Пожарная безопасность. Спасание людей из зданий повышенной этажности Здания повышенной этажности мчс
Обстановка на пожарах. Гражданские здания высотой от 10 до 25 этажей относят к зданиям повышенной этажности. Они имеют конструкции из несгораемых материалов с большими пределами огнестойкости. По своему планировочному решению жилые и общественные здания могут быть одно- и многосекционными. Конструктивное и объемно-планировочное решение этих зданий и лестнично-лифтовых узлов в них обеспечивает незадымляемость путей эвакуации людей при пожарах, пропускную способность лестничных клеток и коридоров для эвакуации людей и боевой работы по тушению пожаров.
Незадымленность лестничных клеток создается подпором воздуха в них или устройством поэтажных выходов из них через наружную открытую зону по балконам или лоджиям на этажи зданий. В многосекционных зданиях для эвакуации людей предусматривают переходы из квартиры в квартиру по балконам в другую секцию, по пожарным лестницам, соединяющим балконы, начиная с 5 этажа и выше или через наружную эвакуационную лестницу, расположенную в торце здания.
В зданиях повышенной этажности устраивают инженерные системы для обеспечения условий успешной эвакуации людей и тушения пожаров. К ним относятся системы подпора воздуха в лестничных клетках, пуск которых осуществляется автоматически с помощью датчиков и дистанционно от кнопок, установленных на каждом этаже у пожарных кранов. В жилых и общественных зданиях предусматривают системы удаления дыма из коридоров каждого этажа. Открывание их клапанов и пуск вентиляторов осуществляются автоматически и дистанционно из шкафов пожарных кранов. В ранее построенных зданиях существуют системы удаления дыма из лифтовых шахт и лестничных клеток.
Противопожарная защита зданий повышенной этажности постоянно совершенствуется. Современные устройства противопожарной защиты зданий еще недостаточно совершенны, не всегда находятся в состоянии постоянной готовности при возникновении пожаров.
Для эвакуации людей в условиях пожара в общественных зданиях повышенной этажности, в зданиях гостиниц и общежитий предусматривают системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
При пожарах все лифты в зданиях в 10 этажей и более переходят в режим «Пожарная опасность». При этом все кабины направляются на первый этаж без остановки и их дальнейшая эксплуатация исключается. Отдельные здания оборудуют специальными лифтами для транспортирования пожарных подразделений.
Гражданские здания повышенной этажности оборудуют внутренними противопожарными водопроводами. В зависимости от этажности и высоты зданий внутренние противопожарные водопроводы разделяют на зоны. Расход воды для жилых зданий, общежитий и общественных зданий, за исключением театрально-зрелищных учреждений, принимают согласно табл. 1 СНиП 2.04.01-85 от 2,5 до 7,5 л/с. На внутренней сети противопожарного водопровода каждой зоны зданий высотой 17 этажей и более предусматривают установку наружных патрубков (не менее 2) для подключения пожарных автомобилей.
В зданиях повышенной этажности при возникновении пожаров характерно быстрое задымление вышерасположенных этажей и лестнично-лифтовых узлов, а также интенсивное распространение огня в пределах этажа, особенно при коридорной планировке и по системам инженерных коммуникаций, облицовке из горючих материалов и оборудованию в верхние этажи. Этому способствуют повышенное влияние ветра, значительные перепады давления воздуха внут-
)и и снаружи за счет большой вы-:оты зданий.
Происшедшие пожары и опыты по-сазали, что при возникновении их в юрвом-третьем этажах 12-16-этаж-1ых зданий через 5-6 мин с момента юзникновения продукты сгорания >аспространяются по всей лестнич-[ой клетке, а уровни задымления та-:овы, что не позволяют людям наудиться без защиты органов ды-;ания.
Через 15-20 мин от начала пожа-»а огонь может распространиться шерх по балконам, лоджиям, окон-1ым переплетам и через оконные и [.верные проемы перейти в помещения (ышерасположенных этажей. -~ Боевые действия по тушению пожаров во многом зависят, от места юзникновения пожара. Если пожар фоизошел в нижних этажах, то по-карные подразделения могут быстро (вести огнетушащие средства в очаг орения и на путях его распростра-[ения. Но при этих условиях в шасной зоне может оказаться боль-цое число людей, для эвакуации ко-орых потребуется значительное ко-[ичество пожарных подразделений и пециальных средств. При возникно-;ении пожаров в верхних этажах огонь оздает меньшую угрозу распростра-[ения по зданию, но при этом за-рудняет введение средств тушения [а значительные высоты, а также начительно усложняет условия про-едения спасательных работ с горя-цих и вышерасположенцых этажей.
Разведка пожара. В многоэтажных даниях разведку пожаров осуще-твляют разведывательно-спасатель-1ыми группами, которые должны со-тоять не менее чем из 4-5 человек.)то обуславливается тем, что при доведении разведки одновременно существляют поисково-спасательные заботы и тушение пожара. В зависи-юсти от планировки зданий, наличия естничных клеток и обстановки на ожаре разведку организуют в не-кольких направлениях. Разведыва-ельно-поисковые группы должны меть при себе изолирующие противо-
газы, переносные радиостанции, переговорные устройства, спасательную веревку длиной 50-60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Во всех случаях у входа в здание выставляют связного с радиостанцией для передачи приказаний РТП прибывающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основной задачей разведывательно-спасательных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.
В процессе разведки РТП должен выяснить у представителей администрации число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие установки пожарных машин. В ходе разведки определяют возможные кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше-и нижерасположенных этажей по неза-дымленным лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т. п. Выясняют возможность использования автолестниц, коленчатых автоподъемников и других спасательных средств и места их установки, основные пути распространения огня и продуктов сгорания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних противопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные средства тушения пожаров, удаления дыма и снижения температуры, приведены ли в действие системы противопожарной защиты и какова их эффективность. Определяют возможность использования лифтов для подъема личного состава и пожарно-тех-нического вооружения на верхние этажи и др.
Спасание людей. Эвакуационно-
спасательные работы проводят с учетом обстановки на пожаре, наличия сил и средств и психологического состояния людей. Определяя количество дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обстановка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в боевую работу.
Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начинать немедленно и привлекать для этого максимально возможное количество сил и средств. Эвакуацию и спасание людей организуют и проводят следующими способами: вывод (вынос) людей в безопасные места из зданий или внутри зданий; эвакуация людей по лестничным клеткам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) из секции в секцию, через балконные лестницы на ниже- и вышерасположенные этажи; спасание людей с применением автолестниц, коленчатых автоподъемников, штурмовых и выдвижных лестниц, спасательных веревок, а также с использованием различных спасательных устройств (спасательных рукавов, индивидуальных спасательных устройств и др.). Для спасания людей используют крыши соседних корпусов зданий с последующим переводом людей на лестничные клетки и из здания.
При массовой эвакуации по лестницам и переходам на путях эвакуации выставляют пожарных, которые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.
При спасании людей из зданий повышенной этажности можно использовать массовое применение пожарных автолестниц, коленчатых автоподъемников, выдвижных и штурмовых лестниц, спасательных рукавов, веревок и одновременно вывод и вынос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и отделениями ГДЗС. Выдвижные пожарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сбло-
кированных корпусов здании, примыкающих к горящему, а штурмовые дестницы при необходимости подвешивают последовательно одна за другой по «цепочке», начиная с вершины выдвижной лестницы или автолестницы. Для большей устойчивости используют штурмовые лестницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы на «цепочке» выставляют пожарного, который удерживает лестницу и оказывает помощь спасаемым в передвижении и переходе с лестницы на лестницу. Спасаемых обязательно страхуют веревками.
При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, на их входных дверях делают пометки.
Одновременно с проведением эва-куационно-спасательных работ РТП принимает меры по предотвращению распространения огня и дыма на пути эвакуации, а также по удалению дыма и снижению температуры в лестничных клетках и шахтах лифтов, по которым производят спасательные работы. Для этих целей в первую очередь используют противопожарный водопровод и стационарные системы тушения пожаров, а также системы дымоудаления. При удалении дыма клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приводит к задымлению вышерасположенных этажей. В ряде зданий из лестничных клеток дым удаляют через дымовые люки, устроенные в их покрытии.
При отсутствии в здании систем противодымной защиты или отказе их работы РТП должен принять меры по удалению дыма и ограничению распространения огня на пути эвакуации с помощью передвижных средств: пожарные автомобили дымоудаления, прицепные и переносные дымососы, а. также путем вскрытия окон и дверей.
Для обеспечения безопасности жильцов многоэтажного дома (свыше 9 этажей), разработана противопожарная защита зданий повышенной этажности. Спасательные средства: механические лестницы, гидранты, в основном рассчитаны на высоту до 30 метров. Это и стало определяющим критерием понятия «повышенная этажность».
Особенности тушения пожара в зданиях повышенной этажности, связанные с этим процессом сложности привели к созданию отдельных требований для помещений находящихся выше 28 метров.
Пожарная безопасность высотных зданий
Во время подготовки проектной документации в расчет принимается устойчивость здания во время пожара. Время, в течение которого несущие конструкции и плиты перекрытия смогут выдержать воздействие огня, называется пределом огнестойкости. Особенности пожарной опасности зданий повышенной этажности рассчитываются исходя из этого временного промежутка.При определении огнестойкости здания в расчет принимаются три критерия:
- R – потеря несущей способности.
- Е – нарушение целостности конструкции.
- I – потеря теплоизолирующих свойств, (нагрев конструкции до температуры от 160 до 220 градусов).
- Ограничить и локализовать пожар.
- Уменьшить интенсивность горения.
- Обеспечить благоприятные условия, чтобы снизить продолжительность пожара.
Меры безопасности при пожаре в высотном здании, направлены на обеспечение свободного выхода людей при эвакуации, своевременного пожаротушения помещений.
Международный опыт показывает, что основные проблемы, связанные с тушением пожаров можно решить превентивными, предупреждающими мерами. Не удивительно, что требования к новостроящимся зданиям постоянно ужесточаются.
Конструктивные особенности, обеспечивающие безопасность высотных строений
Наиболее эффективными современными методами повышения безопасности является использование конструктивных решений препятствующих распространению пожара. К ним относятся:- Противопожарные преграды - включают , плиты перекрытия, клапаны, зоны и т.д. Преграды обеспечивают безопасность несущих конструкций, предотвращают распространение огня. Способствуют самопроизвольному затуханию пламени.
- Противопожарные стены. Недостатки высотных зданий состоят в том, что начиная с 30 метров от земли проводить пожаротушение, с помощью механических приспособлений, становится крайне затруднительным. Для предотвращения пожара устанавливаются вертикальные перегородки, начиная с основания здания. Противопожарная перемычка в высотном здании позволяет предотвратить распространение пожара даже в случае обрушения со стороны очага возгорания.
- Противопожарные разрывы - расстояние между высотными зданиями предназначено для обеспечения свободного проезда транспорта, в том числе пожарных машин, а также предотвращения распространения пожара на соседний дом.
Методические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности указывают, что разрыв для дома с высотой до 9 этажей составит 5-8 м, выше 8-10 м. На этом участке запрещается сажать клумбы и деревья, а также проводить воздушные линии электронапряжения.
Во время действий по спасению, при пожаре в многоэтажном здании ничто не должно мешать беспрепятственному проезду спецтехники.
Структурная схема защиты уменьшает пожароопасные факторы, а также дает достаточное количество времени жильцам, чтобы покинуть горящее здание.
Системы пожаротушения высотных зданий
То, какую использовать систему пожаротушения на высотном здании, решается еще на раннем этапе проектирования. Одновременно проводится расчет систем безопасности. Выбор системы пожаротушения также регулируется ППБ и СНиП.Основными являются следующие положения:
Рекомендации по тушению, ситуации представляющие опасность возникновения пожара должны быть подробно описаны и изложены в предупреждающих надписях на стенах здания. Там же обязательно помещается подробный план эвакуации.
Индивидуальное спасательное оборудование «самоспасы», помещается в каждую квартиру в доме. Дополнительно предусмотрена система наружного тушения высотных зданий, препятствующая распространению огня по фасаду.
Эвакуационные мероприятия в строениях повышенной этажности
Порядок действий, основные способы тушения должны быть хорошо знакомы жителям небоскребов. Регулярно должны проводиться мониторинг и анализ пожарной опасности, а также вноситься соответствующие коррективы в план эвакуации.Главное требование к противопожарным системам – задача предотвратить распространение огня и дать возможность людям покинуть здание. Благодаря организованным действиям удается избежать многочисленных жертв даже при интенсивном пожаре.
Технические средства противопожарной защиты зданий повышенной этажности считаются эффективными, если с их помощью удастся выдержать воздействие открытого огня в течение 180 минут. Система мониторинга показывает, что особенностью развития пожаров в зданиях повышенной этажности является постепенное поднимание огня и дыма вверх. Поэтому основной задачей при эвакуации является достижение безопасного уровня, ниже возгорания. Два эвакуационных выхода, наличие индивидуальных систем защиты могут поспособствовать достижению этой цели.
Последнее время в городах со сложным и дорогостоящим инженерным оборудованием территории планируется значительно увеличить объем строительства жилых крупнопанельных домов повышенной этажности. В Москве, например, в период 1971-1975 гг. будут строить жилые дома преимущественно высотой в 9-16 этажей, а в отдельных случаях - высотой 20-25 этажей и более. Удельный вес 5-этажных жилых домов в общем объеме жилищного строительства в Москве составил в 1973 г. около 3%.
По техническому оборудованию и планировочной структуре жилые дома повышенной этажности отличаются от пятиэтажных наличием в них лифтов и комплексом планировочных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Лифты
Жилые дома повышенной этажности оборудуют лифтами, предназначенными для подъема и спуска людей, а при высоте зданий выше 13 этажей - и для перевозки мебели, колясок, больных на носилках. Необходимое количество лифтов и их грузоподъемность, зависящие от этажности и численности жителей на этаже жилой секции, указаны в табл. 33.По табл. 33 можно определить минимальное количество лифтов для домов до 25 этажей ори населении этажа до 40 человек. При этом высоту этажа принимают равной 3 м, а максимальное время ожидания лифта - 2 мин. Как видно из этой таблицы, в доме может быть до четырех лифтов в зависимости от этажности и количества людей, проживающих на одном этаже жилой секции дома.
Пассажирские лифты грузоподъемностью 320 кГ имеют наружные размеры кабины 100x120 см и вмещают 4 человека; при грузоподъемности 500 кГ размеры 120х140 см и вместимость 6 человек.
Грузопассажирские лифты (500 кГ) имеют кабину увеличенных размеров - 120x220 см (при входе с узкой стороны) или 220X120 см (вход с широкой стороны). Это позволяет перевозить крупногабаритную мебель и больных на носилках.
На рис. 237 показаны примеры планировки лестнично-лифтовых узлов домов высотой 10-12 этажей (при заселенности секции этажа до 40 человек) и высотой 13-16 этажей (при количестве проживающих на одном этаже жилой секции до 30 человек).
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лестнично-лифтовых узлов
В жилых домах повышенной этажности лестницы по их противопожарным свойствам можно подразделить на три группы:- 1) не защищенные от дыма и огня, т. е. непосредственно связанные с помещениями, где расположены входы в квартиры;
- 2) незадымляемые, примыкающие к наружной стене здания, проход на которые осуществлен через наружную воздушную зону по балкону, лоджии или галерее;
- 3) изолированные, т. е. отделенные от коридора, в котором находятся входы в квартиры, шлюзом с самозакрывающимися огнестойкими дверями и со специальной системой удаления дыма.
Новые нормы проектирования жилых зданий (СНиП II-Л. 1-71) допускают проектировать во всех жилых домах высотой до 25 этажей наряду со светлыми, примыкающими к наружной стене лестницами с обычными окнами, лестничные клетки, освещаемые через световые фонари в покрытиях, а также без естественного освещения при обеспечении незадымляемости лестничных клеток. Незадымляемость таких лестничных клеток обеспечивается созданием в них с помощью вентиляторов воздушного подпора не менее 2 кГ/м 2 при одной открытой двери и удалением дыма из шлюзов, холлов и коридоров через размещаемые в них вентиляционные шахты, а также при помощи различных технических средств.
В жилых домах секционного типа высотой до 9 этажей включительно квартиры должны иметь выход на одну светлую незащищенную лестницу. Из квартир, расположенных на 6-9-м этажах, необходимо обеспечить возможность перехода в смежную секцию но балконам или лоджиям или выхода на наружную эвакуационную лестницу, поэтажно соединяющую балконы или лоджии от верхнего этажа до отметки пола 6-го этажа (рис. 238, а).
Незащищенные лестницы отделяют от помещений любого назначения дверями (глухими или с остеклением) для предотвращения быстрого распространения дыма по другим этажам.
В таких крупных городах, как Москва, Ленинград, Киев, где пожарные части имеют 28- и 45-метровые автомеханические лестницы, разрешено проектировать 9-этажные дома без противопожарных переходов по балконам или лоджиям и без наружных эвакуационных лестниц.
В жилых домах высотой в 10 этажей и более предусматривают незадымляемые лестницы (рис. 238, б).
Если в жилых домах высотой от 10 до 16 этажей включительно на каждом этаже имеются секции в составе не более 4 квартир, допускается устраивать обычные незащищенные лестницы с поэтажными входами в них из шлюзов, холлов и коридоров с разделением лестничных клеток посередине высоты здания несгораемой стенкой с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. При этом должен быть обеспечен переход из каждой квартиры, расположенной на 6-м этаже и выше, по балконам или лоджиям в квартиру смежной секции.
В жилых домах коридорного и галерейного типов с жилой площадью более 300 м2 на этаж и высотой до 9 этажей включительно требуется устраивать не менее двух незащищенных лестниц, а в зданиях высотой 10 этажей и более - не менее двух незадымленных или изолированных лестниц.
В торцах жилых домов коридорного и галерейного типов высотой в 6 этажей и более надо предусматривать общие переходные балконы для всех квартир, объединенные наружными эвакуационными лестницами от верха дома до пола 6-го этажа.
В жилых домах коридорного типа высотой в 10 этажей и более наибольшее расстояние от входа в квартиру до выхода наружу или на лестничную клетку из квартир, расположенных между лестничными клетками, не должно превышать 40 м, а из квартир, имеющих выход в тупиковый коридор, - 25 м (рис. 238, в).
При проектировании лестнично-лифтовых узлов необходимо иметь в виду, что шахта лифта может служить причиной задымления лестницы. Поэтому необходимо, чтобы вход в лифты, их загрузка и выгрузка осуществлялись обособленно от лестничной клетки (см., рис. 237).
По этажности (в зависимости от количества надземных этажей) различают гражданские здания Малоэтажные - Высотой до двух этажей, Средней этажности - Высотой от трех до пяти этажей, Повышенной этажности - высотой шесть-десять этажей, Многоэтажные - от десяти до 29 этажей и Высотные - Высотой свыше 30 этажей, или свыше 100 м. Эвакуация из всех видов зданий, кроме высотных, может производиться только по лестницам различных типов. Из Высотных зданий Эвакуация организуется дополнительно по специально предназначенным для этой цели лифтам или другим устройствам. Действующие в России нормы проектирования зданий по высоте подразделяют на здания высотой до 75 м и высотой свыше 75 м.
жилые дома подразделяют на:
малоэтажные (1 - 2 этажа);
средней этажности (3 - 5 этажей);
многоэтажные (6 и более этажей);
повышенной этажности (11 - 16 этажей);
высотные (более 16 этажей)
Кроме специально оговоренных случаев, высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа. Высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема окна в наружной стене.
С началом урбанизации перед архитекторами встает проблема выбора этажности жилого дома. В отечественной научной литературе приводятся различные факторы, влияющие на выбор этажности зданий: инженерные, экономические, градостроительные, архитектурные, национальные, социально-демографические, индивидуальные и т. п. Из них экономический фактор – гласно или негласно – признается определяющим начиная с конца XIX в. Однако до сих пор, по свидетельству самих экономистов, «не достигнуто единого отношения к вопросу экономичности застройки различной этажности» (1). Более того, начиная с 1920-х гг. постоянно слышатся сетования по поводу большого разнообразия технико-экономических показателей, сложности их «утряски», отсутствия четких критериев оценки различных типов жилых домов со стороны их экономики. «И практика шарахается от научно обоснованной пятиэтажной застройки к научно обоснованной тридцатиэтажной»...
Архитектурно-планировочные узлы - понятие, и их влияние на планировку здания.
Эволюционное развитие городов диктует необходимость расширения нового взгляда на реконструкцию сложившихся и функционирующих территорий и узлов градостроительной структуры. Современные процессы развития городов и их функционально-нагруженных узлов сталкивают архитекторов с новыми, еще не в полной мере изученными задачами.
В постсоветских городах, растянутых по территории, сложились неэффективные планировка и функционально-планировочная структура. В настоящий период смены социально-экономической концепции общества и перехода к рыночным отношениям в качестве основного экономического критерия эффективности градостроительных решений выступает стоимость земли, то есть вступает в силу фактор земельной ренты. Таким образом, необходимо пересматривать многие принципы градостроительного проектирования с точки зрения более рационального экономичного использования ценных земельных ресурсов . Градостроители обращаются к проблеме поисков новых эффективных компоновочных решений с учетом «третьего измерения», то есть «вертикальной составляющей» пространственного развития. Самара, как один из наиболее успешных в экономическом отношении крупнейших городов России, также нуждается в разработке подобных градостроительных стратегий, поскольку очевидно, что единственным способом градостроительного проектирования в городах на долгие годы станут реконструкция и «доформирование» - уплотнение сложившейся городской застройки .
Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие социально-пространственного, функционального, градоэкономического регулирования при проектировании и застройке территорий, складывающихся стихийно высокоурбанизированных (переуплотненных) узлов .
Исследования эффективности городской планировки до последнего времени
проводились по следующим направлениям: подземная урбанистика, взаимодействие структурно-функциональных зон города, анализ градостроительной системы и городской среды, касающийся узлов городской структуры, теоретические и практические вопросы анализа общественных пространств. Однако следует отметить, что работы в этих областях имели в основном направление на специализированные исследования более частных вопросов, в то время как комплексная оценка высокоурбанизированного узла, его обобщенное описание в научной литературе не получили еще достаточного освещения.
Высокоурбанизированный многофункциональный узел городской структуры (далее ВМУГС) - центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в котором пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени.
Объект исследования - высокоурбанизированные многофункциональные узлы городской структуры крупнейшего города (на примере города Самары).
Предмет исследования - закономерности формирования, архитектурная типология и принципы реконструкции высокоурбанизированных узлов крупнейших российских городов.
Цель исследования. На основе анализа теоретических и практических работ, направленных на функционирование и реорганизацию современных высокоурбанизированных многофункциональных городских пространств, создать архитектурную типологию, методы комплексного анализа, принципы формирования оптимальной структуры, принципы реконструкции, прогноз путей преобразования высокоурбанизированных многофункциональных узлов крупнейшего города России (на примере города Самары).
Задачи исследования:
изучение международного и отечественного опыта предпроектного анализа, проектирования, прогнозирования, инвестирования, реорганизации,
реализации, реконструкции высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры ВМУГС;
изучение ситуации и процесса конгломеративности функций в узлах (на примере города Самары);
изучение предпосылок возникновения и формирования ВМУГС;
разработка теоретических моделей структурно-функциональной организации ВМУГС;
определение принципов формирования оптимальной структуры ВМУГС и рекомендаций по структурной реконструкции участков городской среды с целью превращения ее в полноценный ВМУГС.
Границы исследования - пространственные: рассматриваются высокоурбанизированные узлы функционально-планировочной структуры крупнейшего города, имеющие определенные физические размеры, трехмерность развития и социально-функциональную характеристику -многофункциональность; физические: суммарная внешняя граница участков, примыкающих к пересечению городских магистралей, или граница квартала многофункционального комплекса - сооружения; теоретические: рассматривается метод анализа и классификации многофункциональных узлов, создаются их архитектурная типология и принципы их эффективной поэтапной реконструкции; географические: город Самара и Самарская городская агломерация в России (с привлечением материалов по городам Казани и Тольятти).
Архитектурно-планировочные узлы (главный вход в здание, лестница, транспортные узлы, санитарно-технические узлы). Их планировочное решение и размещение в здании оказывает существенное влияние на компоновку плана здания в целом.
Каждое здание, как правило, имеет главный вход и обычно несколько второстепенных (служебных) входов. Через главный вход проходят основные массы людей, участвующих в функциональном процессе; второстепенные входы обычно обслуживают подсобные функциональные процессы, а также являются запасными эвакуационными выходами. Главный вход в здание должен быть хорошо виден при приближении к нему. Входная площадка обычно защищается навесом от атмосферных осадков. Для защиты от проникания холодного воздуха у наружных дверей устраиваются небольшие помещения- тамбуры
Далее располагается вестибюль и гардероб. Вестибюль - это коммуникационное помещение с распределительными функциями, откуда потоки людей направляются в коридоры, на лестницы, к подъемникам. Площадь гардероба и вестибюля зависит от количества пользующихся ими людей и может составлять 0,25 м2 на одного человека. При входном узле обычно располагаются некоторые помещения обслуживающего назначения (для охраны, киоски, санитарные узлы и т. п.).
Для сообщения между этажами здания устраиваются лестницы и подъемники периодического (лифты) «ли непрерывного (эскалаторы) действия. В зданиях с большими людскими потоками применяются эскалаторы, т. е. движущиеся лестницы, а вместо лестниц- пандусы, т. е. наклонные пологие - поверхности без ступеней
Лестница, по которой направляется основной поток людей, считается главной и отличается от других лестниц большими размерами и меньшим уклоном. Остальные лестницы- называются второстепенными и служебными (если связаны с подсобным функциональным процессом). Ширина маршей и лестничных площадок зависит от этажности, значимости лестницы и числа пользующихся лестницей. Минимальная ширина марша с - 0,9 м; максимальная- 2,2 м. Во всех случаях ширина площадки не должна быть меньше ширины марша. Уклон маршей (отношение вертикальной проекции марша к горизонтальной) зависит от количества этажей, значимости лестницы и принимается 1:2; 1: 1,75; 1: 1,5. Этим уклонам соответствуют и (размеры ступеней: высота (подступенка) 1(5; 16,5; 17,3 см; ширина (проступи) 30, 29, 26 см.
На рис. 6.10 дано геометрическое построение лестницы. Высота этажа Н (от пола до пола) разбивается на части, равные высоте ступени а, т. е. Н=па м, где п - число подступенков. Если в пределах этажа два марша, то
В каждом марше будет --1 проступей, так как вместо одной проступи будет площадка. Длина марша равна в ^- Соответственно ширина лестничной клетки в чистоте 0 = 2 с+й м, а длина В = в 1|+12 с м„
Где с - ширина марша; й - просвет между маршами.
Пологие марши следует делать в лестницах - многоэтажных зданий и на главных лестницах; более крутые марши делаются в малоэтажных зданиях и второстепенных лестницах.
Для безопасности в случае пожара в многоэтажном здании должно быть не менее двух лестниц, заключенных в лестничные клетки, освещенные естественным светом и имеющие наружные выходы.
Рис. 6.9. Средства сообщения между этажами а - лестница и лифт; б - пандус; в - эскалатор / и 6 - этажные и междуэтажные площадки; 2 и 3 - кабина лифта в плане и разрезе; 4 - шахта лифта, 5 - марши; 7 - ограждения (перила); 8 - люк; 9 - технический этаж; 10 - машинное отделение; 11-наклонные плоскости (пандус); 12- ступени эскалатора; 13 - междуэтажные перекрытия
Наиболее распространенные и экономичные двухмаршевые лестницы (рис. 6.11, а). Однако могут быть и другие типы лестниц, например трехмаршевые (рис. 6.11, б), в которых в пределах этажа размещаются три марша, многомаршевые с различным расположением маршей, двухмаршевые с перекрестными маршами, применяемые обычно в
Общественных зданиях с повышенной высотой этажа.
Известны и круглые (винтовые) лестницы, которые имеют очень огра-
Схемы лестниц а - двухмаршевая; б - трехмаршевая; в - винтовая
Ниченное применение, так как неудобны для движения из-за разной ширины проступи.
Во всех зданиях, имеющих "более 4-5 этажей, устраиваются лифты, как правило, располагаемые в пределах лестничной клетки или близ нее (ом. рис. 6.8 и 6.9).
Расположение лестничных клеток и шахт лифтов влияет на планировку, поскольку они должны занимать одно и то же относительное положение в плане каждого этажа здания.
На планировку этажей влияет также положение санитарных узлов, кухонь и других помещений, которые всегда располагаются в этажах по одной вертикали друг над другом. Такое расположение значительно облегчает разводку в здании трубопроводов водоснабжения, газа и канализации. Кроме того, «мокрые» помещения (т. е. помещения, в которых возможна повышенная влажность воздуха и намокание конструкций) размещаются в здании компактно, чтобы не оказывать вредного влияния на другие помещения.
Вертикальные несущие конструкции (стены и колонны), так же как лестницы и шахты лифтов, должны пересекать все этажи, занимая одно и то же место в плане на каждом этаже. Только в отдельных случаях несущие стены и столбы верхних этажей могут опираться на горизонтальные несущие конструкции. Поэтому помещения с большими пролетами целесообразно располагать в верхних этажах или выносить их в одноэтажные части здания, чтобы не опирать на перекрытие большого пролета конструкции верхнего этажа.Таким образом, экономичное решение конструктивной схемы оказывает существенное влияние и на общее планировочное решение здания.
Конструктивные решения зданий повышенной этажности
Возведение зданий повышенной этажности осуществляется за счет использования монолитного и монолитно-сборного железобетона. Здания с монолитными железобетонными стенами характеризуются сложной конструкцией в плане, группировкой внутренних помещений вокруг лифтовых шахт, часто криволинейным очертанием внешних стен. Высота зданий достигает 32 этажей и более.
Монолитно-каркасные здания наиболее распространены в современном жилом и общественном строительстве. В этих зданиях каркас выполняется в монолитном железобетоне и воспринимает все нагрузки от перекрытия, а стены выполняют только ограждающую функцию и, как правило, они кирпичные. Такой тип здания дает возможность проектировать здания повышенной этажности любой конструкции, с помещениями больших размеров. При этом, при одинаковых размерах здания, увеличивается ее полезная площадь, а в жилых зданиях — общая площадь квартир. Кроме того, в таких зданиях при необходимости, можно сделать перепланировку.
Здания с монолитным железобетонным стержнем и сборными железобетонными конструкциями представляют собой: монолитный ствол, выполненный в виде прямоугольной в плане шахты, в которых размещаются лифты, лестницы, санитарно-технические коммуникации. Со всех сторон к шахте примыкают этажи, которые смонтированы из сборных железобетонных или металлических конструкций. В таких зданиях жесткая монолитная шахта воспринимает горизонтальные нагрузки (ветровые и т.п.), а примыкающие отсеки здания воспринимают вертикальные нагрузки.
Наибольшая высота зданий с жестким монолитным железобетонным стволом достигает до 60 этажей. Применение монолитного железобетона придает зданию необходимую индивидуальность, своеобразное архитектурное решение. Кроме того значительно уменьшаются основные затраты на возведение зданий по сравнению с затратами на здание из конструкций без жесткого центрально стержня.