Федеральное Собрание РФ. Члены Федерального Собрания России. Структура Федерального Собрания. III. Федеральное собрание РФ - общая характеристика

Федеральное собрание состоит из двух палат:

Государственная дума (общенародное представительство);

Совет Федерации (представительство субъектов РФ).

Палаты самостоятельны по отношению друг к другу.

Государственная дума и Совет Федерации заседают раздельно, но возможны совместные заседания - для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Депутат Государственной думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственная дума. Ее главное назначение - принятие федеральных законов.

Помимо этого к ведению Государственной думы относятся:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Эта палата Федерального собрания состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Депутатом Государственной думы может быть избран любой гражданин РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной основе.

Государственную думу возглавляет Председатель Государственной думы, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования.

Полномочия Государственной думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Предусмотрены следующие основания для роспуска Государственной думы:

повторное выражение недоверия Правительству;

отказ в доверии Правительству при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства (роспуск проводится по решению Президента);

трехкратное отклонение представленных Государственной думе Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ.

Государственная дума не может быть распущена:

если Государственная дума выдвинула обвинение против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

если Государственная дума выражает недоверие Правительству РФ в течение года после ее избрания;

в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Совет Федерации - значительное место в его деятельности также занимает законодательная работа. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законы, принятые Государственной думой.

Помимо этого к ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В соответствии с действующим порядком формирования в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Таким образом, Совет Федерации состоит из 176 представителей из 88 субъектов РФ.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации.

Совет Федерации не имеет определенного срока полномочий, его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную власть - управленческую, организационную деятельность, направленную на исполнение правовых актов, принятых законодательными (представительными) органами государственной власти. К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ и иные федеральные органы.

Правительство РФ в пределах своих полномочий:

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; оно также представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (статус федерального министра может быть предоставлен Президентом РФ и лицам, не являющимся руководителями федеральных органов исполнительной власти).

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в пределах срока полномочий Президента РФ, оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Возможно досрочное прекращение полномочий Правительства РФ и его отставка в следующих случаях:

Президент может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе;

Правительство может подать в отставку (отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом);

Государственная дума может выразить недоверие Правительству, после этого Президент вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной думы;

Председатель Правительства может поставить перед Государственной думой вопрос о доверии Правительству; если Государственная дума в доверии отказывает, то Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной думы.

В случае отставки Правительства или при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство РФ продолжает выполнять свои обязанности до момента, когда полностью будет сформирован новый состав Правительства.

Возможна персональная отставка членов Правительства РФ, которые вправе подавать заявление об отставке. Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент также вправе освободить от должности Председателя Правительства (в этом случае одновременно происходит отставка Правительства).

В систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции за исключением функций по надзору и контролю.

Конституционные основы судебной власти. Судебная власть представлена в виде системы судов, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия, организованных и действующих на единых демократических началах.

В России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены только по основаниям, установленным законом. Судьи независимы и неприкосновенны. Судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон.

Судебным органом конституционного контроля на всей территории является Конституционный суд, осуществляющий вверенную ему власть в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции является Верховный суд, действующий на основе законности и призванный обеспечивать правильное и единообразное применение юридических норм при осуществлении правосудия.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской деятельностью. 7.7.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное собрание как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации и их представляет, а Государственная Дума представляет население страны.--------

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.

Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты . Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

  • 2. Юридические свойства конституции, ее место в системе нормативных актов.
  • 3. Виды конституций.
  • 4. Структура и содержание Конституции рф 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.
  • 6. Прямое действие конституционных норм.
  • 7. Правовая охрана конституции: понятие, виды.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.

    Федерального Собрания Российской Федерации – парламент – это общегосударственный, представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

    Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим, представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть.

    В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах:

    1) Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат;

    2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть;

    3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;

    4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

    5) Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации.

    Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно.

    Функции российского парламента:

    Осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов;

    Участие в назначении высших должностных лиц;

    Контроль за деятельностью Президента РФ;

    Контроль за деятельностью Правительства РФ

    Решение внешнеполитических вопросов РФ.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их место жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

    Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

    – посланий Президента РФ;

    – посланий Конституционного Суда РФ;

    – выступлений руководителей иностранных государств.

    В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

    Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

    1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

    2) связанные с организацией деятельности палат;

    3) по принятию федеральных законов.

    Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

    Верхняя палата Федерального Собрания РФ

    Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

    1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
    2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и в стране в целом либо в отдельных ее областях.
    3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
    4. Утверждение границ между регионами.
    5. Назначение должностных лиц Высших судов.

    Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

    Федерального Собрания РФ

    Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

    1. О доверии правительству.
    2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
    3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
    4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

    Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

    Нормотворчество

    Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

    Роспуск ГД

    Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

    1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
    2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

    Не допускается роспуск нижней палаты:

    1. На протяжении года с момента ее создания.
    2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
    3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
    4. На протяжении полугода до истечения

    После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

    Специфика создания СФ

    В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

    Нюанс

    Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае - кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

    Прочие изменения

    Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

    Нормативные акты ФС

    Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

    Общие направления работы

    Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

    Парламентский центр

    В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

    Сложности реализации

    Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

    Заключение

    Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда - президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.