Классный час "символы россии"

Участники : учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать воспитанию у детей уважения к государственным символам Российской Федерации;

2) расширить представления учащихся о символике России.

Подготовительная работа

I. Изготовление сигнальных карточек с буквами А, В, С, D (столько карточек, сколько учащихся в классе).

II. Подготовка табличек с указанием групп, участвующих в игре (зрители, участники, друзья, советчики).

III. Изготовление жетонов разных цветов: красного — 5 шт., синего — 5 шт., желтого — 10 шт., зеленого — 100—150 шт.

IV. Подготовка грамот и призов для победителей игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) сигнальные карточки, жетоны, грамоты, призы;

б) компьютер с мультимедийной установкой и экраном;

в) столы и стулья, расставленные в классной комнате следующим образом:

Ход игры

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны различных цветов.

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Любое современное государство имеет гимн, герб и флаг — главные символы каждого государства. И наша страна не является исключением. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно — в течение последних десятилетий. Чем, как вы думаете, это можно объяснить?

Учащиеся. Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством.

Классный руководитель . Верно. Ведь до этого существовал Советский Союз, составной частью которого и была Россия.

Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг Российской Федерации, новый герб, знаете текст и музыку нового гимна России. И сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с историей главных символов нашего государства, как знаете современные символы. Я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре, тема которой —- государственные символы РФ.

Каждая игра проходит по правилам. В нашей игре они следующие. При входе в класс вы взяли жетоны разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Тот, кто вытянул красный жетон, становится участником игры. Белый означает, что вы являетесь советчиками, т.е. к вам игроки могут обратиться за помощью. Если ваш жетон синий, то вы становитесь друзьями участников нашей игры и тоже сможете им помочь. Ну а вытянувшие желтый жетон будут зрителями, к которым игроки также могут обращаться за подсказками.

В нашей игре не только участники могут получить приз, но и все, кто находится в аудитории. На ваших столах лежат сигнальные карточки с буквами А, В, С и D. Пока игрок не дал ответа, вы должны поднять карточку с буквой, которая относится к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если последует правильный ответ, то от моего помощника вы получите жетон зеленого цвета (жетонов при входе на два меньше,

чем учеников в классе, и те, кому не достались жетоны, становятся помощниками ведущего). В конце игры мы подсчитаем количество полученных жетонов.

В игре 7 вопросов и 3 подсказки. Что же это за подсказки?

1. Подсказка советчиков. Советчики обсуждают в течение 30 с и называют верный (на их взгляд) ответ.

2. Подсказка друзей. Друзья, обсудив варианты ответа в течение 30 с, дают свой вариант ответа.

3. Подсказка зрителей. Зрители поднимают таблички со своим вариантом ответа, помощник подсчитывает, сколько и каких ответов дано, и сообщает о них игроку.

Каждый из игроков сможет воспользоваться подсказкой только один раз.

Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все участники. Кто первым правильно ответит, тот и займет место основного игрока. Итак, мы начинаем. Я объявляю отборочный тур.

Вопрос отборочного тура: Какой цвет не используется в изображении Российского флага?

в) желтый; +

г) красный.

(Примечание: правильные ответы выделены в тексте знаком «+».)

Тот, кто быстрее всех и правильно ответит на вопрос, становится первым игроком. Ему предстоит ответить на вопросы. Если игрок не верно отвечает, то становится зрителем, а его место занимает тот из участников, кто получил к этому моменту больше жетонов.

Вопросы основной части игры.

1. Что из перечисленного не является обязательным символом страны?

в) монета; +

2. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:

а) белая, синяя, красная; +

б) синяя, белая, красная;

в) белая, красная, зеленая;

г) красная, синяя, белая.

3. В каком веке появилось первое изображение Российского герба?

4. Главное царское знамя в XVI—XVII вв. называлось:

а) большое полотнище;

б) великий стяг; +

в) огромный флаг;

г) обычное знамя.

5. Что не является официальным знаменем современной России?

а) Андреевский флаг;

б) Знамя Победы;

в) Великий Стяг; +

г) Президентский штандарт.

Пояснения учителя. Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России (утверждено в 1992 г.), Президентский штандарт — знамя Президента РФ (утверждено в 1994 г.), Знамя Победы — символ победы России над фашистской Германией (утверждено в 1996 г.).

6. Слово «гимн» в переводе означает:

а) торжественная песнь; +

б) пение хором;

в) главная песнь;

г) живое исполнение.

7. Официальный гимн Российской империи в 1833—] 917 гг. назывался"

а) «Гром победы, раздавайся!»;

б) «Боже, царя храни!»; +

в) «Коль славен наш Господь в Сионе...»;

г) «Преображенский марш».

8. Современный Российский гимн начинается словами:

а) «Союз нерушимый республик свободных»;

б) «Вставай, проклятьем заклейменный...»;

в) «Россия — священная наша держава...»; +

г) «Славься, Отечество наше свободное».

а) А.В. Александров; +

б) О.А. Козловский;

в) М.И. Глинка;

г) С.В. Михалков.

10. Название герб происходит от немецкого слова, означающего:

а) государство;

б) потомство;

в) наследство; +

Пояснение учителя . Герб — от немецкого слова erbe (наследство). В России слово «герб» появилось в XVI в.

11. Что изучает геральдика?

а) монеты;

г) гербы. +

12. День государственного флага РФ празднуется:

Пояснение учителя . В августе 1.991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом РФ. В этот же год было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.

13. Когда Русь обрела государственный герб?

а) при великом князе Святославе;

б) при великом князе Иване III; +

в) при императоре Петре I;

г) при президенте В. В. Путине.

14. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; +

в) «Весь мир насилья мы разрушим»;

г) на нем не было девиза.

15. Императорский штандарт Петра I был:

а) бело-голубого цвета;

б) серебристо-черного цвета;

в) черно-золотого цвета; +

г) бело-сине-красного цвета.

Пояснение учителя . Императорский штандарт Петра I — это золотое квадратное знамя с черным двуглавым орлом посередине. Его расцветка соответствовала цветам российского герба. В XVII—XIX вв. это знамя фактически было государственным знаменем России.

16. Утвержденное в 1918 г. знамя РСФСР было:

а) бело-сине-красного цвета;

б) красного цвета; +

в) черно-желтого цвета;

г) красного цвета с синей полосой.

17. На знамени СССР было изображение:

а) красной пятиконечной звезды;

б) красной пятиконечной звезды, серпа и молота; +

в) серпа и молота;

г) на нем не было изображений.

Пояснение учителя . Флаг СССР существовал с 1924 по 1991 г. Это было красное или алое знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

18. Что из перечисленного не является знаменем?

а) вымпел;

б) штандарт;

в) хоругвь;

г) полотнище. +

Пояснение учителя . Вымпел — знамя удлиненной формы. Штандарт — особый знак главы государства. Хоругвь — изначально церковное знамя. Полотнище — часть любого флага.

19. Когда был утвержден современный гимн России?

Пояснение учителя . В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» сказано: «При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом».

20. Кто изображен на российском гербе?

а) медведь;

21. Сколько голов имеет орел, изображенный на Российском гербе?

Пояснение учителя. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. В Византии он символизировал две части империи — восточную и западную.

22. Сколько корон изображено на гербе России?

23. Кто изображен на груди орла, на красном щите?

а) Серебряный всадник с копьем, поражающий дракона; +

б) великий князь на коне;

в) дракон, сражающийся со змеей;

г) нет изображения.

Пояснение учителя . Русскими людьми изображение всадника, поражающего змия, воспринималось как изображение ездца (изображение конного воина или государя на печатях и монетах), а иностранцами — как изображение святого Георгия Победоносца. Это изображение стало распространяться после Куликовской битвы.

24. Телевизионные и радиовещательные компании транслируют государственный гимн:

а) ежедневно; +

в) раз в неделю;

г) каждый час.

Пояснение учителя. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» государственные телевизионные и радиовещательные компании транслируют гимн ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 ч и в 24 ч по местному времени.

25. Изучением знамен занимается:

а) сфрагистика;

б) филателия;

в) эмблематика;

г) вексиллология +

Подведение итогов игры . Если после того как все участники побывали в кресле игрока, остались вопросы, можно предложить ответить на них всем присутствующим в аудитории. После этого подсчитывается количество жетонов у всех учащихся, подводятся итоги и награждаются лучшие знатоки символов нашего государства.

Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия В 10 CD- ROM.

Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг. М., 2005

Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Аудиозаписи.

Электронная презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №3.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи.

Показ видеофильма.

Слайд № 4

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 5

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Стих.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём. (Слайд 6)

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Стих читает ученик

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Слайд № 7

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении? Давайте поподробнее расскажем.

Слайд № 8

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или тёмно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Затем на полотнищах стали изображать святых - «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели разные цвета - зелёный,красный, желтый, белый. Их украшали богатые узоры. Наш российский флаг - трёхцветный. Цвету придаётся особый
смысл. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Практическая работа. Работа в группах:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

10 слайд

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко... (красным)

А сейчас мы с вами изготовим свой флаг. Для этого вам потребуются цветные карандаши и шаблоны, которые лежат у вас на столе. (Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история. Давайте рассмотрим герб. Что на нём изображено?

. Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость. Победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам истории о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он дома, землю. Взмолились жители того царства - государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец. Ни коров. Ни коз - всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Стих

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

(Слайд 13)
Учитель : Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Самая главная песня в стране! В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны.
И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества! (Слайд 15)

Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков

Звучит фонограмма гимна

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 13

На свете много разных стран, На свете много разных стран,

Но есть одна страна - Но есть одна страна -

От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она! И Родина - Одна!

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!

Слайд Клип к песне «С чего начинается Родина?»

Слайд 18 Проверь себя

Итог:

  1. О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)

    Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.

    Из каких основных изображений состоит герб России?

    Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?

    О чем говорится в гимне?

Рефлексия

А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки -

белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.

Классный час «Государственные символы России»

Цель : изучение государственных символов России.

Задачи :

  • дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
  • воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране.

Оборудование :

  1. Интерактивная доска.
  2. Презентация «Государственные символы России»
  3. Плакаты с изображением символов России.

Ход занятия:

Вступительная часть – 1-2 слайды

- Дорогие ребята! Наш классный час посвящен государственной символике России.

- Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Как и у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн.

Герб России. 3 слайд (По гиперссылке - переход к тексту о гербе)

Герб - это главный символ любого государства.

Герб России – это двуглавый Орёл, на фоне красного щита, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны.

Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба ещё один герб- герб Москвы. Почему? Москва - столица России.

На груди орла щит с изображением всадника – святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг - 4слайд (По гиперссылке - переход к тексту о флаге)

Государственный флаг, как и герб, является символом государства.

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

У России флаг трёхцветный. Какие это цвета и что они обозначают?

Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.

Гимн России - 5 слайд (прослушивание записи гимна - щелчок по значку)

Гимн – в переводе с греческого языка – «торжественная песнь».

У каждого государства есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нём, обычно, рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении.

Гимн – это главная песня нашей страны, прославляющая свою страну.

Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству.

Закрепление материала - 6 -7 слайды

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина?
- Какие символы страны вам известны?
- О каких символах страны идёт речь:

1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)(Гиперссылка на правильный ответ)

3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства . (Гимн) (Щелчок по звуковому значку – зазвучит гимн России)

Работа в парах - 8 слайд

Кого историки считают основателем российского флага? (гиперссылка на правильный ответ)

Какие цвета у флага России? (гиперссылка на правильный ответ)

Что обозначает каждый цвет на флаге? (гиперссылка на правильный ответ)

4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» - 9 слайд (Вопросы открываются с помощью гиперссылок на цифровой полоске, а ответы появляется по щелчку - после каждого вопроса.)

1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

4.Как иначе называется флаг? (Знамя)

5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

6.Жезл – символ власти – это …(Скипетр)

7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)

9.Столица нашей Родины. (Москва)

10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

Заключительная часть.

Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Помните, что каждый гражданин должен знать символы своей страны и помнить историю их появления.

Предварительный просмотр:

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина? - Какие символы страны вам известны? - О каких символах страны идёт речь: 1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. 2. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. 3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Приготовьтесь ответить на вопросы: (раб. в парах) 1. Кого историки считают основателем российского флага? 2. Какие цвета у флага России? 3. Что обозначает каждый цвет на флаге? 4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 11 9 10 д е ж р а в а о р ё л г о г и й з н а м я с к и п е т р с и н и й к С а д н в е о с в г р б и м н р а с н о г о


Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

    Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.

    Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

    Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

    Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».

    Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

    Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

    Проектор, экран.

    Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

    Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа .

Вступительное слово (учителя или уч-ся) ( )
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (
, Слайд 1) Вы поделились на две команды.
Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы – баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации
( , Слайд 2).
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства?
(Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (
, Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны –
Конституцией . Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент .
– Назовите имена президентов РФ (
, Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации ( , Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

( Приложение 2 , Слайд 6)

На этом слайде вы видите Конституцию , на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность , от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в
(ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция?
(Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)

Конституция (от лат. constitutio – устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы?
(Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов?
(2)
– На что они делятся?
(Главы)
– На что подразделяются главы?
(Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается?
(58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции?
(8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам?
(С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете? (
, Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб ( , Слайд 9)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие , наследство . Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца ? ( , Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование: называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.) . Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ ( , Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага?
(Белый, синий, красный)

6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн РФ ( , Слайд 12)

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в
1990 году , был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова. ( , слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
– Все ли равны перед основным законом РФ?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение победителей.

Классный час «Государственные символы России»

в форме устного журнала.

2 класс.

Цели: познакомить с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн; воспитать патриотический дух школьника; привить чувство гордости за свою страну.

Оборудование : проектор,презентация.

Наш разговор сегодня будет о государственных символах России. Слайд №1 .

Открываем первую страницу нашего устного журнала. Страница «Символы». Слайд №2

Как вы думаете, что такое символы? (ответы детей)

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это условные знаки или изображения фигур или предметов, выражающих особый смысл. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства. Слайд №3

Задание: соединить название государственного символа и его определение.

Перелистываем страницу. И у нас вторая страница журнала «Наша Родина – Россия». Слайд №4

Ребята, а как вы понимаете слово «родина»? (ответы учащихся)

А вот как написал К.Д.Ушинский (читается отрывок из произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество) Слайд №5

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.»

Наша Родина – Россия, страна, в которой мы живём.

Посмотрите на карту. Слайд №6

Наша Родина очень велика. Россия занимает I место по территории среди всех стран мира. (3 ученика читают стихотворение Н.Забилы)

1-ый ученик. Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

2-ой ученик. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3-ий ученик. Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. В России проживают представители более 150 национальностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, якуты и буряты, но основная часть – русские. Слайд №7

Столица России – Москва. Это самый большой и красивый город. (Слайды№8-11)

Открываем следующую страницу журнала «Флаг России» . Слайд №12

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы его видели?

Какие цвета у нашего флага?

Что они означают? (ответы детей)

Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный? В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – мужество, смелость.

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В государственные праздники он вывешивается на учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.

В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

Задание: раскрасить флаг и объяснить значение цветов флага.

Герб – символ, знак отличия, эмблема государства.

Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Осталась последняя страница журнала – «Гимн России» . Слайд №14

Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Написали гимн С.В.Михалков (слова) и А.В.Александров (музыка).

А теперь давайте послушаем Государственный гимн России. Внимательно вдумаемся в его слова. (Звучит гимн России.)

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали? (ответы учащихся)

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за нашу страну. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Закрывая последнюю страницу, давайте подведём итог нашему разговору.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Назовите государственные символы России.

Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Слайд №15

Литература:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Журнал «Начальная школа» №12 2004 г.