Применение национального режима при осуществлении закупок — Контур.Закупки. Медицинские изделия: основные ошибки при закупке

Это ситуации, когда, несмотря на то, что заказчик установил в документации минимальные и максимальные значения определенных показателей (технических характеристик) объекта закупки, им соответствует только один товар. В таких случаях позиция контролирирующих органов всегда сводится к тому, что «совокупность технических характеристик, установленных заказчиком в документации, не позволяет принять участие в закупке участникам, реализующим аналогичное по функциональным и потребительским свойствам товары». 1

Изменения во внешней торговле в связи с изменением импортных или экспортных квот, вызванных вступлением Литвы в Европейский союз, можно количественно оценить. Европейский союз применяет эти нетарифные меры, в частности импорт продовольствия, в достаточной степени. Тем не менее, Европейский союз, при условии соблюдения квот на импорт значительно выше, чем соответствующий импорт товаров в Литве размеров и прямого воздействия реализации квот, экспертизы литовских внешнеторговых условий для вступления в Европейский Союз, чтобы оценить возможности доступны.

Кроме того, заказчику нужно осторожно относиться и к необоснованному установлению максимальных значений технических характеристик объекта закупки, которые ограничивают участие поставщиков товаров с более высокими значениями этих характиристик.

Отдельно стоит остановиться на вопросах взаимозаменяемости товаров.

Согласно антимонопольному законодательству, взаимозаменяемые товары – это те, которые сравнимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также, другим параметрам, в соответствии с которыми покупатель готов заменить один товар другим.

Роль таможенных органов в регулировании внешней торговли. Таможня является одним из государственных учреждений, который сегодня несет особую ответственность за экономическую защиту государственных границ, а также за формирование национального бюджета. Одной из основных обязанностей таможни является обеспечение взимания импортных и экспортных пошлин и налогов. Таможенные органы заряжены с исключительной функцией - обеспечить соблюдение международных правил торговли и других правовых актов, принятых парламентом, правительством, министерствами и другими государственными органами, сбор импортных пошлин и налогов и в то же время наиболее эффективное применение для действий.

Подобная формулировка содержится в ст. 38 Закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга».

Эффективность регулирования внешней торговли во многом зависит от таможенной работы. Поэтому, хотя функции обычаев в широком смысле одинаковы во всех странах мира, было бы неправильно предполагать, что значение обычаев и оценка его деятельности везде одинаковы. Правительства разных стран ожидают разные результаты от разных стран. Между тем литовские таможенные органы по-прежнему ожидают, что в государственный бюджет будет максимально возможный сбор поступлений, хотя роль таможни как избирателя национального дохода во многих странах мира значительно снизилась.

В связи с этим, критериям взаимозаменяемости уделяется особо пристальное внимание. Например, в письме ФАС № АЦ/21773/13 от 04.06.2013 была четко обозначена позиция контролирующего органа о критериях взаимозаменяемости систем (комплектов) кохлеарной имплантации.

В отношении вакуумных систем забора крови безусловным ограничением конкуренции считается установление требований к размеру крышки, наличию двойного цветного кодирования, наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, которые не влияют на качество, эффективность и безопасность самого товара, а устанавливаются в документации лишь с целью создания неконкурентных условий закупки «под одного производителя». 2

Защита общественности и внутреннего рынка от импорта опасных, небезопасных товаров приобретает все большее значение, и роль защиты интеллектуальной собственности становится все более важной. Для создания современной таможни Литвы Таможенный департамент уделяет приоритетное внимание подготовке правовой основы на основе европейского законодательства, использованию информационных технологий, внедрению передовых методов применения таможенного контроля, развитию профессиональных и моральных качеств сотрудников таможни.

Однако роль таможни играет смешанную роль, поскольку роль контролирующего органа и контролеров, цели сборщиков налогов и налогоплательщиков принципиально различны. Никакое решение, ужесточение контроля над фрахтом или таможенной оценкой не может быть популярным. Следует признать, что некоторые из требований, которые предприниматели находят на таможне, не заставляют эту власть превращать ее в непривлекательную организацию. Это связано с тем, что таможня при выполнении одной из своих важнейших функций должна следить за применением запретов и ограничений импорта, экспорта и транзита, взимать установленные импортные и экспортные пошлины и налоги.

Безусловно, в случае закупки медицинских изделий заказчик будет использовать метод анализа рынка (сопоставимых рыночных цен).

Однако, остается неясным вопрос, можно ли применять постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее – постановление № 881), которое было принято во исполнение Закона № 94-ФЗ (утратившего силу), но не было отменено.

Определение размера налогов, импортных, экспортных и транзитных запретов и ограничений не является таможенной функцией. Требования внешней торговли, ограничения устанавливаются законами или правилами министерства или их собственной инициативой или правительственными резолюциями. Бизнесмен, узнал обычаи, что импортируемый продукт является более долгом, что ему нужно предоставлять какое-либо орган государственной власти, удостоверение, свидетельство или сертификат не готов объяснить, что следующие требования, установленные просто выражают недовольство, когда узнало эти требования.

Постановлением № 881 был определен порядок расчета НМЦК оборудования по отдельным кодам, а также, закрытый перечень источников информации, которые могут быть использованы для расчета НМЦК.

Согласно ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, порядок расчета и обоснования НМЦК может быть определен только федеральным органом исполнительной власти, который будет наделен данными полномочиями Правительством РФ.

Часто процесс таможенного оформления кажется сложным и нерациональным, поскольку на таможенные формальности оказывают сильное влияние запреты и ограничения, а также особые требования к внешней торговле. Однако существенное влияние оказывает определение функций, обязанностей и ответственности всех внешнеторговых операций. Часто сложные процедуры также называются законными таможенными требованиями.

Таможенные пошлины, возложенные на таможенный орган в Литве - фискальные, защитные, предотвращающие нарушения, и сбор статистики внешней торговли - весьма успешны в связи с тем, что ему выделяются значительные ресурсы, а таможенные услуги постоянно совершенствуются. Современная экономическая теория защищает экономику открытой экономики и свободную торговлю. Эта идея поддерживается наиболее экономически развитыми странами и международными экономическими организациями, находящимися под их влиянием.

Иными словами, Правительство РФ должно издать нормативный правовой акт, в котором определит, что порядок расчета НМЦК в сфере здравоохранения разработает, например, Минздрав РФ. Тогда сам порядок будет утвержден именно Министерством здравоохранения России.

Важно

Учитывая, что постановление № 881 устанавливает порядок расчета НМЦК, а в силу ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, у Правительства РФ отсутствуют полномочия по установлению подобных порядков, в части порядка расчета НМЦК постановление № 881 применяться не может

При этом, ч. 19 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что в рамках контрактной системы Правительство РФ вправе определить виды и группы товаров, при обосновании НМЦК которых будет использоваться закрытый перечень источников информации.

Такой закрытый перечень источников информации как раз и предусмотрен постановлением № 881. Однако, обратим внимание, что данный закрытый перечень источников информации является частью порядка расчета НМЦК и имеет отношение только к действиям в контексте Закона № 94-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что постановление № 881 вообще не подлежит применению с 01.01.2014 г. (данная позиция отражена в письме Минэкономразвития РФ от 22.07.2015 № Д28и-2034).

Отметим, что многие заказчики продолжают использовать в работе постановление № 881. По нашему мнению, это не является нарушением ст. 22 Закона № 44-ФЗ, но и неприменение данного постановления не может быть обжаловано.

Еще одной сложной ситуацией является случай, когда заказчик осуществляет строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта здравоохранения, и в смету на проведение работ «заложено» медицинское оборудование.

Важно

Закупка одним лотом строительных (ремонтных) работ и оборудования правомочна только в тех случаях, когда монтаж оборудования неразрывно связан с производством строительных (ремонтных) работ

Во всех остальных случаях необходимо отдельно закупать работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту и отдельно – оборудование.

Иногда, выделяя в отдельную закупку оборудование, заказчики ошибочно полагают, что обоснование НМЦК можно осуществить проектно-сметным методом (то есть, в качестве НМЦК можно установить сумму, «заложенную» на оборудование в смете).

Такой подход является ошибочным, так как объектом закупки является оборудование, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства, при закупке которых может быть применен проектно-сметный метод.

Наконец, последний блок ошибок связан с применением национального режима при закупке медицинских изделий.

Достаточно часто заказчики игнорируют требования приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – приказ № 155).

В данный приказ полностью включен код 33.10 «Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления» классификатора «ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», принятого и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст

Следовательно, по сопряженным позициям в документации должны быть указаны и условия допуска согласно приказу № 155, и ограничения согласно постановлению № 102. А вот то, применит ли заказчик приказ № 155 при определении поставщика или нет, будет зависеть от того, какая продукция будет предложена участниками закупки в заявках.

Важно

Приказ № 155 не ограничивает возможность закупки иностранных медицинских изделий, а лишь говорит о том, что товары из России, Республик Армения, Беларусь и Казахстан (стран ЕАЭС) имеют ценовую преференцию по сравнению с продукцией из других стран

При проведении конкурсов, запросов предложений, запросов котировок цены на товары из стран ЕАЭС предложенные участниками в заявках будут снижены на 15% для целей оценки. А при проведении аукциона, если победителем окажется участник, предложивший товар не из стран ЕАЭС, цена контракта, заключаемого с таким участником, будет снижена на 15% (при условии, что были предложения товаров из стран ЕАЭС).

Применение постановления № 102 вызывает ряд вопросов у заказчиков, что приводит к ошибкам.

Отметим, что во-первых, все заказчики, работающие по Закону № 44-ФЗ, должны его применять только в случае закупки конкурентными способами.

Во-вторых, если медицинские изделия включены в перечень, утвержденный постановлением № 102, заказчик обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке. Изделия в перечне классифицированы по кодам классификатора ОКПД.

При этом в перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

Оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

То есть, постановление № 102 будет только применено при совокупности двух вышеприведенных условий.

Если же на закупку подана только одна заявка, в которой предложен иностранный товар, такая заявка не может быть отклонена. Или же две заявки, в одной из которых предложен иностранный товар, а в другой товар из России, – в данном случае заявка с иностранным товаром тоже не может быть отклонена.

Согласно п. 3 постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ – СТ-1. Именно этот сертификат должен представить участник в составе заявки, и именно на основании этого документа определяется страна происхождения медицинских изделий. При этом, отсутствие в заявке сертификата СТ-1 как такового не является основанием для отклонения заявки.

Решение об отклонении заявки может быть принято только в случае, если на закупку было представлено минимум две заявки, соответствующие п. 2 постановления № 102. В таком случае заказчик обязан отклонить не только заявки, содержащие предложение о поставке иностранной изделий, но и те заявки, в которых не представлен СТ-1.

Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Продукция оборонного значения

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9от 14.01.2017к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Закупка у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31 мая 2017 года президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Однако продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Закупки энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств

При осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены требования к энергетической эффективности закупаемой продукции согласно Постановлению от 31.12.2009 № 1221.

Исключение составляет случай несовместимости при взаимодействии с уже используемыми товарами. К примеру, установлен запрет на закупку люминесцентных ламп: двухцокольных люминесцентных ламп с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи не выше 80 с цоколем G13, дуговых ртутных люминесцентных ламп, компактных люминесцентных ламп и др.

Ограничение действует независимо от места происхождения товара.