И в случае чрезвычайных обстоятельств. Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ситуации техногенного характера: частые встречи

До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры - предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, - это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 8

Определяя чрезвычайные доходы и расходы как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, ПБУ 9/99 и 10/99 <1> не дают определения таких обстоятельств. В других нормативных актах по бухгалтерскому учету нет ни дополнительных требований к признанию чрезвычайных доходов (расходов), ни дополнительных признаков чрезвычайных обстоятельств. Есть ли критерии отнесения тех или иных обстоятельств к чрезвычайным? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в такой ситуации?

<1> Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждены Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и N 33н.

На наш взгляд, понятия "чрезвычайное обстоятельство" и "чрезвычайная ситуация" следует рассматривать с точки зрения двух различных отраслей российского права: административной и гражданско-правовой. Данные отрасли раскрывают эти понятия и позволяют выделить критерии отнесения тех или иных обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайным.

Административное регулирование

Для раскрытия понятия "чрезвычайная ситуация" с точки зрения административного права следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принятыми в соответствии с ним законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 1 указанного Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Данное определение позволяет выделить квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации: причину - опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия и следствие - наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Законодательство РФ не содержит четких определений понятий "катастрофа", "стихийное бедствие", "авария", поэтому обратимся к специальным нормативным правовым актам, а также к Государственным стандартам Российской Федерации.

Наиболее многозначным термином, раскрывающим понятие "чрезвычайная ситуация", является термин "авария". Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" радиационной аварией является потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести либо привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью населения.

Стандарт ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" содержит следующее определение: авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Определения понятий "стихийное бедствие" и "катастрофа" даны в ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения":

  • стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть либо возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, т.е. катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы, нанести существенный материальный ущерб юридическим и физическим лицам, а также окружающей природной среде;
  • природно-техногенная катастрофа - это разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Таким образом, ситуация будет являться чрезвычайной, если в результате указанных выше событий (аварии, стихийного бедствия, катастрофы) наступили или могут наступить такие последствия: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, нарушение условий жизнедеятельности людей и значительные материальные потери.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, подразделяет все чрезвычайные ситуации на шесть видов: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями отнесения чрезвычайной ситуации к тому или иному виду являются:

  • количество людей, пострадавших в этих ситуациях;
  • количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушены в результате данной чрезвычайной ситуации;
  • размер материального ущерба;
  • границы зон распространения поражающих факторов.

Критерий значительности материальных потерь законодательно не установлен. В Положении указано, что материальный ущерб при чрезвычайной ситуации локального характера (т.е. зона ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения) не должен превышать 1000 МРОТ. Однако нижний предел ущерба в данном нормативном акте не определен. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает среди прочего обязательное проведение инвентаризации имущества организации в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. В данном случае инвентаризация позволит определить и оценить масштаб последствий той или иной чрезвычайной ситуации, возникшей в ходе ведения организацией обычной хозяйственной деятельности.

Следовательно, значительность материальных потерь оценивается применительно к каждому пострадавшему хозяйствующему субъекту в каждой конкретно взятой ситуации, а размер потерь определяется на основании инвентаризационных описей и актов инвентаризации.

Кроме того, для наступления определенных правовых последствий (возмещение ущерба, страховые выплаты) факт возникновения чрезвычайной ситуации и признания ее таковой должен быть документально подтвержден письменным заключением служб, занимающихся ее ликвидацией: МЧС России, Государственной противопожарной службой, Росгидрометом, иными уполномоченными органами. Распространяется практика подтверждения наличия чрезвычайной ситуации и правовыми актами. Например , Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июня 1998 г. ситуация, сложившаяся в Республике Саха (Якутия) в результате наводнения, повлекшего за собой человеческие жертвы и большие разрушения, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.

Отсутствие такого подтверждения может повлечь за собой определенные правовые последствия, в частности невозможность отнесения материальных потерь организации, возникших в результате чрезвычайной ситуации, к чрезвычайным расходам. На необходимость и обязательность получения подтверждающих документов указывает судебная практика (см., например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 июня 2005 г. по делу N А40-8097/05-118-92).

Гражданско-правовое регулирование

С точки зрения гражданского права при определении критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайной ситуации следует обратиться к нормам международного права, а также Гражданского кодекса РФ.

Нормы международного права при регулировании порядка освобождения от ответственности сторон обязательственного правоотношения используют понятие "непреодолимая сила", или "форс-мажор". В соответствии с п. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров, разработанных Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий. Согласно ст. 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий.

Данные положения международных правовых актов нашли свое отражение в гражданском законодательстве Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайные обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить.

Таким образом, основными признаками обстоятельств непреодолимой силы являются непредотвратимость наступления и чрезвычайный характер обстоятельств. И чрезвычайность, и непредотвратимость могут быть отнесены как к природным явлениям стихийного характера, так и к действиям людей.

Непредотвратимость исходя из доктрины гражданского права означает отсутствие необходимых и достаточных организационно-технических средств, обязательных для предотвращения наступления разрушительных природных сил, социальных явлений, недопущения возникновения тех тяжелых материальных последствий, которые оказываются неизбежными при возникновении данных обстоятельств. По мнению специалистов, непредотвратимость носит относительный характер, поскольку приобретает черты непреодолимой силы не только вследствие наличия внутренних свойств, но и в зависимости от существования ряда внешних условий, таких как состояние науки и техники, развитие производительных сил общества.

Чрезвычайный характер обстоятельств означает неожиданность, отсутствие необходимой закономерности в развитии событий, фактов, среди которых возникает явление, характеризуемое в качестве непреодолимой силы. Данный вывод относится к событиям (природным явлениям - например, непрекращающиеся дожди в период созревания хлебов), общественным явлениям (военные действия, забастовки), а также к действиям, поступкам отдельных личностей (незаконное задержание, лишение свободы).

Четкого и закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы гражданское законодательство РФ не содержит. Исходя из правоприменительной практики представляется целесообразным относить к обстоятельствам непреодолимой силы землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, публикацию нормативных правовых актов запрещающего характера. Однако не всегда чрезвычайное обстоятельство, например пожар, может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы. Суды проверяют соответствие обстоятельств пожара критерию непредотвратимости, учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара. Данные положения подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000).

Классификация доходов и расходов

При классификации чрезвычайных расходов и доходов необходимо обратиться к определению термина "чрезвычайная ситуация", содержащемуся в гражданской и административной отраслях российского права.

Различие в определениях заключается в том, что причины возникновения чрезвычайной ситуации, с точки зрения административного права (авария, катастрофа и др.), четко регламентированы, в то время как в гражданском праве указывается лишь на независимость возникновения чрезвычайной ситуации от волеизъявления организации или ее работников. Кроме этого, чрезвычайная ситуация, с точки зрения административного права, признается таковой независимо от того, была ли возможность ее предотвратить. В этом случае для квалификации обстоятельств хозяйственной деятельности организации в качестве чрезвычайной ситуации имеет значение наступление предусмотренных законодательством последствий.

Отметим, что суды при рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования используют понятие "чрезвычайная ситуация", раскрывая его содержание с точки зрения административного права (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 февраля 2004 г. по делу N А66-5321-03).

При рассмотрении частноправовых споров суды раскрывают понятие "чрезвычайная ситуация" с точки зрения гражданского права (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000, от 10 сентября 1998 г. по делу N А44-915/98-С1, ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. по делу N А33-10697/02-с2-Ф02-1865/03-С2).

При рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования возможно привлечение к ответственности лиц, виновных в наступлении чрезвычайной ситуации и ее последствий, однако бремя доказывания вины лица лежит на стороне обвинения (принцип презумпции невиновности). При рассмотрении частноправового спора также возможно привлечение виновного лица к ответственности, однако бремя доказывания отсутствия вины лица лежит на нем самом (принцип презумпции виновности). Таким образом, в каждом конкретном случае при разрешении возникшего спора необходимо определить его характер (частноправовой или в сфере публично-правового регулирования), что позволит определить правовую позицию виновного лица с точки зрения доказывания отсутствия вины.

При решении вопроса о классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете следует рассматривать причины возникновения чрезвычайных обстоятельств: зависимость их возникновения от действий организации и ее работников, возможность предотвратить возникновение этих обстоятельств. Например , если авария на производстве возникла из-за того, что не выполнялись правила эксплуатации оборудования, не были созданы необходимые условия, предусмотренные требованиями техники безопасности, последствия аварии не должны признаваться в бухгалтерском учете в качестве чрезвычайных расходов (доходов). Если дорожно-транспортное происшествие, в результате которого нанесен ущерб транспортному средству организации, произошло не по вине водителя организации, то затраты на ремонт, страховое возмещение классифицируются как чрезвычайные доходы и расходы. Если же была установлена вина водителя организации, то доходы и расходы к чрезвычайным не относятся.

Следует также иметь в виду, что существовавшая неопределенность и возможность организации оценочно подходить к классификации обстоятельств в качестве чрезвычайных привели к необходимости принять изменения в Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Из новой редакции МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" было исключено понятие "результаты чрезвычайных обстоятельств". При этом в п. 85 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" указано, что организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности. Организации, составляющие отчетность по МСФО, обязаны применять указанный стандарт в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.

Таким образом, единый подход к определению критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организаций к чрезвычайным, необходимый в том числе для классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете, в Российской Федерации отсутствует. По нашему мнению, в каждом конкретном случае при возникновении той или иной ситуации и для признания ее чрезвычайной необходимо определить тип правоотношений - административные или гражданско-правовые, для целей которых требуется отнести возникшую ситуацию к чрезвычайной.

Н.Ю.Голдыбан

Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима. Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

Общемировая проблема борьбы со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами требует объединения сил международных государственных органов, различных ведомств, предприятий, учреждений, организаций и общественности, принятия своевременных мер предупреждения гибели людей и имущества.

Такие организации в мире создаются и успешно действуют, так например, «Международное агентство по атомной энергии» (МАГАТЭ), «Международный корпус спасения» – эта организация создана в 1981 году после сильнейшего землетрясения в Италии. Офис находится в городе Марлоу в Британии. Международный координационный центр расположен в Женеве, он действует под эгидой ООН.

Многие десятилетия существует Международная ассоциация общественной безопасности при Международной организации труда. Ассоциация регулярно проводит мероприятия по обсуждению современных проблем обеспечения безопасности на вредных и опасных производствах. В ней создана международная секция по предупреждению несчастных случаев и заболеваний в химической промышленности, которая может представлять информацию по технике безопасности в различных отраслях производства.

Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. впервые в России было закреплено понятие безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях реализации указанного Закона Указом Президента России был образован Совет безопасности. Председателем Совета безопасности по должности является Президент Российской Федерации. В сферу важнейших вопросов Совета безопасности входят:

– определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выделение внутренних и внешних угроз объектам безопасности;



– подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; организация их ликвидации и другие вопросы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024 утверждено Положение о Совете безопасности, которым был конкретизирован правовой статус этого конституционного органа и возложена задача по разработке предложений по координации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценки их эффективности.

В целях более эффективного государственного воздействия на различные ситуации природного и техногенного характера, а главное – на быстрейшую ликвидацию их разрушительных последствий впервые Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 710 был образован единый специализированный федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вместе с тем, в последние годы массовый характер приобрели чрезвычайные обстоятельства и особые условия социального, криминогенного характера, связанные с появлением незаконных вооруженных формирований, банд, похищением людей, совершением террористических актов и т. п. В связи с этим Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах закреплены такие понятия, как чрезвычайные обстоятельства и особые условия.

Чрезвычайные обстоятельства (ЧО) – это события, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни и здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.



К видам чрезвычайных обстоятельств относятся: появление на определенной территории незаконных вооруженных формирований, банд, вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров); возникновение вооруженного мятежа, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; захват заложников, важных объектов, собственных объектов органов внутренних дел; блокирование транспортных коммуникаций; угон транспортных средств; незаконное массовое пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Особые условия определяются как обстановка, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвычайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных или террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей.

Понятие «чрезвычайное положение» сформулировано в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ и означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г. № 1094 выделены следующие виды чрезвычайных ситуаций:

1) локальная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального значения;

2) местная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс. но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района;

3) территориальная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тысяч, но не более 500 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации;

4) региональная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 500 тыс., но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ;

5) федеральная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

6) трансграничная – ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

В классификации чрезвычайных ситуаций немалое место занимают стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии. Однако, законодательством Российской Федерации не закреплены эти понятия, поэтому при определении их будем руководствоваться терминами, сложившимися в научной литературе и на практике.

Стихийные бедствия – это неконтролируемые явления природы, не зависящие от воли и деятельности человека, угрожающие жизни и здоровью людей, частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений.

По времени возникновения и по своей сущности стихийные бедствия условно можно подразделить на две группы:

1) закономерно, периодически повторяющиеся стихийные бедствия паводки, наводнения, снежные заносы;

2) внезапные, т. е. возникающие в короткий промежуток времени (землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары).

Различие этих групп стихийных бедствий состоит не только в степени их общественной опасности, но и в степени подготовленности государственных органов и населения по защите от сил природы. Если первая группа стихийных бедствий дает возможность заранее предусмотреть антистихийные мероприятия, то есть имеется период упреждения, то вторая группа наиболее опасна в силу своей внезапности, не позволяющей принять в короткие сроки меры защиты.

– гидрологические (снежные лавины, селевые потоки);

– метеорологические (сильные ветры, метели, бураны, ливни);

– гидрометеорологические (цунами, тайфуны);

– сейсмические (землетрясения, извержения вулканов).

В мировой практике для оценки разрушительной силы некоторых стихийных бедствий разработана и применяется специальная шкалы:

– для определения силы ветра – 12-ти бальная;

– для землетрясений – 9-ти бальная;

– для аварий на АЭС – 7-ми уровневая шкала;

– существует также шкала пожаров и т. п.

По тяжести последствий к стихийным бедствиям близко примыкают крупные промышленные аварии и транспортные катастрофы. Они возникают или по вине людей что, как правило, выражается в служебной халатности или преступной самонадеянности конкретных должностных лиц либо возникают из-за изношенности оборудования и другим причинам. К таким катастрофам можно отнести аварию на Чернобыльской АЭС 1986 г. (эта авария относится к наивысшему 7-му уровню по шкале МАГАТЭ), гибель судов, серию крушений пассажирских поездов и взрывов на железной дороге, крупные пожары и другие техногенные ситуации.

Серьезную опасность для жизни и здоровья населения представляют эпидемии.

Эпидемия – это массовое заражение населения инфекционной болезнью, поражающее определенную местность, регион. Особую опасность вызывают холера, чума, черная оспа, тиф и др.

Большой урон государству и населению наносят эпизоотии это массовое распространение инфекционных болезней среди животных. В случае возникновения эпизоотии (ящура, бешенства, сибирской язвы и прочих болезней животных) на данной территории устанавливается карантин и вводятся режимные ограничения (как впрочем, и при эпидемиях).

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым определены ее задачи, органы управления, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных структур, а также регулируются основные вопросы функционирования этой системы (ЕГСЧС) в разных режимах.

ЕГСЧС состоит из функциональных территориальных и подсистем имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие специальные органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

а) на федеральном уровнеправительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

б) на территориальном уровне (субъекта РФ) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;

г) на местном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

д) на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Органами повседневного управления ЕГСЧС являются:

1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

3) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

4) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 установлено, что к ним относятся:

1) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

– служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

– формирований санитарно-эпидемиологической службы;

– служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства экономического развития и торговли;

– геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агентства по атомной энергии.

2) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

– военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти;

– формирований Всероссийской службы медицины катастроф;

– формирований Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны Российской Федерации;

– служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации;

– сил Федеральной службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой системы:

1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;

2) режим повышенной готовности – при ухудшении той или иной указанной выше обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации являются:

– непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

– оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

– проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости общественных объединений и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

– организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

§ 2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел

Стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и крупные аварии техногенного характера – это чрезвычайные обстоятельства, значительно влияющие на состояние общественного порядка и общественной безопасности, резко изменяющие оперативную обстановку в городе, районе, крае и области. Для поддержания правопорядка и решения других правоохранительных задач в единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создается функциональная подсистема охраны общественного порядка гражданской обороны МВД России.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств являются: ст. 17 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 13 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 8 Закона РФ «О безопасности», Указ Президента РФ «О совершенствовании единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 2003 г. № 991 ,постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД России.

На органы внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств возлагаются следующие задачи:

– обеспечение общественного порядка, общественной безопасности и спокойствия населения; недопущение использования обстановки чрезвычайной ситуации для совершения преступлений; привлечение виновных к ответственности;

– принятие неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи неотложной помощи пострадавшим, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии или бедственном положении;

– предотвращение повреждений и гибели материальных ценностей; организация охраны оставшегося без присмотра государственного, общественного имущества и личной собственности граждан;

– обеспечение безопасности дорожного движения, оказание содействия в эвакуации населения;

– оказание содействия органам здравоохранения и ветеринарного надзора в проведении карантинных мероприятий;

– оказание содействия горрайоблвоенкоматам при обнаружении неразорвавшихся бомб, снарядов, мин и других взрывных устройств;

– оказание содействия подразделениям МЧС России при осуществлении дозиметрического контроля и другие задачи.

На состояние общественного порядка и общественной безопасности в условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств оказывают существенное влияние следующие факторы:

а) характер протекаемого явления природы или других чрезвычайных обстоятельств, их интенсивность, разрушительная сила, продолжительность, территория распространения;

б) психическое состояние людей, обусловленное особенностями восприятия и оценки этих явлений, подготовленность населения и адаптация к ним;

в) подготовленность организаций, учреждений и предприятий к чрезвычайным ситуациям природного или техногенного характера, организация их деятельности, в том числе и органов внутренних дел.

В условиях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств обычные формы охраны общественного порядка становятся неэффективными, поэтому работа в этих условиях требует повышенной мобилизации личного состава органов внутренних дел, создания надежной системы управления, поддержания четкого взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти. Умелое обеспечение охраны общественного порядка в экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, не допустить совершение тяжких преступлений, своевременно оказать помощь населению и, в конечном счете, обеспечить проведение всего комплекса неотложных мероприятий.

§ 3. Организация деятельности органов внутренних дел
в чрезвычайных обстоятельствах

Основной объем работ по выполнению задач, возложенных на органы внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельствах, приходится на функциональную подсистему охраны общественного порядка гражданской обороны МВД России, которая строит свою работу в этих условиях в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации; Положения о федеральной службе гражданской обороны охраны общественного порядка; Наставления по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и других ведомственных нормативных актов.

Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств включает условно два периода:

1) подготовительный период;

2) исполнительный период.

В эти периоды проводятся следующие мероприятия по:

– созданию системы управления силами и средствами при ЧО;

– обеспечению сбора личного состава и приведению в степени готовности сил и средств;

– расчету сил и средств;

– обеспечению действий сил и средств;

– планированию действий органов внутренних дел;

– подготовке сил и средств к действиям при ЧО;

– организации взаимодействия;

– обеспечению мер безопасности.

Рассмотрим эти элементы организации.

Система управления силами и средствами при ЧО включает в себя органы управления, пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронную организационную технику). Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и оперативный штаб. При этом дежурная часть до сбора членов оперативного штаба самостоятельно принимает необходимые решения, отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику органа внутренних дел в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации.

Мероприятиями по обеспечению сбора личного состава и приведению в степени готовности сил и средств являются:

а) установление сигналов оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО;

б) создание системы оповещения привлекаемого для этих целей личного состава;

в) организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в степени готовности.

Следует отметить, что сигналы оповещения являются едиными для органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, внутренних войск и их образовательных учреждений (см. приложение 1 к Наставлению).

Система оповещения реализуется через план оповещения и сбора личного состава органа внутренних дел, который является приложением к Плану действий органа внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Оповещение личного состава осуществляют дежурные части органов внутренних дел.

Для сокращения сроков приведения в готовность сил и средств, устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.

Мероприятия по расчету сил и средств.

Личный состав органов внутренних дел, внутренних войск, образовательных и других учреждений используется в соответствии с нормами, установленными Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

При ликвидации незаконных вооруженных формирований, при проведении специальных операций по пресечению захвата заложников и в других случаях могут создаваться группировки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск.

Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах включает планирование:

– оперативно-разыскных мероприятий;

– мероприятий по разведке;

– мероприятий по инженерному обеспечению;

– мероприятий по радиационной, химической и биологической защите;

– морально-психологического обеспечения;

– тылового и технического обеспечения.

Планирование действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Управление всеми задействованными силами и средствами органов внутренних дел в рассматриваемых условиях предполагает оперативность, своевременный обмен информацией и надлежащую организацию связи. Все это находит отражение в специальном (типовом) плане.

Разработка типового плана осуществляется на основе решения начальника органа внутренних дел. При его разработке большое значение имеют прогнозы соответствующих государственных органов, например, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных подразделений о наиболее вероятном событии неблагоприятных явлений или учреждений здравоохранения о распространении инфекционных заболеваний. План согласуется с соответствующими органами власти и утверждается начальником органа внутренних дел

Типовой план состоит из нескольких разделов, отражающих характеристику территории, населения, географические и экономические особенности субъекта Российской Федерации, в котором дислоцируется орган внутренних дел; выводы из оценки общественно-политической и оперативной обстановки в субъекте Российской Федерации (городе, районе), задачи органа внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств; состав оперативного штаба; порядок действий должностных лиц дежурной части и оперативного штаба при чрезвычайных обстоятельствах; сигналы и действия по ним; силы и средства группировки, привлекаемой к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта в районы вероятных действий, а также для выполнения задач при различных чрезвычайных обстоятельствах; вопросы организация управления и обеспечения мер безопасности.

К плану действий при чрезвычайных ситуациях прилагаются: карта руководителя оперативного штаба, на которую наносятся границы обслуживаемой территории, пункты управления, важные объекты народного хозяйства, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации; схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в различных ситуациях; схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также могут прилагаться и другие документы, исходя из местных условий и особенностей.

Подготовка сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах в целях поддержания необходимой готовности сил и средств, а также слаживания создаваемых групп к действиям при чрезвычайных ситуациях в органах внутренних дел и во внутренних войсках должны проводиться: методические занятия и групповые упражнения с личным составом создаваемых групп; штабные тренировки с лицами начальствующего состава органов внутренних дел и командного состава внутренних войск; командно-штабные учения; совместные тактические (тактико-специальные) учения с участием всех элементов группировки сил и средств.

Управление всеми силами и средствами органов внутренних дел, их взаимодействие с другими государственными органами возлагается на соответствующие оперативные штабы. Так, при возникновении чрезвычайных обстоятельств федерального или трансграничного характера создается Оперативный штаб Федеральной службы охраны общественного порядка гражданской обороны (ФС ООП ГО), обеспечение деятельности которого возложено на Департамент охраны общественного порядка МВД России.

Оперативный штаб МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ возглавляют министр, начальник и его заместители. В состав оперативного штаба входят руководители основных отраслевых служб, групп анализа и информации, разведки, пропаганды и связи.

Штаб руководит всеми силами, находящимися в его непосредственном и оперативном подчинении. Он выполняет указания и приказы вышестоящих органов внутренних дел, решения (акты) органов власти, производит необходимый расчет сил и средств, задействованных для выполнения поставленных задач, производит маневрирование ими.

§ 4. Особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного
или техногенного характера

Период непосредственного проведения мероприятий начинается с получения сообщения о чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. В зависимости от характера и размера чрезвычайной ситуации и в соответствии с типовым планом начинает действовать весь личный состав органов внутренних дел.

Деятельность личного состава в этот период имеет следующие особенности:

1) все подразделения переводятся на работу без выходных дней, продолжительность активного несения службы составляет 12 и более часов в сутки;

2) все объекты охраны переводятся на караульную систему охраны (т. е. круглосуточно).

Общей мерой усиления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера является организация патрулирования на улицах населенных пунктов и транспортных магистралях. Милицейские и войсковые наряды направляются в населенные пункты, из которых эвакуировано население, в места сбора людей, на переправы через реки, в палаточные городки, где временно размещены такие граждане. Нарядам ставятся задачи оказывать помощь гражданам, предотвращать кражи, грабежи и другие преступления, загорания покинутых домов и другие задачи.

Порядок действия нарядов патрульно-постовой службы при возникновении пожаров, наводнений, снежных заносов, эпидемий и эпизоотий, землетрясений, крушений, катастроф, при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических предметов и других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера определяется ст. 194-200 Устава ППС милиции, иными нормативными правовыми актами МВД России.

Одной из главных задач органов внутренних дел является усиление охраны особо важных объектов. Для этого наряды милиции или войсковые караулы выставляются у объектов водо-газо-электроснабжения, почтовых, телеграфных и банковских отделений, баз, складов и других объектов.

В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на границах зон бедствия служба охраны общественного порядка гражданской обороны нередко осуществляет меры ограничительного характера. Сущность изоляционно-ограничительных мероприятий можно рассмотреть на примерах борьбы с лесными пожарами, возникающими ежегодно. В связи с начавшимися пожарами органы исполнительной власти своими распоряжениями обычно запрещают посещение туристами, грибниками, рыбаками и охотниками лесов, а также пользование в этих местах огнем.

На органы внутренних дел в этот период возлагается задача полного прекращения посещений лесов гражданами. Служба охраны общественного порядка гражданской обороны на всех дорогах, ведущих в лес, должна выставлять посты милиции с привлечением дружинников, внештатных сотрудников милиции, организовать патрулирование во взаимодействии с работниками территориальных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Большая роль здесь отводится Госавтоинспекции безопасности дорожного движения, сотрудники которой ограничивают или полностью запрещают въезд транспортных средств в лесные массивы. На границах запретной зоны устанавливаются предупредительные знаки и указатели.

Подобные ограничения передвижения населения вводятся при наводнениях, землетрясениях, эпидемиях, эпизоотиях, в случае угрозы схода снежных лавин, селевых потоков и т.п.

Для борьбы с ледяными заторами, лесными пожарами, ликвидации снего-лавинной опасности нередко используются взрывчатые вещества гражданскими организациями. В связи с этим сотрудникам лицензионно-разрешительных подразделений необходимо осуществлять контроль за соблюдением правил перевозки, хранения этих материалов на временных складах в районе производства взрывных работ и сдачей неизрасходованных взрывчатки и детонаторов.

На паспортно-визов

(пункт 7 части первой статьи 83 ТК РФ)

Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ отнесено к числу оснований прекращения трудового договора с работником. Оно представляет собой нововведение в трудовом законодательстве и вызвано современными реалиями: развитием технологий, наращиванием влияния человеческой жизнедеятельности на природу, сложившейся геополитической обстановкой и другими подобными факторами.

Применение рассматриваемой нормы увольнения возможно в случае, если:

1) произошло чрезвычайное обстоятельство;

2) это обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений;

3) взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли описанные события.

Примерный перечень чрезвычайных обстоятельств дан в самом пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. В соответствии с Кодексом к таковым относятся:

1) военные действия;

2) катастрофы;

3) стихийные бедствия;

4) крупные аварии;

5) эпидемии;

6) другие чрезвычайные обстоятельства.

Перечень чрезвычайных обстоятельств, приведенный в пункте 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является открытым - он конкретизируется в самом Кодексе (статьи 59, 72.2), иных нормативных правовых актах и дополняется такими обстоятельствами, как экологические и техногенные катастрофы, массовые беспорядки, эпизоотии, другие.

В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это:

А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В любом случае масштаб чрезвычайных обстоятельств должен быть федерального или регионального (на уровне субъектов Российской Федерации) значения.

Непременным условием, разрешающим увольнение по пункту 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, является невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений. Это означает, что либо чрезвычайное обстоятельство должно носить длительный характер, либо в результате произошедшего чрезвычайного обстоятельства возникли непреодолимые препятствия, которые не позволяют продолжать трудовые отношения. Подобная ситуация возникла, например, после чернобыльской катастрофы, когда произошла массовая эвакуация людей из опасной зоны. При этом была остановлена деятельность всех предприятий и организаций, находящихся в опасной зоне. Правовых оснований для увольнения работников именно в связи с чрезвычайными обстоятельствами в тот момент в трудовом законодательстве не было, и ситуация разрешалась следующими способами: люди увольнялись по собственному желанию, некоторые организации ликвидировались с последующим массовым увольнением, отдельные работники переводились в другие организации и т. п. А ведь в данном случае речь шла именно о препятствии, непреодолимом одной лишь волей сторон трудового договора.

Решающим юридическим фактом, порождающим прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию, выступает только решение Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Примечательно, что в соответствии с действующим законодательством чрезвычайное положение устанавливается не вышеназванными решениями, а указом Президента РФ (такое право ему предоставлено Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. на 07.03.2005)). Аналогично осуществляется и введение в стране военного положения (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Очевидно, что в случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения Правительство РФ для легитимизации рассматриваемого основания увольнения должно принять соответствующее решение во исполнение указа Президента РФ. Более того, в этом постановлении Правительства РФ должны быть предусмотрены конкретные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения.

В настоящий момент подобных решений ни Правительством РФ, ни органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации не принималось. Поэтому нельзя сказать ни о содержании этих решений, ни о форме, в какой они будут изданы.

Тем не менее только в случае наличия таких решений будут иметься все предпосылки для увольнения работников по основанию, предусмотренному пунктом 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Формулировка приказа о прекращении трудового договора при этом может выглядеть следующим образом:

Фрагмент приказа

По форме N Т-8

В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих

Основание увольнения

Продолжению трудовых отношений, пункт 7 части первой статьи 83

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Трудового кодекса Российской Федерации.

──────────────────────────────────────────────────────────────────