Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу : 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие : а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта, противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской аварии), за пределами которой акт теряет свое регулирующее воздействие.

В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда .

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ.

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.

Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие :

  • 1) с момента принятия или подписания;
  • 2) с момента опубликования;
  • 3) по истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
  • 4) со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  • 5) с момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

  • 1) истечения срока, на который был принят акт;
  • 2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;
  • 3) прямой официальной отмены акта или признания акта не конститу цион н ы м;
  • 4) фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  • 5) вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы.

  • 2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национальнополитическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности.
  • 3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.).

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

В этом отношении руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой издан данный акт.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип - право следует за лицом".

С территориальными границами действие НПА тесно связано их действие по кругу лиц , означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.



Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 311-312).

«Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (статья 12 УК РФ).

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действием нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством – бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства.

Из этого общего правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерриториальности. Данный принцип является одной из правовых фикции. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, миссий) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. Соответственно субъекты, находящиеся на такой территории, подпадают под действие законодательства той страны, к которой относятся посольства, консульства и другие (Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, стр. 654-655).

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и так далее), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.

Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых организациями, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данной организации. Эти документы обычно регламентирую вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и так далее.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующие положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так, иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и так далее. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000, стр. 312-313).

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК РФ).

Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кругом лиц.

Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:

1) в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта;

2) может быть дробное вступление в силу, т.е. часть НПА вступает в силу с одного момента времени, а другая – с другого;

3) в нормативном акте начало действия не указано. В этом случае вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или другим актом:

а) законы РФ вступают в силу через десять дней после их официального опубликования. Законы о поправках Конституции вступают в силу со дня их опубликования (Закон от 6 июня 1998 г.);

б) нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;

в) акты правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания;

г) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти министерств и ведомств (межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан) после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актов.

Действие нормативных актов прекращается:

1) в случае прямой отмены;

2) в случае косвенной отмены, т.е. принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом;

3) по истечении срока, на который принят нормативный акт.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закреплённое в Конституции РФ (ст.54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Из этого правила имеются исключения. Придание обратной силы закону возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве, имеет силу на определенной территории.

Действие нормативных актов в пространстве зависит в основном от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т.д.

Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе, внутренние и территориальные воды, подводные кабели. Указанное понятие пространства называется пространством в юридическом смысле, не совпадающего с географическим.

Международные НПА действуют на территории суверенных государств, если эти государства признают их действие на своей территории.

С действием НПА в пространстве связано понятие «экстерриториальность». Экстерриториальность означает, что данная территория «вынута» из юридического пространства государства (законы данного государства не действуют на этой территории), хотя географически относится к территории данного государства. Например, территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.

Действие НПА по кругу лиц заключается в том, что действие НПА распространяется на весь круг лиц, находящихся на территории суверенного государства и указанных в акте.

Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Поэтому действие НПА на субъектов дифференцируется в зависимости от некоторых обстоятельств, имеющих юридическое значение. К ним относятся гражданство лица, место пребывания самого лица, его постоянное место жительства, нахождение его имущества, руководящего органа юридического лица и т.п. Наиболее важным среди указанных обстоятельств является гражданство (юридическая связь с государством) лица. Все физические лица делятся на четыре категории: граждане, апатриды, иностранцы и бипатриды. На граждан все законы его государства распространяются одинаково. Однако всем НПА присуще персонификация, т.е. сужение круга лиц по различным критериям, например, по возрастному, половому и т.п. признакам. Кроме того, НПА может распространять свое действие на специальный субъект: должностное лицо, военнослужащий, работник правоохранительных органов и т.д.



Апатрид, лицо без гражданства, по общему правилу обязан уважать Конституцию и соблюдать законы страны пребывания и на них НПА распространяют свое действие также как и на граждан. Однако некоторые НПА не распространяют свое действие на них, а только на граждан. В основном это касается политических прав.

Иностранец, как гражданин другого государства, обязан уважать Конституцию и соблюдать законы страны пребывания. Некоторые иностранцы обладают правом экстерриториальности, дипломатическим иммунитетом. Они подчиняются законам страны пребывания, но не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законом данной страны (главы других государств, правительств, дипломатические работники). Также они не могут быть субъектами политических прав, например, участвовать в выборах, быть избранными в органы власти, состоять на службе в вооруженных силах и других подобных органах страны пребывания. Однако иностранец, совершивший преступление на территории страны пребывания, может быть привлечен к ответственности по правилам общей юрисдикции страны пребывания и в стране, гражданином которого является. Иностранцы, обладающие дипломатическим иммунитетом, в случае совершения преступления могут быть объявлены персоной нон грата и выдворены из страны пребывания.

На бипатридов, если у них одно гражданство данного государства, то законы этого государства распространяют свое действие на них как на граждан. Бипатриды образуются в результате одновременного действия права крови и права почвы.