Агентство по стандартизации. Техническое регулирование: понятие, цели, принципы. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Росстандарт – это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ранее имело название Госстандарт. Росстандарт входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.В настоящее время Росстандарт является центральным органом в областях сертификации, стандартизации и метрологии. Росстандарту законодательно поручено проведение государственной политики по техническому регулированию в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Выполнение возложенных на организацию функций, Росстандарт осуществляет через межрегиональные территориальные управления (МТУ) и подведомственные организации, которые реализуют основную из своих задач – распространение национальных стандартов. Образование Росстандарт относят к 1925 году, когда был создан Комитет по стандартизации. В 1970 году этой организации было присвоено название Госстандарт СССР, которое стало нарицательным при социализме: документам, которые устанавливали нормативы, также дано название Госстандартов.

Российский Госстандарт стал приемником союзного в 1991 году. В 2004 году Госстандарт был переименован в Ростехрегулирование — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

В 2010 г. Ростехрегулированию присвоено название, которое созвучно с мировым брендом (Госстандартом) – Росстандарт. Считается, что это переименование позволит более активно продвигать на мировом рынке российскую продукцию, снабженную символикой, которая уже известна мировым потребителям — Росстандарт.

Росстандарт и техническое регулирование

Стандартизация и сертификация являются мощными средствами улучшения качества товаров, их конкурентоспособности, повышения эффективности производства. Революционным в данной сфере стал ФЗ № 184, принятый в 2002 году под названием «О техническом регулировании». Данный документ определил государственные стандарты необязательными для исполнения (рекомендуемыми), в то время как основными нормативными актами, действующими на территории России, признаны технические регламенты.

В области сертификации Росстандарту данный закон отводит главное место, определив его в качестве центрального органа сертификации РФ.

Вводится обязательная государственная регистрация на основные виды продукции, которая проходит в рамках системы сертификации ГОСТ Р, подконтрольной Росстандарту.

Позднее Росстандарт и организации, участвующие в разработке стандартов, доказали, что в рамках улучшения качества продукции и ее безопасности, необходимо сформулировать положение, что требования технических регламентов должны соответствовать российским стандартам.

Гармонизация российского законодательства с мировыми требованиями к качеству и безопасности продукции происходит путем включения все большего количества продукции и товаров в списки, для которых обязательным является подтверждение соответствия российским нормативам путем принятия декларации о соответствии в органах сертификации, которые прошли аккредитацию в Росстандарте.

Продолжается работа Росстандарта, связанная с совершенствованием российских стандартов, включающих в себя передовые правила и процедуры подтверждения соответствия, изложенные в международных стандартах.

В настоящее время Росстандарт осуществляет значительную работу по приведению российских нормативов в соответствие с регламентирующими документами, утвержденными Комиссией Таможенного Союза. Данный орган является наднациональным, поэтому требования, сформулированные в его документах выше, чем российские, согласованные с Росстандартом.

Росстандарт представляет интересы России на международном уровне в сферах стандартизации, сертификации и метрологии, способствует продвижению на мировом рынке российских товаров с помощью повышения конкурентной их способности.

Росстандарт способствует доведению до сведения заинтересованных лиц всего множества национальных стандартов и требований, путем повышения их доступности. Помогают выполнять Росстандарту эту задачу развивающиеся информационные технологии. В настоящее время имеются вэбресурсы Росстандарта, доступные любому гражданину России, где происходят публикации российских стандартов.

В наши дни Росстандарт предлагает для стимуляции инновационных технологий с целью обеспечения доверия покупателей к новым продуктам с совершенно новыми, порой непривычными характеристиками, шире использовать механизм, заложенный в государственной системе сертификации, а именно – добровольную сертификацию продукции. Чтобы требования нормативов не сдерживали внедрение инновационных технологий, новые стандарты (технические регламенты) формулируют лишь основные требования безопасности, связанные со здоровьем людей и безопасностью окружающей природы. Но не содержат информации, как достичь этих показателей.

Свою деятельность Росстандарт осуществляет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294. Оно ввело в действие и утвердило «Положение о Ростехрегулировании».

В РФ действует Государственная система стандартизации (ГСС). Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

* ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

* ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

* ГОСТ Р 1.4-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

* ГОСТ Р 1.5-2002 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ),

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Основные цели и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метро­логии (Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим оказание государственных ус­луг и управление государственным имуществом в сфере техничес­кого регулирования и метрологии.

Ростехрегулирование осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной служ­бы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физи­ческих константах и свойствах веществ и материалов, Государствен­ной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и ма­териалов. Ростехрегулирование:

Организует экспертизу проектов национальных стандартов;

Осуществляет создание технических комитетов по стандарти­зации и координирует их деятельность;

Принимает программу разработки национальных стандартов;

Утверждает национальные стандарты;

Ведет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их дос­тупность заинтересованным лицам;

Выполняет функции национального органа по стандартизации.

К функциям Ростехрегулирования относится ведение:

Федерального информационного фонда технических регла­ментов и стандартов;

Единой информационной системы по техническому регулиро­ванию;

Перечня продукции, подлежащей обязательному подтвержде­нию соответствия;

Реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

Единого реестра выданных сертификатов;

Государственного реестра утвержденных типов средств изме­рений;

Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

Федерального каталога продукции для государственных нужд;

Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294
"О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"

С изменениями и дополнениями от:

27 октября 2004 г., 5 сентября 2006 г., 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 15 июня, 12 августа 2009 г., 9, 15 июня 2010 г., 24 марта, 6 апреля, 17 октября, 26 декабря 2011 г., 15 июня, 15 августа, 2 ноября 2013 г., 17 мая, 27 декабря 2014 г., 23 января, 25 декабря 2015 г., 13 мая, 1, 19 июля 2016 г., 24 января, 14 февраля 2017 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 7 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

4. Согласиться с предложением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, строение 1.

5. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находятся организации, находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии .

6. Установить, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

5.4.17.3. перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

5.4.17.4. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.5. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.6. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.7. единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

5.4.17.8. единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

5.4.17.9. федерального каталога продукции для государственных нужд;

5.4.17.10. государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 482 Положение дополнено подпунктом 5.4.18

5.4.18. утверждение государственных первичных эталонов единиц величин;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1132 Положение дополнено подпунктом 5.4.25

5.4.25. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.26

5.4.26. рассмотрение, утверждение и регистрацию одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.27

5.4.27. регистрацию свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.28

5.4.28. регистрацию уведомлений о прекращении действия документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.29

5.4.29. назначение в установленном порядке компетентной организации, выполняющей функции технического секретариата, для проверки правильности и обоснованности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.30

5.4.30. ведение в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" национальной части единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

5.4.31. подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации для их представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

5.4.33. установление порядка проведения работ по стандартизации, определение форм и методов взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;

5.4.35. определение с учетом потребностей экономики необходимости разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;

5.4.36. методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;

5.4.37. введение в действие межгосударственных стандартов, отмену действия межгосударственных стандартов и приостановление действия межгосударственных стандартов;

5.4.38. регистрацию в Федеральном информационном фонде стандартов документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

5.4.40. определение порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;

5.4.41. формирование комиссии по апелляциям, утверждение положения о комиссии по апелляциям и ее состав;

5.5. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.6. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

5.7. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.8. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.10. организовывает и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также руководит мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью Агентства или которые находятся в сфере его ведения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.10.1

5.10.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. N 988 Положение дополнено подпунктом 5.11.1

5.11.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Агентству, и руководителей указанных организаций;

5.11.3. организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;

5.11.4. обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.13. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

5.14. организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;

5.15. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5.16. заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;

5.17. представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства;

6.2. привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2016 г. N 696 пункт 6 дополнен подпунктом 6.5

6.5. разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия и порядок ношения форменной одежды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

III. Организация деятельности

8. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

9.2. представляет Министру промышленности и торговли Российской Федерации:

9.2.1. проект положения об Агентстве;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства;

9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Агентства и руководителей территориальных органов Агентства;

9.2.4. ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;

9.2.5. проект положения о территориальных органах Агентства;

9.2.6. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников аппарата Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;

9.4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Агентства;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;

Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по управлению государственным имуществом в сфере метрологии и технического регулирования и оказанию государственных услуг. Ранее данный федеральный орган носил название Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Госстандарт России (до 2004 года) и Ростехрегулирование (с 2004 года по 2010 год). Росстандарт относится Министерству промышленности и торговли РФ.

Бывший Госстандарт России , а ныне Росстандарт – руководящий орган по сертификации и стандартизации, который осуществляет межотраслевую координацию в своей сфере деятельности.

Его основными задачами являются:

  • Защита интересов РФ и прав потребителей в области безопасности услуг и товаров;
  • Исполнение государственной политики по установлению и исполнению госстандарта;
  • Обеспечение функционирования систем сертификации и стандартизации, а также их гармонизация с зарубежными системами;
  • Государственный надзор и контроль в области метрологии;
  • Государственный надзор и контроль исполнения требований обязательной сертификации и обязательного госстандарта;
  • Формирование информационных ресурсов, которые будут доступны для использования в сфере деятельности Росстандарта.

Кроме национального органа по сертификации и стандартизации – Росстандарта – в России также существуют региональные органы сертификации (МТУ — межрегиональное территориальное управление), где получить сертификат или могут производители и продавцы продукции в регионах.

Перечень органов по сертификации в регионах:

  • Дальневосточное МТУ;
  • Сибирское МТУ;
  • Уральское МТУ;
  • Приволжское МТУ;
  • Южное МТУ;
  • Северо — Западное МТУ;
  • Центральное МТУ.

Основной задачей региональных филиалов является распространение базы национальных стандартов.

Росстандарт – представитель интересов России в сфере своей деятельности на международном уровне. Данный орган способствует увеличению конкурентоспособности продукции российского производства, присоединению России к ВТО и обеспечивает национальную безопасность.

Одной из важнейших функций Росстандарта является формирование доступных для использования информационных ресурсов. Поэтому кроме печатных нормативных документов, которые постоянно выпускаются, данный орган применяет и новые технологии. Официальный сайт Росстандарта http://gost.ru/ на сегодняшний день доступен каждому российскому гражданину, имеющему доступ к глобальной сети Интернет.