Общественный строй Византии. Государственный строй Византии. Общая характеристика формы государства на основных этапах его развития Государственный строй византии схема

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.

В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.

Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (василевс ) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий ). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.

В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.

Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.



В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы ), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема » стал аналогом понятия «провинция».

Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.

В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.

С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам » («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками ) этих земель.

В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.



С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии ) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.

В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

Греческие налоговые чиновники (потарии ), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

  • 9. Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия
  • 10. Государственный строй древних Афин
  • 11. Право и суд в древних Афинах
  • 13. Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината
  • Interregnum
  • 2)В случае продажи в рабство. «за Тибр» говорили римляне.
  • 15. История римского частного права
  • 16. История римского уголовного права; уголовный процесс в древнем Риме
  • 17. Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права
  • 18. Государственный строй Византийской империи
  • Византийское право представляет собой небывалый пример кодификации римского права.
  • А) кодекс Григорианус (295 г.); б) кодекс Гермогенианус (324 г.);
  • Г) кодификация Юститниана (529-534гг.)
  • Имела три аппендикса:
  • 1)Ius militaris(власть, раздел добычи)
  • 2)Лекс номарис(торговля и мореплавание). Родосский закон
  • 3)Земледельческий закон(лекс рустика) (в 8 части – понятие общины, что говорит о том, что основное население Византии – славяне, общинные порядки); Вещное, найм, рента
  • 22. Государственность варваров
  • 24. Суд и процесс LegesBarbarorum
  • 25. Понятие феодализма: содержание феодального права основные виды феодального землевладения
  • 26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу
  • § 1. Если кто земельную собственность продает, или закладывает, это должно быть засвидетельствовано судьей и 7 свидетелями числа людей, которые с ним участвуют в вынесении решения.
  • 27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу
  • 28. Уголовный процесс по Каролине
  • 1) Против государственной власти:
  • 2) Против личности:
  • 3) Против собственности:
  • 5) Против нравственности:
  • Процесс:
  • 29. Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции
  • 31. Государственность Англии периода Революции
  • 32. Становление парламентского правления в Англии: хviii–xiXвв.
  • Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов, достигших восемнадцатилетнего или более старшего возраста, участвовать в голосовании не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами.
  • 35. Развитие и становление американского федерализма
  • 36. Конституционная история Французской революции: 1789-1814 годы
  • 37. Законодательство эпохи Французской революции
  • 38. Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции
  • IiIреспублика
  • 39. Конституционное положение Германии в xiXв.
  • 40. Германское Гражданское Уложение 1896г.
  • 42. История становления единой государственности Италии
  • 43. Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии
  • 44. Веймарская конституция Германии
  • 18 Век.
  • 46. История развития Японского общества и государства
  • 47. Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления
  • 2 Тенденции в развитии нового общества:
  • Обязательственное право
  • Брачно-семейное право
  • Социальный вопрос
  • 48. Фашистское государство Италии
  • 49. Национал-социализм в Германии
  • 1 Августа 1934 «о главе германского государства».
  • 30 Января 1934 г. Был принят «Закон о новом устройстве империи».
  • 1935Г. «Закон об имперских наместниках»
  • 14 Февраля 1934 г - «Закон об упразднении Рейхсрата»
  • 50. Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии
  • 18. Государственный строй Византийской империи

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи.

    Император.

    По форме правления - монархия.

    Продолжение принципата еще на 1,5тыс.лет. Во главе государства - басилевс автократов рамеев(с 629 года, до этого - принцепс.)

    - Наследник власти римских цезарей.

    - Обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви .

    Независим и неограничен (Но!!не мог изменять закон!!!)Может законодательствовать только при помощи мудрых мужей, которые подсказывают, как поступать. Если посмотреть на кодификации императоров, видим воплощение этой идеи. Потом эти идеи приобретают форму права.

    - В церкви он высшая надзирательная власть - потому что со времени Юстиниана был установлен принцип симфонии(богу божье, кесарю кесарево - информация дана в 6 новелле.).

    - Если изменяет православию, то мог быть лишен полномочий .

    При Юстиниане же император регулярно вмешивался в дела церкви и обращался с церковными иерархами как с чиновниками.

    Общая норма в том, что император и церковь соблюдают правило симфонии, установленное в 6 новелле

    Власть византийского императора не была произвольной.

    При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола.

    Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" .

    Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования.

    Самый гуманный способ лишения престола императора - услепление.

    Политические организации.

    Это так называемые городские партии (димы ).

    Социальная опора двух наиболее крупных димов - "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса.

    Получали поддержку:

    "голубые" - сенаторская и муниципальная аристократия,

    "зеленые" - торгово-финансовая верхушка византийских городов.

    Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

    В V в . аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом.

    В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной.

    Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий .

    Армия

    Армия играла огромную роль. (чаще всего в военном перевороте), роль которого в избрании императора Византии неуклонно росла.

    Факторы, сдерживающие самовластие императора:

    1)Неоходимость одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя" .

    2)Наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената .

    В сенате могли рассматриваться любые дела империи .

    Влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

    К V в . число сенаторов составляло 2 тыс. человек .

    1)Обсуждение государственных дел сенатом.

    2)Право участвовать в избрании нового императора

    3)До 7 века рассматривал законопроекты,

    4)обсуждалась внешняя политика,

    5)расследование громких уголовных дел.

    Государственный Совет (Консисторий) - это совещательный орган при императоре, разрешающий также наиболее важные судебные дела.

    Возглавлялся квестором.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются.

    С IX в. даже номи­нальное провозглашение императора «народом Константино­поля» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Православная церковь

    Остается единственной крупной политической силой в византийском государстве.

    Возрастает роль главы церк­ви константинопольского патриарха в общественно-политиче­ской жизни Византии.

    Патриархи нередко становятся регента­ми малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон , пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство », стано­вится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Со­фии. Но византийской церкви не удалось до­биться независимости от императорской власти .

    Император - право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Император стал именоваться базилевсом , т. е. царем, считавшимся наместником бога на земле .

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов.

    За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).

    Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены).

    Его прерогативы были неограниченными.

    Василевс

    1) издавал законы,

    2) назначал и смещал высших чиновников,

    3) являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Но его положение не было очень прочным.

    Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала : сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник.

    Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в .

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть начинает неуклонно ослабевать.

    Не мог сам всем управлять, была установлена палатинская (палата) система управления.

    Бюрократический аппарат

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного . В его основе лежа­ли начала строгой иерархии .

    Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы) , система которых была де­тально разработана.

    В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких титулов (Существовала Табель, павшие русские князья были на 26 месте и занимали должность стольника).

    Государственном совете

    Сосредоточивалось центральное управление им­перией (в консисто­ рии, а позднее в синклите).

    Это был высший орган при императо­ре, руководивший текущими делами государства.

    Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль.

    Состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора .

    В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор двор­ца, два комита финансов.

    Эти высшие чиновники империи об­ладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

    Два префекта претория являлись высшими руководителя­ми местного государственного аппарата , префект Константино­поля являлся гражданским правителем столицы и председате­лем сената.

    Важные функции имели высшие дворцовые чины:

      магистр - начальник дворца и

      квестор - главный юрист и председатель консистория.

    Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюро­кратического аппарата.

    Общая численность византийских чи­новников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чи­новников.

    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX-XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии.

    Его структура стала более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов» ) увеличилось до 60 .

    С IX в . вследствие роста императорского хо­зяйства и двора усложняется дворцовая администрация . Разли­чия между государственными ведомствами и дворцовыми служ­бами становятся все менее четкими . Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными де­лами .

    В Византии наблюдается распыление отдельных государст­венных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчинен­ных друг другу «секретов» .

    Судебные функции были разделены между различными учреждениями:

      судом патриарха,

      судом го­родского префекта (эпарха),

      особым судом для дворцовых служб императора.

    Многочисленные секретики (секретари) : профессиональные чиновники, сравнимы с министрами.

    1) логофет дрома - пути сообщения, позже МВД и полиция, позже - премьер;

    2) логофет геникона - гос. казна, фин. Система4

    3) логофет - стратег (2 чел.) - один - флот; другой - сухопутная армия;

    4) логофет деменов - председатель госкомимущества.

    Общественный строй .Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать , базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы - Константинополя.Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы . Их правовое положение, определяемое нормами позднего римского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы . Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и позднее римская форма эксплуатации крестьян - колонат . Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и "приписных ". Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение "приписных" колонов: они были прикреплены к земле . Свободные и "приписные" колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов , местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства . Все эти силы долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон - поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.С XI-XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве византийской знати. Слуги - рабы константинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.Государственный строй. Во главе государства стоял император , наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора. Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий. Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи. Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василев-са достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников. Роль центрального государственного аппарата возросла в IX- XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой.. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, - распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

    8.Общая характеристика источников и институтов византийского права. Византийское право, история которого насчитывает бо­лее тысячи лет,представляет собой уникальное явление для сред­невековой Европы. Онохарактеризуется относительно высокой сте­пенью стабильности, внутреннейцельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и по­литическим условиям. Эти качества права в Византииопределя­лись рядом исторических факторов, среди которых особое значе­ниеимели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовоенаследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывалиинтегрирующее влияние на право, прида­вали ему свойства системности.Относительная ста­бильность политической системы Византииспособствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попыткикодифика­ции императорских конституций, а затем и римского права в целом.Так, первым официальным сводом римских законов был со­ставленный в 438 годуКодекс византийского императора Феодо­сия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312года). В IV-VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень разви­тия правовой мысли,складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные - вБейруте и Константинополе). Сре­ди юристов бейрутской школы, которыепреподавательскую рабо­ту сочетали с участием в императорских кодификационныхрабо­тах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурныхтрадиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностямобщества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классическиетексты рим­ских юристов. Таким образом подготавливалась почва для прове­дениякрупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, какуже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юристаТрибониана была осуществле­на всеобъемлющая систематизация римского права,итогом кото­рой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Этако­дификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим ис­точникомдействующего права Византии, но и была тем фундамен­том, на которомокончательно сформировалась ее правовая система.

    Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

    При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

    Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

    Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управленияфемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

    Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

    Византийское государство сформировалось в конце четвёртого века нашей эры в результате отделения части Римской империи (её восточной части). Византия просуществовала более тысячи лет. Развитие этого государства отличалось самобытностью и прошло несколько самостоятельных этапов.

    Первый этап (четвёртый - середина седьмого века) являлся периодом распада рабовладельческого строя, а также зарождения в недрах общества Византии элементов раннефеодальных отношений. Государство данной эпохи представляло собою централизованную монархию с отлично развитым военно-бюрократическим аппаратом, однако, с ограничениями (пусть и не большими) императорской власти.

    Второй этап (конец седьмого – конец двенадцатого веков) – временной период формирования феодального порядка. Именно в данную эпоху Византия приобретает законченные формы неограниченной монархии, которая была отличной от монархий феодального Запада и деспотических Восточных монархий. В данный период власть императора в Византии достигла наивысшего уровня.

    Третий этап (тринадцатый-пятнадцатый века). В данный период происходит углубление политического кризиса в византийском обществе, который был вызван усилением феодализации в условиях усиления турецкой военной агрессии. Эта эпоха характеризуется резким ослаблением авторитета византийского государства, а также его фактическим распадом, которое привело его в пятнадцатом веке к полной гибели.

    Византийское право представляло собою уникальное для средневековой Европы явление. Оно характеризовалось высокой степенью внутренней цельности, стабильности и способностью приспосабливания к постоянно изменяющимся политическим и социально-экономическим условиям.

    В ранний период развития Византии была сложена своеобразная правовая система, выросшая непосредственно из римского права, однако испытавшая на себе влияние специфических переломных отношений в обществе, которое в данном государстве отличалось большой этнической и социальной простотой.

    Под влиянием местных условий и времени римские правовые институты начали эволюционировать, однако принципиальные базисы правовой культуры и римского права не подвергались радикальным изменениям и не были тем самым подорваны.

    В качестве основного источника права было императорское законодательство, а первым официальным сводом законов являлся Кодекс императора.