Альтернативная гражданская служба сообщение. Альтернативная служба в армии в России — виды и варианты

(кликните, чтобы открыть)

Более подробно о том, что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования, предъявляемые к ней мы поговорим далее в статье.

Однако, одного желания призывника недостаточно. Окончательное слово за призывной комиссией. Именно она может сделать заключение, на основании которого гражданину будет предписана альтернативная гражданская служба, условия и требования к которой установлены в ФЗ Об альтернативной гражданской службе.

Отметим, что в альтернативном случае у призывника нет возможности отсрочить или быть освобожденным от службы. Такое положение прописано в п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ (закон об альтернативной гражданской службе).

Альтернативная гражданская служба: условия и требования

Как и в случае с военной службой, все начинается с повестки, которой предшествует поданное заявление — прохождение альтернативной службы. Повестка о прохождении альтернативной службы должна включать некоторые пункты:

  1. место, где будет проходить альтернативная служба в армии;
  2. срок прибытия в военный комиссариат.

В указанный срок призывник должен явиться в военкомат и получить следующие документы:

  1. предписание для убытия к месту, где будет проходить альтернативная военная служба. Документ выдается под расписку от уполномоченного лица военкомата;
  2. удостоверение и учетную карточку служащего по альтернативной схеме.

Данные документы должны быть выданы в соответствии с:

  • п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 ;
  • ст. 13, 14 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ .

Срок альтернативной службы составляет от 18 до 21 месяца, в зависимости от того, где предпочитает служить призывник: в качестве гражданского персонала в воинской части либо в гражданском учреждении.

Кто имеет право на альтернативную службу? По закону — это лица, которые ввиду своих философских или религиозных убеждений не могут служить в действующей армии, а также представители народов Крайнего Севера, ведущие традиционное хозяйство.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ гласит, что:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба: список профессий и места прохождения

Если призывник проживает в той же стране, где и призывается, то вариантов несколько. Он может проходить службу в больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, которые находятся в ведомстве федеральных органов исполнительной власти. Также есть возможность отдать долг родине в организации, находящейся в ведомстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Третий вариант – вооруженные силы РФ и другие воинские формирования. В данном случае призывник будет выступать в роли гражданского персонала.

Интересно

Если гражданин РФ постоянно проживает за пределами страны, он также может пройти альтернативную службу. В данном случае он имеет право на проживание в общежитии, которое соответствует санитарным нормам и предоставляется бесплатно.

Интересующимся тем, что такое альтернативная гражданская служба, список профессий, на основании которых возможно прохождение альтернативной службы, можно легко найти в сети Интернет. Такой список разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Перед тем, как военный комиссариат вынесет решение о возможности причисления призывника к числу альтернативных служащих, она учитывает некоторые детали.

  1. К альтернативному призыву подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.
  2. Образование. В большинстве случаев, граждане со средним образованием направляются на воинскую службу. Если получено среднее специальное образование, это говорит о том, что лицо может уже работать, а значит и быть альтернативным призывником;
  3. Специальность и квалификация;
  4. Опыт работы. В основном, влияет на шансы занимать рабочее место на постоянной основе;
  5. Состояние здоровья. Трудовые инвалиды вполне могут рассчитывать на альтернативную службу;
  6. Семейное положение. Родитель двоих детей имеет шансы на альтернативные войска;
  7. Потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Процедура проходит в несколько шагов:

  1. Заключение срочного трудового договора. В течение трех дней работодатель сообщит об этом военкомату и органу исполнительной власти, в ведомстве которой находится организация.
  2. Отметка в учетной карте о прибытии в компанию. Исполнительный срок исключен. Все особенности в соответствии с п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.
  3. Предоставление бесплатного общежития, социальной одежды и обуви, средств личной защиты – если необходимы для выполнения работ, связанных с профессией.

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ. В том числе в вопросах оплаты. Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

У альтернативного служащего есть право на ежегодный отпуск в 28 календарных дней. В отдельных случаях, указанных в ст. 17 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, возможен более длительный отпуск.

Альтернативная военная служба в РФ предусматривает и ряд ограничений. Так, например, при прохождении альтернативной службы жить вместе с теми, кто проходит воинскую службу запрещено.

Подпишитесь на свежие новости

Как проходит альтернативная служба в армии (список профессий)? Альтернативная служба в армии в России: где ее проходят и что делают?

Проблема отказа от службы в армии с оружием в руках не нова. На протяжении всего периода существования регулярных армий во всем мире находились люди, чьи убеждения (в основном религиозные) противоречили пролитию крови. В различное время к таким новобранцам относились по-разному. В некоторые периоды истории их чувства уважали и освобождали от службы в армии, в другие – сурово преследовали и осуждали как преступников. В современной России проблема с отказниками была решена с принятием ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». С того времени у любого юноши, достигшего призывного возраста, появилось право самостоятельно выбирать: служить ли ему с оружием в руках либо же, согласно убеждениям, ему больше подходит альтернативная служба в армии в России. Давайте разберемся как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу (АГС) и каков порядок её прохождения.

Как попасть на альтернативную службу в армии? Существует 2 категории лиц, которые вправе претендовать на прохождение альтернативной службы:
— члены религиозных организаций (конфессий, общин, толков) которые в силу убеждений не имеют права брать в руки оружие, участники пацифистских, философских объединений, мировосприятию которых чуждо насилие в любом его проявлении;
— юноши из числа малочисленных народов, которые ведут традиционное хозяйство.

Если несение военной службы противоречит вероисповеданию или убеждениям призывника, он вправе заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Если из числа религиозных адептов и пацифистов заявления на прохождение АГС подаёт ежегодно несколько тысяч призывников, то от представителей коренных малочисленных народов такие заявления практически не поступают. Голословного заявления о принадлежности к религиозной секте или пацифистскому движению перед тем как попасть на альтернативную службу в армии недостаточно. Этот факт должен быть подтверждён документально, засвидетельствован руководством религиозной общины, свидетельствами участия в её деятельности или работы в пацифистской организации.

Таким образом, существуют варианты альтернативной службы в армии:
— работа на предприятиях МО РФ;
— работа на государственных (муниципальных) предприятиях;
— работа в сфере традиционного национального промысла коренных малочисленных народов.

Если несение военной службы противоречит вероисповеданию или убеждениям призывника, он вправе заменить ее на АГС. Замена военной службы на АГС допускается также в других случаях, установленных действующим законодательством (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

От армейской службы альтернативная служба в армии в России отличается сроком – 21 месяц для служащих на гражданских предприятиях, 18 месяцев – для работающих на гражданских должностях предприятий МО РФ и имеющих высшее образование. Во время службы молодые люди не надевают военную форму, за ними не закрепляется табельного оружия и они не принимают присягу.

Читайте также: Возможна ли альтернативная служба в полиции вместо армии?

В соответствии с законом альтернативная служба в армии в России должна проходить в местностях, удалённых от места жительства служащего, но на практике около 70% «альтернативщиков» проходят службу в местности проживания. За время службы они имеют право на получение заработной платы (оклада) и ежегодный отпуск продолжительностью, определяемой ТК РФ.

Для замены военной службы на АГС нужно обратиться с соответствующим заявлением в военкомат и после решения призывной комиссии пройти медосвидетельствование.

Подача заявления для замены военной службы на АГС

Альтернативная гражданская служба, порядок поступления и прохождения предусматривает ряд поэтапных действий. Перед тем как пройти альтернативную службу в армии необходимо подать письменное заявление в военкомат, где призывник состоит на воинском учёте. Установлены сроки подачи заявлений – до 1 апреля гражданами, подлежащими призыву осенью, и до 1 октября — призывниками которые должны быть призваны весной. Это же распространяется и на лиц, имеющих отсрочку от службы или обучающихся в вузе.

Призывник, желающий пройти АГС, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его вероисповеданию или убеждениям (п. 1 ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

В заявлении нужно указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы АГС, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы призывника.

От призывника не могут требовать справку или другой документ от общественной организации (религиозного объединения), подтверждающие его убеждения или вероисповедание. К заявлению для замены военной службы на АГС прилагаются автобиография и характеристика с места работы (учёбы). Другие документы призывник приложить вправе, однако не обязан (п. 2 ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Призывная комиссия изучает предоставленные документы и при необходимости собирает дополнительные свидетельства участия призывника в работе религиозных (пацифистских) организациях. После этого в установленные сроки призыва кандидат на прохождение АГС вызывается повесткой в военкомат на заседание комиссии. Решение принимается при личном участии кандидата. Он лично должен отвечать на вопросы членов комиссии, доказывая целесообразность замены воинской службы гражданской. В работе комиссии имеют право принимать свидетели из числа членов религиозных (пацифистских) организаций.

Заявление призывника рассматривается в течение 1 месяца с момента окончания срока подачи заявления. В случае необходимости сбора дополнительных сведений срок принятия решения может быть продлён ещё на 1 месяц (п. п. 2, 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

В случае отказа призывной комиссии в праве на АГС можно обжаловать этот отказ в судебном порядке. Уже имеются положительные судебные решения, обязывающие предоставить призывнику право на АГС, даже если заявление подано с нарушением срока подачи (Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 447-О).

Прохождение медицинского освидетельствования

Перед тем как получить альтернативную службу в армии кандидаты проходят медицинское освидетельствование на общих основаниях. К их здоровью предъявляются те же требования, что и к остальным призывникам. Если призывник признается годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении его на АГС.

В случае несогласия с решением призывной комиссии призывник вправе оспорить его в судебном порядке. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Условия прохождения и прекращения АГС

Альтернативная гражданская служба и порядок её прохождения регламентируются ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». При определении вида (работы, профессии, должности) АГС и места ее прохождения призывная комиссия учитывает образование призывника, его специальность и квалификацию, а также потребность организаций в трудовых ресурсах и т.д. (п. 5 ст. 4 «Об альтернативной гражданской службе»).

Сегодня мы расскажем вам об альтернативной гражданской службе .

В нынешней действительности жизнь и свобода выбора высоко ценится во всех развитых странах. А при военной службе как она есть в данный момент, есть вероятность того, что от молодого человека потребуется, с оружием в руках защищать других людей, рискуя при этом своей жизнью. Поэтому многие развитые станы практикуют , для выполнения военных задач.

В России служат не только контрактники, но и . Поэтому не всех призывников обязывают к освоению военного ремесла. К тому же Российской конституцией предложена возможность альтернативной гражданской службы.

Правила предоставления АГС предусматривают следующие виды альтернативной службы и это только труд низкой квалификации, без требования и особых навыков.

Наиболее часто молодые люди направляются на следующие профессии АГС:

  • помощник повара,
  • подсобный рабочий,
  • сварщик,
  • столяр,
  • уборщик,
  • санитар,
  • официант,
  • помощник воспитателя в детском саду,
  • механик,
  • секретарь,
  • изготовитель полуфабрикатов.

Стоит отметить, что это не весь список профессий альтернативной службы в 2019 году .

Наличие выбора обеспечивается Центром занятости населения. Если где-то требуются сотрудники по рабочим специальностям, устраивают призывников по альтернативке .

При среднем специальном образовании возможно направление на более узкопрофильные вакансии: программист, повар, врач, медбрат.
Из-за противопоказаний, место могут заменить на подходящее, но по имеющимся основаниям.

Прохождение альтернативной службы

Несение АГС бывает индивидуальным, в группах или формированиях в различных подведомствах и в Вооруженных силах на гражданским персоналом.

Данный альтернативный вариант является стандартной, трудовой деятельностью во благо страны и населения, заменяющей призывникам , в течение соответствующего периода и по определенным условиям.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством, призывы на военную службу делятся на:

Как и при обычной работе, альтернативная служба тоже оплачивается и зарплату платят как при обычном выполнении той работы, согласно должностям. Можно предположить, что зарплата будет различаться, в зависимости от места труда и работодателей.

А вот вакансии в этих случаях предоставляются наименее востребованные и престижные, с меньшей зарплатой, если, конечно, не повезет. Но предварительно о более выгодных вариантах узнавать не получиться.

Прохождение альтернативной гражданской службы будет осуществляться точно по срочному трудовому договору, а трудовые отношения призывника с работодателем будут вестись по трудовому кодексу России, с обычным распорядком и продолжительностью рабочего времени.

Больничные, отпуска, выходные при АГС будут предоставляться и оплачиваться в соответствии с трудовым кодексом по соответствующему заявлению.

Работодатели не вправе увольнять своего работника, но могут сообщить в военкомат о нарушениях призывника.
Прогулы также считаются нарушением трудового порядка и к сроку службы не засчитываются.

Продолжительность несения альтернативной службы имеет отличия от воинской и также регламентируется законодательством. Благодаря тому, что равен одному году, служба заменяется гражданской, добавляются определенные неудобства в виде более продолжительного срока.

Итак, срок альтернативной гражданской службы составляет:

В армейских подразделениях на гражданских вакансиях выполнение своих обязанностей будет продолжаться полтора года.

В учреждениях, не относящихся к Вооруженным силам период прохождения АГС будет равен двадцати одному месяцу.

Право на альтернативную службу

Третья часть 59 статьи Конституции РФ регламентирует право АГС. Любой молодой человек обладает правами для этого, но существуют немаловажные условия.

Нестандартная сексуальная ориентация тоже может послужить поводом для отказа в замене службы. Но все же они могут написать заявление, и решение будет принято военкоматом и администрацией по их усмотрению.

Задумываться о переходе на альтернативку стоит примерно за двенадцать месяцев до призывной компании, с подготовкой необходимых для этого документов и урегулирования разных вопросов. Потому что, не позднее чем за шесть месяцев до начала призывной компании пишется заявление о переходе к альтернативной гражданской службе.

Срок на данное мероприятие указывается в Федеральном законе. И устанавливается для того, чтобы спрогнозировать необходимое количество вакансий, а работодатели смогли бы подать заявку и подготовить соответствующие вакансии для прохождения службы. Компаниями заявка подаётся не позднее чем за полгода, указав свободные места для АГС. Для правильного расчёта количества вакансий и предусмотрена предварительная подготовка в этом процессе, а если призывник опоздает с заявлением, то ему будет отказано на законных основаниях.

Заявления о замене имеют свободную форму, самое важное, написать причину почему нужно заменить службу военную на альтернативную. При необходимости приобщаются биографические данные призывника с характеристикой, написанной работодателем или на месте учёбы. Допустимо дополнительное предоставление документов для подтверждения своих убеждений и показаний, которые могут дать знакомые.

В случае соблюдения всех условий молодым людям может помешать лишь присутствие откровенных противоречий в их утверждениях. При неправомерном отказе в смене службы на альтернативную несётся серьёзная ответственность, к тому же, зафиксировать момент возникновения и существования определенной убежденности очень сложно. Отказы по срокам обращения в связи с этим бывают в очень редких случаях.

Заявление на альтернативную гражданскую службу могут подаваться позднее лишь в случаях окончания отсрочки после принятого срока, с извещением военкомата не позже периода, равного десяти рабочим дням, когда отсрочка закончилась. вы можете получить в своем военкомате.

Призывная молодёжь часто ищет выход в альтернативной службе в случае признания своей годности к военной службе на комиссии и когда приходит вспоминают о пацифизме и своих убеждениях.

Эта тактика ошибочна, хотя и встречается довольно часто. Все условия перехода предусмотрены по закону. Главное здесь для призывника это соблюдение сроков и само заявление на замену службы.

Подав заявление призывник уведомляется комиссариатом, что они его получили. Рассматривается вопрос только при личном присутствии молодого человека. Рабочее место определяется с участием руководства населенных пунктов по имеющимся вакантным должностям по месту регистрации мужчины.

Почему можно получить отказ в смене службы?

Довольно часто бывает, что призывнику отказывают в таком переходе. Основания по которым может произойти отказ:

  • при нарушении сроков, когда подаются документы;
  • при несоответствии предоставляемых документов, тому, что было указано при подаче заявления;
  • при наличии недостоверных сведений;
  • если юноша два раза не явился на комиссию без весомых на то оснований.

Не могут призываться на альтернативу уже отслужившие в военных частях мужчины, находящиеся в запасе.

Где проходит альтернативная служба

Определение места прохождения АГС является наиболее интригующим вопросом и вопреки существующим суждениям диапазон выполнения работ достаточно обширен. Законом предусмотрено, что различные учреждения направляют заявки в военные комиссариаты с должностями для призывников альтернативной службы.

Это могут быть младшие технические должности производственных, обслуживающих компаний и на выполнение документальных работ. До наступления призыва каждый раз пополняется список необходимых вакансий. Молодой человек поступая на такую службу может получить место, соответствующее его образованию, но совсем не обязательно.

Почти всегда альтернативку несут по месту проживания. Направляются юноши и в прочие населенные пункты, тогда они обеспечиваются общежитием, а коммунальные платежи платит бюджет. Такие территориальные изменения случаются гораздо реже.

Закон об альтернативной службе

Переход на гражданскую службу регулирует Федеральный закон № 113-ФЗ от 25 июля 2002 года.
Предоставляется возможность альтернативки лишь двум категориям граждан: тем призывникам, которым религиозное мировоззрение или убеждения не позволяют брать в руки оружие и коренным народам при ведении хозяйственной деятельности (это очень редкие случаи).

Чем могут отличаться вера и убеждения призывника? При принадлежности будущего призывника к соответствующему вероисповеданию, его единоверцы могут удостоверить данный факт.

При убеждениях призывника, гораздо сложнее проверить о недопустимости для него воевать с оружием в руках, лишь при стрельбе можно будет разглядеть наличие данных принципов. Но если все-таки молодой человек будет обманывать в отношении своих убеждений — определение его правдивости усложниться.

В законе об альтернативной гражданской службе также не указывается как долго и из-за каких причин (событий) молодой человек разделяет такие убеждения, это может быть много лет или совсем короткий период. Нельзя проверить факт существования данных принципов.

Если молодой человек является представителем малочисленных народов, то он обладает аналогичными правами, как и остальные призывники. Ему предложат тот же вид работ, выполняемых другими малыми народами. К примеру, на ферме оленеводов или рыболовном производстве.

По тому же закону получить направление на АГС могут юноши, представляющие данные категории: соответствующие призывному возрасту; подходящие по здоровью; при уважительной причине, лично или по почте заявившие о смене армии на альтернативу; если призывной комиссией вынесено решение направить на альтернативную гражданскую службу.

Уклонение от альтернативной службы

Юноша, при смене военной службы на гражданскую не вправе увольняться на основании собственного желания. Не выполнять свои обязанности он также не может.
При уклонении это может караться штрафом, арестом и обязательными работами. Заменённые обязанности являются такими же обязательными, как и военные.

Стоит ли рисковать юношам, прячась от военных комиссий или предоставляя разные справки о своей непригодности? Кому-то подошло бы такое альтернативное решение.
Молодежь смущает более длительный период АГС или порядок её прохождения, полагая, что лучше скрываться.

Статистические показатели

Статистика гласит, что граждане могут рассчитывать сейчас на гражданские профессии, количество которых уже в районе шестидесяти.
Можно отметить что все последние годы АГС в России не очень популярна, всего примерно один человек из тысячи идет по этому пути.

Основной причиной является то, призывник поздно узнает о возможностях выбора. А главное, об условиях такой замены, когда уже проходит срок, чтобы написать заявление. Тогда уже отсутствует выбор и приходится идти служить в армию, чтобы не быть уклонистом. Поэтому, тем, кому только предстоит пройти призывную компанию, необходимо повышать свою юридическую подкованность, заранее изучая свои законные права и обязанности.

Другой причиной является то, что у нас мало призывников с убеждениями о неприемлемости военного быта. Ведь с детства мы знаем как необходимо и почётно защищать своё Отечество .
2019 год пока не ознаменован никакими изменениями в альтернативно-гражданской службе. В законе на будущий год пока никакие изменения не внесены.

Перед каждым молодым человеком призывного возраста однажды встает вопрос о том, служить ли в армии или всяческими способами попытаться избежать исполнения долга перед Отчизной? в армии, как многие думают, может стать одним из решений этого вопроса. Так ли это на самом деле?

Следует разобраться в том, служба в армии на самом деле, и поможет ли она «откосить» от военной службы. В соответствии с принятым 25.07.2002 г. Государственной думой Федеральным Законом РФ «Об альтернативной гражданской службе (Об АГС)», эта деятельность не является, по сути, службой в армии. Это работа, которой заменяется военная служба, с получением дохода и выходными.

Граждане, которые направляются на альтернативную службу, работают в течение определенного времени по трудовому договору на государственных предприятиях. Чаще всего - это больницы, дома престарелых, социальные службы. В последнее время работу для «альтернативщиков» предоставляют и учреждения культуры: цирки, дома культуры, клубы, театры.

Молодой человек призывного возраста (от 18 до 27 лет), решивший военную службу заменить альтернативной гражданской, должен обратиться в призывную комиссию с заявлением, в котором он обосновывает свое желание. Чаще всего причиной, указываемой в заявлении, является принадлежность к или собственные моральные убеждения, которые запрещают брать в руки оружие. Решение о том, что призывник может быть направлен на АГС, призывная комиссия отдела военного комиссариата принимает после прохождения гражданином призывной комиссии и медицинского освидетельствования.

В том случае, когда молодой человек является годным к военной службе без ограничений (фактически здоровым) или годным с незначительными ограничениями, председатель комиссии может принять решение о замене службы в армии на альтернативную (с учетом того, что заявление призывника подано вовремя). Если же гражданин призывного возраста имеет право на отсрочку или признается вопрос о том, что ему необходима альтернативная служба в армии, отпадает сам собой. Ему либо предоставляется отсрочка (по учебе или семейному положению, или по другим причинам), либо принимается решение о зачислении в запас по его состоянию здоровья.

Не стоит думать, что альтернативная служба в армии может быть лучшим вариантом, чем военная служба по призыву. По закону срок АГС превышает службу в армии почти в два раза. То есть, если военнослужащий по призыву будет находиться на службе в армии всего год, то «альтернативщик» обязан работать в течение 21 месяца. Не лучшая перспектива для желающих не правда ли? Тем более, заработная плата в тех учреждениях, в которые направляются призывники для прохождения АГС, довольно невелика. К тому же, молодой человек, отправленный на альтернативную гражданскую службу, не имеет права расторгнуть договор ранее положенного времени.

Итак, альтернативная военная служба - не самый удачный вариант для того, чтобы «откосить» от армии. Государство предусмотрело многое, чтобы исполнялся на деле. И альтернативная гражданская служба является только лишь гарантией предоставления гражданам страны конституционных прав и свобод, дополняя этот закон. Воспользоваться возможностью заменить военную службу АГС лучше тем молодым людям, которые на самом деле имеют определенные убеждения либо вероисповедание, которое противоречит исполнению воинской обязанности. Судя по статистическим данным, таких граждан не так уж и много, но они есть, и план направления на альтернативную службу создается в каждую призывную кампанию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин