Нарушение благоустройства. Штрафы вынесенные за нарушения правил благоустройства будут зачисляться в бюджеты поселений. Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
.
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Органами, уполномоченными рассматривать дела о вышеуказанных правонарушениях (в соответствии со ст. 23.55 КоАП), и, соответственно, налагать ответственность и штрафы, являются органы Государственной жилищной инспекции .

Статья 11-2. Нарушение тишины и покоя граждан (введена Законом УР от 06.04.2007 N 16-РЗ)
Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 часов до 7.00 часов) , за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Примечание. К действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся громкая речь, крики, свист, пение, использование звуковоспроизводящих устройств, неотключение неоднократно срабатывающей автосигнализации, использование громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, выполнение ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии органов внутренних дел

Статья 10. Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до двух тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица (ст. 31 закона).

Статья 12. Нарушение порядка содержания инженерных коммуникаций
Нарушение порядка содержания тепловых камер, смотровых колодцев, других элементов подземных и наземных инженерных коммуникаций, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до трех тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ст. 31 закона).

Статья 12-1. Нарушение правил благоустройства
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — в размере от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона).

Статья 13. Нарушение режима эксплуатации газового оборудования в жилых домах
Нарушение режима эксплуатации инженерных газовых систем, коммуникаций и оборудования в жилых домах, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до пяти тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ст. 31 закона).

Статья 15. Непринятие мер к пресечению доступа в подсобные помещения
Непринятие мер, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики, к пресечению доступа посторонних лиц в подвалы, на чердаки, в лифтовые шахты и другие подсобные помещения жилых домов
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей.

Рассматривать дела вправе административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона, п. 2, подп. 9).

Примечание:
Подведомственные административным комиссиям дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, до вступления в силу Закона Удмуртской Республики об административных комиссиях рассматривают мировые судьи Удмуртской Республики.
При подведомственности дел об административных правонарушениях различным органам и мировым судьям Удмуртской Республики материалы могут быть направлены в любой из них или соответствующему мировому судье Удмуртской Республики. (п. 7 ст. 28 закона)

Что такое «административные комиссии» — отдельный вопрос. Закон УР от 17 сентября 2007 г. N 53-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике»

За нарушение правил благоустройства хабаровчане пополнили казну миллионом

Больше одного миллиона рублей с начала этого года поступило в казну Хабаровска от штрафов за нарушения городского благоустройства. В частности, они касались земельного, экологического, жилищного законодательства, правил пожарной безопасности, строительных, а также санитарных норм и правил.

Всего таких нарушений специалисты управления административно-технического контроля администрации Хабаровска выявили свыше четырёх тысяч. Как уточнили в пресс-службе мэрии, новые правила благоустройства вступили в силу в конце прошлого года. Их разработали на основании федеральных и региональных требований. В документе прописали чёткие нормы по содержанию зелёных насаждений, спортивных, контейнерных площадок, фасадов зданий.

«Мы мониторим прессу, принимаем жалобы от горожан. Управлением проведено почти тысяча рейдов, выявлено более четырёх тысяч нарушений правил благоустройства, по ним составлено почти восемьсот протоколов. В целях профилактики нарушений выдано более девятисот предписаний и предостережений об обязательном выполнении требований правил благоустройства», - рассказал начальник отдела управления административно-технического контроля администрации Хабаровска Владимир Шубич.

«За нарушения правил благоустройства предусмотрена административная ответственность. На граждан налагаются штрафы от 500 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3 до 7 тысяч рублей, на юридических лиц - от 10 до 25 тысяч рублей. При повторном нарушении штраф увеличивается», - добавил Владимир Шубич.

Для выявления нарушителей и привлечения их к ответственности городское управление административно-технического контроля тесно взаимодействует со структурами МЧС, прокуратурой, Росреестром, УМВД и другими.

В Самарской области за нарушение правил благоустройства будут штрафовать

В законе «Об административных нарушениях на территории Самарской области» появится новая статья. Такое решение во вторник, 4 июля, приняли депутаты губернской думы на очередном пленарном заседании.

Статья 4.25 устанавливает административную ответственность за нарушение правил благоустройства на территории города или поселения. Речь идет о тех нарушениях, которые не затронуты статьями КоАП РФ или другими статьями регионального закона.

Отметим, что в областном законе уже есть глава, пресекающая нарушения в сфере ЖКХ и благоустройства. Однако она охватывает далеко не все ситуации, возникающие на улицах и во дворах. Пока штрафами караются некорректное производство земельных работ, выбрасывание мусора из транспортных средств, размещение объявлений в неустановленных местах, повреждение специальных знаков, ненадлежащее содержание фасадов и т. д.

Остальные случаи регламентировались статьей 10.4, которая устанавливала ответственность за нарушение любого нормативного акта, принятого органами местного самоуправления. Однако в марте текущего года по решению Верховного Суда статья перестала действовать.

Новая статья позволяет пресечь буквально любое нарушение порядка в сфере благоустройства. К примеру правила, принятые в Самаре, включают 30 глав. Они касаются уборки территорий в зимний и летний период, сбора отходов, обустройства контейнерных площадок, содержания придомовых территорий, включая наболевший вопрос парковки на газонах.

Рассматривать дела о правонарушениях будут административные комиссии. Размер штрафа составляет до 2 тыс. руб. для граждан до 6 тыс. руб. для должностных лиц и до 10 тыс. руб. для юридических лиц. Повторное нарушение карается штрафом в размере 4 тыс. руб. для граждан, до 10 тыс. руб. для должностных и до 20 тыс. руб. для юридических лиц.

«В губернскую думу постоянно поступают жалобы от органов местного самоуправления. Физические и юридические лица фактически не исполняют муниципальные правовые акты. Особенную тревогу вызывает несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов», - рассказал идеолог проекта, депутат Виталий Коротких.

По его словам, закон фактически восполняет тот пробел, который образовался из-за принятых судами решений. «Мы даем возможность органам местного самоуправления принять комплекс мер, предусмотренных на государственном уровне и направленных на реализацию приоритетного проекта формирования современной городской среды», - подчеркнул депутат.

В Мурманской области штраф за парковку на газоне вырастет до трёх тысяч рублей

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 25 апреля/ БИ-ПОРТ - В Мурманской области штраф за парковку на газонах может увеличиться до трёх тысяч рублей. С такой законодательной инициативой выступил Совет депутатов города Мурманска. Народные избранники поняли, что действующие санкции для граждан за нарушение правил благоустройства являются недостаточно эффективными из-за незначительности сумм штрафов - от 200 до 1000 рублей за первое нарушение. При этом год от года отмечается увеличение количества административных правонарушений по данной статье.

В этой связи муниципальные депутаты вышли в Мурманскую областную думу с предложением увеличить сумму штрафов за первичное нарушение правил благоустройства до трех тысяч рублей. Речь идёт о выбросе мусора в неположенных местах, парковке на газонах, клумбах и прочее.

«Муниципальные власти города Мурманска считают, что таким образом можно повысить ответственность граждан в вопросах благоустройства территорий и окружающей среды, – отметил председатель комитета думы по законодательству Владимир Мищенко.

Комитет решил рекомендовать областной Думе принять законопроект в первом чтении. Кроме того, депутаты рекомендовали региональному парламенту поддержать федеральный законопроект об ужесточении санкций за нарушение правил движения через железнодорожные пути.

Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение?

Первый раз в жизни пришло уведомление об административном правонарушении. вызывают в местную администрацию в отдел благоустройства. При себе просят иметь паспорт инн и документ подтверждающий право на управление ТС. В следствии чего могут вызывать?и Что грозит? и как вести себя что говорить? понятия не имею что бы это огло быть. я собственник ТС, но в страховку вписан еще мой молодой человек, который часто ездит на моем а/м

Ответы юристов (3)

Первый раз в жизни пришло уведомление об административном правонарушении. вызывают в местную администрацию в отдел благоустройства. При себе просят иметь паспорт инн и документ подтверждающий право на управление ТС. В следствии чего могут вызывать? и Что грозит? и как вести себя что говорить? понятия не имею что бы это огло быть. я собственник ТС, но в страховку вписан еще мой молодой человек, который часто ездит на моем а/м

Добрый день Ольга!

Речь скорее всего идет о нарушении правил благоустройства - на региональном уровне - к примеру парковка на газоне либо иной схожий состав! Точно сказать не могу так как регулируется не КОАП РФ, а законом субъекта, а в вашем случае скорее всего Законом города федерального значения!

Собственник ТС несет ответственность согласно КОПА РФ:

Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации , совершенныес использованием транспортных средств , в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Таким образом тут важный аспекта:

Есть ли фиксация работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Предоставлять документ подтверждающий право управления - не имеют право т.к. собственник транспортного средства не обязан иметь данное право!

В вашем случае советую поступить следующим образом:

1.Написать заявление о переносе рассмотрения дела в связи с обстоятельствами(к примеру нужно в больницу, командировку или т.п.).

2.Во второй раз - не получать уведомление сразу после того, как оно придет а недели через 2-3 т.к. это не судебное- оно хранится 1 месяц на почте.

И в итоге на второе вы тоже не попадете, но надлежащим образом вы извещены о проведении заседания не были!

3.Когда будет 3 заседание- заявите, что вашим транспортным средством управлял ваш молодой человек который вписан в страховку- где он сейчас вы не знаете т.к. в командировке, уехал отдыхать или тому подобное.

Таким образом- дело затянется - срок рассмотрения - 2 месяца с даты составления протокола. Даже если администрация вынесет постановление - вы имеете право обжаловать его в суд в течении 10 дней с даты получения(если по почте) либо с даты вручения(если лично) и уже на суде пусть будет ваш молодой человек который скажет - что он был за рулем! Если сделать все грамотно - срок в 2 месяца пройдет и наложить штраф уже не смогут!

Какой конкретно штраф- сказать не могу нужно смотреть в законе СПБ!

Будут вопросу- обращайтесь очень постараюсь Вам помочь!

Уточнение клиента

регулируется коап рф.

ст32 закона санкт-петербурга №273-70 об административных правонарушениях с СПб.

предварительно составили протокол, нужно оплатить штраф 3000тр. уточните ещё раз по поводу того в каком случае не смогут наложить штраф?

Есть вопрос к юристу?

предварительно составили протокол, нужно оплатить штраф 3000тр.

Подождите, почему 3000 рублей и тем более рассмотрения то ещё не было!

штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей

уточните ещё раз по поводу того в каком случае не смогут наложить штраф?

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесенопо истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения

Если у вас есть протокол- какая дата указанна, как дата совершения правонарушения?!

Главное - это затянуть это дело до того момента, что бы администрация не смогла составить протокол на вашего молодого человека или на вас- по причине, что вы не будете уведомлены. Таким образом о заседании которое уже будет- вы уведомлены и вариант либо идти туда и говорить, что за рулем были не вы и машину на газоне оставили не вы- соответственно в отношении вас дело об административном правонарушении должны прекратить и начать дело в отношение другого лица. Либо если решение в отношение вас будет вынесено- что бы суд его отменил. Все зависит от сроков!

Уточнение клиента

1.10.2014 указана как дата нарушения.я ездила в местную администрацию. там мне выписали протокол. и дали на руки копию.решение в отношении меня идет. сказали штраф от 3000 до 5000тр. но так как это первое нарушение то 3000тр составит размер штрафа.на 28 октября назначили дату когда уже вынесут последнее решение.но я в протоколе писала что не смогу на нем присутствовать и попрасила выслать мне решение по адрессу фактического проживания.если скажут оплачивать 3000тр этот размер штрафа можно оспорить?если мы говорим о том что я виновата что ставила а/м в темное время суток, а в потом как оказалось заехала немного на газон?

В федеральное законодательство внесен ряд существенных изменений в части регулирования вопросов благоустройства территорий муниципальных образований. Однако остаются нерешенными вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территорий муниципальных образований и установления административной ответственности за их нарушение.

Так, Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») определил понятие благоустройства территории поселения (городского округа), правил благоустройства, уточнил вопросы местного значения поселения и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления в части принятия данных правил. Приказом Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» утверждены методические рекомендации по благоустройству территорий муниципальных образований, содержащие общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды.

Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») четко определил полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль по вопросам организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами , а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Следует учитывать, что Федеральным законом -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территорий муниципальных образований к вопросам местного значения не отнесено.

При этом наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального контроля за выполнением правил благоустройства территорий муниципальных образований не решит в полной мере существующую проблему отсутствия неотвратимости наступления ответственности за нарушение данных правил. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Следовательно, в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального контроля за выполнением правил благоустройства территорий муниципальных образований к ответственности за нарушение правил нельзя будет привлечь физических лиц.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит четко определенных составов административных правонарушений, дающих возможность привлечь к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования. Лишь некоторые из составов административных правонарушений при комплексном правовом анализе положений правил благоустройства территории муниципального образования по их внутреннему нормативному содержанию и уровню правового регулирования позволяют привлечь к ответственности за данные правонарушения в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, в соответствии со статьей 2.6.2. «Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости », статьей 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», статьей 19.5. «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Остается неопределенным вопрос о наличии у регионального законодателя полномочий по установлению административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, а также в отношении круга лиц, в том числе должностных лиц органов местного самоуправления, которых субъект Российской Федерации вправе наделять полномочиями по составлению протоколов за их нарушение.

Согласно статье 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Верховным Судом Российской Федерации сформулирована устойчивая правовая позиция, из которой следует, что хотя административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и федеральный законодатель предоставляет право субъекту Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, данное обстоятельство отнюдь не означает произвольного осуществления субъектом Российской Федерации этих полномочий.

Федеральный законодатель, включая нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации об административной ответственности в систему правовых регуляторов, одновременно определил пределы и границы нормотворчества субъекта Российской Федерации в этой сфере отношений, в том числе требования, предъявляемые к форме и содержанию правовой нормы, ее согласованности в системе действующего правового регулирования. В частности, по смыслу статьи 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материальное основание административной ответственности, должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, а не в отсылочном акте, изданном органом местного самоуправления.

Иное фактически означало бы наделение актом субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности органов местного самоуправления, и как следствие, превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях (Определение Верховного Суда РФ -Г11-16 и ряд других).

Установление на региональном уровне обобщенного состава административного правонарушения - например «за нарушение правил благоустройства территории поселений (городского округа) за исключением норм, правил, ответственность за нарушение которых предусмотрена действующим федеральным законодательством», представляется невозможным . Даже при подобной формулировке и вроде бы очевидной законности ее принятия, согласно статье 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемая норма не будет соответствовать требованиям конкретности и определенности правовой нормы, что не обеспечит ее единообразного применения, создаст противоречивую правоприменительную практику. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о необходимости соблюдения законодателем принципа определенности правовой нормы.

Судебная практика последних лет ориентирует регионального законодателя на необходимость установления в законах субъекта Российской Федерации конкретных составов административных правонарушений.

Вместе с тем из анализа принятых органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области правил благоустройства территории муниципального образования следует, что доля норм , за которые может быть установлена административная ответственность регионального уровня, без вмешательства в федеральную компетенцию, очень незначительна.

Сложившаяся ситуация в первую очередь связана с тем, что по своему содержанию правила благоустройства территории поселения (городского округа) являются совокупностью правил, норм, мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, не относящихся к вопросам ведения субъекта Российской Федерации.

Следует констатировать, что с учетом судебной практики и поступающих в органы законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации экспертных заключений Министерства юстиции Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, региональные законодатели вынуждены раз за разом исключать из законов субъектов конкретные составы административных правонарушений, поскольку они затрагивают вопросы, имеющие федеральное значение. Так Ярославской областной Думой за последние два года признаны утратившими силу 4 статьи, которыми была установлена административная ответственность по отдельным вопросам в сфере благоустройства территорий муниципальных образований.

Во всех правилах благоустройства территорий муниципальных образований содержатся положения о порядке использования участков с зелеными насаждениями (вопросы проезда, остановки и стоянки транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах). Вопрос установления и привлечения к административной ответственности за нарушение данных положений актуален для каждого субъекта Российской Федерации. Существующий пробел в правовом регулировании этих вопросов в Правилах дорожного движения Российской Федерации привел к невозможности привлечения к административной ответственности за их нарушение и по статье 12.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что судебные инстанции в рамках судебного нормоконтроля зачастую приводят ссылки на устаревшие нормативные акты , продолжающие сохранять свое действие. На федеральном уровне до сих пор не признаны утратившими силу нормативные документы СССР и РСФСР, положения которых не нашли свое отражение в современном федеральном законодательстве.

Так, например, по вопросу содержания и отлова домашних животных на территории населенных пунктов являются действующими нормативные документы, такие как «Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 03.07.1981), Постановление Совмина РСФСР от 01.01.2001 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», «Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 07.07.1981), «Разъяснение по вопросу порядка отлова и уничтожения бродячих (бесхозных) собак и кошек» (утв. Минсельхозом СССР 19.04.1968 № 232-15). Некоторые из них даже не были официально опубликованы.

Отсутствие четкого регулирования привлечения к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, сложившаяся судебная практика по данному вопросу, действие архаичных подзаконных нормативных актов СССР и РСФСР в значительной степени осложняет обстановку в сфере благоустройства территорий муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о признании утратившими силу устаревших подзаконных нормативных актов СССР и РСФСР, затрагивающих вопросы благоустройства территорий населенных пунктов, а также принять меры к разработке нормативных документов, позволяющих восполнить пробелы правового регулирования в федеральном законодательстве в части установления административной ответственности по вопросам благоустройства территорий муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Комиссия, которая работает при городской администрации, привлекла компанию к ответственности за нарушение местного законодательства в области благоустройства. Проиллюстрируем на примере из практики, в каком порядке нужно обжаловать подобные постановления и какие аргументы приводить.

Любое юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности за нарушение местного закона о вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего города или области и за несоблюдение правил благоустройства территории города. Протокол о привлечении вправе оформить комиссия, которая осуществляет деятельность на территории определенного района города и подчиняется администрации города.

Так, АО «Профсталь» комиссия привлекла к ответственности:

  • за нарушение части 1 статьи 2 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»;
  • за несоблюдение пункта 2 статьи 105 Правил благоустройства территории г. Иркутска (утв. ) - то есть за размещение отходов снега вне специально отведенных для этого местах по адресу нахождения нашего торгового центра.

Штраф составил 10 000 рублей.

В каком порядке обжалуют постановления об административной ответственности за нарушение правил благоустройства

Первый вопрос, который может возникнуть у юриста компании: в какой суд обжаловать постановление ? Общая юрисдикция или арбитраж? Постановление подлежит обжалованию в районном суде общей юрисдикции с учетом территориальной подсудности - по месту совершения правонарушения (п. 30. , ч. 1. ст. 29.5 , определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 09.10.2017).

Второй вопрос: по какому кодексу происходит обжалование, КАС РФ или КоАП РФ? Ответ на данный вопрос вы можете найти в местном законе об административных комиссиях вашего города. Например, согласно пункту 4 статьи 3 «Об административных комиссиях в Иркутской области» обжалование постановлений, вынесенных административной комиссией, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.

Третий вопрос: не пропущен ли срок для обжалования постановления? Срок для обжалования постановления по КоАП РФ составляет 10 суток со дня вручения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срок может быть восстановлен.

Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление

После того, как определись с процессуальными вопросами, можно посмотреть, на что сослаться, чтобы отменить постановление в суде. Рассмотрим, какие аргументы помогли оспорить постановление в отношении АО «Профсталь».

Нарушения, допущенные комиссией

Срок составления протокола (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Протокол должен быть составлен не позднее 1 месяца с даты обнаружения факта правонарушения, если не назначены дополнительные исследования.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (АО «Профсталь») не было извещено о времени и месте его рассмотрения (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ).

Часто комиссии делают ошибку, направляя уведомление о времени и месте рассмотрения административного дела только законному представителю по доверенности, забывая отправить уведомление в адрес руководителя юридического лица. Суд считает это грубым процессуальным нарушением, из-за которого отменяет постановление.

Отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Всегда делайте официальный запрос с требованием предоставить документы по административному делу. Это фото или видео-фиксация свалки снега или мусора, протокол и т.д. Если комиссия откажет, это является основанием для отмены постановления в суде, так как без ознакомления с материалами дела вы не сможете защитить себя в полном объеме.

В протоколе не отражены пояснения представителя юридического лица. Не дана надлежащая и объективная правовая оценка представленным доказательствам. Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2 КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления.

Для начала нужно проверить, имеется ли в городе распоряжение администрации со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории вашего города. Если данного распоряжения администрация не издала, то состав административного правонарушения отсутствует: в городе нет официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега. Юридическое лицо не может быть наказано за такое правонарушение, если администрация не утвердила специально отведенные места для вывоза мусора и отходов снега.

Например, администрация города обязана издать распоряжение со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории г. Иркутска (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, 7, 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, 8, 13, 14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, 16, 17, 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав г. Иркутска). Обязанность по определению специальных мест вывоза и временного хранения отходов снега, лежит на Администрации города и округов. До настоящего времени в г. Иркутске данные места не утверждены, событие административного правонарушения отсутствует (п. 26.1 КоАП РФ).

Чтобы узнать о наличии или отсутствии утвержденных мест, можно сделать официальны запрос в комитет по благоустройству города с требованием предоставить копию распоряжения или адрес официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега.

Состав комиссии не соответствует закону о создании комиссий на территории города. Например, в г. Иркутске в комиссию назначаются от 5 до 15 человек (ч. 1 ст. 5. закона № 145-оз). Протокол о привлечении АО «Профсталь» к ответственности составила комиссия, состоящая из 4 человек, т. е. с нарушением закона.

Если на территории вашего предприятия ведется видеозапись, используйте ее в качестве доказательства в суде. Например, мы доказали, что складирования снега не было, так как по камерам было видно, что снег убрали через 5 часов после его очисти со всей территории компании. Снег не складировался, а временно был собран в одном месте для дальнейшего вывоза.

Проверьте полномочия своей доверенности. Часто юрист забывает вписать в доверенность фразу про представительства и полномочия именно по делу об административном правонарушении. Это может являться основанием к обжалованию судебного решения не в вашу пользу, так как вы действовали без оформленных надлежащим образом полномочий.

Применение малозначительности и учет смягчающих обстоятельств по делу. Административная комиссия не доказала факт негативных последствий причиненных обществу, конкретному лицу или государству. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления ВС РФ № 5). Сам по себе факт совершенного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение этих норм к каким-либо составам правонарушений КоАП не содержит.

Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2. КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления. Смягчающими обстоятельствами являются:

  • совершение правонарушения впервые;
  • отсутствие причинения вреда и угрозы его причинения жизни и здоровью, обществу, государству, физ. лицам, животным, растениям;
  • иные обстоятельства.

При составлении протокола об административном правонарушении представитель юридического лица не присутствовал. Комиссия спустя несколько дней направила извещение о рассмотрении административного дела. Это считается грубым процессуальным нарушением (ст. 28.2. КоАП РФ).

149) Загромождение улиц, площадей, дворов, других зе­мель общего пользования строительными материалами и другими предметами (ч. 1 ст. 21.14)

150) Нарушение других правил благоустройства и содер­жания населенных пунктов (ч. 2 ст. 21.14)

Непосредственный объект данного правонарушения - уста­новленные общественные отношения, позволяющие надлежаще со­держать населенные пункты.

Объективная сторона по ч.1 выражается в совершении актив­ного деяния в форме загромождения улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами, а по ч. 2 - в нарушении других правил благоустрой­ства и содержания населенных пунктов.

Загромождение подразумевает складирование, засорение, разме­щение громоздких предметов или предметов в большом количестве.

В широком смысле благоустройство и содержание населенных пунктов предполагает поддержание надлежащего порядка различных объектов, расположенных в населенных пунктах и формирующих в них среду обитания человека. Это относится к надлежащему под­держанию домов и сооружений, улиц, площадей, скверов, парков, цветников и клумб, надлежащее пользование земельными участка­

ми и проведение раскопок. Однако не все противоправные деяния в связи с пользованием данными объектами формируют состав дан­ного правонарушения. Например, ответственность за нарушение по­рядка проведения раскопок предусмотрена ст. 21.15, ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарнико- вой или иной растительности предусмотрена ст. 15.22, ответствен­ность за нарушение архитектурного решения фасада здания или со­оружения предусмотрена ст. 21.13.

В целях улучшения благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков республики принимаются соответству­ющие правила. Например, постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 1656 утверждены Правила строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремон­та улиц населенных пунктов.

Благоустройство и содержание земельного участка и прилегаю­щей к нему территории включают в себя:

151) устройство тротуаров и подъездов, их ремонт и содержание;

154) устройство и содержание малых архитектурных форм (скаме­ек, фонтанов, цветников и т. п.);

155) устройство турникетов (по требованию органов ГАИ), их со­держание;

156) озеленение (устройство газонов, цветников, их ремонт и со­держание, посадку деревьев, их содержание и снос аварийных);

158) устройство ограждений (по согласованию с органами архитек­туры) и их содержание;

160) ежедневную санитарную уборку и очистку территории;

161) уборку снега и льда с проезжей части и тротуаров в зимнее время года;

162) проведение мероприятий по прокладке и переустройству подзем­ных сооружений, нумерации домов, размещению домовых знаков и др.

Состав данного правонарушения формальный. Субъект правонарушения - физическое лицо, индивидуальный предприниматель.


2.3. Установление административной ответственности за нарушение правил благоустройства
В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований. В случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования вправе внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять отдельный закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства либо включить вышеназванные положения в единый закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В качестве административных правонарушений в сфере благоустройства могут признаваться:

1) нарушение порядка и условий содержания закрепленной территории, установленной органами местного самоуправления;

2) нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ;

3) размещение и (или) хранение строительных материалов на дорогах, тротуарах, кюветах, газонах, выездах на тротуары и пешеходных дорожках;

4) загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования строительным или бытовым мусором (материалом), складирование дров;

5) непринятие мер по отводу и пропуску талых и ливневых вод с придомовой территории, территории организации и прилегающей к ним территории общего пользования;

6) мойка автомашин и других транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов на придомовой территории и прилегающей к ней территории общего пользования;

7) повреждение зеленых насаждений и клумб, вырубка деревьев и кустарников на территории населенных пунктов муниципальных образований;

8) cжигание мусора в неустановленных местах;

9) повреждение или перемещение скамеек, оборудования для детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн;

10) размещение плакатов, объявлений, листовок вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления;

11) выгул собак и иных домашних животных на детских и физкультурных площадках, в парках, скверах, а также несоблюдение владельцами домашних животных обязанностей по их содержанию, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

12) выпас сельскохозяйственных животных и птицы в черте населенного пункта вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления;

13) торговля в не установленных органами местного самоуправления местах;

14) отсутствие вывесок и указателей на жилых домах, зданиях и сооружениях;

15) уничтожение или повреждение номерных знаков домов, указателей названий улиц, переулков, кварталов, микрорайонов, бульваров, проспектов;

16) нарушение порядка установки памятников, мемориальных досок и других ритуальных знаков памяти;

17) оставление открытых люков смотровых колодцев и камер на инженерных подземных сооружениях и коммуникациях.

За указанные правонарушения применяются административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа. В соответствии с частью 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В законе субъекта Российской Федерации также устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом. Как правило, это должностные лица милиции общественной безопасности и должностные лица органов местного самоуправления.

При этом перечень должностных лиц милиции общественной безопасности, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, утверждается начальником общественной безопасности, а перечень должностных лиц органов местного самоуправления – главой местной администрации.

Порядок составления должностными лицами протокола об административном правонарушении установлен в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в течение 3-х суток с момента его составления направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, административную комиссию, создаваемую в муниципальном образовании в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации об административных комиссиях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в главе 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Закрепление содержания территории муниципального образования

за физическими и юридическими лицами
Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами:

1) за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, - указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

– уборку этих территорий от грязи, мусора, снега и льда, газонов – от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

В случае невыполнения указанных мероприятий виновное лицо привлекается к административной ответственности;

2) за муниципальными унитарными предприятиями либо иными специализированными организациями любой формы собственности на основании гражданско-правовых договоров обслуживания и содержания – иные территории общего пользования с находящимися на них объектами.

К объектам благоустройства общего пользования относятся:

1) проезжая часть улиц, дорог и площадей, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки с дорожными знаками и сигналами, скамейками и диванами, урнами и контейнерами по сбору мусора, павильонами ожидания транспорта;

2) открытые и закрытые водостоки;

3) мосты, путепроводы, трубы, транспортные и пешеходные тоннели;

4) подпорные стенки набережных, береговые укрепления, съезды, а также другие подпорные стенки;

5) горизонтальные и вертикальные дренажные насосные станции;

6) противооползневые сооружения;

7) водоемы и плотины;

8) переправы и пункты платных проездов транспорта;

10) парки, скверы, бульвары, сады общего пользования и элементы архитектуры малых форм при них, зеленые насаждения на улицах и дорогах, а также земельные территории, занятые плантациями для выращивания саженцев, деревьев и кустарников;

11) сливные станции и пункты, свалки и полигоны отходов, поля компостирования, общественные уборные, скотомогильники и другие сооружения санитарной уборки;

12) элементы простейшего водоснабжения, используемого для поливки улиц и зеленых насаждений (шахтные и механические колодцы, открытые водоемы, противопожарные водоемы и др.);

13) наружные электросети и сооружения уличного освещения, включая линии электропередач до 1000 в., аппаратура диспетчерской связи и телемеханики;

14) кладбища, крематории.

Муниципальные унитарные предприятия либо иные специализированные организации любой формы собственности на основании договоров обязуются осуществлять весь комплекс работ по благоустройству, в том числе уборку территорий общего пользования, которые не закреплены за физическими и юридическими лицами, содержание элементов внешнего благоустройства общего пользования, озеленение территории муниципального образования, содержание и эксплуатацию дорог, освещение населенных пунктов муниципального образования.

2.5. Участие граждан в проведении работ по благоустройству

территории муниципального образования
Для участия граждан в проведение работ по благоустройству территории муниципального образования органам местного самоуправления рекомендуется:

1) организовывать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт;

2) принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся в период каникул);

3) проводить разъяснительную работу с жителями;

4) оказывать органам территориального общественного самоуправления, товариществам собственников жилья и иным добровольным объединениям граждан экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и сборов, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пользование муниципальным имуществом, а также размещения среди них на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;

5) стимулировать участие граждан в месячниках (субботниках) по благоустройству территории муниципального образования.

Для проведения конкурса по благоустройству глава местной администрации принимает постановление, в котором объявляет конкурс (например, на лучшую усадьбу, подъезд, улицу), утверждает положение о конкурсе (Приложение № 3) и состав комиссии по подведению итогов конкурса, а также возлагает контроль за исполнением постановления на конкретное должностное лицо органа местного самоуправления. В положении о конкурсе определяются цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценки, а также порядок проведения конкурса и подведение итогов.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в уставах муниципальных образований предусматриваются соответствующие положения.

При этом к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители муниципального образования в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. Социально значимыми работами являются работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, и их продолжительность не может составлять более четырех часов подряд.

Разъяснительная работа с жителями может осуществляться посредством публикаций в средствах массовой информации, организации проведения круглых столов, собраний, сходов, выпуска специальных брошюр и буклетов, организации проведения специализированных акций, прямой рассылки писем и обращений, размещения плакатов в публичных местах, проведения опросов и анкетирования среди жителей, открытия телефонной линии для граждан и т.д.

Для проведения месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования глава местной администрации принимает постановление, в котором устанавливаются сроки проведения месячника (субботника) санитарной очистки, благоустройства и озеленения, утверждается план мероприятий по проведению месячника весенней санитарной очистки и благоустройства и состав комиссии по подведению итогов, поручается конкретным должностным лицам проинформировать население о проведении и итогах месячника (субботника) через средства массовой информации, а также устанавливается лицо, осуществляющее контроль за исполнением данного постановления.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА

МАЙМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1. Общие положения
1.1. Правила благоустройства территории Майминского сельского поселения (далее по тексту – Правила) в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории Майминского сельского поселения, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки территории и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

- благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования;

- уборка территорий - виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;

- домовладелец - физическое (юридическое) лицо, пользующееся (использующее) жилым помещением, находящимся у него на праве собственности, или по договору (соглашению) с собственником жилого помещения или лицом, уполномоченным собственником;

- прилегающая территория - земельный участок или его часть, с газонами, малыми архитектурными формами и другими сооружениями.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяются:

1) на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

2) на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром (при наличии тротуара);

3) на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

4) на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

5) для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров;

- восстановительная стоимость зеленых насаждений - материальная компенсация ущерба, выплачиваемая за нанесение вреда зеленым насаждениям, находящимся в муниципальной собственности, взимаемая при санкционированных пересадке или сносе зеленых насаждений, а также при их повреждении или уничтожении;