Действуют ли российские водительские права в европе. Водительское удостоверение международного образца

Нужны ли международные права для вождения за границей или достаточно национальных водительских прав. На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Есть три группы стран.

1) Страны, которые подписали Венскую конвенцию 1968 года

Эти страны по конвенции должны признавать национальные водительские удостоверения стран подписантов. Для России это значит, что данные страны должны признавать российские национальные водительские удостоверения. Но есть многочисленные

2) Страны, которые подписали Женевскую конвенцию 1949 года.

В этих странах водитель должен иметь международные права.

3) Страны, которые не подписывали конвенций.

В этих странах, для вождения нужно сдавать экзамен на права.

Итак, существуют достаточно большой список стран, в которые россияне могут отправляться без международных прав, захватив только национальные права.

Но все не так просто.

Теоретически те страны, которые подписали венскую конвенцию, должны принимать национальное водительское удостоверение и не требовать международных водительских прав.
Однако практика с теорией расходится.
Как известно у нас есть два основных вида прав. Одни права выдавались до 2011 года, выглядят они вот так

Это старое удостоверение не соответствует требованиям дополнения к Венской конвенции от 2006 года. В нем пункты не указаны цифрами и нет штрих кода. Кроме того есть перевод названия на французский язык - однако как раз этот перевод сейчас и не требуется.

Поэтому есть весьма существенные шансы с этим удостоверением попасть в неприятные истории.

Во многих интернет изданиях пишут, что эти права должны принимать до истечения срока их действия. Однако это не так. Должны принимать старые права, которые соответствовали приложению 6 . А российские права не соответствовали, так как в них нет нумерации пунктов.

Однозначный совет тем, кто не ищет приключений - делайте международные права, если ваши права старого образца.

Новое водительское удостоверение выданное после 2011 года

Как видите, все строчки пронумерованы - а значит должны быть понятны без перевода всем сотрудникам полиции.

С таким удостоверением вы можете ехать в страны Венской конвенции без международных прав. Это удостоверение соответствует требованиям и Венской конвенции, и приложениям к ней от 2006 года.

Но это опять теория. Практика же показывает, что во многих странах у вас все равно будут требовать международные права. Могут их потребовать, когда будете брать машину напрокат, могут возникнуть сложности при выплате по страховке.

Но в данном случае у вас больше шансов отстоять свою правоту. Перед поездкой стоит уточнить на форумах посвященных нужной вам стране, как обстоят дела с правами. Например, Италия подписала обе конвенции, но в прокатах любят все равно любят требовать международные права.

Список стран подписавших Венскую Конвенцию 1968 года

Список стран подписавших конвенции тоже не однозначен. В интернете вы найдете много разных, часто противоречащих друг другу списков. Дело в том, что многие страны подписывали конвенции, но их не ратифицировали

Вот картинка из английской Википедии все окрашенные страны должны признавать международные водительские права.

Темно-синим окрашены те, кто подписал конвенцию 49 года, а светло-голубым, страны, не подписывавшие конвенцию 49 года, но подписавшие конвенцию 68 года. В этой карте много ошибок. Бразилия подписала конвенцию 68 года, Монголия тоже. Верно обозначен Китай, который признает только права, полученные в Китае

А вот список стран подписавших конвенцию 68 года с обратной стороны международных прав, выданных в России

Однако и здесь не все так просто, что можно видеть в таблице внизу. Из стран подписантов, страны выделенные желтым, не ратифицировали конвенцию, и поэтому не признают национальные права . Три страны выделенные красным вообще не ратифицировали ни одной конвенции, поэтому могут не признавать и международные права . Но как говорилось ранее, даже те страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию 68 года, могут предъявлять дополнительные требования к национальным правам. Чаще всего в таких странах просят заверенный перевод национальных прав. Такое правило, например, существует в Бразилии, Италии.

Страны подписали и ратифицировали Женевскую конвенцию 49 года подписали и ратифицировали Венскую конвенцию 68 года
Австрия + +
Азербайджан +
Албания + +
Армения +
Багамы +
Бахрейн +
Беларусь +
Бельгия + +
Болгария + +
Босния и Герцеговина +
Бразилия +
Ватикан +
Великобритания +
Венгрия + +
Венесуэла +
Гайана +
Гана +
Германия +
Греция + +
Грузия +
Дания + +
Зимбабве + +
Израиль + +
Индонезия
Иран +
Испания +
Италия + +
Казахстан +
Кения +
Киргизия +
Китай
Конго противоречивые данные +
Коста-Рика -
Кот-д"Ивуар + +
Куба + +
Кувейт +
Латвия +
Литва +
Люксембург + +
Македония +
Марокко + +
Мексика
Молдова +
Монако + +
Монголия +
Нигер + +
Нидерланды + +
Норвегия + +
ОАЭ + +
Пакистан +
Перу + +
Польша +
Португалия +
Республика Корея +
Россия +
Румыния + +
Сан-Марино + +
Сейшелы +
Сенегал + +
Сербия + +
Словакия + +
Словения +
Таджикистан +
Таиланд +
Тунис + +
Туркменистан +
Узбекистан +
Украина +
Уругвай +
Филиппины + +
Финляндия + +
Франция + +
Хорватия +
ЦАР + +
Черногория + +
Чехия + +
Чили +
Швейцария +
Швеция + +
Эквадор +
Эстония +
ЮАР + +

Какие можно сделать выводы.

1) Отправляясь в страну, подписавшую и ратифицировавшею конвенцию 68 года, уточните на форумах, нет ли проблем в этой стране с национальными водительскими удостоверениями, не требуют ли там международных прав или перевода национальных прав. Однозначно делайте международные права, если у вас старое российское удостоверение, выданное до 2011 года.

2) Если страна не подписала и не ратифицировала конвенцию 68 года, уточните, подписана ли у них конвенция 49 года.

Список стран подписавших конвенции 68 и 49 года

Это огромная таблица с сайта ООН, нужно смотреть 7 и 8 столбец.

3) Если страна подписала конвенцию 49 года (и не подписала конвенцию 68 года) - значит, делайте международные права

4) Если страны ничего не подписывали, значит, права могут потребовать делать в этой стране. Что, конечно, не подходит для кратковременных путешествий. И это уже не входит в рамки этой статьи.

Как сделать международные водительские права.

Международные права должны выглядеть вот так:

Международные права действительны только с национальными правами

Самый большой недостаток международных прав, что их выдают на три года (это требование Конвенции). Значит за срок действия национальных прав вам придется 3-4 раза оформлять международные.

Процедура оформления прав проста. Вам только нужно собрать документы -

  • паспорта российский и заграничный,
  • водительское удостоверение,
  • оплата пошлины,
  • фотографию,
  • медицинскую справку (отменена с 1.07.2016)!

Собрав все документы, можно пойти в единые центры оформления документов - там вам оформят за час международные права.

Права также оформляют в ГИБДД

Можно также оформить права на сайте Госуслуг.

Многие хотели бы попутешествовать по миру на автомобиле. Это не привязывает к общественному автотранспорту, а также можно самому распланировать маршрут и остановки. Взять автомобиль на прокат можно без проблем и заграницей. Но здесь появляется иной вопрос, в каких странах действуют российские водительские права? Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, желательно ознакомиться с этой темой более подробно.

Можно ли водить машину за рубежом с российским удостоверением

На данный момент существуют лишь два варианта ВУ:

  • Национальные – это те, что дают возможность водить авто на землях своей стран
  • Международные – те, что требуются для управления автомобилем на границе иных государств.

Многих волнует вопрос касательно того, какие российские водительские права действуют за границей. Здесь все заключается в Женевской и Венской конвенциях.

Таким образом, все страны мира делят на 3 основные группы:

  1. Те, что подписали Венскую конвенцию.
  2. Те, что подписали Женевскую конвенцию.
  3. Те, что не присоединились ни к одной из предложенных.

Исходя из того, какого свидетельства придерживается страна, которую вы собираетесь посетить, и будет зависеть то, какое водительское удостоверение действительно за границей для вас.

Те страны, что не подписали соглашение, дают разрешение на использование лишь своих удостоверений. То есть управлять машиной на их границе можно лишь, когда вы сдадите экзамены и обретете права местного типа. Существуют некоторые исключения, когда возможно применять свои права с закрепленным переводом. Однако, желательно, все нюансы выяснить перед поездкой.

Женевский договор от 1949 говорит, что подписавшие его страны на своих землях принимают права иностранного типа. То есть позволяется без проблем брать свои права и не боятся штрафов.

Однако Венская конвенция для российских автомобилистов более приемлемая. Ее участники принимают на своих границах права всякого любого плана: иностранные и национальные. Основное в этом вопросе, чтобы ВУ отвечало нормам. Стоит заметить, что международный документ в этом случае, должен в обязательном порядке быть подкреплен государственным.

В 2006 немного поменяли тип водительских прав, что принимаются в иных странах. Теперь нужно, чтобы обязательно были пронумерованы строчки свидетельства. Членам Венского документа было предоставлено пять лет для приведения всех бумаг в порядок, и Россия в этом вопросе не является исключением.

Бланк для прав получил новую форму. Сейчас действительными на землях иных государств считаются и бумаги, выданные до 2011, если период их действия не истек.

Также многих автомобилистов волнует вопрос касательно того, действуют ли российские водительские права в Европе. Да, действуют. Но в 2014 Европа выказала определенное недоверие тем правам, что были предоставлены гражданам РФ на дорогах Европы. Правовые защитники утверждают, что европейцев не устраивает отсутствие под наименованием документации надписи на английском. На данный момент никакого перевода нет на бланке прав.

Из-за этого европейская полиция тре6бует, дабы права были подкреплены иностранным вариантом. Однако касательно вопроса правомерности представленного требования сказать трудно, ведь есть некоторые не состыковки в имеющихся бумагах страны.

Из всей имеющейся информации, можно ответить на вопрос, какие водительские права нужны в Европе для россиян, так:

  1. Права нового типа, выписанные в России, отвечают нормам, и считаются действительными лишь в тех государства, что являются участниками Венской конвенции.
  2. ВУ старого плана (до 2011), которые действительны по сей день, должны подтверждаться международным ВУ или переводом, заверенным юристом.
  3. Перед тем, как ехать в иное государство, желательно узнать больше информации от опытных водителей, которые уже побывали в необходимом вам государстве. Если есть необходимость, то лучше всего оформить свидетельство международного характера.

Где можно перемещать с российским ВУ

В соответствии с Женевским договором все страны-участники вправе без препятствий принимать ВУ иностранного плана в виде действующего юридического документа. То есть, говоря о том, в каких странах действительны российские водительские права, можно точно утверждать, что в тех, что подписали данное соглашение.

Единственным условием в этом случае является тот факт, что права должны быть выписаны на землях страны своего гражданства, и оставаться на мгновение перехода границы действительными. Чтобы лучше понять все, рекомендуем ознакомиться со следующей табличкой:

Что такое права международного образца

Международные права – это типовое приложение к государственному ВУ, которое считается действительным в большинстве стран мира и необходимо для предъявления в странах, что являются участниками Женевского соглашения.

Предоставляется данное свидетельство на базе уже имеющихся национальных прав. Для этого следует подать заявку и требуемую документацию в автоинспекцию. Не нужно сдавать дополнительные экзамены, однако необходимо представить документы, которые способны подтвердить обучение в автошколе.

Всегда надо помнить, что российские права действительны в течение десяти лет, а международные – три года. Если российские права недействительны, то права иностранного образца также за рубежом будут недействительны.

Таким образом, если вы собираетесь ехать за границу по международным документам, надо взять с собой и национальное свидетельство, что было предоставлено после окончания автошколы и сдачи экзаменов. В ином случае международные права могут считаться недействительными.

Видео:

Иностранные водительские удостоверения: кому их нужно менять? Изменения в законе.

Обычно на изготовление МВУ уходит от 20 минут до часа, и готовый документ на руки вам выдадут в тот же день.

Так нужны ли международные права для аренды автомобилей?

На фоне всего вышесказанного можно сделать вывод, что в странах, подписавших Венскую конвенцию МВУ необязательны и достаточно предъявить российские водительские права. Наш опыт, и опыт наших коллег показывает, что в 90% случаев так и будет.

Но в некоторых случаях сотрудники прокатных компаний могут попросить дать что-то другое, а не российские права. Объяснять им, что наши ВУ в виде пластиковой карточки должна признаваться в их стране иногда без толку. А в Нидерландах, например, и не положено, так как эта страна признает только МВУ.

Некоторые прокатные конторы прописывают необходимость обладания МВУ в . А еще предъявить МВУ может потребовать местная полиция. В некоторых странах вас могут оштрафовать за то, что вы управляете автомобилем без МВУ.

Новые российские водительские права без надписи «Рermis de conduire»

С 2014 года в России начали выдавать водительские удостоверения иного вида с новыми категориями. Но, вместе с этим, в новых правах исчезла строчка «РERMIS DE CONDUIRE», осталось только обозначение документа на русском языке. Другими словами, не знающий русского языка человек может и не узнать, что за документ ему показывают.

Поговаривают, что это было сделано намеренно, чтобы увеличить процент выдачи международных водительских удостоверений. Ведь за получение МВУ нужно платить госпошлину, и делать это надо раз в три года.

Резюме

Нужны ли международные права? Теоретически, в странах-участниках конвенции МВУ не нужно. Хотя есть маленькая доля вероятности, что сотрудники прокатных контор попросят показать что-то другое, нежели российские права. А если захотите оформить автомобиль напрокат в Нидерландах или Кипре, то без МВУ вам не выдадут ключи. Плюс возможные проблемы с полицией и страховой компанией. Поэтому наш ответ на главный вопрос статьи таков: лучше оформить МВУ и не рисковать. Благо стоит это относительно недорого.

Лайфхак

И напоследок, совет от портала Ренткарус. МВУ по российским законам выдается на 3 года. Но те, кто будет оформлять вам автомобиль по МВУ заграницей, на срок действия вряд ли посмотрят. Поэтому можно оформить МВУ, и каждые три года аккуратненько исправлять цифру с годом действительности документа на большее значение. Делать это лучше всего простым карандашом, чтобы правка не была заметна. Например, цифры 0 и 5 неплохо переделываются в цифру 8 🙂 Таким образом у вас не будет необходимости удовлетворять жадность тех, кто придумал трехлетний срок действия МВУ. А что, почему было не сделать МВУ на срок действия национальных прав, верно?

Отправившись в путешествие за границу, обладатели российских водительских прав розового цвета рискуют получить серьезные штрафы за управление транспортным средством без соответствующих документов.

Водительское удостоверение нового образца соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году и установившей единые для всех подписантов стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения. Конвенция утверждена во многих странах, включая почти все европейские.

Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».

В итоге многие россияне, планирующие путешествие за границей на автомобиле, столкнулись с дилеммой: нужно или нет в дополнение к обычным водительским правам оформлять в еще и международное водительское удостоверение?

Соответствуют ли российские права международным?

«Международное водительское удостоверение (МВУ) — приложение к нашему российскому национальному документу, — объяснил «Газете.Ru» президент коллегии правовой защиты автовладельцев . — Отдельно от него МВУ недействительно, и у водителя все равно потребуют предъявить национальные водительские права.

Наше удостоверение соответствует Венской конвенции, которую подписали более 100 стран, и принимается на ура во всех странах, в том числе при оформлении ДТП.

На новых розовых правах ничего не должно дублироваться на латинице, они полностью соответствуют приложению №6 к Венской конвенции . Единственное, что некоторые прокатные компании, которые предоставляют машины в аренду, просят представить им международное удостоверение, но это происходит редко.

Международные водительские права необходимы только в том случае, если вы едете в ту страну, которая не ратифицировала международную Венскую конвенцию».

На вопрос о том, что делать, если полицейский все равно отказывается признавать действительность российских водительских прав, Травин советует иметь при себе распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, куда вы отправились в путешествие.

«Во всех странах бывают бестолковые полицейские, предъявляете им распечатанный документ либо отправляйтесь разбираться в полицейский участок», -— говорит Травин.

В ГИБДД «Газету.Ru» также уверили в том, что в странах, которые подписали Венскую конвенцию, у российских водителей не могут требовать международные водительские права.

«Наше водительское удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, — сказал замглавы ГИБДД РФ .

— Если у кого-то есть опасения, что в заграничной поездке с национальным водительским удостоверением могут возникнуть проблемы, то можно получить международные права. Но инспекторы дорожной полиции должны прекрасно знать законодательство, в том числе и международное, поэтому необоснованных претензий к российским водителям у них быть не может».

И действительно, если заглянуть в приложение №6 к Венской конвенции , то можно прочесть следующую формулировку:

«На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и (или) отличительный знак страны, выдавшей удостоверение».

Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.

В свою очередь, автомобильные эксперты советуют для того, чтобы избежать проблем при встрече с полицией, иметь при себе международное водительское удостоверение.

Так, главный редактор портала AM.ru Антон Ширяев уверен, что новые российские водительские права представляют собой не более чем ничего не значащую карточку.

«До того как у нас появились водительские права нового образца, за границу спокойно можно было ездить и по старым, — говорит Ширяев. — Конечно, это не относилось к тем странам, которые не подписали Венскую конвенцию, так, например, они нужны в Америке, ОАЭ. Но даже там, где формально были нужны международные права, на это смотрели сквозь пальцы. К примеру, в Австралии в одной из прокатных контор была большая книга с фотографиями всех водительских удостоверений разных стран. С нынешними правами получилось так, что в них нет никаких надписей на других языках, кроме русского.

Получается, что за границей полицейский формально понимает, что это водительские права, но он даже не может прочитать вашего имени. Поэтому сейчас международные права действительно становятся обязательными».

Ширяев обращает внимание на то, что в общении с полицейским доказать свою правоту у россиянина может не получиться и ему придется идти в суд.

«Сделать в такой ситуации практически ничего невозможно, — говорит Ширяев. — В некоторых странах штраф за езду без прав составляет около €300. Можно попытаться оспорить это решение в суде и не подписать штраф. Но если суд окажется на стороне полиции, то вам придется еще и оплатить судебные издержки».

Главный продюсер телеканала «Моя планета» Сева Кущинский считает, что проще дополнительно оформить международные водительские права, чем доказывать полицейскому его неправоту.

«Я сделал себе международные права, в том числе чтобы ездить по Украине, — говорит Кущинский. — За рубежом у меня никогда не спрашивали водительских прав, но я знаю страшные истории из Греции, Италии, где полицейские действительно не могли понять, что это за документ.

Ведь на новом образце все написано без перевода, и иностранец не поймет, что это такое, может, какой-то проездной. Поэтому я советую оформить международный документ — все это делается быстро и без проблем».

Как оформить международные права?

Для того чтобы оформить международные права, необходимы паспорт, национальное водительское удостоверение, фотография и «свежая» медицинская справка. Госпошлина за услугу составит 1 тыс. руб. Международные права можно оформить через портал госуслуг либо обратиться в отделение ГИБДД, где их выдадут в день обращения.