Замена военной службы альтернативной. Альтернативная гражданская служба. Замена военной службы альтернативной гражданской. Цифры и факты

Право на альтернативную гражданскую службу имеют лица, чьи убеждения или вероисповедание противоречит пребыванию в рядах армии. Данная возможность установлена в ст. 59, ч. 3 Конституции. Перечень оснований, по которым осуществляется замена военной службы альтернативной гражданской, не считается исчерпывающим. Этот список оставлен открытым с указанием на возможность существования и других причин, предусмотренных нормами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет альтернативная гражданская служба РФ.

Это, однако, признание, которое, однако, не слышно с российской стороны, хотя российские государственные СМИ в последнее время особенно заинтересованы в том, чтобы указать на гибель американских гражданских лиц. За все время после военных было всего 102 достоверных сообщения. Из 17 докладов, которые были отредактированы в феврале 12, не было достоверным.

Наказание за уклонение от отбывания альтернативной службы

Однако, как это делается, нет более опытных, чем причины, по которым отчеты классифицируются как заслуживающие доверия или ненадежные. На этом языке также четко указано, что это всего лишь вопрос минимизации риска, а не попытка его исключения. Это также подтверждается следующим предложением: «В некоторых случаях жертвы среди гражданского населения неизбежны». Это также не объясняется подробно. Гражданские лица также намеренно жертвуют уничтожением цели? Или дело в том, что знание является неполным или не защищено от случайных событий?

Юридический аспект

Порядок, в соответствии с которым осуществляется направление лиц на АГС, устанавливает Закон "Об альтернативной гражданской службе", а также принятые на его основе нормативные акты. В положениях ФЗ предусмотрено дополнительное основание – принадлежность к малочисленному коренному народу. При этом принимается во внимание ведение призывником традиционного хозяйства и занятие промыслами.

Уместно упомянуть о том, что инцидент в районе Эль-Джадиды Мосула из Там мог быть похоронен до 200 гражданских лиц, разбив дома. Существуют разные версии. В Пентагоне никто не знает, хотя утверждается, что это чрезвычайная попытка защитить гражданских лиц.

Год назад альтернативная программа гражданской службы начала функционировать в Армении, и результаты были очень позитивными. Первыми, кто будет включен, были молодые Свидетели Иеговы. Теперь, вместо того, чтобы идти в тюрьму за отказ от военной службы по соображениям совести, эти юноши выполняют полезные задачи для сообщества.

Характеристика

Альтернативная гражданская служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемый в государственных и общественных интересах. На АГС не направляются лица, которые должны быть зачислены в запас. Альтернативная гражданская служба – деятельность, которая осуществляется теми, кто был бы зачислен в ряды армии, если бы не имел оснований для отправки на АГС. В связи с этим призывники, которые признаны не годными или имеют ограничения по здоровью, зачисляются в запас. В Законе по этому поводу приведен перечень лиц, которые не направляются на АГС. К ним относят граждан, которые:

В течение более чем двадцати лет более 450 свидетелей были заключены в тюрьму, часто в плачевных условиях, поскольку закон не предоставил им возможность выполнять гражданскую замену. Впоследствии та же комиссия включила в программу еще больше. В результате 71 молодая Свидетельница начала выполнять социальные услуги в течение недели 13 января.

Что такое гражданская служба?

Это альтернатива военной службе, которая позволяет человеку выполнять работу для сообщества, не нарушая их совести. Служба носит гражданский характер, а не под военным надзором и предполагает выполнение достойного труда, который приносит пользу другим. Те, кто выбирает альтернативную гражданскую службу, не подвергаются наказанию, заставляя их работать в плохих условиях. Продолжительность службы не является чрезмерной, как если бы те, кто ее выполнял, отбывали наказание. Фактически, международные стандарты предусматривают, что он не должен превышать 150% времени военной службы.



Обращение в комиссариат

Для реализации своего права на альтернативную службу призывнику необходимо лично подать заявление. Бумагу следует принести:

  • До 1 апреля тем, кто должен призываться в октябре-декабре в текущем году.
  • До 1 октября тем, кто подлежит отправке на службу в апреле-июне будущего года.

Для некоторых категорий устанавливаются иные сроки подачи заявлений. В частности, данное положение касается тех, кто пользуется отсрочками. Если их сроки истекают после завершения очередного призыва, в случае преждевременного прекращения оснований, граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной, после 1 апреля либо 1 октября на протяжении 10-ти дней с момента устранения причин для отсрочки. При нарушении данного порядка (несвоевременном обращении в комиссариат) лицо лишается указанной возможности. Данное предписание действует также в случае, если у гражданина имеются основания для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.

Положительные результаты программы

Те, кто его просят, могут попросить работать в качестве смотрителей, подметальных машин, сборщиков мусора, медсестер, почтальонов, регистраторов, дворников, водителей скорой помощи, социальных работников и клерков. Комментарии, высказанные некоторыми директорами, супервайзерами и другими сотрудниками о рабочих привычках, кооперативном отношении и хорошем поведении «Молодых свидетелей», показывают, что программа получила отличное признание. Несколько членов Республиканской комиссии заявили, что служба, проводимая Свидетелями, принесла пользу правительству Армении и что все они полностью выполнили возложенные на них задачи.

Важный момент

Основание (религиозное, пацифистское и иное, предусмотренное в законе), которое может препятствовать прохождению службы по призыву, может возникнуть в любое время и в течение периода, начавшегося с момента завершения срока, отведенного на обращение в комиссариат до момента принятия комиссией решения относительно гражданина, в том числе. Непредоставление возможности лицу, имеющему убеждения, не позволяющие ему находиться в рядах армии, быть направленным на АГС означает ущемление его конституционных интересов и свобод.

Они не только стараются следовать христианским ценностям, но также хотят быть полезными для общества. «Если таких людей больше, как вы, приходите и работайте за меня!».

  • Вы делаете великолепную работу для страны, заплатив незначительную зарплату.
  • Очевидно, они очень трудолюбивы. - Поздравляю.
Свидетели, которые выполняют замену государственной службы, очищают парк в центре Еревана, рядом с местом Республики.

Свидетели, которые выполняют эту замещающую государственную службу, также выразили себя в весьма позитивных выражениях. Они впечатлены тем, насколько хорошо мы работаем вместе.

  • Мои коллеги ценят и уважают меня.
  • Они интересовались нами, и мы пытались сделать то же самое для них.
  • С самого начала мы хорошо ладили со всеми, даже с боссами.
Успех этой программы частично объясняется сотрудничеством директоров и руководителей, а также готовностью и рабочими привычками Свидетелей. Свидетели Иеговы Армении благодарны за то, что им не пришлось входить в тюрьму за отказ от военной службы и за возможность сделать что-то полезное для страны, не отказываясь от своих религиозных убеждений.

Принятие решение комиссией

На протяжении месяца с даты истечения срока, в который можно подать заявление, гражданина вызывают на заседание. Призывная комиссия рассматривает обращение в присутствии лица, желающего отправиться на АГС. Выслушав выступление призывника, других лиц, исследовав документы и прочие материалы, предоставленные заявителем, должностные лица выносят решение. В нем может содержаться заключение о замене военной альтернативной службой или мотивированный отказ об удовлетворении обращения.

Мифы об АГС

Женщина, живущая в ереванском доме престарелых, была так благодарна за услугу, что одна из них написала письмо председателю Республиканской комиссии, отвечающей за альтернативную программу гражданской службы. Вот почему эта альтернативная сервисная программа дает мне большое удовлетворение. Похоже, что правительство Армении наконец признало права лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Более 90 свидетелей подали заявки, и комиссия, как ожидается, посетит их всех. Шесть из 20 Свидетелей, заключенных в тюрьму Эребуни, получили их просьбу о замене гражданской службы. 24 октября эти шесть Свидетелей были освобождены.

Отклонение прошения

В ФЗ установлены основания, в соответствии с которыми комиссия может отказать заявителю, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской. К ним, в частности, относят:



Если заявление было удовлетворено, призывнику вручается направление на медицинское освидетельствование и повестка на заседание для решения вопроса о непосредственной отправке на АГС. Если гражданину было отказано, то он отправляется на военную службу в соответствии с общими основаниями. Заключения и решения призывной комиссии, которые препятствуют направлению на АГС, призывник может опротестовать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.

Ожидается также, что комиссия рассмотрит и одобрит запросы других заключенных в тюрьму Свидетелей, которые хотят предоставить замену гражданской службе. Президент Армении сослался на эти поправки в своем выступлении перед Парламентской Ассамблеей Совета Европы 2 октября, где сказал: «Те, кто не хочет служить в армии по соображениям совести, не будут обвиняться в каком-либо преступлении». 3 октября в Армении был принят закон об амнистии, в течение шести месяцев попустивший отказ от военной службы по соображениям совести.

Благодаря ей восемь Свидетелей, которые были в тюрьме на шесть месяцев или меньше, были освобождены между 8 и 9 октября. Новая программа государственной службы предоставляет отказникам по соображениям совести, которые руководствуются библейскими принципами, альтернативой, которую они считают приемлемой. Эта служба не носит военный характер и не контролируется Вооруженными Силами Армении, а гражданскими властями. Противники будут выполнять свою работу близко к дому и работать сорок восемь часов в неделю в течение тридцати шести месяцев с десятью днями отпуска в год.

Сроки

Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его на АГС, направляется к месту ее несения комиссаром. Продолжительность альтернативной службы превышает срок военной по призыву в 1.75 раза. Она составляет:

  • Для призывников, направленных на АГС после 1.01.2008-го – 18 мес.
  • Для лиц, закончивших муниципальные, государственные учебные заведения или получившие госаккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных образовательных учреждений в/о и зачисленных на альтернативную службу до 1.01.2008-го, – 18 мес.
  • Для других граждан, направленных до 1 янв. 2007-го года, – 36 мес.
  • Для лиц, зачисленных на АГС с 1 янв. по 31 дек. 2007-го г. включительно, - 27 мес.

Прохождение гражданской альтернативной службы

Призывники могут нести АГС индивидуально либо в составе формирований и групп в организациях:

Это требование для всех государств-членов. Однако Армения продолжала преследовать и вводить в тюрьму молодых Свидетелей Иеговы. За последние 20 лет более 450 Свидетелей Иеговы отбывали длительные сроки лишения свободы и часто подвергались жестокому обращению и живут в плачевных условиях.

Однако альтернативная служба была проведена под военным надзором, и на практике это было наказание. Совет Европы неоднократно указывал, что альтернативная программа обслуживания несовместима с европейскими стандартами. Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека также выразил обеспокоенность в связи с тем, что Армения продолжает лишать лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Об этом говорилось в заключительных замечаниях 105-й сессии.

Мнение мировой общественности

В Резолюции, принятой Комиссией ООН подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должны иметь нестроевой характер. Форма ее несения должна служить общественным интересам и быть адекватной, "некарательной" продолжительности. Данные определения сходны с приведенными в Рекомендации указаниями Комитета Министров СЕ о том, что длительность альтернативной службы в сравнении с воинской должна находиться в разумных пределах. Вместе с введением АГС, государством может быть установлен порядок организации невооруженных формирований. В них могут проходить службу граждане, чьи основания отказа касались личного пользования оружием. Эта Рекомендация содержит также дополнительное замечание. Его суть состоит в том, что лица на АГС не должны быть ущемлены ни в социальном, ни в финансовом плане. Юридические положения и нормы, в соответствии с которыми осуществляется включение военной службы в стаж, определение пенсий и повышений должности, необходимо также относить и к альтернативной.

В Резолюции Европарламента указано также, что продолжительность АГС не должна превышать длительность пребывания в рядах армии более чем на 50%. Большая продолжительность необходима только лишь как компенсация времени проведения резервных учений. В Резолюции также содержится призыв к тому, чтобы граждане, которые проходят альтернативную службу, были обеспечены защитой от эксплуатации их труда и оплата их деятельности была равна той, что получают лица, призванные в вооруженные силы. Вместе с этим, в документе содержится рекомендация о том, что призывники, которые несут альтернативную службу, должны обладать возможностью проходить обучение и последующую отпускную учебу, аналогично тому, что предусматривается во время пребывания в рядах войск.

Государству-участнику следует установить подлинную альтернативную службу военной службе, которая по сути является невоенной, доступной для всех лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, и ни карательных, ни дискриминационных по своему характеру, стоимости или продолжительности. Государству-участнику следует также освободить всех лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы или альтернативной службы на военную службу.

Поддержка Европейского суда по правам человека

После безуспешного обращения в армянские суды Ваан Баятян и два других молодых свидетеля, приговоренных к тюремному заключению, обратились в Европейский суд по правам человека. Впервые Суд признал, что Европейская конвенция о защите прав человека защищает право на отказ от военной службы по соображениям совести. За этим благоприятным решением Большой палаты последовало еще четыре судебных решения Европейского суда в защиту прав лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести.

Цифры и факты

Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом . Количество свободных мест в 2005 году составляло 3 136, в 2008 году - 9 209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5 700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.

Прохождение альтернативной службы на рабочем месте

Заявители в случаях, когда Европейский суд по правам человека защитил отказ от военной службы по убеждениям: Айк Бухаратян и Ашот Цатурян. Игнорируя постановление Большой палаты по делу Баятяна против Армении, правительство Армении привлекло к уголовной ответственности и осудило 29 лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Из них 23 были заключены в тюрьму. Некоторые из них выразили свое несогласие, представив дела в Европейский суд по правам человека.

Пока неясно, будет ли выплачена компенсация всем тем, кто был осужден после вынесения решения по делу Баятяна против Армении. Пока неясно, какое влияние эти новые меры окажут на Армению. На данный момент кажется, что эта страна, наконец, начала признавать право на отказ от военной службы по соображениям совести.

Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик , дорожный рабочий, электрогазосварщик). Разброс зарплат: от 3 800 руб до 20 000 руб. К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС , 58 % вообще не имеют специальности, а 15 % имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70 % «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах России , из которых они призывались, так как всего около 10 % вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.

Первые молодые Свидетели в Армении, которые имели возможность сделать гражданскую службу прилагает все усилия, чтобы выполнить то, что правительство просит их. Ранее Свидетели, отказавшиеся служить по соображениям совести, были заключены в тюрьму. На сегодняшний день в этой программе записано более двухсот Свидетелей, и 16 из них завершили свою службу к концу июня.

Замена государственной службы хорошо работает

Первые Свидетели, которые закончили программу, были заключены в тюрьму за то, что не хотели выполнять военную службу. Но когда новый закон вступил в силу, они стали участвовать в альтернативной программе гражданской службы. Молодые люди, которые завершили альтернативную гражданскую службу, признательны за то, что правительство предоставило им возможность провести значимую работу, например, украсить окрестности и ухаживать за другими. Эта программа позволяет тем, кто в ней участвует, быть продуктивными членами общества вместо того, чтобы попасть в тюрьму и иметь судимость.

Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

Порядок подачи заявления на АГС

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной службой подается гражданином в отдел военкомата субъекта федерации по месту постановки на воинский учёт не позднее полугода до начала того призыва, в ходе которого заявитель должен быть призван на военную службу (то есть подлежащие призыву в осенний призыв подают заявления до 1 апреля , а призываемые весной следующего года - до 1 октября).

Давид Аракелян, которому 22 года, работал в доме престарелых, чтобы выполнить свою замену гражданской службы. Теперь, когда он закончил, он говорит: Альтернативная служба помогла мне стать более формальной, ответственной и трудолюбивой. Руководство и персонал дома престарелых и даже некоторых жителей поздравили нас с нашей работой.

Будут ли другие страны мотивированы следовать примеру Армении?

Михаила Манасяна, который также является 22, сотрудничал с Министерством по чрезвычайным ситуациям. Недавно правительство Армении сделало шаг вперед и внесло поправки в Конституцию, включив в них признание права на отказ от военной службы по соображениям совести. Венецианская комиссия Совета Европы поздравила Армению с этим шагом и сказала, что это «необычный способ обеспечить соблюдение того, что было принято в отношении Баятяна против Армении, это замечательно».

Те, у кого преждевременно, по истечении указанных сроков, прекратилось действие отсрочки (например, по причине отчисления из вуза), вправе подать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Соблюдение установленных законом сроков подачи заявления весьма важно, так как большинство отказов, вынесенных призывными комиссиями в предшествующие годы, мотивированы несвоевременной подачей заявления. Однако можно смело подавать заявление на обжалование решения в суд , так как данный пункт закона об АГС нарушает конституционные права, в частности ст. 59 Конституции России. Кроме того, призывная комиссия вправе признать причины нарушения срока уважительными и вынести положительное решение.

Заявление должно быть принято сотрудниками военкомата и представлено на рассмотрение призывной комиссии в любом случае, даже если оно подано позже положенного срока. Решение об отказе в праве на АГС , в том числе и по основанию нарушения срока и (или) порядка подачи заявления, полномочна принять только призывная комиссия.

Решение призывной комиссии об отказе в праве на АГС может быть обжаловано в суде.

Заявления рассматриваются в ходе призыва, предшествующего тому, в который заявитель должен быть призван. Если время призыва - осенью, значит, заявление должно быть рассмотрено в весенний призыв .

В заявлении гражданин должен обосновать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы АГС (ст. 11 ФЗ об АГС ). Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если характеризующие его документы и другие данные на самом деле не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решение об отказе должно быть мотивированным, то есть основанным на фактах, установленных комиссией и опровергающих доводы гражданина (ст. 12 ФЗ об АГС ).

Юридически значимые моменты

24 июня 2014 года Конституционный Суд РФ принял Определение № 1470-О по жалобе гражданина Андрея Суворова, просившего признать не соответствующими Конституции несколько статей Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» . Лев Левинсон, один их ведущих специалистов в области АГС, в своём комментарии выделил два значимых момента.

  • Ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека Конституционный суд поясняет: "лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод (постановление от 7 июля 2011 года по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении»).

Левинсон поясняет, что это означает, что убеждениями, которые могут быть основанием для замены военной службы на альтернативную гражданскую, являются не любые, а только серьезные, глубокие и искренние убеждения, вступающие в непреодолимый конфликт с военной службой. Из этого следует, что, подавая заявление, гражданин должен указать, что его убеждения являются серьезными, глубокими и искренними. Поскольку не существует средства измерения этих критериев, они принимаются на веру.

  • «… право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на её замену альтернативной гражданской службой»

Правозащитник указал на то, что Конституционный Суд практически не допускает наличие политических убеждений, которые включают в себя протест против обязательного призыва на военную службу. Определение явно показывает тот факт, что инстанция призыва в праве указать на то, что призывник имеет «не те» убеждения.

Мифы об АГС

Недостоверные сведения о праве на АГС распространяются на всех уровнях, вплоть до региональных военкомов и федеральных телеканалов . Ниже приведены основные примеры такой дезинформации :

  • Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий
    • На самом деле: Выбрать АГС вместо военной службы вправе не только верующий, но и каждый гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС ).
  • На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.
    • На самом деле: Никакой связи права на АГС с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.
  • Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.
    • На самом деле: К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учёбы. Иных документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС ).
  • Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.
    • На самом деле: В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС ).
  • Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.
    • На самом деле: Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС , весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС ).
  • Заявление не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.
    • На самом деле: Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС ).

Наказание за уклонение от отбывания альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы влечет за собой привлечение к уголовной ответственности в виде:

Приговоры за уклонение от отбывания альтернативной службы (ч. 2 ст. 328 УК РФ) бывают в России в единичных случаях: в 2009 году за это осудили 4-х человек (трое получили штрафы, а один обязательные работы), в 2014 году - 7 лиц (троим назначены штрафы в том числе двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы) .