Можно ли повернуть с трамвайных путей. Выбор полосы движения перед перекрестком с трамвайными путями

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .

Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .

Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

Как выходит, все максимально просто и наглядно!

Вместо заключения

Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

  • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
  • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
  • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

Несмотря на увеличение количества, да и качества автомобильного транспорта, трамвай продолжает оставаться одним из главных участников городского дорожного движения. Главная причина этого — его экологичность, что в условиях современного города является крайне важным фактором.

Вместе с тем, существуют и неудобства: рельсы, являющиеся необходимым атрибутом этого транспортного средства, по большей части располагаются непосредственно на проезжей части, создавая определенные сложности для движущихся автомашин. Автомобилям рано или поздно приходится их пересекать, а зачастую и разворачиваться.

  • Согласно п. 8.5, до того, как повернуть влево, вправо либо развернуться, автовладельцу рекомендуется предварительно перестроиться к краю основной дороги. Исключение составляет выход на «круговой» перекресток.
  • Если попутный с путями следования трамвая и находящийся слева от них курс имеет одинаковый с проезжей частью уровень, указанные маневры можно выполнять исключительно в условиях, когда дорзнаки под номерами 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18 не диктуют отличных от этого действий и, одновременно, не возникает препонов для свободного передвижения трамвая.
  • Параграф 8.8, заставляет водителей, выполняющих левый поворот или разворот, уступить дорогу не только встречному автотранспорту, но и трамваю, перемещающемуся в аналогичную сторону. Если проезжая часть не обладает достаточной шириной для предоставления возможности беспрепятственного выполнения движения из фронтальной левой точки, указанное действие можно производить справа и исключительно после пропуска всех «встречек» и «попуток».


Когда разворот с трамвайных путей запрещен?

Кроме уже упомянутых выше прецедентов, проведение подобного действия не может быть выполнено в обстоятельствах, указанных в пункте 8.11. , в частности:

  • На ж/д переездах;
  • Коридорах для пешеходов;
  • Под (на) виадуками, развязками, путепроводами;
  • В тоннелях;
  • По соседству с остановками городского транспорта;
  • При видимости дорожного полотна меньше 100м.

Итак, интерпретация ПДД однозначно подтверждает возможность разворота через трамвайные пути в случаях, когда правила, дорожные знаки (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4) или разметки (1.1, 1.2.1 и 1.3) не запрещают выполнение этого маневра.

Важный момент: категорически запрещен выезд на трамвайные пути, если они расположены во встречном направлении. Такая попытка способна спровоцировать аварийную ситуацию. Впрочем, как и пересечение рельсов, расположенных справа от водителя машины.

Как разворачиваться на трамвайных путях: некоторые нюансы

Рассмотрим подробнее две ситуации, связанные с характерными нюансами на перекрестке и вне его.

На перекрестке

Начнем с ситуации, когда вагоновожатый имеет право совершить любой, доступный трамваю маневр: ехать прямо или совершить поворот в любую сторону. Рельсы располагаются на одинаковом уровне с проезжей частью, по которой движется в направлении перекрестка автомобиль. Еще раз уточним: въезд на трамвайные пути с целью развернуться возможен (а в некоторых случаях — необходим), если он не противоречит указанным выше знакам и разметке.

Другой случай – перекресток является регулируемым (светофором, работником дорожной полиции). При разрешающих сигналах для всех участников движения преимуществом в движении обладает трамвай. Это не зависит от направления его движения, однако, за одним исключением: при осуществлении движения в сторону стрелки, активированной в одной из дополнительных секций одновременно с одним из запрещающих сигналов светофора, трамваю следует дождаться пока проедут транспортные средства, следующие с иных направлений.

Кроме того, возможны иные комбинации разворота на трамвайных путях: они могут зависеть, например, от их расположения, жестов, совершаемых регулировщиком и иных причин.

За пределами перекрестка

В этом случае действует несколько иной алгоритм:

  • Следует убедиться, что отсутствуют уже упомянутые ограничения (действует «правило левой руки», отсутствуют разметки и так далее);
  • Далее, нужно уступить путь проезжающему в том же направлении рельсовому электротранспорту, перестроившись затем на рельсы;
  • Активизировать соответствующие поворотные сигналы, и, держа в поле зрения «трамвайное движение» в целом, осуществить разворот;
  • При этом пропускаются также трамваи, следующие во встречном направлении.

Внимание! Для разворота следует использовать трамвайные пути. Совершение разворота с проезжей части существенно повышает возможность столкновений.

Размер штрафов за нарушения

Увеличение количества участников городского дорожного движения пропорционально увеличивает размеры опасных ситуаций. Нарушения в основном фиксируются с помощью современных видео и фототехнических средств.

Так, при создании препятствий для движения рельсовых транспортных средств, водителям-нарушителям предписывается выплатить в счет городской казны полтысячи рублей.

Более серьезное наказание предусматривается, если недисциплинированный автомобилист решил выехать на «встречку» и при этом он не объезжает препятствие: за такое нарушение придется расплатиться суммой в 5 тысяч рублей, а возможно и лишиться водить автомашину сроком до 6 месяцев. Если нарушение является повторным, права теряются уже на год!

Когда автомобилист выехал на трамвайные рельсы, имея целью обойти препятствие, сумма штрафа будет составлять от тысячи до полутора тысяч рублей. Такими же будут санкции, если нарушены правила дорожных разметок для поворота и разворота.

Следует знать: потеря грозит лишь в том случае, если факт нарушения зарегистрировало не техническое средство, а непосредственно сотрудник ГИБДД.


Заключение

Следует не забывать: разворот является маневром, необходимым для изменения направления движения автомашины или иного ТС. Его необходимо выполнять в полном соответствии с Правилами ДД. В том числе, и на трамвайных рельсах.

Видеоматериал:

Добрый день, уважаемый читатель.

В девятой статье серии "Правила проезда перекрестков" речь пойдет о перекрестках, на которых организовано движение трамваев.

Обратите внимание, перекрестки со светофорами, а также нерегулируемые перекрестки рассмотрены в .

Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков будем считать, что трамвай на них может выполнить любой возможный маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений. Т.е. конфигурация трамвайных путей позволяет ехать в любом направлении.

На практике гораздо чаще встречаются перекрестки, где трамвайные пути соединяют только несколько направлений. В этом случае правила проезда только упрощаются.

Выбор положения на проезжей части перед перекрестком

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них , если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Поворот налево или разворот

Если в центре проезжей части, на одном уровне с ней расположены трамвайные пути, то водитель обязан выполнять поворот налево и разворот именно с путей попутного направления. На рисунке выше синий автомобиль занял положение для поворота налево.

Тем не менее, в некоторых случаях выезжать на пути не следует. Речь идет о наличии на дороге знаков 5.15.1 или 5.15.2:

Если хотя бы один из указанных знаков расположен хотя бы над одной из полос движения, то въезжать на трамвайные пути попутного направления запрещается.

Если же знаков над дорогой нет, то следует выполнять поворот налево или разворот с трамвайных путей. Поворот налево не с трамвайных путей, а из соседней полосы будет являться нарушением правил дорожного движения.

Движение прямо

При наличии слева на одном уровне с проезжей частью трамвайных путей попутного направления можно воспользоваться ими и для движения прямо. Однако сделать это можно только тогда, когда все остальные полосы движения заняты. Кроме того, перед перекрестком не должны быть установлены знаки 5.15.1 и 5.15.2. На рисунке выше синий, белый и оранжевый автомобили могут на следующем перекрестке проехать прямо.

Из этого можно сделать следующий вывод. Если Вы куда-то спешите, а водитель почти все время куда-то спешит, то для проезда перекрестка можно смело воспользоваться трамвайными путями попутного направления, и это не будет нарушением правил дорожного движения (при выполнении условий предыдущего абзаца).

Однако не следует забывать, что водители, не знающие деталей ПДД, могут не ожидать такого маневра. Соответственно при проезде прямо по путям следите за машинами, находящимися справа от Вас. Они неожиданно могут начать поворачивать налево или разворачиваться.

Поворот направо

Поворот направо не может осуществляться с трамвайных путей попутного направления. Для его выполнения необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части. На рисунке выше повернуть направо может оранжевая машина.

Определение типа перекрестка

Чтобы понять, что на перекрестке действуют правила проезда перекрестков с трамвайными путями, необходимо выполнить одно простое действие. Следует посмотреть, подъезжает ли к перекрестку трамвай хотя бы с одного направления.

Если трамвай есть, то следует использовать для проезда рекомендации из этой и следующей статей. Если же трамвая нет, то перекресток следует проезжать как обычно.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом регулировщиком

Если Вы по каким-то причинам не читали статью про " ", то в первую очередь рекомендую изучить её. В ней речь идет о том, в каком порядке должны разъехаться между собой автомобили. Не будем повторяться.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что если на перекрестке появились трамвайные пути, то они никоим образом не влияют на приоритет автомобилей. То есть при отсутствии трамваев автомобили проезжают перекресток точно также, как и при отсутствии на перекрестке трамвайных путей вообще.

Если же к перекрестку с одного или нескольких направлений подъезжают трамваи, то в некоторых случаях их нужно пропустить. Вот об этом и поговорим.

Взаимоотношения водителей автомобилей и водителей трамваев на регулируемых перекрестках регламентируются пунктом правил дорожного движения:

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых могут пересечься траектории движения трамвая и автомобиля при наличии регулировщика:

Трамвайные пути в центре дороги

1. Автомобиль и трамвай подъехали к перекрестку с одного направления. Трамвай едет налево, Вы собираетесь повернуть налево или выполнить разворот, регулировщик стоит к Вам левым боком и его правая рука вытянута вперед.

Трамвайные пути справа от проезжей части

2. Автомобиль и трамвай подъехали к перекрестку с одного направления. Трамвай едет прямо, Вы собираетесь повернуть направо, регулировщик стоит к Вам боком и его руки вытянуты в разные стороны.

3. Автомобиль и трамвай подъехали к перекрестку с одного направления. Трамвай едет налево, Вы собираетесь продолжить движение в любом направлении, регулировщик стоит к Вам левым боком и его правая рука вытянута вперед.

Трамвайные пути слева от проезжей части

4. Автомобиль и трамвай подъехали к перекрестку с одного направления. Трамвай едет налево, Вы собираетесь повернуть налево, регулировщик стоит к Вам левым боком и его правая рука вытянута вперед.

Не будем рассматривать все возможные варианты взаимного расположения трамвайных путей, трамвая, автомобиля и регулировщика, т.к. их количество довольно велико. Просто сделаем общий вывод по ситуации: если на перекрестке траектория Вашего автомобиля и траектория трамвая пересекаются, то нужно пропустить трамвай , т.к. он имеет преимущество.

Даже в том случае, если трамвай въезжает на перекресток с нарушением правил дорожного движения, его лучше пропустить, т.к. при столкновении трамвай получит лишь небольшие царапины, а автомобиль будет серьезно поврежден.

Ну а в рассмотрены трамвайные пути на перекрестках, регулируемых светофорами, а также на нерегулируемых.

Удачи на дорогах!

Александр-219

Почему так категорично говорится "Единственная ситуация, в которой делать это запрещается, - наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2", если в 8.5 указана еще и разметка: "если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения"