Основные виды опасностей профессиональной деятельности. Техногенные опасности и их последствия. Типология аварий на потенциально-опасных объектах. Вопросы для самоконтроля

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре-рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека ):

опасности, связанные с климатическими и погодными изме-нениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явле-ниях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга ). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем без-опасности; недостаточная подготовка руководителей производства по во-просам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических сис-тем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руко-водящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

  • естественные процессы и явления,
  • техногенная среда,
  • действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта за-щиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или ин-формации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные

По степени завершенности про-цесса воздействия опасности

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и при-родными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра-ция, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, не-правильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вред-ных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибра-ции; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды распределяются на 5 групп:

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток болезни ).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни) .

Индифферентные факторы - наличие или отсутствие их в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - их воздействие на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси в воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - воздействие их на человека приводит к острому заболеванию , травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти : ионизирующая радиация, ОВ, движущиеся предметы, ООИ и другие.

Н ужно помнить и о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (дозы) или продолжительности (времени) воздействия, может стать вредным и опасным .

Воздействие вредных или опасных факторов на организм человека приводит к патологической ситуации (болезни) т.е. к ограничению или утрате тех или иных функций организма - например утрате работоспособности. Патологической ситуации , как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения .

Понятие «риск», заимствованно из французского языка, и означает «действие наудачу, в надежде на счастливый исход».

В ФЗ «О техническом регулировании» термин «Риск» трактуется, как «вероятность нанесения ущерба», «причинения вреда».

Различают : индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный, немотивированный, приемлемый, неприемлемый, оправданный, неоправданный, сознательный, несознательный и другие виды риска .

Риск является наиболее распространенной оценкой опасностей.

Понятие риска широко используется при:

Установлении гранично-допустимых величин,

Необходимости внедрения и использования средств защиты от влияния вредных или опасных факторов,

Требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию.

Достичь абсолютной безопасности , или нулевого риска в действующих системах сейчас невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Суть этой концепции состоит в такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10 -6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Выделяют три зоны индивиду-ального риска:

Нижняя зона (зона приемлемого риска ). Допустимое для населения значение индивидуального риска от любой формы деятельности не должно превышать величину 10 -6 смертей на одного человека в год. Индивидуальный риск летального исхода при эксплуатации многих технических систем существует на уровне 10 -7 ;

Верхняя зона (зона неприемлемого риска). Вероятность смерти более 10 -3 .

Переходная зона - индивидуальный риск смерти человека от 10 -6 до 10 -6

Значения риска смерти людей от условий жизни и деятельности

Величина риска

Риск

Зоны

Сердечно - сосудистые заболевания.

Злокачественные опухоли.

Автомобильные аварии.

Зона неприемлемого риска

(R >10 -3)

Несчастные случаи на производстве.

Аварии на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Пожары и взрывы.

Проживание вблизи ТЭС (при нормальном режиме работы)

Переходная зона значений риска

(10 -6 R <10 -3)

Все стихийные бедствия

Проживание вблизи АЭС (при нормальном режиме работы)

Зона приемлемого риска

(R <10 -6 )

Риски смертельных случаев на производстве.

Медицинская практика показывает, что универсальной болезни не существует, как и не существует универсального здоровья .

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть удовлетворять всех специалистов нет . Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную проблему с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В Англо-русском медицинском энциклопедическом словаре Т. Стедмана (2000г.): здоровье определяется как - «состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий ».

В Толковом словаре Даля (1880г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ это состояние живого тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствует недуг, болезнь».

В ФЗ РФ от 21 ноября 2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дано следующее определение здоровья : «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Понятие здоровье включает в себя пять основных критериев:

  1. Отсутствие болезни и физических дефектов.
  2. Нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда».
  3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
  4. Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
  5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Выделяют индивидуальное, общественное, профессиональное и здоровье населения страны.

Термин «риск» в здравоохранении часто используется в словосочетании «риск для здоровья » - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей.

Факторы риска для здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Удельный вес факторов для здоровья в %

Группа факторов риска

Образ жизни

30—40%

Курение , употребление алкоголя , неправильное питание , вредные условия труда, стрессовые ситуации , низкий культурный уровень

Генетика, биология человека

18—20%

Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

30—40%

Загрязнение воздуха, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические и другие излучения

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медпомощи

Т.е. здоровье человека на 70 - 80 % зависит от его поведения и состояния среды обитания.

Так же часто применяют словосочетание «фактор риска ». Фактором риска обычно называют фактор любой природы , который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья.

В Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020г. записано, что в России «существуют 4 -е основные фактора риска смерти :

  1. высокое артериальное давление,
  2. высокий уровень холестерина,
  3. табакокурение,
  4. чрезмерное потребление алкоголя.

Вклад их в структуре общей смертности составляет 87,5%.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни в основном относят:

  1. наследственную предрасположенность,
  2. курение,
  3. гиподинамию,
  4. ожирение,
  5. пьянство,
  6. стресс,
  7. пожилой возраст.

Интегральным показателем негативного влияния условий жизни на человека является показатель средней продолжительности жизни людей в пенсионном возрасте (определяется как, разность средней продолжительности жизни людей и продолжительности жизни людей пенсионного возраста, установленного в стране)

Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте

Пенсионный возраст, лет

Продолжительность жизни в пенсионном возрасте, лет

Данные, свидетельствуют о весьма серьезной ситуации, связанной с продолжительностью жизни мужчин в России в предпенсионном и пенсионном возрасте. В среднем мужчины России умирают, не достигнув пенсионного возраста.

Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах составляет 75 лет и более, а в развивающихся — 63 года и менее. В Африке средняя продолжительность жизни — 52,5 года, а в Европе — 73,1 года.

Профессиональные опасности – это ни что иное как вероятность повреждения и утраты работником здоровья либо его смерти в зависимости от условий его труда и рисков получения травм на рабочем месте с учетом состояния здоровья работника и его возраста.

Профессиональным опасностям чаще всего подвергаются работники, которые вынуждены трудиться во вредных условиях труда. Такие условия характеризуются присутствием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное влияние на организм работника, а также на его потомство.

Следует учитывать, что одни профессиональные опасности могут оказывать влияние только на самого работника (например, вращающиеся части механизмов или отлетающие части металла), а другие опасности – и на человека, и на среду, которая окружает рабочие места (например, пыль, шум).

Профессиональные опасности могут носить природный характер или порождаться деятельностью человека. Поэтому они делятся на природные и антропогенные опасности. Антропогенные опасности взаимосвязаны с определенным родом деятельности людей. Опасности могут быть как непосредственными, так и косвенными.

К непосредственным опасностям можно отнести:

  • повышенную температуру,
  • электромагнитные поля,
  • влажность,
  • вибрацию,
  • ионизирующее излучение.

Данные опасности, воздействуя на живой организм, способны вызвать те или другие ощущения. Очень часто такого рода воздействия являются небезопасными.

А косвенные опасности могут оказывать воздействие на людей не сразу. К примеру, коррозия металлов не представляет непосредственной угрозы для людей. Но в результате ее воздействия уменьшается прочность конструкций, деталей, сооружений, машин. Если не предпринимать соответствующих мер для их защиты, то могут случиться аварии, которые уже представляют непосредственную опасность для человека.

Свойства профессиональных опасностей проявляются лишь в определенных условиях, которые называются потенциальностью. Уберечь работника от скрытых потенциальных профессиональных опасностей не всегда удается.

  • Во-первых, они носят скрытый характер, который можно сразу и не обнаружить.
  • Во-вторых, работник не всегда подчиняется сигналам, он может не соблюдать правила безопасности, которые он хорошо знает.

Вследствие чего опасности потенциальные становятся действительными, которые наносят большой ущерб отдельным работникам и обществу в целом.

В обществе используются различные средства, которые должны обеспечивать определенный уровень профессиональной безопасности, но абсолютную безопасность создать невозможно.

Среди профессий, которые связаны с наиболее опасными работами и моментами, можно выделить следующие.

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту.

Опасность. Основные понятия и определения.

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно . Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей :- по природе происхождения :а) природные;б) технические;в) антропогенные;г) экологические;д) смешанные.- по локализации :а) связанные с литосферой;б) связанные с гидросферой;в) связанные с атмосферой;г) связанные с космосом.- по вызываемым последствиям :а) утомление;б) заболевание;в) травма;г) летальный исход и др. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические,биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышеннаязапыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температуравоздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенныеи т.д. Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки. Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы: 1 - факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;2 - факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;3 - факторы экологического воздействия, как правило, опосредственного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве. Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

Практическое занятие № 2.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »

для специальностей СПО

Тема. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Цель : Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Теоретическая часть.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

По природе действия опасности подразделяются на следующие основные группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим опасностям относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, запыленность, загазованность воздуха, и т.д.

К химическим опасностям относятся: ядовитые, токсичные вещества в различных фазовых состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Биологические опасности - это опасные и вредные микро и микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.

Психофизиологические - статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, однообразие труда, эмоциональные стрессы.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п. Контрольные вопросы:

1.Как классифицируются негативные факторы?

2.Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

3.Назовите основные факторы риска и методы их преодоления?

Практическая часть.

Разработайте перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей:

    на производстве

    в быту

    на природе

    в городе

Составьте таблицу по образцу:

Профессиональные заболевания вашей специальности

Меры их предупреждения

Практическая работа № 2

Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности, принципы снижения вероятности их реализации

Задания.

1. Что такое экстремальная ситуация? Смоделируйте и опишите 1-2 экстремальные ситуации в вашей будущей профессиональной деятельности. Опишите, как вы будете действовать в данных ситуациях.

2. Приведите примеры естественных, техногенных и антропогенных опасностей.

3. Что такое реальная, реализованная опасность. Опишите реальную и реализованную опасность в вашей будущей профессиональной деятельности.

4. Опишите вредные для здоровья физические опасности в вашей будущей профессиональной деятельности.

5. Возможны ли психофизиологические опасные и вредные производственные негативные воздействия в вашей профессиональной деятельности? Если да, то какие?

6. Почему невозможно совмещение гомосферы и ноксосферы?

7. В чем состоит концепция приемлемого риска?

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, Опасности реализуются в виде потоков энергии, веществ и информации и существуют в пространстве и во времени.

Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого из нас позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.

Например, до определенного момента мы не ощущаем увеличения концентрации углекислого газа (С0 2) в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % С0 2 . Постепенно в помещении, заполненном людьми, в частности в аудитории, концентрация С0 2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации определяется проявлениями уста­лости, вялости, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением ча­стоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности приведет к травматизму и другим негативным последствиям.

Таким образом, опасности какфакторы, т. е. причины, движущие силы, определяющие характер воздействия живой и неживой материи на людей, влияют на них по-разному.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, при которых он теряет способность к рациональным покупкам и действиям, адекватным сложившейся обстановке. Такие ситуации называют экстремальными.

Вероятностью реализации опасности является риск. Введение приемлемых рисков - это акция, прямо направленная на защиту человека и его безопасность. Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.

Реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Причинами, определяющими опасность, могут быть:

■ угроза для жизни;

■ возможность нанесения ущерба здоровью;

■ нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека;

■ нарушение условий нормального функционирования экологических систем.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:

■ сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для его здоровья наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психоло­гические расстройства и антропометрические показатели могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;

■ элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматиче­ские условия труда (температура, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;

■ процессы взаимодействия человека и среды обитания. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных) факторов на определенный объект воздействия. При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия появляется феномен опасности (например: ударная волна, температура, недостаток кислорода, токсичные примеси в воздухе и т.п.). Все опасности классифицируют по ряду признаков. По видам источников возникновения различают опасности естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.

По видам потоков веществ, энергии и информации в жизненном пространстве опасности делятся на энергетические, массовые и информационные.

По моменту возникновения опасности разделяют на прогнозируемые и спонтанные.

По виду воздействия на человека различают вредные и травмоопасные опасности.

По объектам защиты различают опасности, действующие на человека, природную среду и материальные ресурсы.

По видам зон воздействия опасности делятся на производственные, бытовые, городские (транспортные и др.), зоны чрезвычайных ситуаций.

По вероятности воздействия на человека и среду обитания опасности разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая определяется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни индивидуума.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражении «шум вреден для человека» говорится только о потен­циальной опасности шума для человека. Необходимо отметить, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно!» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна уйдет из зоны пребывания человека, она тотчас же превратится в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу, материальным потерям. Например, если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и возгоранию строений - это уже реализованная опасность.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОПАСНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В БЫТУ

Взаимодействие человека со средой обитания может быть как позитивным, так и негативным, даже катастрофическим, сопровождающимся опасными последствиями, связанными с гибелью людей и разрушением компонентов среды обитания. Деятельность человека может являться источником опасностей во всех средах его обитания, в том числе н сфере профессиональной деятельности и в быту.

Профессиональная деятельность человека протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать выраженное негативное воздействие на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда как часть окружающей человека внешней среды складывается из природно-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Следует различать вредные и травмирующие факторы производственной среды.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Опасными и вредными физическими факторами являются:

■ движущиеся машины и механизмы (различные подъемно- транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования - приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);

■ отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;

■ электрический ток;

■ повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д.

Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

К вредным для здоровья физическим опасностям относятся:

■ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

■ высокие влажность и скорость движения воздуха;

■ повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений: тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.;

запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

■ недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов;

■ повышенная яркость света и пульсация светового потока. Химические опасные и вредные производственные воздействия.

По характеру влияния на организм человека подразделяются на следующие группы:

■ общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др.;

■ токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. К ним относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые при соприкосновении могут причинить химические ожоги кожного покрова.

Биологические опасные и вредные производственные негативные воздействия - это микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Помимо вредных и опасных факторов, условия труда определяются производственной обстановкой и характером труда. Психофизиологические опасные и вредные производственные негативные воздействия - это физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Характер труда, его организация, взаимоотношения, существующие в трудовых коллективах, и организация рабочих мест в ряде случаев могут также оказывать неблагоприятные воздействия на работоспособность или здоровье человека.

Воздействия, связанные с повышением или понижением температуры человеческого тела (как изнутри, так и снаружи), могут приводить к травмам или смерти. К таким воздействиям относятся тепловое излучение, конвекция и прямая теплопередача с кожного покрова или к нему, вдыхание чересчур холодного или горячего воздуха, употребление внутрь слишком холодных или горячих жидкостей либо твердых веществ.

Воздействия, связанные с внезапными изменениями окружающего воздуха, обусловленными действием воздушных ударных волн, могут приводить к травмам или смерти.

Воздействия, связанные с механическими травмами, возникают из-за приложения чрезмерного давления к отдельным участкам человеческого тела и представляют собой рваные и резаные раны, ушибы, переломы, размозжение, отрывы частей тела, травмы, затрагивающие жизненно важные органы - мозг, сердце, легкие и другие органы.

Воздействия, проявляющиеся в снижении концентрации кислорода в воздухе, приводят к травмам и смерти. Перерыв в дыхании происходит, если человек тонет или погребен под твердыми материалами. Однако и избыток кислорода опасен. При повышенной концентрации кислорода возникает пожарная опасность.

Хорошо известно, что воздействие определенных веществ в окружающей среде приводит к заболеванию или смерти (например, избыточная концентрация оксида или диоксида углерода в воздухе).

Наиболее характерными специфическими последствиями воздействия профессиональных вредностей являются профессиональные отравления и заболевания. Профессиональное отравление-это острая или хроническая интоксикация, вызванная вредным химическим фактором в условиях производства. Профессиональное заболевание - это заболевание, вызванное воздействием вредного фактора в условиях производства и подтвержденное в установленном порядке.

Исходя из изложенного, важнейшее значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности работающих и сохранения их здоровья имеют идентификация, оценка, профилактика производственных вредностей, а также регламентирование их допустимых уровней.


Похожая информация.