Обеспечение контракта по 223 фз размер. Обеспечение заявки на участие в тендере. Обеспечение заявки для участия в аукционе

Обеспечение договора – это своеобразная гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства. Действующая редакция 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению договора. Этот вопрос организатор закупки может решать на свое усмотрение. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Порядок предоставления обеспечения договора Если заказчик хочет обезопасить себя от действий недобросовестного поставщика, он может предъявить требование о предоставлении обеспечения контракта (контракта). Сумма и порядок его внесения обязательно прописываются в закупочной документации. Обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  1. В виде залога денежных средств. При этом поставщик, с которым заключается контракт, переводит требуемую сумму на расчетный счет заказчика.

Обеспечение исполнения обязательств по договору 223 фз

Часто, чтобы избежать недоразумений на этапе заключения сделки, заказчик вместе с тендерной документацией размещает образец договора по 223-ФЗ, который будет заключен по итогам закупки. Итак, заказчик обязан размещать на официальном сайте следующую информацию: Обеспечение контракта по 223-ФЗ Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке.

Это касается и обеспечения контракта. По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия). Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки.

Договор по 223-фз

Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки - ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.
Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь.
Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”. Отчетность по договорам Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.


Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.

Обеспечение контракта по 223 фз

Среди основных различи можно выделить следующие:

Обеспечение исполнения контракта по закону 223-фз

Внимание на детали при заключении контрактов в соответствии с 223 ФЗ Заключая контракт 223 ФЗ, каждый исполнитель, анализируя документацию по аукциону, должен тщательнейшим образом проработать вопрос, касающийся предоставления обеспечения контракта. Если залог в виде денежных средств не возможен (к слову, это очень не выгодное и не надежное обеспечение, которое может привести в целом к снижению деловой активности исполнителя), то исполнитель обязан побеспокоиться о гарантии банка.


Изменения нынешние и грядущие в 223 ФЗ Теперь желающим получить контракт по 223 ФЗ стоит помнить о следующем дополнении в Федеральном законе: особенности проведения закупок, когда участвуют СМП (субъекты малого предпринимательства), это закреплено ч. 8 ст. 3 № 223-ФЗ.

Обеспечение выполнения контракта согласно 223 фз

Данное требование обусловлено тем, что это — гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.

Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики. Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке.

Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме. Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.
Совет: в таком случае можно жаловаться в ФАС, но время, отведенное на заключение контракта, уйдет, и сделка, скорее всего, не состоится.

Размер обеспечения по 223-фз

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив — требуют установление обеспечения по контракту. Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки.
Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.
ФЗ

  • Размер обеспечения договора по 223-ФЗ устанавливается заказчиком в положении о закупках.
  • Заказчиками являются компании с долей государственного участия более 50 %, естественные монополии (РЖД, нефтегазовые компании и т. д.), компании регулируемой сферы деятельности (энергетика, водоснабжение и т. д.) и бюджетные субъекты, использующие внебюджетные средства для закупок.
  • Условия контракта по 223-ФЗ могут быть изменены, если это отражено в тендерной документации или по согласованию с исполнителем.
  • Срок подачи заявок, возможный тип обеспечения и требования к поставщикам регламентируются положением о закупке.

Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.

Закон № 223-ФЗ регулирует закупочную деятельность госкорпораций, естественных монополий и организаций, занимающихся регламентированными видами деятельности.

Способ размещения заказа.

Закупка по 223-ФЗ может быть проведена в виде:

  1. Торгов: аукциона или конкурса;
  2. Без организации таковых.

Если поставщик определяется посредством проведения аукциона, то побеждает предложение, которое имеет наименьшую цену контракта. При проведении конкурса заказчик самостоятельно выбирает победителя, основываясь на установленных параметрах оценки.

Аукцион.

Использование тендерного кредита сегодня является самым распространённым способом обеспечить обязательства участника аукциона по 223-ФЗ. Получение кредитных средств позволяет компании не изымать денежных средств из своего оборота, а также участвовать параллельно в нескольких процедурах, даже если суммы обеспечения заявок на участие достаточно высокие. При этом победа в аукционе и заключение контракта позволяет поставщику получить ещё один стабильный источник прибыли.

Конкурс.

Участники конкурсов по 223-ФЗ чаще сего используют банковскую гарантию, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств. Этот вариант также позволяет сохранить собственные средства в обороте компании, при этом гарантом исполнения обязанностей конкурсанта является банк, выдавший гарантию. И именно он будет обязан уплатить заказчику сумму обеспечения заявки в том случае, если участник будет объявлен победителем, но откажется от заключения контракта. Однако следует помнить, что согласно ГК РФ, гарант имеет право требовать возмещения уплаченных заказчику денежных средств в порядке регресса с принципала.

Размер обеспечения конкурсного предложения составляет от 1% до 5% от НМЦК, но не менее 5%, если заявка обеспечивается банковской гарантией.

Возврат средств, обеспечивающих участие в закупке.

Обеспечение возвращается участнику, если:

  1. Его предложение отклонено;
  2. Закупка завершена без объявления победителя;
  3. Поставщик не стал победителем;
  4. Победитель заключил контракт с соблюдением всех законодательных норм.

Заказчик удерживает денежные средства или сумму по БГ в том случае, если победитель уклоняется от заключения контракта, не предоставляет обеспечение исполнения контракта или предоставляет его, но без соблюдения требований действующего законодательства.

Если Ваша организация планирует участвовать в закупках, обратитесь в «РосТендер»! Опытные специалисты помогут получить тендерный кредит по привлекательным тарифам, а также оформить банковскую гарантию в кратчайшие сроки. Помимо этого, Вы сможете получить профессиональную консультационную поддержку на всех этапах государственного или коммерческого тендера. Наши сотрудники всегда помогут Вам разобраться в тонкостях и нюансах действующего законодательства, регулирующего закупочную деятельность в нашей стране.

Может ли Заказчик в рамках 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" требовать от подрядчика внесения денежных средств, в счет обеспечения исполнения контракта и отказывать в принятии банковской гарантии.

Ответ

Форма обеспечения контракта должна быть установлена положением о закупке, закупочной документацией и указана в извещении (ч. , ст. 4; ч. ст. 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Если форма обеспечения контракта в указанных документах не конкретизирована, то заказчик не может отклонить обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии. В данном случае победитель может обратиться в контролирующий орган и обжаловать решение заказчика.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» , «БСС Системы Главбух».

Положение о закупке.

Положение о закупке - один из основных документов, который регулирует закупочную деятельность заказчика и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;
  • критерии и порядок оценки заявок. В частности, заказчики могут прописать, что будут проводить сравнение цены единицы товара (работы, услуги) без учета НДС ();
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • методику обоснования начальной (максимальной) цены договора (в т. ч. в зависимости от предмета закупки). Для расчета цены можно воспользоваться , которые утверждены . Такие рекомендации даны в . А в Минэкономразвития России привело пример определения цены, когда заказчику нужно получить кредит;
  • перечень товаров (работ, услуг) для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки. К примеру:
    - порядок и случаи внесения изменений в план закупок ();
    - порядок размещения в ЕИС информации об отказе от закупки;
    - для проведения закупки в иностранной валюте: стадию закупки, по которой будет фиксироваться курс инвалюты (например, дата перечисления аванса или первой оплаты по контракту). Кстати, если вы проводите закупки в инвалюте, установить такой момент важно. Ведь закупка - это довольно длительная процедура, а курс иностранной валюты в последнее время нестабилен.

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в коммерческой деятельности.

В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки у единственного поставщика и т. д. При этом для повышения прозрачности ФАС России рекомендует также прописать критерии выбора заказчиком того или иного способа в зависимости от предмета закупки или цены. Подробнее о том, как обосновать свой выбор, см. в .*

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

Положение о закупке, а также вносимые в него изменения должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней со дня их утверждения ().

Извещение о закупке.

Извещение - это неотъемлемая часть документации о закупке, которая должна соответствовать сведениям, содержащимся в ней ().

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке;
  • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

  • документацию о закупке;
  • проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

Документация о закупке.

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

  • требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т. п.;
  • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .*

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации.

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  • в виде денежного залога;
  • и банковской гарантии.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

  • безотзывной;
  • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
  • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

Сведения о предоставленных в обеспечение государственных контрактах подлежат обязательной публикации на сайте госзакупок.