Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства. Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Соц реабилитация Соц реабилитация – это сист и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деят-ти инв-дов в конкретно соц-о – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инв-дов. В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инв-дов и больных возникают различные ограничения жизнед-ти, кот-ые вызывают различные виды соц недостаточности: нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями); нарушение способности передвижения; нарушение способности к трудовой деят-ти;нарушение способности к обучению;нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению;нарушение способности контролировать свое поведение. Соц реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инв-да и, охватывая все сферы жизнед-ти инв-дов, ставит перед собой след цель: восстановление способностей инв-да к самост, общественной и семейно – бытовой деят-ти. Соц адаптация – это сист мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в тжс, к принятым в общ-ве правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнед-ти. В технологии соцреабилитации можно выделить 2 направления: Соц-о – бытовая реабилитация; Соц-о – средовая реабилитация, кот-ые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в соц среде. Рассмотрим подробнее эти направления. Соц-о – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообсл-я и деят-ти в быту, приспособление к новым условиям жизни. Соц-о – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инв-да. Определим этапы соц-о – бытовой реабилитации: Соц-о – бытовое устройство – это важный компонент, кот-ый отражает состояние обеспечения инв-да элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Соц-о- бытовая реабилитация – обучает чел-ка самост-но ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инв-да с предметами и окружением соц-о – бытового назначения. Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнед-ти инв-да за пределами его жилища, восстановление способности инв-да к жизни в общ-ве. Соц-о – средовая реабилитация подразумевает 2 процесса: приспособление соц среды к возможностям инв-да, устранение препятствий; обучение инв-да жить в обычном социуме,в результате этих процессов произойдет социализация инв-да, т.е. его вхождение в общ-во. Также различают несколько этапов осуществления соц-о – средовой реабилитации: Соц-о – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде.



23)Уровни социальной адаптации человека с огранич-ми возмож-ми здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий

1. Высокий; 2.Средний 3.Низкий Высокий ур-нь соц адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам -усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в соц-х, полит-х и эконом-х процессах -определяет и принимает реш-я, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки. - достижение полного самообсл, высокого ур-я санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур Средний уровень - У инв-да со среднем ур-нем соу адаптации присходит приспособление к нормам и ценностям малой гр без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнед-ти. -Как правило, он включается в деят-ть и общения с помощью другого лица (родителя, друга, спец по СР) Низкий Для низкого ур-ня соц адаптации чел-ка с огранич-ми возмож-ми здоровья характерно: -Проявление самоизоляции,затворничества, ограничения куонтактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, установливать отнош-я. -Не умеет вести диалог с оппонентом, выступает с ним конфликт. -Наблюдается значительное снижение соц умений и навыков по самообсл-ю, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, проф деят-ть

25)Методы социальной терапии. Приёмы социальной терапии.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный - выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов СР-ка. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким чел-ом ч/з "связь", возникающую в рамках терапевтического процесса. Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы. Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу чел-ка. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное знач-е для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает соц статус чел-ка. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс "никчемности существования".

Трудовая терапия позволяет организовать совместную деят-ть, облегчая при этом взаимоотношения м/у людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом соц развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Терапия самовоспитания. Самовосп- это активный процесс формирования чел-Ком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе соц-о обусловленных представлений об идеале собственного "я". Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает след приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных "психол-х барьеров"; 4) создание желаемого образа "Я"; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения "Я-образа" в различных ситуациях деяте-ти и общения; 8) "наложение" стереотипов "Я-образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деят-ти. К обучению навыкам социального функционирования относятся след методы: - выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими. - организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях; - терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность; - беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление. Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих. Социотерапия - воздействие

на социальное окружение клиента с помощью государственных и общ-х организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д. Музыкотерапия - один из старейших методов воздействия на психику чел-ка, кот-ый может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими чел-ку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные соц роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях.

Арттерапия - лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; - использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов; - творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Цветотерапия-. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем - снижается. Такое влияние наблюдается и при умственном труде. Психогимнастика - одна из форм психотерапии, при кот-ой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упр направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Знач-е этого метода будет возрастать вследствие урбанизации соц среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности чел-ка от природы. Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Чел-к создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа.

Трудоустр инв-ов

Численность инв-дов в России ежегодно увеличивается - за последние 10 лет этот показатель вырос более чем вдвое (свыше 12 млн. человек, 49% из них - в трудоспособном возрасте). Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст безработных инв-дов 26-45 лет, более 80% - инвалиды III группы и около 15% - II группы. Трудоус-тво инв-дов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные фед-м законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инв-дов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деят-ти по созданию спец-х рабочих мест для инв-дов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий фед-х органов власти в сфере занятости на региональный ур-нь. В субъектах РФ только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с огранич-ми возможностями. Принцип создания спец-х рабочих мест должен быть следующим - не инв-д на рабочее место, а рабочее место для инв-да. Только при таком подходе можно эффективно решать проблемы трудоус-ва людей с огранич-ми физ-ми и ментальными возможностями. - Организовать обучение специалистов по обустройству спец-х рабочих мест для инв-дов. На данный момент, из-за их отсутствия, как в гос-х, так и в коммерческих структурах отсутствует понимание"что такое специальное рабочее место и как его создавать? - Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида.

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце XIX - начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г.Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать собственное существование. В этом контексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая концепция была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. XX столетия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости достижения биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных иди нежелательных для общества дефектов умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии.

Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии.

В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в развитии. Вот, например, какого содержания задачи предлагались учащимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно отсталых детей требует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?». "

Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное уничтожение людей, которые попадали при «новом порядке» в категорию социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии систему специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.

В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия существовавший в нашей стране, фактически узаконишь статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Именно поэтому многие десятилетия в нашей стране существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.

Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые, интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированное™, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность получения высокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения такого человека с его ближайшим социокультурным окружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.

Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного развития (вторая половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год принятия «Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера.

Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус- иовиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне швисимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или нет. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в Питу и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле. Право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то, ч тобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность человека - далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации. Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здорового большинства общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» . Понятно, что для достижения ста- туса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество.

Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении до- машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными возможностями.

Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - коммуникации.

Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.

Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение становится центральным пунктом в формировании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и развитие навыков социального общения.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обес- печивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.

Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных ограничений возможностей участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и подростков с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего назначения, а также интерес и привычку участвовать в различных формах специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их ограничения возможностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно- прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования. Отечественная система специального образования Постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А. Г. Ас- молов, наше общество находится в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, посколь- к у приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что- либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны--- и находятся под охраной общественного милосердия».

Вопросы и задания 1.

Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями на протяжении XX в.? 2.

Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности? 3.

Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными ікпможностями жизнедеятельности. 4.

Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?

Литература для самостоятельной работы 1.

Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. 2.

Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические испскты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995. 3.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 4.

Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М„ 1996.-Ч. 1. 5.

Назарова Н.М. О подготовке дефектологов за рубежом // Дефектология. - 1993. -№ 3. 6.

Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. - Красно- ирск, 1996. 7.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Институт Педагогики и Психологии.

Реферат:

Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства.

Выполнила:

Сальникова А.С.

Студентка группы:

4СОП-31

Проверила:

Боярчук В. Ф.

Череповец 2010.

1. Введение.

2. Понятие нормы аномалии.

3. Искусство для «медленных» детей.

4. Слепые люди.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение.

Норма – это установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее.

Интеграция в общество человека основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны бать как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Целью данной работы является обзор деятельности людей с ограниченными возможностями, внесших огромный вклад в развитие культуры и искусства.

Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), почти 20% детей имеют непатологические, пограничные отклонения от психической нормы. Поэтому, на мой взгляд, проблема отношения к лицам с ограниченными возможностями со стороны здоровых людей на сегодняшний день очень актуальна.

Кроме того, зачастую к людям с ограниченными возможностями относятся предвзято и негативно. В данной работе рассматриваются проблемы интеграции и возможности реабилитации лиц с ограниченными возможностями, рассматривается отношение здоровых людей к понятию норма и аномалия, сущность этих понятий, вклад лиц с ограниченными возможностями в мировую культуру.

В человека от природы заложено желание все конкретизировать, но дать определение понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и недостатком: «Ясно, по крайней мере, то, что похвалы заслуживает срединный душевный склад, при котором мы испытываем гнев против того, против кого следует, по должному поводу, должным образом и так далее, если отклонения незначительны – мягкого, и если они достаточно велики – сурового. Ясно, разумеется, что следует держаться срединного душевного склада». А в «Большой этике» он писал: «Равное между большим и меньшим справедливо».

Разрабатывая понятия нормы и аномалии, исследователи основное внимание уделяли аномалии, через которую и определяли норму. Такой подход часто встречается и в настоящее время в социально-философских и психологических исследованиях. Для понимания нормы уместно вспомнить, что «понять природу социальных норм можно лишь на основе общего философского учения о мере вообще и социальной мере в частности». Опираясь на это определение, современные исследователи пришли к мнению, что данная интерпретация нормы-меры наилучшим образом отвечает современным философским требованиям.

Сравнивая норму и отклонение от нее, мы сталкиваемся с большим диапазоном разбросанности от очень маленького отклонения до очень большого, и эти крайние значения в литературе принято называть патологией с отрицательным (негативным) значением. «Социальная патология представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов» . Оценивая вышеизложенный материал, необходимо обратить внимание, на то, кто определяет норму и относительность и расплывчивость этих границ. Почему необходимо рассматривать все именно в двух гранях, в двух полюсах? Разделяя все на черное и белое, мы упускаем множество различных оттенков. Это все равно, что говорить, что бардовый – это плохой цвет, потому что он темный.

У многих людей сложилось представление, что все должно быть либо хорошо, либо плохо. Нет в природе ничего, что сконцентрировало бы в себе все хорошее или плохое, к тому же, ни один, даже самый великий и мудрейший философ, не знает, что такое на самом деле «объективная норма», человек может дать свое, субъективное мнение, общество, дать определение своей социальной нормы, и каждый будет думать, что он прав.

Многие философы, говорили, что норма – это гармония, но разве все люди, причисленные к «нормальным» могут достигнуть полную гармонию в своей жизни и в своем сознании?

Рудольф Штайнер (1861-1925) – философ, создатель антропософии (учения о человеке), замечательно сказал: «В людях с синдромом Дауна, завершено построение морального тела. В этом смысле они люди будущего. Буддисты сажают их в храм для того, чтобы они вычищали пространство вокруг себя. Язык этих детей, в каком-то смысле, оказывается праязыком, то есть если внимательно вслушиваться в то, как они говорят, можно обнаружить такового типа лингвистические конструкции, которые свойственны скорее не человеку, а священной книге».

В рассказе А.Б. Юркина «Слепой художник» рассказывается про молодого человека, у которого был слепой наставник, который «рисовал» прекрасные поэмы о тех местах, где он побывал и слепой друг, который рисовал прекрасные картины камнями. «Был безграничный интерес у слепого Фаддия к устному слову. Слепого Нейло звуки внешнего мира в соединении с душевными порывами и отголосками потаенных желаний преображались в новый осязаемый мир образов. Каждый, от мала до велика, был близок к исполнению заветного желания; один Лориан - неприкаянный. В чем призвание юного путешественника? Какими талантами он сможет гордиться завтра? Чем веселее становился Нейло, тем грустнее было на душе у Лориана». Аномалия в развитии еще не говорит о том, что этот человек не имеет право или не может быть счастливым, зачастую, именно такие люди больше понимают и больше чувствуют в этом мире, нежели нормально развивающиеся люди.

В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну.

Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться, легче адаптируются психологически. В Москве о «Простодушных» знают немногие, потому что актерам негде показывать свои работы.

Еще в прошлом веке врачи заговорили об арт-терапии – методе лечения искусством. Однако «спецтеатры» в нашей стране не прижились, ведь они не приносят прибыли, скорее наоборот. Поэтому «Театр Простодушных» – это благотворительная инициатива Игоря Неупокоева и нескольких его друзей. В репертуаре театра пока один-единственный спектакль-балаган «Приходите завтра» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»). Благо для него артистам не нужны декорации. Требуется лишь небольшой реквизит (веера, подносы, стулья) и несколько костюмов. Перевозить с места на место весь этот скарб также нетрудно.

Сегодня необычную постановку можно увидеть в подвальном помещении «Тетра Док». Туда «Простодушных» пустили из дружеских побуждений. «В любой момент нас могут выгнать, и это будет справедливо. Ведь в «Театре Док» полно своих проектов…», – с горечью говорит создатель и режиссер «Театра Простодушных» Игорь Неупокоев. Не один год он ходил по многочисленным инстанциям, просил, дарил чиновникам билеты на постановку, умолял хотя бы выслушать. В один прекрасный момент решил: «Хватит!». Проще договориться с друзьями, которые могут приютить на пару спектаклей, чем выпросить у столичной власти хотя бы один квадратный метр. «Я разослал кучу пригласительных, но ни один чиновник ни разу не пришел на спектакль! О чем можно просить этих людей?»

Всего в театре 9 актеров, 6 из них – люди с синдромом Дауна. Нас встретил у входа красивый худенький мальчик, с грустными голубыми глазами. 21-летний Антон несколько отличается от своих коллег, хотя считается, что синдром Дауна делает людей неуловимо похожими друг на друга. У них у всех «марсианские» глаза, маленькие уши, вдавленные переносицы… Но самое интересное – у всех похожие линии на руках: линии ума и сердца как бы сливаются в одну.

Ощущение «одинаковости» пропадает, когда только они начинают играть. Тогда сразу понимаешь – у каждого свой характер, каждый по-своему талантлив. Именно по этому признаку распределяет режиссер среди них реплики. «У нас все, как в настоящем театре, – говорит Неупокоев, – закулисные интриги даже есть! Вот папа одной актрисы недавно возмущался, дескать, я специально даю роли тем, кто хуже говорит, чтобы показать, какой я «выдающийся режиссер»! На самом деле больше текста получают те, кто говорит с большим чувством!»

Кстати, в политкорректных странах не услышишь слово «даун», там их давно называют «альтернативно-одаренными» или «медленными детьми». Специалисты признают, что у детей замедлено развитие, но все уверены – их можно научить всему, просто надо заниматься.

По словам Неупокоева, актеров он искал очень просто – пришел в ассоциацию Даун Синдром, попросил списки. И дома методично обзвонил всех. Большинство от предложений режиссера отказались по телефону. Мотивировка, как правило, такая – некому возить. «Если бы я знал, насколько будет тяжело, может, и не взялся бы за это. Весь первый год просто возвращался с репетиции, ложился и больше ничего не мог делать. Ведь у многих была нарушена речь, они с трудом учили тексты, быстро уставали, им сложно было объяснить замысел. Представьте, я прыгал вокруг них, кричал, хохотал, орал, а они были безучастны, они ничего не понимали. Я объяснял им, куда вставать, они вставали, но тут же забывали все мои указания».

Но теперь, по признанию режиссера, это идеальные артисты – никогда не настаивают, что сцену надо сыграть так или иначе, а выполняют все по первому требованию, хорошо знают тексты...

Пока не начался прогон, все актеры, как и полагается, находились в гримерке. Дверь открыта – артистам нравится махать рукой и улыбаться всем, кто проходит мимо. При любой возможности жмут руку и даже обнимают вас. Доброта и отзывчивость таких людей известны. Недаром психиатры часто называют их «солнечными натурами». Наконец, актеры выстраиваются на сцене – Антон, Маша, Леночка, Лена, Руслан, Сергей и Дима.

Начинается репетиция. Капитана Копейкина – безногого и безрукого, никому не нужного инвалида играет Сережа Макаров. Он прославился ролью в картине Геннадия Сидорова «Старухи». Сергей знает много стихов, поет, всего за полгода научился играть на фортепьяно. Дима Поляков сочиняет стихи про любовь и одиночество, он – сама доброта, а в спектакле ему досталась роль строгого генерала. На сцене драматический момент – возвращение капитана Копейкина домой. Вот мама капитана, которую играет Лена Чумакова, обнимает своего сына и плачет от радости, что он вернулся живым. Лена плачет, причитает и молится. В зале – тишина, кто-то тоже беззвучно плачет, кто-то сидит с каменным лицом. А актриса продолжает причитать и гладить «сына» по спине.

Актриса играет так, что, кажется, слышишь, как на самом деле мать встречает сына-инвалида с войны. Текст у актеров очень сложный, ведь это Гоголь, тут и «ваше высокопревосходительство», и такие сложные фразы, как: «Без сомнения, вы будете вознаграждены, как следует: ибо не было еще примера, чтобы в России человек, приносивший, относительно так сказать, заслуги отечеству, был оставлен без призрения». Некоторые говорят с трудом, но все понятно.

За одной из девочек – Леной Чумаковой – с первого ряда неотрывно наблюдает мама Лидия Алексеевна. Лена – единственная дочка, «самая любимая и самая лучшая». Родители, особенно мамы, это неотъемлемая часть коллектива «Простодушных». Без них, возможно, ничего бы и не получилось.

«Когда мне сказали диагноз дочери, я три месяца плакала. А сейчас понимаю – мой ребенок самый лучший! Никто и ничего толком не знает о таких детях! – говорит Лидия Алексеевна. – Люди думают, что они – крест и беда своих родителей! Я так не считаю. Мало кто может так бескорыстно и преданно любить, как они! Помню, когда дочке было 14 лет, она мне сказала вдруг: «Он мне тебя не просто послал. Он знал, что ты меня не бросишь!». Я оторопела, и спрашиваю: «Кто он?». А дочь говорит: «Всевышний».

«Знаете, по-моему, любая мать может сказать, как мама главного героя фильма «День восьмой » (его сыграл актер с синдромом Дауна, который получил за лучшее исполнение мужской роли первый приз на Каннском фестивале): «Ты самое лучшее, что у меня было в этом мире, ты для меня – подарок небес!». Когда я услышала эти слова, то расплакалась, взяла ручку и записала, – говорит другая родительница. – По мистической легенде наши дети в прошлой жизни страдали грехом гордыни. За это бог дал им такую необычную «оболочку». И сейчас они живут в своем особом мире».

Синдром Дауна – самое загадочное отклонение от нормы. Единой научной гипотезы о том, чем вызвано это нарушение, пока нет. Рождение детей с синдромом никак не связано с физическим состоянием родителей: ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной зависимостью. Рождение «медленного» ребенка также не зависит от социального статуса, образования, национальности и образа жизни родителей. Ежегодно в России регистрируется 2 тысячи детей с синдромом Дауна. Причем, как говорят медики, с устойчивой периодичностью.

Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе.

Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти люди рисуют, борются и преподают назло всем стереотипам и своей собственной судьбе.

В два года Сергей Царапкин перенес тяжелое инфекционное заболевание. К 18-ти практически ослеп, в 32 начал рисовать. Его болезнь называется – атрофия зрительного нерва. Мозг нормальный, глаза нормальные, а тонкая перемычка между ними почему-то не работает. У художника Царапкина 3 процента зрения на каждый глаз. Весь мир для него это светлые и темные пятна.

На свою работу 36-летний учитель Юрий Ефимов добирается на 2 троллейбусах. У него врожденная катаракта и 4 процента зрения. Чтобы передвигаться без посторонней помощи, он носит очки с 10-кратным увеличением. Ефимов преподает музыку в Ярославском коррекционном доме-интернате для умственно отсталых детей. «У меня такая хитрость есть. Ребят со спины не могу узнать, ростом примерно одинаковые, подхожу, говорю, как дела, или ну рассказывай. – Чего рассказывать? – Мне этого достаточно. Саша или Миша. » В Курском музыкальном училище Юрий Ефимов учился игре на трубе, даже участвовал в духовом оркестре. С тех пор мечтает о собственном инструменте. Зарплата учителя – три тысячи рублей, еще две с половиной - пенсия по инвалидности. Через несколько лет Ефимов обязательно накопит деньги на хороший инструмент.

Последнее время учитель музыки Ефимов собирает ритмические музыкальные инструменты. Ложки, трещотки, маракасы и прочие бубны ему нужны, чтобы сколотить из своих учеников настоящий ансамбль. Больные дети, которые порой не могут запомнить ни слов, ни мелодии песни, часто обладают врожденным чувством ритма.

За 10 лет художник Царапкин написал более тысячи картин. Слепой художник не пользуется кистями. Масляные краски он растирает пальцами рук. Однако его любимый материал – уголь. Он оставляет на бумаге толстый жирный след.

Благодаря своим необычным картинам Эсреф Армаган прославился не только у себя на родине, в Турции, но и за рубежом. Эсреф Армаган с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи. У него потрясающее чувство цвета, он соблюдает законы перспективы и светотени. Казалось бы, что удивительного? Однако этот художник от рождения слеп.

Свои картины он рисует руками. Сначала он накладывает на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, в ход идут другие цвета. Таким образом, Армаган выработал уникальную художественную технику. Процесс создания картины достаточно долог. Сначала художник делает набросок: проводит клинышком по поверхности холста. Затем сразу же прощупывает пальцами получившуюся неглубокую канавку, проверяя правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета художник достиг с помощью других людей: он запоминал соответствия со слов зрячих. Из объяснений Эсреф понял, что небо должно быть голубым, трава – зеленой, а море – синим.

Сейчас уникальному художнику 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, по причине слепоты не мог ходить в школу. Никто специально не учил турка рисовать, но талант проявится в сам. Уже в 6 лет Эсреф Армаган сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками без использования кисточек. В 42 года он перешел на быстросохнущую гуашь, сохранив, правда, свою художественную технику.

Нейл Харбиссон - первый официальный киборг в Великобритании. 25-летний студент художественного колледжа совершенно не различает цвета и поэтому постоянно носит на голове камеру-колориметр, а в рюкзаке ноутбук, который переводит цвета в звуки. Нейл различает на слух 360 цветов и оттенков. Он уже привык смотреть на мир только в наушниках.
Первый киборг Великобритании добился немалых успехов в живописи. Посмотреть на произведения слепого на цвет художника собираются целые залы в Лондоне и Барселоне. Нейл говорит, что рисует исключительно на слух. В процессе творчества он чувствует себя композитором.

Один из известнейших художников Эдгар Дега прожил около восьмидесяти лет. К пятидесяти годам он ослеп, но не переставал до смерти рисовать шедевры, кроме того, увлекся скульптурой, несмотря на удары, которые наносила ему жизнь: частые болезни, вынужденные переезды, полная потеря зрения.

В данной работе приведено множество примеров удачной адаптации и социальной реабилитации людей с отклонениями в развитии. Эти люди не смотря на свой дефект смогли выжить и добиться невероятных успехов. Слепые и глухие пишут картины, шедевры инструментальной музыки, заставляют окружающий мир уважать себя, не смотря на свою «ненормальность».

Сам дефект не несет в себе столько проблем, сколько таится в отношении к этому дефекту. Все дети имеют право на обучение, спорт и культуру, и проблема не столько в них, сколько в окружающих. Решение этой проблемы возможно лежит не только в «нормализации» этих детей, а в изменении отношения социума к понятию «аномалия» и «аномальный ребенок». Ведь слепота или умственная отсталость не мешает этим людям быть известными, успешными, добрыми и порядочными людьми, а глухота не может убить в человеке чувство стремления к прекрасному, это может сделать общество своим отношением к нему.

Список литературы:

1. Назарова Н.М. Специальная педагогика - М., 2004.

2. Бойко Ю. Пограничное состояние психики //Закон – 2001 - №9, с 27-45.

3. Домб Г. Похожие на дельфинов // Первое сентября – 2000 - №5, с 34-52.

4. Юркин А.Б. Пророк – М.,1997

5. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики – М., 2002.

  • Международное и российское право на защите интересов человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • Социальные службы помощи.
  • Технологии интеграции инвалидов в социальное фуекционирование.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать её права, - всё это представляется важной частью социальной реабилитации.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.), инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или нет, его физических или умственных возможностей.
В Парламентской Ассамблеи Совета Европы инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь.
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов.
Особое значение для детей - инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приёмными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека - семьи, дома - интерната и т.д. Ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления её последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.
Инвалид в семье.
Семья - наиболее мягкий тип социального окружения ребёнка. При этом по отношению к ребёнку - инвалиду члены семьи могут проявлять жестокость. Вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития в совокупности с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. По этой причине те знания по оказанию помощи детям, которые их родители получают от специалистов, не должны препятствовать нормальной жизнедеятельности семьи.
Периоды жизненного цикла семьи ребёнка - инвалида:
рождение ребёнка - получение информации о наличии у ребёнка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
школьный возраст - принятие решения о форме обучения ребёнка, переживание реакций группы сверстников, организация его учёбы и внешкольной деятельности;
подростковый возраст - привыкание к хронической природе заболевания, возникновение проблем, связанных с половым созреванием, изоляцией от сверстников и его отвержение (с их стороны), планирование будущей занятости ребёнка;
период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребёнка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;
постродительский период - перестройка взаимоотношений между супругами (если ребёнок успешно был выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребёнка.
Социально-экологическая модель социальной работы включает индивидуальные особенности организма и особенности среды вместе с социально-психологическими характеристиками. Согласно этой модели изменения в любой части этой системы вызывает изменения в остальных её частях, создавая тем самым потребность в системной адаптации, достижении баланса.
Данная модель рассматривается и реализуется на различных уровнях: микро-, мезо, экзо- и макросистемы.
Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Подробно теории семейных систем в социально-экологической модели микросистема состоит из следующих подсистем: мать - отец; мать - ребёнок-инвалид; мать - здоровый ребёнок; отец - ребёнок-инвалид; отец - здоровый ребёнок; ребёнок-инвалид - здоровый ребёнок. По этой причине проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов:
- мать - отец. Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до рождения больного ребёнка; проблемы в связи с рождением ребёнка - инвалида;
- мать - ребёнок-инвалид. Матери по традиции приходиться нести основную тяжесть забот по уходу за ребёнком - инвалидом и организации его жизни; она часто находиться в состоянии депрессии и ощущает чувство вины;
- мать - здоровый ребёнок. Мать должна уделять достаточное внимание здоровому ребёнку и удерживаться от того, чтобы навязывать ему чрезмерные заботы о ребёнке с нарушением развития;
- отец - ребёнок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени общения отца с больным ребёнком и его участия в жизни семьи в целом;
- отец - здоровый ребёнок. Потенциально проблемы сходны с теми, которые возникают в подсистеме мать - здоровый ребёнок.
- ребёнок-инвалид - здоровый ребёнок. Братья и сёстры больного ребёнка ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью; ребёнок - инвалид стремится «поработить» брата или сестру.
Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы - это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй (медики, соц.раб., сослуживцы, друзья и т.д.). Они оказывают различные виды помощи.
В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:
средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями;
система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большей степени нуждаются в помощи системы здравоохранения.
система социального обеспечения. В современной РФ для большинства семей, имеющих ребёнка - инвалида и взрослых инвалидов, финансовая или иная поддержка государства являются весьма существенными.
образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования.
Наконец, макросистему образуют следующие факторы:
Социокультурные и социально-экономические. С позиций социокультурных факторов, этнических и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения члены семьи воспринимают инвалидность своего ребёнка. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи;
Экономический и политический. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей.
Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
Технологии социальной работы с семьями имеющими детей - инвалидов принято характеризовать понятиями абилитация и реабилитация. Абилитация - это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитация - восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности.
Главное, что должен учитывать социальный работник, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающие либо после неудачной попытки предотвратить развитие дефектов (медицинское воздействие), либо в результате искажения взаимоотношений между ребёнком и семьёй, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей относительно ребёнка не оправдались.
Третья цель ранней социально-реабитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребёнка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнёрам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребёнка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (врач, соц.раб., педагог, психолог) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Подобного рода система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребёнка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребёнка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребёнка.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивиные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, проф. ориентации), причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (психологическая поддержка, приобретение родителями специальных знаний и т.д.). Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
После начала выполнения программы осуществляется моʜᴎᴛоринг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами. Таким образом, программа реабилитации есть циклический процесс.
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов; во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Установлено, что детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнёрами и вместе решают поставленные задачи.
При этом некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Но большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребёнка.
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям.
Партнёрство - это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнёрских отношений требует времени и определённых усилий, опыта, знаний.
Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий. Супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями.
Успех любого партнёрства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнёров, поскольку ни один из них не является более важным или значимым, чем другой.
По этой причине социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него.
При установлении партнёрства с родителями специалист должен:
приветствовать разнообразие; слушать, наблюдать и достигать договоренности
спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
давать необходимые объяснения;
не предпринимать ничего в одиночку.
Пять тактик работы с родителями.
1. Непосредственная работа с конкретной семьёй
Соц.раб. наносит визит семье, в ходе которого обращается внимание на те условия в которых семья находиться;
Родители наносят визит социальному работнику, в ходе которого они оценивают деятельность работника
Социальный работник организует консультацию с представителями различных служб.
2. Опосредованная работа с конкретной семьёй.
Предусматривает: запись информации и комментариев в спец. дневник; выдача родителям на дом специальных игр; заполнение родителями специальных опросников; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки о их ребёнке.
3. Непосредственная работа с группой родителей.
Предусматривает: встречи с родителями; организацию открытого урока; организацию совместных мероприятий; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей.
4. Опосредованная работа с группой родителей.
Предусматривает: предоставление родителям информационных аспектов; подготовку и рассылку информационного бюллетеня; подготовку видеопрограммы для родителей; подготовку учебного пособия.
5. Развитие контактов между семьями
Способствует развитию сети нянь среди группы родителей; помочь организовывать ассоциацию или группу самопомощи родителей; добиваться того, чтобы родители защищали свои права и права ребёнка.
Необходимо сказать, что для эффективности необходимо проводить и осуществлять работу также и с отцом (полная диагностика семьи).
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребёнка - инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.