Чем занимается Роскомнадзор: особенности и услуги. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций роскомнадзор

Далеко не все люди имеют представление о том, чем занимается Роскомнадзор, поэтому стоит рассмотреть данный вопрос подробно, учитывая тот факт, что это федеральный орган, который осуществляет защиту власти и защищает персональные данные граждан.

Роль Роскомнадзора

В первую очередь стоит отметить, что Роскомнадзор осуществляет полный контроль в сфере В том числе контролируются электронные и массовые коммуникации. Дополнительно Роскомнадзор уполномочен защищать и персональные данные граждан, следить, чтобы было полное соответствие при обработке этих данных в Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о том, чем занимается Роскомнадзор, стоит уделить внимание главным его функциям:

  1. Этот орган имеет полное право проводить проверки.
  2. Роскомнадзором проводятся систематические мероприятия по выявлению нарушений.
  3. Федеральный орган имеет полномочия применять наказание в виде пресекательных мер на основании рассмотренных жалоб и обращений от физических лиц.

Задачи, стоящие перед органами исполнительной власти

Чтобы понять более подробно, что такое Роскомнадзор, необходимо познакомиться со всеми задачами, которые стоят перед этим исполнительным органом власти:

  1. Организация занимается тем, что внимательно следит за всей информацией, которая на государственном уровне поступает в
  2. Электронные и массовые коммуникации постоянно проверяются на соответствие использования персональных данных каждого человека, пребывающего на территории государства.

Если имеются подозрения в нарушениях, то органы исполнительной власти имеют полное право применить меры пресечения.

Как проводятся проверки

Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что все проходит легко, при осуществлении проверки имеется огромное количество нюансов. Все мероприятия можно поделить на:

  1. Проверки, которые производятся по плану или которые являются неожиданными, то есть внеплановыми.
  2. Документальные проверки с выездом на место.
  3. Также существуют проверки, которые носят название однотерриториальных и многотерриториальных.

Как правило, чаще всего проводятся плановые однотерриториальные проверки. Внимательно изучая закон, можно сделать выводы, что в год можно проводить таких проверок не больше трех. Многие интересуются, как устроен Роскомнадзор? Надо отметить, что проверять юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеет право территориальный надзор. Случается и так, что деятельность субъекта происходит не только в одном районе РФ, поэтому есть общее главное управление Роскомнадзора, а все территориальные отделения имеют право проводить проверки только с разрешения, полученного в главном органе исполнительной власти.

Такие проверки называются многотерриториальными, и проводиться они могут внепланово.

Откуда Роскомнадзор берет информацию

Деятельность Роскомнадзора лучше всего рассматривать на примере такого огромного мегаполиса, как Москва. Чем занимается Роскомнадзор в большом городе, совсем несложно догадаться. Здесь идет большой поток информации, и отследить ее оказывается не так уж и легко, но, благодаря систематичности, орган исполнительной власти отслеживает практически все нарушения и защищает права граждан. Чтобы началась проверка, достаточно жалобы от граждан, которая сопровождается дополнительными сведениями и документами. Если выявляется факт нарушения, то Контрольно-надзорная деятельность проводится территориальными органами в форме:

  1. Систематического наблюдения.
  2. Мониторинга.

Стоит также отметить, что узнать о внеплановых проверках вряд ли получится, а вот просмотреть время плановых можно, обратившись на сайт территориального управления Роскомнадзора.

Как проводится систематическое наблюдение

Рассмотрим подробно, как проверяет Роскомнадзор и какие методы наблюдения для этого используются. В первую очередь стоит ознакомиться с методами контроля, которые могут осуществляться без проверяемого лица. В законодательстве не существует никаких ограничений для проведения мероприятий, которые касаются систематического наблюдения.

Если говорить о теории, то в таком случае лицо может проверяться хоть каждый день, но такое возможно, если проводится внеплановая проверка. Если проверки планируются, то их должно быть не больше трех, а также для этого составляется специальный график, который утверждается руководителем Роскомнадзора. Что касается внеплановых проверок, то они также проводятся только по приказу территориального управления. Чаще всего под проверку попадают операторы связи, вещатели, редакции СМИ.

Важно рассматривать не только вопрос о том, чем занимается управление Роскомнадзора, но и что именно используется для его деятельности. Чтобы осуществлять систематическое наблюдение, исполнительный орган имеет право использовать разные измерительные приборы. Например, это могут быть анализаторы спектра и другие измерительные комплексы. Роскомнадзор имеет полное право сделать запрос для получения информации в любую организацию, которая имеет хоть какую-то связь с проверяемым объектом.

В чем состоит суть мониторинга

Дополнительно Роскомнадзор имеет полное право проводить СМИ представляет собой специальный контроль, который проводится исполнительным органом во взаимодействии с проверяемым лицом. Мониторинги могут проводиться в таких направлениях:

  1. Рассматриваются приоритетные направления. Например, если цель - противостоять экстремизму, выявить случаи, когда пропагандируются наркотики и жестокость, а также распространяется через СМИ порнография, в таких случаях могут привлекаться и другие государственные органы, такие как ФСБ и прокуратура.
  2. Мониторинг может затрагивать конкурсные города, как правило, к ним относятся те, которые имеют население не более чем 100000 человек. В этих городах осуществляется телерадиовещание, а Роскомнадзор проверяет, чтобы была лицензия.

Роскомнадзор имеет полное право проводить мониторинг, внимательно изучая документы, подписки и печатные издания, а также собирать информацию в местах бесплатного распространения.

Какие применяются пресекательные меры

Мало знать, чем занимается Роскомнадзор и как защищает персональные данные, важно еще помнить, что к нарушителям могут применяться и пресекательные меры. Основной мерой, которая применяется к нарушителям, является административный протокол. Как только управление Роскомнадзора получает доказательства нарушений, информация проверяется и выявляются действительные факты, составляется протокол. Все протоколы составляются согласно законодательству.

Что запрещается упоминать в СМИ

Чтобы не нарушать закон, юридическим лицам стоит помнить о некоторых правилах и нормах, которые четко прописаны в законодательстве. Если власти выносит телеканалу, например, два предупреждения, то третьего может и не последовать, так как телеканал будет закрыт. Рассмотрим более подробно, что запрещает Роскомнадзор использовать в СМИ:

  1. Строго-настрого запрещается использовать свастику, но при этом могут быть исключения, все зависит от того, в каком она контексте будет употребляться.
  2. На территории России особое внимание уделяется упоминанию в СМИ террористических организаций, которые считаются в стране запрещенными.
  3. Есть отдельный запрет на подачу информации о суициде. Например, нельзя рассказывать о способах, как покончить с собой. Если информация и может выйти в эфир, то она должна носить общий характер.
  4. В интернете в связи с этим существует даже отдельный черный список сайтов. В этот список входят материалы с детской порнографией, способы самоубийств, приготовление наркотических средств и казино, сейчас еще в тот список вошли экстремистские организации.
  5. Для взрослых отдельно существует разрешенная информация, но она обязательно должна помечаться специальной маркировкой. Роскомнадзор рекомендует обращать внимание родителей на данную маркировку, чтобы ограничить доступ к запрещенной для детей информации.

Ответ на вопрос о том, чем занимается Роскомнадзор, очевиден, и в первую очередь главная задача состоит в том, чтобы фильтровать информацию. Если в интернете появляется сайт с запретной тематикой, то при выявлении его блокируют, и он становится недоступным.

Заключение

Правильным решением будет соблюдать законодательство, тогда никаких проблем с Роскомнадзором не возникнет. Для того чтобы выявить нарушение, исполнительный орган постоянно проводит мониторинги, и, чтобы не попасть впросак, следует заранее позаботиться и ознакомиться с плановыми проверками, которые предусмотрены центральным аппаратом Роскомнадзора. Если выявляются нарушения, то могут главного редактора или учредителя вызвать на допрос и взять с него объяснительную. Как правило, приглашение на допрос высылают официальным документом или оповещают по телефону.

Итак, теперь, когда известно, чем занимается Роскомнадзор на самом деле, правильно будет сделать вывод, что все персональные данные и личные сведения каждого гражданина находятся под защитой. А на сегодняшний день дополнительно разрабатываются эффективные системы для выявления запрещенных сайтов и их блокировки автоматически.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Разрешить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 10 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

3 - 4. Утратили силу с 28 января 2011 года. - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2011 N 39.

5. Отнести к ведению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральные государственные унитарные предприятия, находившиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федерального агентства по информационным технологиям, согласно приложению.

6. Согласиться с предложением Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, строение 2.

7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

а) утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1152;

б) Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 419 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2709) признать утратившим силу;

в) пункт 56 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 814 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 46, ст. 5337), признать утратившим силу;

г) пункт 54 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 43 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 6, ст. 738), признать утратившим силу.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. ПОЛНОМОЧИЯ

5. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет:

5.1.1. государственный контроль и надзор:

5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.1.2. в сфере связи:

5.1.1.2.1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;

5.1.1.2.2. за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации;

5.1.1.2.3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2.4. за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2.5. за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами, Федерального закона

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля;

5.1.1.2.6. за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля;

5.1.1.2.7. за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения;

5.1.1.2.8. за обеспечением доступности для инвалидов объектов, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 15.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и предоставляемых услуг;

5.1.1.3. в сфере информационных технологий:

5.1.1.3.1. за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5.1.1.4. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 769;

5.1.1.5. за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы;

5.1.1.6. в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

5.1(1). обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона "О персональных данных" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

5.1.2. присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам;

5.1.3. регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов;

5.1.4. лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований:

5.1.4.1. в области телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.4.2. в области оказания услуг связи;

5.1.4.3. по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.1.5. присвоение позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения и регистрацию присвоения позывных сигналов;

5.1.6. аккредитацию экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.1.7. создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр);

5.1.7(1). принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

5.1.8. направление в Евразийскую экономическую комиссию предложений, содержащих сведения о радиоэлектронных средствах и (или) высокочастотных устройствах гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа), а также рассмотрение полученных из Евразийской экономической комиссии предложений от государственных органов государств - членов Евразийского экономического союза, содержащих сведения о радиоэлектронных средствах и (или) высокочастотных устройствах гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа);

5.2. ведет:

5.2.1. реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования;

5.2(1). устанавливает:

5.2(1).1. порядок представления лицензиатом в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала;

5.2(1).2. порядок ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации;

5.2(1).3. порядок формирования и ведения лицензирующим органом реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;

5.2(1).4. порядок представления в лицензирующий орган оператором связи, осуществляющим трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, сведений о таком вещателе;

5.2(1).5. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2018 N 76;

5.2(1).6. форму разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания;

5.2(1).7. порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций;

5.2(1).8. порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5.2(1).9. порядок подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5.2(1).10. форму выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации;

5.2(1).11. порядок аннулирования разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации;

5.2.2. реестр зарегистрированных средств массовой информации;

5.2.3. реестры лицензий;

5.2.4. реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

5.2.5. реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации;

5.2.6. реестр экспертов и экспертных организаций, аккредитованных для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.3. организует:

5.3.1. проведение работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей телевизионного вещания и радиовещания;

5.3.2. деятельность радиочастотной службы;

5.3.3. проведение торгов на получение лицензий в области связи;

5.3.4. проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

5.3.5. сезонное планирование использования высокочастотных полос радиовещательными службами, в том числе международную координацию такого планирования с администрациями связи или уполномоченными радиовещательными организациями иностранных государств;

5.3.6. утратил силу. - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1298;

5.3.7. проведение экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.3.8. выполнение в установленном порядке работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов;

5.3(1). утверждает положение о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;

5.3(2). образует Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию, организует и обеспечивает ее деятельность;

5.4. регистрирует:

5.4.1. средства массовой информации;

5.4.2. радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения;

5.4.3. сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, подлежащие регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. выдает разрешения:

5.5.1. на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации;

5.5.2. на применение франкировальных машин;

5.5.3. на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;

5.5.4. на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река - море) плавания;

5.5.5. на ввоз на территорию Российской Федерации в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);

5.6. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.7. рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с федеральным законом;

5.8. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, а также полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в сфере ведения Службы;

5.9. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы);

5.10. осуществляет анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Службе, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, а также проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного комплекса;

5.11. осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.12. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций в указанной области;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

5.15. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере ведения;

5.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.17. осуществляет иные функции в установленной сфере ведения, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.2. проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

6.4. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.5. в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений;

6.6. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере ведения;

6.7. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за деятельностью подведомственных организаций;

6.8. утверждать образцы служебных удостоверений;

6.9. в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, привлекать к формированию и ведению единого реестра оператора единого реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.

7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере ведения, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций;

9.2.7. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, заместителей руководителей ее территориальных органов, а также руководителей подведомственных организаций, заключает и расторгает трудовые контракты с руководителями этих организаций;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе и ее территориальных органах;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансовое обеспечение расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Федеральном казначействе и его территориальных органах в валюте Российской Федерации, а также счета в кредитных организациях, открываемые для учета операций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - г. Москва.

Приложение

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

1. Главный радиочастотный центр, г. Москва.

2. Радиочастотный центр Центрального федерального округа, г. Москва.

3. Радиочастотный центр Приволжского федерального округа, г. Нижний Новгород.

4. Радиочастотный центр Сибирского федерального округа, г. Новосибирск.

5. Радиочастотный центр Южного федерального округа, г. Ростов-на-Дону.

6. Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа, г. Санкт-Петербург.

7. Радиочастотный центр Уральского федерального округа, г. Екатеринбург.

8. Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск.

9. Научно-технический центр "Информрегистр", г. Москва.


Оценить

Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 07.02.2018 16:17

Вчера на Хабре публиковалась новость о том, что против Роскомнадзора . На самом деле, это не первый и не последний иск, который был подан обычными пользователями или компаниями против ведомства. Довольных действиями организации все меньше, даже крупный бизнес, который обычно не любит давать комментарии относительно взаимодействия с государственными органами власти, начал в негативном ключе.

Сегодня я предлагаю совершить небольшой экскурс в историю и вспомнить, кто, когда и почему создал Роскомнадзор и понять, что представляет собой организация сейчас. Кстати, этот пост - первый в новой рубрике “Справочная”. Цель создания рубрики - относительно коротко рассказывать обо всем, что может быть интересно всем нам (если есть желание, предлагайте темы в личку). Что же, поехали.

Кто, когда и почему создал Роскомнадзор?

Официальное название организации - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Она была создана в мае 2008 года по указанию Президента России Дмитрия Медведева. Можно сказать, что Роскомнадзор - половина от целого: он появился в результате разделения на два органа Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Вторая половинка - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), которая перешла в подчинение к Министерству культуры.

Изначально Роскомнадзор именовался как Россвязькомнадзор, поскольку официальное название органа до 3 декабря 2008 года было таким - Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Ну а 3 декабря Россвязькомнадзор официально был преобразован в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Что должен делать Роскомнадзор?

В задачи ведомства входят:
  • Соблюдение Российского законодательства в сфере связи, информационных технологий и СМИ;
  • Надзор по защите персональных данных согласно закону о персональных данных в России;
  • Деятельность по организации радиочастотной службы.

Всегда ли Александр Жаров был руководителем Роскомнадзора?

Вовсе нет. Первым руководителем новообразованного в мае 2008 года органа стал Борис Боярсков. Он до этого возглавлял единое целое, которое после и стало двумя половинками. Всего через полгода руководителем стал Сергей Ситников, который работал заместителем Боярскова с июля 2007 года.

Жаров стал главой Роскомнадзором 3 мая 2012 года. До этого он работал заместителем министра связи и массовых коммуникаций России.

А что там с бюджетом?

Он достаточно большой, хотя особо и не увеличивается. Так, в 2014 году Роскомнадзор получил 8,5 млрд рублей, в 2015 и 2016 уже 9,6 млрд рублей, а в 2017 - снова 8,5 млрд.

Как и большинство государственных ведомств, Роскомнадзор получает средства из государственного бюджета Российской Федерации.

Что касается заработной платы, то в среднем она составляет 75 тыс. рублей.


Как поступить на службу в Роскомнадзор? В порядке, оговоренном законодательством. По ссылке - положения о государственной службе.

Когда начались блокировки?

В 2012 и 2013 годах Роскомнадзор особо не выделялся (правда, в 2012 году были включены в Единый реестр запрещенных сайтов несколько статей Википедии). Медийной организацией он стал с 2014 года, когда начал выносить предупреждения различным СМИ федерального масштаба (Лента.ру, Эхо Москвы и другие) по выходившим интервью с лицами, которые являются руководителями запрещенных в РФ организаций. Речь идет, прежде всего, о «Правом секторе» (деятельность организации запрещена на территории РФ, она считается экстремистской).

В 2014 году начались блокировки сайтов оппозиционных изданий (например, блог Алексея Навального). Затем последовали блокировки «пиратских» сайтов, включая RuTracker, социальных сетей (LInkedIn) и других сервисов (SlideShare, BlackBerry Messenger, Imo, Line, и Vchat).

С 2017 года активно развивается конфликт с Telegram, мессенджером, у которого Роскомнадзор требует ключи шифрования, с тем, чтобы у правоохранителей РФ был доступ к истории переписке пользователей. Историю взаимоотношений ведомства и Telegram можно отследить, в том числе, и на Хабре - об этом регулярно публикуются статьи и новости.

Кто блокирует сайты и сервисы, признанные Роскомнадзором незаконными?


Сам по себе Роскомнадзор не может ничего заблокировать, ведомство применяет ряд законодательных инструментов для того, чтобы ресурсы и сервисы блокировались операторами связи - любого масштаба и региона. Для этого создана «Информационная система взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи ». В системе блокировок участвуют и суды, и прокуратура и… В общем, проще упомянуть тех, кто не принимает участия в этой схеме.

Приносит ли деятельность Роскомнадзора пользу?

По утверждению сотрудников ведомства - да. Жаров неоднократно утверждал, что Роскомнадзор успешно борется с пиратами, а значит, отечественные авторы музыки, книг, ПО и контента другого рода получают свои деньги, избегая воровства средств пиратами.

Также Жаров говорил, что Роскомнадзор повлиял на работу Rutracker, значительно снизив уровень дохода ресурса и количество его пользователей и на работу Telegram, который едва ли не влачит жалкое существование после блокировки.

На самом деле что Rutracker, что Telegram чувствуют себя неплохо. А вот из-за массовых блокировок бизнес в РФ только в этом году потерял уже около $1 млрд, пострадали тысячи ресурсов. В разное время не работали различные СМИ, ABBYY Lingvo, продажи полисов ОСАГО и билетов в кинотеатры, умные телевизоры, трекеры и умные камеры, карты Google и даже

Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) - это орган исполнительной власти Российской Федерации, который находится в ведении Минкомсвязи. Основными функциями Роскомнадзора считаются контроль и надзор в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Помимо этого, этот орган исполнительной власти также занимается контролем и надзором за соответствием обработки личных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также выполняет функции по организации деятельности радиочастотной службы. Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»: «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.» .

Также следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.» .

За последние несколько лет активная деятельность Роскомнадзора увеличилась в десятки раз одновременно по всем направлениям. Это коснулось не только мониторинга, но и множества запретов и блокировок интернет-страниц. Что касается мониторинга, то за 3 квартале 2016 года при содействии Управления осуществлялась деятельность рабочей группы по разработке требований к единому информационному пространству мониторинга средств массовых коммуникаций, а также реализовывались мероприятия по подготовке к проведению Единого дня голосования 18 сентября 2016 года.

В рамках этих мероприятий специалистами ФГУП «РЧЦ ЦФО» выявлено 715 материалов с нарушениями действующего законодательства о выборах, 462 материала направлено в Центральную избирательную комиссию или в соответствующие территориальные избирательные комиссии. В 3 квартале 2016 года мониторинг региональных средств массовой информации и массовых коммуникаций организован на территории 85 регионов. В ежедневном режиме силами 120 специалистов территориальных подразделений ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществлялся мониторинг 6253 СМИ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет:

5.1.1. государственный контроль и надзор:

5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;

5.1.1.2. в сфере связи:

5.1.1.2 .1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;

5.1.1.2 .2. за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации;

5.1.1.2 .3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2 .4. за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

5.1.1.2 .5. за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля.» .

В 3 квартале (9 месяцев) 2016 года территориальными управлениями Роскомнадзора проведено 2540 (7742) плановых и 164 (674) внеплановых мероприятий государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере СМИ. проведенных территориальными управлениями Роскомнадзора плановых мероприятий государственного контроля уменьшилось на 12% (15%), внеплановых - уменьшилось на 47% (13%). Количественные показатели проведенных мероприятий систематического наблюдения в отношении СМИ в 3 квартале (9 месяцев) 2015, 2016 годов (см. Приложение № 1).

Очень активно в последнее время идет борьба Роскомнадзора с интернет-компаниями. Многие иностранные интернет-компании игнорируют решения российских судов и государственных органов, ссылаясь на то, что работают по законам стран, в которых зарегистрированы. Чиновники придумали, как решить эту проблему, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких интернет-компаний, операторов связи, чиновники двух ведомств и человек, знакомый с сотрудниками администрации президента. По их словам, весной в законодательство могут быть внесены поправки, позволяющие по решению суда замедлять доступ к сайтам нарушителям российского законодательства. Причем распространяться эта норма будет не только на иностранцев.

Среди пользователей социальных сетей вызвал широкий общественный резонанс блокировка ряда приложений. Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов адреса мессенджеров BlackBerry Messenger, Imo и Line, а также аудиовизуальный чат Vchat, сообщил сайт проекта «Роскомсвобода». Сервисы были заблокированы после того, как отказались предоставлять российским властям данные о пользователях и их активности. Они также отказались признать себя организаторами распространения информации. Кроме того, вчера на странице в Facebook, Роскомнадзор сообщил, что операторы связи начали ограничивать раздачу пиратского контента, блокируя по IP доступ к вспомогательному сервису торрент-трекеров - анонсерам. Анонсеры собирают данные, необходимые для организации устойчивого файлообмена.

Роскомнадзор продолжает вычищать интернет-пространство от пиратских сайтов, активно борется с нарушителями авторских прав. Роскомнадзор продолжает активно бороться с самым крупным российским торрент-трекерем RuTracker. Роскомнадзор и правообладатели окончательно хотят заблокировать данный пиратский ресурс. По информации издания, уже заблокировано несколько торрент-анонсеров, серверов, которые обрабатывают запросы пользователей и ведут статистику, из-за чего сильно упала скорость скачивания у большинства пользователей. Правообладатели собираются обратиться в Москгорсуд с требованием закрыть все «зеркала» сайта.

Глава специализирующейся на блокировке пиратских раздач компании Pirate Pay Андрей Клименко заявил, что его сотрудники уже составляют список «зеркал» RuTracker. По его словам, компания подготовила документ, который разъясняет, какие сайты можно считать «зеркалами», а какие просто копируют внешний вид трекера. На сайте трекера появилось сообщение о том, что российские провайдеры блокируют торрент-анонсеры ресурса, из-за чего у пользователей могут возникать ошибки в статусах раздач и статистике. Ранее сообщалось, что Госдума поддержала законопроект об оперативной блокировке «зеркал» пиратских сайтов. «Зеркалом» сайта называют его точную копию под другим адресом.

Также Роскомнадзор, заблокировав сайт с готовыми работами для школьников и студентов. Надзорное ведомство заблокировало ресурс refoteka.ru, на котором размещались рефераты, курсовые и дипломные работы. Соответствующее решение было принято Ленинским районным судом Ставрополя, который признал распространение данной информации нарушением законодательства. Истцом в ходе процесса выступил местный прокурор, который обратил внимание на то, что на заблокированном сайте для всех желающих за деньги были доступны готовые курсовые и дипломные работы. При этом данные научные труды являются объектом интеллектуальной собственности.

Роскомнадзор начал замедлять процесс раздачи пиратского контента с торрент-трекеров с помощью ограничения доступа к серверам, ответственным за скачивание. Об этом надзорное ведомство сообщило на своей странице в Facebook. Роскомнадзор начал принимать меры по прекращению создания технических условий, обеспечивающих распространение «пиратских» копий аудиовизуальной продукции путем ограничения доступа к серверам торрент-трекеров - так называемым «анонсерам» .

В нем отмечается, что блокировка «анонсеров», которая происходит по IP-адресу, позволяет замедлить процесс раздачи файлов, поскольку торрент-клиент перестает получать информацию, у кого можно скачать тот или иной файл». Антипиратский закон был принят Госдумой в июне 2013 года. Он предполагает, что сайты с пиратским контентом могут быть заблокированы решением суда по требованию правообладателя в случае нарушения авторских прав. 1 мая 2015 года закон был распространен на музыку, книги и софт.

В 3 квартале 2016 года специалистами ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществлен мониторинг в отношении 154390 выпусков СМИ, выявлено 11286 материалов с признаками нарушений законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций, 7647 из которых были подтверждены АУП ФГУП «РЧЦ ЦФО» или ТО Роскомнадзора и переданы в ТО и ЦА Роскомнадзора для принятия соответствующих мер реагирования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016): « в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);» .

За 2016 год было направлено на блокировку 9 500 сайтов и/или указателей страниц сайтов сети «Интернет». Основными ресурсами, на которых осуществляется распространение противоправной информация, являются:

По линии незаконного оборота наркотиков - специализированные сайты и «доски объявлений». При этом доля социальных сетей составляет более 20%,

По линии азартных игр - 98% приходится на сайты, специализирующиеся на распространении такой запрещенной информации.

В связи с непринятием мер по удалению информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, в отчетный период доступ на территории Российской Федерации ограничен к 817 интернет-ресурсам. Кроме того, за отчетный период в Роскомнадзор поступило 16определений Мосгорсуда об отмене предварительных обеспечительных мер, в результате чего были прекращены меры реагирования в отношении 461 интернет-ресурса.

Также стоит отметить борьбу Роскомнадзора с суицидальными группами. В конце 2016 года в Роскомнадзоре состоялось заседание рабочей группы по выявлению в интернете информации о самоубийствах. Участники заседания решили начать совместную разработку научной методики, которая позволит оперативно осуществлять мониторинг и эффективно выявлять материалы о самоубийствах и тематические сообщества, в том числе программным методом.

В России необходимо создать центр онлайн-контроля сети связи общего пользования, заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров на расширенном заседании коллегии ведомства. По его словам, Роскомнадзор в «ежедневном круглосуточном режиме» ведет наблюдение за качеством услуг связи из своего Ситуационного центра, куда оперативно поступает информация об инцидентах и авариях на объектах и сетях связи. Кроме того, налажен информационный обмен с крупнейшими операторами связи страны, МЧС и Минэнерго. Однако, по словам Жарова, не всегда удается оперативно реагировать на нештатные ситуации - случаются неоправданные задержки с восстановлением оказания услуг связи в должном объеме и надлежащего качества.

Свыше тысячи записей в социальных сетях Instagram, Facebook и Twitter с признаками суицидального контента выявлены с начала февраля этого года. Территориальные управления Роскомнадзора в российских регионах провели профилактические встречи на тему детских самоубийств. Ранее правительство одобрило законопроект об ужесточении наказания за склонение детей к самоубийству.

Важно отметить, что среднее количество подписчиков в выявляемых суицидальных группах - от 10 до 300 пользователей. Раньше, в начале работы по данному направлению, фиксировались группы с количеством участников от 100 до 3000 человек. То есть сейчас группы не успевают набрать аудиторию, большинство выявляемых Роскомнадзором сообществ являются «молодыми». Кроме того, примерно 5-10 % от общего числа выявляемых групп являются вновь созданными после блокировки основных групп, то есть такой суицидальный контент имеет один или несколько центров администрирования, группы создаются одними и теми же лицами.

В последнее время в социальных сетях активно распространяется виртуальная игра, которая склоняет детей к самоубийству. Подростки начали делиться в соцсетях несколькими хэштегами, которые отсылают к так называемым «группам смерти», ставшим причиной нескольких случаев суицидов среди несовершеннолетних в России. Так, в конце января начале февраля в соцсетях ВКонтакте и в Instagram стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, снабженные хэштегами.

- «синий кит»,

- «разбуди меня в 4:20»,

- «я в игре»,

- «тихий дом» .

Вступившим в группу детям предлагают принять участие в игре, которая заключается в заданиях, последним из которых якобы становится самоубийство.

Также Роскомнадзор удалит из интернета книгу Стейси Крамер «50 дней до моего самоубийства». Специалисты Роскомнадзора выявили 102 интернет-страницы с текстом книги Стейси Крамер «50 дней до моего самоубийства», содержащей противоправную информацию. Ранее решения о запрете распространения книги на территории РФ вынесли Дорогомиловский районный суд города Москвы, Таганский районный суд города Москвы, Бабушкинский районный суд города Москвы, а также Гагаринский районный суд города Москвы. Поясняется, что суды установили, что в сюжетной линии произведения имеются описания способов совершения самоубийства. В тексте содержатся высказывания, которые побуждают совершить самоубийство, а также аргументы и суждения, которые могут склонить к принятию решения о совершении самоубийства.

Госдума ранее начала сбор отзывов на законопроект, предусматривающий уголовное наказание для организаторов так называемых «групп смерти» в социальных сетях. До этого сразу в десяти регионах России были проведены обыски у администраторов и участников «группы смерти», имеющих псевдонимы «Филипп Море», «Мирон Сетх», «Хранитель Истины» и других.

Подводя итог, следует отметить, что при реализации полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций Роскомнадзор преследует цель обеспечения права граждан на свободу слова при одновременном недопущении злоупотребления свободой массовой информации. Особое внимание уделяется контролю за исполнением норм и требований законодательства, касающихся запрета использования информационного пространства для экстремизма, разжигания различных форм ненависти, распространения противоправной информации.