Образец типового положения о закупках. Структура положения о закупках. Xiii. оценка уровня добросовестности, опыта и деловой репутации

С 1 января 2012 г. вступил в силу закон № 223-ФЗ от 18.07.11. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». К юридическим лицам в данном случае относятся компании с различными видами правовой структуры - ЗАО, МУП, ЖКХ, ООО и другие, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ. Суть 223-ФЗ состоит в регулировании оптимального использования денежных средств, сокращении коррупции и повышения конкурентоспособности в процессе закупок.

Договор о закупках заключен в соответствии с годовыми планами закупок, разработанными и утвержденными в установленном порядке. Исключением является покупка сезонных товаров и услуг, что предполагает заключение отдельных контрактов на разные периоды времени и условия покупки которых изменяются в зависимости от периода, в котором они выполняются. Контракты на закупку заключаются на бюджетный год, но для покупок товаров и услуг, реализация которых составляет более одного года, договор может быть заключен для всех закупок, но их реализация должна обеспечиваться в пределах годовых отчислений, предусмотренных в этих целей и указывается ежегодно в контракте.


При организации закупки заказчики обязаны придерживаться правил, указанных в Положении о закупке. Положение о закупке является основным документом, координирующим все операции заказчика по 223-ФЗ, с указанием требований к закупке, порядок и место ее проведения, заключения договора, а также его выполнение. В этой статье кратко рассматриваются требования к Положению о закупках по 223-ФЗ.

Организация-заказчик составляет приглашение участвовать в государственном языке или, в зависимости от обстоятельств, на одном из языков международного распространения в соответствии с моделью, изложенной в Приложении. 1 к настоящим Правилам. Организация-заказчик выдает регистрационный номер с соответствующей датой к приглашению к участию в торгах. Приглашение принять участие может быть отправлено по почте, путем прямой загрузки, по факсу, в электронном виде или путем объединения этих средств. Во всех случаях этот факт записывается.

Приглашение к участию направляется бесплатно всем экономическим операторам. Для целей пункта 8 организация-заказчик представляет Агентству государственных закупок в печатной и электронной форме уведомление об участии в соответствии с моделью в приложении №. 2 к настоящим Правилам. В любом таком случае организация-заказчик отвечает в течение одного календарного дня, но не позднее, чем за один день до крайнего срока подачи тендерных заявок. Тендер должен быть представлен заинтересованным экономическим оператором в штаб-квартире организации-заказчика любыми способами, предусмотренными в пункте 11 настоящих Правил.

Требования к Положению о закупках по 223-ФЗ

Все организации, на которых распространяется действие 223-ФЗ обязаны разработать Положении о закупке и разместить его на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Утвердить такое Положение о закупке может субъект управления организации, в зависимости от ее формы собственности, например:

Положение о закупке, независимо от формы собственности организации, должно содержать следующие параметры:

Заявленные заявки регистрируются соответствующим образом и возвращаются участникам торгов без учета на этапе оценки. Крайний срок подачи заявок составляет не менее 7 календарных дней - для товаров и 12 календарных дней - за услуги. Срок, указанный в пункте 20 настоящих Правил, исчисляется с момента подачи приглашения на участие в тендере организацией-заказчиком или в ситуациях, указанных в пункте 8 настоящих Правил, со времени опубликования уведомления об участии в Уведомлении о закупках. Оценка предложений производится в течение срока их действия.

  • Информацию о способе проведения закупки;
  • Описание подготовки и проведения закупки;
  • Описание процедуры заключения договора и его исполнения.

Помимо обязательных требований, в структуре Положения о закупке указывается дополнительная информация, касающаяся закупочного процесса в целом, например:

  • Общие положения;
  • Основные понятия и термины;
  • Планирование закупок и отчетность;
  • Способы закупок;
  • Открытый аукцион;
  • Открытый конкурс;
  • Запрос предложений;
  • Запрос котировок;
  • Права и обязанности участников закупки (заказчик, поставщик);
  • Документация закупочной процедуры;
  • Отчет о проведении закупки;
  • Заключение договора, контроль его исполнения;
  • Обжалование действий (или бездействий) закупочной комиссии;
  • Заключительные положения.

Пример Положения о закупке для МУП:

До истечения срока действия предложения организация-заказчик может предложить участнику продлить этот период. Участник тендера имеет право принять или отклонить предложение. Если участник торгов не письменно уведомил подрядную организацию о продлении срока действия оферты, считается, что она отказалась ее продлить. Процедура запроса ценовых предложений, по которым уведомление о тендере не было опубликовано в Бюллетене по закупкам, считается выполненным только в том случае, если представлено не менее 3 предложений.

Если в результате приглашения к участию в торгах необходимое количество тендеров не было накоплено, как указано в пункте 32, результаты процедуры закупки должны быть отменены и должны быть повторно организованы с предшествующей публикацией уведомления о контракте в Бюллетене государственных закупок. Тендеры, представленные экономическими операторами, должны быть зарегистрированы организацией-заказчиком на момент подачи заявки. Каждый экономический оператор представляет единое ценовое предложение без права на внесение изменений как после крайнего срока депозита, так и на протяжении всего периода исполнения договора.

  • Термины и определения;
  • Предмет и цели регулирования;
  • Требования к участникам закупки;
  • Порядок подготовки закупки;
  • Документация о закупке;
  • Конкурсная документация;
  • Процедура закупки;
  • Заключение договора;
  • Осуществление закупок, выполнение работ (услуг) из единственного источника;
  • Заключительные положения.

Пример Положения о закупке для МБУ:

Во время оценки представленных предложений переговоры между организацией-заказчиком и экономическими операторами не проводятся. Организация-заказчик должна в течение 3 дней при первой же успешной заявке письменно известить всех участников о результатах процедуры торгов, а также о причинах отклонения отклоненных предложений и о причинах дисквалификации для дисквалифицированных участников торгов. После изучения отчета контракт на закупку будет представлен на регистрацию в одной из казначейских единиц Министерства финансов, если управление финансовыми ресурсами осуществляется через казначейскую систему.

  • Общие положения;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Участие в процедурах закупок;
  • Права и обязанности сторон;
  • Общий порядок проведения закупок;
  • Договор;
  • Способы закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Запрос котировок цен;
  • Электронные закупки;
  • Отчетность о проведении закупок;
  • Разрешение разногласий, связанных с проведением закупок;
  • Контроль закупочной деятельности;
  • Ответственность за неисполнение Положения;
  • Порядок внесения изменений;
  • Заключительные положения.

В структуру Положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание Положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. Изменения может внести субъект управления организацией.

О закупке товаров, работ, услуг для нужд »

Споры, возникающие в связи с организацией и проведением процедуры закупки, предусмотренной в настоящих Правилах, будут урегулированы в соответствии с положениями Закона №. 131 от 3 июля Агентство государственных закупок отменяет результаты процедуры торгов, если считает, что оно не было выполнено в соответствии с положениями закона о государственных закупках.

Стенд: Министр финансов Михаил Поп Министр экономики и торговли Игорь Додон. При создании недорогих государственных закупок организация-заказчик обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов, прозрачность, объективность и беспристрастность процесса закупок и доверие общественности к нему. Низкоценные государственные закупки осуществляются организацией-заказчиком на основе ежегодных и квартальных планов государственных закупок или чрезвычайных ситуаций в результате незапланированных потребностей или непредсказуемых событий.


Осуществлять часть закупок по 223-ФЗ могут также некоторые бюджетные учреждения, основная закупочная деятельность которых регулируется 44-ФЗ. Для этого им необходимо разработать, утвердить и разместить на ООС собственное Положение о закупке. Если же такая организация не разработала и не разместила Положение о закупке на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru., вся ее закупочная деятельность осуществляется в соответствии с 44-ФЗ 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако до 1 апреля 2014 г. все бюджетные организации имеют право на создание и размещение Положения о закупке на Общероссийском сайте в соответствии ч.2 ст.15 Закона 44-ФЗ. В период до размещения Положения о закупке организация при проведении закупок руководствуется 44-ФЗ.

Идентификация и планирование малоценных контрактов государственных закупок осуществляется в соответствии с общими правилами расчета оценочной стоимости контрактов на государственные закупки, предусмотренных законодательством. Запрещается планировать, подписывать и исполнять контракты на государственные закупки с низкой стоимостью без наличия финансовых ресурсов или, по крайней мере, без подтверждения распределения или гарантии их распределения.

Присуждение контракта с государственными закупками с низкой стоимостью. При присуждении контракта о государственных закупках с низкой стоимостью обеспечивается минимизация рисков для организации-заказчика, а также равное обращение и недискриминация в отношении экономических операторов. Любой хозяйствующий субъект, обладающий статусом предпринимателя, резидента или нерезидента, физического или юридического лица, имеет право на заключение договора о государственных закупках небольшой стоимости в соответствии с положениями настоящих Правил.


Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  • Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки;
  • Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки;
  • Оперативно вносить изменения в план закупок (при смене предмета закупки, уменьшении или увелечении объема финансирования и при других обстоятельствах, указанных в Положении о закупке);
  • Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок;
  • Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика;
  • Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Помимо перечисленных достоинств 223-ФЗ в сравнении с 44-ФЗ, организация сможет вывести свою закупочную деятельность на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей в товарах, работах и услугах лучшего качества по разумной цене.

Для контракта на общественные работы, который длится более одного года, он может быть заключен для всех закупок, но его эффективность должна обеспечиваться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этой цели. Выполнение договора о государственных закупках с низкой стоимостью.

Запрещается изменять любой элемент заключенного договора и вводить новые элементы, если такие действия могут изменить условия, которые были основой для выбора экономического оператора и увеличить стоимость контракта. Организация-заказчик не имеет права увеличивать объем товаров, работ и услуг, установленных заключенными договорами, если только увеличение не превышает оценочные значения для применения положений настоящего Регламента и тех же установленных заранее требований, в частности в отношении качества и цены, Экономический оператор безоговорочно выполняет условия заключенного договора, соблюдая требования к качеству, срок и установленную цену.

Социально активный? Лайкни!

Государственные и муниципальные заказчики могут не иметь положения о закупках. Для них роль такой генеральной инструкции выполняет сам закон «О контрактной системе» (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для субъектов Закона № 223-ФЗ (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ)) наличие положения о закупках является обязательным. Для коммерческих заказчиков, несмотря на отсутствие прямого требования в законодательстве, закупочный стандарт актуален, поскольку систематизирует и упорядочивает закупочную деятельность

Несоблюдение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств влечет ответственность хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством и статьями договора. Информация о нарушениях, обнаруженных на этапе регистрации малоценных контрактов государственных закупок или на стадии рассмотрения отчетов, будет немедленно предоставлена ​​органам с функциями контроля. Типовой отчет приведен в Приложении 2 к настоящим Правилам.

Регламент осуществления утвержден. Заместитель председателя: первый заместитель премьер-министра, министр экономики и торговли Игорь Додон, министр финансов Мариана Дурлестану. Приобретение из одного источника - это процедура, выполняемая организацией-заказчиком для удовлетворения потребностей товаров, работ и услуг подрядчиком-экономистом, за исключением необходимости проведения открытой процедуры закупки для установления победителя конкурса. В контексте закупок из одного источника организация-заказчик обязана соблюдать принцип беспристрастности, объективности и эффективности использования выделенных ему финансовых средств.

21.07.2016

Все закупочные процедуры, которые применяются в организации, должны быть описаны в корпоративном положении о закупках. Заказчик может пользоваться только теми способами закупок, которые предусмотрены в положении о закупках, и только в тех случаях, которые прямо указаны в нем. В связи с этим важно разработать для себя максимально практичный закупочный инструментарий (разумеется, в рамках российского законодательства) и при этом не возлагать на себя излишних ограничений по его использованию.

Решение об определении единственного хозяйственного субъекта принимается большинством голосов членов рабочей группы и регистрируется в течение нескольких минут. Члены рабочей группы, если они сочтут это необходимым, записывают в своих протоколах свои отдельные мнения. При рассмотрении документов хозяйствующего субъекта организация-заказчик может запросить дополнительное объяснение представленного тендера, а также квалификационных документов. В случае отказа подтвердить или представить дополнительные документы, запрошенные организацией-заказчиком, последний может отклонить документы, представленные экономическим оператором, и, в случае необходимости, запросить предложение другого экономического оператора.

Для этого нужно учитывать специфику, масштабы и сферы коммерческой деятельности именно своей компании. В частности, важно не только реалистично описать случаи и порядок проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений, но и составить широкий перечень оснований, в которых заказчику разрешается проводить прямые закупки (у единственного поставщика). Ведь это тоже способ закупки, а значит, его следует регламентировать в положении об осуществлении закупок. Разумеется, в каждом конкретном случае заказчик будет решать, проводить ли ему именно прямую закупку или ради экономической эффективности провестиконкурентную процедуру. Однако в перечне ситуаций, позволяющих заказчику провести неконкурентную закупку, нужно предусмотреть все те случаи, которые на практике могут возникнуть:

Если утверждается отказ в предоставлении дополнительных документов, запрошенных организацией-заказчиком, предложение хозяйственного оператора может быть принято с описанием ситуации в протоколах рабочей группы и отчета о процедуре закупок. Договор о государственных закупках заключается между экономическим оператором и организацией-заказчиком в соответствии с условиями, изложенными в процедуре закупок, - начальными условиями, определенными организацией-заказчиком. Организация-заказчик официально уведомляет хозяйствующего субъекта о порядке и дате подписания контракта по почте, факсу, электронным или по телефону.

  • в отношении продукции субъектов естественных монополий;
  • в условиях фактически отсутствующего конкурентного рынка;
  • при небольших объемах закупок (когда экономический эффект от конкурентной процедуры минимален) и т.п.

Учитывая, что положение о закупках является своего рода "локальным законом" для закупок компании, можно использовать при его разработке принципы юридической техники написания закона. Например, удобно разделить положение о закупках на общую и особенную части. В первой описать нормы, которые действуют при проведении всех без исключения закупок независимо от выбранного способа, а во второй - особенности проведения каждого способа.

В последних двух случаях организация-заказчик, кроме того, до заключения контракта двумя сторонами, представляет в экономическое руководство официальное письмо в этом отношении. Рабочая группа обязана договориться о цене товара, работы или услуги с единственным участником конкурса, чтобы получить удобную цену, если она не установлена ​​нормативным актом. Контракты на закупки после процедуры закупки с одним источником вместе с докладом и протоколом Рабочей группы по закупкам подаются для обязательной регистрации, в том числе в электронном виде, в течение 5 дней после заключение в Агентстве материальных запасов, государственных закупках и гуманитарной помощи.

В положение об осуществлении закупок целесообразно включить по крайней мере следующие элементы:

  • описание используемой терминологии;
  • описание подготовки и утверждения плана закупок;
  • описание принятия решения о проведении каждой закупки;
  • общие требования, применяющиеся ко всем способам закупки (состав закупочной документации, требования к участникам закупки и т.п.);
  • описание каждого способа проведения закупки с указанием оснований использования данного способа;
  • требования к заключению и исполнению договора.

В настоящее время в законодательстве нет требований к структуре положения о закупках, а потому можно в подражание закону объединять его нормы в статьи и главы.

По возможности стоит использовать названия, раскрывающие тематику, как для разделов и глав, так и для отдельных статей и пунктов. Это существенно облегчит работу с положением о закупках, при условии, разумеется, что его издание снабжено нумерацией страниц и развернутым содержанием с указанием этих самых страниц для каждого структурного элемента текста. В качестве примера структуры положения о закупках можно привести следующий перечень из 97 разделов, объединенных в 14 глав.

Структура положения о закупках

I. Общие положения

1. Термины и определения

2. Правовая основа и принципы закупочной деятельности Заказчика

3. Сфера действия настоящего Положения

4. Способы осуществления закупок Заказчиком

5. Требования к Участникам закупок

6. Информационное обеспечение закупок

II. Участники закупочной деятельности

7. Участники закупочной деятельности

8. Распределение полномочий между участниками закупочной деятельности

9. Централизация закупок

10. Специализированная закупочная организация

III. Подготовка закупок

11. План закупок

12. Сбор заявок на проведение закупок

13. Формирование и утверждение плана закупок

14. Внесение изменений в план закупок

15. Публикация плана закупок и изменений к нему

16. Составление закупочной документации

17. Решение о проведении закупки

IV. Извещение о закупке и закупочная документация

18. Извещение о закупке и закупочная документация

21. Проект договора

22. Внесение изменений в извещение о закупке и закупочную документацию

23. Публикация извещения о закупке и закупочной документации

V. Форма закупки

24. Форма закупки

25. Закупка в традиционной форме

26. Закупка в электронной форме

27. Электронный документооборот

VI. Открытый одноэтапный конкурс

28. Проведение открытого одноэтапного конкурса

29. Публикация информации о проведении конкурса

30. Предварительный квалификационный отбор

31. Разъяснение конкурсной документации

32. Внесение изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию

33. Получение конкурсных заявок

34. Состав конкурсной заявки

35. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками

36. Рассмотрение конкурсных заявок

37. Оценка и сопоставление конкурсных заявок

38. Переторжка

39. Определение победителя конкурса

40. Признание конкурса несостоявшимся

VII. Открытый одноэтапный аукцион

41. Проведение открытого одноэтапного аукциона

42. Публикация информации о проведении аукциона

43. Предварительный квалификационный отбор

44. Разъяснение аукционной документации

45. Внесение изменений в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию

46. Получение аукционных заявок

47. Состав аукционной заявки

48. Рассмотрение аукционных заявок

49. Получение предложений о цене договора

50. Определение победителя аукциона

51. Признание аукциона несостоявшимся

VIII. Открытый одноэтапный запрос предложений

52. Проведение открытого одноэтапного запроса предложений

53. Публикация информации о проведении запроса предложений

54. Предварительный квалификационный отбор

55. Разъяснение закупочной документации

56. Внесение изменений в информацию о проведении запроса предложений

57. Получение заявок на участие в запросе предложений

58. Состав заявки на участие в запросе предложений

59. Открытый и закрытый режимы подачи предложений

60. Рассмотрение и оценка предложений

61. Переторжка

62. Определение победителя запроса предложений

63. Признание запроса предложений несостоявшимся

IX. Открытый одноэтапный запрос котировок

64. Проведение открытого одноэтапного запроса котировок

65. Публикация информации о проведении запроса котировок

66. Предварительный квалификационный отбор

67. Разъяснение закупочной документации

68. Внесение изменений в информацию о проведении запроса котировок

69. Получение заявок на участие в запросе котировок

70. Состав заявки на участие в запросе котировок

71. Открытый и закрытый режимы подачи предложений

72. Рассмотрение и оценка предложений

73. Определение победителя запроса котировок

74. Признание запроса котировок несостоявшимся

X. Упрощенная конкурентная закупка

75. Проведение упрощенной конкурентной закупки

76. Сбор предложений участников упрощенной конкурентной закупки

77. Выбор победителя упрощенной конкурентной закупки

XI. Закупка у единственного поставщика

78. Основания проведения закупки у единственного поставщика

79. Публикация информации о закупке у единственного поставщика

XII. Особенности двухэтапных закупок

80. Двухэтапные способы закупок

81. Основания применения двухэтапных закупок

82. Предоставление и разъяснение закупочной документации первого этапа

83. Получение от участников закупки предложений первого этапа

84. Рассмотрение предложений первого этапа

85. Закупочная документация второго этапа

XIII. Особенности закрытых закупок

86. Проведение закрытых закупок

87. Основание применения закрытых закупок

88. Особенности закрытых закупок

XIV. Заключение и исполнение договора

89. Составление договора по результатам закупки

90. Согласование Заказчиком договора, заключаемого по результатам закупки

91. Заключение договора по результатам закупки

92. Изменение договора в процессе его заключения

93. Изменение договора в процессе его исполнения

94. Приемка результатов исполнения договора

95. Расчеты по договору

96. Урегулирование договорных споров

97. Расторжение договора

Составление положения о закупках

Общие требования к юридической технике, перечисленные в предыдущей статье, в полной мере актуальны для положения о закупках. В дополнение к ним именно при составлении положения о закупках необходимо учитывать то, что его нормы являются универсальными, то есть касаются не отдельной конкретной закупки, а каждой проводимой данным заказчиком.

Термины и определения традиционно открывают перечень общих норм базовых законов и иных нормативных актов. В самом Законе № 223-ФЗ нет исчерпывающего перечня определений для понятий, используемых для описания закупочного процесса. А потому организация имеет право самостоятельно сформулировать определения важнейших терминов, присутствующих в ее положении об осуществлении закупок. При этом у субъектов Закона № 223-ФЗ такие определения не должны противоречить положениям названного закона. Поэтому уделите особое внимание дефиниции участника закупки, конкурса, аукциона и иных понятий, определения которых по крайней мере частично сформулированы в самом Законе.

Нормы общей и особенной частей должны быть выдержаны в терминологии, установленной в начале положения о закупках. При этом нормы общей части используются при проведении любой закупки, а из особенной выбираются лишь те нормы, которые касаются данного конкретного способа закупки.

Важно не забыть и о том, что схожие принципы используются и при написании каждой отдельной главы: в первой статье группируются нормы наиболее общего характера, в последующих излагаются более детализированные нормы. Изложение должно отвечать определенной логике. Например, при регламентации процедуры последовательность норм должна соответствовать последовательности проведения данной процедуры.

Описание требований к участникам закупки в общей части необходимо сформулировать в виде перечня возможных вариантов. В рамках каждой конкретной закупки из этого перечня выбираются несколько требований, необходимых именно для данной категории поставщиков, и выбранные требования фиксируются в закупочной документации.

Наконец, не стоит забывать и о таком очевидном требовании, как объединение в статьях (пунктах, разделах) лишь однородных норм. Как, с одной стороны, не должны в одной статье соседствовать пункты, касающиеся, например, переторжки и обеспечения заявки, так и, с другой стороны, все нормы, касающиеся того же обеспечения заявки, должны быть собраны в одной статье или в нескольких соседствующих статьях.