Особенности гос управления в социально культурной сфере. Организация государственного управления в культурной сфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Подход Тенорио, часть беспокойства, связанного с статус-кво администрации, пробудился, согласно автору, чтением работы Геррейро Рамоса. Согласно Тенорио, социальный менеджмент можно рассматривать как «линию полета» в отношении гегемонии позитивистской традиции, сосредоточенной на утилитарной рациональности административной мысли. Автор, основанный на Герреиро Рамосе и Франкфуртской школе, а затем на «втором поколении» с Юргеном Хабермасом, строит свою концепцию социального управления.

Построение концепции происходит изначально путем анализа пар слов «государство-общество» и «капиталистический труд», которые инвертируются в своем порядке для общества - государства и капитала - труда, подчеркивая важность общества и работая в качестве главных действующих лиц этих отношений. Расширяя дискуссию, мы вставляем пару слов «общество-рынок», представляющий собой процесс взаимодействия организованного гражданского общества с рынком, где общество должно также быть протагонистом.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В этом контексте общественная сфера будет промежуточным пространством между государством, обществом и рынком, а также совещательным гражданством будет процесс участия в обсуждении, основанный, в основном, на понимании между сторонами, и процедура практики совещательного гражданства в общественной сфере - это участие.

Другим важным определением для построения концепции социального управления Тенорио является коммуникативное действие Хабермаса. Для этого автора «возможным выходом» была бы коммуникативная рациональность Хабермаса. В этом смысле Тенорио показывает гегемонию инструментальной рациональности как препятствие к эмансипации человека и его социальную автономию, поскольку эта рациональность уже превосходит рабочую среду и вторгается во все сферы жизни.

Сибирский Институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право

Вариант 28. Государственное управление в сфере культуры

Выполнил: Соболева Юлия Игоревна

Новосибирск 2016

Введение

Культура - многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни страны. Культурные ценности представляют собой богатство и достоинство государства. Культурные традиции, заложенные нашими предками, являются неотъемлемой частью престижа страны на мировой арене. Недаром, приглашая международную делегацию, сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры, тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей.

Социальное управление будет способом к этой эмансипации, поскольку оно поощряет «более активное участие, диалогическое управление, в котором процесс принятия решений осуществляется через различные социальные субъекты». В качестве диалогического процесса управления, в котором полномочия по принятию решений распределяются между участниками акции. Социальное прилагательное, квалифицирующее управление существительным, будет пониматься как привилегированное пространство социальных отношений, в котором каждый человек имеет право говорить, без какого-либо принуждения.

Культура как сложное социальное явление представляет собой ценностно-нормативный механизм социальных взаимодействий, который важнейшей своей задачей считает обеспечение целостности общества и социальный порядок. Следовательно, культуру можно назвать зеркалом социума, где отражается развитие и особенности целой нации. В подтверждение вышесказанному можно привести формулировку понятия «культура», изложенное в статье Проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»: «Культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве».

Согласно Тенорио, процесс концептуального построения социального управления был бы через отрицательный диалектический процесс без претензий на концептуальный синтез, поскольку этот термин по-прежнему должен превосходить спектр стратегического управления. Эта концептуальная основа предназначена только для того, чтобы подчеркнуть необходимость того, чтобы руководители, независимо от юридической конфигурации организации, действовали в условиях, когда детерминантом их действий должно быть общество, а не рынок.

По мнению автора, эта перспектива была бы разделена Франкфуртской школой и мыслью Геррейро Рамоса. С другой стороны, Пиньо делает решительную критику в построении концепции социального управления и возможностей совещательного гражданства. По словам Пиньо, термин «эмансипационное управление» будет более уместным, чем социальное управление, поскольку «социальный термин является очень условным, неопределенным и чреватым двусмысленностями и может использоваться оппортунистически».

Актуальностью данной темы является то, что Россия - социальное государство и культура, являясь важной составляющей в социальном аспекте роста и развития страны, требует особой политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие гражданина в обществе. Понимая значимость развития культуры, перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социальной - культурной сфере так, чтобы обеспечить коммуникативную достоверность и охрану информации о культурной жизни страны.

Все условия, требуемые хабермасианским референтом, отсутствуют, хотя они и строятся. Однако автор признает, что эти трудности связаны с его собственными. Имплантация совместной и диалогической среды была бы опасна в этих условиях, потому что «существует высокий риск» гегемонии нынешней элиты, которая будет более подготовлена.

Критика Пиньо и его предложения сосредоточены на образовании, поскольку, по мнению автора, для коллективного принятия решений без принуждения участие должно было состояться, и участие будет проходить только через образование, что не является реальностью в Бразилия все еще.

Цель данной работы является изучение и анализ организации государственного управления в сфере культуры.

В соответствии с целью были выявлены ряд задач: определить сущность культурной сферы, проанализировать развитие культурной сферы, выявить специфику государственного управления культурой, охарактеризовать организацию государственного управления культурой.

В частности, мы понимаем проблему образования как ключевого. Если есть какое-то существенное участие, то участие в знаниях, а не унижение народных знаний, но осознание того, что переход в современный и современный мир требует серии базовых и широких знаний, без которых гражданин не учитывается.

То, что может показаться на первый взгляд «ведром холодной воды» в дискуссии о социальном управлении, также можно интерпретировать как стимул к теоретическому улучшению обсуждения. Критика Пиньо и других, которые могут произойти, необходимы для заполнения «теоретических и структурных пустот» строящегося поля. Без предвидения «разрешения» или даже «опровержения» этих критических замечаний будут изложены некоторые соображения.

Объектом исследования является система государственного управления.

Предметом исследования является организация управления в сфере культуры и искусства.

1. Организация государственного управления в сфере культуры

1.1 Структура органов управления в сфере культуры

Управление в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения культурного наследия общегосударственного значения и народов Российской Федерации. Компетенцию на определенных участках культурного управления реализуют такие федеральные органы исполнительной власти как Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Определенный ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами. Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Российской Федерации. В их ведении находится большинство объектов культуры.

Что касается номенклатуры социального управления, мы согласны с неточностью термина «социальный», который точно отражает его характер до сих пор неточным. Что касается возможностей и опасностей расширенного участия населения, то здесь позиция здесь заключается в том, что участие может и должно быть построено в Общественном пространстве. Мы согласны с Фрейре в том, что диалогическое образование - это длинный и трудный, но возможный путь в этом направлении. Процесс коллективного обсуждения со всеми его ошибками и правильностью, трудностями и даже утопиями является частью процесса обучения.

В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения. Также объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи.

Если бы это было не так, мы могли бы думать о «диктатуре знания», которая натурализует бюрократические структуры. Таким образом, даже если Бразилия не является Германией, перспектива коммуникативных действий Тенорио является интересным инструментом анализа для социального управления, который даже считается идеальным типом, как будет обсуждаться. Думая о социальном управлении в Бразилии, мы думаем о различиях, это означает думать о диалоге, понимании.

Возможно, самым важным вкладом Пиньо в эту критику является привлечение внимания к обещаниям, которые часто делаются во имя социального управления. Должна быть серьезность и ответственность с этим термином, но следует отметить, что значительная часть исследователей в области социального управления проводит конкретные действия, связанные с экономикой солидарности, народным образованием, организациями гражданского общества и т.д.

Министерство культуры Российской Федерации, согласно Положению о нем Правительства от 6 июня 1997 г. является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Также к компетенции Минкульта относится осуществление государственного регулирования и координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля над соблюдением установленного порядка вывоза и России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей. Министерство культуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей. Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых определяется Правительством Российской Федерации. Примером может служить Российская государственная библиотека или Государственный историко-культурный Музей-заповедник «Московский Кремль».

Аргументы и данные, используемые Пиньо, сильны и следуют последовательной линии рассуждений, которая ценит их критику. С другой стороны, критика согласуется с традиционной администрацией, как публичной, так и частной, и, хотя в ней кратко упоминается, она игнорирует несколько опытов и институтов, которые показали, что другие отношения потребления, власти, производства, сосуществования и т.д. возможны и реальны. Кроме того, есть ряд авторов, которые заявили о своем неудовлетворении статус-кво администрации, как Чанлат и Актюф, Геррейро Рамос, Трагтенберг, Престес Мотта, Фишер, Франсуа Фило и Тенрио.

1.2 Основные задачи Министерства культуры

Осуществление в сфере культуры государственной политики, которая обеспечивает необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчеств;

Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

Содействие развитию национальных культур народов России.

Здесь нет места для описания своего мышления, но оно сходится, чтобы переосмыслить традиционное управление, особенно в перспективе, основанной на социальном участии. Социальный менеджмент - это путь, хотя и не единственный, в этом смысле. Теперь мы можем представить некоторые характеристики социального управления как концепции. Эти характеристики обозначают первое приближение для характеристики концепции, основанной на справочной литературе. Нам еще не нравится готовить концепцию, даже если она была предварительной, учитывая интенсивность «стратегического спектра управления», которая может привести нас к дихотомии, которая не предназначена в этой статье.

Определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

Разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ систем мер по предупреждению незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

Кроме того, принятие решений основано на понимании, аргументировании и не обсуждении в утилитарном смысле этого термина. Эта первая характеристика, именно потому, что она основана на Тенорио, находится в оппозиции к габермасианскому коммуникативному действию.

Эти условия взаимозависимы, поскольку если решение является коллективным, принуждение является чуждым процессу, и понимание должно быть его способом. Еще одна особенность социального управления - прозрачность, потому что, если процесс принятия решений проходит через понимание, посредством использования языка и общения между людьми, информация должна быть доступна для всех, секретность и асимметрия информации также чужды этому процессу. Чтобы это произошло, язык должен быть понятным для всех участников.

Осуществление государственного контроля над вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата;

Управление деятельностью подведомственных организаций.

Основными нормативно-правовыми источниками в управлении культурой являются Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ. Так, например, правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г, устанавливающий основные принципы деятельности библиотек и гарантирует права человека и общественных объединений на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной мировой культуры и на культурную, научную и образовательную деятельность. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, находящихся в ведомстве музеев.

Мы снова подходим к коммуникативной деятельности Хабермаса. Наконец, у нас есть эмансипация как результат социального управления как процесса, основанного на совещательном гражданстве. Эффективное участие в процессе принятия решений приводит к росту и зрелости акторов, которые расширяют свой взгляд на мир как людей, наделенных разумом и гражданами, участвующими в общественной сфере.

Следует отметить, что эти характеристики, которые обсуждались: коллективное принятие решений, без принуждения и на основе понимания, прозрачности и понятного языка, можно рассматривать как идеальный веберовский тип, поскольку силовые отношения, социальное и культурное неравенство могут легко заставить нас поверить что эти характеристики невозможно проверить на практике. Сам процесс социального управления, благодаря его неизбежному потенциалу эмансипации, как правило, увеличивает возможности этих характеристик, если они представляют себя.

Государственного регулирование в области архивного дела и контроль над сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации осуществляет Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г. В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

Другими словами, социальный менеджмент как практика, руководствуясь этими характеристиками, путем увеличения возможностей эмансипации, как правило, усиливает их. Общественная сфера как основа социального управления. В концептуальной перспективе мы можем рассматривать аспекты публичной сферы Хабермаса как основу концепции социального управления. Анализируя концепцию общественного мнения Хабермаса, ясно, что в общественной сфере необходимы пространства, в которых, по сути, гражданское общество может выражать свое мнение и трансформироваться в политическое решение посредством коллективных действий.

В список ведомств, отвечающих за развитие культурной отрасли, входят Государственный комитет РФ по печати, Государственный комитет РФ по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и другие. Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления: Госкомимущество, Центральный Банк, прокуратура, налоговая инспекция и другие.

Габермасианское выражение «свобода выражения» является аспектом, защищенным автором в его взгляде на общественную сферу, которая согласуется с концепцией социального управления и его подходом к диалогическому управлению. Мы подчеркиваем, что необходимо проявлять определенную осторожность, чтобы не было неправильных толкований и что некоторые наивности не распространяются в этом смысле.

Следующий отрывок подтверждает проблему эмансипации как сильную черту в работе Хабермаса. Еще одна важная особенность Хабермаса - наличие предложения об освобождении. Уже в ранних работах можно отметить существование интереса к определению теоретического предложения, которое завершает реконструктивный анализ, основанный на вере в эволюцию общества посредством саморефлексии и эмансипационного интереса, это можно наблюдать в предисловии к Кризису законности в позднем капитализме или в последних текстах, таких как факт и достоверность.

Таким образом, структура органов государственной власти управления в сфере культуры представляет собой четко выстроенную иерархию ведомств, четко разграничивающих свою компетенцию. Из анализа данных ведомств следует, что все составляющие культурной отрасли находятся в ведении особых служб и комитетов, которые регулируются Министерством культуры РФ. Также выделяются определенные специализированные федеральные службы, обеспечивающие управление определенных отраслей культуры.

2. Основные направления государственной политики в сфере культуры

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятом Федеральном законе от 9 октября 1992г. N 3612 - I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»:

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

Архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства;

Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

Самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование;

Книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение; радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

В статье Федерального закона от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обозначены также первоочередные задачи государства в культурной сфере:

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Анализируя задачи, обозначенные в 90-е гг., необходимо отметить тот факт, что культура рассматривается государством как самостоятельная отрасль, не имеющая связи, например, с экономикой и политикой страны. Из списка задач видно, что государственная политика в культурной сфере направлена только на сохранение памятников культуры и этнические особенности. Первостепенной задачей не ставятся инновационное развитие культуры и процесс интеграции с другими отраслями народного хозяйства.

Наибольшее значение для управления в области культуры имеют Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Рассматривая вышеперечисленные правовые источники, можно определить первоочередные и долгосрочные цели культурной политики Российской Федерации. Так, к первоочередным можно отнести:

Разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает в себя стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сфере культуры;

Действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей, а также возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

Установление мер, усиливающих ответственность за преступление против культурного наследия страны.

Долгосрочные цели определяются, во-первых, формированием идеологических и нравственных основ демократического правового государства, во-вторых, созданием условий развития и воспроизводства творческого потенциала общества, а также формированием неискаженного исторического сознания и созданием культурного пространства страны. И снова при анализе основных правовых документов, включающих в себя основные цели культурной политики, видно, что государственные ориентиры носят консервативный характер. Тем не менее, цели и задачи, представленные в документах 90-х гг., успешно реализуются в современном обществе. Особый интерес представляет предложение Минкульта по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации, согласованное Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № МФ-П44-2462. В документе представлен план государственной политики в развитии сфере культуры до 2015 года, направленный на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. По мнению Минкульта сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда других факторов экономического характера. Тем самым, как считает Минкульт в данном документе, ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социально самочувствие населения.

Исходя из подобной позиции, Минкульт предлагает разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления. Для этого необходимо разработать номенклатуру государственных услуг в области культуры и модельные стандарты, инфраструктуры отрасли, в том числе и на селе, и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры. Оптимизация, главным образом, определяется путем создания многофункциональных учреждений - социально-культурных центров, культурно-спортивных комплексов, а также передвижных систем обслуживания, такие как автоклубы, библиобусы. Несомненно, оптимизируя организационные сети культуры, государство сможет гораздо быстрее и эффективнее вывести культуру на путь нового развития - инновационного. Возможно, решится ситуация с нехваткой федерального бюджета на улучшения состояний учреждений культуры, в частности, на селе. В качестве инструмента для реализации поставленной цели ставится вопрос о совершенствовании системы материального стимулирования специалистов в области культуры и искусства. Во многих субъектах РФ были приняты целевые программы по поддержке молодых специалистов, работающих в области культуры. Примером может являться Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. «Развитие культуры Зауралья на 2014-2020 гг». Немало важно также и техническое переоснащение объектов культуры. В этих целях Минкульт предлагает разработать натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения культурной сферы. На основе данных положений, учитывая то, что основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений. Этот вопрос Минкульт решает предложением о необходимости принятия правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организации культуры, в том числе и учреждений клубного типа, музеев, детских школ искусств. Несомненно, принятие правовых актов по гарантии условий обеспечения населения услугами организации культуры актуальны в существующей обстановке. Закрепленные нормативными актами положения об обеспечении культурного образования и досуга в стране смогут поднять статус культурного сектора у населения в целом. Открытым вопросом остается и качество услуг в сфере культуры, зависящее во многом от молодых профессионалов. Разработка мер по привлечению талантливой молодежи для работы в отрасли, что, по мнению Минкульта, позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, а также ускорить внедрение инновационных методов работы. Основной задачей в предложении Минкульта звучит модернизация системы повышения квалификации специалистов и разработки стандартов требований к персоналу. Данные задачи, по мнению автора работы, весьма сложны в реализации из-за недостаточного финансирования работников культуры и общего не престижного статуса профессий, связанных с обеспечением услуг в культурной сфере. В первую очередь для повышения качества услуг и подготовки профессионалов государству необходимо создать наилучшие условия для привлечения молодых специалистов, готовых продуктивно работать. Вторая часть предложения Минкульта о политики в сфере культуры посвящена сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов России. Основные аспекты по данному вопросу сводятся к совершенствованию законодательства об объектах культурного наследия народов России, урегулированию правового положения особо ценных памятников истории и культуры. Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников в Российской Федерации. Подводя итог анализа целевых ориентиров культурной политики государства, стоит отметить, что курс, избранный в 90-х гг XX века, актуален и в современной обстановке. Основными целями по-прежнему остаются сохранение и поддержка историко-культурной составляющей общественной жизни. В частности, необходимо отметить, что государство предоставляет поддержку в совершенствовании творческих проектов, оказывает поддержку в виде системы государственных грантов. Немаловажную роль отводят и материальной базе учреждений профессионального образования: модернизация помещений, оснащенность специальным оборудования для эффективной работы, обеспечение необходимым профессиональным инструментарием. Особо отменить хочется тот факт, что на основе предложения Минкульта можно рассуждать о постепенной ориентации сферы культуры на рынок путем внедрения современных форм менеджмента, создания условий для адаптации сферы культуры и массовых коммуникаций к рыночным условиям, стимулирования увеличения доли частного финансирования, в то числе использование механизма партнерства, развития меценатства и благотворительности. Обсуждается вопрос об интеграции России в мировой культурный процесс путем подготовки и реализации международных проектов в сфере культуры, способствующие росту престижа российской культуры.

Заключение

Рассматривая культуру как отрасль социальной сферы, необходимо помнить, что основными субъектами являются человек и общество. Поэтому организация государственного управления в данной сфере должна формироваться с учетом особенностей общественных взаимоотношений. Обозначив основные целевые ориентиры, государственная культурная политика должна, прежде всего, удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства. Сегодня можно наблюдать за тем, что культура становится мощным рычагом для социально-экономического развития страны. Богатство ресурсов, как природных, так человеческих, создает весьма твердую почву для выхода России на конкурентоспособный международный рынок путем культурной интеграции. Идеологическая роль культуры остается актуальна и в настоящее время: сохранение исторических документов, памятников, воспитание молодого поколения с истинными знаниями истории своей страны всегда будут высшей целью культурной политики. Развитая государственная структура управления в области культуры, представленная Министерством, комитетами и службами, создает все условия для достижения основных целей культурной политики. Управленческая стратегия и тактика в области культуры очень сложна из-за многозначности самой культуры и многоуровневости ее структуры. Стоит также отметить, что, к сожалению, наиболее острым до сих пор остается вопрос финансирования культурной сферы. Автор работы считает, что проблему нехватки федерального бюджета возможно несколько смягчить путем разделения финансовых функций социокультурной политики между государственными вложениями и благотворительными, коммерческими секторами. В то же время, социальная значимость культуры растет, а в пору кризисного существования - обостряется, так как усиливается потребность общества в стабилизирующем факторе развития, каковым является культура.

Список литературы

государственный управление культура

Российской Федерации.- М., Юридическая литература, 1993 г.

Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ "О библиотечном деле".

Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (с изменениями на 5 мая 2014 года).

Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" (с изменениями на 7 июня 2013 года).

Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".

Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте федерального закона "О творческих работниках и творческих союзах".

Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД "О проекте федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ)"

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по реализации от 1.06.2006 г. МФ-П44

Учебная и справочная литература Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.,2013. - 98 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Управление сферой культуры как важное направление муниципальной социальной политики. Организации и виды деятельности, относящиеся к сфере муниципальной культуры, методы управления их финансированием. Функции и юрисдикция муниципальных органов культуры.

    реферат , добавлен 23.09.2009

    Организационно-правовые основы государственного управления в социально-культурной сфере. Система управления в области культуры, принципы ее функционирования, внутренняя структура и направления взаимодействия подразделений, правовая основа деятельности.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2013

    Государственные услуги (ГУ): понятие, содержание и классификация. Правовое регулирование порядка предоставления ГУ в сфере культуры. Система органов и подведомственных учреждений, деятельность учреждений и органов, предоставляющих ГУ в сфере культуры.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Сущность и структура культурной сферы, факторы ее формирования и развития. Структура органов управления в исследуемой отрасли деятельности, направления государственной политики и методы регулирования, направления совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2015

    Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры: вызовы времени и ценности, анализ состояния в сфере культуры на примере муниципального образования, приоритетные направления развития, комплекс мероприятий и их значение.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Изучение полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в области здравоохранения и социальной защиты. Основные задачи и гарантии деятельности местных органов самоуправления в этих сферах.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2010

    Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области подготовки и переподготовки кадров для учреждений культуры. Деятельность Челябинской Академии культуры и искусства в решении проблем подготовки кадров для учреждений культуры.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Полномочия, задачи и функции органов власти Челябинской области в управлении культурой и подготовке и переподготовке кадров. Разработка предложений по совершенствованию деятельности Министерства культуры по обеспечению кадрами учреждений культуры.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Задачи государственного управления в сфере внутренних дел, его особенности. Организация правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. Система и правовой статус органов внутренних дел в России, история их развития, направления деятельности.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2013

    Обзор организации управления и финансирования культуры в муниципальном образовании. Общая характеристика отдела культуры Шумихинского муниципального района Курганской области. Определение организационно-управленческих моделей в сфере культуры и досуга.

Культура – многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в таком смысле это понятие используется в действующем законодательстве, в частности в Основах законодательства о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 и др.

К главным областям культурной деятельности относятся:

    Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

    Художественная литература, кинематография, сценическое, музыкальное искусство, архитектура, дизайн, фотоискусство и другие виды и жанры искусства;

    Художественные народные промыслы и ремесла;

    Музейное дело и коллекционирование;

    Архивное дело;

    Телевидение, радио;

    Эстетическое воспитание, художественное образование.

Деятельность и управление учреждениями культуры происходит с учетом их форм собственности, организационно-правовых форм и области деятельности.

Постановлениями Правительства РФ находившиеся в федеральной собственности государственные организации и учреждения культуры и здравоохранения, а также иное государственное имущество могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации, в свою очередь, субъекты Российской Федерации вправе передавать учреждения и объекты культуры в муниципальную собственность.

Организации и учреждения культуры по большей части приватизируются и приобретают форму, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, например, акционерного общества и др.

В области культуры традиционной формой организации творческой интеллигенции являются творческие союзы. Среди них Российский творческий союз работников культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Союз литераторов Российской Федерации, Союз художников России и др. Их правовой статус определяется уставами.

Государственные органы, осуществляющие управление культурой

Статья 114 Конституции РФ уполномочивает Правительство РФ обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры. Правительство РФ разрабатывает в установленном порядке федеральные государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации, издает постановления и распоряжения по вопросам культуры.

Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Министерство имеет право представлять в установленном порядке работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и почетным званиям, присваивает театрам и художественным коллективам независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности звание «академический».

В ведении Минкультуры России находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

3. Государственное управление здравоохранением и социальным развитием

Сфера здравоохранения

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политико-экономического, экологического, социально-культурного, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

    Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

    Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

    Доступность медико-социальной помощи;

    Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

    Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Организационно-правовыми формами обеспечения охраны здоровья населения являются:

    Государственная система здравоохранения, в которую включаются государственные органы, предприятия, учреждения и организации.

    Муниципальная система здравоохранения – муниципальные органы здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные и др. учреждения.

    Частная система здравоохранения, к которой относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

На уровне Российской Федерации, ее субъектов, местного самоуправления принято и действует большое число нормативных актов по вопросам здравоохранения, среди которых важное месте занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

Управление в области здравоохранения осуществляют:

    Правительство РФ;

Это орган общего руководства охраной здоровья населения и здравоохранением. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения.

Это федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление здравоохранением, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    Федеральное медико-биологическое агентство.

Отдельные функции государственного управления здравоохранением осуществляют через свои медицинские службы и учреждения некоторые федеральные органы исполнительной власти: МВД России, ФСБ, Минобороны России, Минобрнауки России и др.

На территориях субъектов Российской Федерации задачи и функции управления здравоохранением осуществляют органы исполнительной власти – главы администраций (губернаторы), правительства, а также министерства, главные управления, управления, департаменты и отделы здравоохранения.

Сфера социального развития

Конституция РФ провозгласила, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Конституция РФ гарантирует гражданам охрану труда и здоровья, определенный минимум оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых.

В качестве важнейших форм социальной защиты выступают государственные пенсии, пособия, иные социальные гарантии.

Государственное управление в сфере социальной защиты населения осуществляется по следующим основным направлениям:

    охрана труда, государственный контроль и надзор за соблюдением всеми работодателями условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

    государственная защита граждан от безработицы;

    реализация права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

    государственная защита материнства и детства;

    государственная защита вынужденных переселенцев и беженцев.

Известно, что в настоящее время в России проводится пенсионная реформа . Можно выделить две основные причины этого масштабного мероприятия:

Во-первых, Россия входит в неблагоприятный демографический период. Происходит неуклонное старение населения 5 . Если еще 20-30 лет назад на каждого пенсионера приходилось 3 - 4 работающих, то сейчас это соотношение составляет 1: 1,7. Это означает, что в условиях распределительной (солидарной) пенсионной системы, когда пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих, уже через 15 – 20 лет пришлось бы отчислять в Пенсионный фонд РФ не 26 % от фонда заработной платы, как сейчас, а уже 40 – 45 %. Такие цифры абсолютно неприемлемы для любой динамично развивающейся экономики.

Во-вторых, люди привыкли задумываться о пенсии только тогда, когда до нее остаются считаные годы. Поэтому они не заботятся о долгосрочном вложении своих сбережений. А ведь в условиях развитой экономики деньги являются важным ресурсом, который можно выгодно вложить и получить прибыль.

Суть реформы в том, что от распределительной системы пенсионных выплат страна перешла на накопительную систему. На работающих граждан из фонда заработной платы в объеме единого социального налога производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ на индивидуальные лицевые счета будущих пенсионеров. Счета состоят из двух частей: общей и специальной. Средства со специальной части лицевого счета можно инвестировать. В итоге пенсия во многом будет зависеть от того, какие средства накопятся на счете.

Пенсионная реформа нашла отражение в Федеральных законах от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правительственных документах.

Государственное управление в сфере социальной защиты населения возложено на Правительство РФ, Минздравсоцразвития России и подведомственные ему Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральную службу по труду и занятости.

Минздравсоцразвития России возглавляет систему органов исполнительной власти, ведающих на федеральном и региональном уровнях вопросами социальной защиты населения.