Переносные радары под запретом. Укоротили руки: почему гибдд запретили использовать ручные радары Запрет на использование радаров скорости

ГИБДД РФ приняла решение ввести запрет на использование инспекторами Госавтоинспекции ручных радаров для выявления нарушений правил дорожного движения. Пока запрет введен в нескольких субъектах РФ.

Данное решение принято на основании письма главы МВД В.Колокольцева, который с целью борьбы с коррупцией среди сотрудников ГИБДД внес такое предложение. Данное решение было воспринято неоднозначно: эксперты считают, что ручные радары изжили свой век, а вот сами производители приборов фиксации скорости уверены, что они еще могут послужить.

Отметим, что с 10 июля текущего года использование автоинспекторами ручных радаров уже запрещено в Ростовской и Самарской областях. Под запретом оказались радары марки «Бинар», «Визир», «Визир-2М», «Сокол-Виза», «Беркут-Виза» и другие. В Краснодарском крае запрещены все радары, у которых есть функция ручного стирания полученных данных.

Ручные приборы определения скорости автотранспорта на дорогах активно стали использоваться, начиная с 60-х годов прошлого столетия. Наряду с рядом преимуществ, они имеют и недостатки: данные фиксации скорости с некоторых видов радаров можно вручную стереть. Именно этот факт позволяет недобросовестным инспекторам скрыть факт нарушения и брать взятку от водителей-нарушителей.

В наш век высоких технологий ручные радары активно вытесняются приборами видеофиксации скорости движения автотранспорта с привязкой к GPS-координатам. Кроме того, уже с 2000 года действует автоматическая система фиксации нарушений, а с 2008 года водители автотранспорта, нарушившие правила дорожного движения, стали получать штрафы по почте.

На сегодняшний день на российских дорогах действуют более 10 тысяч видеокамер, автоматически контролирующих порядок на автодорогах. Помимо определения превышения допустимой скорости они также фиксируют выезд автомобиля на встречную либо выделенную полосы, проезд через железнодорожные переезды и прочие нарушения.

Согласно статистике, только за 6 месяцев этого года было выписано более 26 млн штрафных предписаний. Это на 17 процентов больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Тем не менее, несмотря на мощное техническое оснащение, инспекторы дорожного движения продолжают пользоваться старыми методами – измерять скорость движения автомобиля с помощью ручного радара.

Согласно принятому распоряжению, к автоинспекторам, продолжающим использовать в работе ручные радары в тех регионах, где это запрещено, в первый раз будет применено дисциплинарное взыскание, а в случае выявления повторных нарушений - увольнение со службы.

Видео — о запрете использования сотрудниками ГИБДД ручных радаров в некоторых регионах РФ:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

В нескольких регионах Российской Федерации сотрудникам Госавтоинспекции запретили пользоваться ручными радарами для выявления нарушителей правил дорожного движения. Корреспондент Федерального агентства новостей связался с автомобильным юристом Георгием Холманским и выяснил, с чем может быть связан новый запрет.

Издание «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в управлениях ГИБДД страны сообщает, что запретительные меры начали действовать еще с 10 июля. Они затрагивают регистраторы скорости моделей «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М» и «Бинар». Пока не сообщается, почему именно эти устройства.

«Если мы говорим о подобном запрете, то он вызван очевидными причинами. Может быть, данные приборы выработали свой срок службы, может быть действительно некоторые недобросовестные сотрудники ГИБДД могли ими манипулировать для того, чтобы штрафовать водителей на дороге, тем самым участвуя в коррупционных схемах», - подчеркивает эксперт.

Необходимо отметить, что запрет актуален не для всей России, а только для Самарской и Ростовской областей, а также Краснодарского края, где табу было наложено на все приборы, данные с которых можно стереть вручную.Вполне возможно в будущем использование ручных радаров будет запрещено по всей стране, опыт указанных выше регионов покажет действенность этих мер.

«Честно говоря, сложно сказать, как именно сотрудники могли манипулировать устройствами, так как лично я не работаю с подобными приборами. Но ясно одно, ранее такие устройства вполне легко могли быть вскрыты и перепрограммированы. Это делалось за считанные минуты и давало необходимый результат для продажных сотрудников ГИБДД. Теперь же от таких радаров отказываются в пользу более современных моделей, которые уже так просто не вскроешь, а если это и произойдет - сотрудник Госавтоинспекции будет отвечать перед законом», - сообщает Холманский.

Примечательно, что запретительные меры были приняты после того, как глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о необходимости более активной борьбы с коррупцией среди сотрудников Госавтоинспекции и МВД.

«В целом, я отношусь к подобному запрету очень положительно, потому что в арсенале сотрудников Госавтоинспекции есть масса других технических устройств, которые могут контролировать скорость передвижения транспортного средства - как стационарных, так и мобильных. Я, честно говоря не вижу какой-то проблемы, это, скорее всего, просто технический момент, который направлен на оптимизацию деятельности подразделений ГИБДД», - заключил автоюрист.

Напомним, приборы замера скорость движения автомобилей начали использовать еще сотрудники ГАИ СССР в 1960-м году. В то время это были примитивные устройства, которые просто показывали скорость движения во время замера. Современные же скоростные радары обзавелись функцией видеозаписи и привязки автомобиля к GPS-координатам во время замера.

Время чтения: 4 минуты Может быстрее спросить юриста ? Это бесплатно! Распечатать

Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ. При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление будет являться обязательным для уплаты штрафа, а в ряде случаев и для наложения санкции в виде лишения прав.

Средства видеофиксации нарушений на дороге могут передаваться в частные руки на основании государственных контрактов, заключаемых между службой ГИБДД, региональными управлениями дорожного хозяйства и юридическими лицами или частными предпринимателями. Предметом указанных соглашений выступает эксплуатация и текущее обслуживание комплексов видеонаблюдения.

Ключевые нюансы такого использования и размещения средств наблюдения заключаются в следующем:

  1. каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами, а обслуживающий персонал частных камер должен пройти специальную подготовку;
  2. размещение частных комплексов на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не должно обозначаться специальными предупреждающими знаками;
  3. в обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит не только выявление нарушений, но и распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;
  4. эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе, юрлица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах. В этом случае частный владелец камеры имеет возможность не только фиксировать нарушений, но и предпринять необходимые меры защиты дорогостоящего оборудования от противоправных действий третьих лиц. Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.

Как правило, указанные комплексы предназначены для выявления нарушений скоростного режима. Комплексы видеофиксации, предназначенные для этих целей, могут приобретаться в рамках госзаказа службой дорожного хозяйства, либо частными компаниями. Во втором случае владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию.

Точность измерения скорости транспортных средств напрямую зависит от позиционирования камеры на местности. Нормативная погрешность частных комплексов составляет около 2 км/ч, что является достаточным показателем по нормам КоАП РФ (как известно, допустимое превышение скоростного режима под действием ограничивающих дорожных знаков составляет до км/ч). При неправильной установке или эксплуатации камеры видеофиксации погрешность может достигать 7 км/ч, что может существенно нарушать интересы автовладельцев.

Оспаривание постановлений , вынесенных по данным частных камер видеофиксации, происходит по общим правилам. Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. Процедура оспаривания в этом случае крайне затруднительна по следующим основаниям:

  1. в отличие от стационарных комплексов, частные камеры могут менять свое расположение практически ежедневно, что затрудняет доказывание нарушений при их установке на местности;
  2. на законодательном уровне отсутствует официальная методика по проверке углов установки камеры, что дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений;
  3. сведения о текущем ограничении скорости вводятся в программное обеспечение комплекса вручную, что нередко сопровождается ошибками (доказать несоответствие введенных данных показателю дорожного знака крайне сложно даже для опытных адвокатов).

В постановлении о наложении штрафа указывается местоположение камеры на момент фиксации нарушения. Для оспаривания нарушений ПДД, зафиксированных посредством частных камер, необходимо проехать с видеорегистратором вдоль трассы с установленными дорожными знаками. Только таким способом можно доказать, что расчетный показатель частной камеры видеофиксации не соответствовал разрешенному скоростному режиму дорожного знака. Процедура привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил эксплуатации и установки должна предусматриваться условиями договора.

15.09.2016 10:14

Региональные управления Госавтоинспекции возобновляют использование ручных радаров для замера скорости на дорогах. Полицейские доработали мобильные комплексы: теперь инспекторы не могут самостоятельно стирать видеозаписи о нарушениях ПДД, а значит, вымогать взятки.


РИА «Новости»

Напомним, по указанию Владимира Колокольцева с 10 июля до «особого распоряжения» было прекращено применение инспекторами ГИБДД мобильных комплексов, фиксирующих нарушения ПДД в ручном режиме (радары типа «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и другие). Ранее приборы нередко использовались инспекторами для вымогания взяток, после чего записи с них стирались. В распоряжении министра оговаривалось, что использование устройств допускается только по решению руководства региональной полиции при условии, что будет утвержден порядок применения радаров и «обеспечены меры», исключающие возможность удаления записей.

Ставропольский край стал одним из первых регионов, где радары вернули инспекторам. Решение было принято еще в августе, после ДТП с девятью погибшими: в «исключительных случаях» приборы разрешили использовать сотрудникам 3-го спецвзвода спецроты ГИБДД. Речь идет о подразделении, обслуживающем трассу «Кавказ». Радары применяются только во время спецрейдов по контролю за нарушителями скоростного режима, причем останавливают водителей, превысивших лимит более чем на 40 км/ч. Как заверили “Ъ” в региональном УГИБДД, техника используется не просто в исключительных случаях, но и под особым контролем, «исключающем проявления коррупционного характера». Ранее начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов заявлял, что за работой инспекторов следят сотрудники собственной безопасности.

В Кемеровской области сотрудники автоинспекции возобновили применение ручных радаров с середины августа: это произошло после того, как был разработан и утвержден порядок использования приборов. Документ, в частности, четко определяет действия инспектора и «исключает факты некорректной передачи или искажения показателей работы приборов», заявили “Ъ” в региональном УГИБДД.

Решение возобновить использование мобильных радаров принято и министром внутренних дел Татарстана Артемом Хохориным. «Анализ аварийности за истекший период показал, что количество ДТП по причине превышения установленной скорости движения увеличилось в два раза, количество погибших — в три раза, — объяснили в полиции. — В связи с этим было принято решение о возобновлении использования сотрудниками ГИБДД мобильных средств». Теперь инспекторы будут применять приборы «Амата» (всего их 145 в распоряжении ГИБДД): удалить сделанную запись можно только с помощью пароля администратора. «Инспектор во время несения службы или после не может корректировать информацию, которая хранится на жестком диске, — заверил замначальника регионального УГИБДД Рустам Ибрагимов.— Мы в данном случае исключаем возможность коррупционных проявлений».

«Не вижу связи между применением радаров и возросшим количеством аварий, — говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Если говорить про трассы, то там чаще причиной тяжких ДТП является не только превышение скорости, но и выезд на встречную полосу. Поэтому возникает вопрос, где все-таки больше будет мобильных камер — на трассах или в самой Казани? В городе с прошлой недели стали повально устанавливать знаки ограничения скорости "40 км/ч". Подозрительно, что это совпадает с объявлением об использовании ручных радаров».


В ряде регионов России инспекторам ГИБДД запретили использовать ручные радары для фиксации нарушений ПДД. В частности, с 10 июля запрет введен в Самарской и Ростовской областях, а в Краснодарском крае приказом заместителя начальника регионального управления МВД Юрия Кузнецова запрещены все устройства, с которых можно стереть данные.

Руководство местных управлений ГИБДД ссылается на указание главы МВД РФ Владимира Колокольцев от 30 июня 2016 года . Как пишет "КоммерсантЪ", Колокольцев позволил региональным управлениям ГИБДД самим определять судьбу ручных радаров, после чего в ряде регионов такие устройства и запретили.

В пресс-службе ГИБДД изданию подтвердили существование такого указания и отметили, что оно оно .

Ручные радары впервые появились у ГАИ в 60-е годы прошлого столетия. Со временем они совершенствовались, но одно оставалось неизменным - судьбу водителя решал инспектор ГИБДД, а значит всегда существовала коррупционная составляющая. Эксперты говорят, что самые современные устройства защищены от стирания данных, а неправильные данные выдают не чаще систем автоматической фотовидеофиксации правонарушений. А вот представители общественности, говорят о том, что ручные радары было необходимо запретить еще раньше, так как они всегда давали возможность водителю и инспектору "договориться на месте".

теги: ГИБДД Видеофиксация нарушений

Сотрудникам ГИБДД в ряде регионов запретили использовать ручные радары

10:17 03.08.2016 - REGIONS.RU

Инспекторам ГИБДД в некоторых регионах России запретили использовать для выявления нарушителей правил дорожного движения ручные радары, сообщает "Коммерсант" . Такое решение было принято после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции.

Инспекторы уже с 10 июля не используют ручные радары (модели "Сокол-Виза", "Беркут-Виза", "Визир", "Визир-2М", "Бинар" и др.) в Самарской и Ростовской областях. В Краснодарском крае нельзя использовать приборы, данные с которых можно стереть вручную. Если инспектор продолжает пользоваться радаром, его ждет дисциплинарная ответственность, если и это не помогло - увольнение из органов.

В пресс-службе ГИБДД РФ изданию подтвердили наличие указания главы МВД РФ Владимира Колокольцева от 30 июня 2016 года "О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции" , но содержание его не раскрыли, уточнив, что оно "направлено на упорядочение процедуры применения сотрудниками подразделений Госавтоинспекции мобильных средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД с целью обеспечения соответствующего контроля и законности при осуществлении правоприменительной практики" .

Знакомый с содержанием документа источник рассказал "Ъ", что Колокольцев позволил региональным управлениям ГИБДД самостоятельно определять судьбу ручных радаров, а те в ответ ввели запреты.

Отмена использования ручных радаров для измерения скорости в ряде регионов может означать капитуляцию руководства ГИБДД перед коррупцией в рядах инспекторов ДПС. Такое мнение ИА "Народные новости" высказал председатель московского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

"Расположение стационарных камер, которые работают "на скорость", всем известно, и мобильные радары помогают принудить водителей соблюдать скоростной режим по всей дороге. Но то, что нет контроля за процессом, дает возможность нечистоплотным инспекторам заниматься поборами с водителей" , - пояснил Дозоров.

По его словам, в регионах, где отныне запрещено использование ручных радаров, руководство Госавтоинспекции, по сути, подтвердило, что не может выявить и приструнить недобросовестных сотрудников.

теги: ГИБДД Видеофиксация нарушений

ГИБДД запретила ручные радары в нескольких регионах России

09:29 03.08.2016 - AutoNews

Сотрудникам ГИБДД запретили использовать ручные радары для фиксации нарушений правил дорожного движения в нескольких регионах России. Как сообщает газета "Коммерсантъ", ручные радары больше не используются сотрудниками госавтоинспекции в Самарской и Ростовской областях. В Краснодарском крае распоряжением местного руководства под запретом оказались все радары, с которых можно вручную стереть данные. Причем за использование таких аппаратов инспекторам пригрозили дисциплинарным взысканием, вплоть до увольнения.


В ГИБДД при этом ссылаются на приказ министра внутренних дел Владимира Колокольцева "О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений госавтоинспекции" . Знакомый с этим документом собеседник издания сообщил, что в нем глава ведомства позволил региональным управлениям самостоятельно решить судьбу ручных радаров, а те ответили полным их запретом.

Эксперты по-разному отнеслись к возможному полному запрету ручных радаров. Так, заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин считает, что его надо было вводить раньше, поскольку погрешности у аппаратов колоссальные. "Там накрутить можно все что угодно" , - уверен он.

С этим мнением согласен и один из разработчиков ГОСТа для стационарных камер Григорий Шухман, который считает, что запрет ручных радаров "исключит ситуации, когда сотрудник ГИБДД работает на свой карман" .

В свою очередь, генеральный директор компании "Симикон" (производитель радаров "Бинар") Илья Барский считает, что на отдельных участках фиксировать нарушения удобнее именно ручными радарами, например на горных дорогах. При этом он заверил, что радары его фирмы защищены от удаления и любых изменений.

Против полного запрета ручных радаров выступил и член Совета Федерации от Карелии Владимир Федоров, который указал, что не у всех регионов есть деньги на дорогие автоматические комплексы, центры обработки данных и рассылку уведомлений о штрафе.