Московские пожарные каланчи. Пожарная каланча: история в деталях

Наверное все видели, выйдя из станции метро «Сокольники», на противоположной стороне Стромынской площади, местную достопримечательность - Сокольническую пожарную часть с красавицей башней-каланчей. Знаменитая пожарная каланча в Сокольниках, старейшая в Москве, силуэт которой неизменно привлекает внимание москвичей. Расположена на территории 12-й пожарной части. Сейчас имеет чисто символическое значение, т.к. свою утилитарную функцию она утратила и используется теперь в качестве смотровой площадки.

Сегодня мы с вами посмотрим, как устроен быт в пожарной части №12. На входе нас встречает начальник 12 пожарной части, капитан внутренней службы - Шарапов Максим Евгеньевич


Он рассказал нам, что каланча бывшей Сокольнической части 1863 г., перестроена в начале XX в. и является историческим памятником начала прошлого века. Это одна из двух каланчей, сохранившихся до нашего времени.

В карауле одновременно находится 12 человек – начальник караула, диспетчер, два водителя, два командира отделения и по 3 пожарных. Помимо работы по вызовам постоянно проходят уроки как по теоретической, так и по практической подготовке и поддержанию соответствующей физической формы служащих. Так как здание старой постройки, то свободных помещений нет, одновременно в одной комнате находятся: кровати для отдыха, маленький тренажерный зал и стол для бильярда (в тесноте, да не в обиде:)...).


Доска скорби...Навечно в строю...


На стене, в одном из коридоров части, висит рисунок Провоторовой Ксении "Сокольники. Пожарная каланча"


В пожарные не берут женщин, по многим причинам (например одна из них - женщинам на производстве разрешено поднимать тяжести не более 20 кг, а одна пожарная лестница весит целых 60 кг). Но ни кто не мешает им работать в пожарной части диспетчером


Диспетчер Ольга рассказала нам, что за сутки по Москве бывает 500-600 реальных выездов, хотя общее количество звонков намного больше – 6-8 тысяч обращений. Многие из них являются ложными даже не из-за хулиганства, а из-за непроверенной информации. Кому-то что-то кажется и сразу звонят 01 (например, у соседа задымилась кастрюля, и бдительная соседка сразу звонить в 01). Но пожарные не обижаются и считают, что лучше перестраховаться, чем потом тушить:) Основная причина пожаров - нетрезвое состояние граждан.
Был случай, пожарные приехали по вызову, а там на балконе пьяный гражданин жарит на мангале шашлык:))
Ещё случай был, мужчина позвонил в службу 01 и сказал, что на улице Строителей пожар...оказалась, что он был во Владивостоке, а сам из Москвы и набирая 01 роуминг автоматически перевел его в Москву, так что уточняйте город:):)
Одним словом скучать на службе не приходится:)

На экране у диспетчера показываются все обращения в службу 01




У пожарных есть специальный датчик, который светится и его видно даже в дыму, так же он начнет пронзительно пищать, если сотрудник будет без движения 30 секунд. Имеется специальный датчик показывающий сколько осталось воздуха в баллоне, когда воздуха останется на 10 минут сработает оповещение


Самое главное для пожарников при тушении пожара - баллоны с воздухом!!! Стойка с полными баллонами

Поэтому баллоны с воздухом тщательно проверяют.


На втором этаже находится два спусковых столба

Спусковой столб - используется в пожарных частях уже более 140 лет для быстрого спуска с верхних этажей на нижние. Огнеборцы обычно находятся на верхних этажах здания пожарной части до того времени, пока не поступит пожарная тревога, после которой они должны как можно быстрее экипироваться, спуститься на нижний этаж и погрузиться в пожарные автомобили.

"Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой" (Владимир Гиляровский)


История пожарной охраны России уходит вглубь веков. 1472 год пожар в Москве. Великий князь Иван III, во главе царской дружины учавствовавший в тушении и проявивший себя "зело хоробрым", несмотря на тяжелые ожоги, издает указ о мерах пожарной безопасности в городе. 1649 год в "Соборном уложении" царя Алексея Михайловича восемь статей строго регламентируют соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях. 30 апреля 1649 года выходит царский "Наказ о градском благочинии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве, который заложил основы профессиональной пожарной охраны


Пожары на Руси всегда были одним из самых тяжких бедствий. Было время, когда в Москве не имелось пожарной команды и тушить пожары обязаны были сами жители. Но они не умели и не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз в значительной своей части. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады. В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия


14 мая 1863 года группа частных лиц, проживающих в районе Сокольников, обратилась к обер-полицмейстеру г.Москвы Крейцу с просьбой разрешить создать пожарную часть в Сокольниках на собственные средства. На постройку здания части было собрано 1800 рублей и 5 августа 1863 года Городская дума разрешила постройку Сокольнической пожарной части. Во вновь созданной части числилось 40 человек служащих


Стенд рассказывающий о истории пожарных частей. Представлены пожарные шлема разных лет


Стенд с медалями, наградами и почетными грамотами пожарной части №12



Все сотрудники готовы!


Пожарный автомобиль с люлькой (подъемной платформой). У люльки есть датчики, на подобие парктроника, чтобы не ударяться об стены:))


Пожарная насосная станция ПНС-100 предназначена для подачи воды по магистральным рукавным линиям к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям, может использоваться для создания резерва воды в непосредственной близости от места пожара


Сотрудники начинают практические занятия, ну а мы не будем им мешать и пойдем смотреть дальше


Интересный факт, но на территории пожарной части не курят, вообще 65% послужного состава не курят


Пожарная куртка специально так свернута, чтобы сотрудник смог быстро её одеть не теряя драгоценные секунды


Сапоги уже вдеты в штаны, так же чтобы не терять время. Нормативы строгие - надевание боевой одежды и снаряжения (пожарный должен её одеть максимум за 27 секунд и то это на троечку)


Максим Евгеньевич показывает и рассказывает, как оснащена современная пожарная машина



Место для экипажа



Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части. Освещения на винтовой лестнице нету:)

В верхней части каланчи, многие кирпичи именные - "Челноков"


окна в каланче


Начальник пожарной части №12 осматривает свой район. Глядя на проезжающие внизу машины, максим Евгениевич рассказал, что в пожарную часть постоянно приходят штрафы за еду пожарных автомобилей. Штраф за проезд на красный цвет, за выделенную полосу и т.д., но как пожарная машина успеет приехать вовремя, если будет ехать по правилам...?! Странно всё это, неужели ГИБДД не может занести номера пожарных авто в базу, чтоб камера их не считала...Приходится вести переписки с ГИБДД и доказывать, что машина ехала на вызов и только тогда штрафы отменяют


Шпиль каланчи


В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей. Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение - на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части - вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей.

Сейчас на обходной галерее установлено множество оборудования... всё таки 21 век на дворе (рации, интернет, мобильная связь, телефония и т.д.)



Тень пожарной каланчи:)


Вид на Сокольническую площадь


Станция метро Сокольники


Жилой комплекс "Дом в Сокольниках"


Вид на улицу Русаковская, ЖК "Дом в Сокольниках" и гостиница Холидей ИНН Сокольники


Внутренний двор пожарной части


Насмотревшись на виды района Сокольники, спускаемся вниз



В уложенные нормативы естественно не уложились, но было весело:)


Кстати, пока мы были на каланче, все машины из гаража уехали на задание


На заднем дворе пожарной части, есть небольшая площадка для тренировок личного состава


Заметил, что на каланче установлено четыре скульптуры в виде пожарных шлемов


вот такая вышла интересная экскурсия в пожарную часть №12 в Сокольниках. Выражаю благодарность за организацию события пресс-службе МЧС, руководству пожарной части №12 и лично Максиму Евгеньевичу (отличный, жизнерадостный человек, профессионал своего дела и оказалось, что скромняга:), а также сообществу

Очень рад, что удалось пообщаться с таким человеком!

Через дорогу от метро Сокольники стоит кирпичная пожарная каланча. Ей чуть больше 130 лет.
Когда-то она возвышалась над низкоэтажной Москвой, на верхней галерее круглосуточно дежурил пожарный, а внизу наготове стояли запряженные для выезда по тревоге лошади. Долгое время пожарные каланчи были самыми высокими зданиями в Москве и вывешенные на верхушке шары и фонари позволяли быстро передать информацию о том, где пожар и нужен ли сбор всех частей. Об этом очень интересно пишет Гиляровский в книге "Москва и москвичи".

Сейчас пейзаж изменился - выходящий из метро видит шумный перекресток, высокие здания, "Макдональдс". На их фоне каланча кажется игрушечной. Но оказывается, каланча, а вернее всё здание, к которому она относится, живет и несет пожарную службу и сейчас. В здании по адресу Русаковская 26 корпус 1 располагается и действует пожарная часть N12.

Мне повезло побывать там на экскурсии в группе блогеров под предводительством silver_slider
Там очень интересно!

Каланча - та самая, которую охотно изображают на плакатах:

С Русаковской улицы виден только кусочек здания.

Пожарные относятся к МЧС.

Нам очень повезло - экскурсоводом был глава пожарной части, Максим Евгеньевич Шарапов.

Экскурсия начинается с посещения комнаты отдыха личного состава.
В карауле пожарной части состоит 12 человек - это два отделения по 4 пожарных, плюс руководители отделений и водители. Сотрудники заступают на дежурство на сутки и в свободное или в ночное время находятся в комнате отдыха. Тут есть бильярд и тренажеры.

В случае вызова на пожар в течение 1-2 минут выезжает машина. В остальное время есть штатный распорядок дня: ежедневно с 10 до 13 проходят занятия по пожарному делу и медицинской подготовке. Во второй половине дня время для хозяйственной деятельности и ухода за снаряжением. После 20:00 свободное время (но пожарную часть покидать нельзя).

Вот план района, который обслуживает пожарная часть. На схеме обаятельной кошачьей мордой выделяется парк Сокольники. Сама пожарная часть обозначена красным квадратом с цифрой 12, это правый нижний угол карты.
Расчетное время прибытия на любой объект участка - до 10 минут.

Вот святая святых части - пункт связи. Тут круглосуточно сидит диспетчер, который принимает и передает пожарным сигналы на выезд. Есть подменный диспетчер - он вступает в дело, если основному диспетчеру надо отойти. Это значит, что пункт связи никогда не остается без сотрудника, даже на пять минут.

Перед диспетчером монитор, куда выводится информация о всех вызовах по Москве.

Когда происходит вызов пожарных, звонок поступает в единый центр приема заявок, расположенный на Кропоткинской.
За 20-45 секунд уточняется необходимая информация и составляется электронная заявка. Затем заявка передается в соответствующую пожарную часть. После этого в дело вступает диспетчер и по его команде через 1-2 минуты выезжает машина.

Ежедневно по Москве поступает около 6 000 вызовов.
По всем вызовам выезжают пожарные.
А знаете сколько из вызовов реально связаны с пожарами? 500-600 в сутки.
Большое число вызовов оказывается ложными, так как пожара вовсе не было, показалось.
(Тут один из сотрудников пламенно говорит: "Но не надо смущаться, надо звонить обязательно. Лучше перепроверить, чем пропустить пожар на ранней стадии").

Система умеет "сшивать вместе" заявки, которые указывают на один адрес. Диспетчеры очень радуются, когда на один и тот же адрес поступает несколько заявок - это косвенное подтверждение того, что возгорание действительно есть.
Машина поедет в любом случае, но это дает дополнительную информацию.

Передав вызов пожарной команде диспетчер не выключается из работы. Вокруг рабочего места много папок и схем с информацией об объектах. В красных папках данные по объектам с ночным пребыванием людей (например, гостиницах). В других папках планы заводов, информация по подъезду и прочему. Пожарная команда получает возможный максимум информации о том, где пожар и как к нему подступиться.

В случае крупных пожаров собираются пожарные машины с разных пожарных частей. Эти схемы работ заранее известны и по соответствующей команде пожарная часть уже знает, какие ресурсы должна предоставить.

Самые частые причины возгорания - это граждане в нетрезвом состоянии (не столько из-за того, что они неосторожны, сколько из-за того, что им море по колено, они не понимают, что уже стало опасно) и проблемы с проводкой.

Украшение коридора:
Провоторова Ксения, 14 лет "Сокольники. Пожарная каланча".

А напротив стена памяти.

Следующее помещение: склад инвентаря, в первую очередь баллонов со сжатым воздухом. Пожарные почти всегда работают в условиях сильного задымления, им нужно иметь свой воздух.

Баллоны одеваются на спину в виде конструкции, похожей на ранец.

На лице маска. К системе подводится манометр, по показаниям которого можно понять, сколько воздуха осталось.
Одного баллона хватает на два часа, если нет нагрузки. Во время тушения пожара идет большая физическая нагрузка и баллона хватает примерно на 45 минут. За 10 минут до ожидаемого момента окончания воздуха система подает звуковой сигнал.
Неопытный боец после этого сигнала начинает волноваться и глубже дышать, чем повышает расход воздуха. Есть специальные тренировки, во время которых главной задачей является сохранение спокойствия после сигнала, чтобы не тратить лишний воздух.

Существуют специальные капюшоны для спасаемых людей. Они надеваются на голову и подключаются к тем же баллонам, воздухом из которых дышит пожарный. Если воздуха много, с пострадавшим поделятся. Но если воздух заканчивается, или пострадавший в неадекватном состоянии, шумно дышит или мешает пожарному, то важнее дать воздух спасающему.

На следующей фотографии очень важный прибор. Он умеет подавать световые и звуковые сигналы. В штатном режиме он ярко мигает - это позволяет различить пожарного в клубах дыма. Если пожарный неподвижен в течение 30 секунд, свет становится постоянным. Если он неподвижен 35 секунд, включается звук - это громкий не очень приятный вой. Предполагается, что пожарный всё время находится в движении и если он надолго замер, это знак ЧП и нужно приступать к поиску и эвакуации пострадавшего.

"В дым" ходят втроем или, в крайнем случае, двоем, чтобы было кому оказать помощь.

А вот люк номер 1.
В закрытом виде он похож на лифт. Но "дверцы" можно распахнуть одним движением и за секунду съехать вниз по спусковому столбу. Во время рассказа Максим Евгеньевич хитро улыбнулся и внезапно уехал вниз. Через три минуты поднялся обратно по лестнице, продолжая начатую фразу. Очень эффектно:)

Этой конструкцией пользуются для быстрого спуска к машинам во время выезда.

В дальней части здания располагаются столовая, актовый зал, мини-музей.

Очень интересно рассматривать старые фотографии.
Историческая байка гласит, что в XIX веке у пожарных была светлая форма. После возвращение с пожара надо было покормить лошадей, наполнить баки водой, а потом долго отстирывать форму. Это для того, чтобы люди были заняты и разные мысли в голову не лезли.

И сейчас машины выезжают именно из этих ворот:

А вот двор пожарной части.

Со стороны двора, да еще и на фоне окружающих домов, пожарная каланча кажется почти маленькой.

Демонстрация новой техники.
Если обобщенно, то пожарные машины делятся на два вида: одни привозят воду и рукава, а другие - лестницу.
Сейчас на фотографии машина, которая может как выдвинуть лестницу, так и подключить шланги к платформе на конце лестницы.

На платформе стоит оператор, который направляет поток воды с помощью пожарного ствола.

А вот гараж.
Тут стоят пожарные машины и полевая кухня. Кухня нужна на случай, если будет нужно организовывать питание людей возле места тушения пожара.

И главное - пожарные машины:

Левый борт машины откидывается и открывается склад оборудования.
Рукава, бензорез, вентили для подключения к городским коммуникациям.

Сверху бензорез - он используется, например, если надо быстро разрезать дверь, за которой бушует пожар.
Снизу краны, штуцеры, пожарная колонка для присоединения к коммуникациям (например, к пожарному гидранту).
(Например, на этой картинке видно , как используется часть оборудования).

Кабина. Баллоны с воздухом для дежурной группы уже в машине, они надеваются уже в пути.

Перед выездом информация для водителя. В случае сложных погодных условияй он предупрежден.

На лобовом стекле карта Сокольников

Возвращается одна из машин. Паркуется ювелирно.

А вот интересный вопрос - что за короб стоит у стены?

Это тренировочный короб - тренажер для отработки пролезания по узким проходам, где могут быть совсем небольшие лазы и перепутанные провода. Говорят, что новички запутываются в веревочках насмерть, а опытные пожарные в снаряжении ползут быстро.

Вертикальную доску в конце пути можно поднимать или опускать, усложняя или упрощая задачу.

Для того, чтобы стать действующим пожарным, нужно пройти сложный отбор. Из формальных условий необходимо пройти службу в армии и не иметь страхов (высоты, огня). Нет формального запрета на прием женщин, но на тушении пожара женщины не работают, так как там очень высоки физические нагрузки, Трудовой кодекс не позволяет.
Ограничение срабатывает на самом первом этапе - форма и снаряжение весят до 50 килограмм, пожарная лестница весит 60 килограмм, женщине запрещены перемещения таких тяжестей (пример норм).

Но даже молодым сильным мужчинам поначалу трудны специфические нагрузки пожарных. Надо действовать в тяжелой экипировке, при высокой температуре, тащить тяжелые рукава или кувалды. И еще сохранять спокойствие.
Во время обучения есть сдача такого физического норматива: нужно в полной форме пройти ряд физических упражений (Пробежать по лестнице, взять и дотащить до места два рукава по 7 килограмм, бить кувалдой 30 секунд, челночно побегать с рукавами. А потом по новой, пока не упадешь). Новички с трудом справляются с одним циклом упражнений, который длится всего несколько минут. Опытные сотрудники в таком мощном темпе могут работать пока не кончится воздух в баллоне.

А в конце экскурсии нам разрешили подняться на каланчу.
Наверх ведет винтовая лестница. А одном месте около трех метров надо подняться просто по скобам.


В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.



Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.


Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.


Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».


Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.


Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089


Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.

При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.

В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».

В инете есть довольно известное фото старого Оренбурга конца XIX века, снятое с пожарной каланчи

А вот собственно и сама каланча в современном виде, ей 142 года. В этом здании я и работаю сейчас.

Стал вспоминать, а где я еще видел каланчи? Есть каланча в городе, где живут мои родители и сестра - Ковров. Часто езжу там мимо этого здания ПСЧ (построено в 1904 г.). В следующий визит сфотографирую сам))

На мой взгляд, самая красивое здание - в Костроме. Построено в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. До 2005 г. в нем управление пожарной охраны, сейчас там размещается музей истории создания пожарной охраны области.

В Питере нашел парочку-троечку...

Каланча в здании ПЧ-2 (1844-1849 гг). Восьмигранная каланча имеет высоту 46 м. Фото djadjka

Каланча в здании ПЧ-12 (1898 г) на Большой Охте

Каланча в здании ПЧ-9 (1882-1884 г) на Большой Охте

Самая высокая каланча в России находится в г. Рыбинске, высота 48 м, построена в 1912 г.

г. Сыктывкар (1907 г)

Про омскую каланчу у fort_i_ko ., спасибо ему!

Пожарная каланча в Волгограде (1891-1897 гг). В те времена там находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен, библиотека и ломбард. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарников с шестовым спуском. Пожарная каланча одна из первых зданий в Царицыне испытала централизованное отопление, водопровод и канализационную систему. В период Октябрьской революции пожарная каланча была главной смотровой площадкой, с которой открывался вид на город. После окончания волнений пожарная каланча восстановила свою деятельность – только конюшни теперь занимали не обозы, а современные для того времени пожарные автомобили.
В годы войны было разрушено и восстановлено в первоначальном виде в 1995 г.

Пожарная каланча в Вологде (1853 г). В ней размещались полицейский участок 3 части Вологды и пожарная застава Заречья. При каланче находилось даже небольшое тюремное отделение. В настоящее время каланча не используется. Примечательно, что в 2015 г. площадка и кровля каланчи горели, пожар был ликвидирован в течении 30 мин.

Сокольники, Москва (1881-1884 гг). В августе 1863 года после долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет было собрано 20 тысяч рублей. На то время, это было самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве, первая на Сухаревской. Процесс тушения пожара проходил следующим образом: в галерее дежурили часовые, которые определяли силу и расположение возгорания. Затем около трёх минут готовилась дежурная команда пожарников, после чего они на лошадях ехали на службу. Работники каланчи жили в здании. Оплата труда составляла: 7 копеек в день. В штат входило: 30 лошадей, 2 бочки для воды. В 1910 году у Сокольнической пожарной каланчи появилась машина на пару. В. Гиляровский в своей книге рассказал о системе оповещения пожара другим пожарным частям. На здании днём висели шары, ночью - фонари. При пожаре звенел колокол и если висит один шар - Городская часть, два шара - Тверская часть, три - Мясницкая, четыре - Пятницкая. Когда висит красный флаг или красный фонарь, то это «сбор всех частей, пожар угрожающий». Это действовало до 1917 года. Затем в работу введена телефонная связь. В 1999 году каланчу перестроили. Затем здесь располагается управление главной пожарной службы Восточного административного округа и ПСЧ-12.

Еще одна каланча в Ярославле. Пониже и не такая величавая как в первой части.

Каланча в действующей пожарной части в г. Углич (1828-1831 гг). Первоначально размещалась пожарная часть и полицейское управление.

Комплекс зданий пожарной части на улице Крупской был построен в XIX веке. 26-метровая пожарная каланча одно время была самой высокой постройкой в Самаре. В середине XX века из-за аварийного состояния пожарная каланча была снесена, здание пожарной части обветшало. Его реставрация началась в 2011 году. За это время был отремонтирован фасад и возведена аналогичная снесенной каланча. В настоящее время находится музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области.

Пожарная каланча в Суздале была построена в 1890-м году. Тогда в помощь пожарным, располагавшимся в здании конюшни, имелся всего один ручной насос. Одноэтажное здание, которое занимала пожарная дружина постепенно пришло в полную негодность. В 2004-м году городская пожарная охрана выбила средства на возведение нового здания. Строительство проходило на месте старого здания, поэтому на это время отряд пожарной охраны размещался в палатках. 26-го декабря 2005-го года пожарные переехали в новое здание, которое отвечает современным требованиям и при этом является украшением старого города.


Курган. На этом месте городские власти в 1830 году построили деревянные пожарное депо и каланчу (высота 27 метров), которые стали первыми стационарными пожарными городскими сооружениями. Однако, недолговечное строение из дерева к середине 70-х годов практически полностью пришло в негодность. Именно по этой причине, на его месте в 1881 году было заложено, а весной 1882 года завершено строительство нового каменного здания, которое венчала деревянная пожарная каланча.

В единственной городской пожарной команде тогда работали 15 человек, в наличии имелись 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и один «багровый ход» - повозка, на которой вывозились багры, брезент, полог и лестницы. Вместо красно-белых машин с проблесковыми маячками в конюшнях стояли 12 лошадей.
До конца XIX века пожарные жили при депо. Дежурных караулов не было, служили на правах солдат: в город разрешалось отлучаться не более одного человека, на что давалась увольнительная записка. Дежурство до 1920 года оставалось бессменным. До революции в казарме проживали и семейные, которые имели в своем распоряжении тумбочку и койку, отгороженную пологом или одеялом. В настоящее время здесь ПСЧ-9.

А теперь просто фотографии... г. Сарапул (1887 г.)

г. Харьков

г. Гродно



г. Тараща Киевская область

Предыстория возведения здания Пожарной каланчи в Сыктывкаре относится к сентябрю 1899 года, когда Городская Дума одобрила предложение городского головы о сооружении на месте старой деревянной постройки пожарного обоза нового каменного здания с помещениями для служителей и конюшен и смотровой каланчой, оснащенной пожарным колоколом. Проект разработал вологодский архитектор И.И. Павлов. Его осуществление было начато в 1900 году. Контракт на строительные работы был подписан со знаменитым в Республике Коми подрядчиком Н.Г. Кононовым, пригласившим каменщиков из города Сольвычегодск. Строительная деятельность затянулась на несколько лет и проводилась только в летний сезон.

В 1907 году городскими властями был подписан договор о сдаче в аренду второго этажа уездному казначейству. К осени этого же года сооружение было наконец-то достроено, и 19 октября по случаю расположения в нем пожарного обоза состоялся молебен.

Композиционную основу двухэтажной каланчи составляла средняя часть, которая была выделена из плоскости боковых крыльев еле намеченным выступом в форме прямоугольника. Данный выступ перерастал стройный восьмерик здания с псевдоподвалом. Каменная каланча завершалась деревянным ярусом звона (смотровой вышкой) с пологой 8-мигранной крышей. Центральный фасад здания, смотрящий на улицу Спасская, был прорезан 5-тью широкими арочными воротами конюшен I этажа и 8-мью прямоугольными окнами II этажа, вокруг которых было сосредоточено декоративное убранство каланчи («сухарики», выемки с городчатыми перекрытиями и другие).

После реконструкции каланчи, сделанной в 1975 году по замыслу архитектора А.Д. Ракина, здание некоторым образом видоизменилось. Ракин не только сумел бережно сохранить архитектурные достоинства сооружения, но и благодаря выделению цветом подчеркнул декоративное убранство каланчи, а также творчески переработал (применительно к нынешним условиям использования) ее элементы. Первый этаж, где находились конюшни, а затем – гараж для машин был переделан под служебные помещения, бывшие ворота переоборудованы под арочные оконные проемы.

Новый, более выразительный облик получило завершение яруса звона. Вместо 8-мискатной крыши с маленьким углом уклона кровли был создан высокий шатер с полицами, завершенный флюгером в виде металлического петуха, который был устроен на гербе города Усть-Сысольск (замысел архитектора Курова был воплощен художником Кононенко и механиком Катаевым). Весной 1976 года флюгер был установлен на самой вершине шатра.

Отдельное значение при реконструкции здания Пожарного депо было отведено курантам на фасад. В прежнее время на улицах больших городов достаточно часто можно было слышать звон курантов. Часы требовали тщательного ухода, как и любые другие сложные механизмы. Для этой цели необходимо было нанимать целые службы, но средств для их содержания не хватало. Службы сокращались – часы останавливались. В 1986 году после реставрационных работ часы были отремонтированы и куранты заиграли. Но это продолжалось недолго. Спустя полгода, они умокли.

Следующий ремонт был произведен специалистами пожарной лаборатории под руководством главного инженера В. Лисина, однако, по сути, были сделаны новые часы. Мелодию, которая доносилась из часов, решено было оставить. Это была песня коми композитора Якова Перепелицы о городе Сыктывкар.

Здание Пожарной каланчи в Сыктывкаре представляет собой не только памятник архитектуры, но и неофициальный символ города.