Что такое «гражданственность. Понятие «гражданственность

Классный час "Что такое гражданственность?" для учащихся 8-х классов

Комисарова Вероника Владимировна, 29.03.2018

320 82

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Классный час в 8 классе

«ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ?»

Классный руководитель Комисарова Вероника Владимировна

ноябрь, 2017

Звучит отрывок из стихотворения В. Маяковского «Стихи о советском паспорте»

Учитель: Вам всем недавно исполнилось по 14 лет. Какое событие произошло в вашей жизни с исполнением 14летия?

Да вы получили паспорт Гражданина Российской Федерации.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гражданин. Например - гражданственность . Получатся, что с получением паспорта гражданина вы в 14 лет приобрели гражданственность? Нет. Паспорт это всего лишь документ удостоверяющий личность. Гражданственность вы приобретаете с рождения.

Что такое гражданственность?

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Попробуйте осмыслить определение и сформулировать своими словами, что такое гражданственность для вас в 14 лет.

На сегодняшний день в свои 14 лет каждый из вас является гражданином Российской Федерации, и вы имеете документ, подтверждающий это. Гражданственность можно в себе воспитывать и развивать.

Как развить в себе гражданственность?

    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.

Давайте попробуем поиграть и вспомнить ваши права и обязанности 14-летнего гражданина. Вы слушаете вопрос и кидаете мяч, тому, кто будет отвечать на него. Отвечает один человек, остальные молчат.

Я имею право:

1. На общение с родственниками

Да с рождения

2. Участвовать в детском общественном объединении

Да с 8 лет

3. Купить автомобиль

4. На учёт моего мнения в семье, при решении вопроса, затрагивающего мои интересы

Да с 10 лет

5. Работать в свободное от учёбы время

Да не более 4-х часов

6. Вступить в брак

7. Купить в магазине хлеб

Да с 6 лет

8. Продать квартиру

9. Управлять мопедом

Нет с 16 лет

Я обязан

10. Получать основное общее образование

11. Каждое утро ходить за продуктами

12. Нести ответственность за брата или сестру

13. Слушаться родителей

14. Нести ответственность за совершенные проступки или правонарушения

15. Хранить государственную тайну

16. Соблюдать правила и устав учебного учреждения

17. Нести ответственность за нарушение дисциплины

18. Принадлежать к той или иной религии

Мы с вами поиграли и, несмотря на игру, вопросы мы с вами обсудили серьёзные. Сейчас я прошу каждого из вас подойти к дереву и наклеить листочки. На зелёных листочках у вас прописаны права, а на желтых обязанности. Прошу вас наклеить листочки, которые вы считаете наиболее актуальные и важными, в вашем возрасте.

Посмотрите, наши листочки растут на одном дереве. Значит без прав не бывает обязанностей, а без обязанностей не бывает прав.

Подведём итог:

О чём мы сегодня с вами говорили?

Вы узнали что-то новое для себя?

Желаю вам успехов в учёбе, самоопределении, достижении своих целей, чтобы жить во, благо себя, своих близких и стать настоящим гражданином нашей страны. Спасибо за внимание

Содержимое разработки


КЛАССНЫЙ ЧАС 8 класс

МБОУ «Лицей №145»

Авиастроительного района г. Казани

Классный руководитель

Комисарова Вероника Владимировна


ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.


  • Образование.

Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Интерес к истории

Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Работа над собой

Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.


Как развить в себе гражданственность

  • Межличностные отношения

Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.


Гражданственность подразумевает

способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.


Я ИМЕЮ ПРАВО:

1. НА ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ

да с рождения

2. УЧАСТВОВАТЬ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

да с 8 лет

3. КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ

4. НА УЧЁТ МОЕГО МНЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА, ЗАТРАГИВАЮЩЕГО МОИ ИНТЕРЕСЫ

да с 10 лет


Я ИМЕЮ ПРАВО:

5. РАБОТАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЁБЫ ВРЕМЯ

да не более 4-х часов

6. ВСТУПИТЬ В БРАК

7. КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ ХЛЕБ

да с 6 лет

8. ПРОДАТЬ КВАРТИРУ

9. УПРАВЛЯТЬ МОПЕДОМ

нет с 16 лет


Я ОБЯЗАН

10. ПОЛУЧАТЬ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

11. КАЖДОЕ УТРО ХОДИТЬ ЗА ПРОДУКТАМИ

12. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАТА ИЛИ СЕСТРУ

13. СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ

14. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРОСТУПКИ ИЛИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


Я ОБЯЗАН

15. ХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

16. СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА И УСТАВ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

17. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

18. ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИИ


Подведём итог:

  • О чём мы сегодня с вами говорили?
  • Вы узнали что-то новое для себя?

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ДОСТИЖЕНИИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВО БЛАГО СЕБЕ, СВОИХ БЛИЗКИХ И СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ НАШЕЙ СТРАНЫ.

ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Присущий, свойственный гражданину (в 1 знач.). Гражданственное самосознание. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

гражданственность - высокая гражданственность … Словарь русской идиоматики

См. Цивилизация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. отвлеч. сущ. по прил. гражданственный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гражданственность, гражданственности, гражданственности, гражданственностей, гражданственности, гражданственностям, гражданственность, гражданственности, гражданственностью, гражданственностями, гражданственности, гражданственностях (Источник:… … Формы слов

гражданственность - гражд анственность, и … Русский орфографический словарь

гражданственность - (3 ж), Р., Д., Пр. гражда/нственности … Орфографический словарь русского языка

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его … Профессиональное образование. Словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать вт всяких… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны … Педагогический словарь

Книги

  • , Щапов. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII. Опыт исторического исследования о…
  • Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII , Щапов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состояниемРусской церкви и…

Позиция, которая выражается в чувстве ответственности и долга любого гражданина перед гражданским обществом, к которому он относится. Итак, гражданственность - это ответственность перед семьей, государством, церковью, способность защищать и отстаивать свои интересы от любых посягательств.

Философское понимание термина

Попробуем рассмотреть данное понятие с философских позиций. Гражданственность - это умение использовать свои права, а также в полной мере выполнять обязанности не только во благо общественного строя, но и в личных интересах. Кроме того, это способность действовать и мыслить с осознанием причастности к народу, Родине, ее историческому наследию.

Гражданственность - это непременный нравственный ориентир любого гражданина, который любит свою страну, Отечество. Под данным термином подразумевается сочетание правовой культуры, моральных принципов, патриотизма.

Гражданственность - это понимание человеком его обязанностей в отношении любимой страны, умение отрицать экстремизм и национальную вражду.

Положительные особенности гражданственности

Гражданственность означает гордость человека за культуру, историю, страну. Она придает силы и уверенность в выбираемых целях и методах их достижения. Именно это качество дает обычному человеку силы для того, чтобы сохранять свое достоинство в различных жизненных ситуациях.

Варианты проявления в обычной жизни

Как проявляется гражданственность? Это определение закреплено в конституции страны. Именно в этом документе указаны все свободы и права, гарантированные жителям. Именно в конституции указаны обязанности человека перед своей страной. Гражданственность и права входят в основные правовые понятия, на основании которых создаются законы.

Это такое качество, поведение гражданина, которое проявляется в его способности и готовности принимать активное участие в общественных делах, использовать свои права сознательно, выполнять обязанности в полном объеме. Данное определение политики используют в качестве противоположности для равнодушия, безразличности, безучастности.

Отметим тесную связь между такими терминами, как «патриотизм» и «гражданственность». Это определение подразумевает любовь к семье, малой Родине, краю, школе. К сожалению, в настоящее время в качестве приоритетов выбирают здоровый образ жизни, а вот вопросы, касающиеся воспитания гражданственности, остались на втором плане.

Во все периоды существования общественного строя вопросы патриотизма и гражданственности оставались для человека актуальными и востребованными. В настоящее время в России данным вопросам уделяется особое внимание со стороны государства.

Еще во времена существования Древней Руси именно гражданственность направляла русских князей с их дружинами на подвиги во время военных походов на неприятелей. В. Г. Белинский говорил о том, что тот, кто «не принадлежит Отечеству, не принадлежит человечеству». Важны были не только захваты новых территорий, но и любовь к Руси. В 18 веке в понятия «патриотизма» и «гражданственности» были внесены определенные изменения. На первое место были выведены такие понятия, как нравственная ответственность, гражданский долг. Выявим тенденции, присущие прошлому веку:

  • развитие понятия гражданственности в свете общинности, семейственности;
  • формирование гражданственности с позиций эстетики и служения человечеству;
  • связь между человеколюбием, гуманизмом и гражданственностью;
  • безукоризненное служение на благо Отечества, связь между отдельной личностью и обществом.

Заключение

Какие преобразования произошли с терминами «гражданственность» и «патриотизм» в 21 веке? Наша страна сумела завоевать авторитет во многих европейских странах. Именно поэтому так актуально в наши дни формирование в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма.

В стране уже не господствует тоталитаризм, ему на смену пришла демократия. Именно поэтому в последнее время стали востребованными, актуальными институты социологических исследований, связанные с оценкой сформированности гражданственности у населения страны. На основании полученных результатов вносятся изменения в воспитание школьников.

Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем фун­кционировании государства, она ложится и в основу деятельности любого международного сообщества, так как людей объединяют, прежде всего, общечело­веческие и общегражданские ценности.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «сте­пень» гражданственности определяется тем, насколь­ко эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.

Термин «гражданственность» часто сходно понятию «гражданская культура». В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют пассивную роль «подданных». Гражданин не является постоянным учас­тником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенци­ально активный гражданин.

Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.



Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан.

Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном – чувство гордости за свою страну, идеологическое единство нации, в политическом – уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.

Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.

Приобрела особую актуальность проблема сохранения в современных условиях историко-культурного наследия страны. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Традиция охватывает собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Она всегда покоится на прочном фундаменте жизненного опыта, накапливаемого и передаваемого из поколения в поколение, во всем несущего отпечаток ценностных ориентиров данного народа, данной цивилизации.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной.

Главная задача нашего времени - вернуться к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.

1.2 Диагностика гражданственности студентов

Для диагностики гражданственности студентов предлагается использовать в комплексе анкету «Правовая культура» и тест «Уровень патриотизма».

Тест «Правовая культура» определяет уровень правовой культуры по нескольким критерием (рис.1)

Рис. 1.1. Критерии правовой культуры

Анкета «Правовая культура»

Ответьте на вопросы (выбранные вами ответы подчеркните)

Насколько, на Ваш взгляд, Вы информированы сегодня о своих правах, защищаемых законодательством:

1. достаточно хорошо

2. посредственно

Интересуетесь ли вы законами о правах?

3. Мне все равно

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

1. от родителей

2. на лекциях

3. из газет, журналов, радио и телевидения

4. читаете с увлечение тексты законов

5. я не знаю от куда брать эту информацию

Уважаете ли вы права других людей?

3. Не задумываюсь об этом

Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.

Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя, С работы, в которой ярко выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание. Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент.

От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные побуждения - это костяк убежденности человека.

Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.

Гражданственность - это страсть человеческого сердца.

В годы немецко-фашистской оккупации в одном из соседних наших надднепровских сел произошло героическое и трагическое событие, в котором особенно выразительно раскрылись красота и доблесть гражданства. Об этом событии я всегда рассказывал детям, оно является как бы нашим первым традиционным уроком гражданства. На краю села в маленькой хатенке жила женщина с двумя детьми - мальчиком и девочкой. Муж ее воевал на фронте. Однажды среди ночи в хату постучался советский солдат. Раненный, он попал в плен, теперь бежал и просил пристанища, чтобы через несколько дней переправиться через Днепр и пробиваться к линии фронта. Женщина впустила солдата, спрятала его на чердаке, чтобы дети не видели. Утром пришли полицаи вместе с фашистским офицером: кто-то донес, что женщина прячет пленного. Долго искали фашисты, но ничего не нашли: тайник был надежным. Взбешенный офицер поставил посреди двора мальчика и девочку и сказал матери, что, если она не выдаст советского солдата, он расстреляет детей. Мать не сказала ни слова. Она плюнула в лицо фашисту. На ее глазах полицай убил детей. Потом расстреляли и мать. Ночью партизаны помогли пленному переправиться через Днепр. На высокой шелковице, что росла посреди двора, там, где пролилась кровь невинных детей, партизаны в ту же ночь повесили двух полицаев.

Наступает утро. У нас выходной день, мы идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге - долге перед Родиной.

Рассказывая о подвиге матери, об ее верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим, самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой, благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью - это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания стать настоящим сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества - все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным. Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности, равнодушию, к моральному злу.

Отрочество и юность - пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются - достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.

Вникнем лучше в каждодневный, будничный смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть гражданином. Я-де ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на котором можно проявить гражданственность?

В действительности такое поле есть. И с возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того, что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности - это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие.

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Можно ведь быть в жизни «болельщиком». Как на стадионе. А можно «играть» самому. Гражданственность измеряется вот этим стремлением обязательно участвовать самому. Выпускники из школ различных областей, оставшиеся работать на полях и фермах родных деревень, - это, конечно, образец ответственного поведения. И твои товарищи, которые отдают свое время «трудным» мальчишкам в собственном дворе или на своей улице, тоже действуют как подлинные граждане. Словом, думается: некрасовский призыв к гражданину «для блага ближнего живи» в общем нисколько не устарел.

Но гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив - он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни дает ему острое ощущение счастья. Кстати, задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что слово «счастье» означает сочастье, то есть счастлив лишь тот, кто ощущает себя частью целого, какой-то общности? А это значит, что гражданственность есть непременное условие счастья.

Об одном человеке говорят, что он «сын века», а о другом, что он «дитя века». Чувствуешь, какая разница между этими двумя состояниями? «Дитя», конечно, тоже вовлекается в водовороты века, но невольно, нечаянно, - главное же его стремление: спрятаться, переждать… А для сына века все исторические битвы - его битвы, он в мире боец. Будь это целина, или Нечерноземье, или другая стройка нашего времени.

Только нельзя допускать опасной путаницы в толковании этого понятия. В каждой школе есть бойкие мальчики и девочки, присяжные ораторы, умельцы говорить правильные слова. Но всегда ли эти слова точно совпадают с жизненной позицией и, главное, поведением того, кто их произносит? Говорит-то человек красиво, но как он действует? Не случайно один поэт подметил «несовместимость слова-гиганта и гнома-поступка». А синоним гражданственности - поступок. Способность говорить на «безупречном языке поступка» - первый и самый главный ее признак.

Многие из нас хотели бы жить правильно, по высокому счету, но не у всех хватает мужества. Так вот гражданственность предполагает в человеке мужество поступка. Если совесть подсказывает тебе образ действий, а малодушие останавливает и ты предпочитаешь хотя бы подождать, пока начнут действовать другие, значит, ты еще «дитя века».

Учение - казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их, что именно в годы учения формируются «понятия, необходимые для составления гражданского общества», ты и учишься совсем по-другому.

Малое знание, полузнание, поверхностное знание - признаки будущего плохого работника, а значит, и гражданина. Способен ли ты понимать и осмысливать все, что творится в мире, во вселенной, внутри человека и вне его? Живешь ли ты в скорлупе или тебя волнуют события в Азии, в Африке?..

Ты, конечно, наблюдал, как по-разному работают твои товарищи. Класс ли убирают, пропалывают колхозную грядку или рисуют стенную газету. Один норовит сделать поменьше, как-нибудь - лишь бы отстали. После него на полосе остается чуть ли не половина сорняков или неубранного картофеля. А другой каждую травинку выполет, каждый клубень подберет. И ни за что не уйдет, пока не закончит порученного дела.

Ты скажешь: при чем тут гражданственность? Просто один более, а другой менее добросовестен. Нет! Речь о том, что гражданственность включает в себя очень многие человеческие достоинства, но окрашивает их особым образом, потому что каждое из этих достоинств, будучи свойством отдельного человека, становится в то же время общим достоянием, частью нашей жизни, создает активную позицию человека, группы людей, общества.

А в минуту испытаний, в трудный час это свойство обязательно проявится самым ярким образом. Оно не позволило летчику, спасая свою жизнь, бросить самолет, чтобы он упал на мирно спящий город. Это чувство продиктовало композитору Шостаковичу, голодавшему в блокадном Ленинграде, великую Седьмую симфонию. Это величайшее человеческое свойство вписало драгоценные страницы в отечественную историю. И каждому гражданину, каждому из вас дано прекрасное право вписать в эти страницы и свою строку.