Служебная записка о проведении служебного расследования. Как составить акт служебного расследования. Этапы проведения служебного расследования

«Утверждаю»

Начальник УВД Московского

района Санкт-Петербурга

полковник милиции

Петров А. Н.

19.07.2001 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по материалам служебной проверки

Мною, майором милиции Бетко С. А., заместителем командира ОБ ППСМ по кадровой и воспитательной работе, в ходе проведения служебной проверки по факту применения табельного огнестрельного оружия сержантом милиции Николевым А. А., милиционером ОБ ППСМ,

УСТАНОВЛЕНО:

08.07.2001 года с 20.00 часов до 08.00 часов на охрану общественного порядка в составе наряда ПП-622 заступили сержант милиции Николев А. А., милиционер ОБ ППСМ, сержант милиции Яйченя Н. М., милиционер ОБ ППСМ. За время несения службы замечаний не поступало. Около 05.00 часов 09.07.2001 года милиционер Яйченя Н. М. отклонился от маршрута патрулирования для справления естественных надобностей. Милиционер Николев А. А. ожидал милиционера Яйченя Н. М. на перекрёстке Московского пр. и ул. Типанова. Минут через 5 к нему обратился мужчина, который сообщил, что за торговыми павильонами происходит драка – двое мужчин избивают его знакомого. Николев А. А. проследовал к месту происшествия, где обнаружил двух молодых людей в состоянии алкогольного опьянения , впоследствии оказавшихся Мачихиным Д. А. и Шумилиным В. В, избивавших третьего, лежащего на земле. Прекратив избиение Николев А. А. установил, что потерпевший настаивает на привлечении избивших его молодых людей к ответственности . В это время к нему подошел ещё один молодой человек, который сообщил, что те же граждане ногами повредили дверь его автомашины, о чём он намерен заявить в органы внутренних дел . Николев А. А. объяснил всем гражданам, что все они задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего и должны проследовать с ним в дежурную часть 51 отдела милиции. Однако Мачихин Д. А. и Шумилин В. В. Отказались проследовать в отдел милиции и стали угрожать Николеву А. А. физической расправой, сопровождая отказ грубой нецензурной бранью. Они стали приближаться к Николеву А. А. размахивая руками, пытаясь его ударить и хватая за форменную одежду. Милиционер предупредил их, что в случае неповиновения, он вынужден будет применить физическую силу, и если понадобится – табельное огнестрельное оружие. Несмотря на это, они продолжали свои действия в отношении милиционера и один из них, промахнувшись, сбил с головы Николева А. А. форменную кепку . Так как молодые люди находились в состоянии алкогольного опьянения, на предупреждения милиционера не реагировали, вели себя агрессивно и были достаточно крепкого телосложения, Николев А. А. достал табельное оружие ПМ ПИ № 0557 и привёл его в боевую готовность согласно ст. 16 ч. 1 Закона РФ «О милиции» , так как воспринимал их угрозы реально и считал, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.Тогда молодые люди, не обращая внимания на неоднократные предупреждения Николева А. А. о применении им в отношении них, в случае необходимости, физической силы и табельного огнестрельного оружия, пошли в сторону дома 4 по ул. Типанова. Вызвать помощь по радиосвязи он не мог, так как радиостанция осталась у милиционера Яйченя Н. М., и руководствуясь ст. 15 ч. 2 п. 3 Закона РФ «О милиции» Николев А. А. произвёл один выстрел в воздух для вызова помощи . Молодые люди перепрыгнули через ограждение и стали двигаться в сквер по направлению к ул. Алтайской. Николев А. А. потребовал, чтобы они остановились и легли на землю, однако они стали двигаться в его направлении, угрожая ему немедленной физической расправой. Молодой человек, впоследствии оказавшийся Мачихиным Д. А., поднял с земли какой-то предмет и стал быстро приближаться к Николеву А. А. При осмотре места происшествия было установлено, что данным предметом являлась пивная бутылка с отбитым дном («розочка»). Предупредив о применении оружия, Николев А. А. произвёл один выстрел в воздух согласно ст. 15 ч. 2 п. 3 Закона РФ «О милиции» для предупреждения о намерении применить оружие. Мачихин Д. А. продолжал движение и замахнулся неизвестным предметом на Николева А. А. Руководствуясь ст. 15 ч. 1 п. 2 Закона РФ «О милиции» Николев А. А. произвёл выстрел в район ног Мачихина Д. А ., но тот продолжал идти, и Николев, руководствуясь ст. 16 ч. 2 Закона РФ «О милиции», произвёл ещё два выстрела в район ног Мачихина Д. А. , после чего он упал. Второй молодой человек, позднее оказавшийся Шумилиным В. В., продолжал приближаться к Николеву А. А., и, увидев падение товарища, ускорил движение. Заметив это, руководствуясь ст. 16 ч. 2 Закона РФ «О милиции», Николев А. А. произвёл выстрел в направлении Шумилина В. В. В этот момент на место происшествия прибыл милиционер Яйченя Н. М., и через несколько минут подъехал наряд 51 отдела милиции. Для задержанных была вызвана скорая помощь. О произошедшем доложено дежурному по РУВД.

Сержант милиции Николев Алексей Алексеевич, милиционер ОБ ППСМ, 11.08.1975 года рождения, в МВД с 1997 года. По службе характеризуется положительно, действующих взысканий не имеет.

По данному факту в отношении Мачихина Д. А. и Шумилина В. В. старшим дознавателем Качаловой А. Ю. возбуждено уголовное дело № 320555 по ст. 213 ч. 2 УК РФ.

На основании вышеизложенного,

ПОЛАГАЛ БЫ:

  1. Применение табельного огнестрельного оружия ПМ ПИ № 0557 сержантом милиции Николевым Алексеем Алексеевичем, милиционером ОБ ППСМ считать правомерным.
  2. Проверку материала прекратить.
  3. Материал проверки направить в Прокуратуру Московского района для принятия окончательного решения.
  4. Копию заключения направить в отдел вооружения ХОЗУ ГУВД для восстановления боеприпасов в количестве 6 патронов 9 мм для ПМ.
  5. Использованные боеприпасы восстановить за счёт сметы ГУВД.

Заместитель командира ОБ ППСМ

по кадровой и воспитательной работе

майор милиции Бетко С. А.

Если на предприятии произошел инцидент, то помимо взыскания с виновного работника материального ущерба необходимо провести инвентаризацию и служебное расследование. Оно необходимо, чтобы в будущем избежать неприятных последствий и застраховаться от подобных случаев.

Инвентаризация нужна, чтобы оценить причиненный ущерб, служебное расследование – чтобы выявить причины его возникновения . Расследование выполняется по этапам и в завершении составляется акт служебного расследования.

Акт служебный – это документ, который фиксирует определенные значимые факты. Виды служебных Актов могут различаться (Акт приема-передачи, акт приемки выполненных работ и т.п.), так и в процессе труда (Акт об отсутствии на рабочем месте, об отказе от подписи, об инвентаризации, передачи смены и т.п.).

Работник, который совершил правонарушение, и чья вина была доказана в ходе проведенного служебного расследования, должен написать объяснительную записку (ее образец размещен выше), в которой кратко и емко следует изложить причины такого поступка.

Служебное расследование – это совокупность принятых компанией мер, направленных на сбор, проверку и анализ документов, подтверждающих факт нарушения.

Для проведения расследования назначается председатель комиссии, для ведения документации – секретарь.

Российское законодательство выделяет только 2 дня на дачу объяснений работником, в отношении которого проводится служебная проверка.

Комиссия в соответствии с Трудовым кодексом должна запросить у сотрудника письменное объяснение в связи со случившимся. Секретарь составляет запрос, в котором работник должен расписаться. Если он отказывается это сделать, нужно данный факт зафиксировать.

Если работник отказывается давать и письменные объяснения или уклоняется от исполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются свидетели.

Служебное расследование может быть начато на основании следующих нарушений:

  1. Систематические опоздания.
  2. Преждевременное завершение трудового дня.
  3. Невыполнение профессиональных обязанностей (расследуется на основании жалоб недовольных клиентов или служебной записки других сотрудников, образец которой можно найти немного ниже).
  4. Нарушение инструкции (должностной) или техники безопасности, в том числе и противопожарной.
  5. Нанесение субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба.
  6. Мошеннические действия, которые повлекли за собой финансовые потери компании и т. д.

Пример служебного акта

Утверждаю:

Генеральный директор

ООО «ЛанышСМИ»

Цветков В.М.

Акт

г. Иркутск

о выделении к уничтожению

документов, не подлежащих хранению

На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы ООО «ЛандышСМИ».

Итого 7 ед. хр. За 2010-2012 годы. Описи дел постоянного хранения за 2010-2012 годы утверждены по личному составу

согласованы с ЭПК соответствующего архивного учреждения (протокол № 9 от 17.12.2010 г. и протокол № 4 от 08.02.2012 г.)

начальник отдела делопроизводства

П.В. Лавочкина 08.04. 2017 г.

Согласовано:

Протокол ЭК

от 06.04.2017 г. № 1

Причины и основания для служебного акта

С точки зрения содержания служебных актов и их назначения существует множество видов такого рода документов: акт передачи товарно-материальных ценностей, акт списания материальных ценностей, обследования условий труда, акт испытаний образцов.

Служебный акт должен составляться и при увольнении сотрудника (который не является материально-ответственным лицом) и передаче дел, в т.ч. незавершенных, новому работнику.

Акт всегда составляется несколькими лицами (коллегиально) – не менее чем 2-мя. Нередко руководителем сначала создается комиссия (распоряжением, приказом), которая и наделяется какими-то полномочиями и функциями. И уже эта комиссия составляет по итогам своей деятельности служебный акт. Такой документ может содержать выводы, например, акт служебного расследования.

Роль служебных актов в процессе трудовой деятельности весьма значительна. Правильно составленные документы могут использоваться в качестве доказательств по гражданским делам, учитываются при проведении проверок по жалобе в трудовую инспекцию и другие органы власти.

Что включает в себя служебный Акт

В нашем примере используется утвержденная форма акта об уничтожении. Тем не менее на ее основе и знании изложенных ниже нюансов Вы сможете подготовить любой служебный документ для фиксации событий или действий.

Служебный акт может составляться на официальном бланке организации . Может составляться на простом листе формата А 4, но содержать графу: утверждаю, согласовано (подписывается руководителем). Некоторые виды актов (по финансовым вопросам) приобретают юридическую силу только после заверения грифа «утверждаю» печатью.

К обязательным реквизитам служебного акта, помимо указания на организацию, относятся:

  1. название документа (Акт), номер (при наличии) и дата
  2. место составления
  3. основание (проверка, факт, событие, указание начальника, ссылка на норму закона)
  4. суть установленных фактов, результаты и выводы, предложения
  5. подписи сторон (председатель и члены комиссии или сотрудники организации, присутствующие при составлении документа).

Когда кто-то из обязательных членов комиссии при составлении служебного акта не согласен с какими-то выводами, он вправе приобщить к документу в качестве приложения особое мнение в письменном виде.

Количество экземпляров (когда оно не утверждено законом) определяется практической необходимостью.

Обратите внимание, что служебный акт, как правило, отдельно не хранится, а приобщается к материалам того дела, с которым связан зафиксированный факт.

Акт служебного расследования

Образец Акта служебного расследования:

формате Word, doc)

(в формате Word, doc)

Пример акта служебного расследования

УТВЕРЖДАЮ:

ООО «Кувшинка»

Генеральный директор

Братчиков Родион Константинович

Акт служебного расследования

Составлен комиссией:

Председатель: Начальник отдела кадров П.Р. Малахов

Члены комиссии:

Факт нарушения: невыполнение администратором Синициной Анастасией Владимировной возложенных обязанностей по уведомлению миграционного подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания в течение суток (нарушение ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ).

В результате проведенного служебного расследования выявлено:

  1. 18 апреля 2017 г. в гостиницу «Кувшинка» по адресу: г. Геленджик, ул. Морская, 48, в 12 час. 48 мин. прибыл гражданин Республики Узбекистан Фархудов Махмуд, 08.04.1972 г.р., для временного пребывания.
  2. Согласно табелю учета рабочего времени, журналу учета, 18 апреля 2017 г. администратор Синицина А.В. выполняла свои функциональные обязанности с 06 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 19 апреля 2017 г., в т.ч. по заселению гостей и предоставлению им гостиничных номеров. Синицина А.В. предоставила гражданину Узбекистана Фархудову М. номер 309 на третьем этаже гостиницы, а также взяла оплату и выдала квитанцию.
  3. В нарушение п. 2.4 должностной инструкции администратора гостиницы и ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Синициной А.В. не заполнялось, в миграционное подразделение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике не подавалось.
  4. 05.05.2017 г. в результате проведенной проверки ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике в отношении ООО «Кувшинка» составлен административный протокол и вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 400 000 руб.
  5. Согласно письменным объяснениям Синициной А.В. от 05.05.2017 г. уведомление в ГУ МВД по Краснодарскому краю в г. Геленджике не направила по забывчивости.
  6. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет. За нарушения трудовой дисциплины к ответственности не привлекался. Работает в ООО «Кувшинка» по трудовому договору в должности администратора с 05.08.2015 г.

Изучив материалы, а именно: Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция администратора гостиницы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения Синициной А.В., комиссия приходит к следующим выводам:

  1. В действиях Синициной А.В. содержится состав дисциплинарного нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в результате чего работодателю причинен ущерб в размере 400 000 руб.
  2. Привлечь Синицину А.В. к дисциплинарной ответственности и применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Председатель комиссии:

П.Р. Малахов

Члены комиссии:

Специалист по охране труда С.С. Выхина

Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

С актом служебного расследования ознакомлен:

Синицина А.В.

Причины для проведения служебного расследования

Разбирательство проводится при выявлении серьезного дисциплинарного нарушения, содеянного сотрудником. Например, в следующих случаях:

Во время СР устанавливается степень виновности человека в произошедшем, а также выявляются обстоятельства, побудившие его повести себя не лучшим образом.

Права работника, в отношении которого проводится разбирательство, закреплены в инструкции организации о проведении служебных расследований. Но существуют общие положения, вытекающие из прав человека и гражданина. Расследование должно быть объективным и независимым, с соблюдением интересов работника, в отношении которого проводится проверка. Это значит, что сотрудник имеет право давать показания, менять их, приводить доказательства своей невиновности, а также знакомиться со всеми документами в отношении него, которые будут собраны во время проверки.

Сроки проведения Служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по трудовому кодексу не установлены. Обычно срок проведения разбирательства закреплен в локальных актах организации и не превышает сроки привлечения к дисциплинарной ответственности по ТК РФ.

По общепринятой практике, срок проведения проверки не должен превышать одного месяца. Исключение составляют периоды нахождения работника на больничном, в отпуске, в командировке. В случае нарушения сроков СР, виновный сотрудник будет автоматически освобожден от дисциплинарной ответственности.

Действия до составления Акта

Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после Акта об отсутствии на рабочем месте при намерении уволить работника за прогул.

Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с Актом об отказе от получения). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась (Акт об отказе от подписи).

Порядок проведения проверки

  1. Руководитель издает приказ

Чтобы инициировать проведение СР, работодатель издает соответствующий приказ.

Образец приказа о проведении служебного расследования:

Этим приказом работодатель собирает комиссию с участием не менее трех человек. Чаще всего, в ее состав входят сотрудники службы безопасности предприятия, кадровики, бухгалтеры и юристы, члены профсоюза.

2. Комиссия собирает информацию

Созданная комиссия начинает собирать информацию, позволяющую подтвердить факт совершения проступка сотрудником организации. Основными источниками сведений, позволяющими обнаружить нарушения, выступают следующие документы:

  • служебная записка;
  • заявление самого работника;
  • жалоба клиента;
  • акт инвентаризации и т.д.

3. Комиссия запрашивает объяснительную с сотрудника

Комиссия с помощью уведомления обязана запросить письменную объяснительную с человека, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Тот должен предоставить ее в течение двух дней с момента получения уведомления.

Если работник не хочет объяснять свой поступок или отказывается получать на руки уведомление, членами комиссии составляется акт об отказе дать объяснения.

4. Составляется акт

В конце мероприятия составляется акт служебного расследования на предприятии. Он оформляется в произвольной форме.

Пример 1:

Пример 2:

Образец акта служебного расследования на предприятии должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование документа, место и дату его составления.
  2. Состав комиссии (ФИО и должности);
  3. Сведения о человеке, в отношении которого проводилось расследование (ФИО, должность).
  4. Основная часть с указанием цели проведения расследования и обстоятельств, которые привели к нарушению.
  5. В заключительной части, выносится решение о виновности/невиновности сотрудника. В случае, если вина доказана, определяется вид дисциплинарного взыскания.
  6. Приложение, подписи всех членов комиссии.

Об отказе от ознакомления с актом
проведения служебного расследования

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что медицинская сестра палатная Иванова М.И., в отношении которой проводилось служебное расследование, в нашем присутствии отказалась от удостоверения своей подписью факта ознакомления с актом проведения служебного расследования. Ничем свой отказ не мотивировала.

Заместитель директора по медицинской части «___» ____ 20___ г. ____________ Иванов Н.Н.
Фельдшер «___» ____ 20___ г. ____________ Сидорова В.В.
Старшая медицинская сестра «___» ____ 20___ г. ____________ Петрова Н.Н.

Сохраненные средства, как правило, радостны. Перед тем как перепечатывать бланк, обязательно следует качественно проверить изложенные в нем нормы законодательства. За истечением лет они вполне могут потерять свою силу. Надежный бланк станет не лишним в преодолении трудностей при придумывании обращения. Это поможет сберечь средства на оплате специалиста.

Пренебрежение техникой безопасности или несоблюдение санитарно-гигиенических норм приводит к травмированию сотрудников или тяжелым заболеваниям. Проведение инвентаризации или аудита выявит финансовый ущерб. Все это установленные факты. А вот для изучения причин, приведших к тяжким последствиям, принятия решения о возмещении вреда необходимо служебное расследование.

Порядок проведения служебного расследования

Законодательство (ч. 1 ст. 247 ТК РФ) требует до вынесения решения проверить все обстоятельства случившегося, определить размер ущерба, т.е. провести служебное расследование. Это необходимо для объективности решения и предупреждения возможного повторения неблагоприятных событий. Первый шаг руководителя – приказ о создании комиссии из квалифицированных специалистов по изучаемому вопросу: бухгалтера, экономиста, юриста, работников ОК, инженера по ТБ и др.; назначении ее председателя и секретаря, оформляющего документы комиссии. С распоряжением под роспись знакомится весь состав расследователей.

Приступившие к работе члены комиссии организуют сбор документов с целью объективного изучения произошедшего. Начинают, как правило, с истребования объяснительных записок от сотрудников, причастных к обстоятельствам дела, по письменному запросу, в котором сотрудник должен поставить подпись. При его отказе, этот факт фиксируют свидетели своей подписью. Работники имеют право в ходе служебного расследования знакомиться со всеми материалами, подготовленными комиссией. По документам, собранным в ходе проверки, проводят заключительное заседание. Обсуждение полученной информации завершается принятием акта служебного расследования.

Акт служебного расследования

Служебные акты – это итоговый документ расследования. Их образцы размещены и на нашем сайте. В актах отражаются:

  • данные о действительном причинении ущерба
  • отсутствие обстоятельств, которые освобождали бы виновных от ответственности за нанесенный вред
  • доказательства противоправности действий работника в данных обстоятельствах
  • наличие вины и взаимосвязь поведения работника и наступивших последствий
  • Требования к оформлению акта служебного расследования предполагают: наличие введения, описательной части и заключения – резолюции. К нему прилагаются все истребованные документы и объяснительные записки. Акт подписывают члены комиссии. С решением комиссии знакомят провинившегося работника. Если он отказывается ставить свою подпись, данный факт отмечается свидетелями, поставившими свои подписи.

    Служебное расследование

    Если на предприятии произошел инцидент, то помимо взыскания с виновного работника материального ущерба необходимо провести инвентаризацию и служебное расследование. Оно необходимо, чтобы в будущем избежать неприятных последствий и застраховаться от подобных случаев.

    Инвентаризация нужна, чтобы оценить причиненный ущерб, служебное расследование – чтобы выявить причины его возникновения. Расследование выполняется по этапам и в завершении составляется акт служебного расследования.

    Создание комиссии

    Образец приказа о проведении служебного расследования

    Она должна состоять из тех сотрудников, которые не связаны с происшествием. Обычно в ее состав включаются специалисты и представители руководства. В ней должно найтись место юристу, бухгалтеру, руководителю отдела кадров, начальнику службы безопасности и так далее.

    Для проведения расследования назначается председатель комиссии, для ведения документации – секретарь.

    После издается приказ о проведении служебного расследования, все члены комиссии должны с ним ознакомиться и расписаться.

    Сбор информации

    Чтобы установить степень вины работника, связь между происшествием и его поведением, комиссия должна собрать и проанализировать все данные. Для этого она должна опросить свидетелей, обобщить документы, просмотреть все доказательства.

    Объяснение работника

    Комиссия в соответствии с Трудовым кодексом должна запросить у сотрудника письменное объяснение в связи со случившимся. Секретарь составляет запрос, в котором работник должен расписаться. Если он отказывается это сделать, нужно данный факт зафиксировать.

    Если работник отказывается давать и письменные объяснения или уклоняется от исполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются свидетели.

    Комиссионное заседание

    После того, как вся информация собрана и обобщена, комиссия заседает и отвечает на вопросы:

  • имело ли место происшествие (причинение ущерба) и в чем оно проявилось;
  • каковы обстоятельства, время и место причинения ущерба;
  • каковы последствия происшествия;
  • каковы причины возникновения ущерба;
  • какова вина лица (или нескольких лиц), выразившаяся в их действиях или бездействии в момент нанесения ущерба;
  • есть ли обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность виновных за происшествие.
  • Составление акта

    Образец акта

    После завершения всех обсуждений комиссия составляет акт, из текста которого должно быть понятно:

  • какой именно ущерб был нанесен компании и в чем он выразился;
  • каковая ответственность виновных лиц и в чем именно заключается их виновность (описание их действий или бездействия);
  • что между ЧП и поведением сотрудника существует причинно-следственная связь.
  • Все материалы подшиваются в папку «Дело», пронумеровываются, составляется опись документов.

    Акт заверяется подписями всех членов комиссии и виновного. Если сотрудник отказывается ставить подпись на акте, это должны своими подписями засвидетельствовать очевидцы.

    Работник имеет право просмотреть все материалы расследования и обжаловать их (статья 247 ТК РФ).

    Образец акта служебного расследования на предприятии скачать (Размер: 31,0 KiB | Скачиваний: 8)

    Образец акта служебного расследования

    После проведения служебного расследования (служебной проверки) необходимо составить соответствующий акт. Подобное расследование относится к дисциплинарному производству и осуществляется на основании Решения о его проведении. Решение может быть принято только первым руководителем предприятия.

    Данный вид расследования относится к сугубо внутренним проверкам. Все лица, которые не входят в структуру предприятия, могут быть привлечены к проверке в качестве свидетелей. При выявлении каких-либо нарушений, зафиксированных в акте служебного расследования, проводятся дополнительные проверки.

    На нашем сайте размещен образец акта служебного расследования, составленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    ОБРАЗЕЦ АКТА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

    УТВЕРЖДАЮ

    (наименование предприятия) ______________________________

    (руководитель предприятия)

    АКТ ______________________________

    N ___________ (подпись, расшифровка подписи)

    Председатель - _____________________________________________________

    1. Расследованием установлено:

    "__" __________ 2007 г. ____________________________________________

    (должность Ф.И.О. лица выявившего

    был выявлен факт ___________________________________________________

    С актом о результатах служебного расследования ознакомлен:

    _______________________________________________

    (подпись, расшифровка подписи)

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЛЕГАЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФА

    До сих пор многие граждане нашей страны поддерживают заблуждение, касающееся незаконности проверки на полиграфе. На самом деле, его использование не противоречит ни одному из законов Российской Федерации. Трудовой Кодекс, Конституция, федеральные законы - всё это разрешает тестировать людей с помощью полиграфа.

    В ТК РФ написано прямо: "В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствие со статьей 24 Конституции Российской Федерации, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия" (пункт 4 статьи 86). А статья 70 гласит: "может быть обусловлено испытание работника в целях его проверки соответствия поручаемой работе".

    Некоторые выдержки из Федерального закона О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА:

    ст. 1 п. 2 Опрос с применением полиграфа - нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

    ст. 1 п. 12 Согласие лица на прохождение опроса с применением полиграфа зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с применением полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;

    ст. 1 п. 13 Отказ от прохождения опроса с применением полиграфа - зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с применением полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;

    ст. 2 п. 2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, осуществляется:

    1. при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

    2. в ходе оперативно-розыскной деятельности;

    3. в ходе расследований или судебных разбирательств;

    4. при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;

    5. при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации.

    ст. 14 п. 2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

    1. в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на работу (службу);

    2. в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;

    3. при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

    Как видно из вышеизложенных законодательных актов - проверка не детекторе лжи может проводиться не только государственными органами. Главное условие: чтобы тестирование должен осуществлять специалист-полиграфолог.

    Акт комиссии по служебному расследованию (образец заполнения)

    О результатах проведенного служебного расследования

    Основание: приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования от 01.03.2011 N 9

    Составлен комиссией:

    Председатель: начальник службы безопасности Д.С. Макаров

    25.02.2011 со склада ООО "Полигон-2" (далее - "склад"), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веселая д. 11, были похищены: 1 компьютер и 1 копировальный аппарат. Согласно акту инвентаризации (приложение N 1) была выявлена недостача материальных ценностей на сумму 26 456 (двадцать шесть тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей 89 (восемьдесят девять) копеек.

    Согласно табелю учета рабочего времени (приложение N 2) 25.02.2011 на складе работал кладовщик Семин Петр Валерьевич.

    При осмотре помещения склада было установлено, что охранная сигнализация не была включена в момент хищения со склада материальных ценностей.

    Согласно п. 4.6 должностной инструкции кладовщика (приложение N 3) по окончании рабочего дня он обязан удостовериться в том, что сигнализация включена, прежде чем покинуть рабочее место. С должностной инструкцией Семин П.В. был ознакомлен под роспись, однако данную обязанность не выполнил.

    01.03.2011 с Семина П.В. было затребовано объяснение о случившимся в срок до 04.03.2011 (приложение N 4). Такое объяснение Семин П.В. предоставить отказался, о чем был составлен соответствующий акт (приложение N 5). Семин П.В. является материально ответственным работником, с ним был заключен договор о полной материальной ответственности (приложение N 6).

    На основании установленных фактов комиссия пришла к выводу, что Семиным П.В. было допущено виновное бездействие, выраженное в неисполнении своих должностных обязанностей. Оно послужило причиной утраты материальных ценностей, вверенных работнику.

    Я, старший инспектор отделения БППР и ИАЗ отдела милиции №1 УВД по г. ***у капитан милиции О.В.Жук, рассмотрев материалы проверки КУСП № 16005 от 11.10.2010 года по заявлению гражданина Прирезова Александра Владимировича 22.03.1982 г.р. на административный протокол 54 БМ748697 от 10.10.2010. В отношении:

    старшего сержанта милиции Дородных Романа Леонидовича, милиционера взвода патрульно-постовой службы милиции отдела милиции № 1 УВД по г.***у, 30.10.1985 г. рож., в должности с 30.09.2009 года, в ОВД с 2008 года, действующих взысканий не имеет, по месту службы характеризуется положительно;

    старшего сержанта милиции Жук Николая Николаевича, милиционера-водителя мобильного взвода отдельной роты патрульно-постовой службы милиции отдела милиции № 1 УВД по г. ***у, 03.11.1981 г.р., в должности с 30.09.2009 года, в ОВД с 07.06.2004 года, взысканий не имеет, характеризуется по месту службы положительно

    УСТАНОВИЛ:

    11.10.2010 в отдел милиции №1 УВД по г.***у поступило заявление от гражданина Прирезова Александра Владимировича, в котором он указывает, что 10.10.2010 года в 18час.00 мин. в сквере у ***ого академического театра оперы и балета сотрудники милиции составили административный протокол 54 МБ №748697 в отношении гражданина Прирезова А.В. по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, т.е. распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 %, с чем гр. Прирезов А.В. не согласен, также последний указывает, что сотрудники милиции вели себя грубо, под моральным давлением и угрозой физической расправы заставили его расписаться в протоколе.

    В своем объяснении милиционер взвода ППС отдельной роты ППСМ отдела милиции №1 по г. ***у старший сержант милиции Дородных Р.Л., пояснил, что в период времени с 16 час. до 01 час. совместно с старшим сержантом милиции Жук Н.Н. в 18 час.00 мин. проходя по маршруту патрулирования обратили внимание на гражданина, который в детском спортивном сооружении распивал пиво «Жигулевское» объемом 0,5 литра алк.4,5% с содержанием этилового спирта менее 12%. Подойдя к данному гражданину, объяснили ему, что его действия подпадают под ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ и попросили его пройти на СПМ-112 для составления административного протокола. После составления протокола гражданину были разъяснены его права, в том числе предложено явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении, после чего данный гражданин был отпущен. Физическая сила и специальные средства, а также моральное давление к данному гражданину не применялись.

    Аналогичные пояснения в своем объяснении даны старшим сержантом милиции Жук Н.Н.

    Исследовав материалы дела, установлено, что административный материал собран в полном объеме, а именно, согласно ст. 25.6 КоАП РФ в материале имеются свидетели правонарушения, которые подтверждают факт правонарушения. Кроме того административный протокол составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.

    При обозрении протокола об административном правонарушении установлено, что имеется отметка об ознакомлении гр.Прирезова А.В. о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, однако на рассмотрение гр.Прирезов А.В. не явился в результате административный материал был рассмотрен в его отсутствии и вынесен штраф в размере 300 рублей.

    Таким образом, анализируя материалы служебной проверки, прихожу к выводу о том что сотрудниками ППСМ отдела милиции № 1 УВД по г.***у, административный протокол составлен правомерно, с соблюдением требований КоАП РФ, а также нарушение прав и законных интересов действиями сотрудников отдела милиции № 1 УВД по г.***у в отношении гр. Прирезова А.В. не допущено.

    На основании выше изложенного,

    ПОЛАГАЛ БЫ:

    1. Служебную проверку считать законченной.
    2. Действия сотрудников ППСМ отдела милиции № 1 УВД по г.***у, в частности, старшего сержанта милиции Дородных Романа Леонидовича, милиционера взвода ППСМ отдела милиции №1 УВД по г. ***у и старшего сержанта милиции Жук Николя Николаевича, милиционера- водителя мобильного взвода ОР ППСМ отдела милиции №1 УВД по г.***у признать соответствующими КоАП РФ.

    3. О принятом решении уведомить заинтересованных лиц.

    Служебное расследование - это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

    Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

    Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

    Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

    Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

    • прогул или неявка на рабочее место;
    • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
    • нанесение серьезного материального ущерба;
    • превышение полномочий.

    Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

    Шаг 1. Фиксация нарушения

    Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

    • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
    • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
    • дату и время события.

    При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

    Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

    Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

    Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

    В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

    1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
    2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
    3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
    4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
    5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
    6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
    7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
    8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

    В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

    Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

    С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

    Шаг 3. Сбор информации и доказательств

    Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

    Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

    Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

    Шаг 4. Получение объяснений работника

    До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ , которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

    На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

    Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

    После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

    • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
    • обстоятельства, время и место происшествия;
    • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
    • причины проступка;
    • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
    • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

    Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

    Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

    • виновные действия, совершенные работником;
    • обстоятельства совершения таких действий;
    • вид и сумма причиненного ущерба;
    • степень вины сотрудника;
    • возможная мера наказания для виновного лица;
    • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

    Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

    Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

    Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

    Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

    Сроки служебного расследования

    Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу () не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

    • время болезни работника;
    • время пребывания работника в отпуске;
    • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

    По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).