Высший арбитражный суд россии. Совет председателей арбитражных судов при высшем арбитражном суде рф, его полномочия Высший арбитражный суд

28 февраля — 1 марта 2017 года председатель суда Е.П. Козлова, заместитель председателя суда Н.А. Павлючик, заместитель председателя суда К.Л. Кощеев и судьи Арбитражного суда Новосибирской области приняли участие в совещании-семинаре председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам. Совещание проходило в режиме видеоконференц-связи с одновременным проведением трансляции на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев подвел итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2016 год, а также обозначил основные задачи, стоящие перед российской судебной системой в 2017 году.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ Александр Владимирович Гусев в своем выступлении затронул вопросы, связанные с подачей документов в электронном виде и своевременным размещением информации о судебных делах на сайтах судов.

Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации О.М. Свириденко выступил с докладом о некоторых вопросах применения законодательства арбитражными судами при рассмотрении споров. В своём докладе Олег Михайлович подвел итоги работы арби-тр-ажных судов за 2016- -год и обозначил задачи на 2017 год. В докладе нашли отражение вопросы соблюдения всеми судами процессуальных сроков рассмотрения дел, выработки единообразной правоприменительной практики, которая не должна противоречить правовой позиции Конституционного Суда и правовой позиции Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.

Также с докладами выступили председатели судебных составов Т.В. Завьялова, И.В. Разумов, О.В. Киселева.

С 1 января 2017 года не будет действовать существующий порядок подачи электронных документов в арбитражные суды

ВС РФ принял соответствующее постановление (Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 2016 г. № 59 «О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «). Речь идет о порядке подачи электронных документов в арбитражные суды при помощи системы «Мой Арбитр».

Необходимо отметить, что новый порядок подачи документов в арбитражные суды ВС РФ пока не предусмотрел. Но до 1 января 2017 года граждане по-прежнему смогут сканировать документы для представления в арбитражные суды через Интернет, пользуясь личным кабинетом в системе «Мой Арбитр» и отслеживать ход дела в Картотеке арбитражных дел, а также совершать иные действия в соответствии с порядком, определенным Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в в электронном виде » – вплоть до прекращения его действия с указанной даты.

Получить усиленную квалифицированную электронную подпись поможет «Электронный экспресс» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ

ВС РФ указал, что отмена данного постановления связана с нововведениями в процессуальном законодательстве. Речь идет о законе, в соответствии с которым можно будет подавать в суды общей юрисдикции и арбитражные суды электронные исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и другие документы. Он также вступит в силу с 1 января 2017 года.

Основная особенность нового порядка будет заключаться в следующем – электронные документы должны быть поданы путем заполнения специальной формы на официальном сайте конкретного суда и подписаны электронной подписью гражданина. Сами судебные решения также смогут быть выражены в электронной форме, причем для арбитражных судов такая форма станет обязательной при наличии соответствующей технической возможности.

Напомним, ВС РФ уже разработал для себя новый порядок подачи документов в электронной форме. В частности, для усиленной квалифицированной цифровой подписи установлен особый формат.

Арбитражные суды Российской Федерации



О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Читайте также: Как начать процедуру банкротства физического лица

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» .

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Читайте также: Помощник арбитражного управляющего

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21. ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе». утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78. п. 5 ст. 79 НК РФ.

Арбитражные суды Российской Федерации



Надзорная инстанция

Кассационная инстанция

В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 4) и Законом об арбитражных судах (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Система арбитражных судов

Компетенция арбитражных судов

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 Закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:

  • возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?

Сфера деятельности арбитражных судов в России?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

О предпринимательской деятельности

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражные суды России являются органами государственной судебной власти. Ежегодно они рассматривают огромное количество дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи, которые в сфере предпринимательской деятельности называются договорами поставки;
  • споры по договорам аренды недвижимого и движимого имущества;
  • споры о праве собственности на какое-либо имущество;
  • споры по договорам о выполнении работ (подряд);
  • споры по договорам оказания услуг;
  • споры по налогам;
  • споры по кредитным договорам;
  • споры по делам о страховании;
  • дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан;
  • дела о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов и иных лиц;
  • другие дела.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) , который был принят 24 июля 2002 года.

Участники арбитражного процесса

В арбитражный суд с просьбой о защите своих прав может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Может ли обратиться в арбитраж физлицо?

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, обратиться в суд может и физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Например, когда гражданин решил создать юридическое лицо или стать предпринимателем, обратился в налоговые органы за соответствующей регистрацией, но в такой регистрации ему было отказано. Такой отказ гражданин может обжаловать в арбитражный суд.

По общему же правилу, дела с участием физических лиц рассматривают суды общей юрисдикции.

Обратиться в арбитражный суд также может государственный орган как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации (области, края, республики в составе РФ и т.д.), орган местного самоуправления, прокурор, иные органы и организации. Они, как правило, защищают публичные интересы.

Лицо, которое обращается в суд за защитой, называется истцом . Лицо, к которому адресовано требование истца, называется ответчиком . Совместно данные лица называются сторонами .

Сейчас перед обращением в арбитражный суд по многим делам нужно соблюсти претензионный порядок: с требованиями сначала следует обратиться ко второму участнику спора. После 30-дневного срока со дня направления претензии (или раньше, если ответ был получен) можно будет обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

В арбитражном суде могут участвовать и третьи лица . Это участники спора, которые так или иначе могут повлиять на итоговые выводы суда по делу. Они дают пояснения, активно участвуют в доказательственной деятельности, могут заявлять самые разные ходатайства, могут обжаловать решение суда.

Суть их участия сводится к тому, что решение суда как итоговый вывод о содержании спора и дальнейших взаимоотношениях сторон может непосредственно повлиять на права и обязанности данных третьих лиц.

В законе выделяется 2 вида третьих лиц :

  1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами претендуют на ту вещь, которые истец и ответчик пытаются поделить;
  2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами ничего не просят в суде, но могут пролить свет на происходившие между сторонами события. По статусу они похожи на свидетелей, однако свидетель должен быть независимым лицом, который даёт пояснения по отдельным фактам, которые он сам лично наблюдал. Третье же лицо является непосредственным участником спора и может быть заинтересовано в итоговых выводах суда, поскольку в дальнейшем к нему самому может быть предъявлено исковое заявление от истца или ответчика, т.е. он может стать самостоятельным ответчиком по другому делу.

Для выяснения обстоятельств по делу арбитражный суд может назначить экспертизу . В таком случае к делу привлекают эксперта .

Эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несёт уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку. Эксперт формулирует свои выводы в письменном заключении, которое является для арбитражного суда одним из доказательств по делу.

Если у арбитражного суда есть необходимость в решении ряда вопросов, которые требуют специальных знаний, которых у суда нет, и при этом арбитражному суду не нужно письменное заключение эксперта в соответствующей сфере знаний, тогда к участию в деле привлекают специалиста .

Специалист осуществляет консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Его предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания специалиста. Консультация специалиста также является для арбитражного доказательством по делу.


Система арбитражных судов

Согласно статье 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятого 28.04.1995 г. и действующего по сей день, и статье 3 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 г., систему арбитражных судов составляют

  • Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — всего их 10;
  • арбитражные апелляционные суды — всего их 21;
  • арбитражные суды субъектов РФ — суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, всго их 84;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

В каждом субъекте РФ — в его «столице» — находится арбитражный суд (АС субъекта). ЭИменно здесь рассматривается подавляющее большинство дел. Судьи принимают заявление, рассматривают дело и выносят решение, которое обязательно для исполнения. Если стороны не согласны с вынесенным решением, они могут его обжаловать по тем основаниям, которые указаны в АПК.

Справка

За 2017 год арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 1 701 337 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 4 619 505 681 тыс. рублей, фактически взыскано 1 956 410 601 тыс. рублей;
  • Выдано 1 440 075 исполнительных документов на сумму 1 284 838 997 тыс. рублей;
  • Наложено 2 065 штрафов за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 19 279 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 15 198 356 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 299 783 дела, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 34 978 делам, изменено судебных актов по 8 611 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 95 270 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 11 933 делам, изменено судебных актов по 538 делам.

За 1-е полугодие 2018 года арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 892 675 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 3 384 102 247 тыс. рублей, фактически взыскано 858 785 777 тыс. рублей.
  • Выдано 782 632 исполнительных документа на сумму 643 719 279 тыс. рублей.
  • Наложено 1 182 штрафа за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 126 155 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 6 871 887 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 152 997 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 17 555 делам, изменено судебных актов по 4 318 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 50 625 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 6 406 делам, изменено судебных актов по 351 делу.

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Именно истец должен сам определить, в какой арбитражный суд ему нужно обратиться.

Выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика

Основное правило такое : выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика (юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти или местного самоуправления и т.д.). Следует обращаться в арбитражный суд того субъекта Российской Федерации, в котором ответчик зарегистрирован, т.е. имеет юридический адрес.

Три способа найти юридический адрес ответчика :

  • можно увидеть в самом договоре, из которого возник спор,
  • можно найти на официальном сайте компании-ответчика,
  • можно найти в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), которую можно заказать на сайте Федеральной налоговый службы России при помощи сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».

Если же в договоре с компанией, с которой вам предстоит судиться, прямо указан конкретный арбитражный суд, необходимо обращаться именно туда.

Что должен содержать иск в арбитраж?

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывает сам истец (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) или его представитель (юрист), если у него есть письменная доверенность, где прямо указано, что представитель может подписывать исковые заявления, подаваемые в арбитражные суды. Эта доверенность должна быть приложена к исковому заявлению.

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Однако для такой подачи необходимо предварительно получить квалифицированную электронную подпись, которой нужно будет подписать исковое заявление в арбитражный суд, подаваемое в электронном виде.

Что обязательно нужно указать в исковом заявлении:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цену иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

Копию искового заявления вместе с прилагаемыми документами, которые, по вашему мнению, у ответчика отсутствуют, следует отправить последнему до подачи заявления в канцелярию соответствующего арбитражного суда.

К исковому заявлению нужно приложить:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая должна быть получена не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Прилагаемые документы должны быть заверены либо самим истцом, либо его представителем (с указанием «копия верна», ФИО и подписи лица, заверившего документ), либо нотариусом.


Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в последующих инстанциях отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Сейчас есть возможность вернуть себе деньги, потраченные на оплату государственной пошлины, экспертиз, услуг представителя, если истец выиграет дело.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судья на судебном заседании огласит резолютивную часть решения, то есть свои выводы по делу. Суд либо удовлетворит иск полностью или в части, либо откажет в его удовлетворении. На том же заседании судья укажет, кто понесёт судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме в письменном виде (по почте) и в электронном виде (его можно будет увидеть на сайте арбитражного суда).

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если ответчик не исполняет решение самостоятельно, вы вправе получить в том же арбитражном суде исполнительный лист и обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Судебные приставы-исполнители будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, на наличные денежные средства, обратить взыскание на его движимое и недвижимое имущество путём его ареста и продажи, а вырученные деньги направить на погашение долга по исполнительному листу.

Чтобы ответчик исполнил решение суда ФССП может ограничить его в выезде за пределы Российской Федерации и применить иные меры.

Об истории создания арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года - утверждение Устава торгового судопроизводства и учреждение коммерческих судов, которые являлись прообразом арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших.

После революции, в ноябре 1917 декретом Совета народных комиссаров коммерческие суды упразднили.

29 декабря 1917 года - вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году , согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны. В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года - Постановлением ЦИК СССР № 5, СНК СССР № 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году - в РСФСР принят закон № 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
В 1995 году - приняты важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, действующий и по настоящее время.

Коммерческие суды, созданные в Российской Империи в начале XIX века, были сформированы по образу и подобию французских торговых судов. Показательно, что ходатайство о создании коммерческих судов в России было подано императору на французском языке.

Коммерческие суды в Российской Империи действовали в крупных портовых городах: Одессе (с 1808 г. - создавался как временный, но стал постоянным), Таганроге (с1808 г.), Феодосии (с1818 г.), Керчи (с1819 г.), в Архангельске (с1821 г.), в Измаиле (с1824 г.).

Французские торговые суды, являющиеся ориентиром для подражания при создании российских коммерческих судов, до сих пор действуют на основе нормативных актов, принятых ещё в те времена, рассматривают такие же дела и находятся, как правило, в тех же местах, что и в начале позапрошлого века.

По словам Председателя Арбитражного суда города Москвы О. М. Свириденко , самое большое дело, хранящееся в архиве Арбитражного суда города Москвы, «…состояло из 1400 томов. Каждый том — это 150 листов» .

Общепринятый термин «арбитраж» не совпадает с формулировкой «арбитражный суд». Во всём мире под арбитражем понимается негосударственный суд, создаваемый сторонами спора для его разрешения (то, что у нас называется «международный коммерческий арбитраж» и «третейский суд»), и только в России «арбитражный суд» является государственным органом, осуществляющим правосудие.

Список нормативных документов, учебной и дополнительной литературы, рекомендуемых для углублённого изучения вопроса

Нормативные акты

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 31 мая2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Учебная литература

Арбитражный процесс: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков, - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:Статут, 2017.

Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Издательский дом «Городец», 2017.

Решетникова И.В. Арбитражный процесс / И. В. Решетникова, М. А. Куликова, Е. А. Царегородцева.—2е изд., пересмотр. — М. : Норма: ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература

Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: Практическое пособие / Отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2008.

Решетникова И.В. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И.В. Решетникова, Т.В. Чукавин. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009.

Решетникова И.В. Пособие для участников арбитражного процесса / Под ред. И.В. Решетниковой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

Существовавший в период с 1992 года по 2014 год высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно Конституции Российской Федерации, функции суда переданы Верховному Суду Российской Федерации, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ

«Силовики»

Президиум ВАС РФ

1.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

2. Абсалямов Артур Винерович

3. Амосов Сергей Михайлович
заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федераци

4. Андреева Татьяна Константиновна
заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

5. Слесарев Владимир Львович
заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

6. Иванникова Нина Петровна
председатель 1-го судебного состава

7. Маковская Александра Александровна
председатель 2-го судебного состава

8. Козлова Ольга Александровна
председатель 3-го судебного состава

9. Юхней Михаил Федорович
председатель 4-го судебного состава

10. Бациев Виктор Валентинович
председатель 5-го судебного состава

11. Сарбаш Сергей Васильевич
председатель 6-го судебного состава

12. Завьялова Татьяна Владимировна
судья 5-го судебного состава

13. Першутов Анатолий Геннадьевич
судья 5-го судебного состава

«Новости»

ВАС отказался избавить бизнес от налоговых отчетов в десятки тысяч страниц

Отчеты по сделкам с дочерними или материнскими компаниями для ФНС занимают десятки тысяч страниц в год, подсчитали российские структуры Renault, Volvo и Oriflame и подали в суд на ФНС.
ссылка: http://top.rbc.ru/economics/ 16/06/2014/930256.shtml

Председатель Высшего арбитражного суда РФ Иванов заработал 13 млн руб. за 2013г.

РБК 19.05.2014, Москва 08:32:55 Председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов заработал 13 млн руб. за 2013г. Об этом говорится в декларации, опубликованной аппаратом ВАС.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20140519083255.shtml#xtor=AL-[ internal_traffic]—-[ lenta_body]-

Глава ВАС Антон Иванов задекларировал самый большой среди судей доход

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов оказался самым высокооплачиваемым судьей России. Доход главы ВАС за прошлый год составил 13,029 млн руб., следует из сведений, опубликованных на сайте ВАС РФ. Для сравнения: годовой доход главы Конституционного суда Валерия Зорькина составил 10,4 млн руб., председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев задекларировал 8,8 млн руб.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/19/ 05/2014/924464.shtml#xtor=AL-[ internal_traffic]—-[ main_body]-

Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Александрова В.Н., Кирюшиной В.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Виктория Балтия» от 17.12.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 19.06.2012 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу № А21-4482/2012 ,
ссылка: http://www.eg-online.ru/ document/adjudication/213321/

Высший арбитражный суд решит судьбу Нижегородского острога в июле

22 июля 2013 года состоится заседание Высшего арбитражного суда по иску Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника к Министерству культуры РФ, на котором будет решена судьба памятника. Как сообщалось ранее, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев направил обращение в министерство культуры России с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. До вынесения решения суда федеральное министерство культуры отказалось отвечать на запрос губернатора и давать какие-либо комментарии.
ссылка: http://www.vremyan.ru

Антипивное постановление Салехарда довело «Балтику» до Высшего арбитражного суда

Пивоваренная компания «Балтика», обвинившая Администрацию Салехарда в препятствовании к осуществлению предпринимательской деятельности и ограничении конституционных прав граждан, в попытке доказать свою правоту дошла до Высшего арбитражного суда РФ.
Информация с сайта: Регион89.рф — ЯНАО
ссылка: http://www.r89.ru/novosti/ 3548.php

Суд закончил «войну» подрядчиков Морского порта в Петербурге

Четырехлетний судебный спор подрядчиков строительства первого пускового комплекса Морского пассажирского терминала закончился. На днях кассационная инстанция Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа вынесла решение по иску, поданному субподрядчиком ООО «Импера» к генеральному подрядчику ЗАО «Инжтрансстрой» и заказчику работ ЗАО «Терра Нова» о выплате 117,1 млн руб. Об этом сообщается в материалах дела на сайте Высшего арбитражного суда России.
ссылка: http://top.rbc.ru/spb_sz/13/ 06/2013/861656.shtml

Высший Арбитражный Суд предупреждает

На сайте Высшего Арбитражного Суда размещена информация о поступлении в массовом порядке писем граждан и представителей организаций, в которых сообщается, что им от имени Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поступают по электронной почте сообщения о якобы начатой процедуре искового производства, а также предлагается для проверки полученной информации перейти по электронной ссылке, указанной в сообщении.
ссылка: http://www.gazeta-yurist.ru/ new.php?i=20388

Высший арбитражный суд подтвердил правомерность выводов ФАС России в отношении «Мариэнергосбыта»

Высший арбитражный суд Российской Федераци подтвердил правомерность выводов Федеральной антимонопольной службы России о нарушении ОАО «Мариэнергосбыт» антимонопольного законодательства, отказав в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.
ссылка:

Высший Арбитражный Суд России - судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор деятельности арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127)

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов России, которые осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров между организациями, предпринимателями, а также споров, возникших в сфере управления (например, об обжаловании решений государственных и иных органов по поводу изъятия у организаций, предприятий денежных средств и иного имущества).

В систему арбитражных судов входят: а) Высший Арбитражный Суд РФ; б) Федеральные арбитражные суды округов; в) Арбитражные суды республик в составе РФ; г) краевые, областные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) арбитражные суды; д) арбитражные суды автономной области, автономных округов.

Основными задачами арбитражных судов в России при рассмотрении подведомственных им споров являются:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в России строится на основе принципов свойственных для всей судебной системе России.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений законодательных органов субъектов РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Организация и деятельность арбитражных судов определяется Конституцией РФ (ст. ст. 118-125), Федеральным конституционным законом «О судебной системе России», Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в России», а также Арбитражным процессуальным Кодексом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей и членов Высшего Арбитражного Суда РФ. В его составе действуют коллегии: а) по разрешению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; б) по разрешению дел по спорам, возникающим из административных правонарушений. В его составе также действует Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы. Вступившие в законную силу решения, постановления или определения арбитражного суда подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. См … Финансовый словарь

    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом Об арбитражных судах в Российской Федерации от 28… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - ВАС российский высший судебный орган по разрешению экономических споров и дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший арбитражный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью… … Политология. Словарь.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган РФ по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их… … Бухгалтерская энциклопедия

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам… … Большой Энциклопедический словарь

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения… … Словарь юридических понятий

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган РФ по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. К полномочиям В.А.С. РФ относятся: рассмотрение в первой инстанции дел о признании недействительными ненормативных актов Президента, Совета… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Высший арбитражный суд Российской Федерации - … Википедия

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД - Российской Федерации, высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента… … Русская история

    Высший Арбитражный Суд - Российской Федерации (ВАС РФ) это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.Он осуществляет в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за их… … Банковская энциклопедия