Системы оповещения в субъектах рф. Локальная система оповещения (ЛСО). Приложение. Положение о системах оповещения населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

С наступлением лета москвичи стали чаще получать на свои телефоны СМС-сообщения с предупреждениями о неблагоприятных погодных условиях в городе. Как правило, горожан уведомляют о надвигающейся грозе и сильном ветре, а также о концентрации вредных примесей в воздухе. При этом сообщения почему-то получают не все жители столицы (например, в редакции The Village примерно половине сотрудников такие СМС не приходят никогда), да и порой не позволяет понять, о чём именно нас предупреждают. The Village обратился за комментариями в управление МЧС по Москве, а также к сотовым операторам «большой тройки» («Мегафон», МТС и «Билайн»), и спросил у них, как работает система рассылки предупреждений, что именно в этом контексте считается ЧС, а что нет, и можно ли отписаться от этих уведомлений.

МЧС информирует население при непосредственной поддержке операторов сотовой связи. Самостоятельно ведомство рассылкой не занимается. Мы получаем информацию о неблагоприятных погодных явлениях от ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - они предупреждают нас, когда с погодой происходит что-то неожиданное. После этого старший оперативный дежурный Главного управления МЧС России по Москве принимает решение об информировании людей. Далее информация передаётся операторам сотовой связи, которые делают СМС-рассылку или сообщают данные абонентам с помощью технологии Cell Broadcast. С МТС и «Вымпелкомом» мы работаем по Сell Broadcast, а с «Мегафоном», «Скайлинком» и «Теле2» - по СМС.

Отдельной подписки на рассылку и дополнительных настроек телефона не требуется. А транслирование ограничивается только технологическими возможностями оператора по одновременной СМС-рассылке. Согласно имеющейся у нас статистике, в среднем рассылку получают от 250 000 до 1 800 000 абонентов.

Обычно рассылка производится среди всех московских абонентов. Однако при возникновении локального происшествия её можно ограничить определённым радиусом действия. Кстати, технологические возможности МТС и «Вымпелкома» не позволяют осуществлять рассылку только в пределах Москвы, поэтому трансляция распространяется и на Москву, и на Московскую область.

«Мегафон»

МЧС присылает нам запрос на оповещение, в котором сообщает тип чрезвычайной ситуации и на какой территории она действует. Кроме того, ведомство указывает радиус действия в километрах, приводит текст рассылки и рекомендуемую продолжительность оповещения.

После этого мы определяем, какие именно базовые станции расположены в зоне чрезвычайной ситуации, и рассылаем СМС только тем нашим абонентам, которые находятся в зоне работы этих базовых станций. Рассылку информации от МЧС проводит главный оперативный дежурный Единого центра управления сетью «Мегафон».

Соответственно, чтобы получить СМС-оповещение, человек должен находиться в зоне обслуживания базовых станций. Если же абонент за пределами зоны оповещения, ему предупреждение не придёт. Никакой подписки на оповещения нет - мы уведомляем всех, кто находится в зоне обслуживания. Теоретически не получать СМС возможно, если абонент подключит услугу UMS и сам внесёт в чёрный список рассылку от МЧС 112. Но мы так делать не рекомендуем, это неверно с точки зрения безопасности. Предупреждён - значит вооружён.

«Вымпелком» (бренд «Билайн»)

У компании «Вымпелком» с МЧС в некоторых федеральных округах заключены соглашения о рассылке информации о чрезвычайных ситуациях через систему Сell Broadcast, а в некоторых - через СМС.

МЧС передаёт нам информацию о чрезвычайных ситуациях вместе с готовым текстом рассылки, а мы распространяем данные среди абонентов, исходя из технических возможностей нашего СМС-центра. Рассылка приходит абонентам, находящимся в зоне оповещения, в порядке очерёдности поступивших в сеть «Билайн» запросов МЧС.

Система работает следующим образом: МЧС присылает в наш центр мониторинга информацию об угрозе возникновения ЧС, которая содержит географические координаты, заголовок сообщения и его текст. Потом технические системы нашего оператора формируют полный список абонентов в конкретной географической зоне, используя данные системы LBS (location-based service). Она знает, в каких секторах базовых станций обслуживается каждый абонент, и в соответствии с этим формирует список тех, кому придёт оповещение. Отказаться от этой услуги нельзя. Но вряд ли найдутся желающие это сделать. Ведь с помощью рассылки можно избежать ситуаций, опасных для здоровья или даже жизни.

МЧС делает СМС-рассылку при помощи контент-провайдера и системы Сell Broadcast. Она позволяет рассылать сообщения по определённым территориям - например, в зоне чрезвычайной ситуации. Эта информация есть в наших системах, то есть мы рассылаем сообщения тем абонентам, которые находятся в зоне действия нашей базовой станции.

Фото: Ольга Мулерс

В течение 5 лет МЧС России предупреждает население страны о всевозможных чрезвычайных ситуациях при помощи SMS-оповещений. Однако далеко не всем абонентам приходят сообщения. Портал «МЧС медиа» решил разобраться в ситуации и выяснить, от чего зависит избирательность заботы об абонентах разных операторов сети.

В современном мире огромной популярностью пользуются не только гаджеты, но и различные «быстрые» способы оповещения абонентов. Все мы сталкивались с маркетинговыми SMS-ками от разных компаний об акциях, товарах и услугах. Порой мы даже уверены, что не оставляли им своих контактов. МЧС России тоже стремится использовать все возможности технического и интеллектуального прогресса для предупредительной и профилактической работы с населением.

Месяц назад портал «МЧС медиа» запустил опрос, по итогам которого выяснил, что половине респондентов сообщения не приходят, и многие хотели бы их получать. Мои друзья и знакомые тоже отмечали заинтересованность в полезных SMS-ках: однажды товарищу пришло сообщение о серьезной пробке в связи с ДТП и метелью - это сэкономило ему время и, возможно, даже спасло жизнь, так как масштабы происшествия росли очень быстро. Интернет у него перестал работать, магнитолу оставил дома, и только SMS от МЧС выручило в тот момент. Он, абонент «Мегафона», обрадовался такой оперативности. Но за прошедший год больше уведомлений от чрезвычайного министерства не получал (хотя и очень хотел).

А буквально недавно один житель Новосибирской области прислал ведомству письмо с благодарностью официально региональному главку МЧС России за заботу о безопасности людей: «Выражаю большую благодарность МЧС России: ваша политика информирования граждан через SMS о ЧП, с предупреждениями по погодным условиям очень эффективно и мотивированно работает. Благодаря вашим рекомендациям жизнь становится более защищенной».

Был ли благодарный абонент владельцем карты «Мегафона» - не известно, но вот от пользователей сетей «Билайн» и «МТС» можно услышать еще более интересный комментарий: им SMS приходят раз в год, или они их и вовсе не видели за эти 5 лет.

В 2010 году НЦУКС МЧС заключил с руководителями «большой тройки», а также с региональными операторами сотовой сети договор о взаимодействии в области информирования населения страны о различных ЧС. Министерство, со своей стороны, тщательно следит за выполнением условий соглашения.

«С 2010 года у нас активно ведется взаимодействие с операторами сотовой связи. Тогда были заключены договоры об информировании населения через SMS о возникновении и об угрозе чрезвычайных ситуаций - это касается и дорожных ситуаций. На Федеральном уровне соглашение зафиксировано между министерством и операторами, а регламент подписан НЦУКС МЧС с одной стороны, с другой - компаниями, предоставляющими услуги связи. Текст SMS отправляется операторам из Национального центра управления в кризисных ситуациях. За оперативность и исполнение с нашей стороны отвечает оперативный дежурный: он принимает решение об информировании населения о какой-либо ЧС. Такие же договоры заключались с регионами в главках субъектов РФ - там ответственными за оповещение населения являются ЦУКСы территориальных органов и те же оперативные дежурные»

Сергей Фофанов

Сергей Фофанов разъяснил и схему формирования сообщений, их путь к абонентам и возможные причины недоступности информации.

В ведомстве формируется и предоставляется заявка операторам связи по определенным ситуациям.

«Шаблон этой заявки у нас уже отработан: туда нужно вставить только дату, время и информацию о ЧС. После попадания сообщения к оператору, вторая сторона уже принимает решение об отправке сообщения абонентам исходя из своих технических возможностей. Не во всех регионах покрытие сотовой связи может обеспечить абонентам поступление информации от МЧС. Например, в районе города Пскова есть зоны, где нет сотовой связи вовсе - отправлять сообщение «в леса» нет смысла, оно не попадет к адресату. Если техническая возможность есть у оператора, то через 20 минут после того, как мы отправили заявку, население получает информацию. Мы указываем время, зону опасной ситуации»

Сергей Фофанов

начальник управления организации информирования населения НЦУКС МЧС России.

"Что касается самих операторов связи, то «Мегафон» занимает лучшее положение, т.к. может оповещать население по заданному радиусу. Мы можем указать точку происшествия и радиус в 300 метров, и оператор известит абонентов, находящихся в близкой позиции. «Билайн», «Теле 2» и «МТС», к сожалению, работают на региональном уровне. О ЧС муниципального уровня они не информируют», - объясняет Сергей Фофанов.

Дело в том, что у крупных операторов сотовой связи ситуационные центры находятся в Москве, и даже если речь идет о регионе, решение об информировании принимается в столице. Собеседник из НЦУКС говорит, что, к сожалению, по желанию населения эти SMS приходить не могут, если сами абоненты захотят. И также отказаться от оповещений невозможно. В условия договора, подписанного в 2010 году, содержится описание технических условий для оповещения - состояние аппарата (включен или нет), учитывается рельеф местности.

Безусловно, Сергей Фофанов прав: SMS- это все-таки не основной способ информирования. Первичны радио и ТВ-СМИ, интернет сегодня - вообще главный навигатор по локальным и крупномасштабным ситуациям в любой точке мира. Выходит, SMS - только один из способов доведения информации, но в отсутствие других возможностей - чуть не спасительный.

«При мне был такой случай: мы с коллегой сидели рядом, являемся абонентами одного оператора. Ему SMS пришла о сильной непогоде, а мне - нет. Это обусловлено разными техническими возможностями гаджетов. Опять же в случае с терактами в метро - из-за слишком большого скопления абонентов в зоне покрытия сети оповещение пришло далеко не всем. И в случае с Оренбургской областью этой зимой (в феврале этого года на трассе М-5 «Урал» произошел затор из 70 авто, техника сдавалась под натиском метели и сильного мороза, и сотрудники МЧС эвакуировали автолюбителей - прим. Ред.). Тогда лишь некоторые получили SMS, а вситуация усложнялась с каждым часом. SMS-оповещение спасает, когда рядом нет интернета, телевизора, радио - в плане оперативности СМИ очень хорошо выручают и в регионах, и в столице. А в отношении пропаганды безопасности в дороге большую роль со стороны чрезвычайного министерства играет деятельность ОКСИОНа. SMS-ка не может заменить знаний по соблюдению личной безопасности. Например, когда я жил в Кировской области, я знал, что местный мост каждую весну подтапливает. Тут самое главное - самому ориентироваться в ситуации - обращать внимание на таблоиды ГИБДД, следить за новостями по тому направлению, в котором человек собирается передвигаться заблаговременно», - делится начальник управления организации информирования населения НЦУКС МЧС России.

А 14 июля 2013 года вступили в силу изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», которые предусматривают создание единой системы оповещения на всех уровнях административного устройства - от местного до федерального.

На территории Москвы, Новосибирской области. Оператор «Теле 2» проводит рассылку с помощью SMS, другие операторы - через широковещательные сообщения (Cell Broadcast).

Важно знать, что подключить бесплатную услугу по приему широковещательных сообщений (Cell Broadcast) можно через меню своего телефона, следуя инструкции. Обычно этот пункт расположен в меню сообщений и называется "Информационные сообщения", "Широковещательные сообщения", "Инфо-каналы", "Сообщения сети" и т.д. Подробную информацию любой владелец смартфона может найти в инструкции к телефону или на сайте производителя телефона. А справочную информацию об услуге абоненты любого оператора могут получить в call-центрах выбранной компании.

Мария Газарян

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о системах оповещения населения

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334),

приказываем:

Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.Шойгу

Министр
информационных технологий
и связи Российской Федерации
Л.Д.Рейман

Министр
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
А.С.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 сентября 2006 года,
регистрационный N 8232

Приложение. Положение о системах оповещения населения

Приложение
к приказу МЧС России,
Мининформсвязи России
и Минкультуры России
от 25 июля 2006 года N 422/90/376

I. Общие положения

1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799), от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882), постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст.2758), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

4. Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

5. В соответствии с положениями статей 7 , и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

6. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;



территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

9. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с ;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

11. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

III. Порядок использования систем оповещения

12. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

14. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной системы оповещения - МЧС России;

межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

16. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

17. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения

19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

22. Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, соответственно.

МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

25*. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".


разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

26. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со , 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" .



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.