Положение о земских учреждениях было утверждено. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Результаты реализации земской реформы

ИЮНЯ 1890 г.

28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвую­щими в Земских Избирательных Собраниях.., составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы губернского или уездного города, по принадлежно­сти – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на Избирательных Собраниях, а также представители благотворительных, учебных и ученых учреждений, торговых и промышленных Обществ, Товариществ и Ком­паний.

51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определен­ного для оного расписанием… числа гласных от сельских обществ, то Губернское по земским делам Присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных Губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет оче­редь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних по окончании трехлетнего срока.

87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собра­ния в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постанов­лением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий зем­ских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуж­дам, либо явно нарушает интересы местного населения.

118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.251.

Ø Используя документ 7.11., ответьте на вопросы:

1. Сколько Земских Избирательных Собраний составлялось по каждому уезду для производства выборов в уездные земские гласные? Кто входил в каждое из них?

2. Каким образом происходило избрание гласных от сельских обществ?

3. В каких случаях Губернатор мог остановить исполнение постановления Земского Собрания?

4. Кем утверждались в должности Председатели Губернских Управ?

5. Кем утверждались в должности Председатели Уездных Управ?

6. Кем утверждались в должности Члены Губернских и Уездных Управ?

ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИЮНЯ 1892 г.

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадле­жат:

1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.

II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.

III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способа­ми, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.

V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с зем­скими учреждениями основаниях.

VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупрежде­нию и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городско­му населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.

VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.

VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.

IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное за­коном участие в заведывании учебными заведениями.

Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и дру­гих подобного рода общеполезных учреждений.

XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами раз­витию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, над­зор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреж­дений.

XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на обществен­ное управление потребностей воинского и гражданского управлений.

XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основа­нии особых законоположений и Уставов.

11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий го­родского общественного управления…

21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.

23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каж­дые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.

24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в рус­ском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и уч­реждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизнен­ного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу го­родского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с насе­лением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот руб­лей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в рус­ском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищест­ва и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих горо­дах – первой или второй гильдии.

25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполно­моченных, снабженных от них доверенностями.

33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) со­стоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.

Ø Используя документ 7.12., ответьте на вопросы:

1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?

2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?

3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?

4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?

5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?

6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?

7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?

Глава первая.

Положения общие.

1. Для заведывания делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии и уезде, по принадлежности суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства, попечение о построении церквей...

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. ... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие в предупреждении падежей скота, а также по сохранению

хлебных посевов...

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского, гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстывание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных...

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить их круга указанных им дел…

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам…

Реформы Александра II. – М.: 1998. – С. 212-214

Вопрос:

1. В чем вы видите положительные и отрицательные моменты, противоречивость в реформе земского самоуправления?

Документ 3.

К.П. Победоносцев. «Московский сборник».

Глава «Великая ложь нашего времени».

Что основано на лжи, не может быть право… Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… Отсюда истекает теория парламентаризма…



Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...

По теории парламентаризма должно господствовать большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью.

По теории народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии...

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства...

Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его... так как воля парламента определяется большинством, но как скоро при большинстве есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента; тем еще менее можно признать ее волею народа.

Родина. - 1993. №4. С. – 67-70,71.

Вопросы:

1. Подтвердите или опровергните суждение автора документа, называющего идею парламентаризма «великой ложью».

2. Ваше мнение о К.П. Победоносцеве.

Документ 4.

Генерал Р.А.Фадеев. Из записок о Восточном вопросе (1876).

Нам необходимо открытое, ни от чьей воли не зависящее сообщение с южными морями. Без него мы не можем жить. Через полтораста лет от Петра Великого история вынуждает русского государя разрешить на юге ту же задачу, которую первый преобразователь решил двадцатилетнею войною на севере. В то время весь устой России заключался в северной половине страны; ... теперь центр тяжести переместился, и большинство русского населения, большинство наших производительных сил находится между Окою и Черным морем, которое без обладания проливами значит не более Каспийского.

Россия, лишенная навсегда свободного выхода в Средиземное море, стала бы похожа на птицу с одним крылом.

Окончательная цель наша не может состоять ни в чем ином, как во всерешающем занятии военной позиции Дарданелл... Неизбежность этой цели... начинает входить в сознание большинства землевладельцев и капиталистов южной половины России, которым случайное закрытие проливов, даже слух о нем, грозит каждый раз общим разорением, а кроме того, постоянно стесняет их, парализуя всякую мореходную и береговую промышленную предприимчивость на Черном море. Даже крестьяне южной России поймут необходимость занятия проливов во что бы то ни стало. Политическим же и военным людям нельзя не видеть громадного значения подобного результата.

История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. - М.: 2004. - С.277-278.

Вопросы:

1. Чем диктовалась необходимость активной политики России в захвате черноморских проливов?

2. Как Вы оцениваете эту внешнеполитическую доктрину?

Тесты

1. В XIX веке развитие капиталистического способа производства требовало...

а) рынка свободной наемной рабочей силы

б) интенсификации сельскохозяйственного производства за счет введения месячных»

в) вложения в производство значительных денежных средств

г) высокой покупательной способности населения.

2. Современники второй половины XIX века...

а) Александр I - Кутузов М.И.

б) Барклай де Толли - Витте С.Ю.

в) Горчаков A.M. - О. фон Бисмарк.

г) Сперанский И.И. - Милютин Д.А.

3. Какая из великих реформ 60-70-х годов XIX века была самой последовательной и радикальной...

а) военная;

б) судебная;

в) земская;

г) в области образования;

д) городская;

е) аграрная.

4. Какую систему комплектования армии утвердил «Устав о воинской повинности» в 1874 году...

а) формирование дворянских ополчений;

б) рекрутский набор;

в) всеобщая воинская повинность;

г) комплектование профессиональной армии.

5. Дата и основные положения Сан-Стефанского мирного договора...

а) 1875г а) о передаче Турции на Кавказе Карса.

б) 1876г. б) образование независимой от России Туркестанской области,

в) 1878г. в) о признании Черного моря нейтральной зоной,

г) 1891 г. г) о признании независимости Сербии, Черногории, Болгарии, Румынии.

6. Кому принадлежит высказывание о судебной реформе 1864 года: «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных»...

а) Жуковскому В.А. - бывшему наставнику императора;

б) Победоносцеву К.П. - обер-прокурору Синода;

в) Александру II - императору России;

г) Лорис-Меликову М.Т. - министру внутренних дел.

7. Сопоставьте функции указанных судов по реформе 1864 года...

а) Мировой суд а) рассмотрение гражданских исков и уголовных дел с

участием присяжных заседателей.

б) Окружной суд б) политические и государственные дела

в) Сенат в) мелкие уголовные и гражданские дела.

г) Судебная палата г) высшая судебная инстанция и кассационный суд.

8. Земское движение конца XIX века - это движение...

а) консервативно – охранительное;

б) революционно – радикальное;

в) либеральное;

г) социал – демократическое.

9. Двумя составляющими контрреформ Александра III являлись...

а) отставка министров – либералов;

б) отмена суда присяжных заседателей;

в) восстановление всесилия цензуры;

г) упразднение земств.

10. Почему великие реформы 60-70-х годов XIX века не стали «революцией сверху»...

а) крестьянство не получило земли в частную собственность;

б) реформы не затронули всех сфер общественной жизни;

в) не была принята Конституция;

г) подавление правительством «беспредельного и всеобщего» выступления народных масс.

Тематика докладов

1. Прогрессивность и непоследовательность реформы образования.

2. Формирование индустриальной цивилизации в пореформенный период.

3. Россия и США в 60-е годы XIX века: проблема Аляски.

4. «Золотой век» русской культуры.

Хронология

1855-1881 - царствование Александра II.

1877-1878 гг. - русско-турецкая война

1879-1881гг . - деятельность организации «Народная воля»

1881-1894гг . - царствование Александра III

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

Заказать написание уникльной работы

">1 вопрос Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);2) представители сельских обществ;3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.Компетенция городских учреждений:1) назначение выборных должностных лиц;2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);3) управление городским имуществом;4) городская недвижимость;5) кредиты-займы.Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.

">2 вопрос Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазной революции. Двоевластие. Центральные и местные органы власти Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи. 25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами "Хлеба!" и "Долой самодержавие" переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска. 27 февраля Совет Министров послал царю в Ставку (Могилев) телеграмму с просьбой о коллективной отставке и разошелся. 28 февраля многие министры, включая Председателя Совета Министров, были арестованы. 27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на "неофициальное" заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек (председатель - октябрист Родзянко, члены "прогрессивного блока", один меньшевик и трудовик Керенский). На другой день Временный комитет назначил генерала Л.Г.Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку А.И.Гучкова и В.В.Шульгина для переговоров с царем об отречении, которое состоялось 2 марта. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров. Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций. Овладеть ситуацией Временное правительство не смогло и переживало все более тяжелые и длительные правительственные кризисы: 3-4 мая, 3-23 июля, 26 августа-24 сентября. В результате этих кризисов менялся состав, уже 5 мая правительство стало коалиционным, но все три коалиции были непрочными. 25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Выборы были назначены на 17 сентября, а затем перенесены на 12 ноября. До этого собирались разного рода форумы, которые должны были оказать поддержку правительству: Государственное совещание (12-15 августа в Москве), Демократическое совещание (14-22 сентября в Петрограде). Последнее избрало постоянно действующий Временный совет республики - Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В МВД были сразу упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов и Департамент полиции, а в марте и Главное управление по делам печати. Взамен было учреждено Главное управление по делам милиции и Всероссийская книжная палата. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе. В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерс.


Заказать написание уникльной работы

Утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях

1 (13) января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

Земская реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права, и осуществлённых в 60-е-70-е гг. XIX в. Крестьянская реформа неизбежно вела к необходимости изменений в области центрального и местного управления.

Подготовительные работы по проведению земской реформы начались с 1859 г. В марте при Министерстве внутренних дел была создана особая комиссия о губернских и уездных учреждениях. В её состав входили крупные чиновники из министерства юстиции, государственных имуществ, иностранных дел; председателем комиссии был Н. А. Милютин . В мае 1861 г. работу комиссии возглавил граф П. А. Валуев .

Целью разработки новых принципов самоуправления стала необходимость «призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население посредством избираемого от оного лиц». В основу земской реформы были положены два новых принципа - всесословность и выборность.

В губернии и в уезде органы, заведующие делами земского хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами являлись земские собрания, образуемые из гласных, которые избирались по трём куриям: частных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 дес. земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. В третьей курии не было имущественного ценза, но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. Исполнительными органами земства являлись земские управы - губернские и уездные, состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Выборы земских органов проводились раз в три года.

Круг дел, подлежащих ведению земских учреждений, включал в себя заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земств; устройство и содержание принадлежащих земству зданий и сооружений; содержание путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; управление делами взаимного земского страхования имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах; содействие к предупреждению падежей скота; назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда. В Положении особо указывалось: «Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам».

Действие Положения распространялось на 33 губернии и не затрагивало такие регионы как Сибирь, Прибалтийский край, западнорусские губернии, Кавказ, Среднюю Азию и ряд других. В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, в 1866 г. - еще в 9, к 1871 г. - в остальных. В 1875 г. земство было введено в Уфимской губернии. В 1876 г. было открыто земство в Области Войска Донского, однако в 1882 г. оно было упразднено. Ещё в 9 губерниях земское самоуправление было введено в 1911-1913 гг.

С 1866 г. правительство приняло ряд законодательных актов и правил, ограничивавших земскую деятельность, таких как установление цензуры для земских изданий, запрет губернским земствам поддерживать отношения между собой, требование к земствам оплачивать всю свою корреспонденцию и т. д. 12 (24) июня 1890 г. вступило в силу новое Положение о земских учреждениях, которое изменило избирательный порядок и усилило опеку над земством со стороны губернатора и министра внутренних дел.

Несмотря на то, что компетенция земств была ограничена хозяйственной сферой, политические вопросы в их деятельности занимали важное место. Земские собрания, стремясь к расширению и укреплению земского самоуправления, активно обсуждали вопросы о мелкой земской единице, центральном земском учреждении, участии земства в законодательных работах, выступали с ходатайствами о созыве всероссийского земского съезда и т. д.

Финансовой основой деятельности земств служили налоги на доходы с торгово-промышленных заведений, лесов, земель, а также доходы с имуществ и капиталов земства, пошлины за пользование учреждениями и услугами земства и т.д., к ним присоединялись пособия из казны и частные пожертвования. Основной статьей расходов являлось выполнение обязательных повинностей и финансирование органов образования и здравоохранения. Недостаточность местных средств и ограниченность источников доходов, а также административный надзор связывали работу земств. Однако и в этих условиях они успешно решали стоявшие перед ними социальные, экономические и культурные задачи, привлекая профессионально подготовленных специалистов - врачей, учителей, агрономов, техников, страховых агентов, статистиков.

Лит.: Верещагин А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002; Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864. М., 1957; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Морозова Е. Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000; Пирулова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М., 1986.

См. также в Президентской библиотеке: