Органы власти и управления рсфср. Структура органов власти и управления по конституции

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей пласта в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.

Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. В результате, по некоторым данным, гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудя- хцимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставитъ трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование" (ст. 17).

Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь грудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эта ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

46.. Создание и развитие системы революционных трибуналов (1917-1922). Особенности судопроизводства.

Революционные трибуналы

На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов. Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.). Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем, прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. (В Декрете говорилось нечетко о борьбе с «Злоупотреблениями торговцев.») По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась. В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В «Руководстве» говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4). Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов. Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели (п.7). Важным было положение «Руководства» о том, что «заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных», что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы. Ряд положений «Руководства» касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов. Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии. Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть «все неопороченные граждане» (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в «Руководстве» и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов. Революционные трибуналы и следственные комиссии «в праве назначать от себя по каждому делу, как защитников, так и обвинителей». Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов. В п.12 содержалось принципиально важное положение: «В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка». В «Руководстве» содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: «денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.» (п.12). Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13). Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства.

Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы, трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных трибуналах. Из этой закономерности вытекала следующая закономерность. В результате отсутствия в первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все обще уголовные дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на большей территории РСФСР. Закономерностью процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся, вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в процессе создания Революционных трибуналов на местах. Создание Революционных трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов. Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического образования, но были беззаветно преданы революции. За период с ноября 1917 года по май 1918-го вся территория РСФСР покрылась сетью Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР. С созданием в основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 года, и Декрет СНК от 4.05.18 г. «О Революционных трибуналах» решил эту задачу. С изданием этого декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу своего развития. VI. Декрет «О Революционных трибуналах » Весной 1918 г. классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление активировавшейся контрреволюции.

Таки образом, с декабря 1917 г. по июль 1918 г. в РСФСР существовали две системы кассационного обжалования приговоров местных Революционных трибуналов. Одна общереспубликанская, через НКЮ и ВЦИК, другая - местная (местные Советы, особая коллегия исполкома Советов и даже комиссариат юстиции). После издания декрета СНК от 04.05.18 г. «О Революционных трибуналах», предусматривающего резкое сокращение количества Революционных трибуналов, стало возможным решение проблемы создания единого кассационного органа для всех трибуналов РСФСР. Необходимость создания такого органа вызывалась еще и тем обстоятельством, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права еще не были модифицированы, и кассационный орган должен был решать задачу выработки единой карательной политики в масштабе РСФСР и соблюдения революционными трибуналами принципиальных положений, регулирующих их организацию и деятельность. 13.05.18 г. коллегия НКЮ уже рассматривала проект декрета о кассации приговоров Революционных трибуналов и приняла постановление «принять и внести на утверждение». В проекте предусматривалось создание особого кассационного отдела при Революционных трибуналах при ВЦИК. 18.06.18 г. Президиум ВЦИК утвердил окончательный текст декрета. Окончательный текст состоял из 8 статей. Статья 4 проекта о том, что приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению кассационного отдела не подлежат, превратилась в приложение к статье 1 окончательного текста. 11.06.18 г. ВЦИК принимает декрет «Об учреждении кассационного отдела при ВЦИК и порядке кассации приговоров Революционных трибуналов». Кассационный отдел при ВЦИК учреждался для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Революционных трибуналов. Приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению Кассационного отдела не подлежали. Кассационный отдел создавался в составе председателя, назначаемого СНК и утверждаемого ВЦИК, и двух постоянных членов: один от Коллегии НКЮ, один - представитель ВЦИК. Для дачи заключения по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседаниях Кассационного отдела присутствовал представитель Обвинительной Коллегии революционного трибунала при ВЦИК. Стороны имели право присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб лично или через своих представителей. Кассационные жалобы и протесты приносились в Кассационный отдел через те Революционные трибуналы, которыми поставлен приговор, в случае нарушения революционным трибуналом при рассмотрении дела правил о подсудности и установленных форм судопроизводства или вынесения явно несправедливого приговора. Для принесения жалоб и протестов устанавливался 2-х недельный срок. Революционный трибунал обязан был в 3-х дневный срок со дня поступления жалобы или протеста направить жалобу со всем делом в кассационный отдел, причем мог приостановить исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения. Поступившие в кассационный отдел жалобы и протесты должны были рассматриваться им в 2-х недельный срок после поступления жалобы. Дела передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда они поступали, но с иным составом заседателей и председательствующего или передавались в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности.

Затем - единую систему Революционных Трибуналов войск Внутренней Охраны. В 1918 году все эти системы уже действовали дружно, не давая на территории РСФСР никакого убежища преступлению и проступку против революционной борьбы масс, - однако зоркий глаз товарища Троцкого увидел несовершенство этой полноты - и 14 октября 1918 он подписал приказ о сформировании ещё новой системы Революционных Военных Трибуналов. Всецело занятый заботами Реввоенсовета Республики и спасением Республики от внешних врагов, этот наш вождь и вдохновитель не добавил более подробной разработки своего замысла - но зато исключительно удачно выбрал председателя центрального Революционного Военного Трибунала Республики - в лице товарища Данишевского, который не только блистательно создал и развил всю систему этих ещё новых трибуналов, но и написал теоретическое обоснование их в виде отдельной брошюры. Один экземпляр брошюры чудом перехранился и попал в наши руки. Правда, на брошюре стоит гриф «секретно» - но за давностью лет быть может простится мне некоторая оттуда разгласка (вышесказанное о судах тоже взято оттуда)

К лету 1918 г. система Советов наконец-таки была приведена большевиками в относительный порядок. Юридическим закреплением этого порядка послужила Конституция 1918 г. Согласно ее положениям "конструкция Советской власти" - такова была терминология первого советского Основного Закона - выглядела следующим образом.

Центральные органы Советской власти. Верховной и высшей властью в РСФСР наделялся Всероссийский съезд Советов (ст. 24 Конст.) . Съезд созывался не реже двух раз в год (ст. ст. 12 и 26 ). Последнему положению явно не повезло, большевики очень скоро стали тяготиться подобной нормой, ограничивающей их власть. Новая редакция этой нормы 1922 г. разрешала созывать съезд только один раз в год . Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных Съездов, что в годы Гражданской войны не было редкостью. Важно также отметить, что продолжительность "сессий" съезда никак не регулировалась. Это тоже может быть расценено как формальное ограничение его власти, несмотря на ее "верховный и высший" характер.

Конституция определяла численность съезда не прямо, а опосредованно, для чего предусматривалась специальная квота: один депутат от 25 тыс. городских избирателей и один депутат от 125 тыс. сельских избирателей (ст. 25) . Почему было такое неравенство, объяснять, думается, не надо. Большевики считали крестьянство мелкобуржуазным по природе, которому только предстоит стать пролетарским (см. выше).

Законодательным, распорядительным и контролирующим органом съезда на время его перерывов между сессиями являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) (ст. 31) . Численность его фиксировалась непосредственно в Конституции - 200 человек (ст. 28) . Конституционная поправка 1922 г. увеличила ее до 386 человек. Но уже редакция Конституции 1925 г. отказалась от практики закрепления в тексте численности членов ВЦИК, указав: "Всероссийский Съезд советов избирает ВЦИК Советов в количестве членов, определяемом Съездом Советов" (ст. 21) .

Редакция 1918 г. Основного Закона не знала такого важного подразделения ВЦИК, как его Президиум. Последний появляется благодаря конституционной новелле 1919 г. (СУ РСФСР. 1919. N 64. Ст. 578) . Президиум являлся постоянно действующим органом ВЦИК, тогда как сам ВЦИК созывался не реже одного раза в два месяца (п. II Пост. VII съезда Советов "О советском строительстве") . Сама Конституция хранила молчание по поводу "легислатуры" ВЦИК или как, их называли, "пленумов". Новелла 1922 г. удлинила временные промежутки между пленумами ВЦИК. Теперь ВЦИК созывался не реже трех раз в год (СУ РСФСР. 1922. N 4. Ст. 44) .


Нелишне будет указать, что все эти удлинения промежутков между "сессиями-пленумами" и уменьшение числа созывов высших представительных органов верховной Советской власти совершенно справедливо многими исследователями были расценены как отражение общей тенденции, выявившейся к концу Гражданской войны. Эта тенденция представляла собой процесс формирования диктатуры коммунистической партии, для которой организационные рамки диктатуры пролетариата являлись препятствием на пути собственного полновластия.

ВЦИК организовывал Совет народных комиссаров (СНК) в качестве собственного исполнительно-распорядительного органа (ст. 35 Конст.) . "СНК, - гласила ст. 37 , - принадлежит общее управление делами РСФСР". Из названия высшего правительственного органа России того периода явствует, кто в него входит: народные комиссары - руководители наркоматов. Редакция Основного Закона 1918 г. знала 18 наркоматов. К ним нужно добавить председателя и двух его заместителей. Редакция 1925 г. вводила в состав СНК представителей союзных наркоматов, что объяснялось образованием СССР (ст. 32) .

Последующая практика привела к созданию двух структурных подразделений СНК. Одним из важнейших рабочих органов Совнаркома был его так называемый Малый Совнарком. Малый Совнарком был органом, через который в предварительном порядке проходили все важные вопросы, подлежащие ведению правительства. Только после предварительного их рассмотрения в Малом Совете СНК они выносились на его общее заседание. Количество членов Малого Совнаркома могло колебаться в зависимости от потребности.

В качестве самостоятельной комиссии Совнаркома с 1920 г. действовал Совет труда и обороны (СТО) (п. 1 Пол. о СТО, СУ РСФСР. 1921. N 1. Ст. 2) . В его состав входили: председатель СНК, наркомы определенных наркоматов (самые важные), представитель ВЦИК и профсоюзов (ВЦСПС). Формально датой рождения этой комиссии СНК следует считать 30 ноября 1918 г., когда Декретом ВЦИК был образован Совет рабочей и крестьянской обороны Именно последним декретом последовательно вводились начала милитаризации в общественную жизнь Республики на основе полнейшей централизации. Декрет гласил: "Совету обороны предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Для всех ведомств и учреждений, центральных и местных, для всех граждан постановления Совета обороны безусловно обязательны". С окончанием Гражданской войны структура СТО усложняется, при нем образуется особая общеплановая комиссия (СУ РСФСР. 1921. N 38. Ст. 203) . Органами СТО на местах становятся экономические совещания (ЭКОСО) при уездных, губернских и областных советах (СУ РСФСР. 1921. N 44. Ст. 223) .

Обострение Гражданской войны вызвало к жизни такой орган "высшей военной власти", как Революционный военный совет (РВС). Организационно, как гласило постановление ВЦИК, утверждавшее Положение о нем, "РВС поглощает все права коллегии народного комиссариата по военным делам, все члены которой входят в состав Совета. Все военные учреждения подчинены РВС республики и работают по его заданию" (СУ РСФСР. 1918. N 97. Ст. 978). Декретом ВЦИК два месяца спустя в составе РВС образовано бюро "в целях большего сосредоточения деятельности этого учреждения" (СУ РСФСР. 1918. N 91 - 92. Ст. 924). В целом РВС представлял собой пример предельной централизации военной власти страны, которая, надо это признать, себя полностью оправдала. В дальнейшем до своего упразднения Совет являлся коллегией наркомата по военным и морским делам СССР (ст. 7 Пол. НКВМ СССР 1923) .

Компетенция среди органов центральной государственной власти согласно Конституции 1918 г. была распределена следующим образом. Непосредственно вся полнота верховной государственной власти принадлежала Всероссийскому съезду Советов (ст. 12) . Это означало, что все полномочия всех органов государственной власти являются частью его полномочий, выводимы из них. Наделение полномочиями органов государственной власти выглядело как делегация полномочий съезда непосредственно этим органам. Верховенство прав и соответственно полномочий съезда обусловливалось следующими нормами Конституции: ст. ст. 29, 46 и 51 . Этими конституционными положениями устанавливалась полная подотчетность ВЦИК и СНК съезду Советов. Кроме того, ст. 51 знала такое понятие, как "исключительное ведение съезда": установление, дополнение и изменение основных начал советской Конституции. Последняя норма особенно важна, поскольку конституционная догма приравнивает подобное полномочие - изменение Конституции - к разряду абсолютной, неограниченной и независимой власти, т.е. к власти суверенной, власти, принимающей окончательное решение.

В остальном полномочия съезда Советов и ВЦИК совпадали. Статья 44 Конституции рассматривает их как вопросы, подлежащие совместному ведению. Но при учете положений ст. 52, согласно которым приоритет в решении вопросов войны и мира, внешних сношений, установления границ, отчуждения территории России предоставлен ВЦИК "лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов". При вступлении РСФСР в СССР компетенция высших представительных органов Федерации, разумеется, изменилась.

Полномочия СНК определялись как "общее управление делами" (ст. 37) . Интересно отметить, но редакция 1925 г. говорит уже об "общем управлении РСФСР" (ст. 33) .

При конструкции делегации полномочий от высшего органа к нижестоящему, при нерешенности вопроса о сроках созыва высшего представительного органа Советской власти, при отрицании большевистской доктриной принципа разделения властей, при превращении диктатуры пролетариата в диктатуру партии немудрено было, одним словом, стать свидетелем "узурпации" полномочий государственной власти постоянно действующими органами: Президиумом ВЦИК и Малым Совнаркомом. Да, по-иному вряд ли могло сложиться, если учесть, что везде, на всех высших государственных постах сидели не просто представители одной политической партии, а одни и те же люди. Эти люди сами для себя сочиняли правила, сами их исполняли и сами же себя контролировали. Фактически подобная ситуация помимо неконтролируемости власти влекла за собой неразбериху в деле управления страной. Дело доходило до того, что одна и та же законодательная норма могла быть принята разными органами законодательной власти! Противоречивость права советской системе была гарантирована. Именно этим - тезисом о необходимости упрощения государственного аппарата, устранения ненужного параллелизма в законодательстве и управлении - оправдывалась конституционная реформа 1935 - 1936 гг.

Местные органы Советской власти. Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала весьма сложную систему Советов и их съездов. За последними, разумеется, закреплялась высшая власть на местах (ст. 56; ср. ст. 49 ред. 1925 г. ). Созыв съездов предусматривался для таких административно-территориальных единиц, как область, губерния, округ, уезд, волость. Для удобства рассмотрения принципа формирования этих съездов составим специальную таблицу.

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

  • 1) Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов;
  • 2) Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов;
  • 3) Советом Народных Комиссаров.

Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). При этом если между губернским съездом и съездом Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного съезда. Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР.

Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган - ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР. Законодательная функция ВЦИК проявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов. К компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов относились такие вопросы, как: общее руководство внешней и внутренней политикой, заключение мира и объявление войны другим государствам, установление основ и общего плана народного хозяйства, утверждение бюджета, установление налогов, установление основ организации Вооруженных сил РСФСР, формирование состава Совета Народных Комиссаров, объявление амнистии и т.п.

Съезд Советов и ВЦИК Советов могли устанавливать дополнительный круг вопросов для собственного ведения через принятие соответствующих нормативных актов. К исключительному ведению съезда Советов относились вопросы установления, дополнения и изменения основных начал Конституции и ратификация мирных договорах.

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) являлся высшим органом исполнительной власти в РСФСР. СНК РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция ставила следующую цель деятельности СНК: принимать все “необходимые меры для правильного и быстрого течения государственной жизни”. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: “Проспект”, 1999. С. 123 СНК полностью отвечал за свою деятельность перед съездом Советов, а также ВЦИК Советов. ВЦИК имел право приостановить (отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не обязывала ВЦИК обосновывать свое решение о приостановлении (отмене) нормативного акта СНК, что ставило СНК в полную зависимость перед ВЦИК Советов. Фактически СНК было запрещено единолично принимать решения общеполитического масштаба, решения такого рода должны были утверждаться ВЦИК. Круг таких вопросов Конституция не конкретизировала. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 г.г. М.: Зерцало, 1997. С. 59

За СНК закреплялась оперативная функция управления, о чем говорит прим. к ст. 41 глава 8 разде: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”. Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было образовано 18.При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель - народный комиссар - вправе принимать единоличные решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИК.


Конституция 1918 года окончательно закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме республики Советов.

По сути, утверждение единой и неделимой власти означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном советском образе. Все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей.

Данное решение не вызвало дискуссий и почти не привлекло внимания оппозиции, объясняется тем, что "диктатура пролетариата" было очень созвучно укорененным в культуре представлениям о власти и государстве.

Государственное устройство

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а, следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику".

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных статьей 11 Конституции 1918 года.

В статье 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций". Статья 8 отмечает стремление создать "действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России". Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее "шагом вперед" в деле разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также статья 45 о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

Права и обязанности граждан

Статья 10 Основного закона гласила: "Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах".

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в статье 22 Конституции: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия".

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании статьи 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов "без всяких затруднительных формальностей" права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Известно, что такие свободы существовали и до Октября 1917 года. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви"; "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг... ". Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с советской властью.

Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм.

Избирательная система

Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.

В. И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, но оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе - по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1 До Конституции такое преимущество было даже больше.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета. Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, то есть здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей, то есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК. Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны, даже губернии, а порой - и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.

Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в "Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов", опубликованном в газете "Правда" 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики "Скороход".

Принципы избирательного права, заложенные в Основном Законе РСФСР, были восприняты позднее Конституциями других советских республик, а также и некоторыми зарубежными странами.

Центральные и местные органы власти

Итак, государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти конституция провозглашает Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал правительство РСФСР – совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Оппозиция настаивал на преобразовании Совета народных комиссаров и слиянии его с Всероссийским центральным исполнительным комитетом, мотивируя это идею неразделенности властей и объединении в одном органе.

На заседании ВЦИК по вопросу подотчетности Совета народных комиссаров развернулась дискуссия. Свою позицию большевики обосновывали следующим образом: советский парламент не имеет ничего общего с буржуазным, в котором борются различные политические силы; советский парламент не может отказать совету народных комиссаров в праве издавать неотложные декреты без предварительного обсуждения с ЦИК в рамках общей программы съезда Советов; в руках ЦИК сосредотачивается общий контроль над всей деятельностью Совета народных комиссаров и возможность сменять правительство или отдельных его членов. Большевистская резолюция была принята.

ВЦИК объявлялся высшим законодательным органом, распорядительным и контролирующим органом. Он формировал общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.

Все решения правительства в обязательном порядке докладывались во ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего было образовано 18 народных комиссариатов. Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться коллегией, образованной при народном комиссариате в Совет народных комиссаров или президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, уездные, волостные и губернские съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенцией центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и так далее. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Законодательную власть осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров мог издавать распоряжения и декреты в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались Всероссийским центральным исполнительным комитетом.

Важнейшей и, пожалуй, главной задачей возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей компетенции в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции.

Реальная проблема становления советского государства состояла в том, что Советы возникли стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Действия Советов были независимы, никем не регулировались, и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны.

Поэтому, превращение Советов в систему государственной власти было сложной и совершенно новой задачей для Советской власти. Конституция, сумела отразить существующие противоречия, и оставили открытыми пути их решения: вся власть принадлежит Советам, но верховная власть принадлежит центральным органом, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь обозначила как вопросы общегосударственного значения. А далее следовала статья 50 Конституции, которая предупреждала, что сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета подлежат все вопросы, которые они признаю подлежащими их разрешению.

Задача превращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной власти, решались во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Поэтому эти статьи вызывали споры, в них видели ликвидацию лозунга "Вся власть Советам! ". Западные историки признавались, что затрудняются истолковать первую конституцию РСФСР, настолько необычной для них была советская система. С одной стороны полномочия Советов несравненно шире, чем у западных муниципалитетов, а с другой стороны, они не обладают автономией по отношению к центральной власти.



Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

  • 1. Съездами Советов;
  • 2. Советами депутатов;
  • 3. Исполнительными комитетами Советов.

В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.

Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов:

  • 1) Областные;
  • 2) Губернские (окружные);
  • 3) Уездные (районные);
  • 4) Волостные.

Областные съезды Советов формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов - 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов - на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ)). Уездные (районные) - из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район)). Волостные - из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета).

Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных Советах участвуют депутаты от городов с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей, насчитывающие менее 1000 жителей, объединялись для избрания депутатов в уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов на волостной съезд Советов, посылают одного представителя.

Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губерниям и уездам и одного раза в месяц по волости. В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти на определенной территории.

Низшее звено советской системы составляли Советы депутатов, образуемые в городах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Срок полномочий депутатов, а следовательно, и Совета небольшой - три месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать.

Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях. Совет депутатов (Общее собрание) являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общего собрания) на соответствующей территории. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 158

Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов (главы 10, 11 раздел 3). Исполкомы по Конституции - единственный исполнительно - распорядительный орган.

Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду - 20, а по волости -10. Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах местности и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего его, в период между съездами Совета. Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим его съездом Советом (Советом депутатов).

Принципы организации органов власти и управления, зафиксированные в первой Советской Конституции, сохранились в течение всего переходного от капитализма к социализму периода, а в наиболее общей форме и на всю советскую эпоху. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 161