Какого возраста по общему правилу. В каком возрасте наступает полная дееспособность в РФ? Понятие «времен года» по Пифагору

Активную молодёжь сегодня волнует вопрос: какой минимальный возраст установлен трудовым правом для официального трудоустройства. Ведь зачастую их привлекают к работе «по договорённости», «по знакомству», на фрилансе, не обеспечивая даже минимальными социальными гарантиями, в том числе своевременной оплатой труда. В интернете сегодня масса различных, противоречащих друг другу мнений. В этом вопросе нужно опираться только на трудовое законодательство. Не помешает это обеим сторонам - и соискателю, и нанимателю.

Что говорит закон о трудоустройстве несовершеннолетних

В статье 63 Трудового кодекса РФ установлены:

  • возрастные цензы при оформлении на работу по определённым критериям;
  • базовые требования к организации труда для несовершеннолетних;
  • существенные запросы к образованию и обучению претендента в работники.

Все ограничения, специфические требования, а также льготы для работающих несовершеннолетних свя­за­ны с тем, что трудовым за­ко­но­да­тель­ством лицам, не достигшим 18 лет, присвоен осо­бый со­ци­аль­ный статус. Урегулирование трудовой занятости при­зва­но оградить подрастающее поколение от нега­тив­ных фак­то­ров, влияющих как на здо­ро­вье, так и на моральные принципы.

Законодательством установлен минимальный возраст для подписания трудового договора с ребёнком - 14 лет. До этого возраста гражданин РФ не имеет права подписывать какие-либо официальные документы, в том числе и трудовые. Но получать деньги за свой труд ему не запрещено.

Специфика заключения контракта с возраста 16 лет - базовые правила

Основной официально допустимый возраст для трудоустройства - 16 лет. Но для работодателя существуют ограничения, которые в обязательном порядке должны быть отражены в контракте. Сюда относятся:

  • сокращённый режим рабочего времени - не более 35 часов в неделю;
  • ежегодный удлинённый оплачиваемый отпуск - 31 календарный день;
  • дополнительный учебный отпуск, если несовершеннолетний сотрудник учится и сдаёт экзамены при поступлении или продолжении учёбы.

Работодатель на своё усмотрение может прописать в контракте дополнительные премии, доплаты, социальные льготы (например, льготы на питание в столовой и т. п.).

Нужно учитывать, что закон не запрещает работать и подросткам с инвалидностью. Они имеют такие же права и гарантии. Причём работодатель получает определённые преференции при приёме на работу лиц с ограниченными возможностями. Важно только подготовить бумаги, подтверждающие группу, и требования медкомиссии по условиям труда.

Видеоинструкция: условия труда для несовершеннолетних

Ограничения при трудоустройстве до достижения совершеннолетия

Ни один работодатель не имеет права заключать контракт с несовершеннолетним и принимать его на работу, предусматривающую опасные и вредные условия труда . К примеру, сюда относятся работы, связанные с поднятием тяжестей, труд под землёй или, напротив, на высоте, на химических и фармацевтических производствах и пр.

Запрещён труд несовершеннолетних на предприятиях, выпускающих и продающих алкогольную, табачную продукцию. Больше исходя из этических норм, наниматели не имеют права принимать на работу лиц, не достигших 18-летия, в ночные клубы, кальянные, рестораны и пр.

Полный перечень работ, где несо­вер­шен­но­лет­ним тру­дить­ся за­пре­ще­но, утвер­ждён Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 №163 . Всего в реестре указано 2198 профессий, начиная от грузчиков и барменов, заканчивая такими экзотическими и архаичными специальностями, как регенераторщик драгоценных металлов, лебёдчик или дровокол. Причём относятся такие ограничения и к помощникам всех указанных специалистов.

Студенты-практиканты имеют право находиться на таких предприятиях, но не более четырёх часов в сутки. И при этом на местах должны быть на 100% обеспечены санитарные нормы и требования охраны труда (ОТ), рабочие места должны быть аттестованы под все пункты госэкспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора. Однако есть отдельные виды работ, по которым даже практику можно проходить строго с 18 лет.

Когда человеку исполняется 18 лет, трудовой договор с ним перезаключается. В «новом» трудовом соглашении устанавливаются стандартные условия труда: полная рабочая неделя, общепринятый ежегодный отпуск 28 дней в году и т. п.

Труд несовершеннолетних часто бывает выгоден работодателям как на сезонной, так и на постоянной основе, так как оплата их труда чуть ниже совершеннолетних работников (человеко-часов меньше).

Особенности трудоустройства пятнадцатилетних

Трудовое право даёт возможность заключать трудовые соглашения с подростками, которым исполнилось 15 лет, но с более жёсткими ограничивающими условиями:

  1. Молодой человек не может проходить обучение по дневной форме и при этом работать. Трудоустройство предусматривает только заочную или вечернюю форму обучения или отсутствие места учёбы.
  2. Подросткам показан только облегчённый труд.
  3. Рабочая неделя должна составлять не более 23 часов, что прописывается в контракте.
  4. Работодателю категорически запрещено каким-либо способом мешать получению образования подростком.
  5. Законом в этом возрасте уже не предусмотрено получение разрешения от родителей на осуществление трудовой деятельности, тем не менее нанимателю рекомендуется получить от лиц, осуществляющих присмотр за ребёнком (это могут быть опекуны, усыновители), письменное согласие на его трудоустройство. Потому как если они напишут заявление, аргументируя, что работа мешает юному сотруднику получать образование, наниматель может быть оштрафован.

Чтобы определить степень лёгкости выполняемой юным сотрудником работы, назначается специальная медкомиссия. Это регламентировано статьями 265-266 ТК РФ. Наниматель должен подтвердить с помощью медкомиссии (осмотра) тот факт, что конкретные условия труда и рабочие нагрузки не причиняют вреда здоровью подростка.

Возможно ли трудоустройство подростка на определённую работу, решает медкомиссия

Для определения времени, свободного от учебного процесса, которое можно задействовать для работы, наниматель имеет право направить в школу или лицей письменный запрос по данным о графике его учёбы. Можно это сделать через самого кандидата на работу.

Требования к устройству на работу в 14 лет

Ранее наиболее распространённым видом трудоустройства четырнадцатилетних подростков была сезонная работа в каникулы. Так, до сих пор работает Положение Госкомтруда, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 03.06.1988, которое даёт возможность сельхозпроизводителям нанимать на сезонные работы по уборке урожая подростков с 14 лет. Причём такое временное трудоустройство возможно как для отдельных сотрудников, так и группой.

Плюс сегодня всё больше входит в практику привлечение подростков с четырнадцати лет к удалённой работе (к примеру, в интернет-процессах).

Если говорить про ограничения в этом случае, то выполняя все требования по трудоустройству шестнадцати- и пятнадцатилетних работников, сюда добавляют 2 обязательных письменных разрешения:

  1. От одного из родителей или опекуна (усыновителя, попечителя и т. п.). Согласие на заключение трудового договора с ребёнком оформляется в свободной форме. В заявлении указываются паспортные данные заявителя и место прописки, фиксируется факт, что родитель не возражает против того, чтобы его ребёнок работал. А также то, что родитель знает, куда и на какую должность он поступает.

    Согласие на заключение трудового договора с ребёнком даётся родителем

  2. Согласие от органа опеки и попечительства. Как правило, такое решение содержит требования, чтобы работа велась вне времени учёбы. Здесь нужно соблюдать последовательность: решение опеки будет выноситься только после согласия родителей несовершеннолетнего. Должен будет сделан запрос и в образовательное учреждение, где учится ребёнок.

    В согласии опеки указываются все основания для разрешения

Обратите внимание при оформлении документации: в договоре с четырнадцатилетним прописывается дополнительный пункт, что соглашение заключено с разрешения родственника (с указанием степени родства и его паспортных данных). Согласие прилагается к контракту.

Возможности и особенности заключения трудового контракта до 14 лет

Закон не запрещает детям работать и получать за свой труд положенную оплату. Просто трудовое соглашение за них подписывает один из родителей.

Специфические требования к труду детей, не достигнувших 14 лет, заключаются в строго определённых сферах деятельности. Так, дети любого возраста могут:

  • принимать участие в теле- и киносъёмках;
  • работать в цирковых программах;
  • участвовать в театральных программах и шоу (ледовых, например);
  • заниматься созданием произведений искусства.

Главное, что необходимо учитывать работодателю, - ра­бо­та не долж­на наносить вред психоэмоциональному и нрав­ствен­но­му разви­тию ребёнка и, естественно, состоянию его здо­ро­вья. Понятно, что она не должна отвлекать ребёнка от учёбы, но должна относиться к лёгкому труду и пр.

К контракту прикрепляются официальные разрешения от родителей и опекунского ведомства. Причём в этом случае органы опеки в своём допуске ребёнка к труду ука­зывают максимальную про­дол­жи­тель­ность труда в день и дополнительные требования к усло­виям работы.

Фактически для несовершеннолетних нет ограничений по возрасту для трудоустройства. Детали заключаются только в том, что до 14 лет человек не может подписывать официальные бумаги. Но и здесь есть выход: трудовой контракт за ребёнка может подписать один из родителей. Как бы то ни было, в наше время если и работать, то только после заключения грамотного трудового контракта. Тем более что труд несовершеннолетних сегодня довольно востребован.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Многих молодых людей интересует вопрос, с какого возраста допускается заключение трудового договора. Ответ на этот вопрос приведен в статье 63 Трудового кодекса . Закон допускает к трудовой деятельности лиц, достигших шестнадцати лет. В некоторых случаях трудоустройство возможно и в пятнадцать лет. А в сфере театра, кино и цирка можно себя попробовать и совсем в юном возрасте — ранее четырнадцати лет.

Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Трудовой кодекс содержит отдельную главу (42), которая регулирует тонкости трудовых отношений с не достигшими восемнадцати лет лицами. Связано это с тем, что законодательством несовершеннолетние отнесены к особой социальной группе. Регулирование труда молодых лиц призвано предупредить негативное влияние различных факторов на состояние здоровья и развитие подростка.

Возраст, с которого возможно официальное трудоустройство, зависит от нескольких условий. По общему правилу заключение трудового договора допускается уже с шестнадцати лет. В этом возрасте лица могут самостоятельно заключать трудовой договор от своего имени. Согласие родителей для этого не требуется. Также не нужно и разрешение из опеки и попечительства. Как правило, к этому возрасту лица уже заканчивают обучение в общеобразовательных учреждениях.

Возраст заключения трудового договора может быть уменьшен на один год. То есть трудоустроиться можно уже с 15 лет, даже если несовершеннолетний ещё учится в школе или только её окончил. Но труд таких молодых специалистов должен быть:

  • легким;
  • без причинения вреда их здоровью.

В трудовые отношения могут вступать и лица, достигшие 14 лет. Но для этого потребуется согласие органа опеки и попечительства и одного родителя (или попечителя). Но трудиться такие молодые работники могут только:

Младше 14 лет можно работать в:

  • театре;
  • кинематографии;
  • цирке;
  • концертных и театральных организациях.

Работа лиц, не достигших 14 лет, может заключаться только в исполнении произведений и (или) участии в их создании. Работа не должна приносить ущерб нравственному развитию участника и его здоровью.

Для работы лиц такого возраста нужно разрешение органа опеки и попечительства и согласие одного из родителей. Трудовой договор должны будут подписывать вместо ребёнка его родители. Орган опеки в своём разрешении укажет максимально возможную продолжительность работы в день и иные условия.

Ограничения при заключении трудового договора с несовершеннолетними

Несовершеннолетним не разрешается работать:

  • на местах, где условия труда опасны и вредны;
  • на подземных работах,
  • если выполнение трудовых функций может причинить вред нравственному развитию и их здоровью (например, работа в ночных клубах, в торговле спиртными напитками и т.д.).

Перечень работ, где несовершеннолетним трудиться запрещено, утверждён

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Законодательством определен возраст, с которого допускается принимать на работу. Минимально возможный возраст для заключения трудового договора определен в целях защиты труда подростков и охраны их здоровья. С какого возраста можно принимать работников на работу?

Возраст, с которого допускается принимать на работу

По общему правилу, установленного в статье 63 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть заключен с работником, которому исполнилось шестнадцать лет. В ряде случаев этот возраст может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону. Но эти случаи строго определены в законе и установлены в интересах несовершеннолетних.

Можно ли заключать трудовой договор с 15-летними подростками?

Работодатель вправе заключить трудовой договор с 15-летним подростком, но при соблюдении определенных условий. Работодатель может предложить несовершеннолетнему работнику только легкую работу, не причиняющую вред его здоровью.

Если к работодателю пришел устраиваться на работу подросток, советуем ему удостовериться обучается ли он и по какой форме обучения. Ведь в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса РФ 15-летнего возраста можно принимать на работу, только если он закончил обучение или оставил образовательное учреждение в соответствии с федеральным законодательством либо обучается по иной, чем очная форма обучения.

Трудовой договор с несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет

С несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может быть заключен только для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. При заключении трудового договора с таким сотрудником, необходимо предусмотреть, что работа будет выполняться в свободное от учебы время.

Возрастные ограничения для работников кинематографии, театра и цирка

В организации кинематографии, в театр, концертные организации, цирк можно принимать на работу сотрудников, не достигших возраста 14 лет. Но им разрешается выполнять не любую работу. Они могут только участвовать в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, при условии, что это участие не нанесет ущерб здоровью и нравственному развитию.

Привлекая несовершеннолетних к такой работе, работодателю дополнительно следует попросить одного из родителей (опекуна) написать письменное согласие и получить разрешение органа опеки и попечительства. В разрешении орган опеки указывает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых разрешает трудиться несовершеннолетнему.

Трудовой договор от имени работника подписывает родитель (или опекун).

Минимальный возраст приема на работу может быть повышен

Нельзя принимать на работу лиц, не достигших 18 лет:

  • на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 265 Трудового кодекса РФ);
  • на подземные работы (статья 265 Трудового кодекса РФ);
  • на работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию работника (игорный бизнес, работа в ночном клубе, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (статья 265 Трудового кодекса РФ);
  • на работы, выполнение которых возможно при условии заключения договора о полной материальной ответственности (статья 244 Трудового кодекса РФ);
  • на работу по совместительству (статья 282 Трудового кодекса РФ);
  • на работы, выполняемые вахтовым методом (статья 298 Трудового кодекса РФ);
  • на работу в религиозную организацию (статья 342 Трудового кодекса РФ).

В отдельных случаях могут быть установлены иные возрастные ограничения для заключения трудового договора.