Библиотечное законодательство. Законы рф, регулирующие библиотечную деятельность. Глава vii. экономическое регулирование в области библиотечного дела

В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного общества. Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и о защите информации", "Об участии в информационном обмене". Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение нужной ему информации.

ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В его состав входят: общие положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела (права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанности государства в области библиотечного дела, условия сохранения и использования культурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек).



ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г. Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.

В состав закона входят: цели и термины закона, объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанности государства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовой режим участия в МИО (право собственности на информационные продукты, ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ к средствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность при осуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения).

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Данный закон включает в себя: общие положение (сфера действия закона, термины, обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации), информационные ресурсы (основы правового режима, документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах), пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставления информации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов), информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание, право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).

Существует также межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящий стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ. Включает: общие положения, учет отдельных видов изданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания, неопубликованные документы, картографических, нотных и др. изданий), учет аудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учет электронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов на документы, отказов, мероприятий.

Видоизменяя данные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правила пользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:

  • Положение о краткосрочном абонементе в читальных залах;
  • Положение о платных услугах библиотеки;
  • Положение о системе каталогов и картотек;
  • Положение о сохранности фонда библиотеки;
  • Положение об организации обслуживания пользователей.

Данные положения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности, дополнять и расширять область их применения.

Государственной Думой


В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу). Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры ( Федерального закона от 29 декабря 1994 года "О библиотечном деле").


библиотечный федеральный закон

Надежная правовая база является обязательным условием выполнения библиотеками их информационной, культурной и образовательной функций.

В период правовой реформы библиотечное дело России вступило, обладая обширным массивом правовых нормативных актов, регламентирующих как основные принципы, так и конкретные вопросы деятельности библиотек. Однако библиотекари остро ощущали недостатки библиотечного законодательства: серьезные пробелы, декларативность и неконкретность многих актов; избыточное регулирование, сковывавшее инициативу отдельных библиотек; наконец, устарелость ряда актов.

Сохранение такого положения становилось нетерпимым в условиях коренных преобразований в экономике страны, демократических реформ, расширения международного библиотечного сотрудничества, бурного развития новой информационной технологии, резко расширяющей возможности библиотечно-информационного обслуживания.

В последние годы в рамках общей правовой реформы, проводимой в стране, сделан важный шаг вперед в совершенствовании и обновлении российского библиотечного законодательства, в приближении его к прогрессивным мировым стандартам.

Фундаментом создаваемых актов стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России. Данный закон регулирует культурную деятельность во всех ее формах, включая библиотечное дело.

Он развил и конкретизировал положение о правах и свободах человека в области культуры, в том числе право на приобщение к культурным ценностям через доступ к государственным библиотечным фондам, право на создание общественных объединений в сфере культурной деятельности; закрепил понятие общероссийского библиотечного фонда, порядок сохранения, функционирования и развития которого определяется государством.

Решающее влияние на последующие правовые акты о библиотечном деле оказали статьи Основ об обязанностях государства в области культуры, в частности, о бюджетном финансировании государственных организаций культуры, стимулировании их деятельности посредством льгот, кредитов, помощи в развитии материально-технической базы; о запрете на приватизацию культурных ценностей, хранящихся в фондах.

Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле (№78 - ФЗ) принят 29 декабря 1994 года. Он является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

В ходе почти 10-летней работы над законом был учтен обширный отечественный и зарубежный опыт регулирования отношений в библиотечной деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Закон о библиотечном деле дал определение таким понятиям как:

  • * библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • * общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • * библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • * документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения н общественного использования;
  • * пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • * централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование (Ст.1 «Закона»).

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (Ст.2).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (Ст.3).

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Основное содержание закона можно свести к следующим положениям: обеспечение прав граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность; обеспечение статуса библиотек, который позволяют им самостоятельно реализовать свои функции по обслуживанию читателей на основе финансирования учреждений; обеспечение сохранности совокупного библиотечного фонда России; определение приоритетов государственной библиотечной политики.

Значимость данного закона для России трудно переоценить. То, что на сегодняшний день сфера библиотечного дела оказалась наименее пострадавшей от бурных катаклизмов последних лет, во многом обусловлено фактом его существования. Прежде всего, закон сыграл роль свода принципов действий и отношений государственных органов к библиотекам. Однако в законе отношений всегда выражаются в форме прав и обязанностей. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые его ключевые положения.

Глава 4 формулирует «Обязанности государства в области библиотечного дела». Очевидно, что наибольшие сложности вызывают обязательства органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в плане обеспечения «гарантированного финансирования комплектования» (ст.15, п.2,1) и недопущения «действий, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечений действующих библиотек» (ст.15, п.3).

Более благополучно обстоит дело с положениями главы 3 - «Обязанности и права библиотек», Практически все нормы ст.11-13 выполняются при отношениях, которые возникают у библиотек, как с читателями, так и с учреждениями.

Таким образом, возникшая ситуация характеризуется достаточно полной реализацией прав и обязанностей библиотек и относительной невозможностью реализации обязанностей государственных органов. Последствия этого таковы: более полно реализуются права пользователей, перечисленных в ст.7, т.е. читателей, уже пришедших в библиотеку, и менее полно реализуются права других граждан, т.е. в данном случае потенциальных пользователей, на доступность библиотечного обслуживания. Это - следствие равномерного размещения сети библиотек, вне зависимости от территориальных особенностей, недостаточного уровня финансирования и т.д. Следовательно, в плане обеспечения равенства конституционных прав всех граждан на библиотечное обслуживание библиотечный закон работает не в полной мере.

Для исправления положения потенциально возможно использование двух рычагов федерального уровня: во-первых, утверждение федеральных минимальных нормативов размещения сети и финансирования общедоступных библиотек, во-вторых, использование федерального целевого финансирования для «подпитки» неблагополучных регионов. В большинстве стран с федеральным устройством используется второй путь. Обеспечивается это либо многоканальным финансированием деятельности общедоступных библиотек (за счет государственных бюджетов различных уровней), либо специальными грантами, т.е. разовой поддержкой территориальных потребностей. К сожалению, в условиях современных экономических реалий возможности данного пути крайне ограничены.

Мы не затрагиваем вопросы обеспечения развития библиотек в смежном (информатизация, авторское право, печать и т.д.) и в общеотраслевом (хозяйственное право, налоги и т.д.) законодательстве.

В нормативном обеспечении нуждаются положения, сформулированные в главе 5 Закона РФ «О библиотечном деле» - «Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела». Прежде всего, это разработка специального акта (возможно, на уровне постановления правительства) об обеспечении сохранности библиотечных фондов, которые могут быть отнесены к категории культурного достояния.

Статья 16 закона выделяет «фонды, комплектуемые на основе системы обязательного (в том числе местного) экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы», однако механизм их защиты пока не отработан. Подобный акт должен сформулировать права и обязанности государственных органов, библиотек, пользователей в данной сфере.

  • 1) Закон о библиотечном деле содержит недостаточно конкретных норм, касающихся социальной защиты библиотек и их работников, налоговых и тарифных льгот, оплаты труда;
  • 2) в законах не заложен механизм их внедрения, не принимаются подзаконные акты, которые, могли бы обеспечить строгое исполнение законов.

Если говорить о необходимости более детального регулирования организации библиотечного дела, особенно в социальном плане, то федеральные отраслевые законы надо рассматривать обязательно во всей системе российского законодательства.

Напомним: в соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне регулируются только общие вопросы культуры. На этом основании Главное правовое управление при Президенте РФ даже отрицало конституционность библиотечных законов, но авторам проекта удалось доказать, что в них затрагиваются лишь общие вопросы библиотечного дела как органической части культуры.

Таким образом, в силу федеративного устройства страны и строжайшего разграничения полномочий между центром и регионами нельзя ограничиться регулированием отрасли на высшем уровне. Оно должно дополняться целой системой нормативных актов субъектов РФ, в которых могут регламентироваться многие детальные вопросы библиотечного дела.

Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что библиотечное дело, относясь к сфере культуры, объектом нормативно-правового регулирования. 23 ноября 1994 г. Государственная Дума России принимает Федеральные законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документа". Впервые в стране появляются законодательные акты, гарантирующие своим гражданам право на информацию, образование, культуру посредством общедоступных библиотек. В это время, благодаря инициативе продвинутых социальных групп, происходит широкое осознание ценности народного просвещения, образования для народа, которое начинает восприниматься как необходимое условие дальнейшего развития общества.

Именно в этот рассматриваемый переходный период произошли серьезные изменения в деятельности библиотек, в возможностях удовлетворения потребностей граждан в библиотечном обслуживании. Эти изменения достаточно противоречивы. Часть библиотек превратилась в современные информационные и культурные центры, обеспечивающие своим пользователям не только доступ к своим фондам, но и выход в глобальные информационно-библиотечные сети.

Цель работы - анализ нормативно-правовой базы регулирования библиотечного дела в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

  • 1. характеристика содержания Федерального закона "О библиотечном деле", его основных понятий и норм;
  • 2. анализ нормативно-правового регулирования деятельности национальных библиотек в Российской Федерации.

Федеральный закон "О библиотечном деле" - основа нормативно-правовой базы регулирования библиотечной деятельности

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (так как социальная и культурная деятельность включена Конституцией РФ в число предметов совместного ведения Федерации и её субъектов).

Принятие Федерального закона "О библиотечном деле" имеет принципиальное общественное значение, совершенно не ограниченное рамками библиотечной сферы. Прежде всего необходимо учесть высокий формально-правовой статус данного акта. В соответствии с принятой иерархической структурой федерального законодательства выделяются следующие его уровни: Конституция РФ, конституционные федеральные законы, федеральные законы, нормативные указы, подзаконные нормативные правовые акты. Статус "федеральный" применительно к Закону означает, что последний принимается Федеральным Собранием страны и является обязательным для исполнения, так как в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Это означает, что любые другие акты, принимаемые как на федеральном уровне (указы Президента, постановления Правительства и т. д.), так и на уровне субъектов Федерации (законы субъектов Федерации, указы губернаторов, постановления администрации и т. д.), не могут противоречить Закону "О библиотечном деле". Практически все они должны соответствовать формуле "на основе и во исполнение закона". Необходимо также отметить, что Закон был первым, вышедшим после принятия "Основ законодательства о культуре", из законов, посвященных регулированию одной из подотраслей культуры. Хотя отнесение библиотечного закона по предметному принципу к отраслевому может быть только очень условным, поскольку в нем затрагиваются базовые гражданские права.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

  • · библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • · общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • · библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • · документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
  • · пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • · централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Согласно ст. 4 Закона, библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

  • 1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:
  • 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
  • 3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
  • 4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
  • 5) библиотеки общественных объединений;
  • 6) частные библиотеки;
  • 7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законодательное закрепление права на библиотечное обслуживание как конкретизирующее право на доступность информации и культуры произошло в России позднее, чем в большинстве стран.

Наиболее значимой характеристикой Закона является то, что он закрепляет право каждого на свободный выбор и получение информации, на доступность сосредоточенных в библиотеках культурных ценностей. Можно действительно расценивать это как шаг. Но более точным будет оценка Закона "О библиотечном деле" как основы формирующегося информационного общества. Его создание является результатом длительного процесса подготовки соответствующего правового обеспечения. При этом законодательно обеспеченное право на "свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность" лежит в основе данного процесса. Примечательно структурное соответствие Закона "О библиотечном деле" Конституции России. В обоих документах вторая глава посвящена правам граждан ("права граждан в области библиотечного дела" - "права и свободы человека и гражданина"). Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере организации деятельности библиотек. Права граждан на библиотечное обслуживание обеспечиваются ответственностью государства за создание государственных и муниципальных общедоступных библиотек, предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания бесплатно. Поскольку вопрос об "основных видах" всегда вызывал дискуссию, в правовом акте дан их конкретный перечень. Гражданин свободен в выборе библиотек, а всякий выбор предполагает многообразие. Поэтому в Законе закреплена поддержка государством создания юридическими и физическими лицами различных библиотек и стимулирования их общедоступности. Важным является то, что помимо государственных (а для них это обязательно) любая библиотека заинтересована в провозглашении статуса общедоступности, поскольку в таком случае ее деятельность может получить дополнительную поддержку со стороны государства (в области финансирования и налоговых льгот). Порядок доступности библиотек негосударственных форм собственности устанавливается самой библиотекой по согласованию с учредителем. Однако граждане имеют право на получение бесплатной информации о наличии в фонде конкретного издания из любой библиотеки.

Новым является закрепление приоритета прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам государства и любых его органов, общественных движений, политических партий, конфессиональных, профессиональных и иных объединений, что не совсем обычно для наших недавних традиций. В основе этой нормы лежит постулат, что основным субъектом деятельности в сфере культуры является человек, творческая личность, а не какие-либо группы или институализированные объединения граждан. Данное положение соответствует и подходу, закрепленному в "Основах законодательства в сфере культуры". Акт чтения является глубоко индивидуализированным процессом, и это обусловливает больший демократизм библиотек по сравнению с другими образованиями в сфере социальной коммуникации.

Право граждан на библиотечное обслуживание органично сочетается с правом на создание любых библиотек. Нарушения прав граждан в соответствии с установленным порядком могут быть обжалованы в суде. Право на создание библиотеки важно именно как демократическое право. Во всех странах мира основа библиотечного обслуживания - это создаваемые государством или непосредственно населением библиотеки, содержащиеся за счет средств общественных фондов (библиотеки, формируемые за счет налогов). Однако многообразные и индивидуализированные интересы граждан (в том числе и не всегда поощряемые обществом, хотя и не противоречащие законам) всегда могут послужить основанием для создания принципиально иной библиотеки. И это право важно иметь.

В Закон включено и право на поддержку со стороны государства частных собирателей, которые имеют коллекции, включающие в себя уникальные либо ценные издания. Высокая культура и традиции библиофильства до сих пор имеют в России широкое распространение. Большинство этих коллекций недоступны публике, выпадают из культурного оборота. Закон предлагает их владельцам регистрацию в качестве памятников письменности и культуры. В такой ситуации возможна организация совместной работы не только по созданию условий сохранения коллекций, но и по ее раскрытию, в удовлетворительных для владельца формах.

Впервые в российской практике столь многокритериально выделены "особые группы пользователей", имеющие право на "особое внимание" библиотек. Это национальные меньшинства, слепые и слабовидящие, лица преклонного возраста, лица, имеющие физические недостатки, а также пользователи детского и юношеского возраста.

Права граждан в области библиотечного дела гарантируются не только обязанностями государства, но и библиотек. Соответственно их главная обязанность - "обеспечить реализацию прав граждан, установленных Законом "О библиотечном деле"". При этом библиотеки свободны в определении содержания своей деятельности. Механизм контроля за деятельностью библиотек предполагает только соблюдение норм устава и учредительного договора, которые согласуются с учредителем на стадии образования (либо перерегистрации) библиотек.

Другой системообразующий фактор, выделенный в Законе,-- это дополнительные обязанности центральных библиотек. Принципиально важно, что центральные библиотеки не только должны иметь наиболее полное универсальное собрание документов на своей территории. Сегодня все более значимым представляется то, что они должны организовывать взаимоиспользование библиотечно-информационных ресурсов. Эти две характеристики центральных библиотек приведены в Законе. Происходящее сегодня в различных регионах формирование библиотечно-информационных сетей свидетельствует об их необходимости и достаточности, ибо наиболее активно они формируются именно там, где центральные библиотеки организуют межбиблиотечное взаимодействие. Одной характеристики - относительная полнота фонда - сегодня недостаточно. Как правило, в большинстве регионов при финансировании библиотек учитываются оба фактора.

Функции центральной библиотеки связаны с ее реальными возможностями и признанием на территории. Поэтому в силу местных особенностей в качестве центральной может определяться не только государственная (например, областная), но и любая другая библиотека, обладающая необходимым потенциалом и желанием. В таком случае по договору с местными органами власти она принимает на себя подобные обязательства, получая взамен дополнительное финансирование. Возможен вариант и распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками территории - каждая из них будет получать дополнительное финансирование.

Существующая система библиотек достаточно инерционна, и на практике ситуации распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками немногочисленны. Однако при условии провозглашенной Законом поддержки деятельности этих библиотек государством подобное распределение целесообразно. Не всегда областная либо краевая библиотека, имеющая уникальный фонд и не менее уникальные традиции, несущая бремя признания своих заслуг, оказывается мобильной при освоении новых направлений работы. Ситуации везде уникальны - это могут быть университетские, академические библиотеки и т. д. Закон предполагает различные варианты развития взаимодействия.

Таким образом, Закон не фиксирует систему (которой может и не быть), а создает механизм реальной заинтересованности в ее образовании на разных уровнях. Ибо государство берет на себя обязательства по целевому финансированию конкретных видов деятельности (независимо от видов библиотек, которые в ней участвуют), по созданию условий для взаимоиспользования ресурсов библиотек.

Практика подтверждает, что там, где эти нормы работают, взаимоиспользование ресурсов обеспечивается, информация для пользователя доступнее. Специальная статья о центральных библиотеках во многих регионах помогла преодолеть периодически возникающие кризисные финансовые ситуации. В таких случаях возникали предложения ликвидации всех специфических функций, например, областной либо краевой библиотеки с последующей возможной передачей их на городской (муниципальный) бюджет. Если бы это произошло, то негативные последствия не ограничивались бы региональным масштабом. Сейчас центральные библиотеки субъектов Федерации - ключевые звенья формирующейся библиотечно-информационной сети России.

Перечислим некоторые ключевые положения Закона,:

  • · право каждого гражданина на библиотечное обслуживание (ст. 5).
  • · права особых групп пользователей (ст. 8).
  • · поддержка государством развития библиотечного дела путем проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики (ст. 14);
  • · гарантированное финансирование комплектования (ст. 15);
  • · недопустимость действий, ведущих к ухудшению материально-технического обеспечения деятельности библиотек (ст. 15);
  • · создание фондов развития библиотек (ст. 25).

Закон определяет обязанности и права библиотек (ст. 12 и 13).

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политические многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

Библиотеки имеют право:

  • 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
  • 2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
  • 3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
  • 4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
  • 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
  • 6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
  • 7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
  • 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
  • 9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
  • 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
  • 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
  • 12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.