Отрицательные качества работника деловые и личные. Какие качества указать в резюме. Если вам кажется, что достижений нет

Вы можете быть невероятно крутым специалистом и даже гуру в какой-то узкой области, но какой в этом толк, если личные качества для резюме были подобраны неправильно или совсем о них позабыли? Казалось бы: должны смотреть на опыт работы, а деловые качества работника для резюме – это уже второстепенно. На самом деле, то, как Вы себя преподнесете в графе «личные качества» может стать судьбоносным.

Прежде, чем перейти к рассмотрению нужных работодателю качеств, небольшой совет: забудьте в шаблонах в виде слов «целеустремленность», «быстрая обучаемость», «работа на результат». Это все отлично, но так старо. Даже если такие качества Вы хотите написать, пускай они будут не единственными в почетном списке. От скудности и шаблонности подачи Ваша характеристика, как будущего сотрудника, уже точно не будет в выигрыше.

Начнем с общих советов профессиональных HR-специалистов. Чтобы не тратить свое драгоценное время на собеседование не «Той» или не «Того», они обязательно обратят внимание не только на опыт работы, но и на личные качества. И вот что советуют сами эйчары:

  • Можно очень себя ценить, как специалиста, но указывать более 5-ти личных качеств не нужно
  • Качества работника для резюме указываются исходя из должности. Об этом мы подробнее еще напишем. Но, для начала: сотруднику продуктового склада при выполнении своих прямых должностных обязанностей харизма не пригодится
  • Можете юморить, но только если Вы претендуете не на руководящую должность. О предпочтениях работодателя чаще всего можно предварительно узнать в описании вакансии

Положительные качества человека для резюме должны соответствовать должностным обязанностям. Именно поэтому мы подготовили список должностей и личных характеристик к ним.

Примеры деловых качеств для работников по специальностям

Пример №1: бухгалтер. От этого человека зависит многое. Порой, даже жизнь компании зависит от него и его умений правильно распорядиться деньгами.

Сильные профессиональные качества бухгалтера, которые важно указать: стрессоустойчивость, усидчивость, обучаемость, лояльность, ответственность, неконфликтность. И не просто так мы поставили стрессоустойчивость на первое место. Проводить денежные операции компании с миллионным оборотом – чем не повод для стресса? Если оборот поменьше – нервы целее и сон крепче.

Пример №2: менеджер по продажам. Чем больше сможет продать – тем лучше. Чем больше привлечет новых клиентов – тем увереннее будет развиваться компания. Да, от менеджера по продажам зависит во многом жизнедеятельность компании. Правда, не всегда представителей этой должности вознаграждают достойной оплатой труда. Но мы будем только о хорошем, и только о профессиональных менеджерах по продажам, которым важно указать следующие качества работника для резюме:

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, презентабельный внешний вид, грамотно поставленная речь, обучаемость, ответственность. В случае с менеджером по продажам на первое место мы поставили коммуникабельность. Правда, ведь какие могут быть продажи, если менеджер не умеет начинать беседу, и тем более, «выводить» разговор с потенциальным клиентом к нужному для компании результату?

Пример №3: Секретарь. Почему-то существует шаблонное мнение, что секретарь – это исключительно привлекательная внешность. И она в том числе, но на плечи секретаря, в зависимости от потребностей компании, ложится немало сложный рутинных задач.

Личные качества в резюме для секретаря: грамотная речь, привлекательная внешность, исполнительность, ответственность, усидчивость, умение работать в команде, неконфликтность. И вот разрушение шаблона: первенство за «грамотной речью».

Секретари должны уметь расположить к себе каждого посетителя, будь это претендент на какую-то должность в компании или же потенциальный деловой партнер. Секретарь первый создает общее впечатление о компании. Встречались Вам секретари, которые двух слов не могли сказать? Если встречались, Вы точно понимаете, почему грамотная речь так важна.

Вот мы «прошлись» по одним из самых распространенных вакансиях, которые ежедневно появляются в интернете в количестве нескольких десятков и даже сотен.

А почему бы не уделить отдельно внимание IT-специалистам?

Профессиональные навыки IT-специалистов сегодня особо ценны. Многие компании нуждаются в нереально крутых специалистах, которые смогут догнать и перегнать конкурентов, при этом увеличив доход компании в несколько раз.

Вот, что чаще всего сами о себе пишут IT-специалисты в своих резюме:

  • Аналитический склад ума
  • Трудолюбие
  • Умение работать в команде
  • Умение работать с большим объемом информации

Трудолюбие, как нам кажется – это приблизительно такой же шаблон, как «целеустремленность» с «умением работать на результат. Не трудолюбие хотят видеть потенциальные работодатели в графе личных качеств своего будущего IT-специалиста. Хотите знать, что же хотят они видеть?

А вот что:

  • Самостоятельность
  • Инициативность
  • Стрессоустойчивость
  • Энергичность
  • Ответственность
  • Умение работать в команде
  • Внимательность
  • Мобильность
  • Креативность

Вот такой вот послужной список.

Деловые качества для резюме IT-специалиста, как видите, абсолютно не имеют никакого значения. На первых позициях: самостоятельность и инициативность.

Правда, какому работодателю хочется заполучить в свою команду IT-специалиста, которого придется постоянно контролировать или подгонять и что-то напоминать? Тем более, IT-сфера одна из немногих, где узкая специализация не дает возможность руководство как-либо повлиять на результат.

Вот и получается, что айтишник должен быть самостоятельным, инициативным (куда же без этого), креативным и т.д. Устойчивость к стрессам – плюс к карме не только самого айтишника, но и всей компании. Без стрессовых ситуаций в этой работе обходится редко, а сроки срывать нельзя, демонстрировать свои эмоции нежелательно и терять клиента – подобно краху репутации собственной и корпоративной.

А вот список качеств, которые в своих резюме специалисты IT сферы указывают реже всего:

  • Обаятельность
  • Храбрость
  • Красноречивость
  • Предусмотрительность
  • Твердость характера
  • Скептицизм

Как нам кажется, большинство из этого списка – очень даже важные личные характеристики для резюме. Тем более, если Вы хотите попасть в креативную команду. Почему бы не указать храбрость и обаятельность? В общении с клиентами и сотрудниками эти качества лишними не будут. Правда, всего должно быть в меру.

Универсальные положительные качества для любого резюме

И напоследок об универсальных качествах, которые HR-специалисты рекомендуют указывать в своем резюме без привязки к должности и ее требованиям:

  • Быстрая обучаемость
  • Честность
  • Инициативность
  • Стрессоустойчивость
  • Отсутствие вредных привычек

Вот такой получился небольшой, но универсальный набор. Можете взять его себе на заметку, но не забудьте указать и те личные качества, которые ожидает от Вас будущий работодатель.

А написать нужное очень просто: поставьте себя на место этого работодателя. Подумайте, какого бы специалиста хотели видеть в своей команде Вы? Правильные качества работника для резюме – это не шаблоны. Вы же хотите, чтобы обратили внимание именно на Вас? Тогда уделите отдельное внимание графе «личные качества», и должность будет Вашей, мы уверены.

Приветствую вас, на страницах блога сайт. Составление резюме, в особенности, если этот процесс проводится впервые, вызывает массу вопросов, и приводит в замешательство многих людей. Что писать в личные качества в резюме? Какие навыки, знания и умения указать? Можно ли скрыть свои недостатки от потенциального работодателя?

Это лишь самая малая часть вопросов, которые пытается решить человек при составлении своего первого резюме. И не зря, поскольку это, на самом деле, очень ответственная задача. Она имеет свои принципы, особенности, правила, о которых необходимо знать. Человеку, желающему устроиться на хорошую работу, следует для начала получить теоретические знания о том, как охарактеризовать себя в резюме. На этом мы остановимся детальнее.

Важные аспекты в написании резюме

Прежде чем рассматривать пример, какие качества указать в резюме, рассмотрим основные правила создания и заполнения этого документа. Вот главные требования:

  1. Все данные, написанные в вашем резюме, должны соответствовать действительности. Помните, что если вы получите должность путем обмана, рано или поздно он раскроется. Также учитывайте, что не всегда те качества, которые вы считаете недостатком, действительно им являются. Что не подойдет для работника в одной сфере, отлично будет импонировать другой.
  2. Личные характеристики для резюме необходимо указать лаконично. Не расписывайте себя «все всех красках» - это вы всегда успеете сделать на собеседовании.
  3. Избегайте любых ошибок – грамматических, орфографических, синтаксических и пунктуационных. Этот раздел вашего резюме, как и все остальные, должен быть составлен, по возможности, идеально.
  4. Анализируйте все, что пишете. Прежде чем приступать к составлению своей «визитной карточки», точно определите, какие личные качества важно указать в резюме, а о каких можно умолчать. Обязательно учитывайте то, чего от вас ждут на конкретной должности. Те качества, которые будут отлично подходить для бухгалтера, совсем не будут важными для менеджера или компьютерщика.

И еще несколько нюансов. Перечень личных качеств для резюме не должен содержать больше 5-6 пунктов. Выберите только самые важные для вашей профессии, не списывайте с шаблонов, которые можно найти в интернете, все подряд. Учтите, что обмануть опытного работника отдела кадров вам все равно не удастся, а вот испортить первое впечатление о себе – которое, кстати, очень важно, – вы вполне сможете.

Список личных качеств, которые можно внести в резюме

Личные характеристики для резюме можно условно разделить на несколько групп. Каждая из них имеет свои особенности, но из всех этих подразделов вы должны выбрать самые основные пункты. Итак, рассмотрим их по отдельности.

Рабочие моменты

Кратко можете изложить должностные качества сотрудника для резюме из списка, приведенного ниже. В него можно включить:

  • трудолюбие;
  • высокую трудоспособность;
  • целенаправленность и целеустремленность;
  • умение мыслить аналитически;
  • чувство ответственности.

Сюда также можно добавить такие качества, как дисциплинированность и способность решать сложные трудовые задачи.

Взаимоотношения с коллегами

Список качеств для резюме обязательно должен содержать информацию о том, насколько хорошо вы умеете ладить с людьми. В этом случае работодатели обращают внимание на:

  • коммуникабельность;
  • дружелюбность;
  • психоэмоциональное равновесие;
  • умение проявлять вежливость.

Вы должны указать, насколько хорошо вы умеете убеждать людей, а также проявлять грамотность в общении с другими людьми.

Интеллектуальное развитие, креативность

Огромное значение для резюме имеют творческие и интеллектуальные качества работника. Они проявляются в виде:

  • способности к легкой обучаемости;
  • стремления к познанию нового;
  • желании расти над собой, и совершенствовать свои навыки;
  • креативности;
  • находчивости.

Примечание. Проявите творческий подход к работе, но только там, где это нужно. Например, излишнее чувство юмора будет неуместным, если вы собираетесь устроиться на работу в бухгалтерскую контору. А вот такая черта характера отлично подойдет для ведущего или сценариста развлекательных мероприятий.

Другие особенности характера

Пример ваших преимуществ в резюме со стороны ваших личных, не профессиональных качеств, вы можете обозначить словами:

  • активный;
  • пунктуальный;
  • внимательный;
  • аккуратный;
  • скрупулезный;
  • жизнерадостный и пр.

Эти характеристики вы должны изложить кратко. Все-таки, работодателя будут больше интересовать ваши профессиональные достоинства.

Так, мы подробно рассмотрели вопрос, что можно написать в графе с преимуществами вашей кандидатуры на должности, которую вы хотите занять. Теперь же детальнее остановимся на конкретных примерах, которые помогут вам составить резюме правильно.

Примеры по профессиям

Примеры личных и деловых качеств в резюме приведены ниже. Но будьте внимательны: это лишь информация для ознакомления, не нужно переписывать все подряд. Специалисты по кадрам очень быстро вычисляют такие «уловки», а это зачастую становится причиной гарантированного отказа.

Пример №1: менеджер

Личные и профессиональные качества для резюме менеджера по продажам должны быть тесно взаимосвязаны между собой. Это человек, на плечи которого возложены серьезные обязанности, ведь именно от него зависит то, как в дальнейшем будет развиваться компания.

Итак, личные качества в резюме: пример для мужчины-менеджера:

  • общительность (коммуникабельность);
  • умение убеждать;
  • настойчивость;
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • инициативность.

Конечно, в менеджменте могут работать и женщины. И в этом случае важно указать, насколько они эмоционально устойчивы к стрессовым ситуациям. Но важно знать, как пишется «стрессоустойчивая» в резюме, поскольку этот термин не всегда нормально воспринимается некоторыми руководителями фирм.

Если вы хотите отобразить свою психоэмоциональную устойчивость, лучше напишите «надежная», «эмоционально сдержанная». Это более солидно и профессионально.

Пример второй: бухгалтер

Бухгалтер – это специалист, от которого, без преувеличения, зависит судьба всей компании. Любые неточности или ошибки могут привести к серьезным финансовым потерям фирмы.

Для резюме бухгалтера важно знание специальных программ. Кандидат на эту должность обязан указать все без исключения программы, с которыми он работал.

Что касается сильных качеств, то здесь следует отметить: надежность, эмоциональную уравновешенность, усидчивость, хорошую обучаемость, ответственность. Что касается 4 пункта, то в официальном резюме его не следует писать «прямым текстом». Синоним термину «обучаемость» для резюме может звучать, как «восприимчивость» (к новой информации).

Пример №3: руководствующая должность

Казалось бы, что сложного в должности руководителя? Есть настойчивость, амбициозность и «стальной стержень» в характере, значит, все будет легко и просто. А, вот, и нет! На самом деле к таким кандидатам требований, и даже придирок, намного больше, чем рядовым сотрудникам.

Итак, вы задаетесь вопросом, «как преподнести мои сильные стороны» для составления резюме потенциального руководителя? Вот вам наглядный пример:

  • лояльность;
  • терпеливость;
  • умение быть лидером;
  • справедливость;
  • твердость;
  • решительность;
  • упорство;
  • аналитическое мышление.

Многие фирмы работают с иностранными партнерами, поэтому если вы, как потенциальный руководитель одного из отделов, укажете владение иностранными языками в вашем резюме, для вас это будет огромный плюс.

Пример четвертый: секретарь

При слове «секретарь» у многих сразу возникает образ молодой, симпатичной девушки в строгом, но привлекательном деловом костюме. Это уже стереотип, который, к тому же, ничего общего с профессией не имеет. На самом деле секретарь – ответственное лицо, поэтому резюме в этом случае должно быть составлено с не меньшей скрупулезностью, чем у руководителя определенным отделом.

Как пример, секретарь должен указать в резюме знание ПК. Нет, от него не требуется писать системные коды или целые программы – для этого есть ИТ специалисты. Однако секретарю предстоит работа со многими программами для ведения документации.

Личные качества секретаря в резюме можно указать следующие: ответственность, усидчивость, располагающая внешность, грамотность, вежливость, коммуникабельность.

Примечание. Внесем небольшую поправку: многие работодатели не воспринимают такое слово, как «коммуникабельность». Синонимы термина коммуникабельность для резюме могут звучать, как искренность, дружелюбность, отзывчивость и пр.

Пример №5: ИТ специалист

Примеры владения ПК в резюме – вот, что ожидают от айтишников потенциальные работодатели. Одной фразой «Хорошо знаю компьютер, могу с ним творить чудеса» можно сильно подпортить себе репутацию, которую, к тому же, вы еще не успели даже заработать. Так, как преподнести себя с самой выгодной стороны?

Приведите пример того, какими программами вы владеете, которые можно внести в резюме. Но не пишите все подряд – выберите только те, которые действительно важны для работника вашей профессии. Понятно, что программой Ворд умеет пользоваться даже заурядный работник, поэтому ее сюда лучше не вписывать.

Что касается личных качеств, то для ИТ-специалиста важно:

  • аналитическое мышление;
  • целеустремленность;
  • склонность к командной работе;
  • умение оперировать большими объемами информации

ИТ специалист должен уметь легко решать конфликтные ситуации, особенно если он собирается устроиться на работу в компанию с серьезной клиентской базой. В таком случае, как пишется «неконфликтность» в резюме? Это слово рекомендуется заменить понятным термином «сговорчивый», «уступчивый», «податливый».

Но это далеко не все качества ИТ работников, которые хотят видеть потенциальные работодатели. Помимо указания уровня пользования ПК, для резюме такого сотрудника важны качества в виде:

  • самостоятельности;
  • чувства ответственности;
  • энергичности;
  • любознательности;
  • креативности.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но главное, о чем вы должны помнить: впишите только те пункты, которые будут востребованы именно в стенах компании, где вы собираетесь работать.

Что еще необходимо знать?

Сегодня практически во всех сферах бизнеса требуются сотрудники со знанием компьютерных технологий. Пусть и не досконально (если это не программист), то, хотя бы, базово.

Итак, как описать степень владения компьютером? Приведем небольшой пример. Существует 3 условных уровня владения ПК:

  • уверенный юзер;
  • средний уровень мастерства;
  • начальный уровень.

А вот детально описывать знания в области компьютерной сферы, либо приводить целый список самых сложных программ, не стоит. Вряд ли сотрудники отдела кадров станут их перечитывать, либо устраивать вам тест, если речь не идет о работе программиста.

Вы можете просто привести в резюме небольшой пример, который будет отображать ваш опыт работы на компьютере. Так, отметьте, что знаете (например) азы оперирования системой Word Excel, если вы экономист, 1С – если вы бухгалтер и т. д. Это будет достаточно для того, чтобы потенциальный начальник понял, подходите ли вы ему.

Чего писать не нужно?

Занятие в свободное время – это то, чего не следует указывать в резюме. Конечно, если само начальство не проявило к этому интерес. Возможно, об этом у вас спросят во время собеседования, тогда вы кратко и лаконично сможете описать свои хобби и увлечения.

Формирование профессиональных навыков и деловых качеств – процесс кропотливый, но позволяющий реализовать возможности личностного роста. Человек по природе индивидуален. Каждый начинающий специалист обладает специфическими особенностями и свойствами. Часто в период прохождения этого пути встречаются кризисы, переломные моменты. Преодолеть их помогает , которое обеспечивает активное достижение человеком успехов в .

Этапы становления личности профессионалом

Становление специалиста включает в себя 4 этапа:

1. Формулировка намерений деятельности

По статистике, многие выпускники образовательных учреждений не идут трудоустраиваться по специальности. Одна из причин – характерная для этого возраста сложность в определении будущего. Родители направляют молодых людей, основываясь на личностном опыте, не всегда учитывая их деловые качества и профессиональные способности. Поэтому важно подойти к выбору профессии серьезно, проходить тесты по профориентации, беседовать с психологами. Следующий вопрос: каковы пути и средства профессионального .

2. Обучение специальности

Период личностного роста путем профессионального самовоспитания. как условие профессионального роста, неотъемлемая часть успехов и достижений. Пути и средства профессионального самовоспитания разнообразны, но сводятся к одной задачи — приобрести опыт и знания по специальности. Это могут быть специальные курсы подготовки и переподготовки, чтение литературы по специальности, стажировка, изучение научных разработок и успешного опыта в интересующей области знаний.

3. Адаптация

Специалист впервые устраивается на работу. Он сталкивается с важностью понимания тонкостей профессии. До этого знания базировались на словах преподавателей, но практика отличается от теории. На этом этапе важно наличие опытного наставника у молодого специалиста для передачи профессиональных навыков.

4. Полная или частичная реализация личности как эксперта

  • Мастером считается работник с индивидуальным стилем деятельности, стабильными положительными результатами.
  • Авторитет – это специалист, за чьим мнением обращаются другие работники.
  • Наставник – работник, образовавший вокруг себя команду единомышленников, учеников.

Больше информации о самореализации читайте в статье.

Отличия профессиональных навыков от личных качеств

Итак, мы рассмотрели какие бывают профессиональные навыки и качества. Но необходимо разобраться с личностными характеристиками, чтобы обеспечить профессиональный и личностный рост.

Встречаются утверждения, что деловые способности важнее личностных при устройстве на работу. Нельзя с полной уверенностью это утверждать.

Деловые качества работника основываются на способности выполнять порученные обязанности. Главное при этом иметь соответствующее работе образование, подкрепленное опытом.

Личные характеристики тщательно рассматриваются, когда отсутствует опыт работы или идет выбор между людьми с равными специальными знаниями. Чаще всего это касается кандидатов, только что получивших образование. Кандидатуру начинающих специалистов оценивают преимущественно с помощью личных особенностей.

Личные характеристики показывают отношение потенциального сотрудника к работе. Оценивается самостоятельность, отсутствие желания переложить ответственность на другого работника.

Общие квалификационные требования к знаниям и навыкам

В таблице представлен перечень характеристик, обеспечивающих профессиональный и .

Деловые характеристики

Личные характеристики

Образование Аккуратность
Уровень квалификации, специальность Активность
Опыт, занимаемые должности Выраженные амбиции
Производительность труда Отсутствие стремления к конфликтам
Способность анализировать Реакция
Быстрая адаптация Вежливость
Способность к обучению Внимательность
Опыт делового общения Дисциплина
Внимательность к деталям Инициативность
Опыт планирования Исполнительность
Гибкое мышление Общительность
Опыт подготовки докладов Максимализм
Готовность выполнять задачи сверхурочно Настойчивость
Ораторские способности Находчивость
Грамотность Обаяние
Организаторские способности Организованность
Математические способности Ответственность
Предприимчивость Порядочность
Умение общаться с клиентами Преданность делу
Способность выполнять командную работу Любовь к труду
Умение расположить людей Уверенность в своих силах
Способность к убеждению Целеустремленность
Внешние данные Честность
Дикция Энтузиазм
Физическая форма Этичность

Личные характеристики не уступают профессиональным знаниям. В некоторых ситуациях работодатели уделяют им большее внимание.

Качества, на которые обращает внимание работодатель

Главное качество, это – честность. Ее легко проверить, задав наводящие вопросы о конкурентных преимуществах, указанных потенциальным сотрудником в резюме. Если в документе зафиксированы противоположные стороны характера, работодатель задает наводящие вопросы, просит у потенциального кандидата подробного разъяснения. Не нужно писать о тех чертах, которых нет в наличии.


Особенно это касается навыков. Например, если потенциальный работник указывает о владении программой AdobePhotoshop, при этом он даже его не открывал, то работодатель может попросить продемонстрировать умения. В таком случае человеку не стоит рассчитывать, что ему перезвонят после собеседования.

Если потенциальный сотрудник указывает в резюме более пяти характеристик, это расценивается отрицательно. Важно не слишком возвеличивать себя, но и не принижать. Слишком интенсивные попытки произвести впечатление выглядят неестественно. Нужно перечислить основные, характеризующие человека с хорошей стороны, профессиональные и личные качества.

Важно! Иногда работодатели просят указать отрицательные характеристики. В этом случае важно не переусердствовать и указать стороны характера, являющиеся нейтральными. Скромность, неумение врать, требовательность к себе, чрезмерная настойчивость, желание несколько раз проверять информацию – расценивают в зависимости от ситуации, отрицательно или положительно.

Остальные характеристики оцениваются индивидуально, основываясь на сфере развития будущего специалиста. Коммуникабельные и настойчивые люди реализовывают себя в продажах, развлекательной сфере, внимательные к деталям найдут себя в профессии бухгалтера.

Работодатели оценивают , лидерские качества, принципиальность, обаяние, компетентность, готовность к риску и внутреннюю силу.

При составлении резюме важно указывать реальные характеристики, стараясь позиционировать себя как специалиста

Как узнать сильные стороны работника?

В целях экономии времени работодатель использует следующие способы оценки потенциального сотрудника:

  • Рекомендательные письма предыдущих работодателей. Из-за жестких критериев отбора в западных странах практикуется запрос на рекомендации.
  • Тесты. Для сотрудника тоже не будет лишним пройти тест на пригодность к выбранной профессии. Работодатели часто практикуют подобные тесты.
  • Собеседование. При личной беседе оценивается, насколько специалист социально адаптирован.
  • Экзамен на конкретные умения сотрудника. Знание закона для юристов, понимание алгоритмов для программистов.
  • Ролевая игра. В продажах часто практикуется инициирование холодных звонков или непосредственный контакт с покупателем. Предлагается на месте продать телефон или, как давно применяется работодателями, ручку.

Естественное поведение располагает к себе потенциального работодателя

Конкретные требования

Для каждой сферы квалификационные требования
индивидуальны. Для примера рассмотрим требования к кандидату, поступающего на должность государственного гражданского служащего. Они высокие и подразделяются на три группы:

  • Образование. Высшее профильное образование для этой категории выступает основой.
  • Стаж. Претенденты на высокую должность обладают высоким стажем работы. Для младших и старших должностей нет требований, для ведущих – не менее 2 лет, для главных – опыт составляет не менее 4 лет.
  • Знания. Служащие обязаны знать Конституцию РФ, свод федеральных законов, должностной регламент.
  • Умения. Служащие умело распределяют время, обладают навыками планирования, владеют компьютерными программами.

Если рассматривать сотрудника специальных подразделений, для них квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам иные. Они обязаны обладать такими психологическими свойствами:

  • Быстрая реакция;
  • Склонность к напряженной умственной работе, развитая интуиция;
  • Устойчивость психики;
  • Мужество, смелость, умение владеть собой;
  • Наблюдательность, внимательность, творческое воображение.

Для сотрудников спец.служб важны физические способности – это выносливость, сила, ловкость, быстрота.

Если рассматривать квалификацию педагога, то он должен:

  • Обладать навыками организатора в работе с детьми, родителями, общественностью.
  • Уметь планировать работу, стремиться к развитию коллектива.
  • Быть коммуникабельным, уметь располагать к себе коллектив, добиваться уважения.
  • Критически подходить к работе и полученному опыту. Уметь справедливо оценивать результат деятельности коллектива.
  • Обладать творческим мышлением и развитым воображением.

Навыки педагога основываются в большей степени на характеристиках - коммуникабельности, умения понимать окружающих людей.

Заключение

Разница требований к навыкам зависит от выбора специальности. При составлении резюме нужно писать характеристики, представляющие потенциального сотрудника в выгодном свете. При этом не стоит стремиться вводить в заблуждение по поводу наличия профессиональных знаний, черт характера.

Для целостного формирования профессиональных качеств важно правильно определиться с призванием перед , учитывая способности, особенности поведения. Основой успешной карьеры является преданность делу и любовь к профессии.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.

Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.

Профессиональные качества работника

Конечно, в своем стандартном понимании, этот перечень может быть огромным, и критерии, которые использует руководитель при оценке того или иного работника, могут существенно отличаться в зависимости от занимаемых должностей, функционала, возложенного на сотрудников, и задач, поставленных перед ними.

Но попробуем собрать их часто встречающиеся позиции в единый список.

  1. Уверенность в себе. Это приобретенное качество, дающее четкое осознание безупречного выполнения своих функции и своего рода основа для дальнейшего принятия решений.
  2. Отличное знание особенностей и технологии работы, способов ее усовершенствования. Вырабатывается с приходящим опытом и благодаря собственной заинтересованности в актуальности производственных перемен.
  3. Умение правильно выбирать средства и реальные методики достижения наилучших результатов.
  4. Креативность. Определение подхода к налаженному производственному процессу с обновленной стороны и возможность посмотреть на него иным, нестандартным взглядом.
  5. Стрессоустойчивость. Это умение проявлять сдержанность собственной реакции по отношению к ситуации или действиям сотрудников.
  6. Планирование собственного рабочего процесса по отношению к эффективности и сочетание его с работой всего коллектива.
  7. Эмоциональная уравновешенность. Отсутствие яркой реакции на происходящее и регулярное сохранение спокойствия в конфликтных вопросах. Вырабатывается с течением времени в стабильности возникающих ситуациях.
  8. Стремление к победе. Регулярное желание добиваться наилучших показателей по отношению к другим сотрудникам, занимающим такие же позиции в организации.
  9. Распределение полномочий и ответственности. Умение определять приоритетность возложенных задач и делегировать часть полномочий коллективу с последующим их контролем.
  10. Четкое и жесткое решение оперативных вопросов. В процессе налаженной работы возникающие нестандартные ситуации, требующие своевременного определения и разрешения, и здесь необходимы только фактические действия.
  11. Строгость и справедливость к собственным действиям и действиям со стороны. Способности, дающие возможность оценивать результаты работы.
  12. Организация работы кадров. Умение профессионально наладить процесс деятельности так, что каждый из сотрудников четко понимает свои задачи и стремится к их эффективному исполнению.

Личностные качества работников

Это такие стороны жизнедеятельности человека, которые формируются индивидуально, развиваясь с каждым годом. Они влияют не только на отношение в семье, быт и дружеские контакты, но также и на рабочие процессы.

  1. Умение работать в команде. Конечно, это очень важно, когда коллектив, как единое целое, настроен на достижение результата, организовать свою работу без конфликтов и в приятном позитивном ключе с остальными сотрудниками.
  2. Справедливость и честность. Это залог правильного настроя и возможность потребовать такого же отношения к себе.
  3. Умение прислушаться к чужому мнению, принять советы и рекомендации. Нужно понимать, что не всегда принимаемое решение может быть единственно верным и правильным, а взгляд со стороны иногда способен наиболее эффективно оценить ситуацию. Важно просто принять такую помощь.
  4. Адекватное восприятие критики со стороны. Не стоит думать, что критикующий человек настроен абсолютно негативно по отношению к вам. Возможно, это просто метод показать реальные результаты деятельности и повысить их уровень. Такая критика в большинстве своем приносит положительные результаты.
  5. Умение отстаивать свои решения и интересы. В производственных спорах на основе доказательств и фактов важно правильно доносить показатели эффективности своей деятельности
  6. Принципиальность. Это качество, помогающее отстаивать собственную точку зрения.
  7. Умение сдержать данное слово. Такая позиция убеждает в ответственности и возможности положится на вашу кандидатуру, подтверждая еще раз, что вы — хороший работник.
  8. Проявление тактичности. Это способность, с помощью которой возможно выстроить лучшие отношения в коллективе.
  9. Решительность и настойчивость. Такие врожденные качества позволяют отстоять собственную позицию и убедить руководство в правильности принимаемых вами решений.

Оценка деловых качеств сотрудников в первый раз происходит при приеме на работу. Именно здесь, в процессе собеседования руководитель организации рассматривает вашу кандидатуру попозиционно, мысленно применяя эти качества относительно будущего функционала работы. А немного позже, проводя регулярные аттестации, помогает оценить соответствие способностей, занимаемой должности. В процессе оценки решается еще ряд основных задач:

С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой — повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.

Существует несколько этапов деловой оценки персонала:

  • сбор предварительной информации о деятельности и результатах труда работника на производстве;
  • составление основных вопросов для оценочной беседы с сотрудником;
  • проведение собеседования и оценка полученных ответов на задаваемые оценочные вопросы;
  • формирование заключения на уровне эксперта и передача данных в специальную комиссию;
  • принятие индивидуальных решений выдвинутых предложений.

Деловые качества работников, и умение их эффективно оценить, помогают настроить процесс трудовой деятельности всего коллектива, наладить комфортную обстановку и, что особо важно, значительно увеличивают производственные показатели не только отдела, но и в целом организации.