Представительные органы государственной власти, их характеристика. Представительная власть в рф: федеральный, региональный и муниципальный уровень. Порядок избрания Федерального Собрания, количественный состав, полномочия

Органы представительной (законодательной) власти

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов прежде всего относятся разделение властей, представительность и законность.

В Конституции РФ ст. 94 указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом РФ. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства РФ является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Также Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган РФ В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полномочий РФ, компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание осуществляет контроль посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, представляющих субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации и его решения, волеизъявления адресуются не отдельным субъектам РФ, а государству в целом, т.е. всей РФ. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - Мн.: Амалфея.1998.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению у Государственно Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ «тирании большинства», завоёванного на выборах в Государственную Думу тем или иными политическими силами.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Дума может быть распущена Президентом РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через месяц с момента её роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Согласно Конституции РФ ст. 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от неё Генерального прокурора РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от неё заместителя Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являются её заседания, проводимые открыто.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседание палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или по его поручению другого должностного лица Совета Федерации.

Заседания проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесённым к ведению Совета Федерации Конституцией РФ (ст. 102), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом Совета Федерации.

Общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Представительная власть рассматривается как комплекс полномочий, которые делегируются народом либо его частью выборным лицам. Они объединяются в специальном учреждении на конкретный срок. Представительная власть – это также совокупность институтов, уполномоченных населением. Рассмотрим далее ее структуру, основные направления деятельности, особенности формирования.

Общие сведения

При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

Федеральный уровень

Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона - по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество - не больше 10% от общего числа членов.

Направления деятельности Госдумы

Она наделяется полномочиями в соответствии с конституционными положениями. Этот представительный орган:

  1. Дает согласие Президенту на назначение высшего должностного лица (Председателя) Правительства.
  2. Объявляет амнистию.
  3. Заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его работы, в том числе по вопросам, которые были поставлены перед ним Госдумой.
  4. Назначает и освобождает от должностей председателей Счетной палаты и ЦБ, а также уполномоченного РФ по правам человека.
  5. Решает вопрос о доверии Правительству.
  6. Выдвигает обвинения против Президента для снятия его с должности.

Принятие федеральных нормативных актов осуществляется большинством от общего количества депутатов, если другое не установлено в Конституции.

В полномочия этого органа включено:

  1. Утверждение границ территорий регионов страны.
  2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
  3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
  4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
  5. Снятие с поста Президента.
  6. Назначение выборов главы страны.

В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:


Региональный уровень

Образование представительных органов в субъектах осуществляется на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Продолжительность их полномочий – 4 года. Численность региональных институтов колеблется от 27 до 130 человек. Порядок создания и количественный состав региональных парламентов определяются в конституциях и иных правовых актах.

Работа региональных институтов

Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:


В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

Муниципальная система

В качестве одного из способов прямого волеизъявления населения выступает местное самоуправление. Оно осуществляется в МО – сельских и городских поселениях, объединенных общей территорией, городах или их частях. Орган местного самоуправления обладает определенной степенью самостоятельности. Он сам решает вопросы территориального значения, осуществляют распоряжение, владение и использование муниципальной собственности.

Общие полномочия муниципальных институтов

Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

Представительные органы самоуправления

В качестве них выступают выборные структуры, имеющие право выражать интересы населения, от его имени принимать различные решения. Каждый депутат представительного органа избирается гражданами, проживающими на территории МО, равным, тайным, всеобщим и прямым голосованием в соответствии с нормативными актами федерального и регионального значения. Структура считается сформированной, если было выбрано не меньше 2/3 от установленного количества членов. Количественный состав и полномочия представительного органа определяются в уставе МО.

Исключительная компетенция

Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

  1. Принятие и изменение устава МО.
  2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
  3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
  4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
  5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
  6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
  7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
  8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
  9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Заключение

Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Механизм государства


Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

Представительные (законодательные) органы государственной власти – избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

    высшие представительные органы (парламенты).

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

    местные органы власти и самоуправления.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

Принятие законов;

Утверждение бюджетов;

Контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной властигосударственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

    Конституционный суд,

    Верховный суд (суды общей юрисдикции),

    Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

    конституционное;

    гражданское;

    административное;

    уголовное.

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

    Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

    Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

    Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

    Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

    Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

    Регулирует общественные отношения.