Штраф за добровольное неисполнение законного требования потребителя — так ли он страшен? Штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовл, страхование в реалиях потребительского з

В настоящем материале будет затронута важная тема, связанная с претензиями надзорных органов к организациям, нарушающим требования законодательства при обращении с отходами. Ответственность за такие нарушения установлена в ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 08.03.2015; далее — КоАП РФ). Мы поговорим об особенностях применения данной статьи и возможностях снижения размера наказания, а также приведем примеры из арбитражной практики. В связи с намечаемыми серьезными изменениями в указанной статье, которые касаются дифференциации ответственности за разные виды нарушений при обращении с отходами, мы также обратимся и к этой теме и сделаем ряд критических замечаний.

А. главный инженер сайта СИ, электрик, были отправлены в суд, отметив, что они не предприняли достаточных мер безопасности для работы, что позволило установить неизолированный электрический кабель, что привело к производству смертельный несчастный случай.

Подсудимые были оправданы судом, считая, что положение об исключительном использовании изолированных кабелей возникло после аварии. Даже если такого положения не существует, факт установки и обслуживания кабеля, представляющего опасность, является обстоятельством, которое могло и должно было быть предвидено авторами принятой меры и, следовательно, обеспечить их ответственность преступник.

Ответственность за несоблюдение требований при обращении с отходами установлена в ст. 8.2 КоАП РФ:

Извлечение
из КоАП РФ

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, не все эти факты могут считаться преступлениями, и с этой точки зрения необходимо, чтобы социальная опасность представляла собой тяжесть аннуитета, иначе этот факт является лишь преступлением или нарушением. Отягчающая форма заключается в несоблюдении правил охраны труда против группы из не менее трех работников. Наконец, в пункте 3 того же текста закона отягчающий факт, что работник был помещен в такие условия, наказывается большим наказанием, которое он потерял или мог потерять свои возможности работа.

В следующем абзаце той же статьи предусматривается отягчающая форма наказания в исправительной тюрьме от двух до семи лет, совершение одной и той же вещи, в результате которой произошел взрыв, пожар или другая подобная ситуация, которая породила или могла иметь вызывает серьезные последствия.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые от негативных воздействий, которые возникают в результате обращения с отходами, а также особыми группами опасных веществ; объективной стороной действие или бездействие , состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; а субъектами — граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами .

Мы рассматриваем в связи с этим текстом, что не может быть никакой диссоциации между рабочим местом и самой работой, поскольку законодатель рассматривал особенно опасный характер деятельности в трудовом процессе, определяемый либо место, где эта деятельность разворачивается, или ее собственный характер.

Преступления на рабочем месте могут совершаться людьми, участвующими в процессе работы, работниками или клерками. Работодатели частных предприятий и мастерских также могут быть виновны в нарушении нормативных требований по этому вопросу. Однако положения о защите работы по договору на обслуживание между лицом и домашним работником не применяются в результате виновного нарушения таких требований, которые привели к его травме или смерти. В этих случаях общие положения уголовного кодекса применяются в отношении телесных повреждений или телесных повреждений.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению .

Для изложения нормы права в ст. 8.2 КоАП РФ использован бланкетный способ, при котором недостающие сведения должны быть восполнены нормами права, указанными в других нормативных актах. Применительно к области, связанной с обращением с отходами, такими нормативными актами являются:

Также сомнительно, могут ли преступления против защиты работы, совершенные должностным лицом, только результатом его или ее работы в рамках его уставных обязанностей или его фактических полномочий помимо правовых рамок? В этом отношении следует иметь в виду обязанности, выполняемые должностными лицами, даже если они превышают правовые рамки или имеют иной характер, поскольку они не могут быть освобождены от обязанности соблюдать правила защиты работы, лицо, которое, превысив свои полномочия, фактически совершает такое преступление.

В другой части утверждается, что преступления против охраны труда - в нынешнем состоянии нашего законодательства - являются непреднамеренными преступлениями, поэтому они совершаются по вине. Но за пределами вышеупомянутых ситуаций утверждалось, что преступления совершаются непреднамеренно, а когда преступный акт заключается в «отсутствии правовых ордеров», то есть в невыполнении правовых положений.

.в части экологических требований — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ);

.в части санитарно-эпидемиологических требований — Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014).

После того, как преступления, совершенные по вине, прямо указаны законом. Режим выражения, используемый законом в эквивалентных терминах, хотя полностью удовлетворяет требованиям ст. 126 пар. 2 ср. Не меняет обязательного характера положения, чтобы выразить то, что текст должен содержать, чтобы получить санкцию виновного преступления.

Нарушение несоблюдения правовых положений, касающихся методов охраны труда и техники безопасности, не отражает волеизъявление закона санкционировать эти преступления, даже если они виновны в искажении или других эквивалентных выражениях, поскольку никакое правовое положение не предусматривает его, В отсутствие такого явного распоряжения может быть только один вывод о том, что преступления против охраны труда являются преднамеренными преступлениями.

Для конкретизации ряда требований (и для определения порядка их реализации) существуют подзаконные акты .

Большое количество законодательных требований и нормативных актов в области обращения с отходами затрудняет применение ст. 8.2 КоАП РФ на практике именно из-за ее бланкетной формы. Государственным надзорным органам (а в случае судебных разбирательств — арбитражным судьям) необходимо установить и доказать:

Эта квалифицированная форма преступления расходуется путем преднамеренного создания опасности, даже если при производстве указанных результатов автор действовал непреднамеренно. Смертельные удары. На практике в большинстве случаев нарушения правил охраны труда совершаются по вине, что приводит к их надлежащей правовой классификации в случае непреднамеренных правонарушений, а не к преступлениям против охраны труда.

В советском законодательстве преступления против охраны труда также могут быть совершены по вине. Это решение более справедливо с учетом особого характера правовых положений, касающихся охраны труда в связи с правонарушениями службы. Таким образом создается более широкая область применения конкретных правил.

1) какую норму права предприятие нарушает своим действием/бездействием и касается ли эта норма экологических или санитарно-эпидемиологических требований, установленных в области обращения с отходами;

2) имеет ли отношение действие/бездействие к отходам вообще и обращению с отходами в частности.

При ответе на первый вопрос важное значение имеет квалификация государственных служащих и судей: они должны досконально знать весь массив законодательных требований. В большинстве случаев для определения состава административного правонарушения достаточно обратиться к Федеральному закону № 89-ФЗ, а иногда нужно учитывать требования подзаконных актов.

Хотя преступления против охраны труда в целом также затрагивают служебные отношения, эти преступления имеют особый характер в отношении социальных отношений, к которым они относятся, связанных с работой, жизнью и здоровьем трудящихся, что должно чтобы разграничить правонарушения.

Вот почему мы считаем, что это наблюдение должно сохраняться с точки зрения законодательного интереса. Как правило, несоблюдение норм охраны труда или технической безопасности представляет собой одно преступление, предусмотренное ст. 368 ч. если это само по себе, с точки зрения возможных последствий, представляет собой степень общественной опасности для оправдания уголовного преследования. Если, однако, произошло другое - например, травма или смерть человека - эта цель выявляет несоблюдение этих правил.

Чаще всего предприятия и организации привлекаются к ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за такие действия или бездействие, как:

Отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);

Отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в соответствующем порядке;

Был обсужден вопрос о правовой классификации актов несоблюдения правовых положений, касающихся охраны труда и техники безопасности, когда эти факты привели к ранению телесной целостности или здоровью или смерти жертвы. На самом деле, преступления против охраны труда не знают диспозиций для защиты людей за пределами производственного процесса, а само понятие охраны труда предполагает, что они ограничиваются только предметом этой деятельности.

Сахаров цитирует тот факт, что подсудимый, проводящий работу по организации новой линии связи, отменяет правила технической безопасности работы, оставляя непривязанную телефонную линию свободной и соприкасаясь с линией электропередач, привело к смерти человека от поражения электрическим током. которые не могут попасть в преступления против охраны труда. Нарушение правил охраны труда, совершенных им, не создавало опасных условий для подконтрольных рабочих, которые закончили работу и ушли в то время, но это представляло опасность для любого другого гражданина.

Отсутствие паспортов отходов, составленных в соответствии с требованиями законодательства;

Отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (далее — учет движения отходов);

Нарушения конкретных требований к накоплению, хранению, размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления определенных видов и классов опасности;

Только в том случае, если причина или опасность причинения вреда связана с жизнью или здоровьем человека, связанного с производственным подразделением, в котором нарушены требования безопасности, и когда выполняются другие необходимые условия, можно говорить о преступлении против охраны труда. Это не означает, однако, что сфера лиц, против которых мы рассматриваем преступление, ограничена теми, кто непосредственно участвует в выполнении работы, чья безопасность была нарушена.

Тем не менее, Уголовный колледж Верховного суда США выступал за ограничение тех, чье здоровье и жизнь защищены специальными положениями о преступлениях против охраны труда, а не работниками, которые непосредственно заинтересованы в выполнении работы, выполняемой без учета требований безопасности все остальные работники этого подразделения имеют должность третьих лиц.

Отсутствие определения класса опасности токсичных отходов производства и потребления .

Иногда при определении вида правонарушения происходит путаница вместо ст. 8.2 применяется ст. 8.1 « Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов » , реже — наоборот. А неправильная квалификация правонарушения — даже при наличии правонарушения как такового — влечет за собой признание правонарушения недоказанным и отмену административного наказания.

Дело было в следующем: Р. и В. были признаны виновными в том, что первый, в зависимости от главы участка на заводе, а второй - механик - не принял меры, предусмотренные в отношении безопасности техники работы открыв промывочный колпачок газонаполненного газового бака, который позволил работнику той же секции спуститься в резервуар, хотя он не получил задание в этом отношении, прививая себе газ в баке и пытаясь попытаться чтобы спасти его, умер второй рабочий.

Государственный трибунал поместил дело ответчика в преступление против охраны труда, но преступный колледж ошибочно заявил, что жертва была человеком, который не имел никакого отношения к работе, которая не была «назначена»на эту работу, но, наоборот, исходил из собственной инициативы в бензобаке, а другие пострадали в результате попыток спасти его.

Отметим, что в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ « несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей».

Сахаров критикует решение Уголовного суда Трибунала Суоми США, в основном учитывая, что противоположное решение было наложено на сложность современной промышленности, что делает правила охраны труда, присущие каждому производственному процессу, смотреть не только безопасность работников, которые непосредственно выполняют эти работы, и тот факт, что законодатель учитывает вероятность неосторожности работника, особенно когда он не знает особенностей различных секторов защиты, которые не связаны - прямая связь с его работой.

Однако мы считаем, что решение Верховного суда США происходит только потому, что сложность производственного процесса не может быть аргументом в борьбе с этим тезисом, но, наоборот, эта дифференциация деятельности рабочих создает непостижимые ситуации, в которых положения о защите труда значение по отношению к каждой отдельной фазе производственного процесса. Обобщая ценность этих правил, не отделяя то, что характерно для конкретной работы в общих рамках производственного процесса, приводит к выводу, что норма, созданная для защиты труда, в значительной степени лишена своего специфического характера.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-4973/12 по делу № А60-50398/2011, правонарушение не может быть квалифицировано по ст. 8.1 КоАП РФ, если нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе обращения с отходами производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности . Такая правовая позиция находит отражение во многих решениях арбитражных судов .

Фактически, тот, кто нарушает положение о защите труда, остается в социальных отношениях, которые предоставляют работникам возможность выполнять свою работу в неопасных условиях для их жизни и здоровья, но эти социальные отношения касаются определенной работы, которая некоторыми работниками, поэтому другой работник вне этой деятельности не может полагаться на специальные положения о защите.

Но мы должны дать другое решение, когда нарушенные положения о защите труда имеют общий характер для всех сотрудников предприятия, независимо от сектора, в котором они работают. В качестве общей черты, в законодательстве социалистических стран подчеркивается забота о жизни и здоровье рабочих в производственном процессе, признается особая социальная опасность в отношении отклонений от норм охраны труда и техники безопасности, в отличие от ситуации, в которой оказался рабочий в капиталистических странах.

ВСЕГДА ЛИ ВЫЯВЛЕННАЯ СИТУАЦИЯ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ОТХОДАМ И ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ?

Во время судебных разбирательств у надзорных органов могут возникнуть сложности при ответе на первую часть второго вопроса : имеет ли выявленное действие или бездействие отношение к отходам ? Бывают случаи, когда предприятиям удается доказать, что отходы (в том смысле, как они понимаются в законодательных актах) в результате их деятельности не образуются.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. В нескольких судебных разбирательствах представителями Росприроднадзора не были предъявлены доказательства отнесения к отходам грунтов, образовавшихся в результате землеройных работ. Согласно решениям судов, в данных случаях ст. 8.2 КоАП РФ не может быть применена .
2. При рассмотрении некоторых дел судьи пришли к выводу о том, что получаемый в результате переработки продукт не является отходом, а относится к продукту переработки и, соответственно, предприятие не может нести ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ .

В судебных решениях отмечалось (со ссылкой на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94), что юридические лица согласно уставной, проектной, технологической и иной документации могут самостоятельно определять, относятся ли образующиеся в процессе их хозяйственной деятельности вещества (материалы) к отходам производства и потребления (в соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Например, вещества и материалы, образовавшиеся в результате производственной деятельности, могут быть реализованы как продукция, если на предприятии имеются соответствующие технические условия и документация, причем разрабатываемая нормативная и/или техническая документация на продукцию должна учитывать требования соответствующих государственных и отраслевых стандартов, санитарно-эпидемиологических и экологических норм.

Для ответа на вторую часть второго вопроса (имеет ли выявленное нарушение отношение к обращению с отходами?) следует обратиться к ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, в которой содержатся определения видов обращения с отходами.

Следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления , которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Предприятия, оспаривающие решения контролирующих органов, часто ссылаются на то, что они не являются субъектами правонарушения, поскольку не специализируются на деятельности по обращению с отходами. Однако в своих решениях судьи, как правило, отмечают, что субъектный состав правонарушений, связанных с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходам и .

Более того, без соблюдения требований законодательства может вестись не только деятельность по обращению с отходами, но и деятельность, приводящая к образованию отходов. Напомним, что согласно формулировкам действующей редакции Федерального закона № 89-ФЗ образование отходов не относится к обращению с отходами. Но это не должно никого вводить в заблуждение, ведь указанный Федеральный закон устанавливает требования и к обращению с отходами , и к их образованию , поэтому определенные требования природоохранного законодательства распространяются и на те хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы. Организации, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны соблюдать предусмотренные законодательством экологические и санитарно-эпидемиологические требования к образованию отходов, а за несоблюдение этих требований могут быть подвергнуты наказанию в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ . Такая правовая позиция находит подтверждение во многих решениях судов .

ОДНО НАКАЗАНИЕ ЗА НЕСКОЛЬКО ПРАВОНАРУШЕНИЙ ИЛИ НАКАЗАНИЕ ЗА КАЖДОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?

Важно отметить, что за нарушения, выявленные при проведении проверки, органы государственного надзора могут вынести несколько постановлений о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по каждому из нарушений, а могут, перечислив все нарушения, назначить наказание в виде одного штрафа. Приведем типичные примеры из судебной практики, иллюстрирующие оба подхода.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3. В отношении Общества была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Общество не оформило паспорта на образующиеся отходы I-IV классов опасности; у него отсутствует отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и не ведется учет движения отходов. Государственный инспектор города Москвы по охране природы на основании протокола об административном правонарушении вынес постановление о назначении административного наказания в размере 101 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Общество оспорило постановление.
Решение суда: Арбитражный суд города Москвы отказал Обществу в удовлетворении заявления (Решение от 23.12.2014). Девятый арбитражный апелляционный суд изменил это Решение в части назначения наказания: штраф был снижен до минимального размера 100 000 руб. , в остальной части решение суда было оставлено без изменений (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 № 09АП-3411/2015 по делу № А40-105117/14) .
4. Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан провело плановую проверку деятельности Пароходства. Было установлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами, которое выразилось: а) в отсутствии согласованного Порядка производственного контроля в области обращения с отходами (далее — ППК ООО); б) в отсутствии в период с 01.07.2013 по 04.12.2013 установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Государственный инспектор вынес два постановления о привлечении Пароходства к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. за каждое правонарушение. Общество обжаловало постановления в судебном порядке.
Решение суда: постановления Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан в части наложения административного взыскания были изменены, в результате чего размер штрафа был снижен до 10 000 руб. за каждое правонарушение (см. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 по делу № А07-9505/2014) .

При оспаривании постановлений о назначении нескольких штрафов предприятия иногда ссылаются на ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение» . Такая позиция не соответствует букве и духу закона, т.к. ст. 8.2 КоАП РФ говорит о несоблюдении требований (а не какого-то одного требования), а поскольку требований при обращении с отходами много, то и нарушений, связанных с несоблюдением этих требований, тоже может быть много. Несоблюдение каждого из требований является самостоятельным административным правонарушением, а согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ «при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение» .

Почему же надзорные органы ограничивались назначением одного штрафа при фактическом совершении нескольких правонарушений? Возможно, они опасались, что во время судебного разбирательства предприятия смогут доказать свою невиновность в совершении некоторых из выявленных нарушений и избежать штрафов за эти нарушения; при назначении же одного штрафа, даже если предприятия смогут доказать свою невиновность по некоторым нарушениям, они все равно будут вынуждены заплатить штраф. А возможно, они считали назначение единственного штрафа вполне достаточным наказанием.

О МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Всегда ли суды соглашаются с наказанием, вынесенным государственным органом? Нет, это происходит далеко не всегда. Следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ «при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения , личность виновного, его имущественное положение , обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность » .

Перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, указан в ст. 4.3 КоАП РФ. Данный перечень ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Вынося за скобки некоторые обстоятельства, едва ли применимые в рассматриваемой области, укажем на такие отягчающие обстоятельства, как: продолжение противоправного поведения , несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, указан в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ и является достаточно обширным. Более того, согласно ч. 2 этой же статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ситуациях, когда предприятиям назначаются штрафные санкции, превышающие минимально установленные размеры, должны быть установлены и предъявлены суду отягчающие обстоятельства . Если такие обстоятельства не представлены (а обычно так и бывает), то суды (если не первой инстанции, то апелляционной), как правило, снижают суммы штрафов до минимально установленных — 100 000 руб. Это и произошло в рассмотренном ранее примере № 3 из судебной практики.

Оспаривая решения надзорных органов, предприятия иногда ссылаются на ст. 2.9 КоАП РФ «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения», согласно которой при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ограничиться устным замечанием . Отметим, что малозначительность административного правонарушения — оценочная категория, причем критерии оценки в КоАП РФ не установлены. Пленум ВАС РФ в п. 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» отметил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и определяется судами в каждом конкретном случае .

Следует отметить, что суды довольно редко соглашаются на признание правонарушений малозначительными применительно к ст. 8.2 КоАП РФ, даже в тех случаях, когда нарушение связано не с реальным вредом для окружающей среды, а лишь с отсутствием каких-либо документов (ПНООЛР, журнала учета движения отходов и др.). Это произошло в примере № 4 из судебной практики: довод о малозначительности правонарушения суд отклонил, «поскольку правонарушение совершено в сфере природоохранного законодательства, невыполнение всех установленных требований законодательства влияет на действенность принимаемых мер контроля в указанной сфере, касающейся интересов всего общества и населения» .

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

5. Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея провело проверку деятельности Общества. По результатам проверки 21.05.2014 был составлен акт, в котором были указаны следующие нарушения: 1) не разработаны ПНООЛР и не получены лимиты на размещение отходов для нескольких площадок; 2) отсутствуют согласованные паспорта опасных отходов I-IV классов опасности. Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Суд принял во внимание, что комплект материалов для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов был 15.04.2014 направлен в Росприроднадзор и плата за негативное воздействие на окружающую среду производится в отсутствие лимитов (т.е. оплачивается сверхлимитное размещение). Все это, по мнению суда, свидетельствовало об отсутствии признаков пренебрежительного отношения Общества к исполнению публичных обязанностей. Доказательства, подтверждающие наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинение им вреда, возникновение вредных последствий, при рассмотрении дела не были представлены.
Решение суда : суд квалифицировал правонарушение как малозначительное и отменил постановление Росприроднадзора (см. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2014 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу № А32-18988/2014) .

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НАЛИЧИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

При рассмотрении дел, связанных с соблюдением требований ст. 8.2 КоАП РФ, государственные надзорные органы обязаны представить все доказательства того, что нарушение имело место . Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные , на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Кроме внешних признаков нарушения требований при обращении с отходами, должны быть доказательства наличия самих отходов и/или операций по обращению с отходами .

Рассмотрим два примера из арбитражной практики на указанную тему. Первый из них, кстати сказать, дополнительно иллюстрирует ранее упомянутую возможность признания правонарушения малозначительным. Второй же пример очень показателен в отношении участившихся за последний год (по крайней мере, в Москве) случаев, связанных с назначением наказания по результатам административных расследований.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

6. Административным органом была проведена проверка соблюдения Учреждением природоохранного законодательства. Основным видом деятельности Учреждения является обезвреживание (сжигание) отходов сторонних предприятий. По результатам проверки был составлен акт, в котором были указаны выявленные нарушения, а именно: не предусмотрены аналитический контроль компонентного состава вторичных отходов (коксозольного остатка) и подтверждение класса опасности вторичных отходов, имеющих переменный состав (учитывая, что состав топлива постоянно меняется); не представлены паспорта на несколько отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) (в т.ч. ), а также на отход , не включенный в ФККО. По результатам проверки административным органом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 120 000 руб. Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Учреждение не оспаривало отсутствие паспортов некоторых отходов на момент проверки, но указало, что паспорта на отходы, включенные в ФККО (за исключением горнового песка), были получены ранее. Соответствующие паспорта, согласованные с Росприроднадзором (с датой согласования до проведения проверки), были представлены в материалы дела. Суд пришел к выводу, что совершенное административное правонарушение, выраженное в отсутствии на момент проверки паспортов на отходы, несмотря на формальное наличие признаков состава административного правонарушения, в данном случае не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Отягчающих обстоятельств установлено не было. В результате данное правонарушение было квалифицировано как малозначительное и суд ограничился устным замечанием.
Для отхода «золошлаки от установок сжигания отходов» Учреждение представило расчет класса опасности , датированный 2006 г. Суд пришел к выводу о неправомерном привлечении Учреждения к административной ответственности за отсутствие паспорта опасного отхода на данный вид отхода, поскольку он не включен в ФККО.
Что касается отхода «горновой песок литейного производства» , то административный орган в качестве доказательства образования этого отхода сослался на отчет об образовании отходов , который был представлен Учреждением и в котором был упомянут данный отход. Учреждение заявило, что этот отход фактически не образовывался и был включен в отчет по ошибке. Суд отметил, что указание в отчете данных об образовании отхода не может служить доказательством его фактического образования без проведения дополнительных исследований.
Суд счел недоказанным совершение правонарушения, выраженного в том, что Обществом не предусмотрены аналитический контроль компонентного состава вторичных отходов и подтверждение класса опасности вторичных отходов, имеющих переменный состав. Такие обязанности не прописаны в законодательстве, и доказательств наличия этих обязанностей не было представлено.
Решение суда: с учетом всех обстоятельств постановление об административном правонарушении было признано незаконным и отменено (см. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2014 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу № А32-19222/2013) .
7. Департамент Росприроднадзора по ЦФО возбудил в отношении Банка дело об административном правонарушении. Что любопытно — так указано в решении суда — дело было возбуждено на основании сведений из служебной записки налогового органа, содержащей список организаций, не сдавших документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в числе которых был указан и Банк. В результате административного расследования были выявлены допущенные Банком нарушения: отсутствует разработанный и согласованный ПНООЛР; отсутствует согласованный ППК ООО; отсутствуют паспорта опасных отходов; классы опасности отходов не подтверждены; учет движения отходов не ведется и т.п.
Выявив нарушения, Росприроднадзор вынес четыре постановления, по которым Банк привлекался к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 (!) руб. за каждое правонарушение. Банк, обратившись в суд, указал, что он является арендатором помещений и не осуществляет деятельности в области обращения с отходами. Представитель Росприроднадзора в судебном заседании пояснил, что в рамках административного расследования государственный инспектор на место совершения административного правонарушения не выезжал, осмотр занимаемых Банком помещений не производился. Выводы Росприроднадзора об осуществлении Банком деятельности по сбору и накоплению отходов, а также о том, что Банком организованы сбор и накопление образующихся отходов, сделаны лишь на основании представленных Банком в материалы административного дела договоров аренды помещений, а также договоров и актов о вывозе отходов, заключенных Банком с подрядными организациями. Доказательства, подтверждающие фактическое обнаружение события административного правонарушения, представлены не были. Суд установил, что Росприроднадзор не доказал факта обращения с отходами со стороны Банка, т.е. наличие в действиях Банка состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, не было доказано.
Решение суда: постановления Росприроднадзора по ЦФО были признаны незаконными и отменены (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2014 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу № А40-103837/14) .

О ВОЗМОЖНОСТИ СНИЖЕНИЯ ШТРАФОВ НИЖЕ МИНИМАЛЬНЫХ

Вероятно, вы обратили внимание на то, что в примере № 4 из судебной практики административное наказание было снижено ниже минимально установленного размера. Как это могло произойти и с чем это связано?

Решения арбитражных судов по указанному и аналогичным делам основывались на позиции Конституционного Суда РФ, суть которой заключается в следующем: административный штраф — мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом ; размеры штрафов (особенно минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и соразмерности , позволять учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины юридического лица, его имущественное и финансовое положение , а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности . Обеспечение индивидуализации становится невозможной или затруднительной, когда минимальный размер штрафа составляет более 100 000 руб. В соответствии с КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от их организационно-правовых форм, места нахождения и других обстоятельств. Размер административных наказаний установлен одинаковым для всех юридических лиц — от крупных компании до субъектов малого предпринимательства и государственных учреждений. Если для крупных компаний штраф в 100 000 руб. может быть необременительным, то для других организаций (особенно тех, кто осуществляет социальные, образовательные, культурные, научные и другие некоммерческие функции) привлечение к административной ответственности может оказаться непосильным и привести к тяжелым последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации.

Указанная позиция Конституционного Суда РФ нашла отражение в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П), в котором было определено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер штрафа за которые установлен в сумме 100 000 руб. и более, может быть снижен. Такая позиция соответствует положениям Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 о разумном балансе публичного и частного интересов, а также конституционным принципам соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в Постановлении № 4-П.

Согласно выводу Конституционного Суда РФ, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях . Cуд, рассматривая соответствующее заявление юридического лица, имеет возможность снизить размер ранее назначенного административного штрафа.

В примере № 4 из судебной практики суд учел следующие обстоятельства. Да, в течение 5 месяцев Пароходство осуществляло деятельность без установленных нормативов образования отходов, однако оно представило документы о том, что сразу по истечении срока действия предыдущего ПНООЛР Пароходство обратилось в Росприроднадзор с заявлением об утверждении нормативов образования отходов, но получило отказ в связи с наличием замечаний к представленному ПНООЛР. После устранения выявленных замечаний ПНООЛР был подан повторно и утвержден. Суд счел, что в данном случае со стороны Пароходства были приняты своевременные меры по согласованию нормативов, а это свидетельствует об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения. Суд также учел, что Пароходством были приняты оперативные меры по устранению нарушения в части согласования ППК ООО: сразу после проведения проверки Пароходство направило ППК ООО на согласование. Оценив фактические обстоятельства совершения правонарушений, арбитражный суд посчитал, что два штрафа по 100 000 руб. будут являться чрезмерным наказанием, излишне ограничивающим права Пароходства, несоразмерным обстоятельствам и характеру выявленных нарушений. Поэтому суд счел возможным снизить размер административного штрафа ниже минимального — до 10 000 руб. — по каждому из нарушений.

Решения судов в примере № 4 и ряде других случаев были вынесены во второй половине 2014 г., а 31.12.2014 был принят Федеральный закон № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым в ст. 4.1 КоАП РФ появились чч. 3.2 и 3.3 следующего содержания:

«3.2. При наличии исключительных обстоятельств , связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей .

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».

С появлением в КоАП РФ указанных положений суды получили полное право снижать штрафные санкции ниже минимального 100-тысячного штрафа, но лишились права устанавливать наказание произвольно. То есть если минимальный размер штрафа за административное правонарушение составляет 100 000 руб., то в исключительных случаях, для обеспечения индивидуализации наказания, размер штрафа может быть снижен до 50 000 руб . Так и произошло в следующем примере из судебной практики.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

8. В декабре 2014 г. Управлением Росприроднадзора по Калужской области была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Общества. В ходе проведения проверки было установлено, что в процессе осуществления Обществом деятельности допускается несоблюдение экологических требований при обращении с отходами: учет движения отходов в установленном порядке не ведется; не согласован ППК ООО; не обеспечено накопление отходов ртутных ламп отдельно от других видов отходов; производится захламление территории металлоломом, строительным мусором, бочками из-под краски и другими отходами. Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Общество обратилось в суд: факт совершенного правонарушения оно признало, но ходатайствовало о снижении размера штрафа, указывая на отсутствие отягчающих обстоятельствах, свое тяжелое финансовое и имущественное положение, а также на принятие им мер по устранению допущенных нарушений.
Решение суда: суд счел возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела — до 50 000 руб. (см. Р ешение Арбитражного суда Калужской области от 05.03.2015 по делу № А23-47/2015) .

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Итак, как было видно из рассмотренных примеров №№ 4 и 8 из судебной практики, проблема дифференциации ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ, является очень важной . В настоящее время она частично решена наличием возможности снизить размер штрафа ниже минимального. Но эта возможность (как и возможность признания правонарушений малозначительными) может быть применена в исключительных случаях, и такую исключительность каждый раз нужно доказывать.

Другая законодательная инициатива, связанная с дифференциацией ответственности, нашла отражение в проекте Федерального закона № 690757-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект № 690757-6). Данным проектом предлагается внести изменения в ст. 8.2 КоАП РФ, которые должны конкретизировать составы административных правонарушений с учетом экологических требований, установленных Федеральным законом № 89-ФЗ. Предполагается, что указанная статья будет носить название «Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ» и состоять из 6 частей:

Извлечение
из проекта № 690757-6
(текст по состоянию на 17.03.2015)

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ
1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с веществами, разрушающими озоновый слой , влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления I-IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления I-IV классов опасности , влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления V класса опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления V класса опасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
5. Неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, по подтверждению отнесения отходов производства и потребления к I-V классам опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с такими отходами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
6. Несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В пояснительной записке к проекту № 690757-6 Правительство Российской Федерации, обосновывая необходимость внесения поправок в КоАП РФ, указывает, в частности, на следующие обстоятельства :

Анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению требований, установленных Федеральным законом № 89-ФЗ, в ст. 8.2 КоАП РФ не дифференцированы по составу административных правонарушений, в результате чего ряд нарушений законодательства остаются безнаказанными;

Федеральный закон № 89-ФЗ содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов. Существующая редакция ст. 8.2 КоАП РФ не учитывает этих аспектов и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением.

Мы, конечно, не имеем таких возможностей и полномочий для проведения анализа правоприменительной практики, как Правительство Российской Федерации, и вполне допускаем, что в некоторых случаях отсутствие дифференциации по составу правонарушений может оставить безнаказанными те или иные виды реальных правонарушений. Но, на наш взгляд, обычно это происходит тогда, когда интересы надзорных органов представляют не слишком опытные специалисты, а интересы предприятий, наоборот, опытные экологи и юристы. Как нам кажется, полная отмена арбитражными судами наказаний чаще всего происходит вследствие процедурных нарушений при проведении надзорных проверок и вынесении предписаний или по причине невозможности представления контролирующими органами достаточных доказательств совершенных правонарушений, а вовсе не из-за недостатков слишком «общей» формулировки ст. 8.2 КоАП РФ. Наш опыт работы и собственный анализ арбитражной практики как раз свидетельствуют об обратном: за правонарушения, не представляющие большой опасности для общественных отношений, предприятия порой подвергаются слишком большим штрафам. Собственно, об этом шла речь в примерах № 4, 5, 6 и 8 из судебной практики.

В связи с вышесказанным, в целом признавая актуальность и необходимость внесения поправок в ст. 8.2 КоАП РФ , позволим себе сформулировать соображения и критические замечания к проекту № 690757-6 :

1. По нашему мнению, идея дифференциации наказания по видам правонарушений в целом правильная .

2. Снижение предлагаемых размеров минимального наказания , предусмотренного в чч. 4-6 предлагаемой редакции ст. 8.2 КоАП РФ, можно приветствовать .

3. Выделение в качестве отдельного правонарушения несоблюдения обязанностей по представлению субъектами малого и среднего предпринимательства соответствующей отчетности по отходам — с установлением сниженного размера наказания — очень правильное решение .

4. Мы можем приветствовать дифференциацию ответственности за несоблюдение экологических требований и правил , направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления I-IV классов опасности , и — с другой стороны — за аналогичные нарушения, связанные с обращением с отходами V класса опасности . Хотя во многих случаях разделение отходов на классы опасности достаточно условно. Так, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности по ФККО) может по составу практически не отличаться от мусора от уборки помещений и предприятий торговли (V класс опасности по ФККО), более того — у многих организаций образуются оба вида отходов и их накопление происходит в смеси. Если законодатели не видят возможности снизить и уравнять ответственность за обращение с отходами IV и V классов опасности, может быть, имеет смысл усилить дифференциацию, отдельно предусмотрев ответственность за обращение с отходами I-III классов опасности, которые могут представлять реальную опасность для окружающей среды?

5. Нас несколько смущает формулировка «...требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами » . Кто и как будет определять, направлены ли те или иные правила и требования именно на обеспечение безопасного обращения с отходами? А если экологические требования будут направлены, например, на рациональное природопользование, сохранение ресурсов или эти требования будут связаны с ведением документации — как наказывать за несоблюдение таких требований?

6. У нас вызывает вопросы предлагаемая дифференциация ответственности за отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов , с одной стороны, I-IV классов опасности и с другой — V класса опасности . Отметим, что в ПНООЛР должны быть учтены отходы всех классов опасности, а лимиты на размещение отходов устанавливаются в одном документе. При этом наличие в ПНООЛР отходов только V класса опасности — большая редкость. Если следовать формальной логике предлагаемых нововведений, то при отсутствии ПНООЛР — если образуются отходы и IV, и V классов опасности — будет очевиден факт отсутствия установленных нормативов образования отходов и IV, и V классов опасности. Что же, придется штрафовать предприятие по обеим частям ст. 8.2 КоАП РФ как за два нарушения?! Логичнее было бы выделить такое нарушение, как отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по сути — отсутствие согласованного и действующего ПНООЛР), в отдельную часть ст. 8.2 без дифференциации по классу опасности. Ведь для малого и среднего бизнеса наказание за непредставление отчетности не дифференцировано по классам опасности отходов!

7. Пугает предложенная дифференциация — как и вообще сама формулировка правонарушения — наказания за несоблюдение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . О том, что нормативы образования отходов в настоящее время не устанавливаются и — применительно к нормированию допустимого воздействия на окружающую среду в области обращения с отходами — уполномоченные государственные органы устанавливают только лимиты на размещение отходов, мы уже писали . Кстати говоря, внося плату за сверхлимитное размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента предприятия уже и так некоторым образом наказываются.

Но самое главное: предлагаемая формулировка административного правонарушения («несоблюдение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» ) и предлагаемая неотвратимость наказания за такое нарушение, на наш взгляд, противоречит сразу двум федеральным законам — Федеральному закону № 89-ФЗ и Федеральному закону № 7-ФЗ.

Обратимся к данным Федеральным законам:

. «При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации» (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ). Заметьте, именно «может быть» , в то время как предлагаемые поправки в КоАП РФ однозначно трактуют несоблюдение нормативов и лимитов как правонарушение. И речь в приведенном извлечении идет именно об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности (причем не любой деятельности, а деятельности в области обращения с отходами), но вовсе не об административном наказании в виде штрафа;

.«За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством» (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ). Ответственность за несоблюдение (превышение) установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (к которым относятся и лимиты на размещение отходов) напрямую увязывается с причиненным вредом для окружающей среды, а представленные в проекте № 690757-6 поправки в КоАП РФ однозначно предлагают наказывать за несоблюдение лимитов на размещение отходов вне зависимости от того, причинен окружающей среде вред (и вообще, может ли он быть определен и доказан) или не причинен.

8. Если в предлагаемой редакции ст. 8.2 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень правонарушений при обращении с отходами, то из сферы действия этой статьи могут выпасть некоторые нарушения требований Федерального закона № 89-ФЗ. Например, по какой части указанной статьи классифицировать такое нарушение, как невыполнение юридическими лицами обязанности по ведению в установленном порядке учета движения отходов? Эта обязанность предусмотрена ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, и за ее невыполнение до сих пор предприятия наказывались штрафами в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. Возможно, надзорные органы будут настаивать на том, что ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ направлена на обеспечение безопасного обращения с отходами, но такое заключение очень спорно.

9. Если правонарушения, связанные с несоблюдением экологических требований, дифференцированы не только в зависимости от вида правонарушений, но и в зависимости от класса опасности отходов, то почему для санитарно-эпидемиологических требований подобная дифференциация не предусмотрена ?

ВЫВОДЫ

На основании информации, приведенной в статье, мы можем сделать следующие выводы:

1. Для отстаивания интересов предприятий при предъявлении к ним обвинений в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, экологам и юристам нужно очень хорошо разбираться в существующих требованиях, связанных с обращением с отходами.

2. Не менее важно разбираться в особенностях применения и других статей КоАП РФ.

3. Наказание в виде штрафа может быть назначено выше минимально установленного, как правило, лишь при наличии отягчающих обстоятельств.

4. В исключительных случаях предприятие может рассчитывать на признание правонарушения малозначительным (с отменой денежного штрафа) или снижение размера штрафных санкций ниже минимально установленного.

5. Административный орган при рассмотрении дела в суде обязан доказать состав административного правонарушения и наличие факта обращения с отходами.

6. Предлагаемая законопроектом № 690757-6 концепция дифференциации ответственности за правонарушения в области обращения с отходами нуждается в переосмыслении и серьезной переработке.

И самое главное, при обращении с отходами соблюдайте все экологические и санитарно-эпидемиологические требования — и вероятность того, что вы столкнетесь с применением в отношении вашего предприятия ст. 8.2 КоАП РФ, будет стремиться к нулю!

Так, при несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований чаще всего нарушаются требования СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». При несоблюдении экологических требований могут быть нарушены положения Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014) (при ведении учета образования и движения отходов) , Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013) (при обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп) и др.

См., например, Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.11.2014 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу № А62-5821/2014.

См. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 по делу № А32-5510/2014; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2015 по делу № А32-14760/2014.

.


Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении "власть - подчинение": руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана - в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения - противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания - дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо - и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 - 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.