Экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия. Охранные зоны объектов культурного наследия: определение, классификация, виды, ограничения строительства, порядок разработки и соблюдение закона

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Эксперты

Чаcтые вопросы

  • Мы решили утеплить балкон и выложить его кирпичом. Наша соседка возмутилась и сказала, что мы делаем это незаконно и что якобы на это нужно разрешение архитектора. Наша квартира приватизирована. Неужели и правда нам придется у кого-то спрашивать разрешение?

    Балкон входит в состав общего имущества. Поэтому любые переделки должны быть согласованы со всеми собственниками многоквартирного дома. Заключение архитектора (проект) тоже необходимо, ведь Ваши надстройки могут угрожать целостности всего здания. Затем это необходимо утвердить в комиссии по переустройству в органе местного самоуправления. В противном случае это будет являться самовольной постройкой, которая, по решению суда, будет подлежать сносу за счет лица, ее. Также в случае ухудшения состояния целостности здания могут быть взысканы необходимые средства для восстановления его целевого назначения - безопасного проживания граждан. Таким образом, чтобы Вам не рисковать и чтобы в будущем Вам не пришлось сносить построенные изменения, советуем обратиться в наш Центр для проведения независимой экспертизы.

  • Мы хотим сделать перепланировку в квартире. Дом оказался памятником культурного наследия. Предметом наследия является "ансамбль жилых зданий". В нашем проекте не предусматривается изменение ансамбля или какого-то элемента здания. Для удобства мы лишь немного смещаем ненесущие перегородки.

    В Вашем случае необходимо провести независимую историко-культурную экспертизу о возможности перепланировки по вашему эскизу и убедиться в том, что Ваш проект не изменяет памятник. Только после проведения экспертизы у вас появится возможность совершить перепланировку. Так как "ансамбль жилых зданий" является предметом культурного наследия, то решать вопрос, изменит перепланировка его культурную ценность или нет, может только независимый эксперт.

ГОСТ Р 58204-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОЕКТ ОХРАННЫХ ЗОН ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Состав и содержание. Общие требования

The project of protection zones of the world heritage object.Composition and content. General requirements

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием"Центральные научно-реставрационные проектные мастерские"

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурноенаследие"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 августа 2018 г. N505-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает порядок определения границ охранной зоны (буфернойзоны) объекта всемирного наследия.

Требования стандартаоснованы на положениях ,,* и *.
________________
*Поз. и см. раздел Библиография. - Примечание изготовителябазы данных.

Настоящий стандартпредназначен для применения федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в области сохранения, использования,популяризации и государственной охраны объектов культурногонаследия, его территориальными органами, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в областисохранения, использования, популяризации и государственной охраныобъектов культурного наследия, их подведомственными организациями,собственниками и пользователями объектов культурного наследия,государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения иохраны объектов культурного наследия, юридическими и физическимилицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектовкультурного наследия.

2Термины и определения

Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями:

2.1 объект всемирногонаследия: Объект, обладающий выдающейся универсальной ценностьюи включенный решением Комитета всемирного наследия в Списоквсемирного наследия. Объекты всемирного наследия делятся накультурные, природные и смешанные. Кроме того, для классификацииобъектов применяются также такие категории, как серийный итрансграничный (расположенный на территории двух и болеегосударств) объект.

Памятники природы и культуры нуждаются в полноценной охране со стороны общества и государства. Только в таком случае они могут предстать перед потомками, быть гордостью народа. Конечно, такая охрана должна регулироваться именно на государственном уровне. В Российской Федерации есть несколько важных законодательных актов, посвященных именно охранным зонам объектов культурного наследия. Мы разберем эти документы, выделив особенности данных зон, их классификацию, требования законодательства.

Регулирующие законодательные акты

Положения об охранных зонах объектов культурного наследия включают в себя следующие акты:

  • ФЗ № 73 (опубликован в 2002 году, последняя редакция - август 2018 года) "Об объектах культурного наследия РФ". В частности, ст. 34.
  • Постановление российского Правительства № 972 "Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ".

Дополнения в эти акты вносились данными федеральными законами:

  • ФЗ № 342 (2018).
  • ФЗ № 315 (2014).

Далее в материале мы на основе вышеперечисленных документов разберем важные определения, введем классификацию охранных зон. Кроме того, данные законодательные акты содержат в себе информацию о составлении проектов, характеристике режимов, что также важно представить читателю.

Что это?

Прежде всего приведем определение.

Зона охраны объектов культурного наследия - определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается спецрежим использования участков земли. Он призван ограничить хозяйственную деятельность и полностью запретить строительство на данной территории.

Исключение - применение особых мер, которые направлены на сохранение, реконструкцию, регенерацию природной, исторической, градостроительной зоны объекта природного наследия.

Кроме того, в статье будут использоваться близкие, но не идентичные вышеуказанному понятия:

  • Зона регулирования хоздеятельности и застройки - территория, в границах которой будет установлен режим эксплуатации земель, ограничивающий хоздеятельность и строительные мероприятия. Он также определяет требования к реконструкции уже существующих сооружений и зданий.
  • Зона природного охраняемого ландшафта - территория, в границах которой будет установлен спецрежим использования земель, как сужающий, так и запрещающий строительство, хоздеятельность, реконструкцию существующих сооружений в целях сохранения уникального природного ландшафта. Последним могут считаться долины рек, леса, водоемы, местность, композиционно связанная с культурно значимым объектом.

Исходя из этого можно составить классификацию.

Разновидности

Охранные зоны объектов культурного наследия обустраиваются с целью обеспечения сохранности последних. Они устанавливаются в исторической среде объекта, непосредственно на сопряженной с ним местности. Зоны охраны могут быть трех разновидностей:

  • Охранная зона объекта культурного наследия.
  • Зона регулирования застроек и различной хоздеятельности.
  • Зона природного охраняемого ландшафта.

Нужный состав защищаемых территорий определяется проектом охранных зон объектов культурного наследия.

Чтобы одновременно обеспечить охрану нескольких культурных, природных объектов, расположенных рядом друг от друга, допускается создание для них охранной единой зоны. Что в нее может входить? Те же самые виды:

  • Единая зона охраны объектов культурного наследия.
  • Единая зона регулирования хозяйственной деятельности, застроек.
  • Единая зона природного охраняемого ландшафта.

Состав такой объединенной зоны определяется проектом объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Переходим к следующей теме.

Основа для разработки проектов

Разберем теперь разработку охранных зон объектов культурного наследия. Она может проводится как физическими, так и юр. лицами на основе данных архитектурных, исторических, архивных исследований, с учетом информации из государственного кадастра недвижимости.

Состав такой зоны определяется на основе проекта зон охраны объектов культурного наследия. Он опирается на материалы архитектурно-исторических исследований, которые в полной мере обосновывают его.

Данные культурных, исторических исследований формируются на базе следующей информации:

  • Опорный культурно-исторический план того населенного пункта, города, на землях которого находится культурно значимый объект (либо его фрагмент или целая группа объектов).
  • Сведения о выявленных объектах, относящихся к культурному наследию, их установленных территориях, которые расположены в границах проектируемой защитной зоны.
  • Материалы уже разработанных проектов охранных зон вокруг культурно значимых объектов, находящихся как в границах конкретного поселения, так и на межселенных территориях.
  • Материалы визуального, ландшафтного анализа композиционной связи объекта культурного наследия (или их группы) с ландшафтным окружением, окружающей застройкой.
  • Иные данные, что необходимы для составления и обоснования проекта.

Проведение разработки проектов

Разработка проектов охранных зон и других субъектов РФ, а также историко-архитектурные исследования, обосновывающие их, - направления федеральных и региональных целевых программ РФ. В числе всего прочего они предусматривают мероприятия по сохранению, популяризации, гос. охране и использованию памятников природы и культуры.

Разработка данных проектов также может вестись и по инициативе (и за счет финансов) муниципальной власти, владельцев или непосредственных пользователей данных культурно значимых объектов. А также правообладателей земельных наделов, каким-то образом связанных с памятниками природы и культуры.

Разработку проектов постоянных и временных охранных зон объектов культурного наследия также инициирует российское Министерство культуры, органы госвласти субъектов федерации, структура местного самоуправления.

Министерство культуры РФ также обязано давать методические рекомендации по заготовке материалов, что ложатся в основу проектов охранных зон вокруг памятников природы и культуры. Эта же структура определяет согласование проектов тех или иных объектов культурного наследия с органами гос. власти, обеспечивающими их (памятников) охрану.

Проект и границы зоны

Теперь еще одно важное понятие. Проекты зоны охраны памятника культуры или природы (или объединенной зоны) - это текстовая документация, а также информация, представленная в виде карт, схем, которая формирует полное представление о границах охраняемой территории. Обязательно перечисление режимов эксплуатации земель в этой зоне, а также предписаний градостроительных регламентов в пределах данной территории.

Границы охранной зоны объектов культурного наследия - это линии, что обозначают территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать негативное влияние (как прямое, так и косвенное) на сохранность памятника культуры или природы в его естественной среде.

Обозначение данных линий, а также координат опорных точек границ охранных зон на схемах и картах должно однозначно определять пределы охраняемых территорий. Точность выведена до нормативов, характерных для государственного кадастра недвижимости.

Важно отметить, что границы охранных зон вокруг памятников культуры и природы могут не совмещаться с границами земельных участков, границами иных территориальных объектов.

Режим для охранной зоны

По закону об охранных зонах объектов культурного наследия вводятся следующие ограничение на эксплуатацию земельных участков, требования к градостроительству на данной территории:

  • Запрет на возведение объектов капитальной застройки. То есть на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. Исключение - применение спецмер, направленных на регенерацию, восстановление природной, исторической, градостроительной зоны объекта, воссоздание или восстановление его полностью/частично утраченных составляющих, характеристик.
  • Ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (либо ее частей), что может изменить размеры, пропорции, параметры этих объектов, предполагает использование иных стройматериалов, цветовых решений, особенностей дизайна малых строений.
  • Сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты.
  • Гарантирование визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде. Это также включает в себя обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек.
  • Соблюдение всех требований по охране окружающей природной среды, которые гарантируют сохранность объекта в его естественном историческом и ландшафтном окружении.
  • Иные требования, что определяют сохранность памятника культуры.

Режим для зоны ограничения застройки и хоздеятельности

Требования к режиму зоны регулирования хозяйственной деятельности и застройки будут немного отличны от требований к режиму охранной зоны вокруг памятников природы и культуры. Рассмотрим и эти предписания:

  • Ограничение строительства до той степени, что необходима для сохранности культурно значимого объекта в его исконной исторической среде. Ограничение также распространяется на параметры, пропорции и размеры объектов капитальной застройки/их частей, использование определенных стройматериалов и цветовых решений.
  • Ограничение капремонта, реконструкции объектов капитальной застройки, если работы связаны с изменением их форм, пропорций, размеров, параметров, применененим иных стройматериалов и цветовых решений.
  • Гарантирование визуального восприятия посетителями памятника природы или культуры в его исконной ландшафтной, исторической среде.
  • Ограничение хоздеятельности до той степени, при которой она не будет негативно влиять на объект.
  • Сохранение качества природной окружающей среды до той степени, при которой становится возможной сохранность памятника природы или культуры.
  • Соблюдение всех предписаний по охране окружающей среды, что могут в определенной мере способствовать сохранению культурно важного объекта для будущих поколений.
  • Иные требования, исключающие влияние негативных факторов на памятник.

Режим для зоны природного охраняемого ландшафта

Режим для данной территории обязательно составляется с учетом данных предписаний:

  • Запрет строительства объектов капитальной застройки, ограничение хоздеятельности, запрет на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (капитальной застройки),в целях сохранения/восстановления связи памятника природы или культуры с окружающим ландшафтом. Последний включает в себя речные долины, водоемы, открытые пространства и леса. Исключением будет лишь возведение малых строений, работы по общему благоустройству территории.
  • Поддержание того качества окружающей среды, которое необходимо для сохранения, регенерации защищаемого природного ландшафта.
  • Сохранение исторически характерных в природном охраняемом ландшафте соотношений закрытых и открытых пространств с целью целостности восприятия культурно значимого объекта в его исконной природной, исторической среде.
  • Соблюдение требований по охране окружающей среды, способных обеспечить сохранность защищаемого природного ландшафта в его естественном окружении.
  • Иные требования, что обеспечивают сохранность, регенерацию охраняемого памятника культуры или природы.

Согласование с Министерством культуры

Чтобы ввести на определенной территории какой-либо из перечисленных режимов, а также установить границы окружающих зон, требования к различным градостроительным регламентам, подготовленный проект обязательно согласовать с Министерством культуры РФ. Для этого уполномоченный в области госохраны памятников, объектов культурной значимости предоставляет туда следующую документацию:

  • Проект правового акта, который утверждает границы охранной зоны, объекта, режим, применяемый на данной территории, предписания касательно градостроительных регламентов.
  • Проект зоны охраны памятника природы или культуры.
  • Данные об итогах рассмотрения вышеуказанных проектов либо учреждениями исполнительной власти какого-либо из российских субъектов, либо уполномоченным в сфере госохраны культурно значимых объектов народов РФ.
  • Заключение историко-культурной государственной экспертизы.

Решение об установлении зон и прекращении их существования

Еще один важный вопрос. Кто же полномочен установить защитную зону объекта культурного наследия? Здесь выделяется несколько ответственных органов:

  • Решение как об установлении, так и об изменении защитной зоны культурно значимого объекта народов РФ, относящегося к особо ценной категории, внесенного в Список всемирного наследия принимается и утверждается федеральным органом охраны данного рода объектов. Он вводит требования к градостроительным инструкциям в пределах этих территорий, утверждает их на основании проектов таких охранных зон.
  • Решение о прекращении существования охранных зон таких объектов (ценных, имеющихся в Списке всемирного наследия) принимается также федеральным органом, отвечающим за охрану объектов культурного значения.
  • Решение как об установлении, так и изменении защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (не входящего в перечень особо ценных, а также в Список) вводится силами субъекта РФ. Однако это решение должно быть согласовано с вышестоящими федеральными структурами.
  • Если это культурный объект местного (муниципального значения), то решение о создании, изменении для него охранных зон принимается по законам субъекта РФ. Тех, в границах которых он расположен.
  • Решение о прекращении существования охранных зон объектов культурного наследия регионального значения, не включенных в Список всемирного наследия, не относящихся к особо ценным, принимается также государственной властью субъекта федерации.
  • Зона охраны памятника природы или культуры может прекратить существование и без принятия ответственных решений. Однако возможно это лишь в одном случае: когда культурно значимый объект был исключен из всероссийского государственного единого реестра памятников природы и культуры народов РФ.
  • Утверждение зон охраны объектов культурного наследия происходит не позднее чем спустя 2 года после того, как памятник, территория были включены в вышеуказанный единый реестр. Этот пункт Положения был введен сравнительно недавно - 3.08.2018.

Подведем итоги рассмотрения законодательных актов. Утверждение, изменение, прекращение существования охранных зон, оберегающих объекты культурного наследия от разрушения, регулируется в России на уровне государства - федеральных, региональных, местных органов власти. Для введения защитной зоны вокруг какого-либо памятника природы или культуры обязательна подготовка содержательного проекта. Он должен определять режим, границы, требования к градостроительному регламенту касательно данной территории.

О разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия рассказывает , член правления УРООО Союза Архитекторов России; Почетный архитектор Удмуртской Республики, член Союза реставраторов России, директор «Архитектурно-строительного бюро Степанюк Н. Е.». Публикация сопровождается примерами проектов зон охраны объектов культурного наследия, выполненными Архитектурно-строительным бюро Степанюк Н. Е. на территории Удмуртской Республики.

Объекты культурного наследия

Культурное наследие любого населённого пункта требует трепетного внимания и сохранения в той среде и местности, где оно и образовано и расположено изначально. Поэтому законодательством в целях обеспечения сохранности и полноценного существования объектов культурного наследия предусмотрено наличие охраняемых зон, где будет регулироваться деятельность человека.

Границы зон охраны представляют территории, в черте которых любая деятельность человека, особенно, если она не контролируется специальными органами, может привести к негативному воздействию на памятник истории и культуры и его среду. Они не всегда совпадают с административным делением или границами земельных участков.


Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в редакции 2017 года):

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия...



Зоны охраны памятников культуры

Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливает требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Разрабатывая проекты зоны охраны памятников культурного наследия определяют границы зон и регламенты использования в их пределах:

  • Территорию объекта - территорию, которая обеспечивает полноценное сохранение ОКН и ограничивает использование территории, направляя деятельность людей строго на сохранение объекта.
  • Охранную зону - территорию, на которой проводятся мероприятия обеспечивающие безопасность объекта в его естественном окружении и привычном ландшафте; где ограничено использование земель и хозяйственная деятельность, проживающих там людей. Зона где, запрещены любые строительные работы. Кроме мероприятий, направленных на сохранение или реставрацию самого памятника культуры.
  • Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности строго ограничивает строительство и ремонт сооружений, находящихся рядом с охраняемым объектом. Использование земель также имеет существенные ограничения. Вся деятельность человека, зависит от состояния памятника культуры, которому нельзя нанести вред.
  • Зона охраняемого ландшафта, представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим. Ограничена возможность использования земель, запрещены хозяйственные работы. Исключение составляют лишь специальные мероприятия, цель которых сохранить природный ландшафт, (водоемы, лесопосадки, отдельные природные детали или открытое пространство) составляющий композицию с памятником культуры.



Проекты зон охраны

Проект зон охраны ОКН состоит из текстовых файлов, чертежей сооружений в границах данной зоны, проектов использования территории в хозяйственных целях местным населением, карт или схем, благодаря которым можно определить границы на базе собранных обосновывающих и архивных материалов.

Проект зон охраны обязательно проходит государственную историко-культурную экспертизу на соответствие требованиям законодательства и регламентам охраны объектов культурного наследия. Лишь разрешение историко-культурной экспертизы позволит утвердить границы зон, которые нуждаются в охране.

Проект зон охраны обязателен к предоставлению для утверждения в соответствующие организации вместе с материалами, которые служат его обоснованием, в том числе и экспертным заключением.

Границы зон охраны ОКН утверждаются и устанавливаются лишь в том случае, если проект получает положительное заключение экспертизы и соответствующие утверждения в органах власти.