Презентация и сценарий мероприятия по правам и обязанностям ребенка. Внеклассное мероприятие на тему: "Права детей"

Открытый классный час.

Тема: Права детей - детям!

«Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет»

(Декларация прав ребенка)

Цели:

1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.

2.Учить детей отстаивать свои права.

Задачи:

1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Песня на мотив «Чему учат в школе»

Все права свои узнать,

Их на деле применять,

Учат в школе(3 раза)

Применять и изучать, все законы соблюдать

Учат в школе (3 раза)

Чтоб друг друга уважать,

Никогда не обижать

Учат в школе (3 раза)

И воспитанными быть,

Права помнить все и чтить

Учат в школе (3 раза)

1 уч . Однажды люди со всех (стран) концов

Земли решили собраться вместе.Кто-то

приехал с запада, кто-то с востока,

С севера и юга, из богатой страны

И из бедной. Здесь были и мужчины

И женщины. Они отличались друг

от друга цветом кожи, говорили

на разных языках, поклонялись разным богам.

2 уч. Многие приехали из тех мест, где шла война, где

гиблилюди. Другие приехали из стран, где

людей часто преследуют за их религию,

за их политические взгляды.

3 уч. Всех собравшихся объединяло одножелание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4 уч. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Учитель : Сегодня наше занятие мы посвятим теме«Права Детей». Все вы знаете, что 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важногодокумента-Конвенции о правах ребёнка.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего условия, защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители,семья-важная часть общества.

Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

В ней говорится, что гос-ва,подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровьи,благополучии,образовании и всестороннем развитии.

А кто знает, сколько статей в Конвенции?

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из нихПраво на жизнь

Право на имя

Право на мед помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество. . .

Право на тайну переписки

При рождении ребёнка родители дают ему имя.

Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребёнка, но и о том, что этот новый человек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?

Следовательно, о вас заботится правительство России.

А сейчас обратимся к сказкам. В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол.

Задание 1. Каждой команде будет дана определённая сказка. Вам нужно подготовиться и ответить на вопросы:

1 ком . «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »

2 ком . «Лиса и заяц»

3 ком . «Лягушка путешественнеца»

Задание 2.

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

Задание 3

1) -К какой сказке относится эта иллюстрация?

Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка (он был совсем не похож на других).

2) «Серая шейка»

Чья жизнь в опасности?

Кто посягает на жизнь?

3)- Нарушение каких прав изобразил художник?

Назовите номер рисунка, где изображено

а) право на владение личным имуществом.

б) право на свободу

в) право на неприкосновенность жилища

г) право на жизнь.

4) – Вспомните сказку «По щучьему велению» прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?

5) – Кто написал эту сказку? Как она называется?

Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

За какое вознаграждение и на какой срок нанял работника?

Получил ли работник вознаграждение, что могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

Учитель : С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздочаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершив различные правонарушения. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации, представленные в них?

1 сценка .

Мама : Сколько раз тебе говорила-после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Дочь : Но мама! Ты же всё равно в 10 ещё не спишь.

данном случае поведение дочери ущемляет права родителей на отдых и является нарушением общественного порядка).

2 сценка .

Мама : Дочка, я ухожу, приберись, помой после себяпосуду, сходи в магазин.

Дочь : Мама у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в образовании.

(самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции в ст. 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономическом.)

3 сценка .

«Чужое письмо»

Катя : А ты не пойдёшь на физкультуру?

Яна : нет, я освобождена.

Яна : ой, стёрки нет. У кого же взять? У Кати посмотрю.

Катя : почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь моё письмо?

Яна : а что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрю. Разве нельзя?

Учител ь. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Сценка4.

Порча чужого имущества

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

(Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу.)

Сценка 5.

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Анкета

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Итог.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Рефлексия

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых , школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых , ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет

Песня.

Был принят в ноябре

Всемирный документ.

Мы этот день,

Как праздник, будем встречать.

Ведь в действие вступил

На сотни тысяч лет

Закон, что жизнь детей

Рождён защищать

Этот мир придуман не нами,

Но хранит нас в мире закон.

Все должны ребята знать сами

Правил свод, что в нём заключён.

Бывает в жизни всё

У каждого из нас,

Случается, что вдруг

Приходит беда.

Конвенция придёт

На помощь в трудный час,

Коль помнишь ты о ней.

Внеклассное мероприятие "Мои права, мои обязанности. Конвенция о правах ребенка."

Ковалев Г.А.- учитель английского языка

Цель: познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей Декларацией прав человека и Конвенция о правах ребенка», отражающими права ребёнка в обществе

Задачи:

Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Появляются слайды презентации.

1 слайд «Я - ребёнок, я - человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали, взаимопонимания, уважения друг к другу.

В ноябре 2017 года исполнилось 28 лет

Конвенции о правах ребёнка! Ты, как юный гражданин, имеешь определенные права и обязанности, которые признаны законодательством, так и международным документом — Конвенцией ООН о правах ребенка. Это подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Почему?

Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.

Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

Именно это послужило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле. Именно поэтому

ученик Международное сообщество и приняло закон о правах ребенка - Конвенцию ООН.

Конвенция о правах ребенка по существу является «мировой конституцией» прав ребенка. Каждое право отражено в ней в отдельном разделе или, как это принято в правовых документах, — статьях.

Зная свои права, ты будешь успешным в своих делах и сможешь лучше ориентироваться в сложном современном мире, а при необходимости, грамотно отстаивать свои интересы.3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах.

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас -
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик - съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций.

Цель создания ООН- решение конфликтов между странами мирным путем, за столом переговоров.

1948 году была подписана Общая декларация прав человека.

Цель декларации - обеспечить гражданские права и свободы, равноправие всех перед законом.

Но ни слова о правах детей.

1989 году ООН приняла Конвенцию о правах детей.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети - это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ - Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция - это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой - сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

- О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать - никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок - веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым -
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

- Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра - защитница.
Алина - благородная
Алла - лань
Анастасия - воскрешённая
Андрей - мужественный
Дарья - сильная

Екатерина - чистая
Максим - величайший
Мария - желанная
Никита - победитель

Артём - здоровый
Арина - мир
Виктория - победа
Виктор - победитель
Даниил - бог - мой судья
Дамиан - покоритель.

Ольга - святая
Руслан - лев
Сергей - высокий
Софья - мудрая
Степан - венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что - то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах - права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности.

- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, как у детей своих родителей.

Какие обязанности есть у ребенка по отношению к своим родителям?

Какие обязанности есть у вас как у школьника?

Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки -
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу - он не прав -
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно -
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ученик

Тот, кто о Конвенции не знает,

Много в этой жизни потеряет.

Мы права свои учили в школе,

Чтобы в дружбе жить и в доброй воле.

Будет жизнь волшебной и прекрасной,

Мы права учили не напрасно.

Пусть всегда над нами солнце светит,

Пусть живут в добре и счастье дети.

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни человеком.

10 декабря 213 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека. К этому событию и прурочено это внеклассное мероприятие. Цель: Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

О правах и обязанностях ребенка:

"Лучше знать, чем догадываться"

Выполнила:

Беспалова Елена Борисовна

Учитель начальных классов

2013

Цель:

Познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих,

толковые словари Ожегова.

Ход классного часа

I. Орг. момент

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Вступительное слово учителя

Давным –давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

И вот люди взялись за решение этих главных вопросов. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

А есть ли какие-нибудь права у детей?

Да, ребята, и они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

А сегодня 10 декабря 2013 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека.

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование, право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Ученик 1.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 2.

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 3.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 4.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 5.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 6.

Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 7.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 8.

Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ученик 9.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

- На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится:

«Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению».

Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу:

«Злой не верит, что есть добрые люди».

А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

- Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

- В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

IV. Обязанности

C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

V. Обобщение

Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека и поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Вывод:

Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

Внеклассное мероприятие по правам и обязанностям детей

Игра «Что? Где? Когда?»

Составила

Поздеева Марина Васильевна

г. Кировград

2012 г.

Игра «Что? Где? Когда? »

ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников.
    Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Игровое поле, разделенное на секторы, юла со стрелкой. Конверты с заданиями. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение) Листы со словами «КОНСТИТУЦИЯ». Жетоны Презентация
ХОД ИГРЫ: 1. Организационный момент.
-Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. -Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) -А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) - Ребята приготовили для вас сценку. Посмотрите её внимательно и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить.
2. Сценка «Игра». (Показывают дети) Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Коля: Давайте поиграем в войну! Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: А я не хочу. Коля: Чего не хочешь? Саша: Играть в войну. Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Саша: Я не хочу. Коля: Захочешь. Саша: Что же вы меня заставите?
Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? Может, кто догадался о теме нашего разговора? (слайд)

Учитель: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете.
3. Цель занятия. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их. 4. Игра- Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас на игру «Что? Где? Когда?». Во время, которой мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. -Посмотрите, какие вы все разные непохожие друг на друга. Но есть у вас что-то общее. Что это? -Действительно, это ваши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. - Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права. Назовите их. (конвенция, конституция). - Для участия в игре приглашается команда 1 А класса и команда 1 В класса. Командиров команды прошу объявить название своей команды. -Во время игры подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами и обязанностями. В этом нам поможет наша сказочная полянка и стрелочка. (Заводим юлу) «Стрелочка, крутись, крутись, Стрелочка, остановись!» Выбрав задание по стрелке, учитель объясняет правила игры. Задания – секторы: 1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение) Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека. «Снежная королева» «Три поросёнка» «Золушка» «Золотой ключик» «Колобок» «Айболит» Учитель задаёт вопросы для каждой команды:

    Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева» Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. СЛАЙД 1
    В какой сказке герои могли остаться без своих домиков? Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Сказка «Три поросёнка ». Права поросят нарушает волк. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. СЛАЙД 2
    В какой сказке мачеха не отпускала свою падчерицу на бал? Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться. СЛАЙД 3
    В какой сказке отец купил сыну «Азбуку», продав свою старую куртку? О каком праве идет речь?
Сказка «Приключения Буратино». Каждый ребенок имеет право получать образование. СЛАЙД 4 5.В какой сказке главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? Сказка «Колобок» Каждый ребенок имеет право на жизнь. СЛАЙД 5 6.В какой сказке больные животные обращаются за помощью к ветеринару? Какое право выполняет Доктор Айболит? Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. СЛАЙД 6 2 сектор – «Спрятанное слово»: Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв. Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ (на работу отводится 5 минут) ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Хлопалка». Хлопают все зрители. Хлопают те, кто ходит в школу за знаниями? Какое право дало вам государство? Хлопают те, кто любит каникулы. Какое право вам дано? Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право дано? Хлопают те, кто ни разу не опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять? Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним? Какая обязанность? Хлопают те, кто кому ставят прививки? Каким правом вы пользуетесь? Проверка – за каждое слово 1 жетон. 3 сектор – игра «Хорошо – плохо»: (Приложение) Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. - «Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: - Что такое хорошо - Что такое плохо?» Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с правами.

Игра «Разложи правильно» (на работу 2 мин.) разложить карточки с поступками: обидел девочку, не выполнил домашнее задание, взял в библиотеке книгу, помог маме, убрал рабочее место, отобрал у одноклассника игрушку. В это время чтение стихов детьми. Стихотворная пауза. Свои стихи прочитают дети.
Соня: Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днём. Пусть у каждого ребёнка Будет светлый, тёплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды.
Учитель : Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Ничто вовеки не нарушит.
Саша: И пусть не катиться слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет.
Лиза: Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой лихой беды.Проверка.- Вопрос 1команде – назовите среди выбранных карточек только права,- Вопрос 2 команде – назовите среди выбранных карточек только обязанности По окончании игры: - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга и соблюдая ваши обязанности. 4 сектор – выбери верное суждение (Приложение) Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Определи, что является обязанностью школьника:

Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Школьник обязан выполнять все требования учителя

Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Правовой цветник»

Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Проверка.

Рефлексия занятия.
После выполнения всех заданий. Учитель подводит ит оги. О чем мы сегодня говорили? Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? Что понравилось?
Учитель:

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Все дети на Земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех.

Арина: Как хорошо, что есть права!

Права останутся на веки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда,

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем,

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

-Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. И будете помнить, что помимо прав у вас есть и обязанности.

Приложение №1

    Дети имеют право на общение и свое мнение

Ольга Денисова
Сценарий развлечения по правам ребёнка «В стране Прав и Обязанностей»

Сценарий развлечения по правам ребёнка

«В стране Прав и Обязанностей »

Цель :

Дать детям общее представление об их правах .

Образовательная область :

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающая :

Развивать умение рассуждать , сопоставлять, делать выводы.

Воспитательная :

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Предварительная работа : познакомить детей с пословицами и поговорками о семье; знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка » ; разучивание стихов и песни; подготовка презентации; чтение художественной литературы; ролевые игры.

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Подари улыбку миру» гр. Непоседы и рассаживаются на стулья, расположенные полукругом.

Воспитатель :-Сегодня мы с вами отправимся в необычную , волшебную страну . А поможет нам в этом ковёр-самолёт. Садитесь скорее и, полетим. Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! (включается фонограмма муз. произведения) Держитесь крепче друг за друга. Чувствуете, как быстро мы летим. Мы подлетаем. Приземляемся на поляне.

Откройте глаза.

Мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей . А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. А давайте попробуем плоды («сорвать плод с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону) .

1 Рисунок-символ права на жизнь и имя .

Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие : человек родился! На что он имеет право ? (на жизнь, на имя) .

Игра «Назови имя»

У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть его имя.

Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики.

2 рисунок-символ «Сердечко»

Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу )

Что означает слово «забота» ?

Кто о вас заботится?

Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?

Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?

Любовь и забота – это не только ваше право , но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки : помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.

Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)

Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.

Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?

Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок ) :

Стать добрым волшебником-

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой :

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

3 Рисунок-символ «Красный крест»

Воспитатель : О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)

Под музыку входит доктор Айболит.

Айболит : Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с доктором) . Какие вы хорошие. А вы не болеете, не кашляете и насморка нет? Давайте-ка я вас послушаю (слушает детей) . Да, действительно все здоровы.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать , чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать , чтобы сохранить свое здоровье?

Дети : Делать гимнастику, правильно питаться , есть овощи и фрукты.

Айболит :

Воду тёплую открой -

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

Игра : «Чистюли» .

(Он говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные : пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми.)

Затем Айболит говорит : «Руки» .

Дети должны ответить – мыло, щетка, полотенце.

Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (шампунь, расческа, ножницы)

«купание» (ванна, полотенце, душ, мочалка, шампунь, мыло и пр.) .

«Что нам нужно, когда мы утром встаем?» (зубная щетка, мыло, полотенце, расческа)

4 рисунок-символ «Семьи)

Воспитатель :

Сегодня мы познакомимся с новым правом , а узнать, о каком праве идет речь нам помогут загадки. (загадки про маму, папу, бабушку, дедушку братика, сестричку)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый. (папа)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая. (сестренка)

В.: Молодцы, ребята, а как одним словом можно назвать всех этих людей вместе? (Ответы детей) СЕМЬЯ.

Воспитатель : Правильно . В книге прав записано , что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».

5 Рисунок-символ «АБВ» .

Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование ) .

Под музыку входит учитель «Учат в школе…» :

Учитель : Здравствуйте! Давайте знакомиться. Меня зовут Зульфия Марковна. Работаю в школе 18 лет. Люблю свою профессию, детей. Я общительный, веселый, добрый человек. Люблю читать книги, рисовать, выполнять с детьми различные поделки. Стараюсь дружить с детьми с первого дня знакомства. Стать для них лучшим другом.

Я вас сегодня познакомлю с правом на образование . Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?

Ответы детей : в школе, в детском саду, в институте.

Учитель : Для чего надо учиться?

Ответы детей : Чтоб получить профессию, диплом.

Учитель : Да, вы правы , учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Учитель : В чем заключается ваша обязанность ?

Ответы детей : Стараться хорошо учиться.

Игра «Прищепки»

Воспитатель :

Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну , которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей ) . Возвращаемся в наш любимый детский сад.

Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.

Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы)

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Со всеми трудностями вы с правились . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.