Гражданское общество и правовое государство их взаимосвязь. Характерные черты правового государства и гражданского общества. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество. В любом демократическом государстве имеется Парламен

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII века, то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его узком, современном понимании.

«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов».

Эффективное взаимодействие активного гражданского общества и правового государства - важнейшее условие гармоничного развития обоих.Вместе с тем, взаимоотношения структур гражданского общества и государственных органов пока далеки от идеала. Основная причина в том, что в нашей стране еще не завершился процесс становления как зрелого гражданского общества, так и сильного, эффективного демократического государства, хотя и то и другое уже сложились в своих основных чертах.

Применительно к сегодняшней России неуместен спор, должно ли государство направлять развитие гражданского общества, либо гражданское общество призвано максимально ограничивать государство. В настоящее время государство должно быть стороной гражданского общества, которая обусловливает его демократический характер.

В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно, в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по-своему государственному строю к правовым государствам. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства, который закрепляется в Конституции.

Правовое государство - это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане - общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества.

По Гегелю, фундаментальному теоретику идеи гражданского общества и правового государства (в его буржуазном видении), «гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право».

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и так далее. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Спатрак.- М.: 2000.участия государства, его органов и должностных лиц. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

  • 1. Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;
  • 2. Гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;
  • 3. Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;
  • 4. Гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;
  • 5. Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;
  • 6. С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;
  • 7. Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на создание демократического социально-правового государства.

Гражданское общество и правовое государство, их соотношение - кардинальная проблема для науки теории государства и права, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, огосударствлять его, то есть проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права - М, 2005 чрезмерной.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства. Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество - ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой - соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Существует сложная и важная проблема - найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием.

Так, в 20-30-е гг. XIX века разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933-1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

А в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Вместе с тем это было сильное государство, которое решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Саратовский филиал института государства и права Рос.акад. наук. - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.

Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество – это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства, и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

В структуре гражданского общества принято выделять определенные уровни, например: воспроизводства человека (семья, быт, культура, образование), уровень экономики (производство, распределение, обмен), где субъектами отношений выступают многообразные социальные объединения, уровень политики, где субъектами отношений выступают как граждане так и их объединения. Таким образом, эти уровни образуют своего рода подсистемы гражданского общества: экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную, информационную.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.



К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

– наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;

– самоуправленческий характер всей системы организаций;

– открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;

– связи и отношения координационного типа;

– плюралистическая система;

– правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений) включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования. В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона. Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т.Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813 г.). Идеи правового государства особое распространение приобрели в новое и новейшее время в трудах Ш-Л. Монтескье, Д.Локка, Ж-Ж..Руссо, Т.Гобса, Г.Гегеля, И.Канта, К.Т.Велькера. В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М.Гессена, С.А.Муромцева, С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, М.М.Ковалевского и др. Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в Конституциях, принятых после второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одного провозглашения государства правовым недостаточно, необходимо надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности. Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина. Правовое государство само себя ограничивает правом. Для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

– принцип приоритета права (господства права);

– принцип правовой защищенности человека и гражданина;

– принцип единства права и закона;

– принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства: правовой, индивидуально-правовой и организационно-правовой. Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство – видовым понятием. При построении правовой государственности не допустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой- целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определена (состав, компетенция, порядок формирования) и ограничена. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

Верховенство правового закона;

Реальное осуществление режима законности;

Наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;

Осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;

Реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;

Обеспечение принципа формально-юридического равенства;

Наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;

Эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;

Правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;

Наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;

Реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;

Равенство прав, свобод и обязанностей;

Доступность и эффективность правосудия;

Создание институциональных гарантий прав человека;

Легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать весь правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля за судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечивается государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

Общество и государство ‒ понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство ‒ лишь политическая часть общества, его элемент.

Общество (в широком смысле) ‒ совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) ‒ исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма общественных отношений.

Государство ‒ это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п. интересов в пределах определённой территории.

Государство занимает в обществе центральное положение. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.

В настоящее время во многих европейских государствах и в Российской Федерации, в частности, сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут проводиться в пользу государства. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания.

В демократических государствах постепенно исчезает существовавшее длительное время противостояние общества и государства. Государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом и стремится обеспечить соблюдение правовых норм, эффективность управления и социальные нужды, усиливается контроль гражданского общества за государством.

Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством, которая проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем эффективнее роль государства. И наоборот ‒ неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое подчиняет себе общество. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно. Общество порождает, выделяет из своих недр, государство ‒ его политическую организацию.

Следует подчеркнуть, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его движение вперёд протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Вот почему для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и на других принципах, лежащих в основе правового государства.

Становление гражданского общества ‒ это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно развиваются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество оказывает влияние на государство.

Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство ‒ это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда: каково общество, таково и его государство. В свою очередь государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни.

Степень зрелости гражданского общества и всех его составляющих институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. В связи с этим закрепление в конституционных ‒ правовых нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Российская Федерация как главная властвующая и организующая сила общества содействует развитию институтов гражданского общества, обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействует их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем:

1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создаёт необходимые условия для их успешной деятельности.Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет в законодательстве, наряду с другими формами собственности, собственность общественных организаций.



2. Государство определяет правовое положение общественных и иных организаций осуществляет регистрацию их уставов.Внутренние же отношения между членами организации регулируются нормами общественных организаций.

3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же содействуют в реализации некоторых решений общественных организаций, например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение и др.

Однако Российская Федерация, способствуя формированию гражданского общества, должна учитывать, что в России имеется ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс, во-первых, в социальной психологии гражданРоссии сформировалась привычка подчинения сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопросов общественной жизни; во-вторых, в сознании россиян традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность; в-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

С учётом этих особенностей для формирования гражданского общества в России необходимо:

1) создание экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и развитой экономике. Она должна быть многоукладной, сочетающей возможности, государственных, кооперативных, коллективных и частных товаропроизводителей-собственников.

2) достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведённого ими общественного продукта;

3) изменение социально-экономической системы общества, которая состояла бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

4) осуществление демократических преобразований политической системы, которое связано с повышением роли политических партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;

5) повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры, чтобы граждане России почувствовали себя субъектами государственной и местной власти.

Исходя из перечисленных задач определяются и функции государства в формировании гражданского общества в России. К основным направлениям формирования влиятельных институтов гражданского общества современной России ряд учёных относят:

1) формирование трудовых коллективов, семьи и среднего класса ‒ основы гражданского общества и стабильности конституционного строя;

2) становление гражданского финансового контроля ‒ своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств;

3) создание условий для развития политических партий и движений, являющихся связующим мостом между гражданским обществом и властью;

4) формирование средств массовой информации, обслуживающих интересы гражданского общества и государства;

5) осуществление государственной поддержки научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан;

6) законодательное оформление статуса общественной экспертизы, что позволит каждое социально значимое решение органа государственной власти пропускать через механизмы общественного согласия;

7) формирование информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Решение этой проблемы связано с сужением ведомственных и коммерческих тайн;

8) обучение государственных и муниципальных служащих практической работе в условиях информационной открытости и др.».

Конституция РФ и законодательство в целом создают благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества, однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного периода, постоянного внимания и помощи со стороны государства.

Закрепление идей гражданского общества в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как реализация их на практике способствует Российской Федерации стать подлинно конституционным государством.

За гражданами признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37, ч. 4).

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

1. Характерные черты правового государства и гражданского общества. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество - система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог - они не антиподы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача - не мешать нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личностьСоставными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;