Теория разделения властей. Теория разделения властей, или как реализуется демократическое правление

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Цель теории разделения властей - создание эффективного механизма функционирования государственных органов, безопасность граждан от произвола и злоупотреблений, обеспечение политических свобод.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Отечественная наука, изучая теории, разделение властей, предлагает различные варианты их адаптации к российской действительности.

Согласно теории разделения властей:

  • - законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с конституцией;
  • - все власти равны перед законом и собой;
  • - никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  • - судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обусловлено необходимостью:

  • 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов.
  • 2) обеспечения на конституционной основе возможности контроля государственными органами друг друга;
  • 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.

На вопрос о точном количестве ветвей государственной власти единого ответа в современной науке нет. Большинство авторов выделяют три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции РК закреплен этот традиционный подход.

В.Е. Чиркин обратил внимание на то, что традиционное представление о трех ветвях власти уже не соответствует реальной правовой практике и конституционному нормотворчеству. Он отмечает, что во многих новых конституциях содержатся нормы, регулирующие деятельность не только законодательной, исполнительной и судебной властей, но и контрольной, учредительной, избирательной; в Конституции Алжира 1976 г. названы шесть властей, и в их числе политическая.

Процесс информатизации общества, начавшийся в XX столетии, привел к тому, что в современной теории государства и права стали выделять еще одну ветвь власти - "четвертую власть"- средства массовой информации.

Средства массовой информации не являются носителями государственной власти. Таковыми их называют в силу того, что они оказывают очень сильное, нередко решающее, влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц Марченко М.Н.

Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, Интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество о каких-либо политических событиях, но иногда и навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности манипулировать общественным мнением, оказывать существенное влияние на его формирование.

Признавая появление иных властей, некоторые юристы подчеркивают их взаимопроникновение. Они приходят к выводу, что ни в одной из стран доктрина разделения власти в "чистом виде" не осуществляется. Жизнь нарушает равновесие этих институтов. Современные ученые-конституционалисты нередко отказываются от понятия разделения властей, указывая взамен на три функции государства.

Отдельного внимания заслуживает точка зрения В.А. Четвернина, который утверждает, что законодательная, исполнительная и судебная власти представляют собой основополагающие институционно-правовые формы публично-властной деятельности. Именно эти три власти, и только они, по мнению Четвернина, исчерпывают предназначение государства - публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности Нерсесянца В.С. Проблемы общей теории права и государства.

Далее автор делает следующий вывод: "Там, где есть разделение властей, там не бывает власти президентской, не совпадающей с исполнительной, и контрольной властью, выходящей за пределы контрольных полномочий законодательных, исполнительных, или судебных органов.

На мой взгляд, выделение в системе государственной власти основополагающих ветвей справедливо, но в целом такой подход выглядит несколько упрощенно, так как игнорирует многообразие направлений деятельности современного государства.

Реализация принципа разделения властей предполагает разделение не просто функций (законодательных, исполнительных, судебных и др.), но и властных полномочий Скуратов Ю.И. Разделение властей или распределение функций, что не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Единство государственной власти определяется, прежде всего, тем, что единым и единственным источником власти выступает народ ЕнгиборянР.В.Конституционное право.

Такое единство необходимо для согласования управления обществом. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов исходя из принципа единства государственной власти, а также установления начал взаимодействия этих органов.

Изолировать ветви власти друг от друга невозможно. Все органы государственной власти осуществляют свои функции, дополняя друг друга, согласовывают действия и координируют усилия, т.е. втягиваются во взаимодействие.

В каждой демократической стране создан свой механизм реализации принципа разделения власти. Различия между современными формами правления выявляются на основе установления взаимоотношений между высшими органами государства. В конституционно-правовой науке все разновидности организации государственной власти принято сводить к нескольким типологическим моделям в зависимости от формы правлении.

Не до конца разделяя данный подход в силу его условности, в рамках настоящей статьи можно выделить следующие способы организации и взаимодействия органов государственной власти:

  • - разделение властей, характерное для президентских республик («жесткое» разделение властей);
  • - разделение властей, характерное для парламентских монархий и республик («мягкое» разделение властей);
  • - "смешанные" варианты разделения властей;
  • - отсутствие разделения властей.

Нужно признать, что функции государства взаимосвязаны и, следовательно, невозможно провести жесткие границы между ветвями власти. С другой стороны, необходимо определить полномочия, относящиеся к исключительной компетенции той или иной ветви власти.

Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Следует отметить, что определение ветви власти вообще, и представительной (законодательной) в частности, в современной российской науке, несмотря на обилие исследований органов представительной власти и принципа разделения властей, дано не было.

Представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

В политическую науку парламент вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти, а именно ее законодательную функцию, и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти путем признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием законов означало целую революцию в государственном управлении. Поэтому парламентаризм можно рассматривать как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека-подданного и бесправного в человека-гражданина, наделенного политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.

Возвращаясь к определению представительной ветви власти, нужно отметить, что она характеризуется определенной совокупностью черт.

Базовой, по мнению авторов, является системность представительной ветви власти: она составляет систему представительных органов. Система представительной ветви власти характеризуется слабыми, в сравнении с системой исполнительной ветви власти, внутрисистемными связями. Системность представительной ветви власти подтверждается наличием единого источника власти (народа), общими принципами формирования и деятельности, единой компетенцией с разделением территории воздействия. В поддержку мягких внутрисистемных связей говорит отсутствие императива между вышестоящим и нижестоящим представительным органом - по сути, их и назвать таковыми нельзя. Общегосударственный представительный орган не вправе распустить представительный орган субъекта Федерации, автономии, административно-территориальной единицы.

Представительство интересов, выборность - следующие характерные черты исследуемой ветви власти. Не останавливаясь на деталях, сформулируем основную позицию: выборность, являющаяся одной из характерных черт, как всей системы представительной власти, так и ее составляющей - парламента, должна проводиться на основании смешанной избирательной системы как наиболее демократичной.

Представительные органы обладают определенным объемом функций и полномочий, набор которых зависит от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.

Теория разделения властей отнюдь не предполагает создание китайской стены между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей - политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием "законы" вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть.

Следует отметить, что в ряде стран понятие "парламент" является более широким: наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. В чрезвычайных и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).

В сферу законодательной власти вмешиваются верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.

В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.

Представительная (законодательная) ветвь власти - ведущая из трех ветвей - согласно принципу разделения властей представляет собой систему коллегиальных выборных органов государства, выполняющих законотворческие, представительские и иные функции в зависимости от реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в конкретной стране в определенный исторический период, основанную на свободном или императивном мандате, ограниченном сроке полномочий.

На основании вышеизложенного следует, что согласно теории разделения властей в государстве действует три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательную власть осуществляет собрание, исполнительную - Правительство РК, судебную - суды РК.

Изолировать ветви власти друг от друга невозможно, поэтому все органы государственной власти осуществляют свои функции, дополняя друг друга, согласовывают действия и координируют усилия, т.е. втягиваются во взаимодействие.

Введение

XX век можно по праву считать эпохой государственной власти. Никогда прежде государственная власть как категория, особый тип политической рациональности, система идей и публичных отношений не являлась основанием социальной реальности, ключевым фактором структурирования общественных процессов, основополагающим элементом, формирующим мыслительную деятельность человека. С ней связывались все крупные прорывы и ошибки в эволюции человеческих сообществ. Она являлась главным «двигателем исторического процесса», стояла в центре политических стратегий различных публичных институтов (партий, движений, организаций, сообществ и т.д.), выступала в качестве центральной проблематики в научном и общественном (массовом, повседневном) дискурсах.

Поэтапное развитие публично-властных отношений обусловило, по заключению многих исследователей, то, что в XX веке власть государственная стала центральным жизнедеятельным и жизнетворящим феноменом, а весь народ и ресурсы определенных территорий (физические и символические) все вместе взятые стали «потенциалом, распределяемым и используемым Властью». Она формировала и воспроизводила «специфическую и автономную реальность», особое социально политическое и правительственное ratio, организующее и управляющее всеми жизненными процессами индивида. Её анализировали и в качестве объективной институциональной структуры и системы правовых режимов, механизмов; и субъективно – «в виде мыслительных структур, категорий восприятия и мышления.

Актуальной данная тема остаётся и в XXI веке. Однако сегодня представление о государственной власти, её функциях изменилось, хочется надеяться, что изменилась и сама власть. В демократических странах народ не является инструментом государственной власти, используемым ею для достижения своих целей, а напротив власть функционирует для народа, действуя в его интересах, т.к. он является единственным источником этой власти (но суровая действительность демонстрирует нам иное, например, на Украине, самопровозглашённая власть считает возможным проводить карательные операции против своего народа, выражающего мирный протест – сжечь заживо более 40 человек, отсюда веет духом фашистской Германии, а ведь мы живём в XXI веке). Поэтому для построения цивилизованного, истинно демократического государства необходимо разделение властей, причём разделение не «на бумаге» (провозгласили в Конституции и всё), а на практике. Конечно, сегодня мы не найдем ни в одной стране «идеального» разделения властей обоснованного теоретической концепцией, т.к. на осуществление государственной власти оказывают влияние экономическая, политическая ситуация, исторические особенности и национальные традиции. Однако действенность разделения властей зависит от существования эффективной системы сдержек и противовесов, от способности этой системы обеспечить независимость каждой ветви власти. Что представляет собой данная система в России, нам и предстоит выяснить, чтобы оценить существующую в нашей стране государственную власть.

Таким образом, чтобы понять, как функционирует государственная власть в РФ, мы обратимся к классической теории разделения властей и опыту зарубежных стран (прежде всего США), а также посмотрим практическое применение данной теории в России.

Классическая теория разделения властей

Принцип разделения властей в своем практическом воплощении представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов государственной власти, степень которой зависит как от его формально-юридического статуса, так и от фактического размежевания функциональной и предметной компетенции. Иными словами, в целостной системе высших органов власти государства при режиме демократии каждый высший орган обладает определенной долей относительной самостоятельности по отношению друг к другу, а мера этой относительной самостоятельности есть мера демократизма всей политической системы в целом. Коротко говоря, разделение властей есть органическое выражение самой демократии. Они друг от друга неотделимы.

Классическая теория разделения властей была разработана Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье.

Родоначальник теории разделения властей Локк считал, что необходимо разделение властей для того чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превращалась в абсолютную и деспотическую силу сосредоточенную в руках одного лица или органа. Согласно конструкции Локка должны быть созданы три организационно обособленные власти: законодательная (предоставляемая парламенту) – принимает законы; исполнительная (сосредоточенная в руках правительства) – претворяет законы в жизнь; и, наконец, союзная (федеральная) власть, которой предоставляются все внешнеполитические полномочия. Союзная власть должна осуществляться специально создаваемыми для этого органами. Что касается судебной власти, то она, включается в состав исполнительной. Стоит отметить, что концепция Локка предусматривала отсутствие равноправия властей. Поскольку законодательная власть, обладая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является верховной, а остальные власти должны быть ей подчинены.

В свою очередь, теория разделения властей Ш. Монтескье опиралась на опыт борьбы европейской буржуазии против абсолютизма и была приспособлена к социально-политическим условиям Старого Света. Ш. Монтескье считал, что свобода, под которой он понимал право делать все то, что дозволено законом, может быть обеспечена только в том государстве, в котором существует разделение властей.

Схема разделения властей, изложенная Ш. Монтескье в его знаменитом сочинении «О духе законов», существенно отличается от того, что опубликовал Д. Локк в год рождения французского мыслителя. Монтескье различает три власти – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых соответственно вручается органу народного представительства – парламенту, королю и судам (у Локка нет независимой судебной власти, есть власть союзная). Предполагалось, что каждая из властей имеет конкретного носителя: исполнительная принадлежит аристократии, законодательная – третьему сословию. Кроме того, Ш. Монтескье не допускал верховенства какой-либо из властей. Власти совершенно равноправны и уравновешивают друг друга, дабы предупредить возникновение деспотизма, защитить свободу. Монтескье писал по поводу обеспечения свободы и предупреждения деспотизма: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать власть в своих руках до последней возможности... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо либо орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три власти».

Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они подотчетны одному субъекту.

Ш. Монтескье, представитель французского Просвещения, впервые выделил судебную власть как обособленную от всех остальных ветвей. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих и контролирующих друг друга. Также Монтескье пытался разобрать механизм их взаимодействия.

Впервые юридическое закрепление данного принципа было осуществлено в Конституции Соединенных Штатов Америки, а также в конституционных актах Великой французской революции.

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо:

для исключения абсолютизации, концентрации власти в одних руках, что неизбежно приводит к злоупотреблениям властью со стороны государственного органа или лица, к установлению диктатуры для четкого разграничения функций между ветвями государственной власти, позволяющего эффективно выполнять поставленные задачи перед каждой из ветвей власти;

с целью взаимного контроля, для осуществления которого создается система сдержек и противовесов.

Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти на составляющие, но не означает многовластия. Власть едина, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ее ветвями.

Выделяют следующие основные формы власти:

законодательная;

исполнительная;

судебная.

16. Основные ветви власти

Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;

законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.

Судебная система РФ состоит из трех ветвей:

Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

арбитражные суды.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой плеядой выдающихся философов. В чем состоит суть такого устройства страны? Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос, необходимо не только усвоить суть, но также раскрыть её становление.

Теория разделения властей - исторический экскурс

Если проследить эволюцию власти, то станет предельно ясно, что её статус заметно видоизменялся. Как бы то ни было, но большую часть истории человечества власть концентрировалась в едином источнике. Вначале это было племя, затем совет старейшин, потом сам старейшина или вождь. С появлением государства как формы организации социума, вся полнота власти отошла либо к монарху (как это было в Египте), либо к коллегиальному органу (о чем свидетельствует примеры Древнего Рима и Древней Греции). При этом речь всегда шла о судебной, исполнительной и законодательной ветвях. Но и в то далекое время среди философов и государственников уже бродили идеи о разделении их. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Платона, Полибия.

Однако наиболее широко данные взгляды проявились в эпоху Возрождения, достигшие своего расцвета на смене указанного периода и Просвещения. Так, знаменитые ученые Джон Локк и в своих работах заложили основы, утверждая, что должна быть ограничена народом. Их идеи поддержал и развил Ш.-Л. Монтескье, благодаря которому и возникло современное понятие разделения властей.

Теория разделения властей - современное понятие

Современное западное восприятие государства гласит, что все его ветви обязаны быть отделены друг от друга. Т.е. законодательная, судебная и исполнительная власть должны сотрудничать друг с другом на принципах независимости и равенства. Именно такое понятие функционирования демократических стран выдвигает теория разделения власти.

Однако зачем придерживаться такого механизма функционирования? Ответ содержится в сути рассматриваемой теории. Согласно ей, при отделении ветвей власти и органов её осуществляющих устраняется сама возможность концентрации большего количества полномочий у определенной группы. Так, существует четыре основных принципа, на которых базируется теория разделения властей Монтескье:

Именно на указанных принципах базируется основополагающее начало взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей. Теория разделения властей называет данный механизм следующим образом: сдержки и противовесы. Используется он в тех случаях, когда представители указанных двух видов целенаправленно нарушают сферу администрирования друг друга.

Кроме указанного механизма, теория разделения власти помогает четко соотнести, какие государственные органы должны вливаться в ту или иную ветвь.

Механизм (аппарат) современного правового государ-ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб-ную власти.

Советской наукой теория разделения властей рассматривалась как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че-рез систему сдержек и противовесов.

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи-нии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис-полнительную и союзную. Законодательная власть при-надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше-ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник-нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об-разом».

Шарль Монтескье (1689 - 1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла-стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче-ской свободы необходимо разделение властей на зако-нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла-сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Главное требование принципа разде-ления властей, сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот-ребления властью со стороны какой либо социальной груп-пы или отдельного лица, необходимо разделить государ-ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную -выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель-ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ-лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля-ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо для устранения возможности борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным ) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу-дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра-вительство, различные министерства и другие централь-ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс-пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако-нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга-нов государственного управления и других органов ис-полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти-туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ-ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак-тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист-рация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па-дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде-тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада-чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни-версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не-прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру-гой признак означает, что исполнительная власть, также в от-личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа-ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан-совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про-движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст-венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу-дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об-щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави-симы и подчиняются только конституции и закону. Зако-нодательство в правовом государстве, как правило, пре-дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани-мает особое место. Это особое место определяется са-мими задачами суда, его назначением, а также принципа-ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп-ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме-тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет исключительную и специфическую (принадлежащую толь-ко ему) государственную функцию - осуществление пра-восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право-нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне-ние норм права, причем присущими только ему специфи-ческими средствами и методами.

Судебная власть - независимая ветвь государствен-ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель-ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз-деления властей состоит в сдерживании двух других вла-стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб-ного контроля.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономи-ческой и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа-ционно-правовые черты:

♦ единая суверенная власть принадлежит народу;

♦ отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти — законодательной, исполни тельной и судебной;

♦ независимость трех ветвей государственной власти и ре-ализующих ее государственных органов относительна;

♦ система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.