Общие требования к садоводческим объединениям граждан. Новые подходы к устройству пожарных проездов и вертолетных площадок Гост разворотные площадки проезды

дело № 2-1109/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием: представителя истца Ищенко А.В., представителя ответчика Диденко Ю.А., представителя администрации муниципального образования г.Михайловск – Кожушко Е.М., при секретаре Крыловой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Новодворского..., Новодворской..., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... о нечинении препятствий в пользовании земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Новодворский С.И., Новодворская Н.И., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей... обратились в суд и иском к Орлянской Т.И., в котором после уточнения просили суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , обязать ответчика за его счёт демонтировать (снести) часть возведенного им забора, состоящего из оградительных столбов и металлической сетки на земельном участке площадью... кв.м., с кадастровым №, для устройства разворотной площадки для пожарной техники на тупиковом проезде ведущем к объекту недвижимости расположенному по адресу: ; установить Новодворской Н.И. право постоянного ограниченного пользования частью земельного участка находящегося в собственности у Орлянской Т.И., с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , для обеспечения беспрепятственного проезда (прохода) от въезда на тупиковый заезд расположенного по адресу: ; обязать Орлянскую Т.И. не чинить препятствия Новодворской Н.И. в пользовании частью земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу:

В обоснование заявленных требований истец указали, что им, на праве общей долевой собственности по... доли в праве принадлежит земельный участок из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № и жилой дом, расположенные в принадлежащие им на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., сделаны записи регистрации №.

Ответчику принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № расположенный в, на основании договора купли-продажи акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с разделом земельного участка, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, кадастровый номер № расположенного по адресу: , на два самостоятельных земельных участка: земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса: и земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса:

Ответчиком свой земельный участок был огорожен со стороны огорода, который примыкает к тупиковому проезду ведущему к объекту недвижимости находящемуся по адресу: , забором из металлических столбов и сетки «рабицы», что нарушает действующие градостроительные и пожарные нормы и правила.

Согласно ст. 90 п.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно п.2.3 ТСН (территориальные строительные нормы) 30-312-2006 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края». Часть 1. Селитебные территории»: Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками для пожарной техники размерами в плане не менее 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В соответствии с п.6.20. СНиП 2.07.01-89* в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м. для разворота автомобилей и не менее 30 м. при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Новодворского..., Новодворской..., в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... не чинить препятствия в пользовании земельным участком - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Толстиков

Суд:

Шпаковский районный суд (Ставропольский край)

Истцы:

Новодворская Н.И.
Новодворский С.И.

Ответчики:

Орлянская Т.И.

Судьи дела:

Толстиков А.Е. (судья)

Судебная практика по:

Судебная практика по применению нормы ст. 274 ГК РФ

Посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14

Определение Пензенского областного суда от 15.04.2008 по делу n 33-660 В результате предоставления земельного участка свободных земель населенных пунктов произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 г. делу N 33-660
Судья: Смирнова О.В.
15 апреля 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Зыковой Л.Н., Кузнецовой Т.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Прошиной Л.П. дело по кассационным жалобам С.А., С.Т. на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 г., которым постановлено:
Исковые требования Е.А. удовлетворить.
Признать пункт 3 Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4 "О предоставлении гражданам С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов земельного участка при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в собственность" недействительным.
Признать договор N 3875 купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и С.А., С.Т., недействительным.
Признать действия Управления Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению материалов землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, незаконными.
Обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить границы и площадь разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку по ул. Мереняшева в г. Пензе, смежную с земельным участком по ул. Мереняшева в г. Пензе юго-восточную границу земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе до положения существовавшего до принятия постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения С.А., его представителя К.М. (доверенность от 02.02.08 г.), представителя С.Т. С.В. (доверенность от 18.01.08 г.), поддержавших доводы жалоб, возражения на жалобы представителя Е.А. М.В. (доверенность от 16.11.07 г.), судебная коллегия
установила:
Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Пензы, С.А., С.Т. о признании частично недействительным Постановления Главы муниципального образования, в обоснование иска указал, что ему на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 предоставлен на праве аренды земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 743 кв. м. В связи с истечением срока аренды, согласно Постановлению Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 данный земельный участок был предоставлен ему на праве бессрочного (постоянного) пользования для завершения строительства индивидуального жилого дома. В настоящее время истец завершает строительство жилого дома. Сопредельный земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730 кв. м принадлежал на праве аренды Г.Е. на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 25.09.2001 г. N 1950/1. В соответствии с прилагаемым паспортом N 6323, кадастровым планом N 62/07-04402, Постановлением от 29.09.1999 г. N 1754, к указанным земельным участкам предусматривался проезд от ул. Мереняшева, заканчивающийся поворотной площадкой с размерами 11,73 х 12,0 м площадью 140,6 кв. м. На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730,0 кв. м, ранее принадлежавший на праве аренды Г.Е., предоставлен С.А. и С.Т. в собственность за плату в равных долях - по 1/2 доле каждому, при этом площадь указанного земельного участка увеличена за счет свободных земель населенных пунктов на 198,0 кв. м и составляет 928,0 кв. м.
Считает указанное решение вынесенным с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку увеличение площади земельного участка С.А. и С.Т. произошло за счет уменьшения границ и площади поворотной площадки проезда от ул. Мереняшева к земельному участку жилого дома. Кроме того, при межевании допущено наложение юго-восточной границы земельного участка по ул. Мереняшева, на смежную границу земельного участка по ул. Мереняшева, что привело к уменьшению его площади.
Просил признать Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 о предоставлении гражданам С.А. и С.Т. земельного участка в собственность недействительным в части увеличения площади земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе за счет уменьшения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе; устранить нарушение строительных норм и правил - СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", прав и охраняемых законом интересов владельца земельного участка и жилого дома по ул. Мереняшева путем увеличения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе до 201,0 кв. м.
В последующем представитель истца М.В. уточнил исковые требования, просил признать действия должностных лиц Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению межевания незаконными; обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить разворотную площадку между земельными участками по ул. Мереняшева в г. Пензе до размеров, существовавших до вынесения Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г.; и признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, заключенный между КУМИ г. Пензы и С.Т., С.А.
Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах С.А. и С.Т. просят отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что в судебном заседании не были установлены и доказаны обстоятельства, что оспариваемое Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и интересы Е.А. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что к земельным участкам по ул. Мереняшева предусматривался проезд, заканчивающийся поворотной площадкой размером 12 х 12 м, устройство которой имеет целевое назначение. При проведении землеустроительных работ права Е.А. не были нарушены, границы земельного участка были им согласованы. Судом необоснованно не применены к требованиям Е.А. сокращенные сроки исковой давности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Е.А. на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 был предоставлен в аренду сроком на 2 года земельный участок площадью 743 кв. м для строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе. Участок предоставляется за счет свободных от застройки земель города. В соответствии с п. 2.6 Постановления истец обязан благоустроить и озеленить отведенный участок, построить благоустроенный подъезд и инженерные сети к жилому дому.
Постановлением Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 указанный земельный участок был предоставлен истцу в бессрочное (постоянное) пользование для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Право собственности Е.А. на земельный участок площадью 743 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.02.2008 г. (т. 2 л.д. 12).
В качестве документа, содержащего описание земельного участка, истец предоставил кадастровый план (выписку из государственного земельного кадастра) по состоянию на 24.01.2008 г. (т. 2 л.д. 20 - 23).
В кадастровом плане земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе указано - площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.
На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов был предоставлен в собственность за плату в равных долях каждому земельный участок площадью 928 кв. м при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в г. Пензе (т. 1 л.д. 8 - 9).
Участок образуется за счет земельного участка площадью 730 кв. м, на который прекращено право аренды предыдущего собственника строения Г.Е., и земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов.
Во исполнение указанного Постановления Главы администрации г. Пензы С.А. и С.Т. оформили землеустроительное дело на земельный участок, произвели постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, заключили договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., произвели оплату в соответствии с условиями договора (т. 2 л.д. 95).
В судебном заседании установлено, что при проведении землеустроительных работ земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе размеры разворотной площадки тупикового проезда уменьшены и составляют 6 х 9,73. Часть территории разворотной площадки, ранее имевшей размеры 12 х 11,73, включена в границы земельного участка площадью 928 кв. м, (кадастровый номер 58:29:03012011:0004), что подтверждается сообщением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области от 08.02.2008 г. (т. 2 л.д. 112).
Удовлетворяя исковые требования Е.А. и признавая недействительными указанные выше постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г., договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., суд, руководствуясь ст. 85 Земельного кодекса РФ, правильно указал, что в результате предоставления С.А. и С.Т. земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов, произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому по ул. Мереняшева г. Пензы, что повлекло нарушение охраняемые законом интересы истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.
В подтверждение данного вывода суд обоснованно сослался на положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин; Строительные Правила 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", Инструкцию о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства, утвержденную Постановлением Государственного Комитета РСФСР по делам строительства 23.12.1982 г. N 148, предусматривающими, что тупиковые проезды для группы земельных участков, расположенных в глубине квартала, обеспечиваются разворотной площадкой размером не менее 12 х 12 кв. м.
Ссылка в жалобах на то, что на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 49 Е.А. был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома и предложено построить лишь благоустроенный подъезд к дому, является несостоятельной, поскольку данный проезд к дому по ул. Мереняшева является единственным и тупиковым, вследствие чего должен соответствовать вышеуказанным строительным нормам и правилам.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - главного инженера Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы М.В., главного специалиста отдела муниципального контроля ГУГиА г. Пензы С.А., К.С., обладающего специальными познаниями в области государственного пожарного надзора, пояснивших, что в результате уменьшения площади разворотной площадки, которой должен заканчиваться тупиковый проезд, Е.А. будет затруднено строительство жилого дома и его обслуживание. Дорога от ул. Мереняшева к спорным участкам является единственной. Это тупиковый проезд, который должен заканчиваться разворотной площадкой, необходимой для подъезда к жилому дому техники для тушения пожара. Пожарная безопасность строений нарушена.
По этим основаниям является несостоятельной и ссылка в жалобах на отсутствие необходимости устройства данной поворотной площадки, имеющей определенное целевое назначение (для разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин).
Судом обоснованно признано, что работы по межеванию земельного участка С.А., С.Т. были выполнены с нарушением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003 г., а именно: акт согласования границ земельного участка был подписан Е.А. до утверждения проекта границ земельного участка, без предварительно обозначенных границ земельного участка на местности.
В связи с этим не может служить основанием для отмены решения суда и ссылка в жалобах на то, что при проведении землеустроительных работ по определению границ и площади земельного участка ответчиков права землепользователя Е.А. не были нарушены.
Доводы жалобы С.А. о применении к возникшим правоотношениям сокращенного срока исковой давности являются ошибочными, поскольку данный спор рассмотрен судом по правилам искового производства, как спор о защите субъективного права, в связи с чем ст. 254 ГПК РФ к возникшим правоотношениям не применима.
Изучение материалов дела указывает на то, что все приведенные сторонами доводы являлись предметом исследования суда и им дана оценка, которую судебная коллегия находит правильной, так как она сделана в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда, так как приведенные в них обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех обстоятельств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы С.А., С.Т. - без удовлетворения.

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Р.И. Бега, канд. техн. наук, Л.В. Городецкий, канд. техн. наук, А.М. Балашов, Н.Н. Манылова, М.Ю. Соляников

В настоящее время уделяется повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности строящихся в г. Москве высотных зданий. Столица оснащается современными пожарными машинами, вес которых существенно превышает вес машин, ранее находившихся в эксплуатации.

Новая пожарная техника, обеспечивающая безопасное проживание в мегаполисе с высотными зданиями, требует устройства особых пожарных проездов и вертолетных площадок.

Тушение пожара в здании МГУ.

Нормы пожарной безопасности и выпускавшаяся в те годы пожарная техника были разработаны в основном для зданий малой и средней этажности (до 25 этажей). К тем условиям эксплуатации и нормам безопасности были разработаны конструкции пожарных проездов.

Для пожаротушения в домах повышенной этажности в г. Москве имеются пожарные машины производства Финляндии (4 - с длиной стрелы 90 и 4- длиной 68 м). На рисунке 1 показан момент тушения пожара в здании МГУ.

Эксплуатируется машина с высотой коленчато-телескопического подъемника 101 м. Так, масса пожарной машины Bronto Skylift F101HLA с самым высоким в мире подъемником составляет 62 т. С повышением этажности строительства зданий увеличивается высота подъемников и лестниц, что значительно повышает общий вес пожарных машин и нагрузки на ось. Применение подобных машин требует пересмотра подходов к устройству пожарных проездов: ширины проезжей части, размеров разворотных площадок, радиусов поворота дорожных конструкций с использованием современных материалов и технологий их устройства. Увеличена ширина аутригеров до 8 м. Если раньше в соответствии с требованиями нормативов наибольшая ширина пожарных проездов составляла 6 м, то в настоящее время при проектировании ширина пожарных проездов должна быть не менее 9 м.


Последствия устройства дорожных конструкций без учета экстремальных нагрузок.

С учетом ожидаемых нагрузок конструкции пожарных проездов следует устраивать из высокопрочных, пожаробезопасных и технологичных материалов (рисунок 2).

Для установки аутригеров необходима жесткая опора размером 0,5 x 0,5 м, покрытие которой должно состоять из конструктивных слоев с использованием бетона или фибробетона класса > В35.

В качестве материалов для покрытий пожарных проездов с учетом ожидаемых нагрузок целесообразно применение фибробетона классов В40 и В45. Для повышения деформативной способности покрытия целесообразно устраивать основание из малоцементного укатываемого бетона классов В15 и В25. При устройстве пожарных проездов на переувлажненных глинистых и суглинистых грунтах целесообразно использовать геосетку, которая позволит повысить устойчивость конструкции в целом и сохранить требуемую ровность покрытия. Использование подъемников 90 - 100 м и лестниц на машинах требует не только высокой прочности, но ровности, что и достигается с применением геосеток.

Разработан альбом конструкций пожарных проездов для домов различной высоты и с учетом нагрузок от пожарных машин. Величина допустимой нагрузки делится на 3 класса: легкие с полной массой до 7500 кг (L - класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М - класс) и тяжелые с полной массой более 14 000 кг (S - класс).

Для здания высотой до 10 этажей включительно расстояние от края пожарного проезда до стены здания принимается равным 5 - 8 м, и для более высоких зданий - 8 - 10 м.

В зоне пожарного проезда не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и сажать деревья.

Вдоль фасадов зданий, имеющих входы, ширина пожарных проездов назначается в зависимости от этажности зданий. При высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа ширину следует принимать не менее:

  • до 5-ти этажей - до 13 м с разъездными карманами - 3,5 м;
  • от 6 до 16 этажа - с 13,0 до 46, м с разъездными карманами - 4,2 м;
  • 17 этажей и выше - более 46,0 м с разъездными карманами - 6,0 м.

Тупиковые проезды в замкнутых дворах и полузамкнутых средней этажности зданий должны заканчиваться разворотными площадками размером не менее 20 х 20 м.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской), установкой дорожных знаков и антивандальных сигнальных устройств. Пожарные проезды у высотных зданий должны иметь кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами).


Посадка вертолета специального назначения.

Уклон пожарных проездов должен быть не более 6‰. Радиусы закруглений поворотов пожарных проездов для пожарных машин должны быть не менее 12 м. Вид разворотной площадки у зданий повышенной этажности представлен на рисунке 3, а схема движения пожарных машин на разворотных площадках минимальных размеров у домов сложившейся застройки на рисунке 4.

По контуру площадка ограничена комингсом с пропилами, защищенным антисептиком и лаком, а также водоприемным лотком из нержавеющей стали для сбора и отвода воды в две водосточные воронки.

На участках пожарных проездов с закруглениями и на разворотных площадках следует использовать криволинейные бортовые камни.

Толщины конструктивных слоев пожарных проездов устанавливают расчетным путем с учетом условий эксплуатации, расчетной нагрузки в зависимости от этажности зданий, гидрогеологических характеристик грунтов, принятых материалов для оснований и покрытий.

В отдельных случаях для пожаротушения применяются вертолеты, для которых требуются специальные площадки, которые устраивают на крышах зданий, у водоемов и пожарных проездов. Вдоль Калужского и Варшавского шоссе в границах «новой Москвы» предстоит обустроить 7 вертолетных площадок у водоемов.

На одном московском административном здании в течение ряда лет эксплуатировалась вертолетная площадка в виде равностороннего восьмиугольника площадью 40 кв. м. Потребовался ремонт покрытия площадки, выполненного из 2 слоев асфальтобетона общей толщиной 100 мм (крупнозернистый асфальтобетон - 50 мм и верхний слой из мелкозернистого асфальтобетона - 50 мм). Для замены существующего покрытия институт разработал рекомендации по устройству покрытия вертолетной площадки, обеспечивающего повышение прочности, пожаробезопасности, экологичности и долговечности покрытия. Было предложено взамен асфальтобетона по тем же отметкам уложить покрытие из литых фибробетонных смесей марки по прочности В35, по морозостойкости в солевых растворах F300.

Для фибробетонных смесей, предназначенных для ВПП, рекомендовано применять портландцемент без минеральных добавок марки 500 с содержанием в клинкере трехкальциевого алюмината не более 7%. Был использован низкоалюминатный портландцемент ЦЕМ 1 42,5Н ООО «Тула-цемент», в качестве добавки - суперпластификатор фирмы «Зика» для получения осадки конуса 19 - 21 см. Применена фибра из нержавеющей стали с длиной волокон 30 и толщиной 0,5 - 0,6 мм.

Перед укладкой фибробетонной смеси в покрытие на ВПП выполнялись подготовительные работы, включавшие удаление двух слоев асфальтобетонного покрытия, очистку, промывку, просушку и продувку поверхности, обработку поверхности бетонного основания (В25) катионактивной дорожной эмульсией марки ЭБК-1 (ГОСТ Р 52128-2003).

Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель, и смесь перемешивали в течение 1,5 мин. Бетонную смесь разравнивали по геодезическим отметкам, поверхность обрабатывали ручным инструментом типа Goldblatt.

Бетон на пожарных проездах и вертолетных площадках через 2 - 4 ч после его укладки закрывали полиэтиленовой пленкой, пергамином, толем и др., и выдерживали в течение 7 сут.

Цементнобетонная смесь доставлялась автобетоносмесителями, при этом объем бетонной смеси не должен превышать 6,0 куб. м. Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель и перемешивали в течение 3 мин. В случае необходимости подвижность бетонной смеси корректировалась дополнительным введением добавок.

Конструкции пожарных проездов и вертолетных площадок, построенных из фибробетона, пожаробезопасны, надежны в эксплуатации, срок службы между капитальными ремонтами составит не менее 30 лет.

Литература

1 ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

2 ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб

3 ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.

4 ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

6 СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений