Кто осуществляет государственный энергетический надзор. Федеральный государственный энергетический надзор. Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.

15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:

а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;

в) окончания проведения последней плановой проверки.

16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:

по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;

по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.

При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).

Права и обязанности инспекторов органов Госэнергонадзора РФ

Григорий Кулеша , специалист юридической службы ГУ «Петербурггосэнергонадзор»

Как правило, энергетики предприятий ждут посещения инспектора Госэнергонадзора с некоторым содроганием. Считается, что любая проверка обязательно сопровождается необоснованными придирками со стороны инспектора, массой потраченного времени и нервов. Не все четко представляют, что имеет право потребовать инспектор Госэнергонадзора, где заканчиваются его полномочия. Между тем права и обязанности инспектора Госэнергонадзора строго регламентированы Федеральным законом, Постановлением Правительства РФ, а также иными нормативными документами (Мин-энерго России, Госэнергонадзора и др.).

Энергетики должны знать, что если вопросы энергобезопасности и надежности энергоснабжения ими не игнорируются, а ведется целенаправленная работа в этом направлении, нечего волноваться при визите инспектора Госэнергонадзора. Перед инспектором стоит задача не наказать энергетика, главного инженера или руководителя предприятия, а оказать им помощь в обеспечении надежного, безопасного и качественного энергоснабжения своего предприятия. Вот перечень основных прав и обязанностей инспектора Госэнергонадзора.

Основной задачей органов госэнергонадзора является осуществление контроля за:

  • техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций;
  • рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
Что может инспектор

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права и обязанности государственных инспекторов органов Госэнергонадзора, являются Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ». В соответствии с указанным Постановлением государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право: Давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции. Компетенция органов Госэнергонадзора вытекает из тех задач, которые на них возложены государством.

  • Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу третьих лиц, а также привести к аварии, пожару. Это положение дублируется и в ч. 2 ст. 546 ГК РФ.
    Отключение - это не наказание, это необходимая мера. Именно для целей обеспечения энергетической безопасности органы Госэнергонадзора созданы и выполняют свои функции.
  • Осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации. Порядок проведения проверки знаний закреплен в ПЭЭП, ПТБ, в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02. 2000 № 49, а также в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М -016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), введенных в действие с 1 июля 2001 года.
    В соответствии с ранее действовавшими Правилами пользования электрической и тепловой энергией, отсутствие персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, являлось безусловным основанием к прекращению подачи энергии. Но в настоящее время Правила пользования электрической и тепловой энергией отменены, и действуют только статьи Гражданского кодекса, регулирующие отношения в сфере энергоснабжения. В связи с этим возникает вопрос о законности прекращения подачи электрической или тепловой энергии при отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний.
    Энергоустановка (тепло- или электроустановка) являются источником повышенной опасности.
    Без-опасная эксплуатация энергоустановок возможна только при наличии у лиц, их эксплуатирующих, достаточных знаний. Органы госэнергонадзора осуществляют проверку знаний у лиц, ответственных за энергохозяйство предприятия.
    Таким образом, при отсутствии аттестованного персонала предприятие не может гарантировать без-опасную эксплуатацию энергоустановок как для своих сотрудников так и для других лиц, что соответственно может привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека. В этом случае энергоустановки предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ подлежат отключению.
  • Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.
    Кроме того, в соответствии с новым Трудовым кодексом России, в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
  • Принимать участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
  • Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок.
    Допуск в эксплуатацию энергоустановок осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, утвержденной Минтопэнерго России 30 июля 1999 года.
    Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок заключается в обследовании энергоустановки инспектором Госэнергонадзора, составлении акта-допуска энергоустановки в эксплуатацию после рассмотрения представленной документации (перечень документов указан в Инструкции) и выдаче разрешения энергоснабжающей и энергопотребляющей организациям на подключение данной энергоустановки.
  • Давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.
    Данное право связано прежде всего с полномочиями органов Госэнергонадзора в области энергосбережения. Кроме того, договор энергоснабжения в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть заключен только при обеспечении учета энергии. Обязательность установления приборов учета энергии прямо предусмотрена и законом РФ «Об энергосбережении».
  • Проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.
    В соответствии с этим требованием в Госэнергонадзоре должны быть согласованы все проекты (электрическая, тепловая и топливная части), в том числе и по вопросам рационального использования энергии.
  • Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ).При этом распоряжение о проведении проверки должно содержать:
    - номер, дату распоряжения о проведении проверки;
    - наименование органа государственного энергетического надзора;
    - фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
    - наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
    - цели, задачи и вид мероприятия по контролю;
    - правовые основания проведения мероприятия по контролю;
  • - дата начала и окончания мероприятия по контролю.
    Следует отметить, что при проведении лицензионного контроля, а также в случае контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, предъявление распоряжения о проведении проверки не требуется. Оно также не требуется, если мероприятия по контролю осуществляются в связи с обращением самого предприятия.
    В правилах пользования электрической и тепловой энергией ранее однозначно указывалось на то, что недопущение должностного лица энергетического надзора к электроустановкам потребителя или к приборам учета электроэнергии является безусловным основанием для прекращения подачи электрической энергии.
Инспектор обязан хранить коммерческую тайну

Для осуществления возложенных на органы Госэнергонадзора функций они могут запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора. При этом ссылка на то, что тот или иной документ составляет коммерческую тайну, совершенно не основательна. Инспектор имеет право требовать любой документ, который ему необходим для выполнения своих функций. Естественно, при этом он несет ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия - так же, как, например, и налоговый инспектор, сотрудник налоговой полиции. В ГУ «Петербурггосэнергонадзор» разработано и утверждено Положение о служебной информации, в котором регламентирован порядок обращения информации, которая стала известна инспектору Госэнергонадзора в процессе осуществления энергетического надзора, в том числе и информации, составляющей коммерческую тайну.
В случае если в результате разглашения инспектором Госэнергонадзора коммерческой тайны, организации будет причинен вред, организация вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке. Однако подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения (п.11 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938).

Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.

Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь, лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.

Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

Действия (бездействие) должностных лиц решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

86. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, при которых ответ на жалобу не дается

Gри получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении (жалобе) заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Ростехнадзор или в его территориальный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Жалобы на решения, принятые руководителем, рассматриваются непосредственно руководителем.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/

Жалоба должна содержать:

а) наименование должностного лица, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

При рассмотрении обращения (жалобы) заявители имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 87-92 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

В порядке досудебного обжалования заявитель вправе обратиться для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществленных (принятых) в ходе исполнения государственной функции, письменно почтовым или факсимильным отправлением, а также в устной форме при личном приеме.

Действия должностных лиц и руководителя, принятые в рамках исполнения государственной функции в соответствии с Регламентом, могут быть обжалованы руководителю.

Сроки рассмотрения жалобы

Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель органа, в который поступило обращение, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре обжалования

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предусмотренную настоящим Регламентом государственную функцию:

признает правомерными действия указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;

признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений в ходе осуществления административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Результат досудебного обжалования сообщается заинтересованному лицу в виде ответа, подписанного руководителем или его заместителем, руководителем территориального органа или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом.

Ответ на обращение (жалобу) направляется по почтовому и (или) электронному адресу, указанному в обращении.


Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
В настоящее время (вплоть до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти) указанный контроль находится в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.
Основной задачей надзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее - топливно-энергетические ресурсы) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от формы собственности.
Органы и учреждения энергонадзора осуществляют надзор:
- за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
- обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
- соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
- организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
- эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.
Работникам энергетического надзора предоставляется право:
- давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
- требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
- осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
- давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
- принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепло-использующих установок;
- осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Органы и учреждения энергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
- участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
- участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах полномочий, предоставляемых Министерством промышленности и энергетики РФ;
- организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
- заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
- осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
- разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
Органы и учреждения энергонадзора имеют право:
- запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
- привлекать по согласованию с руководителями организаций специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора, и составления экспертных заключений.

Еще по теме Государственный энергетический надзор:

  1. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
  2. 4. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций