Типовая форма госконтракта по 44 фз. Условия, включаемые в контракт по решению заказчика

Типовые условия государственных и муниципальных контрактов

Требование о типовых условиях контракта прописаны в статье 34 закона 44-ФЗ. Заказчики должны применять данную статью, чтобы корректно подготавливать проекты контрактов.

Типовые требования утверждены ПП РФ от 02.07.2014 №606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее - ПП РФ 606).

Основные положения:

  • Типовые условия контрактов для закупки ТРУ разрабатываются ФОИВ и ГК «Росатом», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются НПА ответственных органов.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов не содержат сведений, составляющих государственную тайну.
  • Типовой контракт может содержать приложения, которые являются его неотъемлемой частью.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению по истечении 30 календарных дней после дня размещения в ЕИС.
  • Типовые контракты применяются как к открытым, так и к закрытым процедурам закупки.

Условия применения типовых контрактов, типовых условий контрактов (п.16 Правил)

Для кого разрабатывались эти правила?

Типовые контракты используются в том случае при одновременном соответствии трем условиям:

  1. коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250);
  2. размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом типовые контракты могут не применяться для закупок малого объема);
  3. иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Структура типового контракта

Все типовые контракты делятся на две части - постоянную и переменную.

Постоянная часть не подлежит изменению при в конкретной закупке.

Переменная часть обычно очень маленькая, предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Типовые контракты не применяются при осуществлении:

  • закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
  • закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента РФ или Правительства РФ указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального законаконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.

Библиотека контрактов

В переходных условиях статьи 112 закона 44-ФЗ говорится о том, что до введения библиотеки контрактов заказчики могут использовать свои проекты контрактов, но как только типовые контракты вступают в силу, заказчики должны применять их в своей закупочной деятельности.

Два первых типовых контракта касались образования и медицинских изделий.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. N 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих».

Муниципалы и субъекты могут не пользоваться этим типовым контрактом.

Контракт на обучение федеральных госслужащих не предусматривает возможность изменения контракта по соглашению сторон:

  • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • изменение предусмотренного контрактом объема услуг по соглашению сторон не более чем на 10% возможно только в случае, если возможность указанного изменения предусмотрена конкурсной документацией и Контрактом, а в случае осуществления закупок у единственного поставщика - Контрактом. Т.е. возможность изменения объема при заключении контракта по результатам электронного аукциона, запроса предложений невозможна.

Также нет требований по банковской гарантии и сроку её действия. Не установлены условия одностороннего отказа от исполнения контракта.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Распространяется на всех подведомственных заказчиков.

Особенности типового контракта на медицинские изделия:

  • Неоднозначная формулировка возможности изменения контракта по соглашению сторон, которая нарушает ст.95 44-ФЗ, так как 1. не предполагает изменений условий контракта с единственным поставщиком; 2. предполагает изменений условий при заключении контракта по результатам запроса котировок, что является нарушением 44-ФЗ.
  • Нет требований по Банковской гарантии - как способе обеспечения исполнения контракта, в том числе по сроку действия БГ.
  • Не учтена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2015 г. N1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта» (размещен 14.06.2016).

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 г. N 467 «Об утверждении:

  1. типового контракта и информационной карты на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  2. типового контракта и информационной карты на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  3. типового контракта и информационной карты на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016)».

Последний размещенный контракт - ГК Росатом (размещено 26.08.2016).

Касается выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и от реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота № 1/27-НПА от 28.12.2015.

Существенные условия контракта

Все существенные условия, прописанные в проекте контракта, за исключением НМЦ, устанавливает заказчик. Таким образом, проект контракта формируется заказчиком, а поставщику передается оферта, которую поставщик акцептует.

  1. Цена контракта
  2. Порядок и сроки оплаты ТРУ
  • Порядок и сроки приемки ТРУ
  • В проекте контракт должны быть четко прописаны порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг, особенно если это касается какого-то длительного процесса, например, строительства, капитального ремонта. Здесь должно быть указано, какие документы будут являться документами о приемке.

  • Ответственность заказчика и поставщика
  • Пеня

    В соответствии с ПП РФ от 25.11.2013 № 1063, пени могут насчитываться как для поставщика, так и для заказчика. Устанавливается в контракте и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (срок по ст.191 ГК РФ).

    Для заказчика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от неуплаченной в срок суммы.

    Для поставщика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от Цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 (типовая формулировка в отношении заказчика):

    «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

    Ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнена ключевой ставке ЦБ РФ: с 01.01.2016 по 18.09.2016 - 10,5%; с 19.09.2016 -10,0%.

    Не следует прописывать размер ставка в проекте контракта, поскольку ставка постоянно меняется.

    Штрафы

    Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ (ПП РФ от 25.11.2013 №1063).

    На заказчика - за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств.

    На поставщика - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств (в том числе гарантийных).

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-0405/09-319: Установление размера штрафа в проекте контракта

    "Штраф за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет ________ рублей ___ копеек (указывается размер штрафа в зависимости от Цены Контракта:

    • 2,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта не превышает 3 млн. руб.;
    • 2 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб.;
    • 1,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. руб.;
    • 0,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта превышает 100 млн. руб.)".

    Типовые формулировки, включаемые в проект контракта в отношении неустоек.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".

    Важно!

    Типовая формулировка:

    Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

  • Обязанность контрагента предоставить:
    1. информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с контрагентом, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% ЦК, (если НМЦК превышает размер, установленный Правительством РФ: 1 млрд руб. - для федеральных нужд; 100 млн руб. - для региональных и муниципальных нужд (ПП РФ от 04.09.2013 № 775));
    2. достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
    3. результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом;
    4. условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 (+ гражданско-правовая ответственность за неисполнение).
  • Банковское сопровождение.
  • В соответствии с ПП РФ от 20.09.2014 №963, под банковское сопровождение попадают сверхкрупные контракты не менее 1 млрд рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования). В таких случаях в проект контракта рекомендуется включать условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.

    Нормативные акты по банковскому сопровождению контрактов:

    • Ст.35 «Банковское сопровождение контрактов» 44-ФЗ
    • ПП РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (вместе с "Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов")
    • Об открытии поставщику (исполнителю, подрядчику) и его контрагентам отдельных счетов для отражения операций по контракту, а также о контроле указанных операций банком, осуществляющим банковское сопровождение. (Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683)
    • ПП РФ от 22.06.2015 N 612 «О внесении изменения в пункт 10 Правил осуществления банковского сопровождения...»

    Основные понятия:

    Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами ПП РФ от 20.09.2014 №963 (далее - договор о банковском сопровождении).

    Сопровождаемый контракт - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном 44-ФЗ и содержащий условия о банковском сопровождении контракта.

    Отдельный счет - счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

    Банковское сопровождение не применяется:

    • для государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа;
    • для государственных контрактов, заключаемых вне рамок государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну.
    • Казначейское сопровождение.

    При казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:

    а) о запрете перечисления средств (в УК организаций, депозиты, авансы субподрядчикам, иным кредит организациям с искл.);

    б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, на лицевых счетах для учета операций не-участника бюджетного процесса;

    в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций;

    г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта.

  • Перемена заказчика, поставщика.
  • Условие: Не допускается перемена поставщика, за исключением случая, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юр. лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

  • Обеспечение исполнения контракта (за исключением случаев, когда это не обязанность, а право заказчика).
  • Необходимо указывать размер и сроки обеспечения.

  • Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком).
  • Обеспечение исполнения контракта не применяется в случаях (ч.8 ст.96):

    1. заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
    2. осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
    3. заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (в ред. от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
    4. ПП РФ от 11.03.2016 №182 «О случаях и условиях, при которых в 2016 году заказчик в праве не устанавливать обеспечение исполнения контракта…» (действует до 01.01.2017).

    Заказчик вправе в 2016 году не устанавливать ОИК в случаях:

    • Проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложения исключительно для СМП и СОНО;
    • Проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    • Проект контракта содержит требование о перечислении авансовых платежей на счет открытый в ЦБ РФ;
    • Проект контракта предусматривает выплату аванса в размере не более 15% для фед. нужд, или в ином размере для субъектов РФ…
    • Участником закупки является БУ или автономное учреждение, и им снижена цена не более чем на 25%.

    Уменьшение размера обеспечения на этапе исполнения контракта (ч.7 ст.96).

    В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    Требование об обязательном соответствии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, установленной в документации о закупке форме (образцу) является неправомерным.

    Ч.6 ст.45 44-ФЗ:

    1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных указанной статьей реестрах банковских гарантий;
    2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 данной статьи;
    3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Условия, включаемые в контракт по решению заказчика

    1. Возможность изменения условий контракта по соглашению сторон.

    2. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта (ч.8-26 ст.95).

    2.1. ВПРАВЕ по основаниям, установленным ГК для одностороннего расторжения контракта.

    2.2. ОБЯЗАН. Если выявлено, что поставщик не соответствует требованиям ДЗ или предоставил недостоверную информацию.

    Специальные условия, включаемые в контракт

    Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    1) РФ, субъекту РФ, МО, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации ОКС на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;

    2) заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

    Ст.110.2 Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого, в соответствии с ГК РФ, является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.

    ч.5 Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

    Ч. 6. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

    Упрощенные формы контрактов

    Это те контракты, которые заключаются по ч. 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.

    Упрощенные требования к контракту, по ч.15 ст.34, заключаются в том, что заказчики могут использовать проекты договоров поставщиков в тех случаях, если закупки осуществляются по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 и 45 части 1 статьи 93 (в редакции 140-ФЗ от 04.06.2014, 416-ФЗ от 01.12.2014, 498-ФЗ от 31.12.2014, 227-ФЗ от 13.07.2015)

    При этом могут не применяться условия:

    • об ответственности заказчика и поставщика;
    • об использовании типовых контрактов;
    • о наличии графика исполнения контракта;
    • о порядке и сроках оплаты ТРУ;
    • о порядке и сроках осуществления приемки ТРУ (о порядке и сроках оформления результатов приемки).

    Практика обжалования проектов контрактов

    Чаще всего оказываются обоснованными следующие условия:

    Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО. Важно понимать условие, что при этом сам подрядчик может быть СМП или СОНО.

    Ч.5 ст.30 44-ФЗ Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Неуказание точной суммы (%) для привлечения СМП:

    Корректная формулировка: «Привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ___% от цены настоящего контракта и предоставить Государственному заказчику в течение 10 (десяти) дней с даты заключения с субподрядчиком договора копию такого договора. За несоблюдение данного условия Подрядчик несет ответственность, в соответствии с пунктом ___ настоящего контракта».

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    При установлении требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, такие требования должны быть единообразно прописаны в извещении, документации о закупке и контракте, прилагаемом к извещению (документации) о закупке.

    Установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении СМП, СОНО должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.

    Чаще всего необоснованно обжалуется невключение в проект контракта:

    1. ПП РФ от 14.03.2016 №191 Правила изменения по соглашению сторон срока, цены контракта или цены единицы ТРУ.
    2. Часть 6.1. ст.35 44-ФЗ В 2015-2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

    Ответы на вопросы

    Поставщики требует предоплату 100%. По 223-ФЗ мы так работаем, а как быть по 44-ФЗ?

    В 44-ФЗ предоплата 100% возможно только для произведений литературы и искусства, постановок и музыкальных произведений. По товарам, если заказчик не попадает в перечни, максимальный размер аванса - 30%.

    Является ли указание на аванс существенным условием контракта?

    Да, аванс является существенным условием, поэтому и важно прописывать его максимально детально. При этом если контракт заключается на длительный срок, с переходящей суммой на следующий год, на который бюджета еще нет, то в проект контракта следует включать отлагательное условие.

    Можно ли включать в контракт оплату за вычетом неустойки?

    Можно вычесть неустойки из денежных средств, которые переданы на обеспечение исполнения контракта, а насчет неустойки следует уточнять у местного казначейства - как оно работает.

    Заказчики будут закупать популярные товары и услуги на стандартных условиях. Первые типовые контракты начали публиковать в ЕИС еще в апреле 2016 года и их список постепенно растет. Пора узнать, что это такое и посмотреть, не обязаны ли заказчики в вашей отрасли их применять.

    Кто и зачем применяет типовые контракты?

    Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

    1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
    2. Министерство экономического развития разрабатывает каталог товаров, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
    3. На популярные виды закупок министерства начали разрабатывать типовые контракты.

    Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

    Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

    1. Оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке федеральных государственных служащих;
    2. Поставки и ввода в эксплуатацию медицинских изделий;
    3. Поставки продукции радиоэлектронной промышленности, авиационной техники и судостроительной отрасли;
    4. Оказания услуг по диагностике, прохождению ТО и проведению ремонтных работ автотранспорта;
    5. Оказание услуг ярмарочной и выставочной деятельности;
    6. Выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, а также технологических работ.
    7. Выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами с атомных подводных лодок и надводных кораблей.

    Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

    • открытых,
    • закрытых,
    • при выборе единственного поставщика.

    Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

    Когда типовой контракт применять необязательно?

    Если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, закупка дешевле 100 000 рублей), то заказчик может использовать собственный шаблон контракта.

    Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону.

    Также свои контракты заказчик может использовать при:

    • Проведении закупок за наличный расчет;
    • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
    • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
    • Запросах котировок на территории иностранного государства;
    • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
    • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
    • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 100 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

    В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

    • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
    • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

    Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

    Риски типовых контрактов для поставщиков

    Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

    Обеспечение контракта

    В контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию.

    В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно.

    В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

    Сроки контракта

    В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

    Выводы

    Как и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части.

    Библиотека типовых контрактов пополняется. Сейчас на рассмотрении находятся проекты шаблонов:

    Выбор победителя начинается с публикации документации о проведении процедуры, а также проекта контракта. Соответственно, срок размещения проекта контракта в ЕИС совпадает со сроками размещения документации. По результатам торгов заказчиком осуществляется направление проекта контракта победителю соответствующей процедуры на рассмотрение и подписание.

    Существенные условия

    • если такое право предусмотрено документацией: в случае снижения суммы договора без изменения объема продукции, работ или услуг или в случае увеличения количества продукции или объема работ (услуг), но не более чем на 10 % (по предложению заказчика);
    • если сумма заключенного договора сроком не менее трех лет на федеральном или субъектовом уровне составляет или превышает размеры, установленные Правительством РФ (в том числе изменение контракта без внесения в него изменений невозможно);
    • если цена договора сроком не более одного года, заключенного для обеспечения нужд муниципалитета, составляет или превышает размеры, установленные Правительством РФ;
    • в случае изменения тарифов на продукцию, услуги или работы;
    • цена может быть изменена в случае заключения договора на лечение за рубежом гражданина РФ (по медицинским показаниям).

    Запрос разъяснений и иные методы реагирования

    Направляется в период, когда документация и проекты муниципальных контрактов, а также государственных, стали доступны в открытом доступе и до момента, когда остается три дня до окончания подачи заявок на участие в торгах. Подается он в случае, если, к примеру, в указанном соглашении содержатся нереальные сроки выполнения работ либо если потенциальный участник не согласен с иными положениями данного соглашения. Заказчик обязан дать ответ, разметив его в ЕИС.

    По общему правилу использовать типовые контракты или типовые условия обязательно, если закупаемые вами товары, работы, услуги соответствуют показателям из информационной карты типового контракта. Но есть и исключения, например при продукции необходимой вследствие ЧС. Библиотека утвержденных типовых контрактов (условий) размещена в ЕИС. Выбрав в библиотеке подходящий контракт, скачайте и заполните его. Менять условия типового контракта нельзя.

    Когда обязательно использовать типовые контракты

    Типовые контракты разрабатываются под определенный вид товара, работы или услуги. Их разрабатывают профильные федеральные министерства, а также государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» для закупки отраслевых товаров, работ, услуг (). Применять их нужно всем заказчикам.

    На уровне субъектов РФ также могут быть утверждены типовые контракты. Их размещают в региональных информационных системах в сфере закупок для применения заказчиками соответствующего субъекта. Однако порядок их использования устанавливают органы исполнительной власти каждого субъекта РФ самостоятельно. Такие типовые контракты субъектов РФ действуют, пока федеральными органами исполнительной власти не будут утверждены типовые государственные контракты на закупку этих же товаров, работ, услуг ().

    Вам нужно обязательно использовать типовой контракт (условия) , когда данные вашей закупки соответствуют одновременно всем показателям из информационной карты типового контракта (п. 16 Правил разработки типовых контрактов). К ним относятся:

    • коды закупаемой продукции по классификаторам ОКПД2, ОКВЭД2, а также по ;
    • (диапазон таких цен);
    • иные показатели, которые могут быть установлены разработчиками такого контракта.

    Сверьте данные вашей закупки с показателями из информационной карты типового контракта (типовых условий).

    Это легко сделать двумя способами:

    • просто прочитайте информационные карты всех утвержденных типовых контрактов - так как на сегодняшний день их немного, сопоставить показатели с вашей закупкой не займет много времени;
    • с помощью функции расширенного поиска в Библиотеке типовых контрактов в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru в разделе «Информация о контрактах и договорах» найдите подходящий контракт и изучите информационную карту.

    Применять типовой контракт необязательно в следующих случаях:

    1) типовой контракт недавно размещен в ЕИС.

    Убедитесь, что утвержденный типовой контракт размещен в ЕИС как минимум 30 дней назад, так как только после этого срока он становится обязательным (п. 15 Правил разработки типовых контрактов). Проверяйте, обязателен ли типовой контракт на момент публикации извещения, либо направления приглашения принять участие в закрытой процедуре, либо заключения контракта в порядке, не требующем размещения информации о таком контракте в ЕИС;

    2) не совпадают необходимые показатели из информационной карты.

    Типовой контракт применяется, только если все эти показатели соответствуют вашей закупке (п. 16 Правил разработки типовых контрактов);

    3) осуществляется закупка из числа исключений, установленных законом.

    К таким исключениям относятся следующие случаи (, п. 18 Правил разработки типовых контрактов):

    • вы покупаете продукцию за наличный расчет;
    • вы () для обеспечения деятельности на территории иностранного государства или для оказания скорой медицинской помощи (, );
    • вы проводите на поставку оборудования, экипировки для подготовки и участия команд в Олимпийских и Паралимпийских играх либо на оказание услуг по защите интересов РФ в международных или иностранных судебных органах ( , );
    • вы осуществляете закупку у единственного поставщика, определенного актом Президента РФ либо Правительства РФ по его поручению, и возможность неприменения типовой формы контракта напрямую указана в этом акте ();
    • иные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе:

    Продукции, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария ();

    До 100 тыс. руб. ();

    До 400 тыс. руб. учреждением культуры, образовательной, физкультурно-спортивной организацией, организацией, в которую под надзор помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ();

    Услуг водо-, тепло- и газоснабжения (кроме реализации сжиженного газа), водоотведения, по подключению к инженерным сетям по регулируемым государством тарифам, хранению, ввозу и вывозу наркотических и психотропных материалов ();

    Закупки продукции, необходимой вследствие чрезвычайных ситуаций или необходимости оказания срочной медицинской помощи ();

    Посещения зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ();

    Театрами, концертными учреждениями, домами культуры, образовательными учреждениями, природными парками, заповедниками, с конкретными лицами - на создание, исполнение произведения искусства, изготовление декорации, костюмов ();

    Услуг, связанных с обеспечением визитов иностранных государственных делегаций ();

    Продукции для обеспечения деятельности объектов госохраны, выездных мероприятий Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ ();

    Услуг по охране, содержанию, ремонту, обеспечению коммунальными ресурсами нежилых помещений, находящихся в здании, в котором уже оказываются эти же услуги, но для помещений другого лица ();

    Услуг при направлении работника в командировку либо связанных с участием в фестивалях, концертах и иных подобных культурных мероприятиях (проезд, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, ) ();

    На сумму не более 200 тыс. руб., предназначенных для назначения конкретному пациенту по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

    Электрической энергии с гарантирующим поставщиком (договор энергоснабжения) ();

    Преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическим лицам ();

    Федеральным органом исполнительной власти услуг лечения гражданина РФ за границей ();

    Продукции в целях обеспечения органов внешней разведки РФ ();

    Продукции в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом ();

    Государственными и муниципальными библиотеками, научными и образовательными организациями услуг по получению права доступа к информации, содержащейся в зарубежных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования ( , );

    Продукции за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность ();

    Юридических услуг в целях защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и органах иностранных государств ();

    Продукции органами государственной охраны для реализации мер по такой охране ().

    Исключением из общих правил применения типовых контрактов являются Типовые условия для контрактов, к исполнению которых должны быть привлечены субподрядчики из числа СМП и СОНО. Данные Условия отсутствуют в Библиотеке типовых контрактов. Но их необходимо включать в контракты всех закупок, в извещении которых установлено требование о - СМП и СОНО ().

    Если ваш случай попал в перечень исключений, вы все равно можете использовать типовой контракт по желанию либо разработать проект контракта самостоятельно.

    Каков порядок использования типовых контрактов

    Если ваша закупка подпадает под действия и типового контракта, и типовых условий, используйте типовой контракт (п. 17 Правил разработки типовых контрактов).

    Типовые контракты на оказание услуг утверждаются для каждого конкретного вида услуг, и порядок их использования не отличается от порядка использования любых других типовых контрактов.

    Типовые контракты на поставку товара утверждаются для каждого конкретного вида товара, и порядок использования таких контрактов не отличается от порядка использования любых других типовых контрактов.

    Чтобы использовать указанные контракты, скачайте файл с текстом типового контракта и заполните его. Если вы используете типовые условия, скопируйте их и вставьте в самостоятельно подготовленный проект контракта.

    Текст типового контракта или условий состоит из двух частей. Постоянная часть, которую изменять нельзя, и переменная часть, которую вы заполняете (п. 7 Правил разработки типовых контрактов). Заполните переменную часть данными о вашей закупке. При этом если текст типового контракта (условий) предлагает выбор от одного до нескольких значений перечня, то при заполнении укажите именно один или несколько из таких значений, соответствующих вашей закупке. Иные данные, кроме предлагаемых типовым контрактом или типовыми условиями, указывать нельзя. За изменение типовых условий или включение дополнительных, не предусмотренных типовым контрактом условий работник заказчика может быть оштрафован на 3 000 руб. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

    На стадии формирования извещения, при занесении информации в ЕИС, на вкладке «Лот» в блоке «Условия контракта» заполните поле «Номер типового контракта». Для этого либо укажите первые три цифры номера и в списке результатов быстрого поиска выберите необходимый типовой контракт, либо воспользуйтесь функцией поиска по кодам классификаторов ОКПД2 или ОКВЭД2.

    О типовых контрактах по 44-ФЗ говорится в ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе. Заказчики, которые должны их использовать, могут править только переменную часть, а постоянную должны оставлять в первозданном виде. О типовых условиях контрактов по 44-ФЗ читайте в статье.

    Типовые контракты по 44-ФЗ

    Найти такие контракты можно в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов». Она размещена в ЕИС по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/btk/quicksearch/search.html . О типовых контрактах и правилах работы с ними говорится в постановлении Правительства РФ от 02.07.2014 №606.

    Контракт с типовыми условиями имеет две части. Постоянная не может меняться. Она остается одинаковой независимо от условий закупки. Переменная может предусматривать выбор одного из нескольких вариантов или внесение своих сведений. Случаи применения типовых условий контрактов постоянно меняются. В 2019 году начинают действовать новые шаблоны, о них мы расскажем далее.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Когда можно не применять типовую форму:

    • закупки за наличные;
    • запросы предложений;
    • закупки единственного поставщика (не во всех случаях);
    • запросы котировок (для обеспечения деятельности за рубежом, оказания срочной медпомощи).

    Заказчиков обязывают переходить на типовые контракты по 44-ФЗ через 30 дней после их публикации в реестре. О том, как заказчику с ними работать,

    Типовые контракты по 44-ФЗ c 2018 года

    В 2018 году перечень типовых контрактов по 44-ФЗ был расширен. С июля обязателен к применению типовой контракт на строительство и реконструкцию капитальных объектов . Он используется при закупках строительно-монтажных и пусконаладочных работ, материалов, оборудования и т.д. - всего необходимого в процессе возведения зданий. О типовом контракте говорится в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.07.2018 № 398/пр.

    Критерий, по которому заказчик может понять, нужно ли пользоваться типовым шаблоном, это код ОКПД2. В нашем случае типовой контракт используется для следующих кодов ОКПД2:

    • 41.2 - «Здания и работы по возведению зданий»;
    • 42 - разработка проектов гражданского строительства и работы по сохранению и воссозданию инженерных сооружений, которые считаются объектами культурного наследия;
    • 43 - «Работы строительные специализированные»;
    • 71.12.20.110 - «Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика».

    Шаблон можно не применять при закупке работ на построенных за границей объектах, при закупке работ по сохранению культурных объектов, работ на линейных объектах капитального строительства.

    Интерактивная таблица подсказок по всем типовым контрактам

    При каких закупках применяют типовые контракты. Нажмите на прямоугольник с наванием типового контракта, чтобы раскрыть информацию о кодах ОКПД2, ОКВЭД2 и наименованиях товаров, работ и услуг, при закупке которых нужно применять тот или иной типовой контракт. Также в таблице есть графа, где указан размер НМЦК и другие условия и исключения, когда применяют или не применяют указанные типовые контракты. При необходимости прокручивайте колесиком мышки таблицу вниз, чтобы увидеть ее целиком.

    Рассмотрим структуру типового контракта на строительство и реконструкцию объектов. Он состоит из следующих разделов:

    • предмет контракта - наименование объекта, данные об участке, на котором он будет располагаться, и т.д.;
    • проектная документация - объем работ и содержание;
    • срок строительства - сроки начала и окончания, а также промежуточные;
    • график работ и график оплаты - здесь обговорены случаи изменения согласованного графика, например, из-за обстоятельств непреодолимой силы или уменьшения лимитов средств из бюджета;
    • цена контракта;
    • взаимодействие сторон;
    • представители сторон и работники подрядчика;
    • привлечение субподрядчиков (закреплено право подрядчика без предварительного разрешения прибегать к услугам третьих лиц);
    • обеспечение строительства материалами и необходимым оборудование - все это возложено на заказчика;
    • приемка объекта;
    • гарантийный срок;
    • ответственность сторон;
    • обеспечение исполнения контракта;
    • права на результаты интеллектуальной деятельности (они передаются РФ, субъекту или муниципалитету);
    • изменение и расторжение контракта;
    • конфиденциальность;
    • порядок разрешения споров;
    • уступка требований - не допускается;
    • обстоятельства непреодолимой силы;
    • прочие условия.

    Неизменяемыми являются разделы: задание на строительство (реконструкцию), график работ, сроки работ (здесь лишь даются ссылки на приложения), представители сторон и работники подрядчика, гарантии качества, изменение и расторжение контракта, порядок разрешения конфликтов, уступки, форс-мажор и прочие условия. Остальные разделы заказчики могут править. Например, как собрать идеальный раздел об ответственности сторон в проекте контракта, покажем в конструкторе »

    К типовой форме есть приложения, которые заказчики должны использовать:

    • проектная документация;
    • график работ;
    • график оплаты;
    • акт сдачи-приемки работ;
    • акт сдачи объекта;
    • список работ, которые подрядчик обязан выполнить сам;
    • информационная карта.

    Также был издан Приказ Минстроя от 05.07.2018 № 397/пр о типовом контракте на выполнение проектных и изыскательских работ. Он используется для следующих кодов ОКПД2: 71.12.3, 71.12.12 - 71.12.19. Он применяется, если участок, на котором будут проводиться работы, расположен в РФ.

    Название разделов аналогично приведенному выше, за исключением того, что дается задание не на строительство, а на инженерные изыскания и проектирование.

    К типовому контракту есть приложения:

    • акт передачи проектной документации;
    • график оплаты;
    • график работ;
    • задание на проектирование;
    • задание на выполнения изысканий.

    Неизменяемыми являются следующие разделы: задание на проектирование, задание на инженерные изыскания, график работ, сроки работ (здесь лишь даются ссылки на приложения), представители сторон и работники подрядчика, гарантии качества, изменение и расторжение контракта, порядок разрешения конфликтов, уступки, форс-мажор и прочие условия. Остальные разделы заказчики могут править.

    Вложенные файлы

    • Типовой контракт на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке.docx
    • Типовой контракт на строительство.docx