Следы предательства - доброго здравия добрым людям. Следы предательства - доброго здравия добрым людям Воспоминания депутатов о принятии Декларации

периода перестройки

1 декабря 1988г. были приняты два закона:

-«Об изменениях и дополнениях Конституции Союза ССР»

- «О выборах народных депутатов СССР»

В декабре 1990 года принимается

(референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г . был принят Закон "О

разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных

республик существенно расширялись.

Закон "О правовом режиме чрезвычайного

положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР,

Верховные советы СССР и республик)

Март 1990 г.- Закон «О собственности в СССР»

3 основные формы собственности

Собственность граждан

коллективная собственность

государственная

Собственность

собственность

Подразделяется на:

Собственность

трудового

Общесоюзную

арендного предприятия;

хозяйства;

Собственность

Союзную

Крестьянское

кооператива;

Автономных

подсобное

Собственность

республик;

хозяйство;

хозяйственного

Автономных

общества;

областей и округов;

подсобное

Товарищества;

Коммунальная;

хозяйство;

Акционерного

Государственных

общества;

предприятий

Хозяйственной

ассоциации; - общественной

организации и фонда; - религиозной организации;

4 июня 1990 года принимается Закон СССР «О предприятиях в СССР» . Этим актом устанавливаются самые различные формы предпринимательства - от индивидуальных и семейных до акционерных обществ и товариществ.

Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка» от 4 августа

1990 года № 776 всем юридическим лицам разрешалось продавать и покупать иностранную валюту за рубли по рыночному курсу. Создавалась общесоюзная валютная биржа. Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1990 года разрешалось гражданам открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Начинается приватизация муниципальной и государственной собственности.

Определенный итог развития гражданского права этого периода -принятие 31 мая 1991 года«Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» , которые представляли собой первую кодификацию гражданского права в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике. Его введение в действие было предусмотрено с 1 января 1992 года.

В феврале 1988 года в «Основы законодательства Союза ССР о труде»вносятся дополнения, которые предусматривают создание советов трудовых коллективов как коллективных полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации.

Вводилась выборность руководителей предприятий.

В 1989 году принимается Закон СССР «О

порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В этом акте предусматривалось право рабочих и служащих на забастовку в том случае, когда споры между администрацией и трудовым коллективом не смогли быть урегулированы примирительной комиссией или трудовым арбитражем.

С 1 декабря 1989г. действовали основы законодательства

СССР и союзных республик о судоустройственормативный акт, определивший принцип построения суда, его деятельности. В то же время Основы предоставляли гражданам право на защиту – участие адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.

порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина». По этому закону каждый имел право обжаловать в суде неправомерность действия не только кого-то конкретного должностного лица, как это делалось раньше, но и коллегиальные.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении пол­номочий между Союзом ССР и субъектами федерации», под­черкивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права со­юзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчер­пывающий перечень исключительных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регла­ментировался Законом (апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Одновременно принимается Закон «О правовом ре­жиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере «переходной < экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о зем­ле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владе­ние или в аренду. Подробно регламентировался режим предо­ставления земель физическим и юридическим лицам. Конт­роль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы:

«собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности - собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в кото­рые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию не­зависимо от форм собственности равные правовые и эконо­мические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приня­ты Основы законодательства об инвестиционной деятельно­сти в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятель­ности вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесто­рами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содер­жании новых законов «Об общественных объединениях» (ок­тябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, на­учные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие со­юзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами сою­зов перечислялись их имущественные права: как юридические ли­ца они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащи­ми им на праве собственности имуществом и денежными сред­ствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельно­сти, создавать банки, страховые и акционерные общества, совме­стные коммерческие предприятия, заниматься издательской де­ятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция: «в связи с усилившимися негативны­ми явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов. при переходе к рыночной экономике.» Законом СССР (ок­тябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров,накоторые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Заключение

В основу советской концепции государственной власти были поло­жены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рас­сматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей, и исполня­ющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предпола­галось воплотить в форме полновластных и единовластных Советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательст­вом». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить «пол­новластные Советы».

Впервые об изменении 6-ой статьи Конституции СССР от 1977 г. заговорили на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 г. На съезде сформировалось два направления сторонников перестройки: умеренное, во главе с М.С. Горбачевым, и радикальное – в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров.

На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 г., политическая монополия КПСС вызвала бурную дискуссию. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6-ой статьи. На первом утреннем заседании выступил А.Д. Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос об этой статье. Но данная попытка не увенчалась успехом.

В результате, 4 февраля 1990 г. в Москве были организованы массовые митинги, в которых приняло участие около 200 тыс. чел. На следующий день состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором М. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы. Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов 12-15 марта 1990 г. был внесен проект «Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)».

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», после которого положение о руководящей роли КПСС было упразднено. Коммунистическая партия стала одной из многих других. Также вместо «коллегиального главы государства» – Президиума ВС СССР, – был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он являлся Верховным Главнокомандующим ВС СССР, мог назначать и смещать военное командование. Президент представлял Верховному Совету СССР, а затем и Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности: председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент получал право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, вводить временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию Верховного Совета.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый (и единственный в истории) раз «в порядке исключения» он был избран народными депутатами СССР.

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально государственных и национально культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация и закон крупнейшей республики СССР привели к конституционному кризису союзного государства . Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий. Таким образом, летом-осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б. Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидно, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности).

Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы, как они предлагали. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы на селения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканского руководства, обещавшего «все решить». 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы Президента РСФСР.

Вместо ускорения социально экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся предотвратить подобное развитие событий.

Провал ГКЧП привел к обвальному развитию событий в стране. Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. - М., 1995.

Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. - М., 2004.

Чтобы представить себе политическую ситуацию в стране в этот момент, достаточно сказать, что в этот же день Съезд народных де­путатов России принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. В стране шла борьба не только за проект за­кона о печати, но и одновременно борьба за признание России.

В законе СССР была статья, в которой определялся правовой статус редакции СМИ как предприятия. Поскольку в то время еще не существовало Закона о предприятии, было внесено такое положе­ние: «Редакция средства массовой информации является юридиче­ским лицом, действующим на основании своего устава». Кроме того, была установлена норма ч. 1 ст. 16: «Редакционный устав средства массовой информации принимается на общем собрании журналист­ского коллектива редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей ее состава и утверждается учредителем». Это позволило многим редакциям, существовавшим ранее в качестве внутренних подразделений издательств, стать самостоятельными юридическими лицами. В результате многие газетно-журнальные издательства КПСС превратились в предприятия по эксплуатации зданий, сдающие помещения редакциям в аренду.

На смену союзному закону через полтора года пришел Закон РФ «О средствах массовой информации», который конкретизировал многие положения и в целом явился шагом вперед по пути демокра­тизации общества. Важная норма, определяющая структуру законо­дательства о СМИ, содержится в ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. Здесь записано, что любой акт федерального и республикан­ского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ, то есть закону прида­вался характер мини-конституции в сфере печати. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле, о телекоммуникационных сетях, о по­рядке формирования и деятельности федеральной и территориаль­ных комиссий по телерадиовещанию, о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание, о государственной, коммерче­ской и иной специально охраняемой законом тайне. Кроме того, предполагалось, что необходимо внести ряд изменений и дополне­ний в Уголовный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы.

Особый вопрос - состояние регионального законодательства о СМИ. В четырех субъектах Российской Федерации (республиках Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ) приняты комплексные законы «О средствах мас­совой информации». Кроме того, в нескольких десятках регионов действуют законы, касающиеся экономической поддержки СМИ, освещения в государственных и муниципальных СМИ деятельности соответствующих органов власти и самоуправления, распростране­ния продукции средств массовой информации эротического харак­тера и так далее.

С 1991 г. в Татарстане действует закон «О защите чести и досто­инства Президента Республики Татарстан», устанавливающий адми­нистративную ответственность в виде штрафа и конфискации про­дукции СМИ за публичное оскорбление или клевету в отношении главы республики. Причем штрафу подвергаются как физические лица, так и средства массовой информации (точнее сказать, редак­ции). Такой нормативный акт плохо согласуется с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому защиту чести и доброго имени независимо от должностного положения.

Региональные законы не только менее демократичны, чем феде­ральный закон, но и зачастую откровенно игнорируют его. В ряде законов есть предпосылки для создания цензуры, вводятся дополни­тельные требования при регистрации СМИ, расширен перечень ос­нований для отказа в регистрации, признания свидетельства о реги­страции недействительными, прекращения деятельности СМИ.