого конфликта между социальными группами. Причины такого бедствия абсолютно разные: политические или религиозные противоречия, тяжелое экономическое положение в стране, социальная несправедливость. К чрезвычайным ситуациям социального характера относят революции, уличные беспорядки, вооруженные конфликты.

Часто к социальным ЧС также относят и терроризм, считающийся своеобразной формой политической борьбы. Следствия террористических атак весьма серьезны, причем они не только несут материальный ущерб и убивают неповинных людей, но и создают в обществе атмосферу страха и недоверия. В настоящее время проблема глобального терроризма стоит очень остро, ее можно назвать одним из главных вызовов современной цивилизации.

Для предотвращения террористических атак или ликвидации их последствий могут привлекаться внутренние войска и другие воинские формирования.

Предотвращать чрезвычайные происшествия социального характера довольно сложно, ибо причины их возникновения очень субъективны и не всегда понятны. Для устранения и предупреждения социальных потрясений, необходима серьезная комплексная работа специальных служб, политиков, медиков, психологов, средств массовой информации. Бедность, безработица, отсутствие перспектив, неравенство и беззаконие – это питательная среда различных социальных взрывов и междоусобиц.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

Комбинированный характер ЧС значительно затрудняет защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию ее последствий.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС - единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Система предупреждения и ликвидации ЧС имеет иерархическую структуру, она разделена на несколько уровней. На каждом из них созданы органы управления, силы и средства для решения необходимых задач и проведения мероприятий по защите населения и территорий.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Структура ГО построена по производственному и территориальному принципу. Руководитель любого предприятия является и начальником его гражданской обороны. Аналогичное правило действует и для административно-территориальных образований. Руководитель ГО несет ответственность за готовность территории или объекта противостоять чрезвычайным ситуациям, авариям и стихийным бедствиям.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены так же пожары, особенно массовые, лесные и торфяные.

Опасными являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях, нефтяной, газовой и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии… По-разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой веры в собственные силы, с надеждой на их укрощения. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающие бедствия стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофы, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции.

Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территорией, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой, человеческие действия, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и их характер развития, а так же свои особенности развития на человека и окружающую его среду обитания.

Чрезвычайные ситуации природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных катастроф, уровня развития общества и условий жизнедеятельности.

ЧС природного происхождения в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Северный Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Регулярными становятся наводнения, нередки оползни вдоль рек и в горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи стали почти привычным явлением.

Следует заметить, что человечество уже не так беспомощно; ряд катастроф можно предсказать, а некоторым успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют глубоких знаний причин их возникновения и характера проявления.

Воздействию природной катастрофы может быть подвергнута любая часть земной поверхности. Между всеми ЧС природного характера существует взаимная связь. Наиболее тесная зависимость между землетрясениями и цунами. Тропические циклоны почти всегда вызывают наводнения. Кроме того, к природным катастрофам добавляются и другие воздействия, связанные с деятельностью человека. Землетрясения вызывают пожары, взрывы, прорывы плотин. Вулканические извержения - отравления пастбищ, гибель скота, голод. Паводок приводит к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям.

Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная физическую сущность процесса, можно его предсказать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений - важнейшее условие эффективной защиты.

В любой момент могут произойти нежелательные события, реальные события с обычными людьми. Пожары, транспортные происшествия, коммунальные аварии, промышленные катастрофы, криминальные происшествия, гражданские волнения, террористические акты, войны, лесные пожары, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, сели, оползни, эпидемии и т.п.

Многие из них могут заставить человека и всю семью спешно покинуть жилище, унося только то, что успели схватить и унести на себе.

Существует укомплектованный рюкзак (или сумка), другими словами тревожный чемоданчик, предназначенный для эвакуации в случае ч резвычайной с итуации.

Содержимое тревожного чемоданчика призвано обеспечить владельца вещами, необходимыми для минимально комфортного существования в обществе, в дикой природе и т.д.

Собирая одежду для «тревожного чемоданчика», необходимо отдать предпочтение вещам, способным обеспечить максимальный комфорт, созданным из дышащих, непромокаемых и износоустойчивых тканей. Позаботиться нужно и о дождевике, который защитит от дождя и влаги.

Одежду хранить необходимо рядом с «тревожным чемоданчиком» - так, в случае чрезвычайной ситуации, будет удобно быстро переодеться, взять рюкзак и покинуть помещение.

Ситуациях.

Обсуждена на заседании

ПМК ГО и БЖД

Протокол №1.

Севастополь 2010 г.

Введение.

1. Основы защиты населения и территорий при угрозе или возникновении ЧС.

2. Защитные сооружения ГЗ и требования предъявляемые к ним.

3. Средства индивидуальной защиты.

Заключение

Литература:

1.Закон Украины № 1809 " О защите населения и территорий от ЧС

техногенного и природного характера". 2001 г

2.Депутат О.П. и др. Гражданская оборона. Учебник. Львов – 2001г.

3.Шоботов В.М. и др. Гражданская оборона. Учебное пособие. Издание 2-е.

Центр учебной литературы. Киев - 2006


Введение:

Обеспечение защиты населения и территорий в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) является одной из важнейших задач государства.

Актуальность проблемы обеспечения природно-техногенной безопасности населения и территорий обусловлена тенденциями возрастания потерь людей и ущерба территории, которые причиняются опасными природными явлениями, промышленными авариями и катастрофами. Опасность возникновение ЧС техногенного и природного характера постоянно возрастает.

Возрастание количества ЧС техногенного и природного характера обуславливает необходимость создания надежной системы ГЗ населения.

I. Основы защиты населения и территорий в случае

Законом Украины "О правовых основах ГЗ", 2004г. определены правовые и организационные мероприятия в сфере ГЗ населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера.

Гражданская защита - это система организационных, инженерно - технических, санитарно - гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями

независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают исполнение этих мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), угрожающих жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период.

Указанным законом Украины о правовых основах гражданской защиты (ГЗ) определены основные принципы гражданской защиты:

Гарантирование государством гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и имущества, а юридическим лицам - права на безопасное функционирование;

Добровольности при привлечении людей к выполнению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанной с риском для жизни и здоровья;



Комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

Создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного снижения вероятности возникновения ЧС и минимизации их последствий;

Территориальности и функциональности единой системы ГЗ;

Минимизации причиненного ущерба окружающей среде;

Гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

С целью эффективной реализации задач ГЗ, уменьшения материальных затрат и недопущения ущерба объектам, материальным и культурным ценностям в случае возникновения ЧС центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного - самоуправления и подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют: оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерный, медицинский, психологический, биологический, экологический контроль, радиационную и химическую защиту.

Оповещение и информирование:

1. Оповещение и информирование в сфере ГЗ включают:

Оперативное доведение до сведения населения информации о возникновении или возможной угрозе возникновения ЧС, через общегосударственные, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

Заблаговременное создание организационно - технически объединенной постоянно действующей локальной системы оповещения и информирования населения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного заражения.

Наблюдение и лабораторный контроль включают:

Создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и
территориальных сетей наблюдения и лабораторного контроля;

Организацию сбора обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнении продуктов питания, продовольственного сырья, фуражу, воды радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении.

План.

Угроза возникновения чрезвычайной ситуации любого класса или уровня - это реальная угроза для жизни и здоровья людей, угроза нарушения нормальных условий их жизни и деятельности или значительных материальных потерь.

Задачей безопасности жизнедеятельности как области научно-практической деятельности является: защита здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также разработка и реализация соответствующих средств и мероприятий в отношении создания и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. Выполнение этой задачи особенно остро стоит во время угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Количественную характеристику всех чрезвычайных ситуаций можно получить благодаря использованию концепции приемлемого риска , заложенную в классификационных карточках чрезвычайных ситуаций, которые собрано в Классификаторе чрезвычайных ситуаций в Украине (принцип сравнения риска абсолютно разных опасностей). Для упрощения машинной обработки информации классификатор определяет оригинальный код каждой чрезвычайной ситуации, которая состоит из 5 цифр, которые указывают на класс, группу и вид чрезвычайной ситуации, и одной буквы, которая указывает уровень чрезвычайной ситуации (О - объектовый, М - местный, Р - региональный, Д - государственный).

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера (код 10 000) относятся группы (в скобках указан код группы):

o транспортные аварии (катастрофы - 10 100);

o пожары, взрывы (10 200);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДОР) на объектах экономики (10 300);

o наличие в окружающей среде вредных веществ свыше предельно - допустимых концентраций (10 400);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (10 500);

o внезапное разрушение сооружений(10 600);

o аварии на электроэнергетических системах (10 700);

o аварии на системах жизнеобеспечения (10 800);

o аварии систем связи и телекоммуникаций (10 900);

o аварии на очистных сооружениях (11 000);

o гидродинамические аварии(11 100).

Чрезвычайные ситуации природного характера (код 20 000) включают группы:

o геологические (20 100);

o метеорологические (20 200);

o гидрологические морские и гидрологические пресноводные (20 300 и 20 400);


o пожары в природных экосистемах (20 500);

o инфекционная заболеваемость людей (20 600);

o отравление людей (20 700);

o инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных (20 800);

o массовая гибель диких животных (20 900);

o поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (20 950).

К чрезвычайным ситуациям социально-политического характера (код 30 000) относятся:

o вооруженные нападения, захват и удержание важных объектов или реальная угроза совершения таких акций в отношении органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, правоохранительных органов, телерадиоцентров и узлов связи, военных гарнизонов, государственных учреждений, атомных электростанций или других объектов атомной энергетики (30 100);

o покушение на руководителей государства и народных депутатов Украины (30 200);

o нападение или покушение на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, похищение или попытка похищения, уничтожение или попытка уничтожения таких судов, захват заложников из числа членов экипажа или пассажиров (30 300);

o установка взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилом секторе, на транспорте (30 400);

o исчезновение или похищение из объектов хранения, использования, переработки или во время транспортировки огнестрельного оружия, боеприпасов, артиллерийского вооружения, взрывчатых материалов, радиоактивных веществ, СДЯВ, наркотических веществ, препаратов и сырья (30 500);

o выявление устаревших боеприпасов (30 600);

o аварии на арсеналах, складах боеприпасов и других объектах военного назначения с выбросом обломков, реактивных и обычных снарядов (30 700).

Указанный классификатор не содержит ни конкретных, ни специальных признаков опасных ситуаций военного характера и не дает их деления на группы. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются законодательством Украины, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и не изучаются в пределах учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Каждая квалификационная карточка чрезвычайной ситуации содержит информацию о виде, группе и классе чрезвычайной ситуации, признаки вида чрезвычайной ситуации и уровень этих признаков, когда ситуация считается чрезвычайной, когда требуется срочное оповещение о ней и когда она требует государственного реагирования. Признаки вида чрезвычайной ситуации характеризуют угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации и делятся на конкретные (физические, химические, технические, статистические и прочие) и специальные.

В процессе определения уровня чрезвычайной ситуации (ЧС) последовательно рассматриваются три группы факторов: территориальное распространение; размер причиненного (ожидаемого) экономического ущерба и человеческих потерь; классификационные признаки чрезвычайных ситуаций.

Установление факта отнесения аварийного события к рангу ЧС, определение вида и уровня ЧС проводится в такой последовательности. При наступлении аварийного события оперативный дежурный персонал объекта оповещает о нем постоянный орган управления местного уровня ЕГСПР, а также соответствующий, по подчинению, отраслевой орган управления местного, регионального или общегосударственного уровня. Постоянные органы повседневного управления местного уровня ЕГСПР и вышеуказанные отраслевые органы осуществляют первую оценку аварийного события на его соответствие требованиям отнесения к рангу ЧС. С этой целью выполняется целевой поиск необходимой классификационной карточки, а уже в ней похожего конкретного признака. В случае совпадения или значительной схожести аварийного события хотя бы с одним из приведенных в карточке конкретным признаком ведется сопоставление числовых критериев этого признака с реальным рубежом, который достигнут аварийным событием. При превышении хотя бы одного из критериев, аварийное событие заносится в журнал ЧС и об этом немедленно извещаются орган повседневного управления регионального уровня ЕГСПР и региональная структура отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти, где также она регистрируется в журнале ЧС под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «М» (местная).

Даже если параметры аварийного события достигли уровня установленного в классификационной карточке первого критерия и это относит ЧС лишь к местному уровню, контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, региональные органы управления ЕГСПР. Это распространяется и на случаи, когда аварийное событие произошло за пределами конкретного объекта и потому с самого начала является местным.

При дальнейшем ухудшении ситуации и достижении критериев, которые определены в колонке срочного извещения, ЧС переходит к региональному уровню управления, который должен взять на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС и срочно известить о ЧС в органы повседневного управления государственного уровня ЕГСПР (оперативно-дежурные службы МЧС Украины, отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти). В этот период ЧС вносится в журнал ЧС государственного уровня под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «Р» (региональная). Одновременно изменяется буква в коде во всех журналах других уровней управления. С этого момента контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, органы управления государственного уровня ЕГСПР. Ответственность за своевременное, полное и объективное информирование координационных органов управления государственного уровня ЕГСПР положена Кабинетом Министров Украины на отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которыми разработаны и согласованы соответствующие классификационные карточки.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации и достижения критериев, которые определены в последней колонке карточки, ЧС переходит к государственному уровню управления, органы которого с этого момента берут на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС. В журналах регистрации всех уровней снова и уже окончательно изменяется буква в определенном цифровом коде с «Р» на «Д» (государственная).

В случае если проявления аварии (катастрофы) могут быть отнесены к различным областям или конкретным видам ЧС, окончательное решение в отношении ее классификации принимает комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям на том уровне, к которому относится ситуация.

В соответствии с Законом «О гражданской обороне Украины» «граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, значительных пожаров, стихийного бедствия и могут требовать от Правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по его реализации. Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, с целью защиты населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера».

Главной функцией органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в случае возникновения ЧС является защита населения и организация его жизнеобеспечения.

Мероприятия по защите населения планируются и проводятся по всем районам, населенным пунктам, охватывают все население. Вместе с тем характер и содержание защитных средств устанавливается в зависимости от степени угрозы, местных условий, с учетом важности производства для безопасности населения, других экономических и социальных факторов. С этой целью города распределяются по группам важности, а объекты - по категориям в отношении средств защиты населения в случае чрезвычайной ситуации. Это распределение осуществляет Кабинет Министров Украины.

Для городов установлены следующие группы: особой важности; первой группы; второй группы; третьей группы.

Для предприятий и организаций установлены следующие категории: особой важности; первой категории; второй категории.

Основные мероприятия по защите населения планируются и осуществляются заблаговременно и имеют опережающий характер. Это касается, прежде всего, подготовки, поддержания в постоянной готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, их накопление, а также подготовки к проведению эвакуации населения из зон повышенного риска.