Шлагбаумы во дворах законно ли. Установка шлагбаума во дворе: пошаговая инструкция

Количество машин на улицах растёт изо дня в день, и зачастую практически невозможно найти для своего автомобиля место во дворе собственного дома вечером в воскресенье. При этом всё чаще организованные парковки, сделанные специально для жильцов того или иного дома, занимают посторонние лица. Желание бороться с этим положением вещей вполне объяснимо, и именно по этому сегодня всё чаще и чаще во дворе можно увидеть, как производится установка шлагбаума.

Тем не менее, двор многоэтажного дома – это не просто ваша личная территория, и монтаж объектов на ней нуждается в процедуре согласования, которую обязательно надо пройти, чтобы потом не демонтировать дорогостоящее оборудование.

Как законно произвести монтаж шлагбаума?

Давайте разберемся, законно или нет производить установку шлагбаума во дворе в РФ, и что для этого нужно. В первую очередь, надо оформить общее долевое владение участком перед домом. Несмотря на то, что он, казалось бы, по умолчанию принадлежит жильцам, это право надо оформить юридически. Делается это следующим образом:

  • На общем собрании жильцов или в Товариществе собственников жилья (если такое есть в вашем доме) нужно принять решение о формировании земельного участка, на котором располагается многоэтажка, а также решение о его постановке на кадастровый учёт. Учтите, что в общем собрании также принимают участие владельцы нежилых помещений дома.
  • В органы государственной власти предоставляется обращение общего собрания жильцов о постановке участка общей долевой собственности на кадастровый учёт.
  • Проводится ещё одно общее собрание жильцов, на котором принимается решение об установке и эксплуатации шлагбаумов дворе. Важно помнить, что согласие подтверждается в письменном виде, а количество поддержавших идею должно быть не менее 51%, хотя в идеале лучше заручиться поддержкой не менее 70% жильцов.
  • Составляется смета по закупке и установке оборудования, подбирается модель, указываются технические характеристики. В Сети вы можете найти множества примеров смет на установку шлагбаума, а некоторые компании, занимающиеся монтажом ограждений, также помогут вам в её составлении (разумеется, под вашим контролем).

После того, как вопрос владения участком решён и согласование с жильцами проведено, можно приступать к сбору необходимых бумаг, которые позволят вам установить шлагбаум, не опасаясь, что его придётся демонтировать.

Необходимые документы и разрешения

Несколько облегчает задачу то, что шлагбаум не относится к объектам капитального строительства, а значит, разрешение именно на строительство получать вам не потребуется. С другой стороны, обязательно нужно согласование монтажа с рядом других органов, а именно:

  • ГИБДД;
  • Пожарная служба.

С точки зрения ПДД установка шлагбаума во дворе регулируется статьёй 15, в которой говорится о запрете на ограждения, затрудняющие движение по дороге. Поэтому чтобы всё-таки получить разрешение, нужно доказать, что участок, предполагаемый для установки, является прилегающей территорией и не предназначен для сквозного проезда. Только в этом случае можно установить шлагбаум во дворе, не нарушая правил дорожного движения.

Согласование с пожарными

Самая важная и сложная задача, которую надо решить перед тем, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома, — это согласование вопроса монтажа с пожарной службой. Обычно её представители руководствуются правилами ППБ 01-03, согласно которым все ограждения, препятствующие въезду пожарной машины во двор, являются незаконными. Как же можно обойти это правило?

Законность установки шлагбаума во дворе можно доказать, если ограждение действительно будет всегда готово для открывания перед службой МЧС. Этого можно добиться двумя способами:

  • Наняв охранника, который будет находиться в будке у стрелы и поднимать её для въезда срочных служб (скорой помощи, пожарных, газовой службы и т.д.). Сторож должен быть всегда на связи – например, должен быть указан его мобильный телефон. Этот вариант надёжный, но и не самый бюджетный – не все жильцы дома могут согласиться на содержание такого работника.
  • Установка видеонаблюдения: сигнальная система располагается на шлагбауме во дворе, а пульт – в круглосуточно работающей диспетчерской, где проезд срочным службам откроют в любое время суток одним нажатием кнопки.

Только получив эти два основных разрешения, вы можете приступать к монтажу. Учтите, что установку шлагбаума на придомовой территории надо проводить по закону, иначе вас ждёт неминуемый демонтаж и потеря всех средств, которые вы вложили в устройство конструкции. К тому же, если, например, ограждение не было согласовано с пожарными, но его всё-таки поставили, а потом приехала пожарная машина, она не только снесёт шлагбаум (конечно, без возмещения материального ущерба), но и подаст на вас иск в суд за нанесение материального ущерба автомобилю.

Если же вы считаете, что у вашего дома произвели незаконную установку ограждения или шлагбаума и ищете, куда жаловаться, то в первую очередь необходимо обратиться в орган государственной службы, который после проверки наличия разрешения на монтаж вынесет решение о его законности или незаконности. Проверка производится с участием тех же органов, что и при получении разрешения (ГИБДД, МЧС).

Что нужно, чтобы поставить шлагбаум в РБ?

Ситуация для Беларуси имеет и свои отличия, и свои схожие черты: например, в РБ тоже нет чёткого закона об установке во дворе многоквартирного дома шлагбаума, поэтому порядок согласования определяется скорее обстоятельствами. В любом случае, желательно получить разрешения от всех компетентных органов, которые могут иметь возражения против монтажа.

Сначала собирается согласие жильцов, при этом поддерживающих проект должно быть не менее 70%. Далее следует обратиться в администрацию района с просьбой об установке автоматических шлагбаумов в определённом дворе. В этой просьбе нужно указать как можно больше причин того, почему вам действительно нужно заграждение, поэтому составление обращения надо тщательно продумать.

После получения разрешения администрации начинается процесс согласования с местными службами: в первую очередь, УП «Мингаз», а также, как и в Российской Федерации, с ГАИ и пожарной службой. Только после того, как вы получили все соответствующие постановления на установку шлагбаума в Вашем дворе, можно приступать к составлению сметы, подбору производителя и конструкции. Если нужных разрешений нет, то тратиться на незаконный монтаж не стоит: опять же, демонтировать конструкцию вам придётся довольно скоро и за собственные средства.

Какой же вывод можно сделать о том, как поставить шлагбаум на придомовой территории? В первую очередь, надо иметь поддержку большинства жильцов и быть готовым к отказам и длительному рассмотрению ваших просьб и заявлений. Также стоит учитывать особенности своего города и района: нередко на местном уровне вводятся дополнительные правила в отношении монтажа ограждений и шлагбаумов. Если у вас остались вопросы по тонкостям процедуры сбора документов, задайте их в комментариях – или же поделитесь своим собственным опытом.

Шлагбаумы - привычный атрибут инфраструктуры города, представляющий собой заграждение дороги перед въездом в госучреждения, частную собственность, складские комплексы, коммерческие предприятия, дворы жилых домов. Установка шлагбаума во дворе жилого дома позволяет сохранить участок для парковки, ограничивая въезд посторонним автомобилям.

Легально - или нет?

Без согласования установки шлагбаума с пожарной охраной его монтаж будет считаться нелегальным. Пожарная служба потребует обеспечение круглосуточного свободного доступа к зданию, поэтому для управления шлагбаумом должна предусматриваться специальная должность дежурного или данное действие должно стать обязанностью швейцара.

Следует отметить, что транспорт пожарной службы при необходимости без труда способен преодолеть преграду, сломав шлагбаум. И при незаконной установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома компенсацию по восстановлению устройства будет получить невозможно.

Если ограничитель въезда установлен на придомовой территории без согласования с законом, после плановой проверки органами МЧС это повлечёт его демонтаж со штрафом. Легальная же установка обойдётся не совсем легко, но в дальнейшем эксплуатация шлагбаума не вызовет проблем.

Требования закона

Участок, выделенный для жилого здания, является объектом долевой собственности что даёт основание на оформление собственности методом собрания собственников для формирования придомовой территории.

По статье 15, согласно правилам ПДД, запрещены ограждения, сдерживающие проезд по дороге. Поэтому перед получением разрешения на шлагбаум необходимо удостовериться, что предлагаемый участок действительно является придомовой территорией.

Если жителями было принято решение установить автоматический шлагбаум, им предстоит выполнить следующие действия:

  1. Организовать собрание собственников, чтобы определить площадь участка для ограничителя въезда и его официального оформления.
  2. Обратиться в БТИ и соответствующие органы местного самоуправления, чтобы зарегистрировать площадь участка и осуществить её кадастровый учёт.

Условия

Условия установки шлагбаума во дворе жилого дома:

  1. Письменное согласие от половины жильцов и более. Если число согласившихся не превышает 51%, лучше зафиксировать отказавшихся от услуги ограничителя, если они займутся взысканием своих прав или возникнут новые обстоятельства по вопросу.
  2. Документы для госорганов на установку ограничителя въезда:
  • протокол решения собственников;
  • проект технической установки;
  • схематический план двора со шлагбаумом.

Перечисленные документы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, включая подключение электричества, если планируется работа устройства от него.

При оформленной собственности на участок следующим шагом становится согласование прав на установку шлагбаума с привлечением органов МЧС, ГИБДД, ЖКХ. от имени жильцов подаёт запрос в перечисленные госорганы.

Требования к системе автоматического шлагбаума:

  • Жильцы должны иметь свободный доступ к самостоятельному управлению шлагбаумом и возможность прохода с детской коляской.
  • Перед тем как установить шлагбаум, нужно выбрать ответственного за работу устройства. Ему выдаётся ключ, чтобы при неисправности можно было обеспечить въезд при необходимости.
  • Для материала имеет значение лёгкость, если придётся открывать шлагбаум вручную.
  • Наличие блокирующего механизма движения стрелы, если под ней находится человек.

Если все организационные моменты успешно пройдены, на установку шлагбаума во дворе жилого дома есть полное основание.

Требования властей

Важно учитывать, что нет чётко определённого перечня относительно установки шлагбаума во дворе жилого дома, поэтому городские власти могут поставить дополнительные условия.

Оборудование обойдётся сравнительно недёшево (от 40 тыс. рублей), и по этой причине жильцам необходимо тщательно обдумать соответствие всем требованиям и условиям, чтобы не возникло потребности в переносе шлагбаума или его дорогостоящем демонтаже.

Чтобы оспорить нелегальную установку шлагбаума, нужно направить запрос в районную администрацию, обратиться в органы ГИБДД, МЧС. Ограничитель въезда не должен препятствовать выезду на улицу города, а также заграждать проезд общего пользования.

Штраф и демонтаж шлагбаума

Самовольно воздвигнутый шлагбаум может быть снесён и без жалоб людей, кто в нём незаинтересован. Госинспекция постоянно проверяет дворы и улицы. И при обнаружении нарушений правил установки шлагбаума во дворе жилого дома уполномоченными органами оформляется предписание на его демонтаж. Ответственные за установку лица обязаны понести административное наказание. Если шлагбаум не был снесён по предписанию, городские власти уполномочены обратиться в суд.

После оформления штрафа (от 2 тыс. руб для физлиц, до 10 тыс. руб. - должностных и до 150 тыс. руб. - юридических) шлагбаум может быть устранён.

Дополнительные условия

Если на территории двора находятся технические службы, от них нужно получить разрешение на преграждение свободного проезда, приложить его к основному пакету документов, а затем отправляться в уполномоченные органы.

Если планируется шлагбаум, перекрывающий сразу несколько въездов, то прежде чем получить разрешение от местного самоуправления, необходимо взять соглашение от каждого из заинтересованных участников. Если в процессе эксплуатации поступит жалоба от тех, кого забыли учесть, конструкция будет снесена, и при этом компенсации стоимости шлагбаума не предусматривается.

Администрация города может изменять расположение шлагбаума, если необходимо благоустройство территории, а также демонтировать его. Средства, потраченные на его установку, будут возвращены жильцам. Но шлагбаум не обязательно будет снесён, если оформить прошение о пересмотре плана и создании альтернативного.

Если жильца интересует вопрос, законна или нет установка шлагбаума во дворе жилого дома, для начала следует обратиться в ГИБДД или МЧС - орган госслужбы, который проверит наличие разрешения на монтаж и вынесет решение о его законности или незаконности.

Виды шлагбаумов

Выбор ограничителя зависит от интенсивности движения и требованиям к самой конструкции.

Механический шлагбаум экономичный, отличается ручным управлением, но предполагает наличие ответственного человека для управления им. Владелец авто в состоянии открыть и закрыть шлагбаум самостоятельно, но это требует затрат времени и приносит неудобства.

Механический шлагбаум изготавливают на заказ: он бывает вертикальным, горизонтальным и индивидуальным парковочным. Его установка осуществляется бетонированием, фиксацией на анкерные болты и закрывается при помощи навесного замка. Лёгкость и компактность механического ограничителя упрощают монтаж и демонтаж.

Автоматический шлагбаум отличается функциональностью, долговечностью, удобством, современным дизайнерским оформлением, а также типом привода - гидравлическим и механическим, что влияет на скорость работы.

Гидравлическая система привода сохраняет функциональность при низких температурах, а относительно прочих особенностей характеристики приводов схожи.

Автоматический тип управления позволяет направлять сигнал с помощью радиоканала, прокси-карты, кнопки, клавиатуры, мобильного телефона. Если по какой-нибудь причине случится сбой электричества, шлагбаумом можно управлять вручную.

Интенсивность, скорость работы

Выбор устройства относительно интенсивности зависит от силы потока автомобилей в данной местности. Для небольшой парковки нецелесообразно заказывать высокофункциональный ограничитель движения, вполне подойдёт показатель интенсивности до 80 процентов.

Если шлагбаум перекрывает значительную ширину, для поднятия стрелы будет требоваться больше времени, поэтому возможен вариант в виде двух перекрывающих стрел с каждой стороны.

Подсветки, светодиодные лампы, сигналы и другие дополнения буду повышать эксплуатационные свойства шлагбаума.

Установка

Процесс установки подразумевает разметку и подготовку участка как основы для бетонного основания. Затем площадку заливают бетоном и устанавливают стойку со стрелой.

Подготовительные этапы:

  • очищение территории от растений, проводов, различных препятствующих объектов;
  • длина запорной рамки должна быть соразмерна ширине территории;
  • подготовка основания для столба глубиной от 1 метра;
  • подготовка углубления для фундамента;
  • установка металлической закладной квадратной формы в углубление и её заполнение бетоном;
  • сборка заграждения в соответствии с инструкцией;
  • покрытие шлагбаума антикоррозийными средствами и окраска (стрелу окрашивают в яркие цвета).

Спорные вопросы

Если в результате собрания собственников принято решение об установке шлагбаума во дворе жилого дома с соблюдением требований ЖК РФ, то оно имеет отношение и к собственникам, не принимавшим участия, поэтому указанные лица обязаны оплатить установку.

Если шлагбаум установлен на основании меньшего числа голосов, чем две трети, то решение можно обжаловать в суде.

Если новому собственнику квартиры предстоит пользование шлагбаумом, стоимость установки устройства должна быть возложена на предыдущего владельца квартиры, от которого также в пользование новому должны перейти ключи от шлагбаума. При отсутствии ключей он их получает от председателя совета дома, также вопрос может быть рассмотрен в суде (ст. 304 ГК РФ).

Возможно, с целью экономии времени и во избежание ошибок стоит поручить организационную работу по установке шлагбаума во дворе профессионалам - посредническим службам, занимащимся подобными вопросами.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

В каких случаях установка шлагбаума во дворе жилого дома будет законной, а в каких – обернется серьезными проблемами и штрафом? Предлагаем разобраться, прав ли сосед, огородивший «личное» парковочное место перед подъездом самодельным шлагбаумом и куда обращаться, чтобы сделать ограждения по закону.

Инструкция по законному монтажу ограждения

Установка шлагбаума во дворе жилого дома окажется легальной, если следовать букве закона и помнить обо всех предписаниях.

Шаг 1 – определить статус участка

Для начала нужно убедиться, что выбранный для монтажа участок не является дорогой, потому что в этом случае установка ограждения будет незаконной, ведь по ст.17.1 Правил дорожного движения в жилой зоне (на дворовых территориях) для автомобилей не должно создаваться «необоснованных помех».

Правила установки шлагбаума во дворе жилого дома предписывают, что монтировать преграду можно только на территории, которая принадлежит жильцам, но не является дорогой для сквозного движения.

Шаг 2 – оформление долевой собственности

Выбранный участок должен значиться по документам как придомовая территория. Если это так, то данный шаг смело пропускаем. Если таких бумаг нет, то их придется оформить. В противном случае двор принадлежит городу, а значит, ездить по нему беспрепятственно и парковаться могут все желающие.

На заметку! Регистрация долевой собственности на общую землю осуществляется на основании ФЗ-122 от 21.07.1997 г.

Важно знать, когда дом со всеми прилегающими строениями и участком был сдан в эксплуатацию:

    если до вступления в силу Жилищного кодекса (до 1.03.2005 г.), то весь объект был автоматически передан в общую долевую собственность и поставлен на кадастровый учет;

    если после, то оформлять документы и регистрировать участок придется самостоятельно, предварительно подав в органы местного самоуправления заявление с просьбой выделить земельный участок для последующего оформления.

С документами, подтверждающими право общей собственности, на основании ст.36 статьи 2 Жилищного кодекса жильцы могут пользоваться и распоряжаться общим имуществом по своему усмотрению.

Шаг 3 – общее собрание

Поговорить с соседями и заручиться их согласием на установку преграды для чужаков – подобных действий недостаточно. Нужно обязательное общее собрание. Именно заседание владельцев жилых помещений по ст.44 (ч.1, 2) ЖК РФ должно решать, как распорядиться общим имуществом, в том числе и земельным участком.

Важно! Если двор принадлежит нескольким домам, то собирать нужно всех, чтобы избежать в последующем претензий от тех, кому новое ограждение будет мешать.

На собрании нужно согласовать следующие моменты:

    устанавливать или нет ограждение;

    с какой компанией заключить договор;

    какое ограждение требуется – автоматическое, запирающееся на ключ, с установленным дежурством (найм консьержа или очередность жильцов).

На заметку! Для принятия того или иного решения по закону достаточно подписей от 51% собственников, но для успешного прохождения всех согласований лучше, если согласится не меньше 70%.

Результатом собрания должен стать протокол, в котором отражено согласие большинства по всем вопросам, которые были вынесены на повестку дня.

Шаг 4 – выбор исполнителя

Жильцы сообща должны проголосовать за организацию, которой поручат ответственную задачу. Понятно, что предлагать исполнителей могут все желающие, при этом не только стоимость установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома должна определять конечный выбор.

Что нужно для установки шлагбаума во дворе получить у компании, которая будет осуществлять монтаж оборудования:

    технический план монтажа, при котором ограждение не вызовет затруднений для проезда спецмашин (пожарных, скорой, полиции, аварийных служб и пр.);

    смету с детальным расчетом, за что придется заплатить;

    подписанный официальный договор с гарантийными обязательствами.

На заметку! Шлагбаум не является капитальным объектом, поэтому выправлять отдельное разрешение на строительство не нужно.

Идеальная защита для свободного проезда по вашему двору должна соответствовать следующим критериям:

    не препятствовать пешеходам всех категорий: родителям с колясками, инвалидам, пожилым людям и пр., а также велосипедистам;

    стрела должна быть изготовлена из качественного, но легкого материала (на случай крайней необходимости принудительного открытия или демонтажа в случае неисправности);

    безопасной в эксплуатации (идеально, если предусмотрены механизмы экстренной остановки опускающейся стрелы, когда под ней неожиданно оказался, допустим, ребенок);

    бетонированное основание, чтобы преграда была долговечной;

    гарантийный срок эксплуатации;

    оформление, которое заметно в ночное время не только автомобилистам, но и пешеходам (это могут быть светящиеся в темноте полосы или освещенное уличным фонарем место).

Шаг 5 – согласования

Нужно помнить о тех, кто проверяет законность установки шлагбаума во дворе и выдает разрешения. Это:

    Госавтоинспекция, которая может усмотреть в преграде ограничение проезда по сквозной территории;

    пожарная инспекция, которая проверит, смогут ли ее машины свободно подъезжать к дому в случае необходимости.

Чтобы не получить отказ при согласовании установки шлагбаума во дворе:

    при обращении в ГИБДД в заявлении нужно указать, что выбранный участок не является дорогой, а принадлежит к придомовой территории (жилой зоне), сквозное движение по которой запрещено на основании статьи 17 (п.2,4) ПДД (документы о статусе участка приложить);

    пожарному инспектору достаточно продемонстрировать возможности быстрого открытия шлагбаума (например, всегда рядом есть охранник или указаны контактные телефоны того, кто оперативно поднимает стрелу).

Если пожарные службы обнаружат незаконную установку шлагбаума во дворе, то выпишут административный штраф (ст.20.4, ч.8 КоАП):

    1-2 тысячи рублей – для граждан;

    7-10 тысяч – для должностных лиц;

    120-150 тысяч – для юрлиц.

Пожарные имеют право таранить ограждение в экстренной ситуации, при этом возмещение убытков за разрушенную преграду не предусмотрено. Если же из-за препятствия проезду пожарных погибли люди, то виновным грозит реальный тюремный срок – до 5 лет.

Шаг 6 – получение разрешения

Правильно написать заявление на установку шлагбаума во дворе поможет предложенный образец. Заявление нужно дополнить:

    протоколом заседания жильцов-собственников;

    документами на землю (свидетельство о долевой собственности, выписка из кадастра);

    разрешениями от инспекторов ГИБДД и МЧС;

    проектной документацией от компании-исполнителя, которая будет монтировать ограждение.

Пакет документов направляется в районный совет депутатов (городскую администрацию). Через 30 дней вы узнаете решение.

Осталось разобраться с соседом. Изучив порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома, легко понять, законны ли те конструкции, которые вы ежедневно видите перед своим подъездом или на пути к дому. Для начала стоит попросить соседа добровольно убрать «столбики с цепочкой». Если договориться мирно не получилось, то подавайте жалобу в районную администрацию, а также проверяющие органы – пожарную и жилищную инспекцию, ГИБДД.

Установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома можно, но для этого надо четко соблюдать законодательство. Одной воли жителей дома недостаточно, необходимы согласования и выполнение ряда условий. Нарушителей ждет штраф и демонтаж ограждающих конструкций за собственный счет. Статья поможет тем, кто хочет легально поставить шлагбаум и не иметь в дальнейшем проблем при его эксплуатации.

На придомовой территории выделяются машино-места для парковки машин владельцев квартир и их гостей. В открытых дворах стоянку регулярно занимают посторонние автомобили, а интенсивное движение в дворовых проездах создает жителям дополнительные неудобства. Решением проблемы часто становится установка шлагбаума. Ограничение доступа на дворовую территорию возможно при соблюдении налагаемых законом условий.

Легальность установки шлагбаума

Территорией вокруг многоквартирного дома собственники помещений владеют как дольщики (ст. 36 ЖК РФ). Они могут обустраивать ее по своему усмотрению, но без самоуправства. Установка шлагбаума во дворе жилого дома не запрещена, если не нарушается закон.

Относящийся к дому участок является общей собственностью, поэтому и распоряжаются им коллективно. Все решения принимаются на общем собрании. Вопрос об установке шлагбаума выносится на ОСС, где за него должны проголосовать не менее 50 процентов владельцев квартир.

Ограничить можно только выделенную и занесенную в кадастр придомовую территорию. Если участок по закону не обособлен, то начать придется именно с этой процедуры. На кадастровой карте обозначают границы относящейся к дому территории, ее площадь и размещенные объекты.

Жители на общем собрании должны проголосовать как за установку шлагбаума, так и за введение его в эксплуатацию. Лучше, если голосов будет значительно больше 50 процентов. У ограничения проезда во двор всегда бывают противники из числа жителей дома, поэтому подавляющее большинство «За» - однозначный плюс.

За принятием решения об установке шлагбаума во дворе жилого дома следует согласование сметы. Оборудование закупается и монтируется за счет владельцев квартир, поэтому им нужно утвердить расходы. В смете указывается модель шлагбаума, его технические характеристики и прочие детали. Это также фиксируется в протоколе.

Заявление на монтаж ограждающего устройства направляется в муниципалитет. К нему прикладывается протокол с проектом размещения шлагбаума и разрешения контролирующих органов (ГИБДД, пожарная служба). После одобрения муниципальных властей начинаются монтажные работы.

Чтобы поставить шлагбаум, нужно собрать следующие документы:

  • подтверждение долевой собственности владельцев квартир на придомовую территорию;
  • выписка из кадастра со всеми сведениями о земельном участке;
  • протокол ОСС с решением о монтаже ограждающей конструкции;
  • техдокументация на шлагбаум;
  • согласования с муниципальным органом власти, органом ЖКХ, ГИБДД и пожарной службой.

Требования закона

Шлагбаум по нормам законодательства не является капитальным объектом. Это упрощает задачу его согласования, потому что не нужно оформлять разрешение на строительство.

В качестве приложения к заявлению может понадобиться схема движения машин рядом с МКД и по дворовым проездам. На дорогах общего пользования ПДД запрещают установку ограждающих конструкций, которые сдерживали бы проезд. При установке шлагбаума нужно подтверждение того, что рассматриваемый участок относится к придомовой территории. Если рядом с МКД находится сквозной проезд, то устанавливать на нем ограждения нельзя.

По закону устанавливаемый шлагбаум согласуется с:

  • пожарной службой;
  • ГИБДД;
  • коммунальщиками.

Сложнее всего получить согласие пожарной охраны. Его рекомендуется оформлять заранее, чтобы не просрочить запуск монтажных работ. Если проигнорировать это требование, то при наличии недостатков контролирующий орган добьется переделки или демонтажа конструкции.

Главное требование пожарных – отсутствие помех для проезда автомобилей службы на территорию МКД. При несоблюдении этого условия конструкцию признают незаконной. Нарушение пожарной безопасности – прямое основание для отказа в установке шлагбаума.

Представителям экстренных служб нужно продемонстрировать, как будет открываться шлагбаум для пропуска их автомобилей. Делаться это может двумя способами.

  1. Рядом с ограждением ставится пост охраны, на нем организуется круглосуточное дежурство. Это надежно, но сложно и дорого в реализации. Расходы на охранника, как и все остальные, ложатся на владельцев квартир. С их увеличением они часто не соглашаются.
  2. Подключить видеонаблюдение, картинку с которого в реальном времени получает диспетчер. Он и будет принимать решение о пропуске транспорта.

Водитель пожарного автомобиля имеет право снести ограждение, если:

  • установка шлагбаума во дворе жилого дома произведена без согласования;
  • шлагбаум постановлен с разрешением, но при подъезде спецтранспорта он не открывается.

Возмещать ущерб за слом самовольной или неработающей ограждающей конструкции экстренная служба не будет. Если при сносе стрелы пострадает пожарный автомобиль, то с инициатора монтажа шлагбаума взыщут средства на ремонт.

Условия установки шлагбаума

Есть несколько условий установки шлагбаума во дворе жилого дома. Если все их соблюдать, то оснований для демонтажа не появится.

1. Шлагбаум перекрывает проезд только транспорту, движению пешеходов он мешать не должен. Свободное передвижение должно обеспечиваться тем, кто:

  • гуляет с детскими колясками;
  • передвигается на инвалидных колясках;
  • ездит на велосипеде, и так далее.

2. Автомобили экстренных служб должны свободно попадать на придомовой участок. Это касается не только пожарных, полиции и медиков. Требование распространяется также на газовщиков и прочие организации.

3. Стрела изготавливается из легкого материала. Если шлагбаум окажется обесточен или неисправен, то должна оставаться возможность беспрепятственно открыть его вручную. Ограждение устанавливают для обозначения закрытой территории. Задачи создать физически непреодолимый барьер не ставится.

4. Шлагбаум оснащается элементами безопасности. В первую очередь, это фотоэлементы для фиксации появления в проезде препятствия. При получении сигнала от них стрела блокируется, что предотвращает повреждения транспорта и травмы людей. Другой элемент – сигнальная лампа, мигающая при срабатывании шлагбаума. Она служит дополнительным предупреждением для окружающих о том, что стрела пришла в движение.

5. Основание для стойки и держателя стрелы бетонируется. Конструкция получается устойчивой и надежной.

В Москве при установке шлагбаума во дворе жилого дома по закону можно получить денежную компенсацию от правительства в размере 100 000 рублей. Эти средства выплачиваются потому, что жители многих МКД вынуждены ставить шлагбаумы из-за действий властей по введению платных парковок. В местах их появления дворы заставляются автомобилями тех, кто не хочет оплачивать стоянку. Кроме этого, в дворовых проездах создается постоянный поток транспорта, владельцы которого ищут свободные места. Чужие машины оставляются на газонах, детских площадках и тротуарах.

100 000 рублей выплачивается с расчетом на каждый шлагбаум. Субсидию можно получить до проведения монтажных работ. В таком случае не потребуется собирать деньги с жителей дома. Недовольных будет меньше, а процесс упростится.

Власти контролируют расходование этих целевых средств. На установку шлагбаума дается два месяца после того, как деньги окажутся на расчетном счете. После этого у инициаторов есть еще один месяц на то, чтобы подтвердить проведение работ. Тут надо представить два документа:

  • договор на установку шлагбаума;
  • акт выполненных работ.

Получить субсидию можно и на уже установленный шлагбаум. Ее размер будет зависеть от даты монтажа:

  • до 24 мая 2018 года – 50 000 рублей;
  • после 24 мая 2018 года – 100 000 рублей.

Столичное правительство утвердило субсидию 30 сентября 2015 года. Если ограждение установлено раньше, то выплата не полагается.

Демонтаж и штраф за незаконную установку

Факт незаконной установки шлагбаума может быть обнаружен по сообщению жителей, представителей экстренных служб, ГИБДД и коммунальных организаций. Выявляются нарушения и при рейдах представителей муниципалитетов по дворам. Демонтаж ограждений может быть инициирован без участия собственников квартир.

Поступившие жалобы рассматриваются с привлечением представителей МЧС, ГИБДД и других служб, занимающихся выдачей разрешений на установку шлагбаумов. Предписание о демонтаже шлагбаума выдается представителями власти или контролирующими органами. При его невыполнении в установленные сроки следует обращение в суд. Судебное решение дает больше возможностей для давления на ответственного за монтаж шлагбаума.

При установке шлагбаума во дворе жилого дома с нарушением закона выписываются следующие штрафы:

  • гражданам – 2 000 рублей;
  • должностным лицам – до 10 000 рублей;
  • организациям – до 150 000 рублей.