Адвокатское право как наука и учебная дисциплина. Социальные институты: понятие, признаки, виды

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 1 Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина: социальный аспект Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Глава I. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука §1. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство)1. Во многих житейских ситуациях гражданин или юридическое лицо могут столкнуться с необходимостью защиты своего права.Отец не

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Лекция 2 Муниципальное право – наука и учебная дисциплина 2.1. Понятие, предмет, методология и источники науки муниципального праваНаука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Слова «административное право» могут означать и название соответствующей отрасли права, и название отрасли юридической науки. Но это словосочетание имеет и третий смысл: так называется специальная юридическая учебная дисциплина.

Этот учебный курс признан обязательным предметом для всех высших и средних юридических учебных заведений. Он содержит систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Очевидно, что без знания принципов и норм, регулирующих внутриаппаратные отношения и отношения государственной администрации с гражданами, муниципальными, частными и государственными организациями, юридическое образование будет неполным.

К сожалению, учебный план предусматривает явно недостаточное количество часов для преподавания этой учебной дисциплины. Такая недооценка административного права как отрасли права ведет к беглому изложению в курсе многих важнейших вопросов. Более того, в результате не хватает времени, чтобы в учебном курсе рассмотреть вопросы лицензирования, таможенного дела, призыва на военную службу, раскрыть хотя бы самые важные составы административных проступков, систему мер борьбы с нарушителями налогового законодательства, правил дорожного движения и многие другие важные аспекты правовой деятельности.

Недостаточность количества часов, отводимых для изучения курса административного права, станет более очевидной, если учитывать роль административного права как базовой, фундаментальной отрасли, науки, учебной дисциплины. Именно она содержит многие основные понятия публичного права: «ведомство», «исполнительный орган государственной власти», «служащий», «административный акт», «административная ответственность», «административный надзор», «административный режим», «административная опека» и др. Можно говорить о том, что административное право имеет своего рода «материнскую роль» для всех курсов публичного права.

Известно, что концепция высшего юридического образования ориентирует на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих политической и правовой культурой. В условиях, когда на преподавание административного права отводится в два, а в ряде вузов - в четыре раза меньше часов, семестров, чем на изучение гражданского и даже уголовного права, будущий юрист не получает необходимой всесторонней юридической подготовки. А за последние годы резко возрос спрос на специалистов, умеющих готовить проекты нормативных актов, оказывать юридическую помощь в решении вопросов приватизации, лицензирования, в защите прав водителей автотранспортных средств, налогоплательщиков, участников таможенного дела.

Следует отличать науку административного права от соответствующей учебной дисциплины.

Во-первых , учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников (кстати, ведущим ученым) приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты.

Во-вторых , результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.

В-третьих , не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе.

В-четвертых , различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки - систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

В-пятых , содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х гг. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались.

В-шестых , учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.

Кстати, начиная с 1995 г. издан ряд учебников по административному праву. Среди них нет похожих, они различны по содержанию, объему, научному уровню. В целом такое разнообразие сейчас положительно. Оно - проявление одного из важнейших постулатов современных российских реформ - плюрализма. Студенты, аспиранты, преподаватели могут выбирать учебник, который они считают сейчас более подходящим для них, пользоваться разными, сравнивая подходы разных авторов к одним и тем же вопросам, круг освещаемых тем, структуру, содержание и даже качество изложения материала курса. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.


Административное право как учебная дисциплина Понятие Административное право как учебная дисциплина - это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Отличие науки административного права от учебной дисциплины Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе. Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки - систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников. ________________________________________
1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Еще по теме 8. Административное право как учебная дисциплина:

  1. 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  2. 3.Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Конституционное права как отрасль права регулирует общественные отношения, наука конституционного права исследует с целью познания норм конституционного права и регулируемые им общественные отношения. Задача учебного курса конституционного права – помочь студентам в изучении конституционного права и как отрасли права, и как науки.

Конституционное право является одной из основных отраслевых дисциплин, изучаемых студентами юридических учебных заведений и юридических факультетов. Объем и содержание курса определяется типовой учебной программой по конституционному праву.

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний по наиболее существенным, основополагающим вопросам, как отрасли, так и науки конституционного права.

Конституционное право как отрасль права включает в себя многие источники – нормативные акты (Конституцию, огромный объем конституционно-правового законодательства). Главное – понять их правовую природу, научиться при необходимости находить нужные нормативные акты, правильно толковать их и умело применять на практике. Все это становиться возможным лишь после того приобретения навыков работы непосредственно с Конституцией, законами и другими нормативными актами-источниками конституционного права.

Наука конституционного права по своему объему значительно шире, богаче учебного курса по конституционному праву, что характерно и для всех наук и соответствующих учебных дисциплин.

Изучение конституционного права предполагает, что студентам уже известны основы теории государства и права, истории государства и права, логики и ряда других дисциплин. Знание конституционного права служит фундаментом для усвоения ряда новых дисциплин, в частности административного, международного права.

Овладение данной учебной дисциплины совершенно необходимо для приобретения широкого профессионального кругозора. Профессиональная эрудиция, профессиональные навыки – это то, что необходимо высококвалифицированному специалисту в области права. От качества и умения постоянно совершенствоваться напрямую зависит жизненный успех.



Конституция республики Беларусь и все конституционное законодательство, на основе которых изучается конституционное право, позволяет в дальнейшем пользоваться Конституцией в правоприменительной деятельности юриста. Студенты, изучающие и знающие дисциплину, могут проводить анализ и сравнение законов, их юридическое значение, знать и применять нормы, касающиеся реализации и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, ориентироваться в системе и компетенции органов государственной власти, в том числе и на местах и местного самоуправления, разбираться в избирательной системе и т.д.

Конституционное право позволяет уяснить студентам: содержание, место и роль этой важнейшей отрасли права в правовой системе Республики Беларусь; основной понятийный аппарат науки и отрасли конституционного права; сущность Конституции Беларуси, ее юридические свойства; понятие и содержание основ конституционного строя Республики Беларусь; правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве; систему органов государственной власти, их структуру, взаимодействия и организацию деятельности; конституционные основы местного управления и самоуправления; научить их самостоятельно пользоваться нормативными актами; понимать значение конституционных институтов и пользоваться конституционно-правовой терминологией.

Студенту необходимо помнить, что учебники и учебные пособия со временем устаревают. Вот почему студенту необходимо постоянно следить и за новыми нормативными актами и за новой литературой по конституционному праву.


РАЗДЕЛ II. УЧЕНИЕ О КОНСТИТУЦИИ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Сущность Конституции

Конституционно-правовая наука сравнительно молода. Ее отпочкование от философии, социологии и других наук произошло лишь в XVIII веке, т.е. значительно позже других юридических наук (гражданского, уголовного, процессуального права).

Раскрытие сущности Конституции связано с познанием ее природы, той субстанции, которая в ней заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает. В этом плане сущность Конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни.

В период борьбы против феодализма идеологи демократии Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. выдвинули и обосновали важнейшие принципы будущего конституционного права: конституционализм, народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, естественные неотчуждаемые права человека. Эти теории служили идеологическим обоснованием ликвидации феодализма как общественного строя, основанного на деспотизме и произволе, способствовали достижению организационного единства антифеодальных политических сил. В период антифеодальных революций начали формироваться и конституционный строй, и оформляющее его конституционное право, придававшее юридическую форму выработанным теоретиками демократическим идеям.

Идея создания писаной Конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первой конституцией в современном ее смысле является Конституция США, принятая в 1787 г. в Филадельфии Национальным конвентом. В Европе первыми конституциями были Конституции Речи Посполитой и Франции (1791 г.).

По вопросу о сущности конституции в доктрине существуют различные теоретические подходы.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Она предполагает, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно должно жить. По этим концепциям конституция – выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности.

Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заложены другие начала – не классовые, а общедемократические.

Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность всем иметь право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Таким образом, действующая Конституция Республики Беларусь по своей сущности как конституция демократического правового социального государства является выражением воли белорусского народа, воли, направляемой на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его права и свободы.

Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

Общая теория права как учебная дисциплина - это курс науки общая теория права , который преподается либо в средних специальных, либо в учреждениях высшего образования. Этот курс может быть разным по объему и включать в свой состав разное количество вопросов, которые должен изучить студент. Наиболее полный курс теории государства и права изучают студенты учреждений высшего образования, обучающиеся по специальности «Правоведение».

Однако следует иметь в виду, что ни один даже самый полный курс данной науки не совпадает с самой наукой. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний.

Наука общая теория права значительно объемнее и многообразнее, чем аналогичная учебная дисциплина. Она включает в свой состав множество проблем, по которым высказываются самые различные, часто несовпадающие точки зрения, состоит из различных теорий, гипотез и т.д. Учебная же дисциплина включает в свой состав, как правило, основы науки и наиболее важные для данного момента времени проблемы.

Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой, и предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля.

Учебная дисциплина ничего не изучает (она изучается сама), и поэтому она не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

Назначение общей теории права как учебной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студента с основами науки общая теория права, вооружить его знаниями по тем вопросам, которые она изучает, поскольку эти знания юридических наук.

Общая теория права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.

Тема 2. Понятие и сущность государства

    Понятие и признаки государства.

    Основные подходы в понимании сущности государства.

    Причины возникновения государства.

    Основные теории происхождения государства.

    Типология государства и права.

1. Понятие и признаки государства.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Кроме того, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.

Государство – это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели, задачи, структура и функции. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства, т.к. достаточно сложно в этом определении отразить все без исключения признаки и свойства государства.

Вместе с тем, все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:

- публичная (государственная) власть . Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Через целую систему своих органов (аппарат управления и аппарат принуждения ) и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом; закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ;

Пространственные пределы власти и распределение населения осуществляются по административно-территориальному принципу. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению государственной границы. Территория – это естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть;

Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношении при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права;

- система налогов и сборов является экономической основой деятельности власти. Государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка в обществе, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата – все это осуществляется на собираемые с населения налоги;

- издание правовых норм. Это один из самых главных признаков государства. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение содержит наиболее существенные черты и признаки государства, однако в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство – это политико-территориальная организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.